admin / 12.10.2019

Циатим 201 характеристики

ГОСТ 6267-74 Смазка ЦИАТИМ-201. Технические условия (с Изменениями N 1-4)

ГОСТ 6267-74
Группа Б32

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СМАЗКА ЦИАТИМ-201
Технические условия
Grease ЦИАТИМ-201.
Specifications

ОКП 02 5422 0100

Дата введения 1975-07-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 25.07.74 N 1770

3. ВЗАМЕН ГОСТ 6267-59

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 9.080-77

1.3

ГОСТ 111-90

3.2

ГОСТ 859-2001

3.3, 3.4

ГОСТ 1510-84

4.1, 5.1

ГОСТ 2477-65

1.3

ГОСТ 2517-85

2.2, 3.1

ГОСТ 5346-78

1.3

ГОСТ 5734-76

1.3

ГОСТ 6479-73

1.3

ГОСТ 6707-76

1.3

ГОСТ 6793-74

1.3

ГОСТ 7142-74

1.3

ГОСТ 7143-73

1.3

ГОСТ 7163-84

1.3

ГОСТ 9566-74

1.3

ГОСТ 23258-78

Вводная часть

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94).

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1980 г., сентябре 1984 г., сентябре 1989 г., апреле 1990 г. (ИУС 4-80, 12-84, 1-90, 7-90)
Настоящий стандарт распространяется на морозостойкую смазку ЦИАТИМ-201, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения при температурах от минус 60 до плюс 90 °С.
Обозначение смазки по ГОСТ 23258 — НЛи6/9-1.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. (Исключен, Изм. N 4).

1.2. Смазка должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологии, применявшейся при изготовлении опытных образцов смазки, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

1.3. По физико-химическим показателям смазка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Наименование показателя

Норма

Метод испытания

1. Внешний вид

Однородная мазь, без комков, от светло-желтого до светло-коричневого цвета

По п.3.2

2. Вязкость эффективная при минус 50 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с, Па·с, не более

1100

По ГОСТ 7163

3. Предел прочности при 50 °C, Па

250-500

По ГОСТ 7143

4. Температура каплепадения °С, не ниже

175

По ГОСТ 6793

5. Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более

26

По ГОСТ 7142

6. Коррозионное воздействие на металлы

Выдерживает

По ГОСТ 9.080 с дополнением по п.3.3 настоящего стандарта

7. Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более

3

По ГОСТ 5734 с изменением по п.3.4 настоящего стандарта

8. Содержание свободной щелочи, в пересчете на NaOH, %, не более

0,1

По ГОСТ 6707

Отсутствие

По ГОСТ 2477

10. Содержание механических примесей

«

По ГОСТ 6479

11. Испаряемость в чашечках-испарителях при 120 °С, 1 ч, %, не более

25

По ГОСТ 9566

12. Пенетрация при 25 °С

Не нормируется

По ГОСТ 5346

Примечание. (Исключено, Изм. N 3).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2.1. Смазку принимают партиями. Партией считают количество смазки массой до 11 т одновременного изготовления, однородной по своим показателям качества и сопровождаемой одним документом о качестве.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.

2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.4. Пенетрацию определяют только при поставке смазки на экспорт.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Пробу смазки отбирают по ГОСТ 2517.
Для объединенной пробы берут 1,5 кг смазки.

3.2. Для определения внешнего вида смазку наносят шпателем на пластину размером 50х70х2 мм из стекла по ГОСТ 111 при помощи шаблона (внутренние размеры 35х35х2) и просматривают в проходящем свете.

3.1-3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3. Коррозионное воздействие на металлы определяют на пластинах из меди марок М0к или M1к по ГОСТ 859.

3.4. Испытание на стабильность против окисления проводят на пластинках из меди марок М0к или М1к по ГОСТ 859.

3.3, 3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

4. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение смазки проводят по ГОСТ 1510 со следующим дополнением: смазку упаковывают в банки из белой жести вместимостью до 1 дм и тубы вместимостью до 250 см. Смазка должна храниться в таре изготовителя.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель гарантирует соответствие смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения и транспортирования, предусмотренных ГОСТ 1510 и настоящим стандартом.
(Измененная редакция, Изм. N 3).

5.2. Гарантийный срок хранения смазки — пять лет со дня изготовления.
(Измененная редакция, Изм. N 2).

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Смазка не токсична. Специальной инструкции по технике безопасности при работе со смазкой не требуется.

6.2. При работе со смазкой необходимо применять индивидуальные средства защиты по типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 3).

6.3. При загорании смазки применимы все средства пожаротушения, кроме воды.
Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтепродукты. Смазки. Присадки.
Технические условия: Сб. ГОСТов. —
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Смазка не токсична. Специальной инструкции по технике безопасности при работе со смазкой не требуется.

6.2. При работе со смазкой необходимо применять индивидуальные средства защиты по типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

6.3. При загорании смазки применимы все средства пожаротушения, кроме воды.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 25.07.74 № 1770

3. ВЗАМЕН ГОСТ 6267-59

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД,
на который дана ссылка

Номер пункта

Обозначение НТД,
на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 9.080-77

ГОСТ 6479-73

ГОСТ 111-90

ГОСТ 6707-76

ГОСТ 859-2001

3.3, 3.4

ГОСТ 6793-74

ГОСТ 1510-84

4.1, 5.1

ГОСТ 7142-74

ГОСТ 2477-65

ГОСТ 7143-73

ГОСТ 2517-85

2.2, 3.1

ГОСТ 7163-84

ГОСТ 5346-78

ГОСТ 9566-74

ГОСТ 5734-76

ГОСТ 23258-78

Вводная часть

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

Смазка ЦИАТИМ- 201

Это маловязкое однородное густое вещество желтого оттенка с различной цветовой интенсивностью. Благодаря невысокой стоимости и характеристикам смазка ЦИАТИМ -201 широко используется для обеспечения работы различных машин и механизмов. Обладает хорошими эксплуатационными качествами и применяется в работе узлов трения, скольжения и качения, при невысоких эксплуатационных нагрузках.

Состав, описание и физико-технические свойства

Смазка была создана в Центральном институте авиационных топлив и масел СССР в 1972 году. Название составлено, как аббревиатура заглавных букв учреждения разработчика. На сегодняшний день это один из лучших отечественных смазочных материалов для работы в условиях низких температур. Технические требования к марке ЦИАТИМ приводятся в ГОСТ 6267-74, который был введен специально для этой смазки. По своему составу ЦИАТИМ-201 представляет собой очищенное масло нефти, смешанное с литиевым загустителем до значения эффективной вязкости не более 1000 Па. Для улучшения показателей добавлена специальная антиокислительная присадка, способствующая более длительному сроку хранения и эксплуатации.

Характеристики ЦИАТИМ-201

Тугоплавкие характеристики определяют температуру каплепадения или начала расплавления на уровне 175˚C. Интервал эксплуатационных температур для применения от -60˚C до +90˚C. Среди основных рабочих характеристик ЦИАТИМ-201 отмечаются такие свойства, как:

  • удовлетворительная механическая стабильность;
  • низкая коллоидная стабильность;
  • высокая морозостойкость.

Отмечается возможность проявления гигроскопичности материала, способствующая проникновению влаги в смазывающий слой, что существенно ограничивает применение ЦИАТИМ-201 для узлов и механизмов, работающих на открытом воздухе и в условиях повышенной влажности. Поставляется в металлических банках, ведрах и бочках из белой жести. При объеме до 250 грамм расфасовывается в пластиковые или алюминиевые тубы.

Доступные фасовки от 50 грамм до 170 кг.

Гарантийный срок хранения ЦИАТИМ-201 в закрытой заводской таре составляет 4 года, после этого возможно выделение жидкого масла и резкое снижение эксплуатационных характеристик.

Применение смазки

Материал используют для смазки таких узлов трения, как подшипники качения и скольжения, шарниры, трущиеся поверхности и другие. Химическая инертность по отношению к большинству полимерных материалов и резине позволяет ее применение в соответствующих парах трения, например, для смазки пневматических цилиндров с резиновыми уплотняющими кольцами. Невосприимчивость ЦИАТИМ-201 к низкому давлению используется на узлах трения вакуумных установок, работающих при глубоком разряжении. Несмотря на появление новых смазочных материалов, этот тип смазки до сих пор является наиболее распространенным при техническом обслуживании авиационной техники.

ЦИАТИМ-201 применяют для использования во всех видах наземной техники, которая эксплуатируется в условиях низких температур.

Ее используют для подвижных деталей электронного, радиотехнического, электромеханического и измерительного оборудования.

Благодаря хорошей электропроводимости смазка применяется для защитной обработки клемм, контактных соединений и других элементов в электрооборудовании. Как видим область применения смазочного материала достаточно широка и распространяется практически на все промышленные отрасли, транспорт и добычу.

Преимущества и недостатки

Два главных достоинства смазки ЦИАТИМ-201 заключаются в возможности продолжительной эксплуатации в условиях низких температур и ее низкой стоимости, способствующей широкому применению в различных сферах деятельности. Кроме этого следует отметить:

  • хорошую механическую стабильность;
  • высокие тугоплавкие свойства;
  • химическую инертность;
  • электропроводимость;
  • довольно продолжительный срок хранения.

Главный недостаток смазки ЦИАТИМ-201 заключается в возможной гигроскопичности и насыщении влагой. При низких температурах это может привести к образованию кристаллов льда и повреждению смазанного узла. Поэтому область использования ограничивается закрытым пространством без доступа влаги. Серьезным недостатком считается невозможная эксплуатация смазочного материала в режиме средних и высоких механических нагрузок. Кроме этого, во время эксплуатации на открытом воздухе ЦИАТИМ-201 высыхает, постепенно доходя до плотного абразивного состояния. Поэтому ее не рекомендуется использовать для условий длительной консервации машин и механизмов.

Существующие аналоги

К наиболее часто применяемым отечественным заменителям ЦИАТИМ-201 относятся:

  • смазки МС-70,
  • ЛИТА,
  • «Зимол»,
  • ЦИАТИМ-221.

Первые три соответствуют механическим характеристикам, но имеют меньший эксплуатационный диапазон температур, последняя является водостойкой и превосходит ЦИАТИМ-201 по ряду показателей, зато и стоит в несколько раз дороже. Кроме это Среди зарубежных масел в качестве аналогов можно назвать:

  • синтетическую многоцелевую смазку Shell AeroShell Grease 22;
  • литиевый минеральный смазочный материал Teboil 0-Grease;
  • Mobil Mobiltemp SHC 32.

Эта зарубежная продукция отличается очень высоким качеством изготовления и очень хорошими эксплуатационными характеристиками, но ее высокая стоимость часто заставляет задуматься о целесообразности замены. Литиевую смазку ЦИАТИМ-201 можно предусматривать ее применение в работе малоответственных узлов и механизмов, не подвергаемым большим нагрузкам. Эксплуатация допускается только в условиях гарантированной защиты от воздействия влаги. Материал не следует применять для смазки периодически работающих машин. В общем и целом можно сказать, что ЦИАТИМ-201 полностью не отвечает возросшим современным требованиям к смазочным материалам. Однако учитывая её экономически выгодную стоимость, полностью переходить на дорогие аналоги не стоит. Эта смазка все еще может с успехом применяться во многих случаях.

Характеристики ЦИАТИМ-201

Циатим-201

Смазка «Циатим-201» — это антифрикционная многоцелевая смазка, используемая в мало- и средне нагруженных узлах скольжения, трения и качения. Область использования смазки — авиационная и автомобильная техника, электромеханические приводы, точные приборы и так далее. Особенностью «Циатим-201» является то, что она способна работать при низких температурах (до –60°С), не высокой влажности и незначительных механических нагрузках. Благодаря этому повсеместно используется в автомобилях в северных широтах, в частности, в условиях Крайнего Севера.

Характеристики и свойства «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» выпускается в соответствии с ГОСТ 6267-74. Состав представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, которое в процессе загущается литиевым мылом (стеаратом лития). Кроме этого, она содержит антиокислительную присадку, и обеспечивает высокую морозостойкость и тугоплавкость. Визуально «Циатим-201» — это мазь светло-желтого или светло-коричневого цвета.

Название «Циатим» — это аббревиатура учреждения, где в середине прошлого века были изобретены данные смазки, Центральный научно-исследовательский институт авиационных топлив и масел.

Технические характеристики «Циатим-201» приведены в таблице:

Характеристика Значение
Диапазон рабочих температур –60°С…+90°С
Температура каплепадения +175°С
Эффективная вязкость при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более 1100 Па•с
Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более 3 мг
Предел прочности при +50°С 250…500 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH 0,1
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более 25%
Пенетрация при +25°С Не нормируется
Срок годности от даты выпуска 5 лет (60 месяцев)
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 26%
Коррозионное воздействие на металлы Выдерживает
Температура хранения и транспортировки –30°С…+30°С
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более 0,1%
Отсутствует

Специфика свойств
1 В связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей.
2 Консервационные свойства смазки ЦИАТИМ-201 невысоки.
3 При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость.
4 Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя.
5 Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется.
6 Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая.

Смазка не токсична. Поэтому специальные средства защиты при работе с ней не требуются, они могут регулироваться лишь отраслевыми нормами на том или ином производстве.

В случае возгорания смазки можно использовать любые средства пожаротушения, кроме воды!

Так выглядит смазка у которой закончился строк годности

К недостатками «Циатима-201» стоит отнести тот факт, что он быстро высыхает на воздухе. Поэтому им не рекомендуется смазывать открытые детали и механизмы. Аналогично, со временем, на открытом воздухе она теряет свои эксплуатационные свойства превращаясь даже в абразив. При длительном хранении начинает отделятся масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики. Так что в связи с низкой коллоидной стабильностью расфасовка более чем литровая банка просто нерациональна. По истечении срока годности смазка расслаивается и становится непригодной к дальнейшей эксплуатации. Также «Циатимом-201» крайне нежелательно смазывать высоконагруженные механические пары.

В связи с тем, что производителей «Циатима-201» существует очень много, некоторые из них выпускают свою продукцию не по ГОСТ 6267-74, а по собственным техническим условиям (ТУ). Обращайте внимание на это при покупке товара у того или иного производителя.

Применение «Циатима-201»

Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»

«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:

  • подшипники генератора, стартера и других электродвигателей;
  • оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • оси вращающихся механизмов;
  • валики;
  • подшипники скольжения;
  • петли;
  • тросы в оболочках;
  • гибкий вал спидометра;
  • рулевая рейка;
  • в шаровых шарнирах;
  • так же смазывают клеммы аккумуляторной батареи авто.

Обратите внимание, что «Циатим-201» нельзя использовать в условиях прямого контакта с водой, а также при относительной влажности воздуха 80% и выше.

Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду. Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта.

Но, к сожалению, данная литиевая смазка во много уже не соответствует современным требованиям механической стабильности и максимальной температурой применения. Поэтому многие производители циатима 201 меняют масла МВП на МС-6, МС-8 или трансформаторное из нефти сибирского месторождения. Так что в тех случаях где от качества смазывания трущихся поверхностей зависит конечный результат эксплуатации, лучше стоит рассмотреть другие её аналоги.

Аналоги «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» имеет несколько иностранных аналогов. Среди них:

Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»

  • BP Energrease SY-HT 2. Высококачественная противоизносная смазка для использования при высоких температурах. Обладает антиокислительными свойствами и стабильными характеристиками в широком диапазоне температур. Используется в высокооборотистых подшипниках. Диапазон рабочих температур — –50°С…+200°С.
  • Shell AeroShell Grease 6. Универсальная минеральная смазка, имеющая в своем составе ингибиторы, которые задерживают процесс окисления и коррозии. Может использоваться для антифрикционных подшипников, коробок передач и различных подшипников. Диапазон рабочих температур — –40°С…+121°С.
  • Shell AeroShell Grease 22. Высококачественная многоцелевая смазка для тяжелых условий эксплуатаций. Основа смазки — углеводородное синтетическое базовое масло, загущенное «Микрогелем». Имеет в своем составе антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные и повышающие несущую способность присадки. Диапазон рабочих температур — –65°С…+204°С.
  • Mobil Mobiltemp SHC 32. Это пластичная смазка, отличающаяся длительным сроком службы и предназначенная для закладки в шариковые и роликовые подшипники качения (обслуживаемые и герметичные), а также в шпонки, винты и закрытые передачи. Диапазон рабочих температур — –50°С…+180°С.
  • Teboil 0-Grease. Это специальная литиевая смазка, основанная на очень жидком минеральном масле. Рекомендуется для использования в работающих при небольших нагрузках подшипниках качения, измерительных и других приборах даже при очень низких температурах. Диапазон рабочих температур — –50°С…+80°С.
  • HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease. Универсальная смазка для автомобильного транспорта. Диапазон рабочих температур — –75°С…+221°С.

Среди отечественных средств также существует несколько аналогов упомянутой смазки. В частности, «Эра», «Зимол», «Лита», «МС-70», «Циатим-202», «Циатим-221» и другие.

Сравнение «Циатим-201» и «Циатим-221»

Многих автомобилистов интересует вопрос, можно ли использовать «Циатим-221» вместо «Циатим-201»? Забегая наперед, сразу ответим — да, можно, однако у 221-го «Циатима» существует ряд особенностей. Перечислим основные характеристики и отличия двух смазок:

Циатим 221

  • «Циатим-221» — это кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла. Ею можно смазывать пары поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». «Циатим-201» при длительном контакте с резиной может «вздуть» ее.
  • Температурный рабочий диапазон «Циатим-221» более широк, и составляет –60°С…+150°С (напомним, что аналогичный диапазон у «Циатим-201» — –60°С…+90°С).
  • «Циатим-221» стоит приблизительно в 3…5 раз дороже, чем «Циатим-201».
  • «Циатим-221» сохраняет свои эксплуатационные свойства в течение 40 лет в отличие от «Циатим-201», чей срок годности составляет лишь 5 лет.
  • «Циатим-221» производится по другому стандарту — ГОСТ 9433-80.

В целом же считается, что для современных автомобилей любые смазки линейки «Циатим» малоэффективны, поскольку обладают низкими эксплуатационными характеристики по сравнению с имеющимися на рынке новыми аналогами.

Итоги

Резюмируя приведенную выше информацию, отметим, что преимущества смазки «Циатим-201» заключаются в ее низкой цене и морозоустойчивости. К недостаткам же стоит отнести малый температурный рабочий диапазон, невозможность работать в условиях высоких механических нагрузок, гигроскопичность (из-за чего ее нельзя использовать во влажной среде), недостаточную механическую стабильность, быстрое высыхание на открытом воздухе.

Таким образом, «Циатим-201» на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к смазкам подобного рода. Поэтому рекомендуем вам покупать более современные средства с более широким рабочим температурным диапазоном. Например, приведенные выше импортные аналоги. Однако, если у вас в гараже завалялась упаковка этой смазки, можете смело использовать ее в соответствии с перечисленными выше характеристиками.

Применение смазочных материалов в различных устройствах и механизмах является обязательным.

Самым оптимальным вариантом снижения коэффициента трения является подача жидких масел под давлением, но к сожалению, данный способ имеет существенные ограничения. В случае, когда необходимо заполнить зазор между трущимися деталями смазкой и при этом невозможно обеспечить герметичность детали, применяются пластичные составы.

Одним из самых качественных представителей этой категории является смазка «Циатим 201».

Это средство снижения трения может быть использовано для различных узлов. О характеристиках и применении «Циатим 201» будет рассказано далее.

Характеристики

Смазка «Циатим 201» используется для снижения трения в механизмах обладающих небольшим усилием сдвига. Достоинство этого состава заключается в том, что его физические качества и свойства не изменяются в широком диапазоне температур.

Вещество способно работать при морозе -60, а верхний предел положительных температур достигает +90 градусов.

Изготавливается «Циатим 201» из литиевого мыла, минерального масла и специальных присадок, которые предотвращают процесс окисления. Благодаря наличию добавок удаётся добиться высоких эксплуатационных характеристик, за счёт снижения вероятности образовании коррозии на металлических поверхностях.

Основным недостатком, который налагает существенные ограничения на сферу использования, является высокая гигроскопичность смазочного средства. По этой причине «Циатим 201» не рекомендуется использовать в узлах, работа которых осуществляется в условиях повышенной влажности. На открытом воздухе смесь не только активно поглощает воду из воздуха, но и может высыхать при продолжительном простое механизма под прямыми солнечными лучами.

Несмотря на наличие существенных недостатков, этот вид смазочного состава будет всегда востребован у автомобилистов благодаря невысокой стоимости. Цена за 1 кг смазки «Циатим 201» составит всего около 250 рублей.

Видео:

Применение

Этот вид смазки может быть использован для обработки в следующих ситуациях:

1. В условиях крайнего севера. Благодаря тому, что состав выдерживает понижение температуры до -60 градусов, его использования в северных районах страны позволяет полностью исключить вероятность примерзания деталей.

2. В рулевом механизме автомобилей. Если рулевой механизм легкового автомобиля не оснащён гидроусилителем, то обработка трущихся деталей этой системы смазкой «Циатим 201» позволяет максимально снизить коэффициент трения.

3. В шаровых опорах. Этот вид механических устройств можно будет эксплуатировать длительное время, если между трущимися деталями будет заложено достаточное количество пластичной основы.

4. Ступицах колёс. Благодаря нанесению смазки «Циатим 201» на ступицы удаётся не только защитить деталь от чрезмерного износа, но и существенно повысить безопасность эксплуатации автомобиля.

5. Подшипниках генератора. В отличие от других устройств и механизмов автомобиля, вал генератора вращается всегда при работающем двигателе, поэтому необходимо смазать подшипники этой детали пластичной смазкой, которая даже при высокой температуре не расплавится и не вытечет. С этой задачей идеально справляется «Циатим 201».

6. Смазка контактных клемм электроприборов. Благодаря наличию в составе смазки антиокислительных присадок, средство может использоваться для обработки клемм аккумулятора и других электротехнических устройств, работающих в атмосфере повышенной концентрации агрессивных веществ.

Кроме перечисленных вариантов применения «Циатим 201», использование состава возможно в случае, когда требуется заложить смазку в подшипники качения, вращение которых не превышает 10 000 об/мин.

Видео:

Отличие «Циатим 201» от «Циатим 221» и аналоги

Разница Циатим 201 и 221 ощущается ещё в процессе приобретения смазочного материала. «Циатим 221» стоит в 3 – 5 раз дороже.

Также этот вид смазки имеет преимущество перед «Циатим 201» по следующим характеристикам:

  1. Максимальная температура использования – до +150 градусов.
  2. Основа состава – силикон.
  3. Срок эксплуатации – до 40 лет.

«Циатим 221» является хорошей заменой смазки «Циатим 201», но при этом за один и тот же объём продукта потребуется заплатить в несколько раз дороже.

Также для замены «Циатим 201» могут быть использованы следующие аналоги:

  • «Эра»,
  • «Лита»,
  • МС -70.

Видео:

Заключение

Для чего предназначена «Циатим 201» достаточно подробно описано в статье, но средство только в том случае будет соответствовать заявленным характеристикам, если смазка была произведена по ГОСТу.

Приобретение и использование поддельной продукции не только не предохранит смазываемые детали от пагубного воздействия процесса трения, но и значительно ускорит разрушение обработанной детали.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 марта 2015 года.
Эта статья требует оформления и доводки. В ней необходимо всё или часть из перечисленного:

  1. улучшить стиль написания статьи;
  2. проработать структуру (разделы) статьи;
  3. проставить и заполнить карточки, оформить статью в целом с использованием вики-разметки;
  4. аккуратно разместить и подписать изображения;
  5. ключевые слова и даты в тексте;
  6. подписать сноски и .

Если вы желаете оформить данную статью, пожалуйста, отредактируйте данный шаблон в тексте статьи, дописав в него |Своё имя

ЦИАТИМ-201 — антифрикционная многоцелевая литиевая смазка, разработанная в СССР. Представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, загустителя (стеарат лития — литиевое мыло) и антиокислительной присадки. Обладает морозостойкими и тугоплавкими свойствами. Очень дёшева и потому широко применяется для смазки малонагруженных узлов трения в различных механизмах, несмотря на ряд существенных недостатков.

Представляет собой мазь светло-коричневого или светло-жёлтого цвета. Благодаря наличию литиевых соединений имеет маловязкую консистенцию и применяется в достаточно широком температурном диапазоне — от −60 °С до +90 °С.

Смазка разработана в Центральном институте авиационных топлив и масел — ЦИАТИМ, ныне Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИНП) .

Технические условия

Смазка ЦИАТИМ-201 производится по ГОСТ 6267-74 и используется для смазывания узлов трения, в механизмах авиационной (наиболее широкая сфера применения), автомобильной и другой наземной техники, радиотехнического оборудования, электромеханических и точных приборах, работающих с минимальным сопротивлением при низких температурах. Не применяется для подшипников скольжения из-за загустевания со временем. При высоких нагрузках использовать её не рекомендуется. Благодаря сохранению смазочных свойств при низких температурах смазка широко используется в механизмах техники, эксплуатируемой в условиях Крайнего Севера.

Эта смазка, по мнению некоторых пользователей, является наиболее удобной для смазки трущихся частей и механизмов охотничьих ружей: стволов, замков, скользящих поверхностей, ударно-спусковых механизмов.

Наличие в составе смазки антиокислителя объясняет её химическую стабильность. Коллоидная стабильность ЦИАТИМ-201 низкая: при длительном хранении из смазки выделяется жидкое масло, что неблагоприятно сказывается на её эксплуатационных свойствах.

На данный момент смазка ЦИАТИМ-201 не в полном объёме соответствует современным требованиям. Причинами являются низкая максимальная температура использования и её недостаточная механическая стабильность. Кроме того, к недостаткам этой смазки относят разрушение смазочного состава при механическом воздействии и, как результат, снижение её вязкости и предела прочности. Вследствие мягкой консистенции и недостаточной степени липкости существует возможность её механического смывания с открытых поверхностей. Наблюдается расслоение смазки на фракции при длительном хранении как в таре, так и при простое без движения смазываемых узлов и агрегатов.

> Достоинства

Главным достоинством является её цена.

Недостатки

  • Существенным недостатком смазки ЦИАТИМ-201 является её высокая гигроскопичность и как следствие — малопригодность для работы в открытых узлах, работающих в незащищённых атмосферных условиях или повышенной влажности. Именно поэтому данную смазку нежелательно применять в автомобильной технике, в качестве заменителя смазки ЛИТОЛ-24. Также крайне неэффективно применять эту смазку для консервации деталей и механизмов. Со временем, на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства, превращаясь даже в абразив.

Альтернативы

Допустимой альтернативой смазке ЦИАТИМ-201 являются смазки МС-70 и ЦИАТИМ-221, однако максимальный температурный предел эксплуатации МС-70 — +65°С, а ЦИАТИМ-221 в 3-5 раз дороже, чем ЦИАТИМ-201.

> См. также

  • ЦИАТИМ-221

Ссылки

  • ГОСТ 6267-74. Смазка ЦИАТИМ-201

>СМАЗКА ЦИАТИМ-201 низкотемпературная

ГОСТ 6267-74

Смазка ЦИАТИМ-201 является антифрикционной морозостойкой и тугоплавкой смазкой, предназначенной для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения при температуре от -60º С до +90º С. Смазка представляет собой мягкую мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета. ЦИАТИМ-201 изготавливают загущением стеаратом лития, маловязкого низкозастывающего нефтяного масла и добавлением антиокислительной присадки.

Смазку применяют в узлах трения авиационной техники (самолетов, вертолетов). Смазкой также смазывают различные наземные механизмы, в т.ч. узлы автомобильной техники, работающие на Крайнем Севере при низких температурах. Применяют смазку в радиотехническом оборудовании, электромеханических и других приборах и точных механизмах.

Смазка ЦИАТИМ-201 достаточно водостойка, однако, из-за мягкой консистенции и недостаточной липкости может механически смываться с открытых поверхностей.

Отечественные аналоги смазки: Эра, Зимол, Лита, ЦИАТИМ-221.

Зарубежные аналоги: Aeroshell Grease 6 (SHELL), Unirex S 2 (Esso), Energygrease LCI, LT 2 (British Petroleum) и др.

Физико-химические показатели


п/п
Наименование показателя Значение показателя
1. Внешний вид Однородная мазь, без комков, от светло-желтого до светло-коричневого цвета
2. Вязкость эффективная при минус 50°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, Па·с, не более 1100
3. Предел прочности при 50°С, Па 250-500
4. Температура каплепадения, °С, не ниже 175
5. Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 26
6. Коррозионное воздействие на металлы (медь М1к) Выдерживает
7. Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более 3
8. Содержание свободной щелочи в пересчете на NaОН, %, не более 0,1
9

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*