admin / 10.04.2020

Tpms датчик давления в шинах

Управляемость и расход топлива автомобиля зависят от давления в шинах. Если шины перекачаны, то расход топлива сокращается, но падает управляемость. Если давление в шинах ниже нормы, то возрастает расход топлива и падает управляемость. Прочитав статью, вы узнаете, для чего применяют датчики давления шин, что они собой представляют и как их устанавливают.

Что влияет на давление в шинах

Основные факторы, которые влияют на давление в шинах – целостность всех деталей колеса и температура воздуха.

Современные бескамерные шины и колесные диски образуют замкнутый резервуар для воздуха. Поэтому любая щель, которая возникает в месте стыка покрышки и диска приводит к утечке воздуха и падению давления.

Еще один потенциальный источник утечки воздуха – золотник. Если колесо долгое время не подкачивали и при этом ездили по мокрым и грязным дорогам, то даже под пластиковым или металлическим колпачком золотник начинает сыреть. В результате после подкачивания колеса он не может качественно перекрыть выход воздуха. Сначала утечка очень мала и колесо спускает не постоянно, а лишь при движении по неровной дороге.

Со временем его состояние ухудшается и вскоре колесо начинает спускать гораздо сильней. И водителю приходится подкачивать его сначала каждую неделю, а затем и каждый день. Если во время движения в бескамерное колесо воткнулся гвоздь, шуруп или кусок проволоки, то давление упадет не сразу, а в течение 20 минут – 3 часов. Если водитель вовремя не заметил пробоя колеса и потерю давления, то движение на спущенной шине приведет к ее серьезному повреждению. В ряде случаев после этого шину придется менять.

Чем выше температура воздуха, тем сильней давление в шине. Ведь при нагревании воздух расширяется. Поэтому после похолодания давление в шинах заметно ниже, чем при плюсовой температуре. Езда на таком автомобиле опасна из-за серьезного снижения управляемости, о чем водитель может даже не знать.

Виды датчиков контроля давления колес авто

Существует три основных способа измерения давления в шинах:

  1. Механический;
  2. Косвенный;
  3. Электронный.

Механические датчики изготовлены в виде колпачка, который надевают на вентиль подкачки. Их единственное преимущество – невысокая стоимость, которая составляет 50-500 рублей за комплект на 4 колеса. Такие датчики меняют цвет в зависимости от давления. Зеленый соответствует полностью накачанным шинам, желтый предупреждает о снижении давления на 0,5-1 атмосферу, а красный предупреждает о том, что давление в шинах критически низкое.

Однако, встречается и другое сочетание цветов. Они работают по принципу манометра, чем выше давление, тем сильней выдавливает цветные колпачки, которые выступают один над другим. По цвету колпачков водитель и оценивает давление в шинах. Срок службы таких датчиков редко превышает полгода. Их часто скручивают с колес, они плохо переносят езду по неровным дорогам, да и прочность корпуса и внутренних деталей оставляет желать лучшего.

Измерение по косвенному признаку производят с помощью датчика АБС. Датчик считает количество импульсов, соответствующее определенному расстоянию.

Если давление в колесе ниже нормы, то его диаметр уменьшается, в результате чего возрастает скорость вращения и увеличивается количество импульсов датчика. Контроллер сравнивает количество импульсов датчика с зашитым в память значением и информирует водителя о давлении в шинах.

Такая система проверки давления не отличается высокой точностью, ведь рассчитана на колеса определенного размера. Если же водитель установил колеса меньшего размера, система будет информировать его о снижении давления. К тому же, для монтажа такой системы необходимо серьезное вмешательство в штатную электронику автомобиля, что снижает ее надежность.

Электронные датчики представляют собой систему, состоящую из датчиков давления, которые одновременно выполняют функцию вентилей подкачки, радиопередающих устройств с питанием от батарейки и приемника с LCD дисплеем. Датчик установлен с внутренней стороны колесного диска и работает по принципу манометра. Информация с датчика поступает в радиопередающий блок, расположенный в том же корпусе.

Радиосигнал проходит в импульсном режиме, что позволяет серьезно снизить затраты электроэнергии и увеличить срок службы одной батарейки до 5 лет. Радиоблок кодирует сигнал в зависимости от давления воздуха в шине, приемник расшифровывает его и выводит показания на LCD экран. Стоимость комплекта электронных датчиков и приемника начинается от 10 тысяч рублей за недорогие модели с минимальным количеством функций (индикация давления в каждой шине). Более функциональные модели обойдутся в 20-30 тысяч рублей.

Самостоятельная установка датчиков колес + Видео

Самостоятельная установка любых датчиков давления в шинах трудностей не вызывает. Для установки механических датчиков необходимо открутить защитный колпачок вентиля подкачки и закрутить на его место датчик. Для установки электронного датчика необходимо снять и разбортировать колесо, после чего удалить штатный вентиль подкачки.

Эту операцию можно выполнить только на колесах с бескамерными шинами. После этого вставляют и закрепляют сам датчик. Приемник датчика подключают с бортовой сети автомобиля. Антенну приемника чаще всего устанавливают в колесных арках. Это позволяет снизить мощность сигнала датчика и увеличить ресурс батареи питания.

Система контроля давления в шинах (TPMS, Tires Pressure Monitoring System) предназначена для предупреждения об опасном изменении давления в шинах. Данная система предлагается в качестве опции при покупке автомобиля. Систему также можно приобрести и установить отдельно. Система TPMS устанавливается на автомобили с 2000 года. В настоящее время наличие системы контроля давления в шинах является обязательным в ряде европейских и азиатских стран, а также в США.

Различают два вида систем контроля давления в шинах: косвенного и прямого измерения давления. Наиболее простой с точки зрения конструкции является система косвенного измерения давления, представляющая собой программное расширение блока управления системы ABS. Принцип работы данной системы основан на том, что спущенное колесо имеет меньший радиус и соответственно проходит за один оборот меньшее расстояние, чем исправное колесо.

Датчики частоты вращения колес системы ABS определяют отрезок пути, проходимый каждой шиной за один оборот. Сигналы датчиков сравниваются в блоке ABS с контрольными параметрами. При расхождении значений, загорается индикатор (контрольная лампа) на панели приборов и подается звуковой сигнал.

В системе предусмотрена адаптация к изменению параметров давления воздуха в шинах в случае их замены или проведения сервисных работ на ходовой части – т.н. калибровка системы. При движении в новом качестве система оценивает и запоминает параметры шин. Процесс калибровки постепенно переходит в контроль новых параметров давления в шинах.

Преимуществами системы косвенного измерения давления в шинах является отсутствие дополнительных конструктивных элементов и связанная с этим низкая цена. Вместе с тем система имеет существенные ограничения в эксплуатации, в том числе не определяет давление перед началом движения, имеет низкую точность и высокий порог (30%) определяемого отклонения давления.

Система прямого измерения давления предполагает измерение давления в каждом колесе с помощью соответствующего датчика. Система включает датчики давления в шинах, приемную антенну (антенны), блок управления и дисплей.

Датчик давления в шинах представляет собой сложное устройство, объединяющее датчик давления, датчик температуры, электронный компоненты измерения и управления, аккумулятор и передающую антенну.

Датчик устанавливается на каждое колесо вместо штатного вентиля. Информация от датчика передается импульсами с периодичностью, как правило, одна минута. Аккумулятор поддерживает работоспособность датчика в течение 7-10 лет. После разрядки аккумулятора старый датчик заменяется на новый.

Приемная антенна осуществляет прием сигналов от датчиков давления и передачу их в блок управления. В качестве приемной антенны может использоваться антенна центрального замка автомобиля. На некоторых автомобилях устанавливается расширенная версия системы контроля давления, в которой для каждого датчика применяется индивидуальная антенна. Это позволяет контролировать давление в конкретном колесе и выводить его значение на информационный дисплей. Антенна устанавливается в колесной арке кузова автомобиля.

Блок управления принимает информацию от датчиков и сравнивает полученные данные с контрольными параметрами давления. В случае падения давления загорается индикатор (контрольная лампа) на панели приборов, подается звуковой сигнал. Данные сигналы указывают, что в какой-то шине давление снизилось ниже допустимого уровня. При этом водитель должен остановить транспортное средство, проверить давление в каждой шине и определить спущенную шину.

В расширенной версии системы контроля давления в шинах помимо сигналов выводится текстовая и графическая информация на дисплей. При наличии бортового компьютера для отображения информации о давлении в шинах используется дисплей компьютера. Представляемая информация позволяет выявить шину, в которой снизилось давление, а также оценить фактическое давление в ней.

Система контроля давления в шинах прямого измерения позволяет оценивать незначительное, сильное, а также внезапное изменение давления. В системе предусмотрена адаптация к изменению параметров в случае их замены шины или датчика давления. В большинстве современных систем адаптация производится автоматически при движении автомобиля с определенной скоростью в течение определенного времени. Ряд конструкций систем TPMS после замены шин (датчиков) предполагают перепрограммирование с помощью специального сканера.

Автомобилистам необходимо следить за давлением в шинах. Многие уже знают, что есть датчики, которые можно внедрить внутрь диска, после чего данные по давлению будут передаваться в основной блок контроля. Но при этом хорошо бы чтобы в машине уже был блок контроля этих датчиков. Не у всех моделей автомобилей такой блок устанавливается по умолчанию. Но не беда — систему контроля можно установить и дополнительно.
Один из вариантов такой системы — это внешние датчики. Датчики представляют собой колпачки на штатные ниппели. Такая система устанавливается быстро, справиться с ее установкой может даже неопытный автомобилист. Обращаться в автомастерскую при этом не требуется..В данном варианте — есть свои небольшие недостатки. Например, пухленький колпачок не на каждом колесе будет выглядеть уместно. Но недостатков здесь все же меньше, чем достоинств. Я установил такую систему для своего автомобиля, и предлагаю ознакомиться с тем, как все это работает.
Итак рассматриваем сначала что в коробочке. (сама коробочка и твердого картона с магнитной крышкой — уже внушает доверие.
В комплекте:
Сами датчики-сенсоры. Пот колпачком — батарейка, плата. Измеряют давление и температуру. Передают все это по блютусу (в том числе — состояние батарейки) — на телефон и на внутренний дополнительный индикаторный блок. Колпачки могут быть черные или серебристые. А серебристые надписи — имхо — надо бы закрасить чтоб не бросались в глаза. Батарейки на 2 года.
Ваш телефон. Часть системы. Показывает давление/температуру/батарейку — каждого сенсора. Должен обладать (и это важно) Блютус не ниже 4.0 и Андроидом не ниже 4.3 (или iOS не ниже 7.1)
Внутренний дополнительный блок. Принимает инфо от датчиков параллельно с телефоном. Пикает лампочками, показывая на каком колесе проблема. На батарейках. Подключения и монтажа не требует. Живёт 2 года от батареек за счет внутреннего датчика движения.
Контр-гайки на ниппель. Наворачиваются на ниппель перед сенсором. и Притягиваются спец ключиком. Чтобы сходу не свинтили сенсоры. (в комплекте 6 гаек и 2 ключика).
Ну и про запас — ещё 4 таблетки-батарейки для сенсоров, скотч-липучка для блока и колечко с цепочкой для ключика. Позаботились.

Основная идея

Каждый из датчиков по Bluetooth передаёт данные в телефон (в программу которую надо установить). Мы сами устанавливаем нужные границы давления для переда и для зада 🙂 Если давление выходит за границы рекомендуемого производителем, программа сама напоминает дополнительно.
Параллельно с этим датчики передают информацию в дополнительный блок. Если давление ниже нужного — соответствующая лампочка в блоке мигает и пищит. Роль блока — чтобы 1. можно было получить инфо если едешь без телефона 2. Блок — играет также роль идентификатора при регистрации аккаунта программы. И без блока украденные датчики работать с другим телефоном не будут.

Общий алгоритм установки

Тут есть ряд хитростей, когда знание танцев и бубна может пригодится. Но для реального гаджетомата — это только в охотку. Итак, нам нужно выполнить следующие действия:
1. Скачать и установить бесплатную программное обеспечение. Есть приложения под Android и App Store (поддерживаются iOS7 и Android 4.3).
2. Зарегистрировать свой аккаунт, введя свою почту. Пароль не нужен. Только вводим почту-проверяем полученное письмо-переходим по ссылке. И далее — заходим в программу. Постоянно вводить логин не надо.
3. Теперь надо в программе необходимо зарегистрировать (и так привязать) блок. Без этого не получится привязать потом датчики. Блок имеет уникальный номер. Когда потом привяжем датчики, они уже с другим блоком работать не будут. имеет место — синхронизация в облако.
4. После Регистрации блока — по очереди — прописываем каждый датчик в программу.
Собственно -всё.

Использование

Блок — помещаем в машину, в бардачок. Когда начнет сигналить о проблеме, то ее можно идентифицировать по соответствующей лампочке — с каким именно колесом проблема. Параллельно данные передаются и на телефон, так что здесь тоже будет видно состояние колёс и батареек в датчиках. Замечу, что внутри машины смартфон не всегда стабильно принимает сигнал от датчика (правда, это я читал в сети, лично у меня — всегда ловил). Блок ловит сигнал гарантированно. Так что телефон и основной блок системы дополняют друг друга. Понятно, что смотреть постоянно не нужно. Если надо, система сама сообщит, какое колесо нужно подкачать.
Под сенсор можно установить контргайку из комплекта. Тогда сходу отвернуть сенсор не получится (иначе можно свернуть вместе с ниппелем). А для отпускания гайки есть особый ключик. Это довольно неплохая защита от угона сенсоров.
Несколько скринов:
После сопряжения автомобильного блока и подключения датчиков — в программе появится аккаунт машины. При желании — можно подключить несколько устройств на разных машинах. Это удобно, если у вашей семьи или компании несколькими авто.
Не забыть установить нужные нам правильные уровни давления для нашего авто.
На основном экране -увидим:
— давление в каждом колесе в удобных единицах (можно изменить)
— температуру воздуха
— дату и время последнего измерения
— уровень батарейки датчика
— установленный уровень номинального давления
— можно переключиться в другой экран — дополнительных датчиков
Дополнительные удобства:
— подключить из программы, причем можно предоставить доступ и другому человеку. И тогда владелец другого аккаунта тоже сможет видеть что с колёсами (но не сможет менять настройки). Это может пригодиться для езды вдвоём/втроём и т.д. на одной машине;
— докупив датчики, их можно установить их на запаску, прицеп и т.д.;
— а вообще в программе можно подключить несколько машин со своими системами;
— при желании передать всю систему другому пользователю — надо отвязать блок от своёй копии программы. Тогда система забудет и датчики.
Что понравилось в системе контроля давления в шинах FOBO Tire:
— по сути просто подключил и пользуйся;

— самостоятельная установка;
— никакого монтажа в машине, подключения и т.д. Блок на липучке в бардачке и экран в телефоне. А постоянно смотреть и не нужно. Когда надо — само просигналит и покажет;
— показывают точно. Отлично видно изменение давление по мере нагрева колеса;
— альтернатива это датчики внутри диска + дополнительный монитор + полный размонтаж колёс;
— а ещё ж можно и на мотоцикл поставить;
— для владельцев Apple Watch — можно отображать инфо на часиках 🙂
Про что надо подумать:
— не всем понравятся пухлые колпачки вместо обычных на ниппелях.
Как выглядит датчик на колесе показано на двух фото ниже:
Набор сейчас предлагается под заказ. Дополнительная скидка 10% по промокоду GEEKT-FT.
На видео — подробное описание комплекта, особенностей установки. Также снял процесс настройки на машине.

А также информация для Блогеров и авторов:
Компания «Даджет» заинтересована в публикации независимых объективных обзоров даджетов в разного рода СМИ. Компания «Даджет» с радостью предоставит даджеты блогерам и авторам, желающим протестировать их и написать обзор. Устройство после написания обзора остается у автора. Компания не пытается указывать автору, что именно писать о нашем товаре, но просит показать статью до публикации. В этом случае есть возможность уточнить информацию и предотвратить ошибки. Учитывать ли комментарии компании или нет, всегда остается на усмотрение автора.
Иванов Александр, г. Москва

Проверить датчики давления в шинах можно не только на сервисе с помощью специальных устройств (TPMS diagnostic tool), не демонтируя их с колеса, но и самостоятельно в домашних либо гаражных условиях, только если он снят с диска. Проверка выполняется программно (с помощью специальных электронных устройств), либо механически.

Устройство датчика давления в шинах

Система контроля давления в шинах (по-английски — TPMS — Tire Pressure Monitoring System) состоит из двух основных компонент. Первые — это непосредственно датчики давления, расположенные на колесах. От них передается радиосигнал на принимающее устройство, расположенное в салоне машины. Принимающее устройство с помощью имеющегося программного обеспечения отображает на экране давление и его понижении либо несоответствии с установленным будет гореть лампа контроля давления в шинах.

Существует два типа датчиков — механические и электронные. Первые устанавливаются вместо золотника на колесо. Они стоят дешевле, однако не так надежны и быстро выходят из строя, поэтому используются редко. А вот электронные — встраиваются внутрь колеса, намного надежнее. Из-за их внутреннего расположения они лучше защищены и точны. О них и пойдет речь далее. Электронный датчик давления в шинах конструктивно состоит из следующих элементов:

  • измерительный элемент давления (манометр), расположенный внутри колеса (покрышки);
  • микрочип, задача которого состоит в преобразовании аналогового сигнала от манометра в электронный;
  • элемент питания датчика (батарейка);
  • акселерометр, в задачи которого входит измерение разницы между настоящим и гравитационным ускорением (это необходимо для корректировки показаний давления в зависимости от угловой скорости вращающегося колеса);
  • антенна (в большинстве датчиков антенной выступает металлический колпачок ниппеля).

Какой элемент питания в датчике системы TPMS

Датчики имеют элемент питания, способный длительное время работать в автономном режиме. Чаще всего это литиевые элементы напряжением 3 Вольта. В датчиках что находятся внутри колеса ставят элементы CR2450, а в датчиках устанавливаемых на золотник — CR2032 или CR1632. Они дешевые и надежные. Средний срок эксплуатации элемента питания составляет 5…7 лет.

Какая частота сигнала датчиков давления в шинах

Датчики давления в шинах, предназначенные для установки на европейские и азиатские автомобили работают на радиочастоте, равной 433 МГц и 434 МГц, а датчики, предназначенные для американских машин — на 315 МГц, это установлено соответствующими стандартами. Однако при этом каждый датчик имеет свой уникальный код. Поэтому датчики одной машины не могут передавать сигнал на другую машину. Кроме этого, принимающее устройство «видит» с какого датчика, то есть, с какого конкретно колеса приходит сигнал.

Интервал передачи также зависит от конкретной системы. Как правило, этот интервал меняется в зависимости от того, с какой скоростью едет автомобиль, и какое у него давление в каждом колесе. Обычно самый длинный интервал при медленной езде будет составлять порядка 60 секунд, а по мере увеличения скорости может достигнуть 3…5 секунд.

Принцип работы датчика давления в шинах

Системы измерения давления в шинах работают на основании прямых и косвенных признаков. Датчики измеряют определенные параметры. Так, к косвенным признакам падения давления в колесе является увеличение угловой скорости вращения подспущенного колеса. На самом деле, при падении давления в нем оно уменьшается в диаметре, поэтому крутится немного быстрее, чем другое колесо на той же оси. В данном случае частоту вращения обычно фиксируют датчики системы АБС. В этом случае системы АБС и контроля давления в шинах зачастую объединены.

Другим косвенным признаком спущенного колеса является увеличение температуры его воздуха и резины. Связано это с увеличением пятна контакта колеса с дорогой. Температура фиксируется датчиками температуры. Большинство современных датчиков одновременно измеряют и давление в колесе и температуру воздуха в нем. Датчики давления имеют широкий температурный рабочий диапазон. В среднем он составляет от -40 до +125 градусов по Цельсию.

Ну и системы прямого контроля — это непосредственное измерение давления воздуха в колесах. Обычно такие датчики основаны на работе встроенных пьезоэлементов, то есть, по сути, электронных манометров.

Инициализация датчиков зависит от параметра, который они измеряют. Датчики давления обычно прописывают с помощью дополнительных программных средств. Датчики температуры начинают работать при значительном увеличении либо уменьшении температуры, при выходе ее за допустимые нормы. А за контроль скорости вращения обычно отвечает система АБС, поэтому эти датчики инициализируются через нее.

Сигналы с датчика идут не постоянно, а через определенные промежутки времени. В большинстве систем TPMS временной интервал составляет порядка от 60, однако в некоторых системах с увеличением скорости учащается и периодичность подачи сигнала, вплоть до 2…3 секунд.

С передающей антенны каждого датчики идет радиосигнал определенной частоты на принимающее устройство. Последнее может быть установлено либо в салоне машины, либо в подкапотном пространстве. Если рабочие параметры в колесе выходят на допустимые рамки, то система подает аварийный сигнал на приборную доску либо на электронный блок управления.

Как прописать (привязать) датчики

Существует три основных метода привязки датчика к принимающему элементу системы.

Семь методов привязки датчиков давления в шинах

  • Автоматическим. В таких системах принимающее устройство после определенного пробега (например, 50 километров) само «видит” датчики и прописывает их в свою память.
  • Стационарный. Он напрямую зависит от конкретного производителя и указывается в инструкции. Для прописывания нужно нажимать последовательность кнопок или других действий.
  • Привязка выполняется при помощи специального оборудования.

Также многие датчики срабатывают автоматически после начала езды автомобиля. у разных производителей соответствующая скорость может отличаться, однако обычно она составляет 10….20 километров в час.

Срок службы датчиков давления в шинах

Срок службы датчик зависит от многих параметров. В первую очередь от их качества. Оригинальные датчики «живут” около 5…7 лет. После этого их элемент питания обычно разряжается. Однако большинство дешевых универсальных датчиков работают гораздо меньше. Обычно их срок службы составляет два года. Батарейки у них, может, и сохраняться, однако их корпуса рассыпаются и они начинают «глючить”. Естественно, что при механическом повреждении любого датчика его срок службы можно резко снизить.

Неисправности датчиков давления в шинах

Вне зависимости от производителя в большинстве случаев поломки датчика имеют типовой характер. В частности, могут произойти следующие неисправности датчика давления в шинах:

  • Выход из строя элемента питания. Это одна из самых распространенных причин, почему не работает датчик давления в шинах автомобиля. Батарейка может банально утратить заряд (особенно, если датчик уже старый).
  • Повреждение антенны. Зачастую антенной датчика давления служит металлический колпачок на ниппеле колеса. Если колпачок механически повредится, то сигнал с него может либо не поступать вовсе, либо поступать в некорректном виде.
  • Попадание на датчик технологических составов. Работоспособность датчика давления в шинах авто зависит от его чистоты. В частности, нельзя допускать, чтобы на корпус датчика попадали химические реагенты с дороги либо просто грязь, кондиционер для шин или другие средства предназначенные для защиты покрышек.
  • Повреждение датчика. Его корпус должен быть обязательно прикручен к штоку клапана ниппеля. Повредиться датчик TPMS может в результате ДТП, неудачного ремонта колеса, наезда машиной на критическое препятствие, ну или банально либо из-за неудачного монтажа/демонтажа. При разбортировке колеса на шиномонтаже всегда предупреждайте работников о наличии датчиков!
  • Прикипание колпачка на резьбе. Некоторые датчики предусматривают использование исключительно пластикового внешнего колпачка. Передатчики радиосигнала у них находятся внутри. Поэтому на них нельзя накручивать металлические колпачки, поскольку велика вероятность, что они попросту под воздействием влаги и химических реагентов прикипят на трубке датчика и их невозможно будет открутить. В этом случае их попросту срезают и, по сути, датчик выходит из строя.
  • Разгерметизация соска датчика. Такое часто происходит при установке датчиков если не была установлена уплотняющая капроновая шайба между соском и внутренней резинкой либо вместо когда вместо капроновой шайбы была установлена металлическая. В результате неправильной установки возникает постоянное травление воздуха. А в последнем случае возможно еще прикипание шайбы к соску. Тогда приходится разрезать гайку, менять штуцер.

Как проверить датчики давления в шинах

Проверка датчика давления колес начинается с проверки манометром. Если манометр показал что давление в шине отличается от номинального подкачайте его. Когда датчик и после этого ведет себя некорректно либо ошибка не уходит, то можно воспользоваться программой либо специальным устройством, а затем — демонтировать его и выполнять дальнейшую проверку.

Обратите внимание, что перед демонтажом датчика с колеса из покрышки необходимо выпустить воздух. А делать это нужно на вывешенном колесе. То есть, в гаражных условиях при помощи домкрата необходимо вывесить колеса по очереди.

Как определить неисправный датчик давления в шинах

В первую очередь необходимо проверить работоспособность датчиков. Для этого необходимо запустить двигатель и посмотреть, горит или нет контрольная лампа давления в шинах на приборной панели. У некоторых автомобилей за это отвечает непосредственно ЭБУ. На панели также появится предупреждение с указанием конкретного датчика который показывает неправильное давление либо полное отсутствие сигнала. Однако лампа сигнализирующая о проблемах с датчиком давления в шинах есть не на всех автомобилях. На многих соответствующая информация приводится прямо в электронный блок управления, а потом возникает ошибка. И только после этого имеет смысл заняться программной проверкой датчиков.

Для рядовых автолюбителей есть удобный способный, как проверить давление в колесах без манометра. Для этого нужно использовать сканирующий прибор ELM 327 версии от 1,5 и выше. Алгоритм проверки таков:

Скрин программы HobDrive. Как можно узнать неисправный датчик шин

  • Необходимо скачать и установить бесплатную версию программы HobDrive на мобильный гаджет для работы с конкретным автомобилем.
  • С помощью программы необходимо «связаться” с диагностическим прибором.
  • Перейти в настройки программы. Для этого сначала запустить функцию «Экраны”, а после этого «Настройки”.
  • В этом меню нужно выбрать функцию «Параметры автомобиля”. Далее — «Настройки ЭБУ”.
  • В строке типа ЭБУ нужно выбрать модель автомобиля и версию его программного обеспечения, после чего нажать на кнопку ОК тем самым сохранив выбранные настройки.
  • Далее нужно выставить параметры датчиков шин. Для этого зайти в функцию «Параметры СКДШ”.
  • Потом на «Тип” и «Отсутствует либо встроенная СКДШ”. Тем самым выполняется настройка программы.
  • Далее для проверки шин нужно опять зайти в меню «Экраны” и нажать кнопку «Давление шин”.
  • На экране появится информация в виде картинки о давлении в конкретной покрышке автомобиля, а также температуре в ней.
  • Также в функции «Экраны” можно посмотреть информацию о каждом датчике, в частности, его ID.
  • Если о каком-то датчике программа информации не выдает, то значит, это и есть «виновник” ошибки.

Для автомобилей, выпущенных концерном VAG для аналогичной цели можно воспользоваться программой «Вася Диагност” (VagCom). Алгоритм проверки выполняется следующим образом:

  • Один датчик нужно оставить в запасном колесе и расположить его в багажнике. Передние же два нужно расположить в салоне возле водительской и пассажирской двери соответственно. Задние датчики нужно расположить в разных углах багажника, справа и слева, ближе к колесам.
  • Для проверки состояния элементов питания необходимо запустить двигатель либо просто включить зажигание мотора. Далее нужно перейти в контроллер номер 65 с первой по 16 группы. Там по три группы на один датчик. Если все хорошо, программа покажет нулевое давление, температуру и состояние батарей датчиков.
  • Можно таким же образом проверить, насколько правильно реагируют датчики на температуру. Например, положив их поочередно под теплый дефлектор, либо в холодный багажник.
  • Для проверки состояния батарей нужно перейти в тот же контроллер номер 65, в частности, группы 002, 005, 008, 011, 014. Там информация показывает, сколько еще предположительно осталось функционировать каждой батарейке в месяцах. Сравнив эту информацию с выданной температурой можно принять оптимальное решение о замене того или иного датчика либо только батареи.

Проверка элемента питания

У снятого датчика первым делом нужно проверить его элемент питания (батарейку). По статистике именно по этой проблеме чаще всего перестает работать датчик. Обычно батарейка встроена в корпус датчика и закрыта защитной крышкой. Однако встречаются датчики с полностью запаянным корпусом, то есть, у которых замена батарейки не предусмотрена. Подразумевается, что такие датчики нужно менять полностью. Обычно европейские и американские датчики являются неразборными, а корейские и японские — разборные, то есть, у них можно поменять элемент питания.

Соответственно, если корпус разборной, то в зависимости от конструкции датчика его нужно разобрать и извлечь элемент питания. После этого заменить его на новый, и проверить работу датчика давления в шинах. Если не разборной, то придется его либо менять, либо раскурочить корпус и вытащить батарейку, а затем заново склеить корпус.

Плоские батарейки «таблетки» с номинальным напряжением 3 Вольта. Однако новые батарейки обычно выдают напряжение около 3,3 Вольта и как показывает практика датчик давления может «глючить» при разряде батарейки уже до 2,9 Вольта.

Актуально для датчиков, которые ездят на одном элементе около пяти лет и свыше, вплоть до 7…10 лет. При новой установке датчика обычно его нужно инициализировать. Делается это программными средствами в зависимости от конкретной системы.

Визуальный осмотр

При проверке обязательно нужно проверить датчик визуально. В частности, осмотреть ли не его корпусе сколов, трещин, не отломана ли какая-либо часть. Особое внимание нужно уделить целостности колпачка на ниппеле, поскольку, как указывалось выше, в большинстве конструкций он служит передающей антенной. Если поврежден колпачок — его нужно заменить на новый. При повреждениях корпуса датчика шансов восстановить работоспособность значительно меньше.

Проверка давлением

Проверку датчиков TPMS можно выполнить и с помощью специально сконструированных средств. В частности, на шиномонтажах имеются специальные металлические барокамеры, которые закрываются герметично. В них помещаются проверяемые датчики. А сбоку к ящику подходит резиновый шланг с ниппелем для накачивания в его объеме воздуха.

Аналогичную конструкцию можно соорудить самостоятельно. Например, из стеклянной либо пластиковой бутылки с герметично закрывающейся крышкой. И поместить в нее датчик, и присоединить аналогично герметичный шланг с ниппелем. Однако проблема тут заключается в том, что, во-первых, этот датчик должен передавать сигнал на монитор. Если монитора нет — такая проверка невозможна. А во-вторых, нужно знать технические параметры датчика и особенности его работы.

Проверка специализированными средствами

На специализированных сервисах зачастую имеются специальные аппаратные и программные средства для проверки датчики давления в шинах. Одними из самых популярных являются диагностические сканеры для проверки давления и датчиков давления от компании Autel. Например, одна из самых простых моделей Autel TS408 TPMS. С его помощью можно активировать и диагностировать практически любой датчик давления. В частности, его работоспособность, состояние батареи, температуру, изменять настройки и программные настройки.

Однако недостаток таких приборов очевиден — их высокая цена. Например, базовая модель указанного прибора по состоянию на весну 2020 года составляет порядка 25 тысяч российских рублей.

Ремонт датчика давления в шинах

Ремонтные меры будут зависеть от причин, по которым вышел из строя датчик. Самый распространенный тип самостоятельного ремонта — замена элементов питания. Как указывалось выше, большинство датчиков имеют неразборной корпус, поэтому подразумевается, что замена батарейки в них невозможна.

В случае, если корпус датчика неразборной, то для замены батарейки его можно вскрыть двумя путями. Первый — распилить, второй — расплавить, например, паяльником. Распилить его можно ножовкой, ручным лобзиком, мощным ножом или аналогичными предметами. Использовать паяльник для растапливания пластмассы корпуса необходимо чрезвычайно аккуратно, особенно, если корпус датчика небольшой. Лучше этого пользоваться небольшим и немощным паяльником. Сама замена батарейки не представляет сложностей. Главное, не перепутать марку батарейки и полярность. После замены батарейки не забывайте что датчик необходимо инициализировать в системе. Иногда это происходит автоматически, но в большинстве случаев происходит это по заданному, для конкретных автомобилей, алгоритму.

По статистике на автомобилях Kia и Hyundai оригинальные датчики давления в шинах служат не более пяти лет. Даже дальнейшая замена элементов питания зачастую не помогает. Соответственно, обычно их меняют на новые.

При демонтаже покрышки у датчиков давления часто повреждается сосок. Одним из способов решения подобной проблемы является нарезание на внутренней поверхности соска резьбы с помощью метчика. Обычно это резьба на 6 миллиметров. И соответственно, потом нужно взять сосок со старой камеры и срезать с него всю резину. Далее на нем аналогично нарезать уже внешнюю резьбу аналогичного диаметра и шага. И совместить это две полученные детали. При этом желательно конструкцию обработать герметиком.

Если на вашей машине изначально не были установлены датчики давления в колесах, то существуют универсальные системы, которые можно купить и установить дополнительно. Однако, как отмечают специалисты, обычно такие системы, и соответственно, датчики недолговечны. Кроме этого, при установке нового датчика в колесо, его нужно обязательно заново отбалансировать!!! Поэтому для установки и балансировки нужно обязательно обратиться за помощью в шиномонтаж, поскольку соответствующее оборудование имеется только там.

Заключение

В первую очередь, что нужно проверить у датчика давления в шинах — это элемент питания. Особенно, если датчик служит уже более пяти лет. Лучше всего проверять датчик при помощи специализированных средств. При замене датчика на новый нужно обязательно его «прописать» в системе, чтобы она «увидела» его и работала корректно. И не забывайте при замене резины предупредить работника шиномонтажа, что в колесе установлен датчик давления.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*