admin / 20.08.2020

Собственник Автоваза

«Ростех» снизит долю в нидерландской Alliance Rostec Auto B.V. с 33% до 25%, продав часть своей доли партнеру по СП — французской Renault. Alliance Rostec Auto на 100% владеет российским автоконцерном АвтоВАЗ. При этом перевод Alliance Rostec Auto B. V. в российскую юрисдикцию может быть завершена до конца года, однако пока место перерегистрации не выбрано.

«Ростех» снизит свою долю в СП с Renault — единственном акционере АвтоВАЗа Alliance Rostec Auto B. V. — с 33% до 25%, продав часть своей доли французскому партнеру, сообщил глава госкорпорации Сергей Чемезов в ходе ПМЭФ. После этого планируется допэмиссия, уточнил он, а «средства от продажи пакета — более 10 млрд руб.— мы опять вложим в развитие АвтоВАЗа»: «Французские партнеры тоже внесут средства — примерно в соотношении один к трем. То есть на один рубль российских инвестиций придется три рубля французских» (цитата по «Интерфаксу»).

ПМЭФ-2019. День второй. Главное

Финансовое оздоровление АвтоВАЗа в 2016 году решили провести основные акционеры завода — Renault—Nissan (в сентябре 2017 года Nissan вышел из альянса) и «Ростех». В рамках первого этапа в декабре 2016 года АвтоВАЗ провел допэмиссию на 26,1 млрд руб., акции выкупили Alliance Rostec Auto (нидерландское СП Renault-Nissan и «Ростеха»), Renaissance Securities и другие миноритарии. В ходе второго этапа весной 2018 года автоконцерн конвертировал в акции долги на 61,4 млрд руб., которые по закрытой подписке приобрело СП. При этом «Ростех» и Renault переуступили в пользу Alliance Rostec Auto права требования по долгам АвтоВАЗа — по 30,7 млрд руб.

Увеличив свою долю в концерне до 96,64%, в октябре 2018 года СП выставило миноритариям АвтоВАЗа принудительную оферту на выкуп их акций. Как следует из списка аффилированных лиц АвтоВАЗа по состоянию на 31 декабря, Alliance Rostec Auto B. V. стал единственным акционером компании, доведя свою долю в капитале автопроизводителя до 100%. Согласно материалам Renault, СП завершило принудительный выкуп акций 26 декабря, приобретя 375,07 млн акций (259,8 млн обыкновенных и 115,25 млн привилегированных), что составило 3,36% уставного капитала АвтоВАЗа. При этом доли в Alliance Rostec Auto были перераспределены: у Renault — 67,61% (ранее — 66,2%), у «Ростеха» — 32,39% (ранее 33,8%).

Сергей Чемезов также сообщил, что место перерегистрации СП в РФ пока не обсуждалось: «В каком городе — пока мы даже не обсуждали. Скорее всего Москва. Надеюсь, что до конца года мы завершим эту работу».

О том, что Alliance Rostec Auto B. V. может быть перерегистрирован в РФ, глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил еще в 2014 году. Тогда СП принадлежало 74,51% капитала автозавода. Он уточнял, что такое «пожелание» исходит от «Ростеха», а офшор был зарегистрирован в Голландии «по просьбе» Renault—Nissan и «не управлял финансовыми потоками», выполняя «чисто административную» функцию. Тогда отмечалось, что госкорпорация еще не проводила переговоров с Renault—Nissan о переводе акций АвтоВАЗа в российскую юрисдикцию. В ноябре 2018 года стало известно о намерении «Ростеха» перевести нидерландскую Alliance Rostec Auto B. V. в российскую юрисдикцию, для этого госкорпорация нанимала юридического консультанта. Юристы тогда говорили «Ъ”, что перерегистрация СП может производиться по требованию правительства в связи с постоянным снижением доли «Ростеха» в капитале Alliance Rostec Auto и, следовательно, снижением того уровня влияния, которое государство может оказывать на процесс принятия решений, касающихся судьбы АвтоВАЗа.

Ольга Никитина

Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU — ГК «Ростех» и французский автомобилестроительный концерн Renault намерены перевести совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., владеющее 96,64% акций ПАО «АвтоВАЗ» и зарегистрированное в Голландии, в российскую юрисдикцию, для чего нанимают юридического консультанта.

Как говорится в материалах портала госзакупок, соответствующую закупку у единственного поставщика разместила госкорпорация «Ростех». Предмет закупки — «оказание юридических услуг по сопровождению ряда сделок по переводу голландского СП Alliance Rostec Auto B.V. в российскую юрисдикцию».

Сам поставщик при этом не называется, однако в материалах закупки фигурирует американская юридическая фирма Latham & Watkins LLP.

«Услуги будут оплачены в рублях по курсу ЦБ на дату осуществления платежа исходя из предельной стоимости всех основных услуг $82,4 тыс. (не включая НДС и расходы). «Лэйтам Энд Уоткинс, ЛЛП» ежемесячно будет направлять корпорации проекты счетов на оплату гонораров и расходов в связи с оказанием услуг c приложением всех документов, подтверждающих понесенные расходы. В них будет указываться затраченное на работу время в десятых долях часа отдельно от расходов, а также расходы. В счетах также будет указана сумма НДС, подлежащего оплате по нашим гонорарам и расходам в соответствии с законодательством РФ», — говорится в документации.

Также отмечается, что начальная (максимальная) цена договора составляет 6,929 млн руб. с учетом всех налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

Обоснование выбора поставщика, с которым планируется заключение договора: «наличие соглашения между корпорацией и Renault S.A.S.», а также «отсутствие времени на организацию и проведение конкурентной процедуры закупки». При этом указано, что услуги по договору должны быть предоставлены до 31 декабря 2018 года.

Задачи претендента

Согласно техническому заданию, «комплексная сделка по изменению юрисдикции» будет включать некоторые услуги. Так, исполнитель должен будет разработать структуру сделки и пошаговый план для «юридического закрепления обязательств сторон по изменению юрисдикции существующего СП в Нидерландах на юрисдикцию РФ»; обеспечить исполнение обязательств контрагента по созданию СП в РФ; передачу акций компании — автопроизводителя от голландского СП к СП, зарегистрированному в РФ; провести процедуру «выкупа миноритарных акционеров (при необходимости)»; ликвидировать или расформировать существующее СП (без остающихся обязательств его акционеров).

Также планируется обеспечить внесение акционерами дополнительных вкладов в компанию-автопроизводителя (в том числе путем погашения прав по существующим долгам компании-автопроизводителя).

Все это планируется реализовать «путем соответствующих юридических механизмов, включая рассмотрение вопросов блокировки акций СП, а также блокировки акций компании-автопроизводителя для их передачи СП в РФ’ и ее согласование с контрагентом».

Кроме того, исполнитель будет координировать и согласовывать пошаговый план с юристами в Голландии, а также разработает и согласует юридически обязывающий документ для закрепления обязательств сторон по изменению юрисдикции и прекращения существующих соглашений (включая соглашение акционеров, регулируемое правом Англии).

Объемом работ также предусмотрено юридическое сопровождение создания СП в РФ, «если необходимо»; подготовка «регулируемого российским правом договора опциона или залога акций компании-автопроизводителя или иного документа как части обеспечения обязательств сторон» по исполнению сделки.

Наконец, в объеме работ указана подготовка регулируемого российским правом устава и корпоративного договора в отношении российского СП, «положения которого будут сводиться к вопросам корпоративного управления и голосованию по особо важным вопросам, которые на данный момент являются практически согласованными сторонами».

В материалах отмечается, что работа по проекту завершится до 31 декабря 2018 года, а структура «комплексной сделки по изменению юрисдикции не будет существенным образом меняться после ее согласования».

Перспективы делистинга «АвтоВАЗа»

Ранее сообщалось, что голландское СП Rostec Auto B.V. в результате допэмиссии акций ПАО «АвтоВАЗ» увеличило свою долю в капитале автопроизводителя до 83,53%, а в ходе оферты довело ее до 96,64%, после чего объявило принудительный выкуп акций у миноритариев. Председатель совета директоров ПАО «АвтоВАЗ» Сергей Скворцов ранее, отвечая на вопрос о возможном переводе голландского СП в российскую юрисдикцию, отмечал, что данный вопрос обсуждается. «Мы это обсуждаем пока. Хотим дождаться результатов оферты и потом принять решение. Посмотрим, сколько собрано акций», — говорил он в июне.

Скворцов также заявлял, что СП «Ростеха» и Renault-Nissan «сохранится в той или иной форме». «Мы не планируем переходить на прямое владение, наличие совместного холдинга создает дополнительный комфорт акционерам», — пояснял он. При этом доли партнёров в СП распределены следующим образом: 66,2% — у Renault, 33,8% — у «Ростеха».

Акционеры «АвтоВАЗа» намерены довести долю в компании до 100%, после чего не исключали ее делистинга. Старший вице-президент группы Renault, операционный директор региона Евразия и заместитель председателя совета директоров «АвтоВАЗа» Николя Мор говорил в интервью «Интерфаксу», что Alliance Rostec Auto B.V. намерено довести свою долю в капитале ПАО «АвтоВАЗ» до 100% в результате оферты и принудительного выкупа акций, после чего возможен делистинг акций. При этом, по его словам, сроки проведения squeeze-out пока не определены. «Необходимо пройти ряд регуляторных процедур Центробанка, поэтому я не могу назвать точную дату. Это займёт несколько месяцев. Но пока точных сроков у нас нет», — отметил тогда Мор.

В конце сентября глава «Ростеха» Сергей Чемезов подтвердил журналистам, что делистинг состоится, акционеры сейчас проводят процедуру рекапитализации компании. «Делистинг будет. Вы знаете, сейчас мы закончим все, с кредитами разберемся, с теми, которые мы давали, выкупим, обязательное предложение сделаем всем миноритариям, выкупим, кто захочет, все акции, а потом будем думать, что дальше делать», — добавил он.

В конце прошлого года нынешний президент АвтоВАЗа Николя Мор пошел на повышение, став вице-президентом Renault по региону Евразия. Пока что Мор сохраняет за собой оба поста, однако в начале февраля глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил, что компания Renault должна представить кандидата на роль нового руководителя АвтоВАЗа. Сегодня новый президент утвержден официально — им стал Ив Каракатзанис, который вступит в должность 1 июня.

В последние годы Каракатзанис поднимается по карьерной лестнице след в след за Мором. В 2016 году, когда Мор покинул пост главы фирмы Dacia (румынское отделение Renault) и переехал в Тольятти, его место занял Каракатзанис.

Ив Каракатзанис родился в Марселе в 1964 году. Инженерное образование получил в Париже — и до прихода в 1992-м в группу Renault работал в агентстве Bossard Consultants и компании Hewlett Packard. Карьеру в Renault начал с отдела логистики. С 1995 года Каракатзанис отвечал за процессы сборки и окраски на крупнейшем французском заводе Renault во Флине, в 1999-м возглавил отдел качества, с 2002-го занимался подготовкой производства Clio третьего поколения, а затем, до переезда в Румынию, — закупками и логистикой поставок комплектующих в евразийском регионе. Ива Каракатзаниса считают вдохновителем и создателем глобальной системы закупок для нужд альянса Renault-Nissan (ARNPO). К слову, это может обеспокоить «внесистемных» поставщиков АвтоВАЗа.

При этом Николя Мор останется на АвтоВАЗе в должности заместителя председателя совета директоров. Он продолжит контролировать финансовое оздоровление предприятия и выполнение среднесрочного плана развития. И еще одна важная деталь. Если Бу Андерссон, предшественник Мора на посту президента АвтоВАЗа, был смещен со своей должности даже без подобающих случаю формальных слов благодарности, то для Николя Мора уже нашлись добрые слова от Сергея Скворцова (он председатель совета директоров АвтоВАЗа): «Я хотел бы искренне поблагодарить Николя Мора за его вклад в результаты компании. Несмотря на некоторые сохраняющиеся риски, АвтоВАЗ уверенно выполняет план финансового оздоровления. С приходом Ива Каракатзаниса мы планируем продолжить развивать продажи Лады в России и за рубежом, оптимизировать затраты как на уровне компании, так и в сотрудничестве с поставщиками, а также обновлять модельную линейку — все эти действия обеспечат выполнение среднесрочного плана развития».

И руководители АвтоВАЗа, и рядовые сотрудники ездят в основном на машинах, которые производит автозавод. Об этом говорится в очередном выпуске программы «В самом деле», которая выходит на YouTube-канале российского автогиганта.

Как сообщил ведущий передачи, специалист пресс-центра АвтоВАЗа Стас Березий, «в гараже заводоуправления нет ни одной иномарки, на Lada ездят и президент АвтоВАЗа, и его заместители».

Таким образом «бородатый» анекдот о том, что общего между директором АвтоВАЗа и директором Mercedes-Benz (дескать, они оба ездят на Mercedes), больше не актуален, отметил Березий.

Кстати, ранее стало известно, что глава АвтоВАЗа Ив Каракатзанис в Тольятти использует седан Lada Vesta, а в Москве иногда пересаживается на Lada Xray. Приподнятый хэтчбек водит и директор профильного проекта «Семейство автомобилей Lada Xray» Олег Груненков. А вот главный дизайнер компании Стив Маттин предпочитает другую модель.

— Сейчас в Москве я сам езжу за рулем Vesta Cross цвета «Марс». И это моя любимая Lada, — рассказал Маттин в интервью «РГ».

Кстати, по словам Березия, на Lada ездит и большая часть рядовых сотрудников компании. Благо, машины собственного производства им продают по корпоративным программам. Скидки достигают 6-10 процентов.

Отмечается, что только в первой половине 2019 года заводчане приобрели примерно 3 тысячи Lada, которые сами же и собрали. И это, кстати, прекрасный способ мотивации работников — можно сказать, что они делают машины «как для себя».

Напомним, в текущей линейке АвтоВАЗа представлены автомобили семейства Granta, седаны и универсалы Vesta, приподнятые хэтчбеки Xray, внедорожники 4×4 и универсалы Largus.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*