admin / 30.04.2020

Танк 72б

ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
MAIN BATTLE TANK T-72. FOREIGN MODIFICATION

09.02.2017

Сирийские военные продолжают принимать меры по улучшению характеристик состоящих на вооружении основных боевых танков. Так, в Сети появилось фото Т-72М1, который был подвергнут так называемой «полевой модернизации».
Первое, что бросается в глаза, это установка комплекса оптико-электронного подавления «Мираж 2», который позволит нейтрализовывать противотанковые управляемые ракеты, в том числе американские ТОW.
Судя по всему, на этом танке устаревший инфракрасный прицел ТПН-3-49 с очень ограниченными характеристиками заменен тепловизионным «Viper-72», способным обнаруживать цели на дальности до 4 км.
Также сирийцы попробовали усилить стойкость танка к кумулятивным боеприпасам при помощи динамической защиты «Контакт». Правда, в тот день, когда они устанавливали блоки этой «реактивной брони», вдохновение их не посетило — осталось много незащищенных участков брони.

ВОЙНА В СИРИИ
06.03.2017

Арабоязычный телеканала AlAlam сообщил со ссылкой на новостной сайт Al-Hadath, что накануне сирийские вооружённые силы проводили испытания обновлённой модификации танка Т-72. Даже после прямого попадания противотанковой ракеты боевая машина не получила видимых повреждений и смогла продолжить вести огонь по учебным мишеням.
Военные эксперты отмечают, что по результатам теста были выявлены всего лишь незначительные повреждения на броне танка Т-72. Таким образом прошедшие испытания были признаны успешными на все 100%.
Напомним, что бронетанковые подразделения Сирийской Арабской Армии (САА) были вынуждены использовать в Алеппо поставленные Российской Федерацией танки Т-90А. Причиной этому послужили современные противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), которые попали в руки радикальных исламистов на севере Сирии. Против подобного вооружения основные боевые танки САА оказались бессильны.
За последние 4 года в руки представителей различных экстремистских группировок попало более 9 000 противотанковых ракетных комплексов BGM-71E3B TOW и гранатомётов M-79 «Оса». Их способность легко уничтожать танки Т-55 и Т-72, которые до сих пор стоят на вооружении в Сирии, стали основной причиной проблем сирийских вооружённых сил в Алеппо. А вот Т-90А благодаря возможности противостоять даже ПТУР уровня TOW стал по-настоящему идеальным танком для сирийского театра военных действий.
Теперь же, после процесса оптимизации, сирийская армия войска снова сможет использовать танки Т-72. Согласно предварительным данным, сирийские Т-72 были оборудованы системой динамической защиты по аналогии с украинскими танками, а также получили элементы активной брони. В ближайшее время большая часть сирийских танков пройдёт модернизацию, после чего бронетехника оперативно вернётся к линии соприкосновения с террористическими силами.

ВОЙНА В СИРИИ
20.04.2017

Американская компания Kratos Defense & Security Solutions, Inc., ведущий поставщик решений для национальной безопасности США, объявила о том, что ее подразделение Micro Systems, Inc., являющееся частью Kratos Unmanned Systems Division (KUSD) доработало танк Т-72, обеспечив его работу без экипажа.
В ответ на запрос армии США относительно подобного танка, Kratos/Micro Systems переоборудовала Т-72, обеспечив его дистанционное управление с помощью системы AGATCS (Army Ground Aerial Target Control System — Армейская наземная система управления воздушными целями). AGATCS — это система дистанционного управления с каналом передачи данных, которая ранее была сопряжена с разнообразными воздушными, сухопутными и морскими транспортными средствами армии США.
Переоборудование Т-72 представляет собой собой сложную задачу, которая не встречается при работе с обычными машинами. Система рулевого управления с двумя рычагами требует больших усилий и перемещений. Условия эксплуатации жесткие, с высокими уровнями вибрации, температуры и пыли. Работая вместе как единая команда, сотрудники Kratos/Micro Systems и Штаб управления целями армии США изучали и решали эти проблемы. Установка дистанционного управление была облегчена благодаря способности AGATCS управлять широкой гаммой различных транспортных средств с сильно отличающимися требованиями с их стороны.
Army Guide

19.01.2018

В 2006 году МО Алжира объявило и провело заочный тендер по модернизации танков типа Т 72 с участием ведущих разработчиков танковых СУО — Украины, ЮАР и др.
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и АО «УКБТМ» под эгидой АО «Рособоронэкспорт» было принято решение по участию в данном тендере. В том же 2006 году в минимальные сроки по разработанной УКБТМ документации и с использованием модернизационного комплекта были проведены доработка и испытания изделия на территории заказчика. От ФГУП «УКБТМ» в проведении модернизации танка и его испытаниях приняли участие заместитель главного конструктора А.Л.Терликов (руководитель бригады, ныне главный конструктор УКБТМ), А.Ю.Тушин, A.M.Зайцев и В.П.Дюков. Российский проект произвел положительное впечатление на заказчиков, в результате чего в мае 2008 года был заключен контракт по модернизации танков Т 72 на территории Алжира. Следует отметить большую роль в подготовке этого контракта начальника отдела экспортно-импортных отношений А.В.Тарантина и главного специалиста УКБТМ В.Т.Юринова, а также руководителей бригады российских специалистов А.А.Ананьева, В.А.Павлова и В.А.Георгинова, внесших большой вклад в организацию выполнения как самого контракта, так и в создание благоприятного психологического климата среди специалистов.
Танк «Изделие 172М2А», модернизированный в интересах вооруженных сил Алжира от базового изделия Т 72М1 отличался наличием СУО, включающей в том числе многоканальный прицел наводчика «Сосна», дистанционно управляемой пулеметной установки, системы постановки завес. На модернизированные машины установлена и новая пушка 2А46М5. Были предложения и по усилению защиты путем установки ДЗ «Реликт», однако алжирская сторона решила сэкономить и произвести апгрейд за счет улучшения огневых возможностей, оставив решение по защите «на потом». Таким образом было модернизировано 159 линейных танков и еще 21 командирский. Всего — 180 штук.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
19.03.2018

Сирийские правительственные войска в ходе боев с террористами в Дамаске потеряли один из редких танков Т-72, которые были модернизированы при участии итальянских специалистов в конце 1990-х годов. Внимание на фото подбитой машины, опубликованное в Twitter, обратил «Вестник Мордовии».
Как отмечается в описании фото, танк был уничтожен боевиками террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Ранее подобные машины были замечены в боях в сирийской провинции Алеппо в 2013 и 2014 годах.
По данным издания, от предыдущих модификаций «итальянская» отличается, в частности, современными прицелами наводчиков, которые имеют стабилизацию в двух плоскостях, оборудованы лазерным дальномером и тепловизором второго поколения, а также сопряжены с цифровым баллистическим вычислителем. Этот прицел позволяет танкам обнаруживать цели на расстоянии 5 тысяч метров днем и 4 тысячи метров в темное время суток.
Всего итальянские специалисты модернизировали 122 машины. Все эти Т-72 поступили на вооружение 105-й элитной президентской танковой бригады. При этом, как отмечает «Вестник Мордовии», за годы гражданской войны в Сирии, большая часть подобных танков была уничтожена, и в настоящее время они являются большой редкостью.
Лента.ру

ВОЙНА В СИРИИ
06.04.2018

В ходе боевых действий в Восточной Гуте под Дамаском хорошо зарекомендовали себя Т-72М1 с так называемой «уголковой защитой». Этот вариант модернизации был разработан и претворен в жизнь военнослужащими элитной 105-ой бригады Республиканской гвардии Сирии.
В Сети появились эффектные фотографии применения модернизированных «семьдесятдвоек» во время недавнего наступления.
Несмотря на то, что эти боевые машины ранее активно участвовали в войсковых операциях, у некоторых зарубежных военных экспертов были сомнения, что такая дополнительная броня может эффективно противодействовать противотанковым боеприпасам. К тому же высказывались предположения, что после интенсивного маневрирования в плотной застройке «обвес из уголков» вряд ли сможет сохраниться в рабочем состоянии.
Но, как оказалось, эти гвардейские Т-72М1 успешно выжили в тяжелых боях — сообщений об их потерях не поступало. Не было проблем и с защитой. Благодаря наличию мощного тарана танки с «уголковой броней» вполне успешно разрушали достаточно мощные ограждения. Судя по фотоматериалам, уже в ходе наступательной операции танкисты бригады получили пополнение в виде новых танков, недавно прошедших модернизацию.
105-ая бригада Республиканской гвардии также успешно задействовала в ходе недавней операции доработанные зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 «Шилка», которые получили возможность применять неуправляемые реактивные снаряды. Наступление танков поддерживали и модернизированные БМП-1.
Российская газета

ВОЙНА В СИРИИ
31.07.2018

Как сообщает веб-ресурс «Вестник Мордовии», в сирийскую армию продолжают поступать ночные тепловизионные прицелы Viper («Гадюка»). Их устанавливают на танки Т-72М1, Т-72АВ, Т-55А и Т-55МВ. Эти изделия изготовлены дамасским научно-исследовательским центром из импортных комплектующих. Два года эксплуатации в войсках подтвердили высокие характеристики приборов.
Так, если на старых инфракрасных прицелах дальность видения ночью в так называемом пассивном режиме составляла едва больше километра, то тепловизор «видит» на все четыре.
К тому же он не боится засветок и различных помех, характерных для поля боя. С его помощью можно даже обнаружить спрятавшихся снайперов и гранатометчиков, не говоря уже о боевой технике.
Долгое время в сирийской армии тепловизоры были только на танках, которые в начале нулевых прошли модернизацию с помощью итальянских специалистов. Имеется такая высокотехнологичная техника и на поставленных Россией Т-90А и Т-72Б3, к которым можно добавить и несколько десятков доработанных «семьдесят вторых» и «пятьдесят пятых». Вся эта техника принимает активное участие в уничтожении международных террористов.

ВОЙНА В СИРИИ
29.09.2018

Минобороны Индии одобрило закупку двигателей мощностью 1000 л.с. для ОБТ Т-72 Сухопутных войск страны с целью улучшения их мобильности, маневренности и набора скорости, а также повышения универсальности применения и эффективности в бою.
На прошедшем 25 сентября под председательством министра обороны Нирмалы Ситхараман заседании Совета по оборонным закупкам была одобрена закупка 1000 двигателей в категории «Покупай и делай» Процедуры оборонных закупок-2016 (DPP-2016).
Согласно информации министерства, большая часть двигателей должна быть произведена государственным управлением оружейных заводов OFB (Ordnance Factory Board) после передачи технологий. Это означает, что ограниченное количество силовых установок будет приобретено в готовом виде.
Хотя в сообщении не указан тип двигателя, источники Jane’s Defence Weekly в СВ Индии сообщили, что они будут поставлены из России и заменят дизельные двигатели с воздушным охлаждением V12 мощностью 780 л.с., которыми в настоящее время оснащены 1700 ОБТ T-72 «Аджейя» Mk.1 и Mk.2, поставляемые с 1979 года. Большинство Т-72 были собраны по лицензии на государственном заводе тяжелого машиностроения (HVF) в Авади.
На вооружении СВ Индии также имеется более 1000 ОБТ T-90С, поставляемых с 2001 года, и 124 ОБТ «Арджун» Mk.1 национальной разработки. В конце 2016 года МО Индии одобрило импорт 464 усовершенствованных T-90МС в виде машинокомплектов общей стоимостью 134,80 млрд. рупий (1,855 млрд. долл.).
ЦАМТО

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
15.12.2018
Минобороны Болгарии выделит 13,6 млн. левов (8 млн. долл.) на проведение капремонта основных боевых танков Т-72М1. Как планируется, работы по модернизации бронетехники начнутся в 2019 году.
По данным Jane’s Defence Weekly, контракты на капитальный ремонт 13 ОБТ Т-72 стоимостью до 10,7 млн. левов (без НДС), а также модернизацию используемых на Т-72 60 прицелов-дальномеров ТПД-K1 стоимостью до 2,9 млн. левов (без НДС) должны быть подписаны до конца года.
Планируется, что контракты будут заключены с государственной холдинговой компанией «Терем-Холдинг ЕАД», которая 28 ноября была выбрана в качестве предпочтительного подрядчика. Ее дочерняя компания, «Терем-Хан Крум ЕООД» (Тырговиште), будет выполнять работы по модернизации танков и прицелов. В открытом тендере «Терем-Холдинг ЕАД», как и ожидалось, опередила белорусскую компанию «Белспецвнештехника», претендовавшую на ремонт прицелов-дальномеров.
В составе Сухопутных войск Болгарии имеется один танковый батальон, размещенный в Сливене, однако из-за отсутствия запасных частей, расходных материалов и средств на техническое обслуживание, количество исправных Т-72М1 невелико. Капитальный ремонт 13 танков, который пройдет в течение 2019-2021 гг., позволит укомплектовать одну танковую роту.
Практическая подготовка к реализации проекта по проведению капитального ремонта танков началась после заявления министра обороны Красимира Каракачанова о планах повысить боевую готовность состоящей на вооружении бронетехники.
В конце ноября К.Каракачанов сообщил, что в 2019 году планируется начать программу модернизации ОБТ Т-72, направленную на улучшение защищенности танка и модернизацию прицельного комплекса. Параллельно с модернизацией Т-72 Министерство обороны намерено модернизировать боевые машины пехоты БМП-1.
СВ Болгарии планируют продолжить эксплуатацию ОБТ, но закупка танков нового поколения не планируется. По этой причине танки Т-72М1, поставленные в 1980-х гг., будут эксплуатироваться еще длительное время.
ЦАМТО

ТАНКИ Т-72 В МИРЕ
ОБЪЁМЫ ПРОИЗВОДСТВА Т-72
Установочная партия Т-72 (30 машин) была выпущена в 1973 г., а с 1974 г. началось его серийное производство. Основным производителем Т-72 являлся УВЗ, в дальнейшем к производству подключился и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ; постановление ЦК КПСС и СМ СtdССР № 959-334 от 15.12.74 и приказ №26 МОП от 17.01.75). В 1974 г. на УВЗ было выпущено 220 Т-72, в дальнейшем темпы производства росли, рекордным стал 1987 г. Сколько было произведено в этом году не указано, сказано только что меньше, чем по западным оценкам (2,500 Т-72 в год). Что касается ЧТЗ, то с 1978 по 1990 г. заводом было построено 1,874 танков Т-72 (по данным Exeter со ссылкой на журнал ЧТЗ). Первые экспортные поставки были осуществлены в 1978 г. в Югославию, Чехословакию, Индию и Алжир и только за 4 года (1978-1981) за рубеж было поставлено около 500 танков Т-72.
Различные источники приводят разные цифры серийного производства Т-72, обычно в пределах 20-30 тысяч штук:
• около 20,000 (данные «Джейнз»);
• около 20,000 только в СССР, в т.ч. 5,000 Т-72Б (сайт meshwar.vistcom.ru);
• более 25,000 («Википедия»);
• около 30,000, включая производство в других странах (сайт military-today.com);
• порядка 30,000 по оценке ГАБТУ (книга «Танк Т-72», стр. 103).
Встречаются и совсем фантастические цифры, например «около 50,000» (сайт army-technology.com).
Производство Т-72 за пределами СССР (как будет подробно рассмотрено ниже) составило почти 6,000 единиц (или чуть более 5,000, если не считать M-84, М-95, РТ-91 и TR-125):
• Индия – 1,108 Т-72М1;
• Иран – 300 Т-72С;
• Польша – 1,610 Т-72, Т-72М и Т-72М1, а также 98 РТ-91 и 48 РТ-91М;
• Румыния – 3 прототипа TR-125;
• Хорватия – 38 M-84A4 Sniper и 2 прототипа М-95;
• Чехословакия и Словакия – 2,000 Т-72, Т-72М и Т-72М1;
• Югославия – 502 М-84 и М-84А, а также 200 М-84А (М-84АВ, М-84АВК и M-84ABN) для Кувейта.
Таким образом, наиболее вероятные цифры производства Т-72 составляют 20-25 тысяч в СССР/России и до 25-30 тысяч, включая производство в других странах.

РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТАНКА Т-72

Изменения политической обстановки в мировом сообществе, снижение напряженности в Мире, происшедшие за последние годы, наложили в большинстве стран свой отпечаток на программы развития и финансирования вооруженных сил, как правило, в сторону их сокращения. В этих условиях большую актуальность приобретает вопрос модернизации имеющихся вооружений, так как приобретение новейших образцов военной техники связано с крупными затратами из-за высокой их стоимости на мировом рынке. Все это в полной мере относится и к бронетанковой технике, поэтому в настоящее время вопрос модернизации существующего танкового парка приобрел приоритетное значение.
Не считая стран СНГ, танки Т-72 различных модификаций состоят на вооружении армий Алжира, Болгарии, Венгрии, Индии, Ирака, Ирана, Ливии, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Финляндии, Чехии и Югославии (сноска) и составляют основу танковых парков большинства из этих стран. Их общее количество, включая танки российского и лицензионного изготовления, приближается к шести тысячам единиц. Кроме того, танки. принадлежавшие армии ГДР и распродаваемые ФРГ, а также танки, оставшиеся у бывших республик СССР, подчеркивают остроту проблемы обновления большого количества достаточно современных боевых машин. Поэтому, естественно, проведение модернизации и одновременно восстановление ресурсов танков является объектом конкурентной борьбы между танкопроизводящими странами.
В свое время лицензионное производство танков Т-72 было организовано в Польше, Чехословакии, Югославии и Индии, которая продолжает изготавливать танки Т-72М1 под названием AJEVA до настоящего времени. Польша и Чехословакия изготавливали танки для собственных армий и армий союзников по Варшавскому Договору и не имели права внедрять в конструкцию танков существенных изменений, чтобы не допустить разунификации в рамках танкового парка союзных стран.
Югославия при приобретении лицензии получила более широкие права и после освоения в производстве танка Т-72 развернула собственные работы по его совершенствованию, используя при этом достижения западноевропейских фирм. Основными направлениями этих работ были определены: совершенствование системы управления огнем (СУО) в дневных и ночных условиях с целью повышения точности стрельбы из пушки за счет более полного учета влияния внешних факторов на отклонения условий стрельбы от нормальных (ветер, температура и давление воздуха, крен танка) и улучшения поисковых возможностей экипажа; увеличение мощности моторно-силовой установки и расширение диапазона рабочих частот средств связи. В 1984 году модернизированный танк, получивший наименование М-84, был запущен в производство с двумя вариантами силовой установки, причем второй вариант (М-84А) с двигателем мощностью 1000 л.с. изготавливался, в основном, на экспорт. Всего до начала гражданской войны было изготовлено около 500 танков для югославской армии и 200 штук для Кувейта.
Работы по модернизации танков Т-72 в других странах находятся на более ранних стадиях. Варианты модернизации танков в странах бывших участниках Варшавского Договора во многом базируются на российских технических решениях, с которыми они были ознакомлены в 1989 году при показе танка Т-72С в Праге, а по части систем, особенно СУО, они используют, как правило, разработки западных фирм.
В 1993 году польская фирма Bumar-Labedy выступила с предложениями по модернизации танка Т-72М1, причем первый наиболее упрощенный вариант Т-72М1Z имел массу 44,5 тонны, второй, более кардинальный РТ-91 Twardy — 46 тонн.
В танке РТ-91 штатная СУО дополняется ночным тепловизионным прицелом наводчика, у командира устанавливаются пассивные приборы наблюдения, вводится новая система сигнализации о лазерном облучении танка. Живучесть танка на поле боя повышается путем применения динамической защиты и реализации мероприятий по усилению противоминной стойкости, включающих подвеску сидения механика-водителя к подбашенному листу и переделку днища и аварийного люка, исключающих срыв люка внутрь танка при подрыве, а также внедрения новой системы противопожарного оборудования (ППО) повышенного быстродействия с использованием оптическ
их датчиков и газа «Галлон». Для сохранения маневренных качеств, в связи с увеличением массы, форсируется двигатель; расширяется номенклатура контрольно-диагностической аппаратуры у водителя. Гусеница танка оснащена асфальтоходными башмаками. Внешний вид танка представлен на рис.
На международных выставках вооружения и военной техники «Деффендори-94», «ИДЕЕ-94» и «ИДЕХ-95» был представлен танк Т-72М2 «Модерна», изготовленный словацким предприятием ZTS с участием фирм SABCA (Бельгия) и Sfim (Франция) как для собственной армии, так и на экспорт.
Внешний облик этого танка (рис. ) отличается от Т-72 размещением на бортах башни двух автоматических пушек КАА200 калибром 20 мм и конструктивным исполнением динамической защиты.
Модернизации подверглась СУО, в которой оставлен штатный дневной прицел наводчика ТПДК-1 с лазерным дальномером, а его ночной прицел заменен на тепловизионный; у командира установлен панарамический прицел VS580; стабилизатор оставлен штатный, в котором только коробка управления изготовлена на более современной элементной базе; введен компьютер управления вооружением танка. В СУО использован тепловизор, разработанный для модернизации танков «Леопард-1» бельгийской армии. Он установлен на место ночного прицела наводчика ТПН-1, при этом сохранена перископическая головка и органы управления ТПН-1.
Панарамический прицел командира позволяет ему полностью брать в свои руки управление стрельбой, а также используется для управления огнем из автоматических пушек. По желанию заказчика в прицел могут встраиваться: лазерный дальномер, усилитель ночного канала или тепловизор. Ранее эти технические решения отрабатывались на опытном танке Т-72 ANTARES.
На корпусе и башне установлены элементы динамической защиты общей массой 1500 кг.
Двигатель форсирован до 850 л.с., что позволило компенсировать увеличение массы. На танке установлены: система сигнализации о лазерном облучении, кондиционер, сидение механика-водителя подвешено к подбашенному листу и усилено днище в отделении управления. Гусеницы оборудованы асфальтоходными башмаками.
В 1995 году на выставке «ИДЕХ-95» Украиной был продемонстрирован танк Т-72 «Банан», в котором модернизировалось только моторно-трансмиссионное отделение путем установки двухтактного дизельного двигателя 6ТД мощностью 1000 л.с. и обслуживающих его систем.
Через два года на выставке «ИДЕХ-97» был уже представлен следующий украинский вариант модернизации — Т-72АГ, в котором кроме моторного отделения изменениям подвергнута СУО — практически полностью установлена СУО танка Т-84 (Т-80УД): дневной прицел наводчика ТПДК-1 заменен прицелом 1Г46, ночной прицел наводчика — тепловизионным; смотровой прибор командира ТКН-3 — комбинированным стабилизированным дневно-ночным прицелом, обеспечивающим командиру возможность дублирования стрельбы из пушки. На танк установлена динамическая защита, внедрен целый ряд мероприятий, отработанных в свое время для совершенствования российских танков, включая систему сигнализации о лазерном облучении и противодействия (ТШУ-1). Моторно-силовая установка подвергнута дальнейшей форсировке за счет применения двигателя 6ТД2 мощностью 1200 л.с.
Упомянутые мероприятия планируется реализовать на имеющихся и предназначаемых к продаже более 1300 танков Т-72, а также использовать для расширения экспортных отношений (в частности, в совместных работах с Чехией). Основные отличия модернизированных танков приведены в таблице.
Кроме представленных вариантов модернизации еще целый ряд фирм проводят работы, предлагая более узкие программы, основанные, как правило, на внедрении в конструкцию танка Т-72 отдельных узлов и систем серийных зарубежных танков.
В 1995 году на выставке «ИДЕТ-95» Чехией был продемонстрирован танк Т-72 с динамической защитой, изготовленный военным ремонтным заводом № 025 в г.Новый Ичин. Внешний вид танка представлен на рис.
В настоящее время этот завод, совместно с израильской фирмой «Нимда», изготовили и проводят испытания танка Т-72М4СZ, в котором установлен новый силовой блок, разработанный израильской фирмой. Этот блок состоит из дизельного двигателя CV-12 Condor мощностью 1000 л.с. английской фирмы «Перкинс энджинз» и автоматической трансмиссии XTG-411-6 американской фирмы «Эллисон», системы охлаждения с терморегулятором. Бортовые передачи танка Т-72 сохранены. В дальнейшем на этот танк предусматривается установка СУО на компьютерной базе итальянской разработки.
Параллельно, другая чешская фирма PSP BOHMIA предложила программу работ по модернизации Т-72 (Т-72МР), включающую установку на танк: комбинированного дневного-ночного (с тепловизионным каналом) стабилизированного в двух плоскостях прицела наводчика SAVAN 15МР; панарамического прицела командира VS/MVS 580; системы оповещения о лазерном облучении и противодействия ТШУ-1; динамической защиты и моторно-трансмиссионной установки с украинским двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с.
Фирма Denel (ЮАР) приобрела танк Т-72 и смонтировала на нем СУО собственной разработки, состоящую из: тепловизионного прицел-дальномера наводчика GS-72Т с вынесенным монитором для командира; прицела командира GS-65N, установленного на месте ТКН-3 в неподвижной командирской башенке новой конструкции; цифрового вычислителя с комплектом датчиков, учитывающих отклонения условий стрельбы от нормальных. Модернизированный танк получил наименование «Тигр». Следует отметить, что СУО фирмы Denel по своим характеристикам и конструктивному исполнению очень близка к СУО, разработанным европейскими фирмами. Предлагая свои услуги по модернизации танков Т-72 фирма по желанию заказчика может дооборудовать танк: системой встроенной выверки прицела с пушкой; ночным каналом NE-72 на электронно-оптических преобразователях вместо дорогостоящего тепловизионного; навигационной аппаратурой LNS, обеспечивающей определение местоположения танка; электрическими приводами наведения пушки взамен штатных гидравлических.
Компании ФРГ GLS и Krauss Maffei в 1994 году предложили проект варианта модернизации танка Т-72, включающей установку: модульной СУО с лазерным дальномером и тепловизором; усовершенствованного перископического прибора у командира; динамической защиты на корпусе и башне; быстродействующей системы ППО; новых средств связи; кондиционера; дизельного двигателя МТУ 12V183 ТЕ22 мощностью 900 л.с.; автоматической трансмиссии LSG-3000; системы предотвращения взрыва топливных баков; усиленных гидравлических амортизаторов подвески и обрезиненной гусеницы. Эти предложения базируются на серийных узлах и системах танков «Леопард-1» и «Леопард-2», их реализация влечет за собой рост массы танка до 48,5 тонн и значительный объем переделок корпуса и башни.
Итальянская фирма MARCONI INDVSTRIAL SERVIS в кооперации с бельгийской фирмой SABSA и итальянской CRM с 1994 года предлагает свои услуги по установке в танк Т-72 модульной СУО с лазерным дальномером и тепловизором, а также дизельного двигателя 12V60 мощностью 1000 л.с. итальянского производства.
Приведенные в статье материалы наглядно иллюстрируют, что на международном рынке развернулась жесткая конкурентная борьба за проведение модернизации танкового парка Т-72.

ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДИФИКАЦИИ. НОВОСТИ 2008-2016

ЭКСПОРТ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ ИЗ УКРАИНЫ В ЭФИОПИЮ
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72Б «ВИТЯЗЬ» (БЕЛАРУСЬ)
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО ТАНКА Т-72 В ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО ТАНКА Т-72 В ЮГОСЛАВИИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО ТАНКА Т-72 В ПОЛЬШЕ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО ТАНКА Т-72 НА УКРАИНЕ
ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Т-72 В ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72Б «БЕЛЫЙ ОРЁЛ»
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72А (ОБЪЕКТ 176)
ЭКСПОРТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-72
РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТАНКА Т-72
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72 «УРАЛ» (объект 172М)

После Второй Мировой войны на вооружении многих стран осталось значительное количество бронетехники. Помимо последних военных разработок в нее входили и довоенные машины, включая трофейные. Такая дифференциация затрудняла обслуживание, что требовало постепенной замены и унификации всех танков.

Послевоенные разработки учитывали боевой опыт масштабного ведения войны. В расчет бралась простота эксплуатации и технического обслуживания. Важным фактором стал ресурс модернизации, позволяющий по необходимости дополнительно улучшать машину.

Т-72 «Урал» — советский средний танк второго поколения. Стал самым массовым по производству в данной категории. Его модификации до сих пор состоят на вооружении России и ряда государств, соответствуя требованиям современного танка.

Экскурс в историю создания танка

Танк Т-72

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

В 1969 начались испытания доработанного двигателя В-46, а также новой ходовой части. Первые образцы такой техники получили обозначение «Объект 172М». Итогом разработок стало постановление от 7 августа 1973 года о принятии новых танков Т-72 на вооружение.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Основные цели и задачи

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Конструкция боевой единицы

Компоновка Т-72

Конструкция Т-72 имеет классическую компоновку. Корпус делится на три отсека. В передней части располагается отделение управления с механиком-водителем. Посередине — боевое отделение с наводчиком и командиром, располагаемое в башне, в корпусе под ними — боекомплект. В задней части танка располагается моторно-трансмиссионная установка.

Технические характеристики

С учетом многочисленных модификаций и модернизации танка Т-72, технические характеристики могут отличаться в зависимости от варианта и образца. В данном контексте за основу берут ТТХ базовой модели, выпущенной в серийное производство первой.

Габариты и вес

По габаритам танк Т-72 имеет следующие характеристики:

Боевая масса Т-72 составляет 41 тонну. При ширине гусениц в 0,58 мм и весе машины удельное давление на грунт составляет 0,83-0,87 килограмм на сантиметр кубический.

Устройство управления и экипаж

Экипаж танка Т-72 состоит из трех человек — механика-водителя, командира и наводчика. С учетом ограниченности автомата заряжания, рассчитанного на 22 выстрела, функции заряжающего выполняет командир.

Управление танком обеспечивается механиком-водителем в передней части корпуса. Для этого его место имеет доступ к соответствующим рычагам и педалям, слева располагаются щитки контрольных приборов. Место механика-водителя находится по центру, с обеих сторон располагаются топливные баки, для внешнего наблюдения есть прибор ТНПО-168 с гидропневматической очисткой стекол.

Наводчик ведет наблюдение преимущественно через многоканальный комбинированный прицел. Имеются оптический и тепловизионный канал, а также лазерное целеуказание для управляемых ракет. Предусмотрено и ночное прицеливание, позволяющее распознавать цели в пределах 3-3,5 км.

Для командира предусмотрен прицельно-наблюдательный комплекс типа ПНК-4СР или Т01-04. Дневная дальность распознавания — 4 км, ночная — 1 км. Также имеются два прибора ТНП-160 и один ТКН-3.

Для внешней связи танк комплектовался радиостанцией Р-123М, внутренние переговоры обеспечиваются устройством Р-124. Предусмотрен аппарат А-4 для связи с десантом, располагаемым на танке.

Двигатель и внутреннее устройство

Советская схема устройства Т-72

На Т-72 устанавливались V-образные двенадцатицилиндровые четырехтактные двигатели В-46. Они относятся к категории многотопливных дизельных с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Допустимая мощность — 780 л. с. при 2000 оборотах в минуту.

Двигатель монтируется в моторном отделении поперек корпуса. Для него предусмотрено 9 топливных баков: один в полу задней части боевого отделения, три по обеим сторонам от механика-водителя и пять внешних на правой надгусеничной полке.

Трансмиссия танка включает мультипликатор, две механические семиступенчатые (7+1) коробки передач планетарного типа, бортовые одноступенчатые передачи. Включение фрикционное, управление обеспечивается гидравлическими приводами.

Подвеска Т-72 торсионная, независимая. С каждого борта ходовая часть состоит из шести обрезиненных опорных катков и трех поддерживающих. Дополнительно имеются балансиры и лопастные амортизаторы. Предусмотрено устройство самоокапывания.

Моторесурс и расход топлива

Двигатель В-46 обеспечил танку Т-72 хороший моторесурс. По скоростным характеристикам машина способна развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 45 км/ч на пересеченной местности. Расход топлива составляет 260-450 л при смешанном цикле, на трассе — 240. Общий объем топливных баков — 1600 л, что обеспечивает дальность хода до 700 км по шоссе и 320-650 км по пересеченной местности.

ТТХ танка Т-72 позволяют ему преодолевать подъемы в 30 градусов, барьеры в 0,85 м и рвы до 2,8 метров шириной. С ходу танк способен преодолевать ров в 1,2 м глубиной, с подготовкой — 1,8 м. При наличии оборудования подводного вождения танков (ОПВТ) Т-72 способен погружаться на 5 метров.

Броня

Первая модернизированная версия Т-72А

Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из сходящихся клином двух плит с комбинированным бронированием. Верхняя плита включает 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и внутреннего стального слоя толщиной в 20 мм. Нижняя плита — катаная гомогенная броневая сталь в 85 мм.

Приведенная комбинированная защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта — 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Последняя отделяется от боевого отделения броневой перегородкой.

Крыша также состоит из двух бронелистов, днище имеет корытообразную форму. На первых танках Т-72 защита башни была монолитной, что считалось недостатком машины. Позже у Т-72А башня также получила комбинированную защиту. По мере модернизации танк получал и дополнительное бронирование.

Основное вооружение

Основное орудие Т-72 — гладкоствольная пушка калибром 125 мм. В дополнение к ней используются два пулемета — НСВТ (Никитина-Соколова-Волкова танковый) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (пулемет Калашникова Танковый) 7,62 мм. Первый применяется в качестве зенитного вооружения, может направляться только вручную при открытом люке. ПКТ спарен с пушкой.

Гладкоствольная пушка 125 мм

На Т-72 применяется гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола составляет 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей окружности. Вертикальный диапазон наведения варьируется от –6°13′ до +13°47′.

Дальность стрельбы и боекомплект

Дальность стрельбы орудия Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 снарядов. Из них 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.

Модификации танка

Вторая модернизация Т-72Б

За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

Сколько стоит танк Т-72

По последним оценкам стоимость базовой модели Т-72 составляет 22 млн рублей. Оснащение устаревших моделей современными приборами и вооружением обходится значительно дороже. К примеру, чтобы улучшить Т-72Б до Т-72Б3, необходимо затратить около 50 млн рублей (по ценам на 2013 год).

Достоинства и недостатки

Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Также обращают внимание на посредственную пригодность танка в условиях городского боя. В конструкции и бронировании имеется несколько уязвимостей, применение высокоточного противотанкового оружия способно быстро выводить Т-72 из строя.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:

  • Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 г;
  • Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский путч 1991 в СССР;
  • Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг;
  • Иракская война 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012 г.

Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.

VK 16.02 «Leopard» или Gefechts Aufklärer Versuchskraftfahrzeug 1602 — экспериментальный разведывательный немецкий танк времён Второй мировой войны.

Танк для ведения разведки боем создавался как замена PzKpfw II Ausf.L «Luchs» и как дальнейшее развитие идеи разведывательного танка типа PzKpfw II Ausf.J (VK 16.01).

Машина разрабатывалась под явным влиянием танка «Пантера». Требовалось разработать разведывательный быстроходный танк, способный вести разведку в тяжёлых боевых условиях. Поэтому, в отличие от PzKpfw II Ausf.L и Ausf.J, «Леопарду» нарастили броню, в ущерб ходовым качествам.

Первые спецификации на разработку разведывательного танка выдавались ещё в 1941 году, но окончательно техническое задание было выдано в 1942 фирмам MIAG и Daimler-Benz. Прототип строился с 30 апреля по 1 сентября 1942 года; программой было предусмотрено создание 105 машин с апреля по декабрь 1943 года и ещё 150 машин до середины 1944, но проект был закрыт в пользу «Пантеры», поскольку «Леопард» уже не мог бороться с основным танком противника (Т-34) и экспериментальный образец был сдан на слом. Башню позже использовали в бронеавтомобиле Sd.Kfz.234/2 Puma.

После отказа от начала выпуска VK 16.02 от идеи разведывательных танков не отказались. Фирмой Daimler-Benz была разработана модернизированная версия этого танка с усиленной бронёй — VK 28.01. В результате вес танка возрос до 33 тонн, что обусловило замену 450-сильных двигателей Maybach 506 и Maybach 819 на 700-сильный Maybach HL 230. 8 мая 1944 года проект был свёрнут Министерством вооружений сухопутных войск (Нeereswaffenamt).

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*