admin / 04.10.2019

Сцепление как проверить

Как известно, существуют автомобили с механической и автоматической коробкой передач. При этом сцепление – один из агрегатов, входящий в состав как «механики», так и роботизированной трансмиссии АМТ.

Если просто, функция сцепления заключается в «отключении» КПП от ДВС, чтобы далее произвести включение передачи. На авто с механической коробкой для этого имеется педаль сцепления, которую выжимает водитель. В РКПП сцеплением управляет электроника и сервомеханизмы. В этой статье мы рассмотрим принцип работы сцепления.

Сцепление на автомобиле

Начнем с того, что трансмиссия – комплекс узлов и агрегатов, предназначенный для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Во время передачи изменяется величина крутящего момента, зависящая от передаточного числа шестерней коробки передач.

По способу передачи крутящего момента трансмиссию разделяют на четыре типа: гидравлическую, механическую, электрическую и комбинированную (электромеханическую или гидромеханическую). Само понятие трансмиссия включает в себя несколько компонентов.

Рассмотрим назначение каждого из составляющих элементов:

  • Сцепление передает крутящий момент от маховика коленчатого вала на первичный вал коробки передач (только на механической или роботизированной коробках передач).
  • Коробка передачслужит для передачи крутящего момента с коленчатого вала двигателя на колеса, изменяя крутящий момент в зависимости от скорости движения автомобиля (автоматическая, механическая, роботизированная и вариаторная КПП).
  • Карданный вал служит для передачи крутящего момента от хвостовика коробки передач к редуктору заднего моста (на заднеприводных авто).
  • Главная передача служит для передачи крутящего момента от кардана к полуосям под углом 90 градусов.
  • Дифференциал обеспечивает возможность вращения правого и левого ведущих колес с разными скоростями при изменении направления движения транспортного средства либо при пробуксовке колес.
  • Полуось– это вал, передающий крутящий момент от КПП либо от редуктора к колесу автомобиля (полузагруженная и разгруженная).

Теперь давайте более подробно остановимся на сцеплении. Как уже было сказано, сцепление в составе трансмиссии выполняет функцию «выключателя» крутящего момента, а также является связующим звеном между ДВС и коробкой передач автомобиля.

Различают несколько видов сцепления:

  • сцепление однодисковое, двухдисковое или многодисковое (зависит от количества ведомых дисков).
  • сцепление «сухое» или «мокрое» (от принципа функционирования). Принцип действия сухого сцепления основан на взаимодействии трущихся сухих поверхностей ведомого ведущего и нажимного дисков. Принцип действия мокрого сцепления тот же, только диски находятся в масляной ванне. Сцепление при этом включается более плавно.
  • Механическое, гидравлическое, электрическое или комбинированное (зависит от принципа включения системы);

Далее рассмотрим простую схему устройства сцепления. Итак, схема сцепления:

  • кожух сцепления (корзина сцепления);
  • нажимной диск;
  • ведомый диск, соединяющийся с первичным валом КПП;
  • вилка выключения сцепления;
  • нажимной подшипник;
  • нажимная пружина.

Как на механической, так и на роботизированной коробке принцип работы сцепления практически одинаков. Он заключается в разрыве крутящего момента от ДВС к КПП.

Однако на механической КПП водитель это делает самостоятельно посредством выжима педали сцепления и ручки переключения передач. В роботизированной коробке управляют сцеплением и переключают передачи электромеханические приводы.

Принцип работы сцепления

При работе двигателя вращается коленвал, к которому прикреплен маховик. В маховик через подшипник вставлен первичный вал КПП. На шлицы первичного вала одет диск сцепления.

Диск может перемещаться по шлицам вала на несколько сантиметров вперед и назад. В свою очередь, первичный вал КПП посредством шестерней коробки передач соединен с вторичным валом, а он передает крутящий момент непосредственно полуосям.

  • С помощью педали сцепления водитель транспортного средства регулирует отжим диска сцепления от моховика коленчатого вала. Когда рычаг переключения передач находится в положении «нейтраль», шестерни вторичного вала КПП не входят в зацепление с шестернями первичного вала.

При нажатии педали сцепления первичный вал коробки передач отсоединяется от маховика коленчатого вала и перестает вращаться. Водитель включает нужную передачу, затем, плавно отпуская сцепление, работает педалью газа.

При этом диск сцепления плотно прижимается к маховику, через шлицы передавая вращение на первичный вал КПП. Если вновь выжать педаль сцепления, то диск сцепления снова отходит от маховика и останавливается вместе с первичным валом.

Во время движения данную процедуру переключение передачи КПП необходимо производить в зависимости от изменяемой скорости автомобиля, учитывая обороты двигателя и т.д. Но в движении уже нет необходимости отпускать педаль сцепления плавно, поскольку механизмы трансмиссии и так вращаются.

Чем больше скорость автомобиля, тем выше передача КПП. Необходимо помнить, что чем медленнее мы отпускаем педаль сцепления при начале движения автомобиля, тем больше изнашивается ведомый диск сцепления, поскольку момент присоединение ведомого диска сцепления к маховику более продолжителен, чем обычно.

  • С другой стороны, при резком отпускании сцепления, во время начала движения автомобиля большой нагрузке подвергаются демпферные пружины ведомого диска сцепления. Соответственно, при резкой передаче крутящего момента с маховика коленвала на коробку КПП и на полуоси, шестерни трансмиссии автомобиля подвержены чрезмерным перегрузкам.

Механизм включения сцепления на автомобиле с МКПП управляется при помощи педали сцепления. Она служит для отсоединения ведомого диска сцепления от маховика коленвала посредствам выжимного подшипника.

Выжимные подшипники (ВП) могут быть двух типов: с механическим приводом и гидравлические. При механическом приводе педаль сцепления посредством троса либо тяги соединена с вилкой сцепления, которая в свою очередь отжимает выжимной подшипник.

В случае с гидравликой принцип действия остается тот же. Только в этом случае отсутствует вилка сцепления, а выжимной подшипник сделан в виде подшипника с гидравлическим цилиндром в одном корпусе.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какое устройство имеет автоматическая гидромеханическая коробка передач АКПП. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы, составных элементах, а также плюсах и минусах гидротрансформаторных АКПП.

При нажатии педали сцепления повышается давление в гидравлическом контуре выжимного подшипника и, соответственно, подшипник отжимает диск от маховика коленвала. Следовательно, перестает передаваться крутящий момент от ДВС к КПП.

  • По работе педали сцепления можно судить об исправности всего узла сцепления. Если педаль сцепления при отпускании подводит диск сцепления в самой нижней точки, сцепление требует регулировки, если это предусмотрено конструкцией.

При износе ведомого диска сцепления характерно срабатывание сцепления в верхнем положении педали. Если при отпускании педали сцепления появляются рывки или ощущается биение в педаль автомобиля, то можно предположить, что ведомый диск сцепления в результате перегрева был деформирован.

Наконец, если при включении сцепления слышны посторонние шумы, значит, поврежден или вышел из строя подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник).

Что в итоге

Как видно, водителям транспортного средства с МКПП нужно во время езды на автомобиле постоянно выполнять выключение и включение сцепления. При этом для продления срока службы элемента нужно избегать того, чтобы сцепление подвергалось нагрузкам.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроена и работает автоматизированная роботизированная коробка передач. Из этой статьи вы узнаете о том, что такое РКПП (АМТ), какие виды и отличия встречаются в устройстве данных коробок передач-роботов.

Для этого нужно трогаться с места с невысоких оборотов ДВС, отпуская сцепление плавно, не держать передачу включенной и стоять с нажатой педалью сцепления на светофорах, буксовать в грязи или снегу с наполовину включенным сцеплением и т.д.

Что касается РКПП, основной рекомендацией является перевод рычага в салоне в режим N даже при кратковременном простое. Дело в том, что на роботе нельзя ездить так, как на классической АКПП. В случае простого нажатия на педаль тормоза в автоматическом режиме D «робот» держит сцепление включенным, тем самым быстро изнашивая элемент.

Напоследок отметим, что освоив принцип работы и получив навыки работы с педалью сцепления, водитель сможет обеспечить плавность хода автомобиля, добиться комфортного переключения передач и увеличить ресурс сцепления.

Самостоятельная диагностика сцепления.

Особенности работы сцепления на автомобиле с МКПП.А также причины возникновение неисправностей и их устранение.

Сцепление является важной частью автомобиля. Оно служит звеном в цепи агрегатов двигатель – сцепление – коробка передач – приводной вал – колеса. Задача этого узла – кратковременное отсоединение и плавное соединение трансмиссии и двигателя. В зависимости от марки и модели автомобиля тип сцепления может быть различным и отличаться приводом, рабочим механизмом, количеством дисков.

Во время переключения передачи необходимо отсоединить двигатель от коробки. Это работа сцепления. Осуществляется эта операция благодаря двум фрикционным дискам (ведущий и ведомый), которые перемещаются относительно друг друга при выжиме педали сцепления. Когда диски сцепления разъединены, коробка передач отсоединена от двигателя, что позволяет комфортно изменить передаточное число, переключив скорость. Отпуская педаль, диски соединяются, вступая в зацепление, друг с другом за счет силы трения и энергия двигателя через валы коробки передач передается на колеса. Принудительное переключение передачи без использования сцепления значительно сократит срок службы коробки передач или вызовет ее поломку, а в крайних случаях приведет к повреждению двигателя.

Существуют два способа изменить передаточное отношение, т.е. вручную и автоматически:

— для автоматической коробки передач функцию сцепления выполняет гидротрансформатор с электронным управлением;

— работа механической коробки передач требует присутствия сцепления, которое является связующим звеном между двигателем и колесами.

Средний срок работы сцепления без ремонта и замены дисков составляет:

— 100 000 км для бензинового двигателя;

— 150 000 км для дизельного двигателя.

Этот показатель может меняться в зависимости от нескольких факторов:

— нагрузка на транспортное средство;

— стиль вождения (спокойный или агрессивный спортивный);

— местность (пересеченная или городская);

— дополнительные элементы (прицеп);

В случае появления неисправностей сцепления рекомендуется обратиться в специализированную мастерскую для диагностики.

Основные симптомы неисправности или износа сцепления:

— Проскальзывание сцепления, проблема возникающая, когда ведущий и ведомый диски вращаются с разной угловой скоростью при соединении с двигателем. Это вызывает перегрев и повышенный износ дисков, запах горения фрикционных накладок, медленный разгон. Это может быть вызвано износом дисков или их загрязнение.

— Вибрация является показателем проблем внутри механизма сцепления. Особенно заметна при старте с места и ускорении. Это может быть результатом повреждения диска, маховика или пружин.

— Шум – это проблема, которую трудно диагностировать, поскольку посторонние звуки могут означать много разных дефектов. Если шумы возникают непосредственно при нажатии или отжатии педали сцепления, то возможен износ подшипников, втулки, входного вала или неправильно установленный фрикционный диск.

— Нарушение хода педали или не возврат педали. Этот дефект может привести к серьезным последствиям, таким как повреждение зубчатых колес коробки передач. Как правило, это результат утечки в гидравлической системе сцепления или неправильно отрегулированной механической связью.

Замена сцепления – задача не из простых. Снятие старого механизма и замена его новым требует применения специальных подъемных механизмов. На некоторых моделях помимо подъемника необходимо использовать дополнительные механизмы для доступа к труднодоступным местам, поддержки двигателя, коробки, вала, которыми оборудованы профессиональные мастерские.

Общий процесс снятия сцепления в авто мастерской включает следующие шаги:

— Автомобиль устанавливается подъемником на удобную для работы высоту;

— Снимается коробка передач;

— На крышке картера и внешней стороне моховика делаются отметки относительного взаимоположения;

— Отворачиваются все болты сцепления;

— Демонтируется крышка картера сцепления, ведомый диск;

— Проверяется внутренняя трущаяся поверхность моховика;

— Снимается сцепление;

Установка нового сцепления проводится в обратном порядке с учетом некоторых особенностей. Все болты смазываются и затягиваются в несколько приемов, проверяя оборачиваемость моховика. После окончания монтажа производится регулировка педали сцепления.

Vendettax7 ›
Блог ›
Когда менять и как проверить сцепление

Сцепление

Расстроитесь вы или нет, когда узнаете о том, что производитель не указывает конкретные цифры по сроку службы сцепления. Если, например, в тормозной системе, четко указано, что толщина тормозного диска должна быть такой-то, то почему же это неприменимо к сцеплению.

Дело в том, что износ сцепления зависит от многих причин, и в первую очередь, конечно же, от того, как водитель производит переключение передач, и в каком режиме эксплуатирует сцепление.
И, хотя толщина диска сцепления не может быть измерена, так же, как толщина тормозного диска штангенциркулем, способы измерения существуют. Их два.
Первый способ измерения толщины диска сцепления — специальным измерительным калибром. Этот способ не требует демонтажа сцепления, производится на подъёмнике. Но, вы вряд ли будете им пользоваться.
Второй способ более простой в исполнении, и позволяет определить износ диска сцепления для того, чтобы произвести его замену. Замена ведомого диска – это процедура предусмотренная производителем, т.к. ведомый диск — деталь расходная. Проверка производится следующим образом: при запущенном двигателе нужно включить высшую передачу, прогазовать и, если автомобиль не заглох, то это означает то, что ведомый диск изношен и требует замены. Нужно помнить, что подобная проверка толщины диска сцепления не является технологически правильной, но она эффективна, и позволяет предельно точно определить состояние диска.
Как уже говорилось, ресурс любого сцепления определяется условиями его эксплуатации. Не вдаваясь в технические подробности взаимодействия деталей сцепления, вы должны понимать, что в основном ресурс сцепления и скорость износа дисков, зависит только от водителя. Сцепление одного и того же качества и производителя, одному водителю может прослужить 5000 км., а другому все 100 тыс. Участие в драг — гонках, частое пробуксовывание, резкое трогание с места на больших оборотах, попадание посторонних жидкостей и предметов, неквалифицированная установка и регулировка сцепления – всё это сокращает ресурс работы сцепления.
Как проверить сцепление?
Проверка сцепления производится уже отработанными и надёжными народными способами, и только ими. Естественно, помимо разборки сцепления. Речь идет о том, как вы самостоятельно можете проверить сцепление своего авто, и после этого принять решение, нужна ли вам более глубокая диагностика с демонтажом механизма сцепления.

Итак, приступим к проверке сцепления по основным пунктам.

Проскальзывание сцепления. Т.е. вновь речь идет об износе ведомого диска, когда он в полном объёме не прижимается к маховику, что означает – полное сцепление отсутствует.

1. автомобиль ставим на ручной тормоз и запускаем двигатель;
2. включить повышенную передачу: 3-ю или 4-ю;
3. медленно выжимаем сцепление и «даём» газ;
4. при отрегулированном ручном тормозе двигатель авто должен заглохнуть. Если этого не произошло, то пора думать о замене диска сцепления.

«Ведёт» сцепление, т.е. оно полностью не выключается. Эта неисправность сопровождается трудным переключением передач, либо посторонними шумами и звуками при переключении передач. И коробка переключения передач здесь вряд ли виновата. Проверяем сцепление.

1. двигатель работает на холостых оборотах;
2. выжимаем педаль сцепления полностью и включаем первую либо заднюю передачу;
3. если передача включается с нехарактерным усилием, и при этом вы слышите посторонние звуки, то ведомый диск полностью не отходит от маховика, т.е. сцепление «ведет»;
4. нужно прокачать гидравлику и отрегулировать свободный ход педали сцепления;
5. провести проверку ещё раз, если ничего не изменилось, то пора ехать в автосервис для более глубокой диагностики сцепления.

Такими нехитрыми методами вы можете самостоятельно провести проверку сцепления ещё до того, как оно откажет в самый неподходящий момент. Своевременная диагностика, а ещё лучше – правильная эксплуатация, позволит увеличить ресурс сцепления, или вовремя принять меры к устранению неисправностей.

Вся инфа взята с интернета, на присвоение данных статей не претендую.

Как проверить сцепление

Существуют простые методы, как проверить сцепление, позволяющие безошибочно определить, в каком состоянии оно находится, и пора ли выполнять соответствующий ремонт. При этом не обязательно демонтировать коробку передач, а также корзину и диск сцепления.

Признаки неисправного сцепления

Сцепление на любом автомобиле со временем изнашивается и начинает работать с ухудшенными характеристиками. Так, систему сцепления необходимо дополнительно диагностировать при появлении следующих признаков:

  • У машин с механической трансмиссией сцепление «хватает» когда соответствующая педаль находится вверху. И чем выше — тем более изношенным является сцепление. В частности, это легко проверить при движении машины с места.
  • Снижение динамических характеристик. При проскальзывании дисков сцепления между собой мощность от двигателя не в полном объеме передается на коробку передач и колеса. При этом зачастую можно услышать неприятный запах жженой резины, исходящей от диска сцепления.
  • Снижение динамики при буксировке прицепа. Тут ситуация аналогична предыдущей, когда диск может проворачиваться и не передавать энергию на колеса.
  • При движении с места автомобиль дергается рывками. Это происходит по причине того, что ведомый диск имеет поврежденную плоскость, то есть, покороблен. Происходит это обычно по причине перегрева. А перегрев вызван значительным усилием на элементы сцепления автомобиля.
  • Сцепление «ведет». Эта ситуация противоположная проскальзыванию, то есть, когда ведущий и ведомый диски не расходятся полностью при выжимании педали сцепления. Выражается это в трудности при переключении передач вплоть до того, что некоторые (и даже все) передачи попросту невозможно включить. Также в процессе переключения обычно появляются неприятные звуки.

Сцепление изнашивается не только по естественным причинам, но и при неправильной эксплуатации машины. Нельзя перегружать машину, буксировать очень тяжелые прицепы, особенно при езде в гору, нельзя трогаться с пробуксовкой. В таком режиме сцепление работает в критическом режиме, что может привести к его частичному или полному выходу из строя.

При выявлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков имеет смысл выполнить проверку сцепления. Езда с неисправным сцеплением не только доставляет дискомфорт при эксплуатации машины, но и усугубляет его состояние, что выражается в дорогостоящих ремонтах.

Как проверить сцепление на машине

Для детальной диагностики элементов системы сцепления необходимо дополнительное оборудование и зачастую их демонтаж. Однако перед тем как перейти к этим сложным процедурам можно просто и достаточно эффективно проверить сцепление и убедиться, в том, что оно вышло из строя или нет не снимая коробки. Для этого существует четыре несложных способа.

Проверка на 4 скорости

Для автомобилей с механической трансмиссией существует один простой метод, с помощью которого можно убедиться, что сцепление МКПП частично вышло из строя. Достаточно показаний штатных спидометра и тахометра автомобиля, расположенных на приборной панели.

Перед проверкой необходимо найти ровный участок дороги с гладким покрытием длиной около одного километра. По ней нужно будет проехаться на машине. Алгоритм проверки буксует ли сцепление следующий:

  • разогнаться на автомобиле до четвертой передачи и скорости около 60 км/ч;
  • после этого прекратить разгон, убрать ногу с педали газа и дать машине сбавлять обороты;
  • когда машина начнет «захлебываться», или приблизительно на скорости 40 км/ч резко дать газу;
  • в момент разгона необходимо внимательно следить за показаниями спидометра и тахометра.

При исправном сцеплении стрелки двух указанных приборов будут двигаться вправо синхронно. То есть, с увеличением оборотов двигателя будет увеличиваться и скорость автомобиля, инерционность будет минимальна и обусловлена лишь техническими характеристиками двигателя (его мощностью и массой машины).

В случае, если диски сцепления значительно изношены, то в момент нажатия на педаль газа будет иметь место резкое увеличение оборотов двигателя и его мощности, которая, однако, не будет передаваться на колеса. Это означает, что скорость будет повышаться очень медленно. Это будет выражается в том, что стрелки спидометра и тахометра двигаются вправо не синхронно. Кроме этого, в момент резкого увеличения оборотов мотора из него будет слышен свист.

Проверка на ручном тормозе

Представленный метод проверки можно выполнять лишь в случае, если должным образом отрегулирован ручной (стояночный) тормоз. Он должен быть хорошо настроен и четко фиксировать задние колеса. Алгоритм проверки состояния сцепления будет следующим:

  • установить машину на ручной тормоз;
  • запустить двигатель;
  • нажать педаль сцепления и включить третью или четвертую передачу;
  • попытаться тронуться, то есть, нажать педаль газа и отпустить педаль сцепления.

Если при этом двигатель дернется и заглохнет — значит, со сцеплением все в порядке. Если же двигатель будет работать, то налицо износ дисков сцепления. Диски восстановлению не подлежат и необходима либо регулировка их положения либо полная замена всего комплекта.

Внешние признаки

Об исправности сцепления также косвенно можно судить и просто при движении автомобиля, в частности, в гору или под нагрузкой. Если сцепление пробуксовывает, то велика вероятность появления запаха гари в салоне, который будет исходит от корзины сцепления. Другой косвенный признак — потеря динамических характеристик машины при разгоне и/или при движении вгору.

Сцепление «ведет»

Как указывалось выше, выражение «ведет» означает, что ведущий и ведомый диски сцепления не расходятся полностью при выжимании педали. Как правило, это сопровождается проблемами при включении/переключении передач в МКПП. Параллельно из коробки передач слышатся неприятные скрипящие звуки и скрежет. Проверка сцепления в данном случае будет выполняться по следующему алгоритму:

  • запустить двигатель и дать ему работать на холостых оборотах;
  • полностью выжать педаль сцепления;
  • включить первую передачу.

Если рычаг включения передач без проблем устанавливается в соответствующее посадочное место, процедура не занимает много усилий и не сопровождается скрежетом — значит, сцепление не «ведет». В противном случае имеет место ситуация, когда диск не отцепляется от маховика, что приводит к описанным выше проблемам. Обратите внимание, что такая поломка может привести к полному выходу из строя не только сцепления, но и привести к неисправности коробки передач. Устранить описанную поломку можно прокачкой гидравлики либо регулировкой педали сцепления.

Как проверить диск сцепления

Перед тем как выполнить непосредственно проверку состояния диска сцепления, необходимо вкратце остановиться на его ресурсе. Важно помнить, что сцепление больше всего изнашивается в городском стиле езды, что связано с частыми переключениями передач, остановками и стартами. Среднее значение пробега при этом составляет около 80 тысяч километров. Приблизительно на этом пробеге имеет смысл проверить состояние диска сцепления, даже если внешне проблем он не вызывает.

Износ диска сцепления определяется по толщине фрикционных накладок на нем. Ее значение несложно определить по ходу педали сцепления. Однако перед этим необходимо правильно выставить саму педаль. Обратите внимание, что у разных марок и моделей автомобилей это значение отличается, поэтому точную информацию можно найти в технической документации к машине. В большинстве случаев, педаль сцепления в нерабочем (свободном) положении находится приблизительно на один-два сантиметра выше отжатой (свободной) педали тормоза.

Алгоритм проверки износа диска сцепления следующий:

  • установить машину на ровную площадку;
  • снять ручной тормоз, установить нейтральную передачу и запустить двигатель;
  • нажать до упора педаль сцепления и включить первую передачу;
  • отпуская педаль сцепления начать движение на автомобиле, не допуская при этом, чтобы двигатель заглох (при необходимости можно чуть-чуть добавить газу);
  • в процессе начала движения необходимо заметить, в каком именно положении педали сцепления непосредственно начинается движения автомобиля;
  • в случае, если в корпусе начались вибрации работу нужно прекратить.

По результатам проведенного теста можно сделать следующие выводы:

  • Если движение началось, когда педаль сцепления была отжата до 30% хода снизу, то диск и его фрикционные накладки находятся в отличном состоянии. Чаще всего так бывает после установки нового диска или всей корзины сцепления.
  • Если движение машины начинается приблизительно посередине хода педали — это означает, что диск сцепления изношен приблизительно на 40…50%. Пользоваться сцеплением еще можно, поводов для беспокойства нет. Однако через некоторое время желательно повторить тест с тем, чтобы не доводить до значительного износа диска.
  • Если же сцепление «схватывает» лишь в конце хода педали либо не схватывает вовсе — это означает значительный (или полный) износ диска. Соответственно, он нуждается в замене. В особо «запущенных» случаях при этом может появиться запах горелых фрикционов.

Ну и конечно, о критическом износе диска свидетельствуют вибрация машины в момент старта с места, а также проскальзывание сцепления при езде машины в гору, в момент подачи газа, при буксировке прицепа.

Как проверить корзину сцепления

В состав корзины сцепления входят следующие конструкционные детали: нажимной диск, диафрагменная пружина и кожух. Признаки выхода корзины из строя те же, что и износе ведомого диска сцепления. То есть, машина теряет динамику, сцепление начинает пробуксовывать, плохо включаются передачи, машина дергается на старте. Зачастую при повреждении корзины передачи вовсе перестают включаться. Простыми манипуляциями с машиной точно определить, что виновата именно корзина, не получится, необходимо выполнить ее демонтаж с последующей диагностикой.

Самой распространенной поломкой корзины сцепления является износ так называемых лепестков на ней. Они теряют свои пружинящие свойства, то есть, немного западают, из-за чего страдает все сцепление, так как уменьшается прижимная сила на ведомый диск. При визуальном осмотре необходимо обращать внимание на следующие вещи:

  • Механическое состояние и цвет лепестков. Как указывалось выше, все они должны находиться в одной плоскости, ни один из них не должен быть загнутым или вывернутым наружу. Это первый признак начала выхода корзины из строя.
  • Что касается цвета лепестков, то при перегреве на их металле могут появиться темно синие пятна. Зачастую они появляются из-за неисправного выжимного подшипника, поэтому заодно имеет смысл проверить и его состояние.
  • Зачастую на лепестках имеются бороздки от выжимного подшипника. Считается, что если эти бороздки расположены равномерно, а их глубина не превышает одной трети высоты лепестка, то это допустимо, хотя и говорит о том, что корзина скоро подлежит замене. В случае, если соответствующие бороздки на разных лепестках имеют разную глубину, то такая корзина явно подлежит замене, поскольку не обеспечивает нормального нажима.
  • Если пятна от перегрева и так называемой побежалости расположены безсистемно, то это говорит о перегреве корзины. Такая запчасть уже наверняка потеряла часть своих функциональных свойств, поэтому имеет смысл подумать о ее замене. Если же пятна расположены системно, то это просто говорит о нормальном износе корзины.
  • На лепестках ни в коем случае не должно быть трещин или иных механических повреждений. Допускается незначительный механический износ лепестков, значение которого составляет не более 0,3 мм.
  • Необходимо оценить состояние нажимного диска корзины. Если он значительно изношен, то лучше корзину поменять. Проверка выполняется при помощи линейки (или любой аналогичной детали с ровной поверхностью), установленной на ребро. Так можно проконтролировать, в одной ли плоскости находится ведущий диск, не покоробило и не перекосило ли его. Если искривление в плоскости диска превышает 0,08 мм, то диск (корзину) необходимо заменить на новый.
  • При наличии стрелочного индикатора для измерения выбоин можно измерить износ ведущего диска. Для этого необходимо измерительный стержень установить на поверхность диска. При вращении отклонение не должно превышать 0,1 мм. В противном случае диск подлежит замене.

При значительном износе корзины имеет смысл также проверить и другие элементы системы сцепления, в частности, выжимной подшипник и особенно ведомый диск. Обычно он тоже сильно изнашивается, и желательно менять их парой. Это обойдется дороже, но обеспечит нормальную долговременную работу сцепления в будущем.

Проверка выжимного подшипника сцепления

Выжимной подшипник сцепления работает лишь в то время, когда соответствующая педаль находится в выжатом состоянии (внизу). В таком положении подшипник передвигается немного назад и тянет за собой ведомый диск сцепления. Таким образом он передает крутящий момент.

Обратите внимание, что подшипник в рабочем положении испытывает значительные нагрузки, поэтому нельзя держать педаль сцепления выжатой долгое время. Это может привести к преждевременному выходу выжимного подшипника из строя.

Одним из явных и распространенных признаков поломки выжимного подшипника является появление посторонних шумов в районе его установки в то время, когда педаль сцепления находится в выжатом состоянии. Это может свидетельствовать о его частичном выходе из строя. Исключением может стать первые минуты после запуска двигателя в холодное время года. Это эффект объясняется различными коэффициентами расширения сталей, из которых изготовлены непосредственно подшипник и стакан, в который он вмонтирован. При прогреве двигателя соответствующий звук исчезает если подшипник находится в рабочем состоянии.

Еще один косвенный признак (перечисленные дальше поломки могут быть вызваны и другими причинами) — это проблемы с переключениями скоростей. Причем они могут иметь разный характер. Например, плохо включаются передачи (нужно прилагать много усилий), во время старта и даже движения автомобиль может подергиваться, а сцепление при этом может работать некорректно. В таких ситуациях необходимо выполнить дополнительную диагностику выжимного подшипника, но уже сняв коробку.

Проверка свободного хода педали

Педаль сцепления на любом автомобиле всегда имеет определенное значение свободного хода. Однако со временем или под воздействием внешних факторов соответствующее значение может увеличиваться. Для начала необходимо определиться с тем, какое именно значение свободного хода в данный момент у машины. И если оно выходит за допустимые границы — необходимо выполнять соответствующие ремонтные меры. Например, у ВАЗ-«классики» полный ход педали сцепления составляет порядка 140 мм, из них 30…35 мм — это свободный ход.

Для измерения значения свободного хода педали необходимо воспользоваться линейкой или рулеткой. В частности, нулевой отметкой считается полностью отжатая педаль. Далее для измерения свободного хода необходимо нажать педаль до тех пор, пока водитель не почувствует значительно возросшее сопротивление нажатию. Это и будет конечная точка, которую необходимо измерить.

Обратите внимание, что свободный ход измеряется в горизонтальной плоскости (см. рисунок)!!! Это означает, что необходимо измерить расстояние между проекцией нулевой точки на горизонтальный пол машины и вертикальной проекцией точки, где начинается сопротивление усилию. Расстояние между указанными cпроецированными точками на полу — это и будет значение свободного хода педали сцепления.

У разных машин значение свободного хода будет различным, поэтому точную информацию необходимо смотреть дополнительно в технической документации. Однако в большинстве случаев соответствующее значение находится в пределах 30…42 мм. Если измеренное значение выходит за указанные пределы — необходимо выполнить регулировку свободного хода. Как правило, на большинстве машин для этого предусмотрен специальный регулировочный механизм на основе эксцентрика либо регулировочной гайки.

Как проверить цилиндр сцепления

Сами по себе главный и вспомогательный цилиндры сцепления — достаточно долговечные и надежные устройства, поэтому выходят из строя редко. Признаками их поломки является неадекватное поведение сцепления. Например, машина может начать трогаться с места даже при полностью нажатой педали. Или наоборот, не двинуться с места при включенной передаче и отжатой педали.

Диагностика цилиндров сводится к проверке потеков масла из них. Это случается, в частности, при разгерметизации, то есть, выходе из строя резиновых уплотнителей. В этом случае можно обнаружить потеки масла над педалью в салоне и/или в подкапотном пространстве напротив того места, где расположена педаль сцепления. Соответственно, если там имеется масло — значит, надо выполнить ревизию цилиндров сцепления.

Проверка сцепления DSG 7

У роботизированных коробок передач ДСГ в настоящее время наиболее популярным сцеплением является DSG-7. Признаки его частичного выхода из строя обычно следующие:

  • рывки автомобиля при начале движения с места;
  • вибрация, как во время старта, так и просто во время движения, в частности, при движении машины на второй передаче;
  • потеря динамических характеристик, а именно при разгоне, движении машины в гору, буксировке прицепа;
  • неприятные хрустящие звуки во время переключения скоростей.

Сцепления роботизированных коробок передач (DSG) также подвержены износу, поэтому необходимо периодически проверять их состояние. Однако делается это немного иначе, чем у классической «механики». В частности, проверку сцепления ДСГ необходимо выполнять по приведенному ниже алгоритму:

  • Установить машину на ровную дорогу или площадку.
  • Выжать тормоз и поочередно перемещать рукоятку переключения передач (режимов) в разные положения. В идеале процесс переключения должен происходить без затраты значительных усилий, легко и плавно, без скрежета и посторонних звуков. В случае, если при переключении имеют место посторонние «нездоровые» звуки, вибрации, передачи переключаются со значительными усилиями — необходимо выполнять дополнительную проверку сцепления DSG.
  • Установить режим движения D, после чего отпустить педаль тормоза. В идеале машина должна тронуться с места даже без того, чтобы водитель нажал на педаль акселератора. В противном случае можно говорить о сильном износе элементов сцепления. Однако в данном случае машина может не тронуться и по причине износа двигателя. Поэтому нужна дополнительная проверка.
  • Разгон не должен сопровождаться посторонними дребезжащими звуками, скрежетом, рывками, провалов (внезапного сброса динамики разгона). В противном случае велика вероятность значительного износа сцепления.
  • При резком разгоне показания спидометра и тахометра должны возрастать синхронно. Если стрелка тахометра резко уходит вверх (обороты двигателя увеличиваются), а стрелка спидометра нет (скорость не возрастает) — это явный признак износа сцепления либо фрикционной многодисковой муфты.
  • При торможении, то есть, при понижении передач, их переключение также должно происходить плавно, без щелчков, рывков, скрежетов и прочих «неприятностей».

Однако самая лучшая проверка сцепления ДСГ-7 выполняется с помощью электронных автосканеров и специальных программ. Наиболее распространенной из них является «Вася диагност».

Как проверить сцепление ДСГ программными средствами

Наилучшая проверка роботизированной коробки DSG 7 выполняется с помощью программы «Вася диагност». Соответственно, ее нужно установить на ноутбук или другой гаджет. Для подсоединения к электронному блоку управления автомобиля также понадобится стандартный кабель VCDS (в просторечии его так и называют — «Вася») или VAS5054. Обратите внимание, что приведенная ниже информация подходит только для коробки DSG-7 0AM DQ-200 с сухим сцеплением! Для других КПП процедура проверка аналогична, однако рабочие параметры будут другими.

Сцепление в данной коробке является двойным, то есть имеется два диска. Перед тем как перейти к диагностике, имеет смысл вкратце остановиться на отличиях ДСГ от сцепления МКПП, это поможет понять дальнейшую диагностику.

Так, классическое «механическое» сцепления является нормально включенным, то есть, ведомый и ведущий диски замкнуты при отпущенной педали. В роботизированной же коробке сцепление является нормально разомкнутым. Передача крутящего момента обеспечивается мехатроником посредством зажимания сцепления в соответствии с тем, какой момент необходимо передать на коробку. Чем больше выжата педаль газа — тем сильнее зажимается фрикцион. Соответственно, для диагностики состояния роботизированного сцепления важны не только механические, но и температурные характеристики. И желательно снимать их в динамике, то есть, во время движения машины.

Проверка механики

После подключения ноутбука к ЭБУ и запуска программы «Вася диагност» необходимо зайти в блок 2 под названием «Электроника коробки передач». Далее — «Блок измерений». Сначала нужно продиагностировать состояние первого диска, это группы 95, 96, 97. С помощью программы можно построить график, однако можно этого и не делать. В частности, нужно обратить внимание на предельное значение хода штока и текущего (диагностируемого) предельного положения штока. Вычесть их между собой. Полученная разница — это запас хода диска в миллиметрах толщины. Аналогичную процедуру нужно выполнить для второго диска. Для этого нужно зайти в группы 115, 116, 117. Обычно на новом сцеплении соответствующий запас находится в пределах от 5 до 6,5 мм. Чем он меньше — тем больше износ дисков.

Обратите внимание, что остаток первого диска сцепления ДСГ не должен быть меньше 2 мм, а второго диска — меньше 1 мм!!!

Желательно выполнить аналогичные процедуры в динамике, то есть, при движении машины по гладкой ровной дороге с максимальной передачей крутящего момента на коробку. Для этого нужно зайти в группы 91 и 111 для первого и второго диска соответственно. Ехать для диагностики можно в режиме D либо на четвертой, пятой или шестой передачах. Динамику необходимо замерять на четном и нечетном сцеплении. Желательно предварительно нажать кнопку Graph с тем, чтобы программа начертила соответствующие графики.

По получившимся графикам можно судить о значении выхода рабочего штока сцепления. Важно обращать внимание на максимально допустимый его выход. И чем дальше полученное значение от предельного — тем в лучшем (не изношенном) состоянии находятся диски сцепления.

Проверка температурных показателей

Далее необходимо перейти к температурным характеристикам. Для начала нужно посмотреть статические показатели. Для этого необходимо перейти в группы 99, 102 для первого диска и 119, 122 — для второго. Из показаний можно узнать, работало ли сцепление в критических режимах, и если да, то сколько именно часов. Также на экране можно посмотреть конкретные температурные значения. Чем при меньшей температуре работало сцепление — тем лучше, тем оно менее изношено.

После этого нужно перейти в группу номер 98 и 118 для первого и второго дисков соответственно. Здесь можно увидеть значение коэффициента сцепления, деформацию сцепления, а также максимальную рабочую температуру. Коэффициента сцепления в идеале должен находиться в диапазоне 0,95…1,00. Это говорит о том, что сцепление практически не буксует. Если соответствующий коэффициент ниже, а тем более значительно, — это говорит об износе сцепления. Чем ниже значение — тем хуже.

Обратите внимание, что в некоторых случаях прибор может показать значение больше единицы! Это связано с особенностями косвенного измерения и не должно вызывать беспокойства, значение следует принять за единицу.

Коэффициент деформации также измеряется косвенно. В идеале он должен быть равен нулю. Чем больше отклонение от ноля — тем хуже. Последний столбик на экране в данном режиме — это максимальное значение температуры дисков за весь период эксплуатации данного сцепления. Чем он ниже — тем лучше.

Далее необходимо собрать информацию про температуру дисков в динамике. Для этого в программе нужно перейти в группу 126. Программа строит график с двумя линиями. Один (по умолчанию желтый) — это первый диск, то есть, нечетные передачи, второй (по умолчанию голубой) — второй, четные передачи. Общий вывод тестирования показывает, что чем выше обороты двигателя и нагрузка на сцепление — тем выше температура дисков. Соответственно, желательно, чтобы соответствующее значение температуры можно было как можно ниже.

Обратите внимание, что некоторые автосервисы предлагают своим клиентам с помощью программных адаптаций убрать вибрацию при движении на второй передаче (характерный признак износа сцепления ДСГ-7). На самом деле причина этих вибраций в другом, и адаптация в данном случае не поможет.

Адаптация точек переключения и свободного хода сцеплений в целом помогает работе коробки и продлевает жизнь мехатрона. Во время этой процедуры выполняется обнуление точек переключения передач, корректировка давлений срабатывания мехатрона, калибровка свободного и прижимания дисков сцепления. Рекомендуется выполнять адаптацию каждые 15 тысяч километров пробега. Хотя среди автолюбителей есть много таких, которые к адаптации относятся отрицательно, поэтому выполнять адаптацию или нет — решать исключительно автовладельцу.

Параллельно с диагностикой сцепления с помощью программных средств имеет смысл также проверить другие системы автомобиля, в частности, выполнить сканирование имеющихся ошибок. В частности, можно проверить сам мехатроник. Для этого нужно зайти в группы 56, 57, 58. Если в представленных полях написаны числа 65535, значит, ошибок нет.

Ремонт сцепления

На многих автомобилях система сцепления подлежит регулировке. Это можно сделать самостоятельно, либо обратившись за помощью к мастеру. Если автомобиль имеет небольшой пробег на данной корзине сцепления, то такой метод ремонта вполне приемлем. Если же пробег значительный, а тем более сцепления уже подлежало регулировке — лучше заменить его диски или корзину целиком (в зависимости от степени и объема поломки).

Ремонт или регулировку лучше выполнить как можно раньше, при появлении первых признаков неисправности. Это обеспечит не только комфортную езду, но и позволит сэкономить деньги на дорогостоящих ремонтах.

Надежные и простые методы диагностики сцепления автомобиля

В дороге бывают ситуации, когда сцепление автомобиля выходит из строя, а отремонтировать его или заменить комплектующие сложно, даже если поблизости есть населенный пункт. Лучше всего периодически проводить диагностику важных узлов, есть несколько надежных и простых методов, о которых стоит рассказать подробнее.

Признаки неисправности сцепления. Проверить сцепление на пригодность можно даже на ходу, стоит только обратить внимание на несколько факторов, указывающих на его поломку:

  • Затрудненное переключение передач
  • Рывки после переключения скоростей
  • Затрудненная езда, особенно при движении в гору
  • Посторонние звуки при езде
  • Запах горелого материала

Основные поломки. Определить, исправно ли сцепление «на глаз», вряд ли получится. Обычно проблемы выявляются при диагностике важных узлов на СТО. Чтобы посмотреть, исправны ли детали, до них приходится сначала добираться, для чего потребуется снять сцепление. Процедура проблематичная и долгая, однако есть основные признаки того, что система работает не так, как должна.

Механизм сцепления достаточно прост по устройству, а насколько долго он прослужит, зависит от привычек водителя и его манеры вождения. К примеру, если владелец забывает убрать ногу со сцепления на светофорах и во время пробок, выжимной подшипник выйдет из строя намного быстрее.

Выявить неисправность достаточно просто. При этом необходимо приложить дополнительное усилие при переключении передачи. Похожие признаки могут указывать и на износ тросика сцепления.

Износ диска сцепления. Если часто буксовать и начинать движение на высоких оборотах, диск сцепления выходит из строя, понять это по нескольким признакам достаточно легко. При стандартных условиях он рассчитан на использование до достижения 100-150 тысяч километров пробега.

Ведомый диск сцепления проверяется с помощью простой процедуры. Для этого достаточно припарковать авто на ровной поверхности, а затем включить пятую передачу. После этого попробовать тронуться и в зависимости от результата, станет понятно, насколько печально положение вещей:

  • Если двигатель заглох, значит у диска еще не закончился ресурс и он будет работать
  • Если силовая установка продолжает работать, систему сцепления, скорее всего, придется менять

Ведет ли сцепление. Есть еще один простой способ проверить, полностью ли подключается сцепление, как принято говорить у водителей, не «ведет» ли оно. Обычно данная поломка сопровождается посторонними звуками, а переключать скорости получается только с усилием. Чтобы проверить, есть ли неисправности, достаточно завести двигатель, выжать сцепление и нажать первую передачу.

Если во время процедуры возникают какие-либо трудности, появляются посторонние звуки, поломка «на лицо».

Также «ведет» себя сцепление, если при резком переключении с первой передачи на заднюю скорость, появляются неприятные звуки.

Итог. Сцепление — это важная система автомобиля, а потому стоит следить, чтобы она находилась в рабочем состоянии. Для этого есть несколько простых и надежных методов, при которых нет необходимости посещать СТО.

Главное помнить, что езда с неисправным сцеплением опасна, в любой момент машина может выйти из строя, а при совершении какого-либо маневра водитель рискует попасть в серьезную аварию. Лучше провести предварительно диагностику и своевременно заменить комплектующие.

  • Не стоит экономить на семье. Тест-драйв Chrysler Pacifica

Смотреть все фото новости >>

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*