admin / 31.10.2018

Тормозная система автомобиля

Рабочая (основная) тормозная система

Главное предназначение рабочей тормозной системы заключается в регулировании скорости движения автомобиля вплоть до его полной остановки.

Основная тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов. На легковых автомобилях применяется преимущественно гидравлический привод.

Схема тормозной системы автомобиля

Гидропривод состоит из:

  • главного тормозного цилиндра (ГТЦ);
  • вакуумного усилителя;
  • регулятора давления в задних тормозных механизмах (при отсутствии АВS);
  • блока ABS (при наличии);
  • рабочих тормозных цилиндров;
  • рабочих контуров.

Главный тормозной цилиндр преобразует усилие, сообщаемое водителем педали тормоза, в давление рабочей жидкости в системе и распределяет его по рабочим контурам.

Для увеличения силы, создающей давление в тормозной системе, гидропривод оснащается вакуумным усилителем.

Регулятор давления предназначен для уменьшения давления в приводе тормозных механизмов задних колес, что способствует более эффективному торможению.

Виды контуров тормозной системы

Контуры тормозной системы, представляющие собой систему замкнутых трубопроводов, соединяют между собой главный тормозной цилиндр и тормозные механизмы колес.

Контуры могут дублировать друг друга или осуществлять только свои функции. Наиболее востребована двухконтурная схема тормозного привода, при которой пара контуров работает диагонально.

Устройство тормозной системы автомобиля

Тормозная система

Основой тормозной системы являются тормозные механизмы и их приводы.

Тормозной механизм служит для создания тормозного момента, необходимого для торможения и остановки транспортного средства. Механизм устанавливается на ступице колеса, а принцип его работы основан на использовании силы трения. Тормозные механизмы могут быть дисковыми или барабанными.

Конструктивно тормозной механизм состоит из статичной и вращающейся частей. Статичную часть у барабанного механизма представляет тормозной барабан, а вращающуюся – тормозные колодки с накладками. В дисковом механизме вращающаяся часть представлена тормозным диском, неподвижная – суппортом с тормозными колодками.

Управляет тормозными механизмами привод.

Гидравлический привод не является единственным из применяемых в тормозной системе. Так в системе стояночного тормоза используется механический привод, представляющий собой совокупность тяг, рычагов и тросов. Устройство соединяет тормозные механизмы задних колес с рычагом стояночного тормоза. Также существует электромеханический стояночный тормоз, в котором используется электропривод.

В состав тормозной системы с гидравлическим приводом могут быть включены разнообразные электронные системы: антиблокировочная, система курсовой устойчивости, усилитель экстренного торможения, система помощи при экстренном торможении (Brake Assist System).

Существуют и другие виды тормозного привода: пневматический, электрический и комбинированный. Последний может быть представлен как пневмогидравлический или гидропневматический.

Принцип работы тормозной системы

Работа тормозной системы строится следующим образом:

  1. При нажатии на педаль тормоза водитель создает усилие, которое передается к вакуумному усилителю.
  2. Далее оно увеличивается в вакуумном усилителе и передается в главный тормозной цилиндр.
  3. Поршень ГТЦ нагнетает рабочую жидкость к колесным цилиндрам через трубопроводы, за счет чего растет давление в тормозном приводе, а поршни рабочих цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам.
  4. Дальнейшее нажатие на педаль еще больше увеличивает давление жидкости, за счет чего срабатывают тормозные механизмы, приводящие к замедлению вращения колес. Давление рабочей жидкости может приблизиться к 10-15 МПа. Чем оно больше, тем эффективнее происходит торможение.
  5. Опускание педали тормоза приводит к ее возврату в исходное положение под действием возвратной пружины. В нейтральное положение возвращается и поршень ГТЦ. Рабочая жидкость также перемещается в главный тормозной цилиндр. Колодки отпускают диски или барабаны. Давление в системе падает.

Важно! Рабочую жидкость в системе нужно периодически менять. Сколько тормозной жидкости потребуется на одну замену? Не более литра-полутора.

Основные неисправности тормозной системы

В таблице ниже приведены наиболее распространенные неисправности тормозной системы автомобиля и способы их устранения.

Симптомы Вероятная причина Варианты устранения
Слышен свист или шум при торможении Износ тормозных колодок, их низкое качество или брак; деформация тормозного диска или попадание на него постороннего предмета Замена или очистка колодок и дисков
Увеличенный ход педали Утечка рабочей жидкости из колесных цилиндров; попадание воздуха в тормозную систему; износ или повреждение резиновых шлангов и прокладок в ГТЦ Замена неисправных деталей; прокачка тормозной системы
Увеличенное усилие на педаль при торможении Отказ вакуумного усилителя; повреждение шлангов Замена усилителя или шланга
Заторможенность всех колес Заклинивание поршня в ГТЦ; отсутствие свободного хода педали Замена ГТЦ; выставление правильного свободного хода

Тормозная система является основой безопасного движения автомобиля. Поэтому на нее всегда должно быть обращено пристальное внимание. При неисправности рабочей тормозной системы эксплуатация транспортного средства запрещается полностью.

Источник: https://TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/tormoznaya-sistema-avtomobilya.html

Торможение в ЦНС

Торможение — особый нервный процесс, который обусловливается возбуждением и внешне проявляется угнетением другого возбуждения. Оно способно активно распространяться нервной клеткой и ее отростками. Основал учение о центральноv торможение И. М. Сеченов (1863), который заметил, что изгибающий рефлекс лягушки тормозится при химическом раздражении среднего мозга. Торможение играет важную роль в деятельности ЦНС, а именно: в координации рефлексов; в поведении человека и животных; в регуляции деятельности внутренних органов и систем; в осуществлении защитной функции нервных клеток.

Типы торможения в ЦНС

Центральное торможение распределяется по локализации на пре-и постсинаптическое;
по характеру поляризации (зарядом мембраны) — на гипер-и деполяризации;
по строению тормозных нейронных цепей — на реципрокное, или соединенное, обратное и латеральное.
Пресинаптическое торможение, как свидетельствует название, локализуется в пресинаптических элементах и связано с угнетением проведения нервных импульсов в аксональных (пресинаптических) окончаниях. Гистологическим субстратом такого торможения является аксональные синапсы. К возбуждающему аксону подходит вставной тормозной аксон, который выделяет тормозной медиатор ГАМК. Этот медиатор действует на постсинаптическую мембрану, которая является мембраной возбуждающего аксона, и вызывает в ней деполяризацию. Возникшая деполяризация тормозит вход Са2 + из синаптической щели в заключение возбуждающего аксона и таким образом приводит к снижению выброса возбуждающего медиатора в синаптическую щель, торможение реакции. Пресинаптическое торможение достигает максимума через 15-20 мс и длится около 150 мс, то есть гораздо дольше, чем постсинаптическое торможение. Пресинаптическое торможение блокируется судорожными ядами — бикулином и пикротоксин, которые являются конкурентными антагонистами ГАМК.
Постсинаптическое торможение (ГПСП) обусловлено выделением пресинаптическим окончанием аксона тормозного медиатора, который снижает или тормозит возбудимость мембран сомы и дендритов нервной клетки, с которой он контактирует. Оно связано с существованием тормозных нейронов, аксоны которых образуют на соме и дендритах клеток нервных окончаний, выделяя тормозные медиаторы — ГАМК и глицин. Под влиянием этих медиаторов возникает торможение возбуждающих нейронов. Примерами тормозных нейронов являются клетки Реншоу в спинном мозге, нейроны грушевидные (клетки Пуркинье мозжечка), звездчатые клетки коры большого, мозга и др..
Исследованием П. Г. Костюка (1977) доказано, что постсинаптического торможения связано с первичной гиперполяризацией мембраны сомы нейрона, в основе которой лежит повышение проницаемости постсинаптической мембраны для К +. Вследствие гиперполяризации уровень мембранного потенциала удаляется от критического (порогового) уровня. То есть происходит его увеличение — гиперполяризация. Это приводит к торможению нейрона. Такой вид торможения называется гиперполяризационным.

Амплитуда и полярность ГПСП зависят от исходного уровня мембранного потенциала самого нейрона. Механизм этого явления связан с Сl+. С началом развития ТПСП Сl- входит в клетку. Когда в клетке становится его больше, чем снаружи, глицин конформирует мембрану и через открытые ее отверстия Сl+ выходит из клетки. В ней уменьшается количество отрицательных зарядов, развивается деполяризация. Такой вид торможения называется деполяризационным.
Постсинаптическое торможение локальное. Развивается оно градуально, способное к суммации, не оставляет после себя рефрактерности. Является более оперативным, четко адресованным и универсальным тормозным механизмом. По своей сути это «центральное торможение», которое было описано в свое время Ch. S. Sherrington (1906).
В зависимости от структуры тормозного нейронного цепочки, различают следующие формы постсинаптического торможения: реципрокное, обратное и латеральное, которое является собственно разновидностью обратного.
Реципрокное (сочетанное) торможение характеризуется тем, что в том случае, когда при активизации афферентов возбуждаются, например, мотонейроны мышц-сгибателей, то одновременно (на этой стороне) тормозятся мотонейроны мышц-разгибателей, действующие на этот же сустав. Происходит это потому, что афференты от мышечных веретен образуют возбуждающие синапсы на мотонейронах мышц-агонистов, а через посредство вставного тормозного нейрона — тормозные синапсы на мотонейронах мышц-антагонистов. С физиологической точки зрения такое торможение очень выгодно, поскольку облегчает движение сустава «автоматически», без дополнительного произвольного или непроизвольного контроля.
Обратное торможение. В этом случае от аксонов мотонейрона отходит одна или несколько коллатералей, которые направляются в вставных тормозных нейронов, например, клеток Реншоу. В свою очередь, клетки Реншоу образуют тормозные синапсы на мотонейроны. В случае возбуждения мотонейрона активизируются и клетки Реншоу, вследствие чего происходит гиперполяризация мембраны мотонейрона и тормозится его деятельность. Чем больше возбуждается мотонейрон, тем больше ощутимые тормозные влияния через клетки Реншоу. Таким образом, обратное постсинаптическое торможение функционирует по принципу отрицательной обратной связи. Есть предположение, что этот вид торможения требуется для саморегуляции возбуждения нейронов, а также для предотвращения их перевозбуждению и судорожным реакциям.
Латеральное торможение. Тормозная цепь нейронов характеризуется тем, что вставные тормозные нейроны влияют не только на воспаленную клетку, но и на соседние нейроны, в которых возбуждение является слабым или вовсе отсутствует. Такое торможение называется латеральным, поскольку участок торможения, который образуется, содержится сбоку (латерально) от возбужденного нейрона. Оно играет особенно важную роль в сенсорных системах, создавая явление контраста.
Постсинаптическое торможения преимущественно легко снимается при введении стрихнина, который конкурирует с тормозным медиатором (глицином) на постсинаптической мембране. Столбнячный токсин также подавляет постсинаптическое торможение, нарушая высвобождение медиатора из тормозных пресинаптических окончаний. Поэтому введение стрихнина или столбнячного токсина сопровождается судорогами, которые возникают вследствии резкого усиления процесса возбуждения в ЦНС, в частности, мотонейронов.

В связи с раскрытием ионных механизмов постсинаптического торможения появилась возможность и для объяснения механизма действия Вr. Натриq бромид в оптимальных дозах широко применяется в клинической практике как седативное (успокоительное) средство. Доказано, что такой эффект натрия бромида связан с усилением постсинаптического торможения в ЦНС. —

Роль различных видов центрального торможения

Главная роль центрального торможения заключается в том, чтобы во взаимодействии с центральным возбуждением обеспечивать возможность анализа и синтеза в ЦНС нервных сигналов, а следовательно, возможность согласования всех функций организма между собой и с окружающей средой. Эту роль центрального торможения называют координационной. Некоторые виды центрального торможения выполняют не только координационную, а и защитную (охранную) роль. Предполагают, что основная координационная роль пресинаптического торможения заключается в угнетении в ЦНС малосущественными афферентными сигналами. За счет прямого постсинаптического торможения согласуется деятельность антагонистических центров. Обратное торможение, ограничивая максимально возможную частоту разрядов мотонейронов спинного мозга, выполняет и координационную роль (согласовывает максимальную частоту разрядов мотонейронов со скоростью сокращения мышечных волокон, которые они иннервируют) и защитную (предотвращает возбуждению мотонейронов). У млекопитающих этот вид торможения распространен в основном в спинномозговых афферентных системах. В высших отделах мозга, а именно в корковом веществе большого мозга, доминирует постсинаптическое торможение.
Какое функциональное значение пресинаптического торможения? За его счет осуществляется воздействие не только на собственный рефлекторный аппарат спинного мозга, но и на синаптические переключения ряда восходящих по головному мозгу трактов. Известно также о нисходящем пресинаптическом торможении первичных афферентных волокон группы Аа и кожных афферентов. В этом случае пресинаптическое торможение является, очевидно, первым «ярусом» активного ограничения информации, поступающей извне. В ЦНС, особенно в спинном мозге, пресинаптическое торможение часто выступает в роли своеобразной отрицательной обратной связи, которая ограничивает афферентную импульсацию при сильных (например, патологических) раздражениях и таким образом отчасти выполняет защитную функцию по отношению спинномозговых и выше расположенных центров.
Функциональные свойства синапсов не являются постоянными. В некоторых условиях эффективность их деятельности может расти или уменьшаться. Обычно при высоких частотах раздражения (несколько сот за 1 с) в течение нескольких секунд или даже минут облегчается синаптическая передача. Это явление получило название синаптической потенциации. Такая синаптическая потенциация может наблюдаться и по окончании тетанической стимуляции. Тогда она будет называться посттетанической потенциацией (ПТП). В основе ПТП (долговременного увеличения эффективности связи между нейронами), вполне вероятно, лежат изменения функциональных возможностей пресинаптического волокна, а именно его гиперполяризация. В свою очередь, это сопровождается повышением выхода медиатора в синаптическую щель и появлением увеличенного ВПСП в постсинаптической структуре. Есть данные и о структурных изменениях при ПТП (набухание и рост пресинаптических окончаний, сужение синаптической щели т.д.).

ПТП гораздо лучше выражена в высших отделах ЦНС (например, в гиппокампе, пирамидных нейронах коры большого мозга) по сравнению с спинномозговыми нейронами. Наряду с ПТП в синаптическом аппарате может возникать постактивационная депрессия, выражающаяся уменьшением амплитуды ВПСП. Эту депрессию многие исследователи связывают с ослаблением чувствительности к действию медиатора (десенсибилизации) постсинаптической мембраны или различным соотношением затрат и мобилизации медиатора.
С пластичностью синаптических процессов, в частности с ПТП, возможно, связаны формирования новых межнейронных связей в ЦНС и их закрепление, т.е. механизмы обучения и памяти. Вместе с тем следует признать, что пластические свойства центральных синапсов изучены пока недостаточно.

Источник: http://fiziologija.vse-zabolevaniya.ru/mehanizm-reguljacii-fiziologicheskih-processov/tormozhenie-v-cns.html

Виды и механизмы торможения

Понятие о торможении

Торможение в ЦНС

Механизм передачи возбуждения в концевой пластинке

В настоящее время представлено много доказательств химической природы передачи импульса и изучен ряд медиаторов, т. е. веществ, способствующих передаче возбуждения с нерва на рабочий орган или с одной нервной клетки на другую.

В нервно-мышечных синапсах, в синапсах парасимпатической нервной системы, в ганглиях симпатической нервной системы, в ряде синапсов центральной нервной системы медиатором является ацетилхолин. Эти синапсы названы холинергическими.

Обнаружены синапсы, в которых передатчиком возбуждения является адреналиноподобное вещество; они названы адреналергическгши. Выделены и другие медиаторы: гаммааминомасляная кислота (ГАМК), глютаминовая и

др.

Торможение существует наряду с возбуждением и представляет собой одну из форм деятельности нейрона. Торможением называют особыйнервный процесс, выражающийся в уменьшении или полном отсутствииответной реакции на раздражение.

Явление центрального торможения было открыто И.М. Сеченовым в 1862 г. Он показал возможность торможения двигательных рефлексов лягушки при химическом раздражении зрительных бугров головного мозга. Классический опыт Сеченова заключается в следующем: у лягушки с перерезанным головным мозгом на уровне зрительных бугров определяли время сгибательного рефлекса при раздражении лапки серной кислотой. После этого на зрительные бугры накладывали кристаллик поваренной соли и снова определяли время рефлекса. Оно постепенно увеличивалось, вплоть до полного исчезновения реакции. После снятия кристаллика соли и промывания мозга физиологическим раствором время рефлекса постепенно восстанавливалось. Это позволило говорить о том, что торможение — актив­ный процесс, возникающий при раздражении определенных отделов центральной нервной системы.

Позже И. М. Сеченовым и его учениками было показано, что торможение в центральной нервной системе может возникать при нанесении сильного раздражения на любые афферентные пути.

Благодаря микроэлектродной технике исследования стало возможным изучение процесса торможения на клеточном уровне.

В центральной нервной системе наряду с возбуждающими имеются и тормозящие нейроны. На каждой нервной клетке располагаются возбуждающие и тормозящие синапсы. А поэтому в каждый данный момент на теле нейрона возникает в одних синапсах возбуждение, а в других — торможение; соотношение этих процессов определяет характер ответной реакции.

Различают два вида торможения в зависимости от механизмов его возникновения: деполяризационное и гиперполяризационное.

Деполяризационное торможение возникает вследствие длительной

деполяризации мембраны, а гиперполяризаиионное— вследствие

гиперполяризации мембраны. Механизмы мы рассматривать не будем, а ограничимся лишь констатацией фактов.

В основе возникновения деполяризационного торможения лежит инактивация мембраны по натрию, вследствие чего уменьшается потенциал действия и его раздражающее влияние на соседние участки, в итоге пре­кращается проведение возбуждения.

Гиперполяризационное торможение осуществляется с участием

особых тормозных структур и связано с изменением проницаемости мембраны по отношению к калию и хлору, что вызывает увеличение мембранного и порогового потенциалов, в результате чего становится невозможной ответная реакция.

По характеру возникновения различают первичное и вторичное торможение. Первичное торможение возникает под влиянием раздражения сразу без предварительного возбуждения и осуществляется с участием тормозных синапсов. Вторичное торможение осуществляется без участия тормозных структур и возникает вследствие перехода возбуждения в торможение.

Первичное торможение по механизму возникновения может быть гиперполяризационным и деполяризационным, а по месту возникновения — постсинаптическим и пресинаптическим.

Источник: https://studopedia.su/6_43201_vidi-i-mehanizmi-tormozheniya.html

Тормоза колодочные марки ТКГ или ТКТГ для кранов

Тормоза колодочные ТКГ (старое название ТКТГ) для кранов могут быть как в наличии так и под заказ. Узнать наличие, точную стоимость и приобрести колодочные тормоза серии ТКГ вы можете позвонив по телефону +7(812) 449-90-49 или отправив заявку на электронную почту указанную в разделе «Контакты».

Тормоз колодочный тип ТКГ-160 У2

Колодочный тормоз ТКГ-160 У2 используется в качестве инструмента для приостановки и удержания валов электродвигателей различного типа в определенных положениях или для полной их остановки в случаях выхода из строя привода.

Тормоз колодочный тип ТКГ-200 У2

Колодочный тормоз ТКГ-200 У2 используется в качестве инструмента для приостановки и удержания валов электродвигателей различного типа в определенных положениях или для полной их остановки в случаях выхода из строя привода.

Тормоз колодочный тип ТКГ-300 У2

Колодочный тормоз ТКГ-300 У2 используется в качестве инструмента для приостановки и удержания валов электродвигателей различного типа в определенных положениях или для полной их остановки в случаях выхода из строя привода.

Тормоз колодочный тип ТКГ-400 У2

Колодочный тормоз ТКГ-400 У2 используется в качестве инструмента для приостановки и удержания валов электродвигателей различного типа в определенных положениях или для полной их остановки в случаях выхода из строя привода.

Тормоз колодочный тип ТКГ-500 У2

Колодочный тормоз ТКГ-500 У2 используется в качестве инструмента для приостановки и удержания валов электродвигателей различного типа в определенных положениях или для полной их остановки в случаях выхода из строя привода.

Тормоза колодочные типа ТКГ (ранее использовалась маркировка ТКТГ) – это устройства, которые используются для остановки, а также удержания вала механизма при неработающем приводе в заторможенном состоянии. Они активно используются в комплектации подъёмно-транспортного оборудования, а также в механизмах с похожими условиями эксплуатации. К примеру, это могут быть башенные, портальные, козловые или мостовые краны.
На сегодня общепринятой считается маркировка колодочного тормоза ТКГ, хотя ранее повсеместно использовалась аббревиатура ТКТГ. Конструктивно, их устройство между собой ничем не отличается. Есть только ряд технологических изменений, которые связаны с производством на предприятиях разных стран. Например они выпускаются на данный момент не только в России, но и на Украине, а также производство есть в некоторых странах СНГ. Они полностью взаимозаменяемы и не требуют каких-либо дополнительных специальных настроек оборудования либо технических решений.

Тормоза ТКГ для кранов — технические характеристики

Крановые колодочные тормоза ТКТГ (или ТКГ) по своим основным техническим характеристикам ничем между собой не отличаются, все основные параметры неизменны и приведены в таблице ниже. Все указанные цифры актуальны при эксплуатации в климатических условиях, которые соответствуют умеренному и холодному климату (У2 и ХЛ2) в соответствии с нормами ГОСТ15543.1 и ГОСТ15150.

При использовании тормоза ТКГ основными требованиями к окружающей среде являются взрыво и пожаробезопасность, отсутствие агрессивных веществ (паров или газов) в такой концентрации, которая может привести к разрушению резины, металла, изоляционных материалов. Этот механизм предполагает свою эксплуатацию в помещении или под навесом. При установке механизма на открытом воздухе потребуется дополнительная защита при помощи специального кожуха, который сможет защитить его от возможных внешних влияний (к примеру, солнечной радиации, попадания осадков).

Тормоз крановый монтируется только вертикально, при этом важно, что ось вращения непосредственно тормозного шкива, как и основания, на котором он крепится, расположена в горизонтальной плоскости. Максимально допустимое отклонение его расположения от вертикали составляет 15?. В отношении питающей сети он достаточно требователен, допуская колебания напряжения в пределах -5 ? +10 % от номинала. При этом максимальное частотное отклонение может быть ±0,2Гц.

№ п/п Характеристика тормоза Марка тормоза ТКГ (ТКТГ)
ТКГ500 ТКГ400 ТКГ300 ТКГ200 ТКГ160
1 Климатическое исполнение У2
2 Диаметр шкива тормозного, мм. 500 400 300 200 160
3 Ход штока гидротолкателя не меньше, мм. 60 60 60 32 32
4 Марка толкателя ТЭ ТЭ80 ТЭ80 ТЭ50 ТЭ30 ТЭ30
5 Тормозной расчетный момент, Нм. 2500 1500 800 300 100
6 Длина пружины (установочная), мм. 305,66±14,6 305,66±14,6 333,82±21,6 172,22 178,14±5,1
7 Время наложения тормозных колодок 0,4 сек. 0,4 сек. 0,35 сек. 0,2 сек. 0,2 сек.
8 Усилие номинальное на штоке толкателя не меньше, Н. 800 500 500 300 300
9 Напряжение, В. 220/380
10 Частота электрического тока, Гц. 50
11 Масса тормоза колодочного в сборе не больше, кг. 117 76 69 46 39

Вышеприведенные табличные данные – это параметры тормозов ТКГ для кранов, которые поставляет ООО «РУСВОЛЬТ». При установке на них электрогидравлических толкателей иных компаний, в технических характеристиках могут появиться изменения.

Тормоз ТКГ (ТКТГ) — габаритные размеры, конструкция и принцип действия

В таблице ниже приведены присоединительные и габаритные размеры для кранового тормоза ТКГ (ТКТГ):

Габарит тормоза A a a1 L L1 H h S b b1 b2 D d t1 t B
ТКГ-160 200 90 90 147 268 438 144 6 116 120 70 160 13 22 32 216
ТКГ-200 350 120 60 195 355 445 170 8 90 90 200 18 22 32
ТКГ-300 500 150 80 275 429 557 240 8 120 140 300 22 40 60
ТКГ-400 340 68 68 308 495 445 300 8 140 180 400 22 40 60
ТКГ-500 410 85 85 380 630 438 400 8 160 200 500 27 40 60

Конструкция тормоза колодочного ТКГ для крана представлена на вышеприведенном чертеже. В её состав входит механическая часть и сам толкатель ТЭ (1). Детальное описание его конструкции приведено ниже:

  • гидротолкатель — 1;
  • система рычагов — 2, 5;
  • пружина тормоза — 3;
  • стойки тормоза — 4, 6;
  • тормозные колодки — 7;
  • основание тормоза — 8;
  • регулировочные гайки — 9,10,11,12,13,14.

В случае если гидротолкатель (1) выключен, через систему рычагов (2; 5) пружина (3) притягивает стойки тормоза ТКГ (4; 6) друг к другу. При этом тормозные колодки притягиваются к поверхности тормозного шкива (в этот момент шток толкателя будет находиться в нижнем положении).

Включение толкателя электрогидравлического (1) сопровождается движением его поршня преодолевающего сопротивление пружины (3) и раздвигающего стойки (4; 6), на которых расположены тормозные колодки (7), через рычаги (2; 5). В момент растормаживания шкива шток толкателя будет находиться в верхнем положении.

Для того чтобы выполнить настройку колодочного тормоза ТКГ для крана используются регулировочные гайки (9-14).

Крановые тормоза ТКГ или ТКТГ — подготовка к эксплуатации

Тормоз колодочный ТКГ (или ТКТГ) допускает свою установку на тормозных шкивах, которые удовлетворяют ряду эксплуатационных требований:

  • У рабочей поверхности тормоза, должна быть минимальная частота шестого класса согласно ГОСТ 2789, точность не меньше четвертого класса, конусность и овальность — не больше 0,0005 D, биение и твердость не меньше HB 250-300 (чугун) или HRC 35-45 (сталь).
  • Не допускаются какие либо дефекты находящиеся на его изнашиваемой поверхности.

Регулировка колодочного тормоза для кранового оборудования обязательна после каждой установки механизма на тормозной шкив. Вся процедура заключается в организации нормального штокового хода и регулировке пружины. Кроме того, необходима установка максимально равномерного отхода колодок и плавного, корректного хода штока толкателя.

Для выполнения этой задачи шток гидротолкателя кранового колодочного тормоза ТКТГ (ТКГ) устанавливают в наиболее крайнее верхнее положение, а далее его опускают на ту величину, которая указана в столбце t1 вышерасположенной таблицы. Штоковые гайки позволяют зафиксировать рычаги в заданном положении.

Марка тормоза Кол-во
колодок
Размеры, мм
Y X s
ТКГ160 У2 2 132 70 6
ТКГ200 У2 132 90 8
ТКГ300 У2 193 140 8
ТКГ400 У2 238 180 8
ТКГ500 У2 238 180 8

На заключительном этапе подготовки ТКТГ для крана к эксплуатации выполняется регулировка пружины. Изначально стоит обратить внимание, что рабочая длина его пружины должна соответствовать заданному системой тормозному моменту. В таблице выше приведена установочная длина пружины тормоза на расчётный момент.

Обкладки колодок колодочного тормоза крана ТКГ (ТКТГ) – это детали механизма, подверженные быстрому износу. Износ, требующий замены элемента, составляет 1/2 часть от начальной толщины в средней части колодочной обкладки и 1/3 часть по краям. Материалом их изготовления становится эластичная фрикционная лента, соответствующая ГОСТ 15960-99, ЭМ-1. В таблице справа приведена информация о количестве и размерах обкладок в зависимости от параметров конкретного тормоза. В ней Х – это ширина, s – толщина, Y – длина.

Возможна замена всех обкладок на ТКГ-300У2 — 4шт. ширины 70 миллиметров, вместо 2шт. по 140 миллиметров и на ТКГ-400У2 и ТКГ-500У2 вместо 2шт. по 180 миллиметров — 4шт. по 90 миллиметров.

Меры безопасности при эксплуатации тормоза ТКГ (ТКТГ) для крана

Внимание! Все эксплуатационные действия с данным механизмом могут выполняться только с соблюдением всех действующих требований электробезопасности и пожарной безопасности. Колодочный тормоз ТКГ обязательно заземляется. Также должны соблюдаться ГОСТ 12.2.003 по безопасности оборудования на производстве, «Правила техники безопасности» и специальные «Правила технической эксплуатации потребительских электроустановок».

Процедура отключения либо подключения толкателя тормоза ТКГ может выполняться исключительно в обесточенной сети. Подключенное устройство при этом обязательно должно быть закрыто крышкой коробки выводов (проведение испытаний или эксплуатация при открытой крышке запрещена). Максимально допустимое сопротивление между корпусом и заземляющим болтом может составлять 0,1 Ом.

Для тормозов ТКТГ толкатели выпускаются со степенью защиты типа IP54 (согласно ГОСТу 14254). Сопротивление изоляции, измеряемое между обмоткой электродвигателя и корпусом, составит 20 Мом (согласно ГОСТу 15150-69) при холодном состоянии и нормальных условиях эксплуатации.

Обмотка двигателя толкателя может испытываться на воздействие повышенного напряжения 1760 Вт (50 Гц). Этот показатель должен выдерживаться в течение 1 минуты без поверхностного перекрытия или пробоя. Аналогичные испытания могут быть проведены повторно только при снижении величины испытательного напряжения на 20 %.

Запрещены любые действия по обслуживанию, ремонту или регулировке колодочного тормоза ТКГ для крана в процессе его работы. К работе с ним допускаются лица старше 18 лет после прохождения ими специального обучения. Они должны обладать необходимыми знаниями техники безопасности, принципа работы, устройства, характерных неисправностей и их методов ремонта.

Тормоза колодочные типа ТКГ — транспортировка, комплектация и хранение

При транспортировке кранового тормоза ТКГ должен быть использован крытый транспорт, который допускает перевозки подобных грузов (автомобильный либо железнодорожный транспорт), при этом должны полностью соблюдаться технические условия в отношении погрузки и крепления грузов. Условия перевозки ТКТГ установлены согласно группе 9 ГОСТа 15150.

Крановые тормоза ТКГ могут быть транспортированы без использования индивидуальной упаковки в общих контейнерах. Тем не менее они должны быть хорошо защищены от разных механических повреждений, осадков, солнечной радиации. Хранят крановые тормоза ТКТГ, ТКГ по части воздействия на них каких либо климатических факторов — для исполнений «ХЛ» или «У» — группа хранения 2 (С), для исполнения Т — группа хранения 3 (ЖЗ) в четком соответствии с требованиями ГОСТа 15150 которые для них установлены.

Гарантированный срок службы тормозов ТКГ составляет один год с момента непосредственного ввода в эксплуатацию. Весь ресурс изделия до его капремонта составляет не больше 7х106 циклов (отключений-включений).

При необходимости утилизации колодочных тормозов ТКГ для кранов, необходимо проделать следующий порядок действий:

  • отключить его от любых источников питания;
  • гидротолкатель из механизма нужно демонтировать;
  • рабочую жидкость толкателя слить;
  • сам толкатель разобрать на составные части;
  • непосредственно от механической части нужно отсоединить колодки и пружину;
  • сдать на завод изготовитель либо на предприятие по переработке промышленных отходов.

В комплект поставки тормоза кранового ТКГ который укомплектован в полном соответствии со всеми установленными требованиями ТУ У29.2-33120036-003-2007 года входят:

  1. Тормоз колодочный ТКГ в сборе — 1шт.;
  2. Инструкция по эксплуатации и паспорт на тормоз — 1шт.;
  3. Инструкция по эксплуатации и паспорт на толкатель ТЭ — 1шт.;
  4. Набор ЗИП для толкателя серии ТЭ — 1шт.

Источник: https://rusvolt.su/tormoza-kolodochnye/tormoza-kranovye-tkg

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*