admin / 12.04.2020

Зеленый запорожец

Несмотря на свою явную технологическую отсталость даже в 50-е, этот автомобиль был очень любим в народе, ведь по большому счёту, Москвич 401 был первым автомобилем, который мог себе позволить обычный советский рабочий или служащий…

Своими корнями Москвич401 идет к довоенному Opel Kadett 38, по факту первые образцы машины были точной копией немецкого предшественника, и даже комплектовались немецкими стартерами Bosch, машины до 1947 года выпуска. Самый первый же Москвич, по имеющейся информации, был собран в ночь с 8 на 9 декабря 1946 года. Серийное производство первой советской «народной» легковушки началось в апреле 1947 года, но до конца года было выпушено всего около 1500 машин. В 1948 году было сделано более 6700 экземпляров, а всего за годы выпуска с 1947 по 20 апреля 1956 года, когда последний Москвич четыреста первый сошел с конвейера, было изготовлено более 247 тыс. экземпляров.

Москвич четырехсотой серии был очень выносливой машиной. Сказывалась немецкая конструкция. Я видел их на дорогах даже в начале 90-х, и это были явно не коллекционные, не выставочные образцы. В «нулевых» даже чуть было не купил один такой. Заехал однажды в гаражный кооператив к мастеру, у которого свою машину обслуживал и приметил у одного из гаражей Москвич такой, цвета «электрик». Состояние его было, можно сказать – отличным, уровень «колхоза» небольшой, видно было что машина использовалась мало и лет 20 просто стояла без движения. Ценник был $1100 вроде, точно уже не помню. Было желание купить, но в то же время были и сомнения. Если москвичи 2 поколения еще как-то можно использовать в качестве резервной машины, а не только выставочного образца, заменив там ряд деталей на детали более поздних Москвичей, то 401-й в наше время это просто старинная машинка, пригодная лишь для ретро-показов, пробегов олдтаймеров и тому подобных мероприятий. В общем, передумал я его покупать, но до сих пор его вспоминаю.

ЗАЗ-965

Горбатый Запорожец

В 1955 году 401-й «Москвич» был заменен на конвейере новым автомобилем МЗМА-402 . И хотя узлы и агрегаты этого автомобиля были с некоторыми усовершенствованиями заимствованы у 401-го, автомобиль получился больше, комфортабельнее и, соответственно, дороже. Однако спрос на дешёвую и компактную малолитражку никуда не делся, и на внеочередном XXI съезде партии было решено вновь приступить к выпуску дешевой малолитражки. Вдохновленные решениями съезда, конструкторские бюро НИИ и автозаводов приступили к проектированию автоэрзацев, и выпуску опытных образцов малолитражек и мотоколясок: «Белка» ИМЗ-А50, НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18, НАМИ-059. Однако все они были забракованы – правительство решило не тратить годы на разработку чисто советского автомобиля, а взять за основу Фиат-600, уже четыре года выпускавшийся в солнечной Италии.

Фиат-600
Технология его изготовления была настолько приспособлена для массового производства, что в первый же год было выпущено 700 тысяч автомобилей. Поэтому выбор 600-го Фиата в качестве прототипа был обоснован. Тем более, что еще в 1957 году Московский Завод Малолитражных Автомобилей в инициативном порядке выпустил опытный образец советского варианта 600-го, стоивший 590 тысяч итальянских лир, составлявших тогда 944 американских доллара или 3776 дореформенных рублей.

Москвич-444

Первоначально машину планировалось выпускать на том же МЗМА, а называться она должна была «Москвич-444». Вместо 4-цилиндрового итальянского двигателя с водяным охлаждением на автомобиль поставили оппозитный двухцилиндровый от мотоцикла «Урал». Вместо 12-дюймовых колес поставили 13-дюймовые, что позволило увеличить клиренс до 184 мм, а вместо сдвижных стекол поставили более прогрессивные механические стеклоподъёмники. Однако сразу после съезда техническую документацию машины передали на запорожский завод «Коммунар», которые до этого выпускал комбайны и трактора. От мотоциклетного двигателя решили отказаться, так как, находясь сзади, он плохо охлаждался.

Вытяжной вентилятор двигателя МеМЗ-965 засасывал поступающий снаружи через «жабры» воздух сквозь оребрение цилиндров и выбрасывал его назад через решётку в крышке багажника.

1 – рулевое колесо, 2– – противосолнечный щиток, 3 – зеркало заднего вида, 4 – фонарь аварийного давления масла, 5 – рукоятка включения стеклоочистителя, 6 – кнопка центрального переключения света, 7 – включатель зажигания и стартера, 8 – рукоятка включения указателей поворотов, 9 – фонарь контрольной лампы работы генератора, 10 – кнопка включателя отопителя, 11 – фонарь контрольной лампы нормальной работы отопителя, 12 – рукоятка заслонок отопителя кузова, 13 – кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора, 14 – рычаг ручного привода тормоза, 15 – педаль управления дроссельной заслонкой, 16 – кнопка ножного переключателя света, 17 – рычаг переключения передач, 18 – педаль тормоза, 19 – педаль сцепления, 20 – рукоятка открытия замка капота багажника, 21 – кнопка звукового сигнала, 22 – кнопка насоса стеклоомывателя, 23 – приборный щиток.

Однако проблема с двигателем стала после этого во весь рост – подходящего воздушника в стране тогда на было. На помощь пришел институт НАМИ, спроектировавший V-образный четырехцилиндровый двигатель 965В рабочим объёмом 746 см 3 . Диаметр цилиндров составлял 66 мм, а ход поршня – 54,5 мм. Этот двигатель был весьма оригинален. Охлаждающий воздух отсасывался осевым вентилятором. Распределительный вал благодаря V-образному расположению цилиндров установили в развале блоков, что позволило уменьшить длину толкающих штанг для привода клапанов. Для очистки масла в двигателе служила центрифуга, а коленчатый вал сделали литым. Поскольку момент сил инерции не был уравновешен, в конструкцию ввели вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и коленчатый, но направление его вращения было противоположным. Почему мотор спроектировали так быстро? Дело в том, что НАМИ его делал совсем не для будущего «Запорожца», а для машины отнюдь не мирного назначения. Машиной этой был ТПК – транспортер переднего края. Этот лёгкий плавающий вездеход предназначался для подвоза боеприпасов к переднему краю боевых действий, эвакуации раненых и мог быть доставлен самолетом и сброшен на парашюте. От ТПК заимствовали и коробку, и главную передачу и заднюю подвеску, а передняя была сделана по образцу «Жука». Мотор передали для серийного производства на завод в Мелитополе, который до этого выпуска двигатели для сельхозтехники. По габаритам этот движок был несколько больше итальянского, и поэтому сзади, в месте расположения двигателя, у автомобиля появился тот самый горб, из-за которого «Запорожец» и стал называться «Горбатым».

В 1960 году «Горбатого» запустили в серийное производство. По своей розничной цене, которая составила 18 тысяч рублей, ЗАЗ-965 оказался дешевле выпускавшегося тогда 407-го «Москвича», стоившего 25 112 рублей 50 копеек, и уж, конечно, дешевле 21-й «Волги», продававшейся за 51 тысячу дореформенных рублей. Однако он оказался намного дороже своего итальянского прототипа. Но брать его были готовы и за такую цену. Вот только требуемых объемов советская промышленность обеспечить не смогла.
Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло всего 15 лет, и в стране было множество инвалидов. Поэтому вскоре появился также и ЗАЗ-965Б с ручным управлением. К октябрю 1962 года двигатель модернизировали, увеличив диаметр цилиндра до 72 мм. Рабочий объём возрос до 887 см 3 , а мощность увеличилась с 23 до 27 л.с.

1 – рулевой механизм, 2 – запасное колесо, 3 – топливный бак, 4 – тормозной барабан переднего колеса, 5 – амортизатор передней подвески, б – передняя подвеска, 7 – аккумуляторная батарея, 8 – педаль привода дроссельной заслонки карбюратора, 9 – педали сцепления и привода тормоза, 10 – переднее сиденье, 11 – рычаг переключения передач, 12 – рычаг привода ручного тормоза, 13 – заднее сиденье, 14 – рычаг задней подвески, 15 – амортизатор задней подвески, 16 – пружина задней подвески, 17 – тормозной барабан заднего колеса, 18 – полуось, 19 – поперечина подвески двигателя, 20 – стартер, 21 – глушитель, 22 – головка цилиндра двигателя, 23 – топливный насос, 24 – прерыватель-распределитель, 25 – центробежный масло-очиститель, 26 – маслозаливная горловина 27 – раструб автоматического регулятора температуры двигателя, 28 – вентилятор, 29 – катушка зажигания, 30 – карбюратор, 31 – воздушный фильтр.

Помимо обычного ЗАЗ-965, выпускался также ЗАЗ-965С с правым рулем. Такая компоновка была удобна для службы, занимающейся выемкой писем из почтовых ящиков, для чего он и использовался.
После войны к тому времени прошло всего 15 лет, и в стране было еще много инвалидов. Для них создали модификацию с ручным управлением, названную ЗАЗ-965Б.
Несмотря на то, что с 1966 года на конвейере завода «Коммунар» стоял «Ушастый» ЗАЗ-966 , «Горбатый» выпускался до 1969 года. Однако вследствие высокой для своего класса цены и, главное, малых объемов выпуска, народным автомобилем он так и не стал.

Список материалов РуПОра→

Это был один из самых загадочных автомобилей, созданных в СССР. С одной стороны, все мы хоть раз видели «Горбатый» ЗАЗ-965, а с другой, мало кто знает, что прототипом «Запорожца» была именно эта московская микролитражка.

Говорят, задание на разработку этой машины на МЗМА было «спущено сверху». Мол, нужна небольшая дешевая машина, которой моли бы управлять, в том числе и люди с ограниченными физическими возможностями.

Разработка «Москвича», получившего индекс «444» началась в середине 1950-х, и на заводе от этой идеи были не в восторге, так как все силы были направлены на запуск производства нового седана «Москвич-402».

Видимо, настроения инженеров отразились на внешнем виде передней панели машины, очень уж она угрюмая. Впрочем, в этом элементе оформления угадывается голландский «ДАФ-600».

В целом, машинка напоминает собой скорее «ФИАТ-600», конструкцию которого, понятное дело, тоже изучали.

Самый первый экспериментальный образец появился осенью 1957 года. Любопытно, что передняя подвеска у него была выполнена по фиатовскому принципу, она была независимой, упругим элементом являлась единственная поперечная рессора. Вот как подвеска выглядит на «ФИАТ-600».

Поначалу машина проходила испытания с мотоциклетным оппозитным двигателем объемом 650 см3, дававшего мощность в 17 л.с. Этой мощности явно не хватало, да и конструктивно мотоциклетный мотор автомобилю не очень-то подходил.

Были даже попытки установить на «Москвич» двигатель М-102 от BMW Isetta, правда, в качестве временной меры, так как подобный оппозитник объемом 750 см3 пробовали создать на московском заводе. Но вскоре к созданию мотора подключилась НАМИ.

Институт предложил свои варианты силовой установки, оба были четырёхцилиндровые, один привычный нам по «Запорожцу» V- образный двигатель, второй – оппозитный под индексом «965Г». Его можно увидеть вот на этой иллюстрации.

Кстати, в НАМИ разработали и один из вариантов кузова для микролитражки, назывался он «НАМИ 059» и выглядел вот так.

Точно известно о пяти опытных экземплярах «Москвич – 444», которые успели собрать за время разработки. Машины немного отличались друг от друга дизайном, одна из них даже была представлена на ВДНХ.

Ни одна из этих пяти машин, насколько мне известно, до наших дней не сохранилась. Недавно в интернете появилось вот это фото, породившее легенду о том, что якобы где-то один из «Москвичей» был найден и отреставрирован.

К сожалению это миф, а фото является очень качественным монтажом, здесь, безусловно респект таланту дизайнера, так воссоздавшего машину хотя бы в виртуальном виде.

В 1959 году работы над этим проектом в Москве были закончены, вся документация и наработки переданы в Запорожье, где впоследствии началось производство этой машины уже под названием «Запорожец».

Кстати, если приглядеться вот к этому фото, то можно увидеть уже это название, выполненное еще в виде отдельных букв, причем, с мягким знаком, по-украински.

Есть мнение, будто название «подсказал» Н.С.Хрущев, занимавший тогда самую высокую должность в стране. Так это было или нет, кто теперь знает…

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.

Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.

Может ли автомобиль почти из середины прошлого столетия выглядеть актуальным спустя 60 лет? Разумеется, если правильно переосмыслить классический дизайн на новый лад. Fiat 500 и Mini уже все продемонстрировали. А как насчет ЗАЗ 965?

Новый Запорожец – вопрос непростой. Но дизайнеры иногда показывают свой взгляд на возрожденную легенду. Самый дешевый автомобиль СССР предстал на новых изображениях от Carakoom.

Дизайнер использовал ключевые моменты в работе над новым ЗАЗ-965 2020 модельного года: классические пропорции, характерный силуэт, кругловатые элементы вроде формы решетки и наружной светотехники. Но все ретро-мотивы заиграли по-новому, чтобы автомобиль получился современным.

Первое, что бросается в глаза – новый ЗАЗ оказался кроссовером. Очень актуально в современной рыночной ситуации, когда покупатели охотнее разбирают все, что хотя бы отдаленно напоминает внедорожник.

/

Разумеется, этот «горбатый» Запорожец, появись он в действительности, чувствовал бы себя намного комфортнее на твердых покрытиях. Но повышенный клиренс и неокрашенный пластиковый обвес, как показывает практика, весьма полезны в городской среде.

Автор проекта остался приверженцем трехдверного кузова, хотя пять дверей наверняка сделали бы этот бюджетный автомобиль практичнее. Предполагается, что двигатель расположен спереди поперечно и приводит в движение передние же колеса. Что еще нужно компактному хэтчбеку?

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*