admin / 21.08.2020

ЯМЗ 6

Весь диапазон сил Среднеразмерные и тяжёлые дизельные двигатели, сцепления и коробки передач ЯМЗ Валерий Васильев, фото автора

Производственная программа ОАО «Автодизель» включает среднеразмерные и тяжёлые дизельные двигатели, а также сцепления и коробки передач. При этом свыше 69% силовых установок Ярославского моторного завода отправляются на заводы-изготовители грузовиков в России и странах содружества. Сегодня главным руководством к действию для специалистов «Автодизеля» стало постановление правительства страны № 609 от 12.10.2005 г., налагающее запрет с 10.2017 г. на выпуск в обращение автотехники и двигателей, соответствующих экологическим нормам ниже Euro 5.

Среднеразмерные фавориты

Всё более весомую долю в производстве ЯМЗ занимает семейство дизельных двигателей ЯМЗ-530. Сказать, что моторы, созданные при содействии инжиниринговой фирмы AVL List GmbH (Австрия), являются современными, это значит ничего не сказать. С моделями данной серии по своим технико-эксплуатационным характеристикам могут поспорить лишь немногие одноклассники.

Вот лишь главные изюминки двигателей: расположение цилиндров в ряд, объём 1,1 л на каждый цилиндр, отношение диаметра цилиндра к ходу поршня (DхS=105х128) мм, нижневальная схема (отсутствие распределительных валов в головке блока цилиндров), термическая стабильность размеров агрегатной базы, система охлаждения с возможностью обратного хода, так называемые «мокрые» гильзы цилиндров, четыре клапана на каждый цилиндр, аппаратура впрыска топлива аккумуляторного типа (Electronic Common Rail System), турбонаддув с воздухо-воздушным охлаждением, шестерённый привод навесных агрегатов, размещённый со стороны маховика, система вентиляции картерных газов закрытого типа.

Дизели способны функционировать и в сильную жару, и в лютый мороз, на высоте до 1500 м, не теряя мощности, во время форсирования автомобилем брода (с полным погружением двигателя в воду), на смесях солярки и керосина. Для армейской техники поставляется многотопливный вариант ЯМЗ-530, работающий на бензине, солярке и керосине.

Эксплуатационников наверняка порадуют компактность, малая масса, низкий уровень шума (не более 92 дБ) и вибраций, внушительный межсервисный интервал – до 50 тыс. км, впечатляющий ресурс до капитального ремонта – 1 млн км, хорошая ремонтопригодность.

Рабочий объём четырёхцилиндрового ЯМЗ-534 составляет 4,43 л, мощность модификаций, отвечающих требованиям стандарта Euro 4, находится в диапазоне 120–190 л.с., крутящий момент – 422–710 Нм при 1300–1600 об / мин. Аналогичные характеристики у «шестёрки» ЯМЗ-536 соответственно – 6,65 л, 240–312 л.с., 900–1226 Нм при 1300–1600 об / мин.

С 2016 года организован серийный выпуск моторов ЯМЗ-530, соответствующих уровню Euro 5. Причём у ЯМЗ-534 это достигнуто благодаря использованию рециркуляции отработавших газов (EGR), а у ЯМЗ-536 – за счёт внедрения системы селективной каталитической нейтрализации (SCR) с использованием мочевины. Улучшились и другие параметры. Так, у самой продвинутой версии 4-цилиндрового двигателя мощность возросла до 240 л.с., а крутящий момент – до 900 Нм, у 6-цилиндрового аналога соответственно – до 330 л.с. и 1370 Нм.

Выполнение требований стандарта Euro 6 у ЯМЗ-530, сроки введения которого в России ещё не определены, планируют реализовать прежде всего благодаря установке топливного насоса Ярославского завода дизельной аппаратуры (ЯЗДА) с энергией впрыска до 220–250 МПа, системы SCR на всей гамме, более совершенной электроники управления рабочими процессами. В качестве партнёра при доводке двигателей намечено привлечь одну из зарубежных инжиниринговых компаний.

Осенью 2016 года начался серийный выпуск газовых двигателей ЯМЗ-534 CNG (150–170 л.с.) и ЯМЗ-536 CNG (258–312 л.с.), соответствующих нормам Euro 5. Модели, работающие на сжатом метане, разработаны при содействии ряда зарубежных компаний. В их конструкции отсутствует ряд деталей, которые обеспечивали подачу топлива у дизельных собратьев. К таким элементам относятся форсунки, аккумулятор, насос, трубопроводы и фильтры.

Появились новые элементы для подачи газового топлива: фильтр, трубопроводы, дроссельная заслонка, форсунки, свечи, блок зажигания и т.д. Газовые моторы оборудованы комплектом нужных датчиков: положения распредвала, положения коленвала, давления и температуры масла, температуры охладителя, на выпуске расположен датчик положения клапана EGR. Во впускной системе имеются турбина и интеркулер. Управляет работой двигателя электронный блок компании Westport. Кроме того, двигатели прошли процесс калибровки.

В системе топливоподачи применяются форсунки Nikki, топливный фильтр низкого давления Parker, регулятор давления топлива Emer, топливный фильтр высокого давления Westport. В системе зажигания используются катушки зажигания Marshall и свечи фирмы Bosch, которая к тому же поставила все датчики и дроссельную заслонку. Турбокомпрессор несёт марку Borg Warner, а насос гидроусилителя и шестерни – ZF, клапаны и вкладыши Mahle, водяной и масляный насосы OMP, крышка ГБЦ с прокладкой Dana, маслосъёмные колпачки Freudenberg.

Ресурс двигателей ЯМЗ-530 CNG тоже до 1 млн км. Активно ведётся разработка газовых моторов на соответствие стандарту Euro 6. Их мощность составит 210 л.с. у ЯМЗ-534 CNG и 350 л.с. у ЯМЗ-536 CNG. Такие двигатели, по всей видимости, появятся к 2019 году. К этому времени требованиям Euro 6 будут соответствовать и дизельные моторы ЯМЗ-530. Это обстоятельство откроет им рынки стран Евросоюза.

Рубежи тяжёлого класса

Продолжается совершенствование дизелей тяжёлого класса ЯМЗ-650. Эти рядные 6-цилиндровые двигатели размерностью DxS=123х156 мм выпускаются по лицензии французской компании Renault Trucks. При рабочем объёме 11,12 л мощность составляет 311; 361 и 412 л.с., а максимальный крутящий момент – от 1215 до 1870 Нм при 1100–1400 об / мин.

Модифицированные турбодизели ЯМЗ-651 и ЯМЗ-652 уровня Euro 4, являющиеся детищем специалистов «Автодизеля» и инжиниринговой фирмы Ricardo (Великобритания), стали дальнейшим развитием базовой модели ЯМЗ-650. Силовые установки получили систему EGR с сажевым фильтром, глушитель-нейтрализатор в выпускной системе типа PM-CAT, модернизированную систему топливоподачи Common Rail, изменённую систему охлаждения и наддува, доработанную цилиндро-поршневую группу. В зависимости от мощности минимальный удельный расход топлива – 190–194,5 г / кВтч.

Установка более совершенной топливной аппаратуры с увеличенным до 200 МПа давлением впрыска и системы SCR позволило разработать и освоить серийное производство модели ЯМЗ-653, выполняющей требования стандарта Euro 5. При этом мощность удалось увеличить до 422 л.с., а максимальный крутящий момент до 2000 Нм при 1100–1300 об / мин. Ресурс этого силового агрегата – 1 млн км. Поскольку технические резервы мотора ограничены, версию уровня Euro 6 создавать не планируют.

Свою эстафету ЯМЗ-650 в будущем передаст семейству двигателей следующего поколения ЯМЗ-780, которое включает мощные высокооборотные дизели, предназначенные для монтажа на серийные и перспективные модели коммерческого транспорта и армейскую технику. Надо сказать, что эти рядные 6-цилиндровые агрегаты рабочим объёмом 12,42 л впитали всё самое лучшее, что накоплено в отечественном и мировом дизелестроении. Самая современная система впрыска топлива Common Rail, передовая электроника управления и турбонаддув, блок цилиндров повышенной прочности и другие конструктивные решения позволят расширить границы мощности от 400 до 750 л.с., а в дальнейшем до 1000 л.с. и более. Максимальный крутящий момент достигает 3000–3700 Нм.

Унификация внутри семейства будет достигать 70 %. Это цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм, крышка головки блока цилиндров, элементы топливной аппаратуры, турбонаддув и электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В числе достоинств ЯМЗ-780 нужно отметить соответствие нормам Euro 5, а будущем – Euro 6, низкий расход топлива во всём спектре рабочих условий и невысокую стоимость эксплуатации. Впрочем, и ремонтопригодность находится на высоте. Для получения объективной информации о состоянии систем и агрегатов двигателя в стандартной комплектации предусмотрены диагностические датчики и разъёмы. Новинка по массо-габаритным показателям близка к предшественнику ЯМЗ-653, а посему может выпускаться на том же оборудовании. Производство нового семейства, запланированное на 2018 г., позволит удовлетворить спрос на силовые установки мощностью свыше 420 л.с.

В 2020 г. развернут серийный выпуск автомобильного варианта модели 780, получившего обозначение ЯМЗ-770. Его мощностный диапазон находится в границах от 370 до 550 л.с.

Сегодня наибольший объём производства пока приходится на V-образные дизельные моторы размерностью DxS=130х140 мм. Семейство объединяет тяжёлые 6-, 8- и 12-цилиндровые агрегаты рабочим объёмом 11; 15; 14,86 и 22,3 л различных экологических классов.

Мощность турбированных «шестёрок» ЯМЗ-6565 (11,15 л) составляет 230–300 л.с., а «восьмёрок» ЯМЗ-6585 (14,86 л) – 330–420 л.с. В исполнении Euro 4 двигатели оборудованы ЭБУ, системой SCR, а также топливной аппаратурой Common Rail (с использованием насоса «Компакт-40») с увеличенным до 180 МПа максимальным давлением впрыска и многофазной подаче топлива. Помимо всего доработке подверглись блок цилиндров, головка блока, маховик и его картер, впускные коллекторы, в свою очередь систему вентиляции картера выполнили замкнутой.

Проделанная ранее работа позволила достаточно просто перейти на выпуск автомобильных вариантов моторов V-6 и V-8 экологического класса Euro 5. Более того, у ЯМЗ-6585 мощность подняли до 500 л.с., а крутящий момент – до 2000 Нм. С этой целью изменили фазы газораспределения, отрегулировали систему впрыска топлива, по-другому настроили турбонаддув, модифицировали систему смазки, улучшили эффективность охлаждения поршней изменённой конструкции. В процессе дальнейшей модернизации мощность ЯМЗ-6585 будет увеличена до 530 л.с. Удельный расход топлива у обоих моторов находится на современном уровне – 194 г / кВтч.

Как тут не сказать, что изготовление топливной аппаратуры для упомянутых моторов, ЭБУ, программное обеспечение, электронно управляемые форсунки с повышенным давлением впрыска взяли на себя отечественные предприятия.

В модельном ряду как и прежде остаются разновидности двигателей V-6 и V-8 экологического уровня Euro 3, Euro 2, Euro 1 и даже Euro 0. Модели серий ЯМЗ-6581, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 мощностью 150–420 л.с. поставляются как запчасти на ранее выпущенную автотехнику, используются на строительно-дорожном оборудовании, армейских машинах и пр., где экологические требования не столь строги.

То же самое относится и к семейству тяжёлых V-образных 12-цилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-240 рабочим объёмом 22,3 л. Агрегаты с непосредственным впрыском топлива в безнаддувной и наддувной версиях мощностью 300–500 л.с. удовлетворяют нормам Euro 0.

Завершают производственную программу тяжёлые V-образные 12-цилиндровые дизели, рабочим объёмом 25,86 л и размерностью DxS=140х140 мм.

Моторы серии ЯМЗ-840 (Euro 0 и Euro 1) мощностью 650–800 л.с. оборудованы непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным охлаждением, головками цилиндров с четырьмя клапанами.

Аналогичные по техническому исполнению двигатели серии ЯМЗ-850, развивающие мощность 440–680 л.с., удовлетворяют стандарту Euro 0.

Силовые установки обеих групп применяются только на тяжёлой мобильной и других видах специальной техники.

В Ярославле надеются, что рост производства продолжится и в ближайшей перспективе: в 2017 г. предприятие планирует изготовить 45,9 тыс., а в 2018-м уже 59,6 тыс. двигателей. Для этого мощности по выпуску ЯМЗ-530 придётся наращивать. Через пять лет они должны увеличиться с нынешних 20–25 тыс. до 50 тыс. единиц в год.

Неразлучные спутники моторов

Впечатляет и спектр выпускаемых «Автодизелем» механических коробок передач.

В процессе модернизации 5- и 8-ступенчатые образцы обзавелись пневматическим усилителем переключения передач, первичным валом большего диаметра, электронным датчиком спидометра, картером сцепления, выполненным в соответствии с требованиями SAE, люком для монтажа усилителя выключения сцепления пневмогидравлического типа.

В то же время упомянутые 6- и 9-ступенчатые модели нового поколения помимо всего снабжены электропневматическим управлением различной степени автоматизации, блокировкой запуска стартера при включённой передаче, ходоуменьшителем, дополнительным отбором мощности до 100 л.с.

Разрабатывается перспективная механическая коробка передач ЯМЗ-330 с 14-ю ступенями. Её несомненными козырями стали: демультипликатор планетарной конструкции с двумя диапазонами, делитель и синхронизаторы на всех передачах (за исключением первой и заднего хода). Кроме того, в конструкцию внедрены механизм, позволяющий установить дистанционный привод, электропневматическое переключение демультипликатора и делителя с возможностью автоматической блокировки включения низшего диапазона демультипликатора.

В планах «Автодизеля» – дальнейшее совершенствование коробок передач и освоение серийного выпуска новых моделей, таких как 5-ступенчатые ЯМЗ-1205 и ЯМЗ-Э1205, а также ЯМЗ-1309 с 9-ю скоростями. Коробки ЯМЗ-1205 уже стали принадлежностью грузовых автомобилей МАЗ и «Урал» в 2016 г., а ЯМЗ-1309 станут в 2019 г.

10 февраля 2011 года ИФНС по городу Ногинску Московской области зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (ООО «ТД»ММЗ»).

Единственным учредителем предприятия (100% доли) является ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (ОАО «УКХ «ММЗ»), история которого берет своё начало в 1963 году. В настоящее время Минский моторный завод является ведущим разработчиком и производителем современных дизельных двигателей и запасных частей к ним. На предприятии выпускается более 40 модификаций более 300 исполнений двигателей в диапазоне мощностей от 26 до 375 кВт.

В настоящее время двигатели ОАО «УКХ «ММЗ» нашли своё применение в составе техники различного назначения и успешно эксплуатируются на тракторах, автомобилях, автобусах, комбайнах, экскаваторах, погрузчиках, дорожно-строительной технике, дизель-генераторах, бетоносмесителях и бетононасосах, компрессорных и насосных станциях и другой технике. Выпускаемые ОАО «УКХ «ММЗ» автомобильные двигатели соответствуют экологическим нормам Euro 4 и Euro 5, двигатели для внедорожной техники нормам Stage 3A, Stage 3B, Stage 4.

ОАО «УКХ «ММЗ» совместно с ООО «ТД «ММЗ» осуществляют поставку на более чем 40 конвейерных производств готовой техники и агрегатов в Республике Беларусь, Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья.

Мы всегда открыты для сотрудничества и готовы оказать своевременную и квалифицированную помощь, как в вопросах реализации и сервисного обслуживания продаваемой продукции, так и в решении технических вопросов.

У настоящего символа украинского автопрома – тяжелых грузовиков КрАЗ –порядком запутанная родословная. Тем весомее успехи, которых они со временем достигли.

Первенец крупнейшего в Европе «грузового” автозавода – самосвал КрАЗ-222 «Днепр” – родился в самом начале 1950-х. Тогда завод в Кременчуге ни о каких автомобилях еще не мечтал, а занимался производством … стальных мостов для рек. Потом он еще производил кукурузоуборочные комбайны, свеклопогрузчики и асфальтовые катки, но большое автомобильное будущее было все также далеко.

Читайте также: Почему «Запорожец” лучше иномарок

Тем временем в городе Ярославле, на тамошнем автомобильном заводе уже заканчивали проектировать трехосный грузовик с 6-цилиндровым наддувным дизелем, самосвальным кузовом и грузоподъемностью 10 тонн. Конструкторы завода ЯАЗ (Ярославского автомобильного, как вы понимаете) создали его на основе своих более ранних моделей ЯАЗ-200 и ЯАЗ-210.

Ярославский автозавод имел давние традиции, но в 1958 г. он сменил статус на моторный завод, передав свои автомобильные технологии в Минск и Кременчуг

Читайте также: «АвтоКрАЗ» оказался на грани банкротства

Но производством своих детищ ярославцы занимались недолго, конструкторскую документацию вместе с технологиями раздали «братьям-славянам”: двухосный ЯАЗ-200 передали в белорусский Минск, где он стал МАЗом, а трехосную новинку ЯАЗ-222 – в украинский Кременчуг.

Первый украинский грузовик и первая украинская легковушка появились почти одновременно – в 1959 г. и 1960 г. соответственно

Конкурс на новое имя для теперь уже украинской машины объявили за несколько месяцев до того, как заработал главный сборочный конвейер, лучшей признали идею одного из инженеров заводского КБ. К слову, для участников конкурса выделили пять поощрительных премий, причем первая составляла 500 рублей.

Читайте также: В Украине сделали уникальный спецавтомобиль на базе КрАЗа

Собственное имя «Днепр” кременчугские грузовики носили недолго, его сменили на аббревиатуру КрАЗ с цифровым индексом. Причину сегодня не знают даже на заводе

Алюминиевую табличку (сейчас бы сказали – шильдик) с утвержденным именем «Днепр-222” укрепили на боковинах капота. А сверху, там, где на ярославском прототипе красовалась литая фигурка медведя, водрузили металлический флажок в цветах тогдашнего украинского флага. Форма этого «гребешка” была рассчитана так, чтобы он мог одновременно служить ручкой для поднимания капота.

Читайте также: Каким был первый автомобиль Mercedes: история бренда

На молодом КрАЗе планировали делать целое семейство 10 – 12 тонных машин, но начали с самого необходимого для государства – с самосвала. Специфика советской плановой экономики, не знающей конкуренции, но поражающей масштабами, диктовала конструкцию машины: немодную, но технологичную, прочную, но несложную. И все это – не ради снижения цены, а для долговечности, простоты обслуживания и высокой ремонтопригодности. Ведь заранее было известно, что автомобиль будет работать на крупных стройках в отдаленных районах огромной страны – то есть там, где нет никаких дорог и квалифицированного сервиса.

На фото не КрАЗ-222 «Днепр”, а его двойник ЯАЗ-222: на капоте видна литая фигурка медведя – символа г. Ярославля. Вторая машина – более поздний КрАЗ-256

Читайте также: КрАЗ випустил новую модель тягача.

Так сложилось, что КрАЗы-самосвалы всех поколений практически всегда эксплуатировались со значительным перегрузом. В архивах Кременчугского завода и сегодня хранятся свидетельство того, как во многих отдаленных районах страны КрАЗы эксплуатировались с нагрузкой 12 – 14 тонн вместо 10 паспортных. Естественно, долговечности машине это не добавляло, но тем не менее перегруз в пару-тройку тонн был практически повсеместным явлением.

Анализ отказов заводскими инженерами и учеными КАДИ показал: причина в том, что большинство «Днепр-222” эксплуатционники систематически и значительно перегружают

В основе «Днепра” – мощная лонжеронная рама, рессорная подвеска с амортизаторами спереди и балансиром на оси сзади. Неторопливый и тяговитый дизель с турбонаддувом при объеме 6,9 л развивал 180 л.с. мощности (при 2000 об/мин) и 700 Нм крутящего момента (при 1000 об/мин). Устройство трансмиссии подчинено теме унификации. Чтобы довести число передач до десяти, добавили двухступенчатую раздаточную коробку, как на полноприводных машинах, причем от нее же могли отбирать мощность и гидроподъемник кузова, а в перспективе и лебедка. Межосевой дифференциал тоже поместили в раздатке – еще одно технически красивое решение.

Первые КрАЗы в Кременчуге собирали стапельным методом. Но со временем суточный выпуск нарастал и был запущен конвейер

Читайте также: КрАЗ продал на экспорт тягачи з двойными кабинами

Такие сложные агрегаты, как редукторы задних мостов для упрощения обслуживания и ремонта сделали одинаковыми. Да, из-за этого пришлось использовать два лишних кардана, но они куда проще по устройству, чем модный проходной мост.

Конечно, КрАЗ-222 имел недостатки, главными были недостаточная долговечность шасси. В следующих моделях завод исправлял проблемы

Но на конструкции КрАЗа не старались экономить, большинство деталей сделаны с большим запасом прочности. Рулевое управление и тормоза «обслуживаются” развитой пневматической системой, подъемник кузова приводится двумя гидроцилиндрами с целой системой кинематики. Для надежного пуска в любые морозы «Днепр-222” комплектовался четырьмя аккумуляторами и двумя системами предпускового подогрева.

Читайте также: Каким был первый ЛуАЗ: история секретного автомобиля

На этом фоне может показаться архаизмом кабина с деревянным каркасом, но смысла в сложной оснастке для ее производства целиком из металла заводчане не нашли ни тогда, ни позднее. Не зря ведь древесина сохранилась в каркасе кабины вплоть до 1990-х годов.

На протяжении всего советского перода именно самосвалы доминировали в модельной линейке Кременчугского автозавода

Таким был первый КрАЗ. До лета 1964 г. было выпущено 11641 самосвалов «Днепр-222”. Машина работала на всех крупнейших стройках Союза во всех его климатических зонах, а также на добыче полезных ископаемых – в тяжелейших условиях рудников, карьеров и разрезов. Экспортная модификация «Днепр-222Э” поставлялась в 26 стран мира – Польшу, Объединенные Арабские Эмираты, Югославию, Восточную Германию, Кубу, Вьетнам и другие.

Вплоть до распада СССР самосвалы линейки КрАЗ, ведущие родословную от «Днепр-222”, были основными на всех гигантских стройках страны

Как показало время, этой моделью «Днепр-222” была заложена на долгие годы вперед логика и харизма КрАЗов всех поколений: неприхотливость, прочность, ремонтопригодность. Вопреки рыночным тенденциям, заводчанам удалось сохранить эту рациональность и здоровую прагматичность, необходимую тяжелой строительной и армейской технике в большей мере, чем «легковой” комфорт и динамика. Кстати, в следующий раз мы поговорим об официальных результатах сравнительных испытаний КрАЗов и самосвалов-иномарок.

Читайте также: Сделано в Украине: почему мы можем гордиться «горбатым”

    «Группа ГАЗ» на Международной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS/17 впервые представляет рядный дизельный двигатель ЯМЗ-770 для тяжелой техники и дизель-генераторных установок. Также на стенде компании экспонируются перспективные двигатели ЯМЗ-53414 CNG и ЯМЗ-53613, расширяющие новое семейство средних рядных двигателей, предназначенных для комплектации грузовой, автобусной и специальной техники.

    «Группа ГАЗ» представляет на Международной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS/17 новинки Ярославского моторного завода — ведущего российского производителя двигателей: моторы ЯМЗ 770, а также новые модификации двигателей семейства ЯМЗ-530 на газовом и дизельном топливе.

    Двигатель ЯМЗ-770 — прототип 6-цилиндрового тяжелого рядного дизельного двигателя размерности 130×156 мм, рабочим объемом 12,43 л с диапазоном мощности 360-550 л.с. Двигатели нового семейства ЯМЗ-770 имеют аккумуляторную систему топливоподачи, систему рециркуляции отработавших газов, моноблочную 24-клапанную головку цилиндров с расположенным в ней распределительным валом. Базовые детали рассчитаны на давление сгорания 250 бар. Двигатели отвечают самым современным тенденциям мирового дизелестроения: они экономичны, имеют ресурс более 1 млн км и потенциал обеспечения экологических требований «Евро-6». Прогрессивная конструкция тяжелых рядных дизельных двигателей ЯМЗ-770 имеет значительный ресурс по форсированию. Диапазон крутящего момента 1700-2500 Нм обеспечивает высокие тягово-динамические параметры транспортных средств. Двигатели ЯМЗ-770 предназначены для использования в составе тяжелой транспортной, строительной, карьерной техники, а также тракторов, комбайнов, ж/д техники, судов и дизель-генераторных установок.

    Представленные на выставке двигатели ЯМЗ-530 — продолжение уникального семейства средних рядных двигателей. Платформа шестицилиндрового двигателя из представленной на выставке линейки станет базовой для развития семейства до уровня «Евро-6».

      Двигатель ЯМЗ-53613 — 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель «Евро-5» мощностью 312 л.с., предназначен для автомобилей «Урал NEXT», МАЗ, городских и пригородных автобусов ЛИАЗ. Линейка шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-536 «Евро-5» имеет улучшенные технико-экономические показатели по расходу масла, топлива, расширенный диапазон мощности (240 — 330 л.с.) и крутящего момента (900 — 1370 Н.м.), с ресурсом 800-1000 тыс. км. Достижение параметров «Евро-5» обеспечивает система нейтрализации отработавших газов SCR. Данный двигатель отличает высокая степень локализации базовых узлов и деталей, достигающая 80%

        Двигатель ЯМЗ-53414 CNG — 4-цилиндровый рядный газовый двигатель стандарта «Евро-5» мощностью 170 л.с. предназначен для автобуса «Вектор NEXT», среднетоннажных автомобилей нового поколения «ГАЗон NEXT», грузовиков МАЗ. Ведется доработка и совершенствование базовой конструкции, расширяется применяемость газовых двигателей. Линейка 4-цилиндровых рядных газовых двигателей ЯМЗ-530 CNG представлена в диапазоне мощности 150-170 л.с., крутящий момент 493-590 Н.м, ресурс 700-900 тыс. км пробега. Двигатели ЯМЗ-530 CNG имеют высокие технико-экономические показатели, по основным параметрам и потребительским качествам не уступают лучшим мировым аналогам, обеспечивают выполнение экологических параметров «Евро-5» с перспективой достижения «Евро-6».

        В двигателях семейства ЯМЗ-530 использованы передовые конструктивные решения по компоновке, управлению, работе основных систем, обеспечивающих их надежность и экономичность. Выпуск дизельных и газовых моторов ЯМЗ-530 ведется в едином технологическом потоке на производстве, которое является одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Завод общей площадью 57 тыс. кв. м, оснащенный современным технологическим и инженерным оборудованием, начал работу в 2012 году. Производство сертифицировано в соответствии с требованиями международной системы ISO/TS 16949. Уровень автоматизации технологического комплекса достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций. Инвестиции в строительство завода и освоение производства линейки дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 составляет около 11 млрд рублей.

        Динамичный рост производства автобусов, аграрной и специальной техники, малотоннажных грузовиков и строительной техники, поставил перед российскими производителями моторов непростую задачу. Для оснащения перечисленных транспортных средств и спецтехники возникла необходимость в среднеразмерном рядном дизельном двигателе, который отвечал бы всем европейским стандартом, включая ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

        Подобное требование имело под собой веские основания – для расширения экспорта с выходом на международный рынок техническое оснащение транспорта должно было вписываться в существующие нормы ЕС. Кроме того, для осуществления международных перевозок необходимо использовать транспортные средства с соответствующими техническими и экологическими характеристиками. За решение этой ответственной задачи взялся коллектив Ярославского моторного завода (ЯМЗ) – старейшего машиностроительного предприятия, работающего на российском рынке с 1916 года.

        История заслуженного триумфа

        Для создания рабочей группы по разработке новой силовой установки в середине 2000 года на завод были приглашены специалисты известной австрийской компании AVL. Это известное в своей области консалтинговое и научно-исследовательское предприятие было основано на базе производства дизельных двигателей для грузовиков в 1948 году.

        Запланированный масштабный инвестиционный проект по выпуску лучшего российского двигателя оценивался в 10 миллиардов рублей с участием Внешэкономбанка РФ. В 2004 году свет увидела первая серия дизельных моторов с четырьмя и шестью цилиндрами объемом 1,1 литр на один цилиндр. Именно этот параметр считается оптимальной характеристикой в двигателях этой категории, обеспечивающей лучшие показатели энергоэффеткивности (соотношения выдаваемой мощности и расхода топлива).

        С конца 2012 года первые модификации дизельных двигателей ЯМЗ-530 поступили заказчикам, что стало настоящим прорывом в отечественном машиностроении. Все интеллектуальные права на это изобретение принадлежат российской стороне. В настоящий момент на рынок поставляется линейка моторов этого типа с диапазоном мощностей 136–312 л.с., охватывающим все потребности транспортного производства.

        Немного уникальных технических секретов

        В целях обеспечения оптимального баланса удельной мощности и расхода топлива было принято решение разрабатывать силовую установку на основе схемы с нижним расположением вала. Благодаря продуманным решениям, конструкторам удалось достигнуть высших показателей компактности двигателя. Отсутствие распределительного вала в головке блока цилиндров положительно сказалось на размерах нового мотора. Дополнительные вращающиеся механизмы были сопряжены с помощью шестерёнок с окончанием коленчатого вала, что позволило минимизировать потери энергии из-за колебаний при вращении.

        Настоящим ноу-хау в конструкции двигателей ЯМЗ-530 стала инновационная система охлаждения с обратным поступлением охлаждающей жидкости с верхней части мотора в нижнюю. Такое решение обеспечило приоритетное охлаждение самых нагреваемых деталей, что в свою очередь стало основой термической стабильности всех механических составляющих силовой установки. В качестве технологического изыска выступает компактный комплекс дожигания отработанных газов EGR. При этом газовая смесь подвергается дополнительному охлаждению, позволяя техническим характеристикам мотора без труда вписываться в стандарты ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

        Ключевые преимущества дизельных двигателей ЯМЗ-530

        • высшие показатели экономичности;
        • минимальный шум при работе (не выше 92 dB);
        • впечатляющие тяговые и скоростные характеристики оснащённых транспортных средств;
        • сертифицированные экологические показатели;
        • высокая ремонтопригодность;
        • быстрая поставка любых запчастей;
        • фирменное сервисное обслуживание

        Ожидаемый ресурс новых дизельных двигателей – минимум 1 миллион километров пробега. При этом капитальный ремонт таких силовых установок не потребует расточки цилиндров, позволяя устанавливать новые поршни сразу в блок с номинальными размерами. Это весомое преимущество достигнуто за счёт использования мокрых гильз, которые позволили достичь высших показателей равномерности охлаждения.

        Конвейерное производство дизельных моторов осуществляется в автоматизированном цикле с использованием производственных роботов лучших мировых брендов — Grob, Paul Koster, Durr, Heller, Schenck, Liebher. Контроль над качеством проводится в нескольких точках сборки, завершаясь комплексным финальным тестированием готовой силовой установки. Каждый двигатель состоит из 670 деталей, 340 из которых изготавливаются непосредственно на Ярославском Моторном Заводе. В дальнейшем этот объём планируется увеличить до 500 деталей.

        Сегодня дизельные моторы ЯМЗ-530 пользуются высоким спросом в России и странах СНГ, позволяя оснащать малотоннажный транспорт и спецтехнику надёжными и энергоёмкими двигателями. Главные российские потребители – это заводы ГАЗ, УРАЛ. ПАЗ, МАЗ, ЛиАЗ, КрАЗ. Эта знаковая разработка стала своеобразным символом возрождения отрасли российского машиностроения, которая в очередной раз доказала собственную конкурентоспособность и перспективность.

        FILED UNDER : Разное

        Submit a Comment

        Must be required * marked fields.

        :*
        :*