admin / 14.05.2019

Ступица

Назначение автомобильной ступицы

Обычно автомобильная ступица соединяется с диском, спицами или ободом колеса. Подшипники зачастую устанавливаются в отверстие, которое находится в ступице. Такой механизм будет максимально прочным, если сделать автомобильную ступицу в два раза больше самого отверстия по диаметру. Если посмотреть на ступицу любого автомобиля, можно убедиться в этой особенности машинной конструкции. Для того чтобы избежать перекосов, ступицу обычно делают длиннее диаметра ее отверстия.
По сути, автомобильная ступица представляет собой вращающийся элемент подвески, к которому должны крепиться колеса машины. Если речь идет о ведущих колесах, ступица является элементами трансмиссии. Помимо колес, к ступице крепятся еще и тормоза. То же самое можно сказать и о фланцах полуосей. Они также закрепляются на ступицах. Особенно такая конструкция бывает характерна для грузовых автомобилей.

Можно сказать, что ступица используется для крепления автомобильных колес и дает им возможность вращаться. Даже тормозная система автомобилей завязана на такой важной детали, как ступицы. Обычно стандартные автомобильные ступицы изготавливаются из чугуна или различных сортов стали.

Для чего нужна ступица

В функции ступицы входит обеспечение вращения колеса, а также чтобы колесо прочно удерживалось на своем месте. Это значит, что у каждого колеса есть своя ступица. Кроме того, в функции ступицы входит и передача вращательного момента от коробки передач на ведущее колесо.

Обычно ступичный узел — это цельная деталь, в которой уже есть полуось. Также бывают такие конструкции когда в ступичном узле есть посадочное шлицевое отверстие под полуось шруса, который называют шарниром равных угловых скоростей.

Кроме того, даже в процессе торможения участвует ступица, потому что на ней держится тормозной диск или тормозной барабан, это зависит от автомобиля. На многих новых автомобилях используется электронная система контроля движения, это значит, что в ступицу дополнительно устанавливаются специальные датчики или импульсный диск.

Суммируя всю вышеперечисленную информацию, ступица колеса осуществляет такие функции:

  • крепко удерживает колесной диск;
  • на ней держится тормозной диск или барабан;
  • благодаря ступице колесо вращается;
  • на полуоси держит все необходимые узлы;
  • передает крутящий момент колесу от полуоси;
  • на ступице крепятся элементы системы.

Что такое ступица и как она устроена

Обычно во время езды ступица берет на себя большую нагрузку. Чтобы с этой нагрузкой она справилась, ступицу изготавливают так: берут цельнолитую заготовку из стали и с помощью токарно-фрезерной обработки вытачивают ступицу.

Каждый опытный автолюбитель знает как выглядит ступица, для тех, кто не знает — можете посмотреть на фото выше и далее, как она выглядит. Устройство ступицы колеса довольно простое: это деталь округлой формы с внешним ободом, в котором есть необходимые отверстия.

Функции ступичных частей:

  • на внешнем ободе есть отверстия для того, чтобы в них ввинчивали направляющие втулки и болты, которые удерживают колесо, на некоторых моделях вместо болтов используются шпильки, которые прикручиваются с помощью гаек;
  • внутренняя часть ступицы нужна для того, чтобы в нее устанавливались подшипники;
  • отверстие со шлицами необходимо для того, чтобы в него установить полуоси шруса;
  • в авто с АБС на ступице есть посадочное место для импульсного диска или датчика АБС.

Для вращения колеса используются подшипники, в зависимости от конструкции, они могут отличаться. Обычно стоят закрытые роликовые и конусные подшипники. Редко когда можно встретить шариковые подшипники, так как у них маленькая площадь соприкосновения.

Бывают случаи, когда после диагностики ступичных подшипников было определено, что они износились, можно их сразу поменять, но на большинстве современных автомобилей в ступице стоят несъемные подшипники и поэтому в случае их износа придется менять всю ступицу в сборе, что не очень выгодно для владельца автомобиля. Проще было бы просто за копейки поменять подшипники. В общем, все зависит от автомобиля, на ВАЗах, например, можно менять подшипники отдельно от ступицы.

Ступица. Ее строение и виды

С момента создания первого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания Карлом Бенцом прошло более ста лет. Автомобилестроение претерпело огромные изменения, из прогулочного транспорта для аристократов, машина превратилась в комфортабельный и безопасный элемент нашей повседневной жизни. Благодаря годам разработок автомобиль постепенно приобрел сегодняшние, привычные нам черты.

Строение авто стало стандартизировано и в независимости от марки, модели или вида транспорта содержит практически идентичный набор деталей. Их огромное количество, и каждая, даже самая маленькая и неприглядная втулка выполняет свою функцию и отвечает за вашу безопасность на дороге. Каждый составляющий элемент машины заслуживает внимания, но сегодня мы поговорим, о той детали, которая позволяет автомобилю плавно двигаться и останавливаться по первому вашему требованию, а именно – ступице.

Ступица — это сердцевина вращающегося механизма, в котором расположено отверстие, необходимое для посадки на вал или ось. Деталь выполнена из сверхпрочного сплава, чугуна или стали путем токарно-фрезерной обработки. При изготовлении, учитывается размер отверстия. Исходя из этих данных толщина посадочного отверстия, по техническим стандартам, должна в полтора или два раза его превышать, а длина, во избежание перекосов, должна быть не меньше диаметра отверстия.

Ступица установлевается под ободом колеса и служит для крепления самого колеса к автомобилю. Кроме этого к ступице прикреплены обод, диск, тормоза, а в грузовых авто не редко и фланцы полуосей. Она соединяет все детали колеса в единую конструкцию.

Несомненный плюс наличия ступицы в том, что она дает возможность обслуживать и ремонтировать все детали колеса отдельно, без замены остальных элементов. Так же она влияет на рулевое управление и работу тормозной системы. Последнее осуществляется благодаря закрепленному на ступице тормозному барабану или диску. В настоящее время в зарубежных автомобилях часто используется электронная система движения, в ступицу устанавливают различные датчики или импульсный диск.

Ступица является многофункциональной деталью, и каждая ее часть имеет свое предназначение. Таким образом:

  • отверстия во внешнем ободе необходимы для направляющих втулок и болтов, которые удерживают колесо. В некоторых модификациях для этой цели используются шпильки и гайки, количеством 4,6,8 штук;
  • внутренняя часть ступицу служит посадочным местом для установки подшипника;
  • отверстие со шлицами предусмотрено для полуоси ШРУСа;
  • в случае, если в машине предусмотрено наличие системы АБС, на ступице делают посадочное гнездо для датчика или импульсного диска.

Упомянувши о многофункциональности ступицы, было бы глупо не определить весь спектр ее функций, хотя бы вкратце. Она выглядит, примерно, следующим образом:

  • закрепляет колеса автомобиля (ступица стоит на каждом колесе машины);
  • обеспечивает возможность колесам вращаться;
  • передает вращение от полуоси к колесу;
  • удерживает все узлы на полуоси;
  • обеспечивает работу тормозной системы;
  • удерживает элементы Антиблокировочной системы.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что ступица выполняет важную роль в процессе работы автомобиля и ее поломка или неисправность взаимодействующих с ней частей может нанести существенный вред целостности и безопасности машины.

В зависимости от особенностей строения ходовой части автомобиля ступицы разделяют на четыре вида. Основываясь при этом на различиях в установке и конструкции самих ступиц.

Виды и особенности ступиц:

  • Ступицы ведущих неуправляемых колес. Такая ступица устанавливается на задние ведущие оси грузовых и легковых авто с задним приводом. В таком случае ступица жестко соединяется с полуосью ведущего моста с помощью предусмотренного на оси фланца.

В грузовых машинах с задним приводом ступица устанавливается через подшипник на полую цапфу, которая монтируется на оконечность балки моста. Таким образом, крутящий момент от редуктора через фланец этой полуоси передается на ступицу, а от ступицы на колесо. В таком случае тормозной барабан крепится к ступице, а тормозной механизм на тормозной щит, установленный на фланце балки моста или непосредственно на цапфе. В результате этого тормозной механизм всегда статичен, а колесо вместе с тормозным барабаном вращается.

В легковом автомобиле мы видим схожую ситуацию. Исключение состоит лишь в том, что роль цапфы обычно выполняет непосредственно балка моста. Нередко ступица и полуось выполнены заодно, причем на них сразу напрессовывается подшипник со стопорным кольцом и крепится фланец для установки всей этой конструкции на балку моста.

  • Ступицы ведомых управляемых колес. Эти ступицы так же устанавливаются на задниприводных легковых и грузовых авто, но на передние колеса. Они устанавливаются на поворотном кулаке, который крепится к подвеске через шкворень или шаровые шарниры. В данном случае цапфа выполнена цельнометаллической, так как крутящий момент передавать необходимости нет, и никаких шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) здесь тоже нет.
  • Ступицы ведомых неуправляемых колес. Подобный вид ступиц устанавливается на задние колеса легковых авто с передним приводом. Деталь устанавливается на цапфу, которая жестко крепится на балку заднего моста или рычаг задней подвески. Так как колесо в данном случае должно просто вращаться, то цапфу изготовляют в виде цельнометаллического цилиндра переменного диаметра с фланцем, а устанавливается ступица на цапфу с помощью подшипников.
  • Ступицы ведущих управляемых колес. Стоят на передних мостах переднеприводных легковых или полновприводных грузовых машин. Устройство этих ступиц практически идентично ступицам задних ведущих колес, однако в этом случае существует возможность отклонения колес на тот или иной угол. Это становится возможно благодаря установки цапфы на шкворные или шаровые шарниры, в этом случае весь узел и называется поворотным кулаком. А передача крутящегося момента на ступицу колеса проходит через ШРУС.

В независимости от типа ступица ее крепление к цапфе производится одинаковым путем. А именно с помощью двух гаек и стопорной шайбы на торце цапфы. Стопорение гайки производится обычным шплинтом или деформацией гайки – ее накренением и подгибом кромки. Гайки фиксируют ступицу на цапфе, при этом ступица устанавливается на подшипники с минимальным усилием. Таким образом, состояние гаек и сила их затяжки играет важную роль в работе всего колеса и его исправности.

Сегодня наиболее распространенным вариантом установки являются:

  • Установка на двурядном радиально-упорном подшипнике закрытого типа. На сегодняшний день это наиболее современное и дорогое решение.
  • Установка на двух радиально-упорных конических роликовых подшипниках, обращенных в разные стороны и разнесенных на некоторое расстояние. Такая установка применима на отечественных авто и грузовиках.

По своим характеристикам ступица является очень прочной деталью, которая сама по себе крайне редко выходит из строя. Если все же происходит какая-то поломка, то ее можно определить по некоторым характерным признакам:

  • неравномерное стирание протекторов покрышек;
  • чрезмерное раскачивание кузова при повороте или торможении;
  • частое отклонение авто от прямой движения;
  • протекание и сжатие амортизаторов;
  • повышенный уровень вибрации;
  • появление посторонних звуков при движении.

Причиной подобных явлений обычно является сильный износ отдельных деталей системы, неправильное крепление амортизаторов, погрешности в регулировке развал-схождения. Кроме этого, у автомобилей с передним приводом наиболее уязвимое место – ступица переднего колеса, которая претерпевая сильные нагрузки более подвержена износу.

В большинстве своем неисправность в работе ступицы связана с нарушением целостности подшипника или износом резьбового соединения колесных болтов или шпилек. Если подшипник не является нераздельной частью ступицы (такая конструкция называется блок ступицы) то срок эксплуатации самой ступицы практически не ограничен. В технической литературе не указаны сведенья о том, после какого пробега необходимо производить замену ступицы. В данном вопросе вам следует исходить из собственных наблюдений за поведением автомобиля на дороге и рекомендациям от специалистов СТО.

Если все же, по какой-то причине ваши ступицы или подшипники вышли из строя вы можете обратиться в наш магазин. Такие уважаемые бренды как SNR, Fag и SKF и др. широко представлены у нас в ассортименте. Мы всегда рады вашему звонку и готовы вам помочь!

Источник: https://hodovik.com/novosti/stupitsa-ee-stroenie-i-vidy.html

Ступица колеса – это та деталь, с помощью которой производится установка транспортного средства на ось, которая называется цапфой.

В таком соединении подшипники, которыми оснащена ступица, являются важным элементов, причем не только самой ступицы, но и все ходовой части автомобиля. Именно подшипники ступицы несут ответственность за то, насколько управляем ваш автомобиль и, насколько безопасно его вождение.

Автомобильное средство оснащено множеством подшипников разного размера и назначения, но именно подшипник ступицы испытывает наибольший груз по сравнению со всеми остальными подшипниками.

Он удерживает большую часть массы всего транспортного средства. Максимальные нагрузки появляются в процессе движения, особенно сильно это выражено в момент разгона, резкого ускорения или торможения автомобиля.

К качеству подшипника всегда предъявляются особенно высокие требования, так как во время движения транспортного средства он испытывает на себе действие сразу двух сил: осевой и радиальной.

Подшипники

В современных транспортных средствах подшипники ступицы всегда выполняют функцию качения. Они включают в себя два кольца, одно из которых – наружное, а второе, соответственно – внутреннее.

Также среди его составляющих деталей – сепаратор. Он используется для того, чтобы удерживать на определённой траектории тела качения, а также распределять их и по подшипнику. В качестве тел качения могут выступать различные шарики, а также ролики.

Ступичные подшипники можно разделить на несколько групп относительно вида переносимой нагрузки:

  • Радиальные подшипники.
  • Упорные.
  • Упорно-радиальные.
  • Радиально-упорные.

Схема ступицы не всегда идентична, она отличается у каждой отдельной модели, она может иметь несколько конфигураций. В автомобилях с задним приводом чаще всего можно встретить роликовые подшипники однорядного типа.

Ими оснащена каждая ступица в количестве двух подшипников. Также популярными становятся и подшипники с радиально-упорной схемой, неотъемлемой частью которой являются шариковые элементы.

Как распознать поломки ступицы?

Состояние ступиц колес напрямую влияет на безопасность управления и эксплуатации транспортного средства, именно поэтому стоит внимательно следить за ними. Вывести из строя их можно при неосторожной и неправильно организованной замене колес, а также в процессе ремонта ходовой части.

Например, при неосторожном ремонте можно сорвать резьбу, это происходит при чересчур сильном закручивании болтов. Проблему такого характера сложно упустить из вида, поэтому она редко несет реальную опасность безопасности управления автомобилем.

Замена ступичного подшипника осуществляется при помощи пресса. К выбору его стоит подходить внимательно, он должен быть хорошего качества и соответствовать всем характеристикам ступицы. Это необходимо потому, что выпрессовка, а также и запрессовка выколоткой и молотком могут вызвать деформацию посадочных мест.

Неисправность в работе ступичного подшипника выдадут посторонние звуки, поломку этой детали всегда можно определить по измененным звукам подвески в процессе ее работы. Даже самый неопытный водитель не сможет не услышать эти нехарактерные для исправного транспортного средства звуки, поэтому упустить неисправность из вида довольно трудно.

При движении стоит осуществить поворот руля, и водитель услышит резкий, довольно громкий гул, это и сообщит ему о том, что с подшипником что-то не так. Также на проблему в его работе может указывать и увеличенный люфт колеса, и вибрация в области кузова.

Чаще всего сама ступица и ее подшипник ломаются вследствие сильного износа. Также частой причиной поломки может стать сильный улар, например, если на высокой скорости автомобиль попал в дорожную яму. Объем и характер ремонтных работ будет зависеть от конкретной модели авто, а также от типа ступиц, которые используются в нем.

При незначительных неисправностях можно осуществить текущий ремонт подшипника, но чаще всего прибегают к их замене, так как это менее хлопотно и не так затратно. Кроме того, подшипники чаще всего меняют не отдельно, а совместно с колесной ступицей.

Водителю не стоит игнорировать шумы, стуки, вибрацию, которые прямо указывают на поломку, так как это приведет к негативным последствиям. Если автовладелец вовремя не обратится в автосервис, ступичный подшипник будет изнашиваться все сильнее, то удары и стук станут очень сильными и определить их локализацию и причину появления будет гораздо труднее.

Такое состояние негативно влияет на только на саму ступицу, но и на ходовую часть транспортного средства, именно поэтому стоит внимательно относиться к любым подозрительным моментам в работе ступицы.

Источник: https://golifehack.ru/stupica-kolesa

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*