admin / 14.10.2018

Закон электронное ОСАГО

Что такое электронный полис?

Как уже упоминалось, интернет и ранее использовался для получения полисов. С помощью специальных сервисов можно было оставить заявку на оформление полиса ОСАГО, после чего подписывался подготовленный бумажный договор. Теперь, благодаря наличию единой базы РСА стало возможно использование электронного документа. С каждым годом возможности страхования онлайн расширяются. Начиная с 2017 года, владельцы транспортных средств могут не только продлевать ОСАГО через интернет, но и получать его впервые. Кроме того, для всех автостраховщиков возможность выдачи е-ОСАГО стала обязательной.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Оба варианта оформления имеют одинаковую силу и законность. Причем владельцы ТС в праве сами выбирать, что им подходит больше. Стоимость автогражданки как в виде электронного полиса ОСАГО, так и в обычном виде, остается одинаковой.

Обязательно ли возить с собой бумажный полис?

Процедура оформления электронной страховки е-ОСАГО позволяет получить бумажную копию полиса.

  1. Для покупки электронного полиса ОСАГО необходимо выбрать страховщика и перейти на его официальный сайт.
  2. Требуется зарегистрироваться и создать личный кабинет на ресурсе компании.
  3. Аккаунт нужно заполнить, предоставив личные данные.
  4. Система обработает полученную информацию и, при отсутствии ошибок, укажет стоимость полиса.
  5. ОСАГО необходимо оплатить. Информацию о способах это сделать, можно найти на сайте.
  6. После окончания процедуры на электронную почту владельца (она указывалась при регистрации) придет PDF-файл, содержащий полис, копию квитанции об оплате, памятку страхователя, а также список представительств.
  7. Действие е-ОСАГО начнется только на следующий день после оплаты. Это сделано для того, чтобы мошенники, в случае ДТП, не могли сразу оформить страховку.

Ранее, полученный в процессе оформления файл страховщики рекомендовали распечатать или скачать на гаджет, чтобы была возможность предъявить его сотрудникам ГИБДД. Дело в том, что нигде не была прописана необходимость показывать документ, оформленный онлайн. А высшее руководство предписывало инспекторам самостоятельно проверять электронный полис ОСАГО по базе, не требуя ничего с владельца. Теперь, после внесения изменений в ФЗ «Об ОСАГО», каждый водитель должен иметь при себе распечатку е-ОСАГО (повторно скачать ее можно из личного кабинета на сайте страховщика) и предъявлять ее по требованию сотрудника ГАИ. Поэтому ответ на вопрос — «Требуется ли возить с собой бумажный полис?» — в настоящее время остается утвердительным.

Возможные проблемы при использовании электронного полиса ОСАГО

В период создания сервисов процесс получения и использования е-ОСАГО имел большое количество сложностей. Так, лишь у некоторых страховщиков на сайте присутствовала возможность покупки, а если она и имелась, то встречались постоянные проблемы в работе сервиса. Кроме того, многие компании намеренно препятствовали введению такой возможности: при онлайн-оформлении не удастся продать владельцу ТС страховку с большим количеством дополнительных услуг. Также проверка электронного полиса ОСАГО инспектором могла занимать долгое время.

С каждым годом система электронных страховых полисов продолжает отлаживаться. Так, в 2017 году вводится сразу несколько изменений, касающихся ОСАГО.

  • Теперь любой страховщик обязан оформлять полис как в обычном, так и в электронном виде по выбору владельца ТС.
  • Электронная страховка может быть как продлена, так и куплена впервые. Во втором случае потребуется отправить при оформлении сканы документов.
  • Появилась возможность получения личных данных из базы РСА.
  • Заполнять е-ОСАГО должен только его будущий владелец.

Помимо этого, продолжается активная борьба с мошенничеством в данной сфере. Таким образом, основные проблемы использования е-ОСАГО уже решены и у документа больше плюсов, чем минусов:

  1. Такая страховка может использоваться наравне с обычной.
  2. Для оформления электронного полиса ОСАГО не требуется даже выходить из дома. Все, что нужно – это собрать необходимые документы, перевести нужную сумму и распечатать полученный файл.
  3. Страховщик не навязывает дополнений, увеличивающих стоимость ОСАГО.

Оформление е-ОСАГО отлично подойдет для людей, проживающих на большом расстоянии от офисов страховых компаний. Теперь нет необходимости посещать СК лично, дожидаясь оформления. Достаточно зайти на сайт страховщика и отправить нужную информацию. Вопреки распространенному мнению, при оформлении, накопленный КБМ никуда не денется.

Единственной проблемой электронной страховки можно назвать отсутствие возможности вносить изменения в договор. Через интернет не получится добавлять или исключать водителей, изменять данные паспорта. Во всех этих случаях потребуется обратиться непосредственно в страховую компанию. Однако, учитывая постоянные изменения правил, касающихся е-ОСАГО, можно надеяться, что в будущем и подобные вопросы будут решены.

  • About
  • Latest Posts

Автор статьи: Вера Юдина

Специалист по страхованию. Опыт работы в страховой компании – 8 лет. В настоящее время трудится страховым агентом на дому (ОСАГО, КАСКО, имущественные полисы). Наличие постоянных клиентов за долгие годы работы в сфере страхования позволяют заниматься саморазвитием и публиковать статьи в авторитетных электронных изданиях.

Источник: https://prav-voditel.ru/oformlenie-osago/predyavlenie-elektronnogo-polisa-osago

Текст закона об электронном ОСАГО

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567 “Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 38, ст. 3825; 2011, N 36, ст. 5148; 2013, N 36, ст. 4578).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба осуществляют по запросу некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” – оператора автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предоставление информации для включения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – автоматизированная информационная система) путем подключения к указанной системе.

Указанные федеральные органы исполнительной власти вправе получать информацию из автоматизированной информационной системы, в том числе по запросам.

Установить, что организациями, подключаемыми к автоматизированной информационной системе, осуществляющими предоставление информации для включения в указанную систему, являются некоммерческая организация “Российский Союз Автостраховщиков” – оператор автоматизированной информационной системы и ее члены.

Информационное взаимодействие между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы осуществляется на основании соглашения об информационном обмене между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы.”.

2. В пункте 2 слова “автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” заменить словами “автоматизированной информационной системы”.

3. Дополнить пунктами 2 и 2 следующего содержания:

“2. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в пунктах 2 и 4 настоящего постановления, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Доступ уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, их государственных информационных систем и организаций, указанных в пункте 2 настоящего постановления, к информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе, в том числе к персональным данным, подлежащим предоставлению в соответствии со статьей 30 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”.

2. Защита персональных данных при их обработке в автоматизированной информационной системе обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.”.

4. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Федеральная миграционная служба с 1 июля 2017 г. на основании запросов некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” подтверждает сведения о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания (указанное подтверждение осуществляется в форме “да, нет”).”.

5. В перечне информации, формируемой и предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками и иными организациями, утвержденном указанным постановлением:

а) в разделе I:

в наименовании слова “Российский союз автостраховщиков” заменить словами “Российский Союз Автостраховщиков”;

подпункт “г” пункта 1 изложить в следующей редакции:

“г) сведения о лицензии, выданной страховщику:

номер;

дата выдачи (возобновления действия);

дата аннулирования (ограничения срока действия лицензии или приостановления действия лицензии, отзыва лицензии);”;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

“3. Информация о страхователях:

а) для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения;

б) для юридических лиц – наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).”;

пункт 4 после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии), номер водительского удостоверения”;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

“5. Информация о страховых случаях (при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции):

а) дата страхового случая, время, место;

б) количество потерпевших в связи с нанесением ущерба имуществу (при наличии);

в) поврежденные транспортные средства:

марка;

модель;

государственный регистрационный знак (при наличии);

идентификационный номер (VIN, при наличии) или заводской номер машины (рамы);

г) количество страховых случаев, документы о которых оформлены без участия сотрудников полиции.”;

подпункт “г” пункта 7 изложить в следующей редакции:

“г) идентификационный номер (VIN, при наличии), номер шасси, рамы (при наличии), номер кузова, прицепа (при наличии).”;

б) в разделе II:

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

“1. Информация о зарегистрированных транспортных средствах и прицепах к ним:

а) тип транспортного средства;

б) государственный регистрационный знак (при наличии);

в) паспорт транспортного средства:

серия;

номер;

дата выдачи;

г) марка;

д) модель;

е) идентификационный номер (VIN, при наличии);

ж) категория (А, В, BE, С, СЕ, D, DE, Tb, Тm, прицеп);

з) год выпуска;

и) номер шасси, рамы (при наличии);

к) номер кузова, прицепа (при наличии);

л) мощность двигателя (для легковых автомобилей):

киловатт;

лошадиных сил;

м) разрешенная максимальная масса (для грузовых автомобилей);

н) масса без нагрузки (для грузовых автомобилей);

о) номер диагностической карты, дата окончания ее действия;

п) дата прохождения технического осмотра.

2. Информация о владельцах транспортных средств и прицепов к ним:

а) для физических лиц:

фамилия;

имя;

отчество (при наличии);

дата рождения;

место рождения (при наличии);

паспорт (серия, номер, дата и место выдачи);

адрес;

б) для юридических лиц:

наименование;

адрес;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии).”;

в пункте 3:

в подпункте “г”:

абзац второй после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии)”;

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

“дата и место рождения (для совершившего административное правонарушение);

серия, номер водительского удостоверения (если участником дорожно-транспортного происшествия является водитель транспортного средства);”;

абзац шестой исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

“места наибольшего повреждения транспортного средства;”;

подпункт “д” исключить;

подпункты “е” – “и” изложить в следующей редакции:

“е) фамилия, имя, отчество (при наличии) потерпевших (для каждого), категория потерпевшего (водитель транспортного средства, пассажир транспортного средства, пешеход, иная категория) и степень причинения вреда (при наличии);

ж) нарушенный пункт Правил дорожного движения Российской Федерации (для совершившего нарушение, при наличии);

з) часть, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность (для совершившего нарушение, при наличии);

и) постановление по делу об административном правонарушении (либо протокол об административном правонарушении) или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (при наличии):

серия (при наличии);

номер;

дата;”;

дополнить подпунктами “к” и “л” следующего содержания:

“к) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения: да, нет (при наличии);

л) направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: да, нет (при наличии).”;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Информация о выданных водительских удостоверениях:

а) серия, номер, дата выдачи;

б) категории, подкатегории транспортных средств;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии);

г) дата рождения;

д) дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории (при наличии).”;

в) дополнить разделом VII следующего содержания:

“VII. Информация о юридическом лице, предоставляемая оператору автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федеральной налоговой службой из Единого государственного реестра юридических лиц

Информация о юридическом лице:

а) полное и сокращенное наименование;

б) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

г) адрес (место нахождения);

д) серия и номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица (при наличии).”

Источник: https://osagoonline.info/text-zakona/

Какие преимущества имеет электронный полис

Многочисленные плюсы, которые имеет электронный полис ОСАГО, уже успели оценить 200 тыс. россиян-автолюбителей.

Почему?

  • электронный ОСАГО можно приобрести не выходя из дома, при этом нет никаких очередей и долгой дороги в страховую в дорожных заторах;
  • страховщики не могут навязать вам дополнительную услугу, шантажируя вас отказом в оформлении обязательной страховки, и вы сможете существенно сэкономить свои расходы;
  • для него не требуется бланк, поэтому можете не беспокоиться, что выстоите очередь и по закону подлости на вас у агента закончатся бланки;
  • вы не переживаете за «случайно» обнуленные скидки по КБМ, все работает в автоматическом режиме;
  • электронный полис ОСАГО не нужно возить с собой, он существует в электронном виде и его можно предъявить в распечатанном на обычной бумаге виде.

Как видите, оформление такой страховки для водителя удобно и быстро, без лишних затрат и волнений. При этом, оформление автогражданки имеет определенные условия и нюансы, о которых нужно знать.

Закон об ОСАГО в актуальной редакции гласит, что:

  1. Оформление электронных полисов возможно только на официальном сайте выбранной страхователем компании, которая должна быть допущена к работе в системе е-ОСАГО.
  2. Информация при оформлении полиса в Интернете проверяется представителем страховщика в онлайн режиме по электронным базам данных.
  3. Автовладелец может не предоставлять документы на авто, копии водительских удостоверений, техпаспорт и талон СТО.
  4. Страхователь ставит подпись на полисе автогражданской ответственности простой электронной подписью, которая также является паролем от личного аккаунта на сайте страховщика.
  5. Заверяется полис электронного страхования с помощью усиленной квалифицированной подписи.
  6. Страховщик вносит данные об ответственности автовладельца в систему АИС РСА моментально.
  7. Служба ГИБДД может проверить наличие и действительность автогражданки с помощью электронных баз, к которым они имеют доступ.

Практически для каждого водителя актуальным вопросом является их накопленная скидка за безаварийность. Спешим уведомить, что коэффициент кбм не обнуляется при оформлении электронного полиса автогражданки, поскольку при расчете полиса учитываются все те же данные, что и при обычном традиционном ОСАГО.

Размер накопленного коэффициента бонус-малус внесен в базы РСА, к которой обращаются все страховые компании для просчета страховки.

Как оформить полис автогражданки в электронном виде

Предположим, вы определились с выбором с страховой компании и планируете оформить полис.

Для этого необходимо выполнить ряд шагов, а именно:

  1. Создать персональный аккаунт на сайте страховщика, куда необходимо заполнить следующие данные:
    • Ф.И.О водителя;
    • серия и номер паспорта;
    • дата рождения;
    • номер телефона;
    • электронная почта;
    • адрес фактического проживания.
  2. Сведенья, которые вы предоставили будут проверены по базе РСА, после чего на ваш номер телефона придет сообщение с паролем для входа в ваш личный кабинет.
  3. Далее, клиент в личном кабинете заполняет форму на оформление полиса ОСАГО. Для этого нужно указать такие данные:
    • сведенья о страхователе: Фамилия, Имя, Отчество, паспортные данные, адрес, телефон (на сайтах некоторых компаний данная форма автоматически заполнена по данным, указанным при первичной регистрации);
    • информацию об авто: марка, модель, мощность двигателя, в каком году выпущена, серия и номер паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации, номера удостоверений водителей, допущенных к вождению данного ТС.
  4. Заполненное заявление водителя будет проходить модерацию, которая происходит в онлайн режиме. Если все заполнено правильно, страховая компания отправляет клиенту расчет страховой премии с просьбой оплатить, а также варианты оплаты, которые могут быть удобны непосредственно для вас.
  5. Если заявление не прошло модерацию, то компания пришлет уведомление о том, что необходимо поправить для дальнейшего оформления полиса.

Оплатить электронный полис можно любым удобным способом: наличными, с помощью банковской карты или электронными деньгами (web money или Яндекс. деньги).

Если решите, что наличкой заплатить вам будет проще, будьте готовы, что нужно будет сделать визит в страховую компанию. А выбирая оплату банковской картой получить действующую страховку можно спустя пару минут после оплаты.

С виду электронный полис практически ничем не отличается от стандартного бумажного ОСАГО. Получив на электронную почту файл со страховкой, её можно распечатать и держать в машине, чтобы сотрудникам ГИБДД и другим участникам дорожного движения было проще его проверить. Распечатка возможна прямо из личного кабинета на сайте страховой компании.

Выбрать страховщика можно любого, кто имеет возможность работы по системе е-ОСАГО, а это еще один плюс электронного страхования.

Как будет проверяться электронная страховка

После того, как был введен электронный вид обязательного страхования ответственности, схема работы инспекторов ГИБДД стала отличаться. Почему и как? Давайте разберемся.

Электронная форма автогражданки подразумевает хранение данных водителя в электронных базах РСА. Бумажный полис возможен исключительно в том случае, если его распечатать и оставить в машине.

Но это не является обязательным условием, поэтому ознакомиться с ОСАГО в традиционном виде у сотрудника дорожного патруля уже не получится.

Действительность и законность таких страховок теперь проверяется с помощью специального сервиса в сети ИМТС или с помощью веб-сайта Российского Союза Автостраховщиков.

Сотрудники ГИБДД имеют доступ к обоим ресурсам. Для проверки на сайте вводится информация о транспортном средстве – государственный знак и VIN код автомобиля, который указан в техпаспорте.

Поскольку техническая оснащенность патрульных автомобилей, а также стационарных постов не на самом высоком уровне, проверка водителя занимает определенное время, поэтому ускорить процесс можно, если у вас в бардачке лежит распечатанный полис.

Сами же сотрудники дорожной инспекции, являясь водителями по совместительству, понимают необходимость в развитии технологий, и надеются, что в скором времени будут введены специальные коды на страховках, которые будут считываться специальными сканерами.

Можно ли внести изменения в электронную автогражданку

К сожалению, через интернет внести изменения в полис электронной автогражданки невозможно.

Для того, чтобы добавить или исключить водителя, заменить паспортные данные, расторгнуть договор и внести любые другие изменения необходимо обращаться в страховую компанию.

Порядок обращения таков:

  1. Страхователь обращается в страховую компанию с устным или письменным заявлением о необходимости внести те или иные изменения в базе.
  2. Представитель страховой компании вносит изменения в базе, после чего делает соответствующую запись в полисе, с заверением этих самых изменений, подписью агента и печатью компании.

https://www.youtube.com/watch?v=XhieaJBZzrM

В целом, система электронного автострахования достаточно удобна для водителя и для страховщиков. Конечно, сотрудникам дорожной полиции придется существенно изменить схему работы и техническое оснащение постов ДПС.

Однако, выход на такой европейский уровень вполне ожидаем, логичен и обоснован, подобная практика успешно работает в цивилизованных странах уже несколько десятков лет.

Искренне желаем вам хороших дорог, вежливых ГАИшников и хороших пассажиров!

Источник: https://detepe.ru/questions/kak-gibdd-budet-proveryat-elektronnyj-polis-osago.html

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь право страховых компаний.

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (п. 6 ст. 1 Закона № 214). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

О том, может ли потерпевший после получения согласованной страховой выплаты требовать от страховщика перечислить ему денежную сумму в большем размере и в каком случае, узнайте в материале «Порядок определения размера убытков, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего. Независимая техническая экспертиза и независимая экспертиза (оценка)» в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с регрессным требованием (п. 3 ст. 1 Закона № 214). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая (абз. 7 подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214).

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 214).

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. «Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу», – отмечает управляющий партнер компании «Антистраховщик», руководитель портала «Антистраховщик.рф» Илья Афанасьев. А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: «Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО».

О том, в каком порядке и в течение какого периода страхователи могут отказаться от навязанных им дополнительных страховых услуг, читайте в материале «Период охлаждения» в сфере добровольного страхования – что это такое и зачем его cобираются вводить».

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также видит существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: «Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет».

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты» Александр Коваль убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. «За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования», – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. «Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля», – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: «Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику». Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»

«У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ».

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. «Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее», – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию сроков по выплате страхового возмещения: «Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной «вилки». Тогда, когда это будет удобно страховщикам». Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. «Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи», – продолжает он.

***

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Источник: https://www.garant.ru/article/797374/

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*