admin / 31.03.2019

Торсион

Что такое торсион?

Устройство торсиона представляет собой металлический вал или стержень, работающий на скручивание в одном направлении. В поперечном сечении торсион может быть круглым или квадратным, реже пластинчатым – состоящим из нескольких слоев, совместно работающих на кручение.

Упругий элемент торсионной подвески с креплениями

Один из концов торсиона жестко прикреплен к несущему рычагу подвески посредством шлицевого соединения, второй аналогичным образом фиксируется на кузове или раме автомобиля. Ось вращения рычага и ось закручивания торсиона находятся на одной линии. Обладая рассчитанным сопротивлением к скручиванию под нагрузкой, торсион удерживает вес автомобиля и обеспечивает эффективное упругое соединение подвески и кузова при перемещениях рычага. Принцип работы торсиона используется также в стабилизаторе поперечной устойчивости при противоположных ходах подвески одной оси.

Торсионные валы круглого сечения

Сплав стали, из которого изготавливается торсион, обладает высокими характеристиками упругости и выносливости, способен выдерживать длительные нагрузки без ухудшения своих свойств. Длина и толщина вала также влияет на рабочие характеристики и мягкость подвески. Для защиты от ржавчины и разрушения поверхность торсиона покрывают специальным антикоррозийным составом, либо прорезиненным покрытием.

Виды торсионных подвесок

Передняя независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах

Устройство и принцип работы торсионной подвески

Передняя торсионная подвеска на поперечных рычагах (один или два в зависимости от конструкции) состоит из следующих элементов:

  • Продольно расположенный торсион, работающий на скручивание и заменяющий пружину.
  • Воспринимающий основную нагрузку нижний или верхний рычаг, посредством которого происходит передача усилия на торсион.
  • Демпфирующий элемент — амортизатор, выполняющий функцию гашения колебаний.
  • Стабилизатор поперечной устойчивости, компенсирующий крены кузова при движении.

Независимая передняя торсионная подвеска на двойных поперечных рычагах Toyota Hilux Surf

Компактность передней торсионной подвески на поперечных рычагах позволяет эффективно использовать свободное пространство. Например, для установки массивных приводов колес. В связи с этим торсионы получили распространение при производстве рамных внедорожников, сочетающих повышенную проходимость с мягкостью подвески. Например, Toyota Land Cruiser 100 (крепление торсиона к нижнему рычагу) и Toyota Hilux Surf (торсион на верхнем рычаге). Также торсионы применяются на передней оси коммерческих автомобилей.

Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсионов

В конструкциях задних подвесок с продольным расположением рычагов торсионы устанавливаются поперечно. Легендарный французский автомобиль Renault 16, выпускавшийся до 1990-х годов, оснащался передней подвеской с продольно расположенными торсионами, а задней — с поперечно.

Задняя подвеска с поперечным расположением торсионов

Особенностью упругих элементов задней подвески было их расположение — один находился позади другого, что конструктивно влекло разность в колесной базе по сторонам автомобиля (одно из колес находилось ближе к переднему на несколько сантиметров). Управляемость и устойчивость автомобиля оставляла желать лучшего, однако именно компактность торсионной подвески позволила значительно увеличить объем багажного отделения, что в значительной степени определило популярность модели. В настоящее время подобная схема подвески автопроизводителями не применяется.

Полузависимая задняя торсионная балка

Задняя полузависимая U-образная торсионная балка

Полузависимая торсионная балка U-образного сечения, имеющая в составе интегрированный упругий стержень, становится более прочной на изгиб. При этом она позволяет колесам одной оси незначительно перемещаться друг относительно друга при проезде неровностей. Этим достигается улучшение управляемости и устойчивости автомобиля. Данная подвеска применяется на задней оси большинства бюджетных переднеприводных автомобилей.

>Преимущества торсионной подвески

  • Высокая плавность хода.
  • Компактность и малый вес.
  • Высокая ремонтопригодность.
  • Простота и надежность конструкции.

Применение

Основная статья: Торсионная подвеска

  • Маятники с торсионным подвесом;
  • Торсионные возвратные пружины в измерительных приборах;
  • Подвеска бронетехники и автомобилей (например, заднемоторных ЗАЗ и легковых моделей ЗИЛ, ЛуАЗ, передний мост Запорожца, а также многих французских моделей 1950-х — 1970-х годов, почти всех автомобилей Chrysler с конца 1950-х до 1980-х годов, автомобилей фирмы Mazda (Demio, Familia, Capella) конца 1990-х годов, Alfa Romeo, Suzuki SX4, и т. д.);
  • Валы определённой конструкции для сглаживания ударов;
  • В многопоточных редукторах для выравнивания моментов между параллельными передачами;
  • В античных метательных машинах некоторых типов использовались торсионы из органических волокон;
  • Для уравновешивания тяжёлых открывающихся элементов конструкции (бронированная крышка люка в бронетехнике, крыша трансмиссии танков, кабина автомобилей «КамАЗ», крышка багажника автомобилей «Волга», «Жигули», «Москвич», секционные ворота, пружина дверцы морозильной камеры холодильников «Минск-10» и тому подобное);
  • Торсионы используются для соединения вала и колец в конструкции динамически настраиваемых гироскопов

> Примечания

  1. Словарь-справочник по механизмам. Крайнев А. Ф. Москва, «Машиностроение», 1987.

> Ссылки

  • Торсион в Бронетанковой энциклопедии

Торсионный вал

Смотреть что такое «Торсионный вал» в других словарях:

  • Торсионный вал — предварительно тарированный вал, встраиваемый в валопровод. Служит для непосредственного измерения мощности главной энергетической установки. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

  • торсионный вал — Вал, встраиваемый в валовую линию, предварительно тарированный и предназначенный для непосредственного измерения передаваемого им крутящего момента. Тематики валопроводы судовые … Справочник технического переводчика

  • Торсионный вал — 11. Торсионный вал Вал, встраиваемый в валовую линию, предварительно тарированный и предназначенный для непосредственного измерения передаваемого им крутящего момента Источник: ГОСТ 24154 80: Валопроводы судовые. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Торсион (торсионный вал) — упругий элемент торсионной подвески боевых и транспортных машин, представляющий собой вал (стержень), работающий на кручение … Словарь военных терминов

  • торсионный — (фр. torsion скручивание) тех. связанный с кручением; т ая подвеска подвеска транспортной машины, у которой упругим элементом (выполняющим роль рессоры) является скручиваемый стальной стержень; т. вал гибкий вал (пружина), способный передавать… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ТОРСИОН — торсионный вал (от франц. torsion скручивание, кручение), гибкий вал, служащий для передачи вращающих моментов. Т. представляет собой пружину или тонкий стержень, работающие на кручение. Применяется в тех случаях, когда выполнение жёсткого вала… … Большой энциклопедический политехнический словарь

  • ГОСТ 24154-80: Валопроводы судовые. Термины и определения — Терминология ГОСТ 24154 80: Валопроводы судовые. Термины и определения оригинал документа: 12. II роставочный вал Короткий вал с припуском на длине, встраиваемый в валовую линию при сборке с пригонкой по месту во время монтажа валопровода… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Валопровод судовой — конструктивный комплекс, обеспечивающий передачу крутящего момента от корабля двигателя гребному винту. Валопровод состоит из системы валов, соединенных болтами на фланцах. Включает в общем случае гребной вал, промежуточный вал и упорный вал… … Морской словарь

  • торсион — (торсионный вал), гибкий вал, служащий для передачи вращающих моментов. Торсион представляет собой пружину или тонкий стержень, работающие на кручение, но способные воспринимать изгибающие моменты. Применяется для соединения систем управления с… … Энциклопедия техники

  • Амортизатор — устройство для смягчения ударов в конструкциях машин и сооружений для защиты от сотрясений и больших нагрузок. Включается между телом, передающим ударную нагрузку, и телом, защищаемым А. (например, между колесом, движущимся по неровностям … Большая советская энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1259852

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*