admin / 06.05.2020

ЗИЛ что производит

Судьба ЗиЛа — от флагмана индустриализации до арт-объекта и фитнес-центра. Ура импортозамещению?

Вековой юбилей легендарного завода отмечают только девелоперы

В этом году 100 лет исполняется мастодонту отечественного автопрома – Заводу имени Лихачева.

ЗиЛ – не просто набор ржавых корпусов и никому не нужного хлама на «аппетитном кусочке земли», как позиционируют его сегодня девелоперы. Это завод-эпоха, судьба предприятия тесно переплетена с историей страны. И вот десятые годы нового века грозят эту эпоху закончить. Несколько лет назад мэр Москвы Сергей Собянин утвердил проект «планировки ЗиЛа», точнее, перепланировки. Но если говорить откровенно – то началась зачистка территории под жилой комплекс, торговый центр и другие радости жизни.

Поначалу планировалось оставить производство машин на законном месте, но в меньших масштабах (хотя после 90-х гг. завод не реализовывал и 20% от своего потенциала – куда меньше?), но сегодня уже говорят о том, что ЗиЛ переедет за Москву. Понятно, что это еще один отвлекающий маневр, и вскоре перевозить будет уже нечего.

Итак, к столетию ЗиЛа в августе от него не оставят и камня на камне — большинство цехов завода демонтированы, продолжается снос корпусов. В 2015 г. был уничтожен музей истории ЗиЛа с мемориальным кабинетом Лихачева. Сегодня нам обещают оставить от завода один арт-объект, в память о техническом прорыве. Пройти мимо этого события в то время, когда в Правительстве громогласно возвещают о курсе на импортозамещение, как забыть про юбилей Шолохова в Год литературы – просто преступление.

«Еще лет 20 назад я обратил внимание на то, что происходит с заводом-ВТУЗ, — рассказывает Накануне.RU профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов. — Это был университет как раз при заводе имени Лихачева, и, собственно, тогда я сказал, что если исчезает ВТУЗ, то со временем исчезнет и завод. Но формально ВТУЗ существует, я даже знаю некоторых преподавателей, профессоров, которые преподают вещи, далекие от реальной экономики: право, менеджмент, рыночная экономика. На самом деле, сегодня многие объекты сталинской экономики, многие объекты сталинской индустриализации – либо исчезли, либо приватизированы».

Закладка автомобильного завода (АМО)

Начало XX века — промышленный бум по всему миру, технические новинки, которые казались фантастикой 20 лет назад, становятся обыденными предметами жизни: электричество, кино, автомобили. Повсюду бешеный ритм жизни, но в царской России автомобилями интересовались далеко не все — у людей были другие проблемы, но вот «сливки общества» приобщались к миру технических диковинок. Заинтересовались изобретением прежде всего приближенные к императору семьи, и только они – аристократия, элита – и могли позволить себе купить автомобиль, потому машина – штучный товар в царской России, его легче привезти из-за границы, чем налаживать выпуск для одного-двух покупателей, хотя были и такие случаи. К 1910-м гг. для создания имиджа – все «цивилизованные» страны уже производили автомобили – из ворот завода в Риге выкатился первый «Руссо-Балт». Владельцами таких машин стали известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель.

В начале ХХ века автомобили в Российской Империи были исключительно развлечением элиты

На выставке создатели авто продали меньше автомобилей, чем ожидалось. В частности в Петербурге около 20-ти экземпляров, по несколько машин в других городах и ни одного в Москве. Почему же — народ был темный? Нет, просто Руссо-Балт стоил 5500 руб., модель С — 7500 руб. Для сравнения, чтобы понимать, в Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата рабочего составляла 37,5 руб. Высокооплачиваемые квалифицированные рабочие получали 700-800 руб. в год. Но их было немного — до 10%. Оклады остальных были существенно меньше.

Крестьяне получали меньше рабочих, но зато их труд не был таким каторжным – на заводах в то время работали по 11,5 часов в день (после первой революции 9-10 часов, но сохранились колоссальные переработки). Реальные доходы рабочих снижались также вследствие роста цен 1905-1909 гг., в отдельных районах цены на хлеб, овощи возросли почти вдвое. Интересно, почему автомобили в Российской Империи не пользовались такой популярностью, как в Европе или в США (где Форд уже приступил к созданию «автомобиля для всех»)?

В России, Которую Мы Потеряли, рабочий, чтобы купить себе автомобиль, должен был лет семь не есть и не тратить деньги на жилье. Зато Великий князь Константин Константинович Романов приобрел три Руссо-Балта (!), княжна Мария Павловна Романова — один экземпляр. В 1910 г. два автомобиля были приобретены для царского двора – а всего автопарк царской семьи насчитывал 58 автомобилей различных марок, из которых лишь 10 обслуживали царскую семью.

К 1913 г. средняя зарплата в промышленности составляла 260 руб. в год. Рабочие и крестьяне не были даже средним классом, пороговая величина, начиная с которой человек считался более-менее зажиточным в начале 20 века, была не менее 1000 руб. в год — по данным министерства финансов, в 1909-1910 гг. таких лиц насчитывалось порядка 700 тыс. Население Российской Империи было 160 млн. Потому о производстве машин для среднего класса или, тем более уж, о машине для рабочего никто не думал. Нужны ли какие-то еще другие причины для революции? Толчок извне, война или заговор? Все вполне очевидно. Российская Империя только в годы Первой мировой осознала, насколько технически она отстает от других стран. В 1916 г. правительство кидает 11 млн руб. на постройку шести автомобильных заводов. Один из первых был в Москве – контракт заключили с «Торговым домом Кузнецова, Рябушинских и К˚» – для выпуска автомобилей FIAT. 20 июля (2 августа) 1916 г. произошла закладка завода «АМО». Так появился будущий ЗиЛ.

Национализация

Временное правительство ознаменовало победу буржуазии, «февралистское» руководство отказалось от мобилизационной национализации ключевых отраслей промышленности, предпринимавшейся в какой-то степени даже царским правительством — демократы сказали, что принципиально «не приемлют» государственное регулирование «как меру слишком социалистическую» – то есть произошло примерно то, что в 1990-х гг. нарекли «шоковой терапией», государство отказалось регулировать цены, и промышленность начала загибаться – не вписалась в рынок.

Что говорить об «инновациях» – чем были автомобили в промышленности, если гибли классические отрасли? Только за апрель 1917 г. выпуск продукции металлургической промышленности в Москве уменьшился на 32%, железные дороги приходили в упадок, перевозка зерна сократилась вдвое. Денежная система под руководством Временного правительства рассыпалась, над страной нависла угроза финансового краха. Деньги полностью обесценивались, страна переходила к натуральному товарообмену — как нетрудно заметить, все это произошло не при большевиках, а при чествуемом ныне буржуазном правительстве, которое и совершило государственный переворот и «помогло» царю принять решение об отречении. Понятно, что народ заволновался — почуяв опасность, олигархическая элита стала интенсивно выводить деньги за границу.

FIAT 15-Ter производил АМО

«Бегство капиталов» играло на руку банкирам – это было время валютных спекуляций. После Февральского переворота курс рубля упал почти в 10 раз, поскольку за первую половину 1917 г. Временное правительство напечатало 4 млрд руб. против 0,5 млрд, напечатанных царским правительством за весь 1916 г. Естественно, при таком раскладе, к моменту Октябрьской революции герой нашего рассказа, – который, как щепка, попал в водоворот событий – Автомобильный завод (АМО), – так и не был достроен полностью, производство собственных автомобилей (а не «Фиатов») не было налажено. АМО национализировали 15 августа 1918 г., Рябушинских обвинили в срыве условий контракта, подписанного с военным ведомством.

Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен заводом АМО в 1924 г. С этого момента начинается развитие советского автомобилестроения

«Ферерро»

В 1923 г. завод назвали в честь убитого фашистами итальянского деятеля профсоюзов, сотрудника итальянского «Фиата». Под новым названием — «Ферерро», предприятие вошло во времена НЭПа. 1924 г. на завод поступило правительственное задание на первые советские грузовики. 1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, а 7 ноября десять новеньких машин показались на параде. Эту дату принято считать днем рождения советского автомобилестроения. Но, естественно, о конвейерном производстве собственного транспорта речи пока не шло. Это была капля в море.

Завод возглавил матрос с Балтийского флота

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

На снимке «отцы» завода — Лихачев и Сталин

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.

Лихачев стал Народным комиссарам среднего машиностроения СССР

Лихачев ездил набираться опыта в Германию и в США – теперь как раз речь шла о создании автомобиля «для всех». Лестно, что нашему специалисту предлагали остаться в Америке. Он не согласился. Лихачев стал Народным комиссарам среднего машиностроения СССР. Результатом обмена опытом явились первые в стране конвейеры по сбору машин. И организовали первый конвейер именно на этом заводе. Но это уже другой этап развития.

Завод имени Сталина

В 1931 г. после реконструкции предприятию присвоено имя И.В.Сталина (ЗиС), в том же году пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3. Расширяли модельный ряд автомобилей, грузоподъемность техники повысили до 3-х т. В 1934 г. началось производство автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6.

ЗИС-5

ЗИС-5 стал визитной карточкой в истории завода не только потому, что был первым действительно массовым автомобилем и стоял на производстве 15 лет, но и потому, что породил около 20 модификаций. После следующей реконструкции в 1936 г. началась сборка первого отечественного семиместного лимузина ЗИС-101 — это был наш отечественный «Бьюик». С 1936 по 1941 гг. завод сосредоточился на создании грузовиков с газогенераторными установками и полугусеничных автомобилей, а также автобусов. Всего в те годы автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн автомобилей. Неплохой скачок от 1916 до 1936 г.?

Сталинский ЗИС-101

«Сталин был романтиком-футуристом. Государственников сейчас пруд пруди, хоть отбавляй. А вот таких, как Сталин-то, и нет, — говорит Накануне.RU писатель-футуролог Максим Калашников. — Сталин-то чем был хорош, в чем сила Сталина? Он применял самые передовые на тот момент способы организации – удачные или нет, но он их применял. И он не боялся идти на эксперимент. Сталин со своим представлением о научно-техническом прогрессе опередил время».

1941 г., ВОЙНА

Гитлер шел на Москву, в октябре 1941 г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Зимой 1941-1942 гг. Красная армия отбила наступление неприятеля. Наш «герой» воспрял и включился в борьбу с фашистскими захватчиками. Предприятие начало производить военные грузовики ЗИС-5В «Захар» (упрощенные), полугусеничные тягачи, выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее).

«ЗИС шел на войну со всеми вместе» — бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.

ЗиС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования создали новые автомобилестроительные предприятия УльЗиС и УралЗиС (ныне УАЗ и АЗ Урал). За годы войны было изготовлено около 100 тыс. грузовиков, санитарных автобусов ЗИС-16 С. Но главным вкладом завода в начале войны, когда еще ни о каком ленд-лизе не было слышно, стали легендарные «Катюши».

ЗИС-5 — «трехтонка»

«Хотя основали завод в 1916 г., — говорит Валентин Катасонов, — мощности были развернуты именно в 30-е гг., и именно в те годы завод стал многоцелевым. Завод одновременно работал и на гражданку, и на оборонку — мы можем даже в фильмах видеть продукты этого завода. Ну, например, те же самые легендарные «Катюши» изготовлялись на шасси вот этого классического автомобиля ЗИС. Этот завод ковал Победу в Великой Отечественной войне».

РСЗО «Катюша» БМ-13, на базе автомобиля ЗИЛ-157

Катюшу затем «катали» на себе и другие грузовики, даже американские, но начинала она войну с нашим ЗИС-6.

ЗиС «повоевал» за свою страну. На фото — «одноглазый» ЗИС-5 с боевыми товарищами

Победа

ЗиС встретил Победу своими лимузинами, а техника заняла почетное место на Параде. Можно было вливаться в мирную жизнь, отстраивать страну заново. ЗиС реконструировали в 1946 г. — это значило появление первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 (1947г.) и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948 г.).

ЗИС-110 на Параде Победы

С 30 апреля 1950 г. завод начал выпускать холодильники, а с января 1951 г. приступил к производству велосипедов!

Осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗИС»

Грузовые автомобили «ЗИС» — специально для сельских районов

Конвейерная сборка автобусов «ЗИС-155» в одном из цехов автомобильного завода им. И.В. Сталина, 15 июня 1955 г.

Наша страна помогала соседям, в их числе был Китай – Мао никогда не забывал о протянутой руке помощи. ЗиС, участник крутых исторических поворотов, и здесь сыграл свою роль. В 1953 г. на заводе начали проектировать первый китайский автозавод, затем специалисты ЗиСа в Чанчуне помогли китайцам пустить в производство первый китайский грузовик «Цзефан» (копия ЗИС-150).

Первый китайский грузовик «Цзефан» (копия ЗИС-150)

Холодная война

В 1953 г. умер Сталин, Лихачев не намного пережил со-отца завода, он умер в 1956 г. Десталинизатор Хрущев с радостью переименовал завод в ЗиЛ (завод имени Лихачева), ну что ж – этот великий деятель достоин такого почитания. Холодная война наложила свой отпечаток и на производстве ЗиС — когда Запад грезил атомными ударами, мы уже построили ядерный щит, но теперь для обороны нам требовалась новая техника. В 1954 г. по настоянию маршала Жукова на заводе организовали конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем. Хрущев же любил комфорт, потому больше внимания уделял удобствам быта, линия легковых машин была продолжена в 1958 г. правительственным лимузином. Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 г., позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

Завод приспосабливался к мирной жизни. Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина

ЗиЛ и Космос

Следующей значительной победой нашей страны стал первый полет человека в космос. ЗиЛ не остался в стороне от космической программы и сделал свой вклад — в 1967 г. были спроектированы и производились (штучно) поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.

ЗИЛ ПЭУ-1М 1972–79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов

Земные спутники космонавтов, ПЭУ-1М

Эпоху Брежнева называют застоем, но застоя на ЗиЛе в это время как раз и не было: в 1971 г. завод награжден третьим Орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана. В том же году ЗиЛ стал Производственным Объединением (ПО ЗиЛ), в состав которого вошли 17 заводов. В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.

Производительность ЗиЛа — 200 тыс. автомобилей в год. Завод сыграл свою ключевую роль и в создании КамАЗа — на ЗиЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из Набережных Челнов.

Перестройка: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу»…

В 1991 г. ударом для Производственного Объединения «ЗиЛ» стал разрыв многолетних внутрисоюзных связей. Прекратились военные заказы. Гиганту пришлось приспосабливаться к рыночной экономике – как и всем, ему пришлось туго. Спроса на серийные грузовые автомобили не было, завод оказался на грани банкротства. В 1992 г. ПО ЗиЛ было приватизировано (первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий России) и преобразовано в открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗиЛ). Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.

ЗИЛ-4362, Бычок

Детищем «челночного времени» стал малотоннажный автомобиль, которому дал имя Лужков – «Бычок». Время было такое, надо было торговать и быковать. В 1998-2000 гг. ЗиЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков – это в 10 раз меньше его потенциальных возможностей.

Во что превратили завод 1990-ые

В «нулевые» на завод была привлечена группа менеджеров, «имеющих практический опыт работы в условиях антикризисного управления». Разработали программу реструктуризации.

А что теперь?

12 апреля 2016 г. в Екатеринбурге на Expo Build Russia руководитель департамента продаж недвижимости «Группы ЛСР» в Москве Антон Павлов рассказал о проекте ЗИЛАРТ. Площадь застройки — 377 га, расположен в 5 км от Кремля, рядом с третьим транспортным кольцом, в 12 км от МКАД.

«Это самая крупная площадка со времен Московского делового центра и лакомый кусочек для любого девелопера. Работая над проектом, мы решили сохранить промышленные индустриальные фасады и интегрировать их. Это коснется драмтеатра, фитнесс-центра, офисных объектов», — сказал он.

Пустые цеха ЗИЛа сегодня

«ЗиЛ начал строиться порядка 100 лет назад, и на момент разработки проекта представлял собой устаревший индустриальный комплекс с отсутствием производственной деятельности. На территории завода были мусорные свалки и склады, он стал местом жительства гастарбайтеров», — заявил разработчик.

По его словам, планируется строительство набережной длиной порядка 1 км. Реализацией будет заниматься город. Также предусмотрено создание парка площадью 14 га и образовательного комплекса — детсады (12 штук) и школы (три) на одной территории.

Жилая застройка предусматривает строительство зданий от 6 до 14 этажей, а также трехэтажные таунхаусы.

Вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов предлагается жилая застройка

«Это сомасштабная застройка. Человеку будет комфортно в ней находиться», — заявил девелопер. Планируется строительство подземного паркинга (два уровня), панорамное остекление, не забыл упомянуть он.

Ожидается, что в квартале будут проживать порядка 25 тыс. человек. К реализации проекта привлечено 10 архитектурных бюро с мировым именем. Одно американское, одно голландское, остальные — российские. Тут, видимо, мы должны были испытать гордость за Отчизну.

Поведал он и о стоимости жилья: «Рыночная стоимость. В начале проекта была чуть ниже. Сейчас мы вышли на большие обороты — 90 квартир в месяц. Средний чек — 180 тыс. руб. за 1 кв. м. Это хороший рыночный показатель по Москве».

Вот так. Хороший. Рыночный. И на душе легко стало, уютно.

Футуристические объекты на месте ЗиЛа должны символизировать высокие технические достижения нашей страны

Как же случилось, что пока «неслабое Правительство» работает в поте лица над импортозамещением, вековой юбилей легендарного завода отмечают девелоперы?

«Деиндустриализация идет вовсю — заводы демонтируются, вместо них ставят торговые комплексы. Так насаждается потребление, — комментирует ситуацию для Накануне.RU писатель-историк Игорь Пыхалов. — Вопрос – а за счет чего они будут потреблять? Понятно, что сейчас мы во многом держимся за счет экспорта энергоносителей, но получается – люди получают деньги за то, что ничего не производят».

Заводу им. Лихачева исполнится 100 лет в августе 2016 г., и по традиции он, как может, участвует в жизни страны. Сегодня его роль — освободить место для торговых центров. Возможно, и от нашей страны тоже скоро останется один арт-объект, а от импортозамещения — индустриальные фасады.

В старых границах Москвы 208 промзон занимают почти 19 тысяч гектаров – это 17% от площади мегаполиса. Чтобы избавиться от «ржавого пояса» и использовать промышленные площадки для градостроительного развития, за восемь лет власти столицы утвердили 84 проекта реорганизации этих территорий. Вот почему треть от всего объема строительства в пределах МКАД ведется на месте бывших заводов и заброшенных складов.

Сейчас в стадии активной реализации находятся 63 проекта, где комплексно возводят новое современное жилье, детсады и школы, спортобъекты и культурные центры, парки и зоны отдыха. Масштабное преображение переживает и территория автомобильного завода им. Лихачева – этот проект уже называют олицетворением Москвы XXI века.

Город в городе

В заводской экспедиции Московского автозавода имени Лихачева, 1978 год. Фото: Соболев Валентин / Фотохроника ТАСС

Старая промзона «ЗИЛ» на юге столицы занимала около 40% территории Даниловского района, а сейчас постепенно превращается в один из самых развитых, красивых, благоустроенных и престижных мест Москвы.

В ближайшие годы здесь возведут более 6 млн кв. метров недвижимости, в том числе 4,7 млн «квадратов» – на месте заводских цехов. После завершения строительства в этом «городе в городе» будут проживать 77 тыс. человек, а благодаря развитой инфраструктуре появится 66 тыс. новых рабочих мест. Реализовать проект планируется до 2022 года. На бывшей территории автозавода строится не просто спальный район – создается одна из крупнейших в столице территорий комплексного развития.

Новое качество жизни

Бульвар братьев Весниных. Фото: mos.ru

Арт-объект «Рост камней». Фото: mos.ru

Бывшую территорию завода разделили на девять частей, и в каждой будет свой центр притяжения. В жилом комплексе таким местом, по аналогии с Арбатом, станет 1,2-километровый пешеходный бульвар Братьев Весниных. Здесь появятся концертный зал, драматический и кукольный театры, отель и торговые центры. И даже музей «Эрмитаж-Москва» – столичный филиал петербургского музея со своей библиотекой и культурно-исследовательским центром.

Своего часа ждет и огромная скульптура весом в 11,5 тонн и высотой с пятиэтажный дом, которую установят на бульваре. К арт-объекту «Рост Камней» подведут воду и электричество, чтобы зимой зеркальная поверхность из нержавеющей стали не покрывалась льдом.

Самая большая школа в России

Фото: mos.ru

По планам, рядом с жилыми кварталами построят 10 детских садов, детско-взрослую поликлинику и медицинский центр. А уже в 2019 году здесь откроется самая большая школа в России, в которой смогут учиться 2,5 тыс. детей. В этом экспериментальном образовательном центре-гиганте заработает детский технопарк «Кванториум», где школьники будут изучать прикладную космонавтику и микробиологию, лазерные и IT-технологии, наноматериалы.

Промзону спасет красота

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Некоторые заводские корпуса сохранят и наладят в них автосборочное производство ЗИЛа, которое от жилых домов уже отделяет зеленая зона – в 2018 году открылся парк «Тюфелева роща».

На площади в 10 гектаров высадили сотни деревьев и кустарников, устроили искусственный пруд с чистейшей водой площадью 3 тыс. кв. метров, оборудовали спортивные и детские игровые зоны. Доминантой этой зоны отдыха стала пергола: этот навес из кортеновской стали – одновременно и беседка, и смотровая площадка, и прогулочная зона длиной 1,3 км (читайте подробнее: «Гусеница из голубой лагуны, или Чем удивит парк «Тюфелева роща»»).

Кроме этого, в 2019 году от Третьего транспортного кольца до старого русла Москвы протянется почти 4-километровая набережная Марка Шагала, которая станет одной из самых протяженных в столице. Для парка с «секретными садами» на берегу Москвы-реки отведут почти половину бывшей промзоны. Здесь проложат четыре тематических маршрута – «Отдых», «Променад», «Магниты» и «Спорт», а также построят амфитеатр и стоянку для яхт.

Технопарк у «Технопарка»

Фото: nagatinoiland.ru

Возле станции «Технопарк» на базе четырех цехов ЗИЛа вводятся все новые корпуса Московского городского технопарка «Nagatino i-Land» – это второй по величине офисный объект столицы. Всего в бизнес-парке намерены построить 1 млн кв. м, а центр малого бизнеса обеспечит работой не менее 40 тысяч человек.

Попасть на «Остров мечты»

Фото: mos.ru

В 2019 году через проспект Андропова перекинут 200-метровый стеклянный надземный пешеходный переход с лифтами и траволаторами, который свяжет между собой «Nagatino i-Land», станцию метро «Технопарк» и крупнейший в Европе крытый детский тематический развлекательный парк.

«Остров Мечты» откроется осенью на берегу Нагатинской поймы на площади 100 гектаров и на ряду с Парком Горького, «Зарядьем» и ВДНХ станет для москвичей и туристов еще одним любимым местом семейного отдыха. Кроме аттракционов, «Панда-парка», кинотеатра и концертного зала, здесь также появится живописный ландшафтный парк с аллеями и озерами, городской променад с миниатюрами мировых достопримечательностей, а на берегу поймы откроются детская яхтенная школа и отель.

Попасть на «Остров мечты» будет легко: к октябрю 2019 года через гладь Кожуховского затона от 2-го Южнопортового проезда протянут 6-полосный автомобильный мост с тротуарами 6-метровой ширины (читайте также: «В ближайшую пятилетку: самые невероятные, но ожидаемые здания Москвы»).

Легендарные спортобъекты

Ледовый дворец. Фото: mos.ru Музей хоккейной славы. Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва» Комплекс водного спорта. Фото: mos.ru

На севере полуострова ЗИЛ расположился спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд». В 2015 году здесь открылся Ледовый дворец, а уже в следующем году его большая арена на 12 100 зрителей принимала матчи чемпионата мира по хоккею.

Совсем рядом, в бывшем здании заводоуправления АМО «ЗИЛ», заработал Музей хоккейной славы, а напротив – Комплекс водного спорта «Арена Легенд», в котором находится Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой. Здесь же расположился Центр водных развлечений с открытым бассейном, различными оздоровительными площадками, фитнес- и СПА-центром (читайте также: «Лето в большом городе: все бассейны Москвы под открытым небом»).

Полное обновление ждет и стадион «Торпедо» на Автозаводской: после капитальной реконструкции по европейским стандартам арена сможет вместить 15 тыс. зрителей. Также здесь появятся новые помещения для занятий боксом и борьбой, тренировочные поля с современным покрытием, раздевалки, легкоатлетическое ядро и всесезонный футбольный манеж.

Строят дороги и станции метро

Фото: АГН «Москва» Станция метро «Технопарк». Фото: АГН «Москва» Станция МЦК «Автозаводская». Фото: АГН «Москва» Станция МЦК «ЗИЛ». Фото: АГН «Москва»

До 2015 года в районе была только одна станция метро – «Автозаводская». Поэтому новую транспортную инфраструктуру на «полуострове» ЗИЛ пришлось строить практически с нуля. В декабре 2015-го открыли новую станцию «Технопарк», которой уже сейчас ежедневно пользуются около 20 тыс. пассажиров. А когда на ее базе создадут крупный ТПУ – она сможет обслужить и 100 тысяч, и даже больше.

В 2016 году в самом центре бывшей промзоны открылись станции МЦК «Автозаводская» и «ЗИЛ». До конца 2020 года планируется построить второй (западный) пассажирский терминал этого ТПУ.

Всего же на территории ЗИЛа построят более 30 километров новых – местных и магистральных – дорог. В 2018-м, к примеру, над Московским центральным кольцом протянули 537-метровый путепровод – продолжение нового проспекта Лихачева.

Строительство 3-километрового участка проспекта имени основателя московского автогиганта началось в апреле 2016 года и завершилось в августе 2018-го, на восемь месяцев раньше контрактного срока. В скором будущем по этой главной дорожной магистрали ЗИЛа можно будет пересечь весь полуостров – от набережной Марка Шагала у Автозаводского моста ТТК до станции метро «Технопарк», и далее – выехать на проспект Андропова и Нагатинский мост.

Прослужит еще полвека

Нагатинский автометромост, 1969 год. Фото Виктор Будан / Фотохроника ТАСС Метромост в 2017 году. Фото: .com

Кстати говоря, 805-метровый Нагатинский метромост – сооружение не совсем обычное: по одной его стороне едут автомобили, а по другой, на одном уровне с ними, – мчатся составы метро до станции «Коломенская». Пешеходы тем временем пересекают Москву-реку по двум широким тротуарам по краям 6-полосной автодороги.

Построили Нагатинский метромост еще в 1969 году, в то же время возводили и корпуса завода им. Лихачева. Авторов проекта тогда наградили Госпремией СССР, а огромное сооружение до сих пор является самым протяженным метромостом в столице, связывая сразу несколько районов: Нагатинский Затон, Нагатино-Садовники и Даниловский.

После 46 лет напряженной службы метромост потребовал ремонта. Работы по капитальной реконструкции сооружения завершили в 2017 году, и теперь этот транспортный объект без серьезных ремонтов послужит москвичам еще полвека.

Пять мостов в будущее

Скоро у Нагатинского моста появятся дублеры, а точнее, помощники: на территории промзоны «ЗИЛ» построят два автомобильных и три пешеходных моста. В 2018 году начали строить автомобильный мост параллельно железнодорожному Даниловскому мосту МЦК в районе 2-го Кожуховского проезда – он свяжет Третье транспортное кольцо с Варшавским шоссе.

К строительству второго автомобильного моста, который позволит проехать через затон Новинки до проспекта Андропова и станции метро «Технопарк», приступят в конце лета 2019 года. Кроме этого, берега старого русла реки соединят два пешеходных моста, которые построят с приличным отступом от береговой линии, чтобы они стали продолжением прогулочной зоны у воды.

А еще над Москвой-рекой протянется 680-метровый пешеходный вантовый мост – от набережной в районе бульвара Братьев Весниных на ЗИЛе в сторону ТПУ «Нагатинская».

На тестах замечен обновленный кроссовер Nissan Qashqai

Журналисты зарубежных изданий запечатлели закамуфлированный прототип обновленного японского кроссовера Nissan Rogue Sport (он же Qashqai). По слухам, машина не должна сильно изменится внешне. В салоне можно заметить цифровую приборку и большой экран информационно-развлекательной системы.

Опубликованы фотографии с испытаний закамуфлированного прототипа обновленного кроссовера Nissan Qashqai/Rogue Sport. Несмотря на камуфляж можно заметить агрессивный передний бампер с большими С-образными фарами со светодиодными дневными ходовыми огнями сверху. Боковой профиль также претерпел немало изменений, учитывая, что боковые зеркала больше не находятся в основании передних стоек. Их переместили на двери ниже, что, вероятно, положительно повлияло на обзорность. Поясная линия кузова теперь имеет более плоский дизайн, а не «прыгает» из середины задних дверей, как на нынешней версии модели. Насколько мы можем судить, задние фонари имеют более плоскую форму и продолжают расширяться на задней двери. Красные отражатели на бампере сместились ниже, в то время как номерной знак остался установленным в центре задней части. Доработок может быть больше, чем кажется на первый взгляд, но складывается впечатление, что задняя часть не будет сильно отличаться от нынешнего Qashqai. В целом, самая продаваемая европейская модель Nissan должна унаследовать часть дизайнерской ДНК от более крупного X-Trail 2021 модельного года, и это справедливо и для интерьера. Несколько снимков салона показывают знакомую цифровую приборную панель и информационно-развлекательную систему, похожую на планшет. От более крупного X-Trail кажется позаимствованы и центральные вентиляционные отверстия и остальная часть центральной консоли, а также рулевое колесо. Премьера обновленного Qashqai якобы отодвинута как минимум на полгода. Ссылаясь на двух человек, знакомых с этим вопросом, издание Financial Times сообщает, что производство нового кроссовера начнется на заводе в Сандерленде в Великобритании только после апреля 2021 года. Считается, что задержка связана с влиянием коронавируса на автомобильную промышленность. Не так давно, наше издание писало о том, что новый тизер намекнул на ретро-дизайн будущего спорткара Nissan Z Proto. В преддверии предстоящего дебюта нового Nissan Z Proto японский автопроизводитель публикует весьма интригующий видеотизер. Напомним, премьера спорткара намечена на 16 сентября.

Объекты нового строительства и реконструкции:

общей площади — 1 442,56 тыс.кв.м.,
в том числе:
жилого назначения — 1 000 тыс.кв.м.,
нежилого назначения — 442,56 тыс.кв.м.

Предложение по планировочной организации территории

Проектируемая территория планировочно делится на две части – северную и южную, границей участков является районная магистраль, проходящая от Третьего транспортного кольца до проспекта Андропова. Вдоль магистрали формируется общественный центр с объектами административно-делового, торгово-бытового и жилого назначения. На базе, предлагаемой к выводу ТЭЦ ЗИЛ, формируется культурно-просветительский центр с выставочными залами и объектом дополнительного образования.

В северной части формируются участки общественного и коммунального назначения: офисы, объекты торговли, развлечения и культуры, пожарное депо на 4 поста, здание ОМВД и участок зрелищного объекта. Часть территории занимают сохраняемые и реконструируемые объекты преимущественно коммунально-производственного назначения.

В южной части преобладает жилая функция. В свою очередь, южная часть делится на функционально-планировочные структуры дорогами местного и районного значения. Вдоль районной дороги от ТТК до проспекта Андропова в зоне, примыкающей к ТПУ «Парк Легенд» («ЗИЛ») формируется высокоплотная примагистральная зона смешанной жилой застройки повышенной плотности с участком детско-взрослой поликлиники на 750 посетителей в смену.

Вдоль старого русла Москвы-реки и в зоне ТПУ создается ряд смешанных жилых кварталов повышенной этажности с высотными акцентами вдоль береговой линии. Непосредственно в прибрежной зоне старого русла предлагается создать озелененную набережную.

В центральной части южного участка проектом формируются жилые кварталы, учебно-воспитательные объекты: школа емкостью 1300 мест, ДОО общей емкостью 1300 мест.

В зоне, примыкающей к магистрали вдоль МК МЖД формируется парковая зона с школой на 2625 мест и озелененной территорией размещения объектов учебно-воспитательного назначения.

На излучине Москвы-реки размещается общественно-деловой комплекс с медицинским центром. Данные проектные предложения учитывают разработанную концепцию развития Москвы-реки, предполагающую создание благоустроенных набережных, причалов и общественных пространств вдоль Москвы-реки. Южнее располагаются смешанные жилые кварталы с участком ДОО на 200 мест.

Основные принципы формирования планировочной организации территории

Анализ планировочных предпосылок территории и опыт современного проектирования позволяет отметить ряд принципов важных для успешного и сбалансированного развития реорганизуемой территории:

  • Восприятие территории «полуострова ЗИЛ» и «Западной части Нагатинской поймы» как единого градостроительного образования по принципу «город в городе». Создание общей самодостаточной планировочной структуры всей территории реорганизации.
  • Интеграция создаваемой функционально-планировочной структуры в общую структуру реорганизуемых территорий.
  • Построение общей визуально-пространственной структуры полуострова. Предложение планировочных ответов элементам, оказывающим воздействие на территорию разработки концепции.
  • Создание комфортной пешеходной среды, путем пересечением системы пешеходных связей с системой озеленения, соединяющих основные общественные пространства внутри разрабатываемой территории и за ее пределами.
  • Преодоление планировочных разделителей территории, для обеспечения коммуникационной связанности территорий полуострова.
  • Обеспечение хорошей проницаемости территории созданием плотной сети улиц и линейных пешеходных пространств. Беспрепятственный доступ к водным объектам и рекреационным зонам.
  • Создание иерархии создаваемых планировочных узлов и связей между ними. Разнообразие типов улиц.
  • Формирование системы озелененных набережных Москвы-реки. Организация на берегах старого русла единого ландшафтного комплекса с активным рекреационным использованием.
  • Четкое определение границ частного и общественного пространства при проектировании новых жилых территорий.
  • Создание системы общественных центров вдоль главных транспортных связей территории, посредством размещения активно посещаемых объектов общественно-делового назначения и объектами общественного обслуживания в первых этажах жилых домов на контактном с пешеходами уровне;
  • Предложения по формированию архитектурно-пространственной организации разрабатываемой территории подчинены задачам создания открытых пространств, зрительных связей, пространственных ориентиров во вновь создаваемой застройке, внятного абриса полуострова и поддержки градостроительного образа планировочной организации территории.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*