admin / 09.04.2020

Система безопасности автомобиля

Автомобиль – это большое преимущество в нашей жизни, делающее нас более свободными и активными. Но, вместе с тем, управление машиной накладывает на нас определенные обязательства, призванные обеспечить безопасность себя, своих пассажиров, других участников дорожного движения и пешеходов.

Современные средства безопасности созданы для того, чтобы избежать аварии или если этого не удалось, снизить её последствия. Защита в автомобиле двух типов: активная и пассивная.

К системе активной безопасности относятся все конструктивные и эксплуатационные свойства машины, направленные на снижение риска ДТП.

К ним относятся множество подсистем, защищающих нас при потере управления, заносе, буксировке, резком торможении (например, антиблокировочная система тормозов или система распределения тормозных усилий). Активная безопасность помогает водителю предотвратить аварию, но если уж это случилось, то тут в действие вступает пассивная безопасность.

К пассивной системе безопасности автомобиля относятся все элементы, предназначенные для снижения ущерба при возникновении аварийной ситуации, например, ремни и подушка безопасности, ударопоглощающие бамперы и т.п. Автомобиль всегда считался средством повышенной опасности а с ростом скоростей, увеличивается и риск для водителя и пассажиров. Если обратиться к статистике, то около 85% ДТП приходится на долю автомобилей, поэтому производители активно разрабатывают системы безопасности, помогающие избежать травм или снизить их тяжесть у находящихся в автомобиле людей.

Что же подразумевается под пассивной безопасностью? Для большинства, это столь ненавистные всеми ремни, которыми чаще пристегиваются не из соображений безопасности, а во избежание штрафа, ну и ещё подушки.

На самом деле вся конструкция автомобиля, это пассивная безопасность, машина сконструирована так, чтобы сохранить жизнь человека и свести к минимуму травмы. К системам пассивной безопасности относится следующее:

1. Ремни безопасности

2. Подушки безопасности (на старых моделях авто их может и не быть)

3. Подголовники

4. Безопасная конструкция кузова

5. Другие дополнительные устройства, например, детское автокресло и др

Стоит, наверное, начать с ремней, состоящих из лямок, деталей крепления и запирающего устройства , они устроены так, чтобы в случае торможения или столкновения ограничить возможность перемещения тела, тем самым снижая опасность травмы

Подголовниками также пренебрегать не следует, ведь при ударе они защищают шею водителя и пассажира от серьезных повреждений. Подголовники бывают пассивные и активные. Пассивные просто выполняют роль подушки, а активные перемещают подголовник ближе к голове, сокращая расстояние и смягчая удар

Подушки безопасности, имеющиеся на большинстве автомобилей, срабатывают при ударе, предохраняя от повреждений голову и верхнюю часть туловища. К недостаткам их можно отнести то, что они недостаточно защищают при опрокидывании и боковом ударе.

Теперь сам автомобиль. Он так устроен, что средняя часть авто, где находятся люди, как правило защищена жестким каркасом, в то время как передняя и задняя часть менее прочные. Это сделано для того, что бы смягчить энергию удара. Из соображений безопасности, двигатель в авто устанавливается на специальной подвеске, поэтому, при ударе двигатель не проникает в салон, а, благодаря такой конструкции, опускается вниз. Педали управления, при столкновении, отделяются от своих креплений, тем самым смягчая удар. Стёкла в автомобилях установлены из такого материала, который при ударе рассыпается на множество неострых осколков.

И все же, какими бы средствами безопасности не был оснащен автомобиль, всё зависит от людей, находящихся внутри. Например, если водитель и пассажиры не были пристёгнуты, а для перевозки детей не использовались специальные удерживающие устройства, то, даже при срабатывании других средств безопасности, травматизма не избежать.

Підручник з Основ здоров’я. 7 клас. Тагліна — Нова програма

Тема 4

§ 6. Безпека пасажира легкового і вантажного автомобіля. Небезпечні вантажі

Обміркуйте й обговоріть ситуацію. За статистикою, щогодини на дорогах світу гине дев’ятеро дітей. У тридцяти випадках зі ста їхня загибель пов’язана з їх власною неправильною поведінкою на дорозі, а не з помилкою водія. Чому так відбувається? Що треба робити для того, щоб дороги стали безпечнішими?

Безпека на дорозі

Безпека на дорозі — це, перш за все, безпека життя. На дорогах гине так багато людей, що дорожньо-транспортні пригоди (ДТП) називають «убивцею номер один». Половина всіх ДТП пов’язана з наїздом на пішохода. На превеликий жаль, найчастіше під колеса транспорту потрапляють саме діти. Вони часто, слухаючи музику, не знімають навушників, коли переходять дорогу, продовжують вести розмову по мобільному телефону, не чують попереджувальних сигналів, не стежать за ситуацією на дорозі.

Пам’ятайте, що ситуація на дорозі постійно змінюється. Щойно дорога була порожньою, але ось несподівано з-за повороту на великій швидкості виїжджає машина, а за нею ще одна. Дорога дуже підступна. Вона потребує уваги, уваги і ще раз уваги. Якщо поводитися з нею недбало і нешанобливо, то вона суворо карає таких порушників, не рахуючись з їхнім віком.

Перехід вулиці не вимагає багато часу, але це дуже важливі секунди, коли треба зосередитися лише на одному — переході дороги

Безпека пасажира легкового і вантажного автомобіля

Кожен школяр буває не тільки пішоходом, але й пасажиром автотранспорту. Якщо ви стали пасажиром легкового автомобіля, то повинні знати, що саме цей транспорт є найнебезпечнішим. Тому кожен автомобіль має бути оснащений засобами безпеки.

Є засоби безпеки, які починають працювати в момент аварії і забезпечують зменшення або усунення загрози для життя та здоров’я пасажирів і водія. Це надувні подушки, підголівники, паски безпеки тощо.

Вантажний автомобіль за своєю конструкцією та обладнанням призначений для перевезення вантажів. Але в ньому можна перевозити і пасажирів. Ви повинні знати, що дітей до 16-річного віку забороняється перевозити в кузові вантажного автомобіля!

Знайдіть необхідну інформацію й дайте відповідь на запитання. Павло та Ігор їхали в автомобілі, їм було нудно і вони стали гратися пасками безпеки: то вставлять їх у замок, то виймуть. Яку проблему може створити така гра?

Паски безпеки можуть врятувати ваше життя

Засоби безпеки легкового автомобіля

До засобів безпеки належать: подушки безпеки, м’які елементи передньої панелі, колонка керма, яка може складатися, травмобезпечний педальний вузол, який зменшує ризик пошкодження ніг водія. В автомобілі мають бути й дитячі системи безпеки: кріплення, крісла, паски безпеки. Підголівники на сидіннях захищають від серйозних травм шию пасажира при ударі автомобіля. Безпечне скло автомобіля при руйнуванні розсипається на безліч негострих осколків.

Правильне розташування пасків безпеки

Відмова від використання пасків безпеки є другою за кількістю жертв причиною загибелі людей у ДТП, викликаних перевищенням швидкості,— 92 % загиблих людей не були пристебнуті пасками безпеки в момент зіткнення автомашин.

У більшості цивілізованих країн застосування пасків безпеки є обов’язковим. Водій та пасажири, які ігнорують цю вимогу, отримують штрафи і позбавляються страхових виплат.

Правильне користування засобами безпеки легкового автомобіля

Заходи безпеки під час поїздки на вантажному автомобілі

Вантажний автомобіль, що використовується для перевезення пасажирів, за правилами дорожнього руху має бути обладнаний сидіннями, закріпленими в кузові на відстані не менш як 0,3 м від верхнього краю борту і 0,3-0,5 м від підлоги. Сидіння, що розташовані вздовж заднього або бокового борту, повинні мати міцні спинки. Перед поїздкою водій вантажного автомобіля має проінструктувати пасажирів про їхні обов’язки та правила посадки, висадки, розміщення і поведінки в кузові.

Небезпечні вантажі

Машини, що їдуть по дорозі, можуть перевозити небезпечні вантажі. До небезпечних вантажів належать речовини, матеріали, вироби, відходи виробництва, які в процесі перевезення можуть завдати шкоди довкіллю, спричинити вибух, пожежу або ушкодження транспортних засобів, а також загибель, травмування, отруєння, опіки чи захворювання людей і тварин.

Перевезення небезпечних вантажів дозволяється лише за умов дотримання встановлених правил.

Небезпечні вантажі перевозять на спеціально призначеному для цього транспорті. Ви, напевне, бачили на дорогах машини із цистернами, величезними контейнерами, лісовози, самоскиди тощо. Оце і є транспорт для перевезення небезпечних вантажів.

Підголівники сидінь — засіб безпеки, який захищає від травм шиї під час удару автомобіля

Речовини і вироби, що містять небезпеку вибуху

Якщо в аварію потрапила машина, що везла небезпечний вантаж, то на це треба зважати під час ліквідації наслідків аварії. У такому разі треба якнайшвидше покинути місце аварії.

Справа розміщені знаки, якими позначають речовини й вироби, що містять небезпеку.

Опорні точки. Безпека на дорогах передбачає дотримання Правил дорожнього руху.

Безпека пасажира забезпечується його правильною поведінкою в салоні автомобіля і грамотним користуванням засобами безпеки.

Машини, що їдуть по дорозі, можуть везти небезпечні вантажі. Якщо в аварію потрапила машина, яка везла небезпечний вантаж, то необхідно якнайшвидше покинути місце аварії.

Займисті гази

Токсичні гази

Запитання для повторення й обговорення

І-ІІ рівні

1. Чому дорожньо-транспортні пригоди називають «убивцею номер один»?

2. Чому саме діти найчастіше потрапляють під колеса транспорту?

3. Який транспорт є найнебезпечнішим?

III рівень

4. Чому пасажиру автомобіля не слід пити гарячі напої з відкритого посуду?

5. Які засоби безпеки починають працювати в момент аварії?

6. Які вантажі можуть бути небезпечними?

IV рівень

7. Доведіть, що дорога потребує уваги.

8. Чому в більшості цивілізованих країн застосування пасків безпеки є обов’язковим?

  • Авторы
  • Файлы

Лазовский Р.В. Веселов Г.Г. Чурзин А.Н. 262 KB

Целью работы является анализ работы систем безопасности и их актуальности в наше время. Актуальность этой работы объясняется темя. что современный автомобиль является источником повышенной опасности, а неуклонный рост мощности и скорости автомобиля, плотности движения автомобильных потоков значительно увеличивают вероятность аварийной ситуации. Совокупность конструктивных элементов, применяемых для защиты пассажиров от травм при аварии, составляет систему пассивной безопасности автомобиля. Система должна обеспечивать защиту не только пассажиров и конкретного автомобиля, но и других участников дорожного движения. Материал для работы был взят, как из интернет источников, так и из печатных изданий.

Важнейшими условиями работы систем безопасности является :

  • работа ремней безопасности;
  • работа донатяжителей ремней безопасности;
  • работа активных подголовников (они защищают шею от переломов);
  • работа подушек безопасности (водительская, пассажирская, для задних пассажиров, подушка в виде шторки на боковые шторки);
  • устойчивость кузова автомобиля, к деформации (каркас или «решетка безопасности»);
  • аварийный размыкатель аккумуляторной батареи (служит для аварийного обесточивания двигателя, чтобы не произошло возгорания моторного отсека);
  • работа ряда других устройств (система защиты при опрокидывании на кабриолете; детские системы безопасности — крепления, кресла, ремни безопасности);
  • работа V-образных подушек безопасности для мотоциклистов, (которая после разворачивания не сдувается, а некоторое время еще остается в рабочем состоянии. При этом она защищает не только голову, но и туловище и руки байкеров);
  • специальные защитные костюмы для мотоциклистов (куртка с вшитыми в нее тремя подушками безопасности — со стороны груди и спины. Они спроектированы таким образом, чтобы защитить не только грудь и брюшную область, но и голову, шею и плечи ездока);
  • работа подушек безопасности для пешеходов (Эта система защиты включает две подушки — большую, охватывающую переднюю часть автомобиля (бампер, радиаторную решетку, фары и кромку капота) и маленькую, которая размещается у лобового стекла, защищая голову пешехода).

Сегодняшний прогресс в развитии активной и пассивной безопасности поражает. Так как все выше перечисленные, способы безопасности поддерживаются очень сложной и умной электроникой. Но никакие системы электронные или механические не отменяли простого человеческого фактора, так что на дорогах просто будьте бдительны.

Представленный материал может быть использован в изучении дисциплин: «Микропроцессорные системы управления автомобилем и двигателем».

Библиографическая ссылка

Лазовский Р.В., Веселов Г.Г., Чурзин А.Н. ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ (СИСТЕМЫ AIRBAG,SRS) // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 7. – С. 140-140;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27157 (дата обращения: 01.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Помимо повышения и улучшения эксплуатационных и технических показателей автомобилей, конструкторы уделяют немало внимания обеспечению безопасности. Современные технологии позволяют оснастить машины значительным количеством систем, которые обеспечивают контроль поведения авто в экстренных ситуациях, а также максимально возможную защиту водителя и пассажиров от получения травм при ДТП.

Какие системы безопасности бывают?

Самой первой такой системой на авто можно считать ремни безопасности, которые длительное время оставались единственным средством защиты пассажиров. Сейчас же авто комплектуется десятком и более всевозможных систем, которые подразделяются на две категории безопасности – активной и пассивной.

Активная безопасность автомобиля направлена на возможное устранение аварийной ситуации и сохранение контроля за поведением авто в экстренных случаях. Причем они действуют автоматически, то есть, вносят свои коррективы несмотря на действия водителя.

Пассивные же системы направлены на уменьшение последствий при случившейся аварии. К ним относятся ремни, подушки и шторки безопасности, специальные системы крепления детских сидений.

Активная безопасность

Первой системой активной безопасности на авто является антиблокировочная (АБС). Отметим, что она также выступает основой для многих видов активных систем.

В целом, на автомобилях могут использоваться такие системы активной безопасности, как:

  • антиблокировочная;
  • противобуксовочная;
  • распределения усилий на тормозах;
  • экстренного торможения;
  • курсовой устойчивости;
  • обнаружения препятствий и пешеходов;
  • блокировки дифференциала.

Многие автопроизводители патентуют свои системы. Но в большинстве своем они работают по единому принципу, и разница сводится лишь к названиям.

ABS

Антиблокировочная система, пожалуй, единственная, которая у всех автопроизводителей обозначается одинаково – аббревиатурой ABS. В задачу АБС, как понятно из названия, входит предотвращение полной блокировки колес во время торможения. Это в свою очередь не дает колесам потерять контакт с полотном дороги, и авто не уходит в юз. АБС является частью тормозной системы.

Суть функционирования АБС сводится к тому, что блок управления посредством датчиков отслеживает скорость вращения каждого колеса и при определении, что одно из них замедляется быстрее других, посредством исполнительного блока сбрасывает давление в магистрали этого колеса, и оно перестает замедляться. АБС действует полностью автоматически. То есть, водитель, как обычно, просто нажимает на педаль, а АБС уже самостоятельно контролирует процесс замедления всех колес по отдельности.

ASR

Противобуксовочная система направлена на предотвращение пробуксовки ведущих колес, что исключает уход авто в занос. Работает она на всех режимах движения, но имеет возможность отключения. Разные автопроизводители эту систему обозначают по-разному – ASR, ASC, DTC, TRC и другие.

Работает ASR на базе ABS, то есть она воздействует на тормозную систему. Но дополнительно она управляет также электронной блокировкой дифференциала и некоторыми параметрами силовой установки.

При небольшой скорости ASR отслеживает, посредством датчиков ABS, скорость вращения колес и если отмечается, что одно из них вращается быстрее, то просто притормаживает его.

На высоких же скоростях ASR подает сигналы на ЭБУ, а тот в свою очередь регулирует работу силовой установки, обеспечивая снижение крутящего момента.

EDB

Распределение тормозных усилий – это не полноценная система, а лишь расширение функционала ABS. Но все же она имеет свое обозначение – EDB или EBV.

Она выполняет функцию предотвращения блокировки колес задней оси. При торможении центр тяжести авто смещается на передок, из-за чего задние колеса получаются разгруженными, поэтому для их блокировки требуется меньше усилия тормозных механизмов. При торможении EDB задействует задние тормоза с небольшой задержкой, а также следит за усилием, создаваемым на тормозных механизмах колес, и предотвращает их блокировку.

BAS

Система экстренного торможения необходима для максимально эффективного срабатывание тормозов при резком торможении. Она обозначается разными аббревиатурами – BA, BAS, EBA, AFU.

Эта система бывает двух типов. В первом варианте она не задействует ABS, а суть работы BA сводится к тому, что она отслеживает скорость перемещения штока тормозного цилиндра. И при обнаружении его быстрого движения, что бывает, когда водитель «бьет» по тормозам в экстренном случае, BA задействует электромагнитный привод штока, дожимая его и обеспечивая максимальное усилие.

Во втором варианте BAS работает вместе с ABS. Здесь все работает по описанному выше принципу, но исполнение несколько иное. При определении экстренного торможения она подает сигнал на исполнительный механизм ABS, а тот создает максимальное давление в тормозных магистралях.

ESP

Система курсовой устойчивости направлена на стабилизацию поведения авто и сохранения направления движения при возникновении внештатных ситуаций. У разных автопроизводителей она обозначается как ESP, ESC, DSC, VSA и прочие.

По сути, ESP представляет собой комплекс, включающий в себя ABS, BA, ASR, а также электронную блокировку дифференциала. Также для работы она использует системы управления силовой установкой и АКПП, в некоторых случаях также и датчики угла поворота колес и руля.

Все вместе они постоянно оценивают поведение авто, действия водителя и при обнаружении каких-либо отклонений от параметров, которые считаются нормой, вносят необходимые коррективы в режим работы систем двигателя, КПП, тормозов.

PDS

Система предотвращения столкновения с пешеходами контролирует пространство перед авто и при обнаружении пешеходов в автоматическом режиме включает тормоза, обеспечивая замедление авто. У автопроизводителей она обозначается как PDS, APDS, Eyesight.

PDS является сравнительно новой и применяется она далеко не всеми производителями. Для работы PDS используются камеры или радары, а в качестве исполнительного механизма выступает BAS.

EDS

Электронная блокировка дифференциала работает на базе ABS. В ее задачу входит предотвращение пробуксовки и повышение проходимости за счет перераспределения крутящего момента на ведущих колесах.

Отметим, что EDS работает по тому же принципу, что и BAS, то есть она с помощью датчиков фиксирует скорость вращения ведущих колес и при выявлении повышенной скорости вращения на одном из них, задействует тормозной механизм.

Системы-ассистенты

Выше описаны только основные системы, но активная безопасность автомобиля включает еще ряд вспомогательных, так называемых «ассистентов». Их количество тоже немалое, и к ним относятся такие системы как:

  • Парковки (парктроники облегчают постановку авто на стоянку в условиях ограниченного пространства);
  • Кругового обзора (камеры, установленные по периметру, позволяют контролировать «слепые» зоны);
  • Круиз-контроля (позволяет авто удерживать заданную скорость, без участия водителя);
  • Аварийного рулевого управления (позволяет в автоматическом режиме избежать автомобилю столкновения с препятствием);
  • Помощи движению по полосе (обеспечивает движение авто исключительно по заданной полосе);
  • Помощи при перестроении (контролирует слепые зоны и при изменении полосы движения сигнализирует о возможном препятствии);
  • Ночного виденья (позволяет контролировать пространство вокруг авто в темное время суток);
  • Распознавания дорожных знаков (распознает знаки и информирует водителя о них);
  • Контроля усталости водителя (при обнаружении признаков усталости водителя сигнализирует о необходимости отдыха);
  • Помощи при начале движения со спуска и в подъем (помогает начать движение не используя тормоза или ручник).

Это основные ассистенты. Но конструкторы постоянно совершенствуют их и создают новые, повышая общее количество систем авто, обеспечивающих безопасность во время движения.

В современном автопроизводстве активная безопасность играет значительную роль для сохранения здоровья людей в автомобиле и вне его, а также исключает множество ситуаций, которые раньше привели бы к повреждению авто. Поэтому не стоит недооценивать их значимость и пренебрегать наличием таких помощников в комплектации.

Но самое главное, в первую очередь все зависит от водителя, он должен следить чтоб все пользовались ремнями безопасности и здраво понимать с какой скоростью необходимо ехать в данный момент. Не стоит напрасно рисковать, когда в этом нет необходимости!

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*