admin / 14.01.2019

Температура фильтруемости дизельного топлива

Значение в быту и промышленности

Показатель ПТФ (CFPP) топлива можно использовать для определения минимальной температуры, при которой топливо будет обеспечивать бесперебойный поток в определённых топливных системах. Для дизельного топлива, используемого в Европе на небольших автомобилях, результаты близки к температуре, при которой двигатель перестанет заводиться,— за исключением случая, когда в топливной системе используется, например, бумажный фильтр, установленный в месте, открытом воздействию погодных условий. Также, если температура закупоривания фильтра более чем на 12 °С ниже значения точки помутнения, определяемой методами по АСТМ Д 2500, АСТМ Д 5771, АСТМ Д 5772 или АСТМ Д 5773, двигатель также может не завестись. Установки для отопления жилых помещений в меньшей степени зависят от температуры и часто удовлетворительно работают при температурах несколько ниже определяемых результатами испытаний.

Значение ПТФ нормируется в ГОСТ 305-82. «Топливо дизельное. Технические условия». Норма установлена только для топлива марки Л («летнее дизельное топливо») — минус 5°С. Для двух других марок — З («зимнее») и А («арктическое») значение ПТФ не нормируется, потому что считается, что эксплуатационные свойства этих марок в достаточной степени гарантируются показателями температуры застывания (-35°С для умеренной климатической зоны и -45°С для холодной в случае марки З, и -55°С для марки А) и температуры помутнения (-25°С для умеренной климатической зоны и -35°С для холодной в случае марки З, для марки А значение температуры помутнения не нормируется).

Процедура измерения

Образец пробы охлаждают при заданных условиях с интервалами, равными 1°С, и втягивают в пипетку особой формы при контролируемом вакууме через стандартизованный фильтр из проволочной сетки. Процедуру повторяют после каждого снижения температуры образца на 1°С. Испытание продолжают до температуры, при которой выделяющееся из раствора количество кристаллов парафинов не позволяет топливу проходить через фильтр или замедляет его поток так, что время заполнения пипетки превышает 60 с или до момента, когда топливо прекращает стекать полностью в испытательный сосуд перед охлаждением еще на 1°С. Отмеченную температуру начала последней фильтрации регистрируют как ПТФ (CFPP).

Если температура помутнения пробы известна, можно начинать испытание после охлаждения образца до температуры не менее чем на 5°С выше температуры помутнения. Например, если предполагаемая ПТФ составляет минус 5°С (летнее дизельное топливо), то первое испытание можно провести при достижении температуры образца 0°С.

Образование кристаллов в некоторых образцах топлива протекает достаточно медленно, поэтому рекомендуется, для достижения единообразия в измерениях, всегда нагревать пробы до 45°С и выдерживать при этой температуре в течение 30 мин. В этом случае образовавшиеся кристаллы парафинов разрушаются и образец становится более гомогенным.

Процедура измерения предельной температуры фильтруемости описывается в следующих стандартах:

  • ГОСТ 22254-92
  • ГОСТ Р 54269-2010
  • ASTM D6371
  • EN 116
  • IP 309
  • JIS K2288

Черт.8. Оправка фильтрующей сетки

Оправка фильтрующей сетки

1 — корпус оправки; 2 — укрепляющее кольцо: 3 — фильтрационная сетка
Черт.8

латунного цилиндра с наружной резьбой, который можно ввернуть в отверстие корпуса (п.6.7.2) для дожатия оправки сетки (п.6.7.2) через прокладку (п.6.7.2). В нижней части должны находиться четыре канавки, обеспечивающие стекание пробы в фильтрационный аппарат.

6.8. Термометры с пределами измерения от минус 30 до плюс 50 °С — для определения предельной температуры фильтруемости до минус 30 °С, от минус 80 до плюс 20 °С — для определения предельной температуры фильтруемости ниже минус 30 °С,
термометр для охлаждающей бани с пределами измерения температур от минус 80 до плюс 20 °С.
Применяют термометры, соответствующие требованиям, приведенным в приложении.
Примечание. Для испытания пригодны термометры IP, IC и 2С или ASTM 5C и 6С.

6.9. Охлаждающая баня любого типа, имеющая форму и размеры, подходящие для помещения в ней кожуха (п.6.2) в стабильном вертикальном положении на необходимую глубину. Баня должна быть снабжена крышкой с отверстиями для укрепления поддерживающего кольца с кожухом и термометра (п.6.8).
Кожух может быть прочно прикреплен к крышке.
Температуру охлаждающей бани надо поддерживать на требуемом уровне при помощи холодильника или применяя соответствующую охлаждающую смесь (разд.6).
Для разных предельных температур фильтруемости надо поддерживать температуры охлаждающей бани, приведенные в таблице 1. Они достигаются или при помощи отдельных охлаждающих бань, или путем регулирования холодильника. Применение холодильника дает возможность быстро менять температуру бани.

Ожидаемая температура фильтруемости, °С

Требуемая температура охлаждающей бани, °С

До -20

-34±0,5

От -20 до -35

-34±0,5;

-51±1,0;

Ниже -35

-34±0,5;

-51±1,0;

-67±2

Если несколько анализируемых проб помещают в одну большую охлаждающую баню, то расстояние между ними должно быть не менее 50 мм.

6.10. Запорный кран стеклянный, трехходовой, наклонный, диаметром отверстия 3 мм.

6.11. Вакуумный насос или водяной насос мощностью, достаточной для обеспечения скорости течения от 3 до 4 дм/ч в регуляторе вакуума (п.6.12) во время испытания.

6.12. Регулятор вакуума (17) (черт.1) — стеклянная бутыль высотой 350-400 мм, вместимостью 5 дм, наполненная на 3/4 водой, закупоренная пробкой с тремя отверстиями для стеклянных трубок. Две трубки должны быть короткими и не должны погружаться в воду. Третья трубка внутренним диаметром около (6±1) мм должна быть достаточно длинной, чтобы один ее конец был погружен в воду на 200 мм, а другой выступал над пробкой.
Глубина погруженной части должна быть установлена таким образом, чтобы получить перепад давления на манометре, содержащем воду, точно на 200 мм водяного столба.
Установка представлена на черт.1.

6.13. Секундомер с погрешностью 1.2

6.14. Аппарат полуавтоматический для определения предельной температуры фильтруемости дизельных топив ПАФ по ТУ 38.44710263-90, а также другие аппараты, обеспечивающие требуемую точность испытания.

6.15. Измерительные сосуды необходимых размеров можно выбрать из сосудов, удовлетворяющих требованиям метода по ГОСТ 20287.

6.16. Сетка фильтровальная из нержавеющей стали или из медного сплава из проволоки диаметром от 0,028 до 0,032 мм и количеством ячеек от 17000 до 20500 на 1 см или N 0045 Н по ГОСТ 6613.

6.17. Смесь охлаждающая, состоящая из твердой углекислоты по ГОСТ 12162 или твердой углекислоты, полученной дросселированием жидкой углекислоты в плотный мешок и спирта этилового ректификованного по ГОСТ 18300 или спирта-сырца по ГОСТ 131, или спирта регенерированного.

6.18. Термометры типа ТИНЗ-1, ТИНЗ-3, ТН-8, ГОСТ 400-80.

6.19. Секундомер механический.

9. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

9.1. Изоляционное кольцо (п.6.3) помещают на дно кожуха (п.6.2).

9.2. Если прокладки (п.6.4) не изготовлены как одно целое с изоляционным кольцом (п.6.3), их помещают на расстоянии около 15 и 75 мм от дна измерительного сосуда (п.6.1).

9.3. Измерительный сосуд наполняют испытуемым топливом до метки, соответствующей 45 см.

9.4. Измерительный сосуд закрывают пробкой с находящимися в ней пипеткой с фильтром (п.6.7) и соответствующим термометром (п.6.8). При ожидаемой предельной температуре фильтруемости ниже минус 30 °С применяют термометр с низшими пределами температур. Во время испытания термометр нельзя менять.
Аппаратуру устанавливают таким образом, чтобы нижняя часть фильтра (п.6.7.2) находилась на дне измерительного сосуда; термометр устанавливают параллельно пипетке и таким образом, чтобы его нижний конец находился на (1,5±0,2) мм от дна измерительного сосуда. Шарик термометра не должен соприкасаться ни со стенкой измерительного сосуда, ни с фильтром.

9.5. Кожух помещают вертикально на глубине (85±2) мм в охлаждающей бане, в которой поддерживают температуру минус (34±0,5) °С.

9.6. Измерительный сосуд помещают в кожух в стабильном вертикальном положении.

9.7. При открытом запорном кране (п.6.10) соединяют пипетку с вакуумной установкой (пп.6.11, 6.12) при помощи гибких шлангов, присоединенных к крану (черт.1). Включают вакуум и устанавливают воздушный поток так, чтобы U-образный манометр показывал падение давления 200 мм водяного столба во время всего испытания.

9.8. Определение начинают сразу после помещения измерительного сосуда в кожух. Если температура помутнения пробы известна, допускается начинать определение в момент, когда проба охлаждена до температуры, которая выше температуры помутнения не менее чем на 5 °С. В первом этапе охлаждения всегда надо применять баню с температурой минус (34±0,5) °С.
Когда температура пробы достигнет соответствующей величины, устанавливают запорный кран (п.6.10), так, чтобы фильтр был соединен с вакуумом, вызывая всасывание пробы топлива через фильтрационную сетку в пипетку, одновременно включают секундомер. Когда топливо дойдет до метки на пипетке, останавливают секундомер и устанавливают кран в начальном положении, чтобы проба могла стечь в измерительный сосуд.
Если время для засоса топлива до метки превышает 60 с, то определение прекращают и повторяют со свежей массой для испытания, начиная с более высокой температуры.

9.9. Операцию (п.9.8) повторяют после каждого снижения температуры пробы на 1 °С до достижения температуры, при которой течение через фильтр прекращается, или пипетка не наполняется до метки в течение 60 с.
Записывают температуру начала последней фильтрации.

9.10. Если после охлаждения согласно п.9.9 и 9.11 или 9.12 проба заполняет пипетку до метки не дольше 60 с, но не стекает обратно в измерительный сосуд после установления крана (п.6.10) в первоначальном положении, то надо записать температуру начала фильтрации.

9.11. Если при температуре минус 20 °С не прекращается течение топлива через фильтр, дальнейшее охлаждение ведут в охлаждающей бане с температурой минус (51±1) °С или в соответственно переключенном холодильнике и повторяют операцию (п.9.8) после каждого снижения температуры на 1 °С.
Изменяя баню, быстро переносят измерительный сосуд в новый кожух, помещенный во второй охлаждающей бане, или регулируя холодильник.

9.12. Если при температуре минус 35 °С не прекращается течение топлива через фильтр, дальнейшее охлаждение ведут в третьей бане с температурой минус (67±2) °С или регулируя холодильник.
Переносят комплект, как указано в п.9.11.

Черт.9. Погрешность определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре

Погрешность определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре

Примечание. Ниже минус 35 °С погрешность не установлена.
Черт.9

Два результата определений, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (при доверительной вероятности 95%), если расхождение между ними не превышает 1 °С.

11.2. Воспроизводимость
Расхождение между двумя независимыми результатами, полученными разными операторами, работающими в разных лабораториях на идентичном исследуемом материале, при правильном выполнении испытания, превышает значения, представленные на черт.9, в одном случае из двадцати.
Примечание. Данные точности, представленные на черт.9, получены по программе, по которой применялись способы как автоматический, так и ручной.
Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (при доверительной вероятности 95%), если расхождение между ними не превышает 2 °С.

>ПРИЛОЖЕНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМОМЕТРАМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ФИЛЬТРУЕМОСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Зависимость фильтруемости от марки дизтоплива

Температура фильтруемости дизельного топлива напрямую зависит от выбранной марки и сезонности. Таким образом, можно осуществить следующее разделение для теплых районов:

  • A — +5C;
  • B – 0С;
  • C — -5С;
  • D — -10С;
  • E — -15С;
  • F — -20С.

К тому же существует дополнительно 5 классов для регионов с пониженными температурами:

  1. 0 — -20С;
  2. 1 — -26С;
  3. 2 — -32С;
  4. 3 — -38С;
  5. 4 — -44С.

Отдельное внимание уделяется арктическому дизтопливу, которое способно приводить автомобиль в движение даже при экстремально низких температурах.
Нередко под термин фильтруемость подпадают ситуации, когда насос не может прокачать через фильтр за минуту более 20 см3. Здесь автомобиль не сможет продолжать движение даже при желании.

Функции фильтра ДТ

Предельная фильтруемость дизельного топлива напрямую зависит от температуры, но при этом все горючее очищается за 3 шага:

  1. Бак. На данном этапе отделяется вода и тяжелые частицы, которые потом можно удалить самостоятельно.
  2. Грубая. Производится в фильтре, где благополучно оседают парафины и другие крупные частицы, оказывающие самое разрушительное воздействие на работу топливной системы.
  3. Тонкая. Так же производится в фильтре, но уже оседают более тонкие фракции, способные забить форсунки или насос. Без этого этапа автомобиль будет работать нормально, но потребуются частые ремонты.

Не стоит забывать про два фактора загрязнения – парафины и внешние факторы. Первые изначально содержатся в составе и при понижении температур начинают сгущаться. Вторые попадают в горючее на заводе, при транспортировке и даже во время заправки. Попутно при перепадах температур в баке образуется конденсат, который мешается с топливом, после чего его необходимо выделить.

Источник: https://BetoDisel.ru/filtruemost-dizelnogo-topliva

Дизельное топливо классифицируется по множеству параметров, определяющих качество и свойства топлива. Очень важным показателем является предельная температура фильтруемости для ДТ и аналогов ДТ. Она определяет свойства топлива при низких температурах и влияет на классификацию по сезонности: летнее, зимнее, арктическое.

Что характеризует предельная температура фильтруемости? Она определяет нижнюю температурную границу, при которой ДТ теряет способность просачиваться в отверстия фильтра, или 20 куб. см топлива фильтруются свыше 1 мин. Охлаждаясь до такой температуры, топливо становится настолько вязким, что закупоривает отверстия фильтра.

Сорта топлива

Дизтопливо по пределу фильтруемости делится на сорта согласно европейскому стандарту EN 590. Его российским аналогом является ГОСТ Р 52638, который устанавливает значения ПТФ для зон с умеренным климатом:

  • Сорт А – +5°С
  • Сорт B – 0°С
  • Сорт C – -5°С
  • Сорт D – -10°С
  • Сорт E – -15°С
  • Сорт F – -20°С

Для зон холодного климата летнее топливо не используется, поэтому определяются низкотемпературные свойства только для зимнего и арктического дизеля. Для зимнего предельные значения составляют -32°С и -38°С, для арктического – -44°С, -48°С и -52°С. Предельная температура фильтруемости дизельного топлива для холодных районов регламентируется ГОСТом Р 55475.

Как определяется температурный предел фильтруемости топлива

Предельная температура фильтруемости – обязательная характеристика при определении свойств топлива, она указывается в паспорте качества ДТ и аналогов ДТ. Испытания нефтепродуктов происходят в условиях вакуума, при этом топливная смесь планомерно охлаждается и пропускается через фильтр. Оценка проходимости топлива производится на каждом градусе охлаждения до того момента, когда топливо будет фильтроваться дольше 1 мин.

Интересно, что температура предела фильтрования больше температуры полного застывания, но меньше температуры помутнения. Снизить ПТФ можно путем депарафинизации топлива. Для этого используются специальные присадки, которые снижают величину парафиновых кристаллов, изменяя их структуру.

Для автоматизации процесса измерений и высокой точности результатов используется аппарат для определения предельной температуры фильтруемости. Такое устройство удобно в применении и не требует специальной подготовки к работе в любом месте. Оно автоматически определяет предельную температуру фильтруемости, одновременно охлаждая топливо и измеряя температуру. Как только проходимость через фильтр останавливается или критично замедляется, аппарат фиксирует ПТФ.

Как применить знания о ПТФ на практике

Основные проблемы с предельной температурой фильтруемости связаны с различной пропускной способностью фильтров. Стандартный сетчатый фильтр из проволоки, используемый при проведении лабораторных испытаний, имеет номинальный размер ячейки в 45 мкм. А автомобильные топливные фильтры для дизелей имеют размер ячейки 15-20 мкм, а иногда и 5 мкм.

То есть одно и то же топливо, охлаждаясь, скорее закупорит автомобильный фильтр, чем лабораторный, и величина температуры фильтруемости при прочих равных условиях будет зависеть от тонкости отсева фильтра.

Вывод: обращать внимание на значение ПТФ в паспорте качества и не позволять двигателю работать при температуре, опустившейся до этого значения. Например, не допускать, чтобы летняя солярка, у которой температура фильтруемости -5°С, использовалась при значении ниже 0°С.

Источник: https://oilselling.ru/2017/11/18/temperatura-filtruemosti/

Определение понятия «предельной фильтруемости»

Температурные показатели, охлаждаясь до которых дизетопливо теряет способность проходить через фильтрующий элемент, получили название – предельная температура фильтруемости дизтоплива. При этом потеря способности к протеканию через фильтрующий элемент определяется следующим критерием: время фильтрации 20 см3 превышает 1 минуту.

Исходя из такого определения, для нормальной эксплуатации дизельного двигателя необходимо подбирать топливо, предельная температура фильтруемости которого будет меньше, чем самая низкая ожидаемая температура воздуха, при которой планируется эксплуатация агрегата. Следует различать показатель фильтруемости с показателями помутнения и застывания, так как, даже теряя прозрачность, дизельное топливо может сохранять способность проходить через фильтрующие элементы и обеспечивать нормальную работу двигателей.

Показатели температур предельной фильтруемости для разных марок дизтоплива находятся в интервале ниже, чем значения температур помутнения, но выше, чем температурные показатели застывания.

Методика определения показателя

Определение данного показателя для дизтоплива и бытового печного топлива осуществляется для холодного фильтра в соответствии с нормативами, описанными ГОСТ 22254-92.

Метод расчета показателя фильтруемости, описанный в данном стандарте, входит в общий комплекс методик квалификационного оценивания марок дизельных топлив. Он дает возможность оценить низкотемпературные характеристики нефтепродукта в условиях, которые наиболее точно соответствуют условиям эксплуатации дизелей.

Суть методики состоит в плавном снижении температуры дизтоплива с шагом в 1°С и фиксации скорости его протекания сквозь сетку из проволоки при давлении 1961 ПА. Исследования проводят до наступления условий, при которых наблюдается кристаллизация парафинов, содержащихся в нефтепродукте, что приводит к замедлению процесса протекания до такой степени, что время наполнения объема 20 см3 превышает 1 минуту.

Принимая во внимание климатические особенности РФ, показатели температуры предельной фильтруемости дизтоплива разных марок для нормальной эксплуатации агрегатов в наших условиях могут меняться в пределах от +50С (летние сорта), до -250С (зимние сорта).

В таблице приведены показатели для всех сортов дизтоплива (указывается в паспорте качества топлива):

Сорт дизтоплива A B C D E F
Температура фильтруемости дизтоплива в °С +5° -5° -10° -15° -20°

Улучшение низкотемпературных характеристик дизтоплива, в том числе и температуры предельной фильтруемости, может осуществляться двумя вариантами:

  • удалением высокоплавких парафинов;
  • использованием депрессорных присадок.

рассчитать доставку дизельного топлива

Источник: https://www.mos-nt.ru/info/articles/dizel/?ELEMENT_ID=4374

Температура фильтруемости дизельного топлива различных сортов

На сегодняшний день действует европейская спецификация для дизелей EN 590, которой полностью соответствует госстандарт ГОСТ Р 52638, которым установлены предельные t°C фильтруемости для умеренной климатической зоны (фильтрации до):

  • А t +5°C
  • В t 0 °C
  • С t -5 °C
  • D t -10 °C
  • E t -15 °C
  • F t -20 °C

ГОСТ Р 55475 указывает на низкотемпературные характеристики зимнего и арктического дизеля для холодной климатической зоны. Зимние топлива имеют предельные значения t°C -32 и -38 градусов по Цельсию, а арктические дизеля — -44, -48 и -52 градуса по Цельсию.

Как определяется температуры

По стандарту ГОСТ предельная температура фильтруемости дизельного топлива является одной из обязательных характеристик при квалификационной оценке качества дизельного топлива. При испытании топливо постепенно охлаждается и просасывается через фильтр в условиях, максимально приближенных к реальным – т.е., в постоянном вакууме. t°C фиксируется через каждый градус вплоть до предельной, в т.ч. когда опытный образец будет проходить фильтр дольше шестидесяти секунд.

Стоит отметить, что предельный градус фильтрации, как правило, ниже помутнения, но выше полного застывания, при этом ее положение в этом интервале может находится как ближе к температуре помутнения, так и ближе к предельной температуре застывания нефтепродукта. Предельную t°C фильтруемости можно снизить примерно на 15 градусов с помощью депрессорных присадок, которые уменьшают размеры кристаллизующихся парафинов, не разрушая, а модифицируя их структуру.

Измерительные аппараты «ИТФ»

Компания «БМЦлаб» выпускает универсальные измерительные аппараты «ИТФ». Это аппараты для определения температуры застывания нефтепродуктов, которые позволяют проводить эмпирические исследования холодного поведения вещества, а также в автоматическом режиме определяет важные показатели топлива, в т.ч. особенности закупорки холодного фильтра. Измерения могут проводиться в диапазоне t°C от -70 до +20 градусов по Цельсию при переходе на заданную t°C в охлаждающей ванне не более, чем за 2,5 минуты. Процесс измерения полностью автоматизирован, что исключает человеческий фактор при проведении исследований. Результат тестирования можно сохранять в необходимый далее формат.

Хотите узнать больше о приборах, выполняющих определение предельной температуры фильтруемости, или хотите заказать прибор «ИТФ» для мобильной или стационарной лаборатории? Тогда звоните нам!

Источник: https://bmclab.su/articles/temperatura-filtruemosti-dizelnogo-topliva-ee-znachenie-i-metody-opredeleniya.html

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*