admin / 27.04.2020

Урал ивеко

Эта статья о производителе тяжелых грузовиков. Информацию о российском производителе легких внедорожников см. УАЗ .

О несуществующей компании «Автомобили и моторы Урала» см. Амур (компания)

УралАЗ

Логотип компании УралАЗ

Родное имя

АО «Автомобильный завод» Урал «

Раньше

Уральский автомобильный завод имени Сталина

Открытое акционерное общество

Промышленность

Автомобильная промышленность

Основан

1941 ; 79 лет назад

Штаб-квартира

,

Товары

Автомобили

Доход

19,792 млрд руб . (2011 г.)

415 млн руб. (2011 г.)

Количество работников

4 000 (2018)

Интернет сайт

УралАЗ .ru
Аудитор: PLC ФинЭкспертиза (2007)

Уральский автомобильный завод , Открытое акционерное общество ( Русский : Уральский автомобильный завод, УралАЗ . Транслит Uralskiy Avtomobilnyi завод, УралАЗ ) является одним из основных России производитель внедорожных грузовиков под Урал ( кириллицей : «Урал») бренд . Расположенный в городе Миассе , Челябинской области на Урале . Завод основан в 1941 г .; когда во время Великой Отечественной войны завод грузовиков ЗиС был эвакуирован из Москвы .

Мало кто знает, что первые самосвалы марки IVECO в Миассе изготовили, когда идея создания совместного предприятия «ИВЕКО-УралАЗ», сегодня известного как «ИВЕКО-АМТ», находилась еще на стадии обсуждения. В соответствии с подписанным в апреле 1992 года лицензионным соглашением в одном из цехов Уральского автозавода началась сборка IVECO Magirus, наследников тех самых капотных «Магирусов», которые в конце 1970-х массово поставлялись в Советский Союз для освоения нефтегазовых месторождений. Первую партию из полутора десятков таких самосвалов, получивших обозначение «ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW», Уральский автозавод изготовил в январе 1993 года – они отправились работать в Тюменскую область.

Следом, в течение того же года, 30 самосвалов приобрел «Лукойл», еще 40 – «ЮКОС». Других значимых контрактов заключить не получилось – даже будучи дешевле немецких аналогов примерно на 20%, при цене почти в 100 тыс. долларов спрос на столь недешевую технику со стороны российских заказчиков фактически отсутствовал. Вот тогда и было решено с целью удешевления производства частично локализовать машины в России, организовав для этого совместное предприятие и передав ему оборудование для выпуска кабин.

Соглашение о создании СП «ИВЕКО-УралАЗ» было подписано 18 апреля 1994 года, а его официальная регистрация состоялась 5 декабря 1994 года – именно эта дата с тех пор и считается днем рождения предприятия. В число учредителей вошли «УралАЗ», IVECO S.p.A и «Газпром» с равными долями в 33,3%. При этом каждый из них решал собственную задачу.

Уральский автозавод получал сварочную и окрасочную линии, а также штамповую оснастку для изготовления вполне современной на то время бескапотной кабины IVECO Turbostar, которую намеревался использовать в том числе при производстве собственных грузовых автомобилей. Компания IVECO рассчитывала занять надежные позиции на еще не освоенном в ту пору западными автопроизводителями российском рынке тяжелой коммерческой автотехники и обретала в лице «Газпрома» покупателя на значительное количество своих машин. Сам же «Газпром», по рассказам участников тех событий, оказавшийся единственным в этом трио, внесшим в уставной капитал реальные деньги, видел возможность приобретения современных самосвалов европейского уровня по вполне сходной цене. К тому же часть оплаты за них возвращалась к нему как к соучредителю.

Уже на стадии заключения соглашения о создании СП стало понятно, что вместо IVECO Magirus в Миассе придется организовывать выпуск другой, более современной модели. Дело в том, что компания IVECO завершала производство грузовиков капотной компоновки – им на смену шел более современный Trakker с кабиной над двигателем. Поэтому фактически сразу после учреждения совместного предприятия российские и итальянские конструкторы приступили к созданию предназначенного специально для него семейства грузовиков. Они получили называние «УралТраккер».

За основу «УралТраккера» взяли современное шасси только появившегося тогда IVECO Trakker, на которое установили кабину IVECO Turbostar, то есть кабину грузовых автомобилей предыдущего поколения, незадолго до этого снятых с производства в Европе. Оборудование для ее изготовления переправили в Миасс и разместили в цехах «УралАЗа», причем объемы его поставок в рамках организации совместного предприятия оказались очень значительны. Так, на российский автозавод доставили и смонтировали линию мощных прессов немецкой компании Erfurt с усилием от 45 до 1000 тонн – они предназначались для производства кузовных панелей. С нуля был организован участок сварки кабин с гибкими автоматизированными комплексами, а также окрасочная линия с возможностью нанесения катафорезного покрытия. Все это оборудование было готово к работе в 1997 году – СП обзавелось производственными мощностями, рассчитанными на годовой выпуск до 9 тыс. машин. Тех самых – семейства «УралТраккер».

Самое интересное, что «УралТраккер» действительно разработали при самом широком участии российской стороны. С этой целью в немецкий Ульм отправилась представительная делегация Уральского автозавода, которую, кстати, возглавлял будущий генеральный директор ООО «ИВЕКО-АМТ» Владимир Новик, на тот момент заместитель главного конструктора «УралАЗа». Непростая задача оказалась успешно решена: освоенную в Миассе кабину IVECO Turbostar адаптировали для установки на шасси IVECO Trakker. Так родился «УралТраккер», который, обладая всеми достоинствами европейской техники такого класса, отличался сравнительно высоким уровнем локализации: в России полностью изготавливали его кабину, а также колесные диски, шины и самосвальный кузов. Отметим, что помимо самосвала семейство включало трехосные шасси и седельный тягач.

Пилотную партию из четырех «УралТраккеров», оснащенных 370-сильными двигателями IVECO 8210.42K и 16-ступенчатыми коробками передач ZF, совместное предприятие «ИВЕКО-УралАЗ» изготовило 21 марта 1997 года. Увы, после этого в его производственной деятельности наступил довольно продолжительный перерыв. По сути, дело шло к закрытию. К тому времени «Газпром» потерял интерес и к самому СП, и к его продукции, а найти других покупателей на автотехнику ценой в сотню тысяч долларов в те непростые для российской экономики времена было крайне проблематично. Кроме того, к моменту выпуска первых «УралТраккеров» совместное предприятие успело накопить немалые долги – такие, что многим виделось проще его закрыть.

«Когда 8 июля 1998 года я вступил в должность генерального директора СП «ИВЕКО-УралАЗ», на нем висел многомиллионный долг в валюте, а на счетах оставалось всего несколько тысяч рублей», – вспоминал в одном из интервью нашему журналу Владимир Новик. Мало кто тогда сомневался, что предприятие доживает последние дни.

Тем не менее Владимир Новик сдаваться не собирался. Первый контракт на изготовление четырех сортиментовозов в 1999 году был заключен с «Тернейлесом» – крупной лесозаготовительной компанией, работающей в Приморском крае. Ей нужен был вместительный и грузоподъемный сортиментовозный автопоезд, который на шасси и на прицепе вез бы не по одной, а по две 4-метровые пачки леса. Японцы, до этого поставляющие «Тернейлесу» сортиментовозы, создать такой автопоезд или не могли, или не хотели. А конструкторы «ИВЕКО-УралАЗ» с блеском решили задачу – с тех пор поставки автомобильной техники лесозаготовительным компаниям стали одним из магистральных направлений деятельности совместного предприятия.

Кроме того, раз продукция «ИВЕКО-УралАЗ» находила слабый спрос внутри страны, Владимир Новик стал активно развивать зарубежное направление. В Ирак после непростых продолжительных переговоров удалось поставить 60 «УралТраккеров» в качестве тягачей для полуприцепов-тралов. А в Иран, где на тот момент эксплуатировалось более 5 тыс. IVECO Turbostar, были налажены поставки значительного объема выпускаемых в Миассе запасных частей для их кабин.

Но главным, конечно же, стали не эти контракты, пусть столь необходимые для встающего на ноги нового производителя автомобильной техники, – более важным оказалась верно выбранная стратегия, которая заложила основное направление развития СП на многие годы вперед и в результате привела его к успеху. «При оценке складывающейся в ту пору ситуации на российском рынке тяжелых грузиков, – вспоминает Владимир Новик, – у нас появилось четкое понимание, что благополучие предприятия может быть основано исключительно на собственном продукте, разработанном нашими конструкторами и технологами». Таким образом, «ИВЕКО-УралАЗ» оказался ориентирован не на массовый выпуск стандартных грузовиков, а на создание и изготовление оригинальных шасси и тягачей в полном соответствии с потребностями каждого конкретного заказчика. Таких, какие никто не делал в стране, да и само IVECO S.p.A тоже не делало. Данная стратегия помогла «ИВЕКО-АМТ» успешно развиваться, часто вопреки складывающимся в экономике нашей страны негативным тенденциям, и пережить без катастрофических последствий следовавшие один за другим экономические кризисы.

В 2005 году производство «УралТраккеров» завершилось – Уральский автозавод вышел из числа учредителей совместного предприятия, обменяв свою долю в нем на право стать собственником всего комплекса оборудования для изготовления бескапотных кабин. Добавим, что три года спустя со своей долей расстался и «Газпром». В итоге начиная с 2008 года владельцем 2/3 совместного предприятия стала российская компания «АМТ» – ее название расшифровывается как «Автомобили Миасс Турин». А совместное предприятие в том же 2008 году было переименовано из «ИВЕКО-УралАЗ» в «ИВЕКО-АМТ».

Тем временем в 2006 году на смену «УралТраккерам» пришли более современные IVECO Trakker, получившие российское обозначение «Урал-ИВЕКО-6339». Но совместное предприятие не просто освоило их выпуск – на базе этих автомобилей силами собственных специалистов разработали и запустили в серию целую гамму оригинальных моделей. Таких, каких не было в производственной программе европейского IVECO. В их числе – четырехосные и пятиосные шасси высокой грузоподъемности с задней тележкой-тридемом под установку оборудования для нефтегазодобывающей отрасли, внедорожные седельные тягачи с усиленной ходовой частью и колесной формулой 8х8, а также спецшасси для пожарных машин, которые сохраняют работоспособность при температурах до –60 оС.

Недавно «ИВЕКО-АМТ» завершило создание на базе IVECO Trakker четырехосного майнингового самосвала с усиленной ходовой частью и газового седельного тягача – о первом мы недавно рассказывали, а отдельный материал о втором появится в ближайшее время. Еще раз оговоримся, что подобной техники в модельной линейке европейского IVECO нет и вряд ли появится. Как нет у итальянской компании модификаций среднетоннажного IVECO Eurocargo с колесной формулой 6х6, также созданного и выпускаемого силами совместного предприятия. Более того, на его площадях уже много лет как действует участок производства высокотехнологичных самосвальных и сортиментовозных надстроек, которые по своим качеству и техническим характеристикам считаются одними из лучших в стране.

Впрочем, производство специализированных кузовов – не единственное созданное в ходе развития совместного предприятия. Фактически одновременно с переходом к выпуску IVECO Trakker в 2006 году здесь запустили в работу высокопроизводительный сварочный цех, в 2011-м вошел в строй построенный с нуля автосборочный корпус, а в самом конце 2014-го заработало современное окрасочно-сборочное производство. Последнее, будучи размещено в новом корпусе общей площадью 4,6 тыс. м2, при односменной работе рассчитано на противокоррозионную катафорезную обработку, покраску, а также сборку интерьеров салона до семи тысяч кабин в год.

Речь идет о трех кабинах IVECO: Trakker, Cargo и Stralis – третью из упомянутых моделей грузовиков в зависимости от поступления заказов тоже собирают в цехах совместного предприятия. Отметим, что организованное в Миассе окрасочное производство более современное, нежели таковое у головного испанского завода IVECO.

Таким образом, совместное предприятие, изначально располагавшее единственным корпусом, в стенах которого выполнялись все технологические операции, сегодня выросло в целый производственный комплекс, территория которого за годы его существования разрослась в пять раз! По сути, в Миассе появился новый автозавод, где серийно выпускают грузовики IVECO, включая созданные на их базе оригинальные модели и модификации.

Что интересно: даже базовая версия IVECO Trakker в ее российском исполнении довольно сильно отличается от таковой европейского производства. В Миассе эти автомобили по желанию заказчика могут комплектовать мостами Kessler или RABA, раздаткой ZF и «автоматом» Allison, а их ходовую часть усиливают или модифицируют.

Сварка и окраска кабин – это лишь видимая часть локализации производства грузовиков IVECO в нашей стране. На самом деле номенклатура изготавливаемых для них совместным предприятием комплектующих давно перевалила за тысячу наименований. Другое дело, что до полной загрузки производственных мощностей, которыми на сегодняшний день располагает «ИВЕКО-АМТ», еще очень и очень далеко. Но нельзя не признать, что для увеличения выпуска техники со стороны совместного предприятия сделано все возможное. А по меркам наших российских реалий – и все невозможное тоже.

Константин Закурдаев

Историческая справка: ООО «Ивеко-Уралаз» — это совместное предприятие итальянской фирмы «ИВЕКО» и Уральского автомобильного завода, созданное в 1994 г. Учредителями данного предприятия являются ОАО «УРАЛАЗ», РАО «ГАЗПРОМ» и компания «ИВЕКО». Фирма «ИВЕКО» поставила и смонтировала необходимое сварочное и штамповое оборудование, линия окраски оснащена установкой катафорезного грунтования, построен сборочный корпус с современным конвейером. Цель создания СП — удовлетворение спроса на большегрузные автомобили, способные работать в самых сложных дорожных и климатических условиях. Предприятие прошло путь от «отверточной» сборки капотных автомобилей-аналогов МАГИРУСОВ до конвейерной сборки нового поколения автомобилей.

Спецификация: производство самосвалов, седельных тягачей, лесовозов, сортиментовозов, шасси, на которых устанавливаются специальные надстройки.

Модельный ряд:

Самосвал УРАЛ-ИВЕКО-6529 с колесной формулой 6х6; 6х4, предназначен для перевозки всех типов насыпных грузов, включая скальные породы. Двигатель модели Cursor 13 (IVECO F3BE0681).

Самосвал Урал−Ивеко-653901 на базе шасси IVECO Траккер AD380T38H. Двигатель жидкостного охлаждения IVECO F3BE0681 «CURSOR-13».

Шасси УРАЛ-ИВЕКО-6329 с колесной формулой 6х6 и 6х4 предназначено для монтажа различного оборудования весом до 28 тонн. Двигатель модели I VECO 8210.42K (370 л.с.).

Седельный тягач УРАЛ-ИВЕКО-632911 с колесной формулой 6х6; 6х4, предназначенный для перевозки полуприцепов, самосвальных полуприцепов грузоподъемностью до 42 тонн, цистерн различного назначения; для перевозки лесного сортимента весом до 39 тонн; для перевозки колесной и гусеничной техники до 60 тонн. Полная масса буксируемого полуприцепа до 78 тонн. Двигатель модели IVECO 8210.42К (370 л.с.).

Лесовоз УРАЛ-ИВЕКО-6329 с колесной формулой 6х6, 6х4 предназначен для перевозки хлыстов леса. Лесовозное оборудование: поворотное устройство шкворневого типа, откидывающиеся при разгрузке коники, передняя защитная стенка, устройство фиксации дышла прицепа-роспуска в загруженном состоянии. Двигатель модели IVECO 8210.42К (370 л.с.).

Автомобиль-сортиментовоз УРАЛ-ИВЕКО-632920 с колесной формулой 6х6, 6х4 предназначен для перевозки 2 пачек сортимента по 4 метра. Длина перевозимого сортимента: 8 метров на сортиментовозе и 8 метров на прицепе, 6 метров на сортиментовозе и 12 метров на прицепе. Двигатель модели IVECO 8210.42К (370 л.с.).

Контейнеровоз УРАЛ-ИВЕКО 632941 грузоподъемностью 20 – 27 тонн. Стандартный 20-футовый контейнер. Замки для крепления контейнера фирмы JOST. Двигатель модели IVECO 8210.42К (370 л.с.).

Автомобиль «УРАЛ-ИВЕКО 632940» с механизмом погрузки-разгрузки грузоподъемностью 18–21 тонна. Для погрузки-разгрузки и перевозки крупногабаритных грузов. Лебедка фирмы «Paccar Winch Division». Усилие на тросе 27,2 тонны.

Многофункциональный геофизический технологический комплекс ПКС-5Г-У на базе шасси «УРАЛ-ИВЕКО 6329».

Современный этап: На СП «ИВЕКО-Уралаз» организовано современное производство, позволяющие выпускать до 3000 автомобилей по лицензии фирмы IVECO, которые дешевле современных аналогов. Но при всем при этом предприятие остается одним из самых мелких изготовителей тяжелых грузовых автомобилей в России и во всей Европе.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*