admin / 26.03.2020

Закон об электронном полисе ОСАГО

Осталось всего несколько дней до того, как вступят в силу нормы, предоставляющие автовладельцам право оформлять полисы ОСАГО в электронном виде через Интернет (п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО). Нововведения распространяются на все регионы России и начнут действовать уже с 1 июля. Однако директор управления методологии страхования ответственности Департамента автострахования компании РОСГОССТРАХ Павел Шевцов пояснил порталу ГАРАНТ.РУ: «С 1 июля 2015 года заключить договоры ОСАГО в электронном виде смогут лишь те водители, чьи данные есть в базе РСА, то есть в начальный период будет доступна лишь пролонгация действующего договора ОСАГО». Он также отметил, что остальные автовладельцы смогут воспользоваться новой услугой лишь с 1 октября.

Для того чтобы приобрести электронный полис ОСАГО, достаточно будет на официальном сайте страховщика создать и направить заявление о заключении договора обязательного автострахования (абз. 2 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). При этом страхователь освобожден от обязанности предоставлять следующие документы:

  • паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является организация);
  • документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о его регистрации, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или его копия;
  • диагностическая карта.

Доступ ко всем необходимым сведениям в этом случае страховщики получают путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями (п. 4 ст. 15 закона об ОСАГО в новой редакции). Стоит отметить, что при оформлении договора страхования на бумажном носителе в офисе страховщика за автовладельцем сохраняется обязанность предоставить все указанные документы (п. 3 ст. 15 закона об ОСАГО).

Если страхователем является физическое лицо, то заявление о заключении договора ОСАГО в электронном виде должно быть подписано простой электронной подписью. Для страхователей-юридических лиц установлена обязанность использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (абз. 5 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО).

НАША СПРАВКА

Простая электронная подпись – электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; далее – закон об электронной подписи). В качестве простой электронной подписи могут выступать, в частности, пароль и логин для входа в личный кабинет на сайте, активация соответствующей функции программы и т. п.

Усиленная квалифицированная электронная подпись – электронная подпись, которая позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, а также обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания. Для ее получения необходим ключ электронной подписи, который указывается в квалифицированном сертификате (ч. 4 ст. 5 закона об электронной подписи).

Оформить полис в электронном виде не удастся, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют данным, содержащимся в автоматизированной информационной системы РСА – АИС ОСАГО (абз. 4 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО), – например, если водитель умолчал о факте аварии по своей вине в прошлом страховом периоде.

После оплаты страхователем страховой премии страховщик направит ему страховой полис в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика.

Одновременно с этим страховщик внесет сведения о выданном полисе в АИС ОСАГО (абз. 6 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Сделать это страховая компания обязана не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора (п. 4. ст. 15 закона об ОСАГО). Однако на данный момент пока не ясно, как страхователь сможет проверить факт внесения данных в систему. Это важно, поскольку именно с помощью АИС ОСАГО сотрудники ГИБДД будут проверять, есть ли у водителя электронный полис (постановление Правительства РФ от 2 июня 2015 г. № 529). Для этого инспекторы смогут использовать планшеты, которыми оснащены почти все бригады ГИБДД в крупных городах, или будут уточнять информацию у дежурного.

Отсутствие информации о полисе в АИС ОСАГО сотрудники ГИБДД могут расценить как нарушение водителем обязанности застраховать свою гражданскую ответственность, что повлечет за собой штраф в размере 800 руб. (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ). Напомним, что сегодня автомобиль не подлежит эвакуации за данное правонарушение – эта мера в отношении водителей, не застраховавших свою ответственность, была отменена с 14 ноября 2014 года (Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ).

В законе четко указано, что электронный полис равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (абз. 5 п. 7.2. ст. 15 закона об ОСАГО). Однако и электронный полис ОСАГО желательно распечатать и возить с собой, поскольку в действующее законодательство еще не внесены изменения, отменяющие обязанность водителей иметь полис на руках (абз. 5 п. 2.1.1 ПДД).

Новые нормы сформулированы таким образом, что оформление полисов в электронной форме пока является правом страховщика, а не его обязанностью. Как сообщил президент Всероссийского союза страховщиков РСА Игорь Юргенс, многие страховые компании уже с 15 июня приступили к тестированию системы продаж электронных полисов. Юргенс пояснил, что страховые компании сами решают, какую долю тиража полисов в пределах положенной квоты они будут получать в бумажной форме, а какую отведут под электронные полисы ОСАГО. На третий квартал текущего года доля электронных полисов в общем объеме разрешенной квоты, по его словам, составляет около 10%.

Мы обзвонили страховые компании, входящие в первую десятку по итогам 2014 года по версии рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») – критерием для определения места в рэнкинге служила доля компании на рынке страховых услуг1. На данный момент готовность продавать с 1 июля электронные полисы ОСАГО во всех регионах России подтвердили сотрудники лишь одной из 10 ведущих страховых компаний – на сайте страховщика даже создан специальный раздел, посвященный оформлению таких полисов. Представители остальных компаний сообщили, что пока не располагают информацией о том, начнет ли новая система работать на их сайтах к установленному законом сроку.

С 12 апреля полисы ОСАГО существенно подорожали. Согласно принятым поправкам Центробанка, базовые ставки выросли на 40%. Кроме того, с 1 апреля вступили в силу новые региональные коэффициенты. Также на стоимость страхового полиса оказало влияние расширение так называемого тарифного коридора с 5 до 20% от стоимости ОСАГО. В пределах этой суммы страховые компании могут варьировать размер премии. Что касается самих автомобилистов, то они взамен на существенно подорожавшие полисы (в некоторых регионах стоимость страховки увеличилась в несколько раз) получили увеличенный со 160 тыс. до 500 тыс. рублей предел выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, а также возможность купить ОСАГО в любом регионе. Однако увеличение стоимости страховки и изменение лимита выплат – далеко не все, что нужно знать автомобилистам об изменениях в системе ОСАГО.

Как повысились базовые ставки

С 12 апреля существенно выросли базовые ставки ОСАГО. Теперь минимальный тариф составляет 3 432 рубля, а максимальный – 4 118 рублей. Ранее, напомним, он не превышал 2 574 рубля, а нижняя граница составляла 2440 рублей. Таким образом, ОСАГО подорожало по нижней границе на 40%, а по верхней – на 60%. Расширенный диапазон цен (он вырос с 5 до 20%) позволяет страховым компаниям применять более гибкую тарифную политику. При этом эксперты рынка убеждены, что страховщики предпочтут работать преимущественно по верхним тарифам.

Как изменились региональные коэффициенты

От региональных коэффициентов ОСАГО зависит окончательная стоимость полиса для автомобилистов. Например, в Москве коэффициент равен двум. Таким образом, при расчете стоимости полиса базовый тариф необходимо умножать на 2. Региональные коэффициенты корректировались в зависимости от убыточности ОСАГО для страховщиков. В 11 регионах РФ, где убыточность превышала 100%, коэффициенты выросли. Речь идет о Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Челябинской и Курганской областях. Еще подорожание затронуло Адыгею, Чувашию, Марий Эл, Камчатку и Мордовию. В этих регионах базовые коэффициенты увеличились на 20-25%.
Еще в 11 регионах России региональные коэффициенты, наоборот, были снижены. Это Ленинградская область, Дагестан, Тыва, Забайкалье, Ингушетия, Чечня, Еврейская АО, Магаданская область, Якутия, Чукотка и Байконур.

Почему система ОСАГО была убыточной

В 2014 году страховщики продали полисов ОСАГО на сумму порядка 150,3 млрд рублей. При этом выплачено было не более 88,8 млрд рублей. Однако здесь не учтены судебные издержки и отчисления в резервные фонды. Кроме того, выросли расходы на выплаты из-за увеличения лимитов выплат (до 400 тыс. рублей) и колебания курса валют. Самыми невыгодными для страховщиков оказались Адыгея, Мордовия, Мурманская и Амурская области – убыточность здесь достигала 110-125%, а антирекорд был установлен на Камчатке – 243%.

Кто больше всего недоволен

До апрельских изменений самые высокие региональные коэффициенты (2,0) были в Москве, Казани, Тюмени, Перми, Сургуте и Челябинске. Соотвественно, именно в этих городах страховые полисы обходились дороже всего. Ситуация изменилась – больше всего за ОСАГО теперь будут платить автомобилисты из Мурманска и Челябинска. Здесь региональные коэффициенты выросли до 2,1. Страховщики уже посчитали, что, например, в Мурманске стоимость страховки в среднем вырастет в четыре раза.

Что такое свободные тарифы

С повышением региональных коэффициентов и ростом базовых тарифов страховщики и эксперты рынка заговорили о так называемых свободных тарифах, когда государство не регулирует стоимость полисов. Такая система уже несколько лет работает в европейских странах. «Во многих странах, где происходил переход от государственного регулирования страхового рынка к свободному ценообразованию, в первые годы полисы резко дешевели, поскольку компании стремились создать себе хорошую клиентскую базу. Потом рынок сам устанавливал разумную стоимость полисов. Пример рынка каско показывает, что и у нас страховщики вполне могут работать без госрегулирования», — пояснил корреспонденту Autonews.ru генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Когда ОСАГО подорожает снова

Повышение стоимости ОСАГО проходило в несколько этапов. Окончательное подорожание случилось как раз 12 апреля – в ближайшее время строимость страховки корректироваться не будет. В октябре 2014 года, напомним, полисы прибавили в среднем 20-30%. Согласно расчетам Российского союза страховщиков, до октября ОСАГО в среднем обходилось в 3 300 руб., а в конце прошлого года – уже 4 300 рублей. С 12 апреля россияне будут покупать страховку по цене в 6 000 рублей.

Что будет со штрафами за отсутствие ОСАГО

Депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов (фракция ЛДПР) работают над законопроектом, который предусматривает отмену штрафа для атвомобилистов, которые ездят без полиса ОСАГО. По информации газеты «Известия», финансовое взяскание хотят заменить на предупреждение. В настоящее время, напомним, за это нарушение водителей штрафуют на 500 рублей. Еще депутаты готовят поправки в закон «Об ОСАГО». В частности, парламентарии предложат закрепить за владельцем автомобиля право передачи полиса вместе со свидетельством о регистрации другому водителю. Подобная система уже несколько лет работает в Беларуси.

Документ вводит единый подход к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа, после чего станет необязательным предъявление на дорогах бумажной распечатки полиса ОСАГО. Проверить наличие договора ОСАГО станет возможно любыми иными способами, в том числе с мобильного устройства, через обращение к информационной базе данных.

Страховой полис может быть представлен для проверки сотрудниками полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора — в виде электронного документа или его распечатки, следует из текста закона.

Документ также предусматривает исключение двойного учета полисов в системах и отчетности страховщиков и присвоение уникальных порядковых номеров полисам каждого страховщика.

Электронный европротокол

Закон предусматривает возможность заполнения водителями в электронном виде извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), оформленного без участия сотрудников полиции — европротокола.

Предполагается, что извещение о ДТП может быть составлено с использованием данных с единого портала госуслуг по форме, установленной Банком России. Ранее Российский союз автостраховщиков сообщал, что эксперимент по оформлению ДТП с помощью электронного европротокола через мобильное приложение стартует 1 сентября.

Кроме того, закон предполагает, что ненаправление виновником ДТП своего экземпляра европротокола не будет основанием для регрессного требования к виновнику. Сейчас, если виновник ДТП не направляет свой экземпляр европротокола страховщику, компания может предъявить ему требование о возмещении вреда.

Отмена запрета на перестрахование

Законом также отменяется запрет на перестрахование в ОСАГО. При этом перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

Сейчас ОСАГО остается единственным видом имущественного страхования, который не предусматривается к передаче в перестрахование, отмечали ранее в Минфине.

Уточнение порядка компенсационных выплат

Документ также запрещает предъявлять регрессные требования по ОСАГО к пешеходам, получившим травмы в результате ДТП, а также к наследникам и родственникам погибших пешеходов, и в целом уточняет порядок компенсационных выплат по ОСАГО (когда фонд Российского союза автостраховщиков платит по обязательствам ушедших с рынка компаний).

— С 9 января 2019 года стартовала реформа ОСАГО, которую активно обсуждали в прошлом году. Основная идея реформы — сделать тариф более индивидуальным, зависящим от уровня риска конкретного водителя.

Первые два изменения вступили в силу 9 января. Это расширение тарифного коридора на 20 процентов в обе стороны и изменение коэффициента возраста и стажа. Нижняя граница коридора для легковых автомобилей физических лиц теперь составляет 2746 рублей (ранее — 3432 рубля), верхняя — 4942 рубля (ранее — 4118 рублей).

Коэффициент «возраст-стаж» по новым правилам рассчитывается по 58 категориям вместо 4. Вместо двух вариантов возраста и двух вариантов стажа теперь используется по 8 градаций в каждой категории. Максимальное значение коэффициента составляет 1,87, минимальное — 0,93. В отличие от ранее действовавшего принципа применяются не только повышающий, но и понижающий коэффициенты. Для водителей старше 35 лет с опытом вождения более 3 лет, а также для категории 30-34 года со стажем более 10 лет коэффициент снизился. Повышение коснулось в основном молодых и неопытных водителей.

Следующее изменение, касающееся коэффициента «бонус-малус» (КБМ), вступит в силу 1 апреля. Водитель сможет выбрать более выгодный для себя коэффициент, также он не будет обнуляться при перерыве в вождении. С периодичностью один раз в год КБМ будет пересчитываться с учетом убытков, произошедших за этот год.

Ожидания страховщиков в отношении реформы позитивны: около 10 миллиардов рублей дополнительных премий в год, что составляет примерно пять процентов премий. Ожидания ЦБ в три раза ниже (+1,5 процента премий), но увеличение средней стоимости полиса не подвергается сомнению. В результате первого этапа реформы полис подорожает для 15-20 процентов водителей. Пока лидеры сегмента либо оставили базовые тарифы без изменений (в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), либо повысили их для большинства субъектов РФ. Увеличение коснулось и нетоксичных регионов, что объясняется как стратегией регионального развития (данный субъект РФ не входит в число территорий присутствия), так и желанием скомпенсировать убытки предыдущих периодов. При этом страховщики обязаны сообщать Центральному банку об изменении ставок и публиковать их на своих сайтах.

Снижение стоимости полиса могут ожидать аккуратные водители старше 30 лет, но не во всех регионах. При этом стоимость уменьшится в большинстве случаев не за счет базового тарифа (по расчетам РСА, снижение базовых ставок коснется около 20 регионов), а за счет коэффициентов. По мере дальнейшей реализации реформы страховщики будут конкурировать за малоубыточных клиентов, прежде всего за счет цены. Идеальных тарифов ждать не стоит, но без сомнения новая тарификация будет более справедливой. В то же время при серьезном увеличении цены для аварийных водителей возможен сценарий отказа от покупки полиса. В этом случае необходимо изменение системы штрафов и контроля за наличием полиса (например, с помощью камер).

Купить полис ОСАГО станет проще. В 2018 году ОСАГО стало драйвером интернет-продаж, в 2019 году тенденция сохранится. Только семь процентов интернет-продаж приходится не на ОСАГО. Если в целом по рынку интернет-канал приносит страховщикам около пяти процентов премий, то в сегменте ОСАГО доля электронных продаж выше 30 процентов. Со 2 апреля 2019 года вносится изменение в систему «Единый агент»: страхователи смогут выбирать страховую компанию (но не из всех страховщиков ОСАГО, а в зависимости от квоты).

Еще одним нововведением стала служба страхового омбудсмена. Именно выгодоприобретатели по ОСАГО будут ее первыми клиентами. С 1 июня 2019 года досудебное урегулирование через службу финансового уполномоченного станет обязательным. Работа будет строиться на безвозмездной основе для прямых клиентов, но обращения третьих лиц, которым уступлено право требования (в том числе автоюристов), будут платными. В результате ожидается снижение судебных расходов страховщиков, уменьшение доли выплат по договорам уступки права требования, что в конечном итоге положительно скажется на убыточности сегмента.

В качестве следующих этапов реформы предлагается увеличение срока действия полиса до трех лет, возможность выбора лимитов ответственности, ликвидация территориального коэффициента и коэффициента мощности. Возможно введение коэффициентов, учитывающих нарушения правил дорожного движения, характер вождения автомобиля, а также отказ от учета износа по всем видам выплат (пока это правило применяется только при натуральном возмещении). Однако пока эти нововведения находятся на стадии обсуждения. Наиболее ожидаемые шаги, касающиеся отмены коэффициентов территории и мощности, будут реализованы в 2020 и 2021 годах соответственно.

Сейчас на рынке осталось около 50 страховщиков ОСАГО, среди них есть компании, у которых убытки по этому виду страхования оказывают серьезное давление на финансовый результат. Но в целом ситуация в сегменте улучшается, рынок готов к переменам. Говорить о победе над страховым мошенничеством и злоупотреблении правом со стороны автоюристов рано, но решение этой проблемы уже не представляется невозможным.

С 24 августа в России вступят в силу поправки в закон об ОСАГО, наделяющие страховщиков правом применять тарифные факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

В соответствии с новыми поправками, тарифный коридор базовой ставки расширят до 30% в обе стороны. При этом базовый тариф по-прежнему останется в пределах от 2 471 до 5 436 рублей. Однако теперь базовая ставка будет определяться страховщиком индивидуально для каждого автомобилиста, исходя из его риск-профиля, сообщается на сайте РСА.

На размер тарифа ОСАГО будут влиять такие факторы, как наличие грубых нарушений правил дорожного движения, тип и возраст машины, семейной положение водителя и много другое. Сейчас страховые компании так же устанавливает базовую ставку внутри тарифного коридора, но учитывают только категорию и назначение транспортного средства в привязке к региону. Поэтому в одном городе все владельцы легковых машин имеют один и тот же базовый тариф.

Предполагается, что после вступления в силу новых поправок территориальные коэффициенты будут снижены примерно для двух третей населенных пунктов в России снижены. При этом страховщики смогут применять факторы, влияющие на реальную аварийность автовладельца, тем самым устанавливая более низкий тариф для безаварийных автолюбителей, – пояснил Игорь Юргенс. Он также подчеркнул, что принятые поправки не приведут к изменению средней стоимости полиса ОСАГО.

Ранее «Профиль» писал, что в последней редакции поправок в закон об ОСАГО появился подпункт «г», формулировка которого позволит страховщикам повышать тариф для всех автомобилистов. В качестве причины для повышения тарифа они могут использовать не только «плохую» историю вождения с большим количеством штрафов, но и неудовлетворительное техническое состояние автомобиля, его вес, возраст и стиль вождения.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*