admin / 25.03.2020

Танк т 72 а

Танк Т-72

Техническое описание

Тех.описание-продолжение

Тех.описание-окончание

Т-72А

Т-72Б

Танк Т-90

Экспорт

Вооружение танка.
В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ — 2А26М) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, стабилизированные в двух плоскостях наведения. Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части с кожухом, муфты, казенника и механизма продувания. Механизм продувания канала ствола — эжекционного типа. Он состоит из шести сопел, ввинченных в отверстия ствола, и ресивера с деталями крепления. Затвор пушки — горизонтальный клиновой с полуавтоматикой скалочного типа. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и при выстреле перемешаются вместе со стволом, а штоки, прикрепленные к приливу люльки, остаются неподвижными. Нормальная длина отката — 270-320 мм, предельная — 340 мм.

1 — сопло; 2 — ресивер; 3 — обойма цапфы; 4 — уплотнение; 5 — упор; 6 — тяга; 7 — бронировка; 8 — подъемный механизм; 9 — чехол

Дальность стрельбы из пушки с помощью прицел-дальномера составляет: бронебойным подкалиберным и кумулятивным снарядами — 4000 м, осколочно-фугасным снарядом — 5000 м. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью ночного прицела — 800 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с помощью бокового уровня — 9400 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м составляет: бронебойным подкалиберным снарядом — 2100, кумулятивным — 960 м. Горизонтальный угол обстрела из пушки и спаренного пулемета равен 360°, угол возвышения при выключенном стабилизаторе + 13°47′, склонения -6°13′. Угол возвышения пушки ограничивается тремя бонками, приваренными к бронировке, а угол снижения — упором, приваренным к крыше башни. Боевая скорострельность при автоматическом заряжании — до 8 выстр./мин., при ручном — 1-2 выстр./мин.

Стрельба из пушки и спаренного пулемета осуществляется с помощью монокулярного стереоскопического прицел-дальномера с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости ТПД2-49. Прицел-дальномер позволял измерять дальность до цели в диапазоне от 1000 до 4000 м с точностью 3-5%. Для ведения стрельбы ночью используется электронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-49-23. В качестве источника инфракрасного света для него используется осветитель Л-2АГ «Луна-2» с ИК-фильтром. Для стрельбы с закрытых позиций используется боковой уровень и азимутальный указатель.

Установка ночного прицела ТПН-1-49-23

На командирской башенке смонтирована зенитная установка ЗУ-72, предназначенная для стрельбы по воздушным и наземным целям. Стрельба по воздушным целям ведется на дальностях до 1500 м, по наземным — до 2000 м. Основными элементами зенитной установки являются 12,7-мм пулемет НСВ-12,7 «Утес», люлька с противооткатным устройством, зенитный прицел К10-Т, рукоятки горизонтального и вертикального наведения, магазин, уравновешивающий механизм и т.д. На танке установлен пулемет с правым питанием. Подача патронов в приемник при стрельбе производится из металлической ленты, уложенной в магазин. Для стрельбы из пулемета НСВ-12,7 применяются бронебойно-зажигательные патроны Б-32 и бронебойно-зажигательные-трассирующие патроны БЗТ калибра 12/7 мм.

В танке укладывается 7,62-мм автомат АКМС, сигнальный пистолет и 10 ручных гранат Ф-1. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень». В комплексе с оптическим прицел-дальномером ТПД2-49 стабилизатор вооружения обеспечивает:

  • автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пулемета в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях при движении танка;
  • наведение стабилизированной пушки и спаренного с ней пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скорости наведения;
  • наведение нестабилизированной пушки в горизонтальной плоскости;
  • целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости;
  • аварийный поворот башни от механика-водителя.

Стабилизатор обеспечивает угловые скорости наведения пушки в вертикальной плоскости в автоматическом режиме: минимальная — не более 0,05 град./с, максимальная — не менее 3,5 град./с. Скорости горизонтального наведения пушки в автоматическом режиме составляют: минимальная — не более 0,07 град./с, максимальная — не менее 6 град./с, перебросочная — не менее 18 град./с. Скорость поворота башни при управлении от командира — не менее 18 град./с. Аварийный поворот башни от механика-водителя также возможен со скоростью не менее 18 град./с.

Зенитно-пулеметная установка

Боекомплект танка состоит из 39 выстрелов к пушке Д-81ТМ, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату АКМС, 12 патронов к сигнальному пистолету и 300 патронов к зенитному пулемету НСВ-12,7. Боекомплект к пушке состоит из выстрелов с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из них: 22 выстрела размещаются во вращающемся транспортере автомата заряжания в любом соотношении; 17 — в немеханизированных укладках в корпусе и башне. Выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом ЗБМ9 состоит из стреловидного снаряда с дополнительным метательным зарядом и гильзы с основным боевым зарядом. Гильза состоит из сгорающего корпуса, запрессованного (на клею) в стальной поддон массой 3,4 кг. Подкалиберный снаряд имеет трассер с временем горения 2-3 с. Начальная скорость подкалиберного снаряда — 1715 м/с, бронепробиваемость на дальности 2000 м — 140 мм при угле встречи 60° от нормали. Начальная скорость кумулятивного снаряда ЗБК-14 — 905 м/с. Бронепробиваемость — 200 мм. При стрельбе всеми типами снарядов применяется единый заряд 4Ж40 в гильзе со сгорающим корпусом. Стальной поддон после выстрела экстрактируется из каморы пушки.

Использующийся на танке Т-72 автомат заряжания (A3) — это электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки. A3 включает в себя следующие основные узлы: вращающийся транспортер; механизм подъема кассет; механизм удаления поддона; досылатель; электромашинный стопор пушки; запоминающее устройство; пульт управления; пульт загрузки; индикатор количества выстрелов и т.д. Вращающийся транспортер A3 служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на корпусе машины и состоит из каркаса, электромеханического привода, настила, механизма закрывания окна выдачи со створками, стопора, ручного привода, погонного устройства и кассеты. Каркас служит для размещения 22 кассет и представляет собой сварную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего колец с кронштейнами, связанных между собой трубками. Каркас крепится болтами к верхнему погону погонного устройства и опирается на пять опорных роликов, установленных на днище корпуса.

Схема размещения боекомплекта

Погонное устройство предназначено для обеспечения вращения вращающегося транспортера и является его основной опорой. Оно состоит из стакана с шариками, уложенными в беговые дорожки, верхнего погона с зубчатым венцом и нижнего погона. В стакане имеется одно отверстие, а в верхнем погоне — 22 отверстия для фиксации транспортера стопором. Нижний погон неподвижно закреплен на днище. Стакан поводковым устройством соединен с башней. В застопоренном положении настил и стакан сблокированы с каркасом транспортера и вращаются вместе с башней относительно нижнего погона, а в расстопоренном — каркас транспортера вращается относительно стакана на шариках.

Электромеханический привод служит для вращения транспортера, размещен на его настиле и крепится болтами к стакану погонного устройства. Привод представляет собой четырехступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами внешнего зацепления, с пружинной предохранительной муфтой и электродвигателем. Выходная шестерня редуктора находится в зацеплении с зубчатым венцом верхнего погона, другая шестерня, находящаяся на этом же валу, передает вращение на выходной вал запоминающего устройства, закрепленного на корпусе редуктора. Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб, подпружиненных защелок и валика открывания защелок. Трубы вместе с лотком, расположенным на казенной части пушки, являются направляющими при досылании снаряда и заряда. Заряд размещается в верхней трубе, снаряд — в нижней.

Расположение узлов автомата заряжания

Настил закрывает транспортер и служит полом боевого отделения. Он представляет собой сварную конструкцию, состоящую из кольца и штампованных листов, с окном для выдачи кассет. Стопор вращающегося транспортера предназначен для его стопорения относительно башни при повороте на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи при сцеплении ее с захватом механизма подъема кассет. Стопор обеспечивает стопорение каркаса транспортера после поворота его на любое число полных шагов. Он размещен в центре погонного устройства и крепится внутри стакана. Механизм закрывания окна выдачи предназначен для предохранения транспортера от попадания в него посторонних предметов. Механизм подъема кассет служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. Он крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни и состоит из кронштейна подъема кассет, захвата, двух цепей, редуктора, ручного привода, стопорного и контактного устройств. Механизм удаления поддона предназначен для улавливания экстрактированного поддона и удаления его из танка. Он состоит из улавливателя, привода к улавливателю, упора поддона, люка выброса и привода к люку выброса.

Досылатель предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни и состоит из редуктора с приводным реверсивным электродвигателем, цепи со створками и улитки. Цепь состоит из шарнирно закрепленных между собой внутренних и наружных звеньев, осей и роликов. Звенья цепи выполнены с односторонним поворотом на осях. Передние звенья замкового типа, поэтому при выходе из картера они образуют жесткий стержень, обеспечивающий досылку элементов выстрела в камору пушки. На первом звене цепи шарнирно закреплены на осях подпружиненные створки с навулканизированной на лицевой стороне рифленой резиной. В исходном положении цепь фиксируется в картере подпружиненным фиксатором. При обратном ходе она перематывается звездочкой и направляется в улитку.

Вращающийся транспортер

1 — рукоятка ручного привода к стопору; 2 — ролики; 3 — ручной привод вращающегося транспортера; 4 — распределительная коробка; 5 — запоминающее устройство; 6 — створки механизма закрывания окна выдачи; 7 — настил; 8 — каркас; 9 — электромеханический привод; 10 — стопор; 11 — трос ручного привода к стопору

Электромашинный стопор пушки предназначен для надежного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.

Запоминающее устройство обеспечивает:

  • информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортера;
  • электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);
  • отметку типа выстрела при загрузке;
  • отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке.

Пульт управления предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещен на лицевой панели прицела-дальномера. Индикатор количества выстрелов служит для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортер, а также количества пустых кассет в нем. Он закреплен на кронштейне слева в башне над механизмом поворота. В качестве индикатора количества выстрелов используется миллиамперметр со специальной шкалой. Пульт загрузки предназначен для управления автоматом заряжания в режиме загрузки-разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне. Цикл работы A3 в режиме автоматического заряжания при включенном стабилизаторе вооружения начинается с нажатия кнопки «A3 ВКЛ.» на пульте управления A3 при загруженных во вращающийся транспортер выстрелах. При этом транспортер начинает вращаться. При подходе кассеты с выбранным типом выстрела к окну выдачи вращающийся транспортер тормозится и останавливается. Одновременно с вращением транспортера пушка приводится к углу заряжания и стопорится электромашинным стопором. В процессе торможения транспортера при застопоренной пушке поднимается рамка. После остановки транспортера при поднятой (или движущейся вверх) рамке кассета с выстрелом поднимается на линию досылания снаряда и в этом положении стопорится. Затем, с помощью досылателя, снаряд досылается в камору пушки, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Затем кассета опускается и стопорится на линии досылания заряда. Одновременно, в конце досылки снаряда, открывается крышка люка выброса, выбрасывается поддон и крышка люка закрывается. После стопорения кассеты заряд досылается в камору пушки, клин затвора закрывается, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Пустая кассета и рамка возвращаются в нижнее положение, а пушка, расстопориваясь, возвращается в согласованное положение с линией прицеливания. Цикл заряжания окончен, пушка готова к производству выстрела.

В середине 1960-х годов прошла смена поколений танков. Второе послевоенное поколение сменило средние и тяжелые танки, которые разрабатывались на основе опыта использования бронетехники в годы Второй Мировой Войны.

Семейство танков Т-72 стало наиболее типичным для этого поколения.

Работы по его разработке начались в 1967г. в танковом конструкторском бюро Уральского машиностроительного завода. Ими руководил Л.Карцев. Однако Карцеву не суждено было увидеть этот танк в серийном производстве. Его дело продолжил В. Венедиктов, который сменил Карцева на должности главного конструктора.

Испытания опытного образца, которые прошли в Нижнем Тагиле, подтвердили высокую эффективность и надежность этого танка, и в 1973г. его под обозначением Т-72 приняли на вооружение Советской Армии.

Т-72 имеет типичную компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения.

Экипаж танка состоит из трех человек. Механик-водитель находится в передней части корпуса, что облегчает вождение. Боевое отделение располагается в средней части танка. В нем сидят два члена экипажа — командир (справа от пушки) и наводчик (слева от пушки). Внизу боевого отделения размещен автомат заряжания.

Использование автомата заряжания позволило отказаться от одного члена экипажа — заряжающего, благодаря чему удалось значительно снизить массу танка и его высоту. Небольшая высота косвенно повышает защищенность машины, так как уменьшает ее заметность и вероятность попадания в нее. Кроме того, автомат заряжания повысил темп стрельбы. Однако при этом уменьшился боекомплект.

В кормовой части Т-72 расположился двигатель с системой охлаждения, трансмиссии и бортовые передачи.

Исполнения

Танк Т-72 использовался в качестве базового для семейства боевых машин, таких как командирские танки Т-72К и Т-72АК, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, бронированный мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-72.

Танк Т-72А находился в серийном производстве с 1979 по 1985 годы. Основное его отличие от базовой модели состояло в установке прицела ТПДК-1 с лазерным дальномером, ночного прицела наводчика ТПН-3-49 с инфракрасной лампой Л-4, защитных антикуммулятивных экранов, системы постановки дымовой завесы 902Б, прибоора ночного видения механика-водителя ТВНЕ-4Б, усовершенствованного двигателя В-46-6. Пушка 2А26М2 быбла заменена на 2А46.

Т-72М и Т-72М1 были экспортными вариантами танка Т-72А. У них была усилена защита носа корпуса и применялось комбинированное бронирование башни. Танки этой серии поставлялись в страны Варшавского Договора, Индию, Иран, Сирию, Алжир, Кувейт, Ливию, Финляндию и Югославию.

Т-72Б производился, начиная с 1985г. Его экспортный вариант обозначался Т-72С. Основные отличия Т-72Б от Т-72А — установка стабилизатора 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального наведения и электромеханическим приводом башни, вместо двухплоскостного электрогидравлического стабилизатора 2Э28М, навесные элементы динамической брони и замена двигателя В-46-6 на В-84.

Уничтоженный в Сирии Т-72. Источник: https://t.co/2afNj3UaKu pic.twitter.com/py6lHzqBbr

— Ivan O’Gilvi (@o_gilvi) 22 октября 2018 г.

Эти танки были активно задействованы во многих операциях, где продемонстрировали повышенную стойкость к реактивным гранатам РПГ.

Конечно, полностью избегать потерь не удавалось, например, время от времени, машины подрывались на фугасах, в них попадали противотанковые управляемые ракеты с тандемными боевыми частями.

В Сети появились фотографии одного из таких уничтоженных «семьдесят вторых». На них можно увидеть, как устроена дополнительная защита танка изнутри. Видно, что за решетчатыми противокумулятивными экранами крепятся массивные толстостенные стальные короба, которые заполняются тротуарной плиткой.

Также к лобовой броне приварена коробка с вырезами под буксировочные крюки, она, как правило, заполняется камнями или гравием. Аналогичная конструкция защищает корму.

Кому-то такая модернизация покажется примитивной, но для страны, которая долгие годы участвует в кровопролитной гражданской войне, и это можно считать достижением. Тем более сирийцы разработали противоракетные оптоэлектронные комплексы Sarab нескольких вариантов, танковые тепловизоры и другие устройства, повышающие характеристики бронетехники.

Единственное, в чем их можно упрекнуть, так это в недостаточном внимании к противоминной защите. Скорее всего, этот танк получил фатальное повреждение в результате наезда на противоднищевую мину. Взрыв вызвал пожар, который, в конце концов, и привел к детонации боекомплекта.

Военные эксперты считают, что изучение боевого опыта применения танков, БМП, БТР и бронеавтомобилей в сирийском конфликте позволит отечественным конструкторам более эффективно совершенствовать российскую бронетехнику.

Об этом в Facebook сообщает Генштаб ВСУ.

«Сегодня, 4 марта, Киевский бронетанковый завод передал Вооруженным силам Украины последнюю партию из шести Т-72, ​​на которых были проведены доработки с целью улучшения их боевых и технических характеристик. Этим КБТЗ завершил поставку танков по государственному контракту с Министерством обороны Украины», — говорится в сообщении.

Киевский бронетанковый завод передал ВСУ шесть модернизированных танков / Фото: Евгений Котенко. Укринформ

Отмечается, что ремонт с улучшением характеристик техники был реализован Киевским бронетанковым заводом в тесном сотрудничестве с Центральным бронетанковым управлением Вооружение Командования Сил логистики ВСУ.

Представитель Командования Сил логистики ВСУ подполковник Олег Гринчак отметил, что выполнение госконтракта позволило провести очередной этап доукомплектования ВСУ и в ближайшее время эти танки пополнят боевой и численный состав ВСУ.

В свою очередь исполняющий обязанности директора ГП «КБТЗ» Владимир Синявский уточнил, что эти танки Т-72 являются результатом переосмысления опыта современной войны на Востоке Украины.

«Мы комплексно подошли к ремонту и существенно улучшили тактико-технические характеристики машин, чтобы они лучше могли выполнять боевые задачи украинских защитников», — добавил Синявский.

Отмечается, что улучшение характеристик дало возможность увеличить защищенность, мобильность, огневые возможности и управление машиной.

«Специалисты завода доработали оптику и стабилизационную систему пушки, улучшили общие ходовые характеристики. Одной из главных особенностей Т-72 является возможность ведения огня высокоточными управляемыми ракетами «Комбат» от Киевского государственного конструкторского бюро «Луч». Кроме того, обновленный танк Т-72 имеет современные элементы динамической защиты и приборы ночного видения с электронно-оптическими преобразователями третьего поколения», — добавили в Генштабе.

Государственный оборонный заказ в этом году достигнет рекордных 30 миллиардов — Абромавичус

Отмечается, что также в Т-72 установлен комплект с цифровой радиостанции и спутниковой навигационной аппаратуры, позволяющей поддерживать связь с пехотными подразделениями, что имеет огромное значение для взаимодействия на поле боя.

Уточняется, что в ближайшее время запланированы испытания танка Т-72АМТ, над модернизацией которого продолжает работать ГК «Укроборонпром».

Танк Т-72 привлекает внимание низким силуэтом, сравнительно небольшой массой, мощным вооружением и высокой надежностью при минимальных затратах в эксплуатации, что сразу и на долгие годы поставило его в один ряд с лучшими танками других стран мира. В модернизированном танке Т-72 сохранены все положительные черты базового танка и реализованы новые достижения в танкостроении, обеспечивающие по-прежнему его превосходство над аналогами.

Модернизированный танк Т-72 превосходит базовый вариант танка Т-72 по огневой мощи, защите и подвижности и выгодно отличается от своих предшественников установкой модернизированных, а также принципиально новых узлов.

Пушка 2А46М повышенной точности, стабилизированная в двух плоскостях и заряжаемая автоматически, увеличивает дальность эффективной стрельбы.

Современная система управления огнем (СУО) позволяет командиру и наводчику поражать цели с высокой вероятностью с места и с ходу, днем и ночью, в условиях плохой видимости.

Одновременная модернизация СУО и установка пушки 2А46М значительно повышает характеристики комплекса вооружения танка Т-72 по дальности обнаружения целей и точности стрельбы.

Высокоточный ракетный комплекс с управлением ракетой по лучу лазера обеспечивает поражение всех видов наземных, низколетящих воздушных целей на дальности до 5000 м.

Броневая защита в комплексе с высокими маскировочными свойствами танка, со встроенной динамической защитой, автоматизированной системой постановки дымовых завес позволяет танку выполнять боевые задачи при сильном огневом воздействии противника. Система коллективной защиты обеспечивает эффективное использование танка в условиях применения противником средств ОМП.

Установка двигателя мощностью 1000 л.с., увеличенные динамические хода опорных катков, гидроамортизаторы увеличенной энергоемкости, торсионные валы с повышенным уровнем рабочих напряжений повышают среднюю скорость движения танка.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*