admin / 06.04.2019

Рулевое колесо

Когда появилось рулевое колесо на автомобиле, достоверно неизвестно. Одни утверждают, что руль впервые увидел свет на автомобиле братьев Паккард, другие отдают пальму первенства Луи Рено, третьи считают что пионером был Эмиль Левассор, а четвертые вообще говорят, что руль подарил миру французский конструктор Шарль Жанто.

С момента своего появлениея круглая «баранка» за каких-то десять лет завоевала полное господство. С тех пор в устройстве руля менялось многое: диаметр, угол наклона, толщина обода и количество спиц, количество оборотов от упора до упора. Совершенствовались способы передачи усилия от руля к колесам, появились гидро-, а затем — и электроусилители привода. И только сам принцип управления автомобилем — когда вращением руля выполняется поворот — оставался неизменным. Более того, уделяя внимание инженерным вопросам управления, большинство автопроизводителей оставляли на втором плане дизайн самого руля.

Первыми опомнились конструкторы знаменитой компании МОМО, специализирующейся на дизайне автомобильного оборудования. Чтобы предложить авторынку «улучшенные рули», фирма сконцентрировала поиск на спортивных «штурвалах», задав тон всем последовавшим дизайнерским разработкам.

Двадцать первый век продолжает изобретать автомобиль. Ведь в условиях острейшей конкуренции он должен продаваться. Для этого наше время выдвинуло свои требования — совершенствование деталей. Каждая из них в автомобиле должна апеллировать к чувствам покупателя, вызывать определенный эмоциональный отклик. И вполне естественно, что руль, — этот главный «инструмент», с помощью которого водитель взаимодействует со своим автомобилем, — оказался в фокусе внимания автодизайнеров.

Обывательское воображение сразу же рисует измененную форму — руль квадратный, овальный… Но безудержный полет творческой фантазии сдерживают два важных фактора: эргономика и безопасность. Гиппократовский принцип «не навреди» оказался тут как тут, позволив всем дизайнерским ухищрениям быть уместными лишь в случае, если они не ухудшают управляемость автомобиля и не мешают водителю выполнять быстрое вращение руля. И все же, даже с учетом ограничивающих факторов, простора для творчества более чем достаточно. В настоящее время в дизайне рулей доминируют три акцента: спортивный, футуристический и «эксклюзивный».

Руль “по-шумахеровски”

Использование в дизайне руля элементов, намекающих на его спортивность, — самый часто встречающийся прием. Вполне закономерно: скоростные качества автомобиля (или хотя бы видимость таких качеств) являются отличной приманкой для потенциальных покупателей. В интерьере же легче всего продемонстрировать спортивность с помощью элементов отделки руля и приборной панели.

Арсенал приемов типичен: сравнительно небольшой диаметр, характерный трехспицевый дизайн, хромированные накладки в тон отделке приборной панели и ручки КПП, приборы, размещенные в «колодцах», и т.д. Эти элементы выполняют роль скорее эстетическую, нежели функциональную. Именно поэтому профессиональные дизайнеры ограничиваются сдержанными «намеками», не пытаясь превратить «гражданский» автомобиль в имитацию спорткара.

Настоящий же спортивный руль настоящего спортивного автомобиля можно увидеть на примере Porsche 911 GT3. «Классический» трехспицевый руль правильной формы, на ободе — небольшие выемки под большие пальцы рук, а чуть выше — едва обозначенные утолщения для лучшего хвата. На самом руле — ничего лишнего, отсутствуют и кнопки управления аудиосистемой и телефоном. Обод обтянут высококачественной кожей «алькантара» с матовой фактурой, его «рассекает» полоска контрастного цвета, отмечающая нейтральное положение.

Именно то, что нужно для машины, разгоняющейся до 100 км/час за 4,3 секунды и развивающей максимальную скорость 310 км/час. Руль оптимален и для контроля траектории автомобиля на высочайших скоростях, и для выполнения крутых поворотов с перехватом обода руками — вращению ничего не мешает, и его можно выполнять с максимальной быстротой. Для спортивных автомобилей такой дизайн можно считать эталонным.

Те же принципы заметны и в дизайне руля Seat Leon Cupra. Автомобиль можно назвать «дважды заряженным»: сама марка Seat в концерне Volkswagen позиционируется как спортивная, а слово «Cupra» обозначает топ-модификацию в модельном ряде Leon.

Руль здесь эксклюзивный: небольшого диаметра, с оптимальным расположением спиц и, как полагается по статусу, обтянут дорогой кожей с контрастной строчкой красного цвета. Но поскольку Leon Cupra, в отличие от элитного Porsche 911 GT3, рассчитан на массовую аудиторию, то на горизонтальных спицах его руля размещены кнопки управления аудиосистемой и телефоном. «Экстремальному рулению» они не мешают, а в «гражданских» режимах езды дают возможность не отвлекаться от дороги, если водитель хочет сменить трек на компакт-диске или ответить на телефонный звонок.

Руль как роскошь

Руль болида F-1

Использование качественных и самых дорогих материалов для отделки рулевого колеса автомобилей премиум-класса началось с тех самых времен, когда такие модели впервые появились на рынке.

И вряд ли эта тенденция ослабеет в обозримом будущем. И здесь правит бал не только собственно дизайн, но и красотка-мода. Сейчас ей подавай двухцветную отделку руля — в тон двухцветной отделке салона. Поэтому-то в Aston Martin V8 Vantage черно-коричневая гамма интерьера «воспроизводится» в отделке руля, обтянутого высококачественной кожей черного и коричневого цветов.

А вот некогда модный (особенно на дорогих представительских автомобилях) руль с деревянным ободом, судя по всему, сдает позиции. Использование дорогих пород дерева позволяет подчеркнуть эксклюзивность автомобиля. Увы, отделанный деревом руль, несмотря на богатый внешний вид, оказался с функциональным недостатком — проскальзывает в руках. Впрочем, приверженцам красоты полированного дерева дизайнеры предложили выход. К примеру, в Cadillac Escallade деревом отделан только верхний сегмент рулевого колеса, за который водитель при обычном режиме езды «хватается» редко. Зато внешний вид руля удачно гармонирует с передней панелью и центральной консолью, украшенными деревянными вставками. И верность традиции соблюдена.

Руль начеку

Еще одна всеобщая тенденция — руль современного автомобиля с каждым годом «умнеет»: на его поверхности, на рулевой колонке размещается все больше элементов управления бортовыми системами. Это не только дань удобству, но и способ существенно повысить безопасность. Ведь, согласно статистике, риск аварии многократно возрастает тогда, когда водитель отвлекается от дороги на манипуляции с CD-проигрывателем или разговор по мобильному телефону.

Но «интеллект» руля шагает дальше бытовых задач. На автомобиле Lexus LS 600h проходит обкатку высокотехнологичная система предотвращения опасных ситуаций на дороге, размещенная на рулевой колонке. Камера отслеживает движение головы водителя, специальная система радаров оценивает ситуацию на дороге. Если компьютер придет к выводу, что в потенциально опасной ситуации водитель не смотрит на дорогу — автомобиль самостоятельно начнет притормаживать и издаст звуковой сигнал.

Подобные системы могут отслеживать не только положение головы, но и то, открыты ли глаза водителя. Следовательно, должен существенно уменьшиться риск аварий из-за того, что водитель уснул за рулем. Уже сегодня для многих автомобилей предлагаются упрощенные системы, следящие за дорожной разметкой: если водитель пересекает «неположенную» линию, вибрация руля, в сочетании со звуковым сигналом, буквально «приводит его в чувство».

Руль Формулы-1

Центром болида “Формулы-1” является кокпит- место, где располагается пилот. Его можно назвать офисом гонщика. Огромное количество оборудования для пилота должно быть втиснуто в это ограниченное пространство. В 50-е годы рулевое колесо было не больше чем деревянным кругом на металлической основе. Следующие два десятилетия мало что изменили – разве что руль стал чуть меньше в диаметре, но это стало следствием изменения конструкции болида, просто кокпит стал меньше.

В начале восьмидесятых на руле появились кнопки и переключатели – новая электроника требовала вмешательства гонщика, который смог управлять балансом тормозов, концентрацией топливной смеси, параметрами активной подвески, когда она была разрешена правилами.

Руль MOMO

Прорыв случился в 1989 году, когда Ferrari представила полуавтоматическую коробку передач. Исчезла необходимость в педали сцепления и рычаге переключения передач. Остались только две педали – “газ” и тормоз.

Отныне пилоты могли переключать передачи с помощью небольших рычажков, расположенных с обратной стороны рулевого колеса – с одной стороны для повышения передачи, а с другой для понижения. Маленький рычажок сцепления крепится сразу позади рычагов переключения передач и включается вместе с ними. Теперь нет педали сцепления, так что многие пилоты по раллийному тормозят левой ногой. В современных болидах нет необходимости снимать правую ногу с педали газа, что намного облегчает пилотирование.

Отпала необходимость размещать в кокпите болида тахометр, спидометр и другие приборы, показывающие гонщику параметры тех или иных систем. Прямо на руле располагается жидкокристаллический дисплей, на который и выводятся все эти показатели. Обычно это обороты двигателя, текущая передача, скорость, объем топлива в баках, температура охлаждающей жидкости, время прохождения круга, иногда с учетом результата по секторам трассы.

По правилам, рулевое колесо должно легко сниматься, чтобы в случае аварии не препятствовать эвакуации пострадавшего пилота. Современное рулевое колесо болида представляет собой легкую и прочную конструкцию из углепластика и алюминия. Форма и конфигурация руля разрабатываются индивидуально под каждого гонщика, а его стоимость превышает 30 000 евро.

На рулевом колесе есть несколько кнопок и переключателей, с помощью которых пилот в состоянии вывести на дисплей около ста параметров двигателя, тормозной системы, коробки передач или сцепления, а также легко управлять всеми этими параметрами. Правда прочесть эту информацию и что-то изменить гонщик может лишь в неподвижной машине, к примеру – во время остановки в боксах.

На руле всегда присутствует кнопка “Выключение мотора”, которая необходима для того, чтобы пилот мог заглушить двигатель в случае пожара или иной внештатной ситуации. Она должна быть расположена в легкодоступном месте, но не допускать случайного нажатия. Известен случай, когда на тестах в начале сезона, мотор вышел из строя в результате случайного нажатия на эту кнопку. Кроме перечисленых, можно встретить кнопки “Подтверждение заезда на пит-лейн”, “Подтверждение дождевой резины” и “Маркер неполадок”.

Первые две дублируют радио сообщения – как только пилот решил что необходим заезд в боксы (иногда и внеплановый) он нажимает первую. В боксах сразу загорается лампочка, которая сигнализирует механикам о намерениях пилота.

Вы можете спросить, а для чего тогда существует радио связь? Но во первых она не всегда была обратной, а во-вторых – на некоторых трассах, вроде Монако или Хокенхайма есть места, где радиосвязь просто не работает и что бы не говорил пилот, его просто не услышат в боксах команды. Третья из перечисленных выше кнопок, облегчает жизнь и пилотам, и команде. Как только пилот на определенном участке трассы чувствует проблему (например необъяснимую вибрацию), он нажимает эту кнопку, что фиксируется метками на экране телеметрии в боксах.

Источник: https://avtonov.info/avtomobilnyj-rul

Рулевое колесо

Эта статья — о руле автомобиля. О руле судна см. Штурвал. Современный автомобильный руль. (Volvo S70) Рулевое колесо различных периодов. Рулевое колесо с извлеченной подушкой безопасности.

Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучшить эту статью, исправив в ней ошибки.
Оригинал не указан. Пожалуйста, укажите его.

Рулевое колесо (штурвал, руль) — устройство для управления движением автомобиля, судна в заданном направлении.

Руль используется в большинстве современных наземных транспортных средствах, включая все автомобили массового производства, лёгкие и тяжёлые грузовики. Рулевое колесо — часть системы управления, на которую непосредственно воздействует водитель; вся остальная часть системы реагирует на подобные водителю входные воздействия. Это может быть прямой механический контакт как в механизме с шариковой гайкой или с шестернями реечной передачи, без или с помощью гидроусилителя или как в автомобилях современного производства с помощью компьютерных приводов, известных как рулевое управление с электроусилителем. С введением в Соединённых штатах федерального транспортного регулирования в 1968 году, согласно пункту 114 «Федеральных стандартов по безопасности автомобилей» требуется блокировка поворота руля, чтобы затруднить кражу автомобиля; в большинстве автомобилей блокировка происходит после извлечения ключа из замка зажигания.

На новых автомобилях в руль часто встраивают дистанционные аудиорегуляторы.

Легковые автомобили

Не безопасный руль в Chrysler Airflow (англ.) 1930х. Рулевое колесо жесткое, а рулевая колонка (англ.) неcгибающаяся. Таким образом повышается риск того, что руль проткнёт водителя при аварии.

Руль для легковых автомобилей как правило круглый и установлен на рулевую колонку во втулку, присоединенную к внешнему кольцу рулевого колеса одной или несколькими спицами (с одной спицей — довольно редкое исключение). Другие классы автомобилей могут использовать форму бабочки или еще какую-нибудь. В странах с левосторонним движением руль обычно находится на правой стороне автомобиля (праворульная компоновка); в странах с правосторонним движением наоборот (леворульная компоновка).

Помимо функции управления, на руле обычно располагается кнопка подачи звукового сигнала. В дополнении к этому, многие современные автомобили могут иметь и другие манипуляторы, встроенные в рулевое колесо, такие как круиз-контроль и кнопки аудио-системы. Это для того, чтобы свести к минимуму расстояние на которое должен дотянуться водитель.

В 1968 году в нормы Соединённых штатов («Федеральные стандарты по безопасности автомобилей», Стандарт № 204) была внесена поправка о приемлемом смещении рулевого колеса в заднюю сторону автомобиля в случае аварии. Для реализации этого стандарта потребовались складывающиеся (энергопоглощающие) рулевые колонки.

Усилитель руля позволяет водителю легче управлять автомобилем. В основе современного усилителя почти всегда лежит гидравлическая система, хотя электрические системы неуклонно заменяют эту технологию. Изобретены и механические системы усиления (например Студебеккер, 1952 год), однако их большие сложность и вес перекрывают все преимущества.

Ни один из способов управления легковым автомобилем, получаемых в ходе различных испытаний, не был так успешно введён в действие как рулевое колесо.

Другие разработки

Современный руль Формулы-1 имеет кнопки и рычажки различного назначения, а также измерительные индикаторы и другие важные элементы, которые обычно расположены на приборной панели.

В некоторых спорткарах, например, в McLaren F1, и в большинстве одно посадочных гоночных автомобилях, рулевое колесо расположено в центре салона.

Так как водитель может находится за рулем многие часы, то руль разрабатывается с учетом эргономики. Однако более важной является задача эффективной передачи крутящего момента водителем на руль, это особенно важно там, где нету усилителя руля или в тех редких случаях, когда теряется над ним контроль. Обычно руль изготавливают из стали или алюминия с пластиковой или прорезиненными местами хвата, прессованными над или вокруг них. Некоторые водители заказывают виниловые или тканевые покрытия для руля для увеличения хватки или комфорта или просто для улучшения внешнего вида. Еще одним приспособлением, служащим для облегчения руления, является дополнительная рукоятка.

Аналогичное устройство в воздушных судах называется ручкой управления. Водные суда, управляемые штурвалом, наверное, вдохновили концепцию рулевого колеса.

Рулевое колесо «Банджо»

Руль «Банджо»

Руль «Банджо» был дополнением к стандартной комплектации на многих ранних автомобилях. Проволочные спицы играли роль буфера или амортизатора между руками водителя и дрожью на дороге. В большинстве случаев было 3 или 4 спицы, сделанные каждая из четырёх или пяти проволок. Отсюда и названия как у музыкального инструмента: «Банджо».

Отклоняемый руль
Разработанный Эдвардом Джеймс Лобделл, отклоняемый руль с семью позициями был сделан доступным в 1963 году в нескольких продуктах General Motors. Первоначально как роскошная автомобильная опция, функция отклонения помогает настроить рулевое колесо путём смещением вверх и вниз по дуге. Отклоняемый руль основан на храповом механизме, расположенном на рулевой колонке прямо под рулевым колесом. Сняв храповую защёлку можно настроить руль, направляя его вверх или вниз, в то время как рулевая колонка остаётся неподвижной. В некоторых конструкциях ось наклона размещается немного спереди вдоль колонки, задавая большой вертикальный ход рулевого колеса с маленьким фактическим отклонением, в то время как в других конструкциях ось почти внутри рулевого колеса, позволяя регулировать угол рулевого колеса почти не изменяя его высоту.

Телескопическое рулевое колесо
Разработанное в General Motors, телескопическое рулевое колесо может настраиваться бесконечным числом положений в трех дюймовом диапазоне. Данная разработка была представлена как эксклюзивная опция к автомобилям Cadillac в 1965 году.

Регулируемая рулевая колонка
В ответ на это появились регулируемые рулевые колонки, которые позволяли регулировать высоту в небольшом диапазоне, но, что более важно, позволяли настраивать наклон руля. Большинство из этих систем работали с компрессионными замками или электрическими моторами, вместо храпового механизма. Последний позволяет запоминать настройки и использовать их, когда в машину садится водитель или отодвигать руль, когда требуется войти или выйти.

Отводное рулевое колесо
Появилось в 1961 году в Ford Thunderbird и на всем протяжении 1960х было доступно на остальных моделях Ford. Отводное рулевое колесо позволяло в режиме парковки отодвигать его на 9 дюймов вправо, что было очень удобным для входа и выхода водителя из машины.

Кнопки и приборы на рулевом колесе

Первой кнопкой, добавленной на рулевое колесо, был переключатель звукового сигнала. Традиционно располагавшийся на ступице рулевого колеса или на центральной пластине, переключатель был иногда расположен на рукояти или активизировался через декоративное кольцо, устраняющее потребность тянуться рукой далеко от обода руля. Дальнейшая разработка — руль «Rim Blow» (Удар по ободу), который имел переключатель звукового сигнала внутри своего обода.

Когда были введены системы контроля скорости в 1960х годах, некоторые изготовители автомобилей располагали управляющий рычаг коробки передач на руле. В 1990х годах распространение новых кнопок начало проявляться и на автомобильных рулях. Удаленной или альтернативной регулировкой для аудио-системы, телефоном и звуковым управлением, акустическим повторением последнего указания навигационной системы, информационно-развлекательной системы и бортовым компьютером можно комфортно и безопасно управлять используя кнопки на руле. Это гарантирует высокий стандарт дополнительной безопасности, так как водитель может таким образом управлять многими системами даже не отнимая рук от руля и не отводя глаз от дороги.

Колеса прокрутки могут быть использованы для изменения громкости звука или выбора пункта меню.

Рулевой аудио контроль может использовать универсальные интерфейсы и адаптеры.

У кнопок могут быть настроены вручную протяженность и высота.

Примечания

автомобиля
Кузов Рама Платформа • Антикрыло • Body-on-frame • Бампер • Полукабриолет • Шасси • Запасное колесо • Зоны деформации • Бамперы Дагмар • Крыша багажника • Крыло • Боковые крылья • Радиаторная решётка • Крыша • Воздухозаборник • Монокок • Обвес • Стойка • Понтонные крылья • Заднее крыло • Шейкер-ковш • Спойлер • Подрамник • Tonneau
Отделения Багажник • Капот
Двери Двери типа «Крыло бабочки» • Двери типа «Крыло чайки» • Заднепетельные двери • Ламбо-двери • Сдвижные двери • Верхнеподвесные двери
Окна Парниковые • Люк • Электростекло • Quarter glass • Лобовое стекло • Стеклоочиститель • Тонировка
Другое Curb feeler • Наклейка на бампер • Hood ornament • Japan Black paint • Monsoonshield • Nerf bar • Автомобильная шина • Фаркоп • Грузовое приспособление • Веткоотбойник
Оборудование экстерьера Автомобильная светотехника Фонари дневного света • Фары • Скрытые фары • Лампы высокой интенсивности • Световозвращатель • Лампа направленного света • Указатели поворота
Опознавательные знаки и другое Идентификационный номер транспортного средства • Автомобильные номера • Vanity plate • Парковочный радар • Противоугонная система • Очистительная жидкость лобового/ветрового стекла • Боковые зеркала заднего вида
Оборудование интерьера Датчики для водителя Резервная камера • Турбонаддув • Зуммер • Онбордер • Электронные приборы • Топливомер • GPS и GPS-приёмник • Индикатор на лобовом стекле • Idiot light • Индикатор сбоя • Ночное виденье • Одометр • Антирадар • Детектор дальнего света • Спидометр • Тахометр • Бортовой компьютер
Управление Боуденовский трос • Круиз-контроль • Электронное управление дроссельной заслонкой • Коробка передач • Ручной тормоз • Manettino dial • Автомобильный руль • Заслонка • Ручное управление
Защита от угона Ключ • Автосигнализация • Иммобилайзер • Клаксон • Автоматическое определение местоположения автомобиля • VIN etching • Центральный замок
Безопасность и сиденья Подушка безопасности • Подлокотник • Автоматические ремни безопасности • Нераздельное сиденье • Сиденье • Защита от детей • Тёщино место • Ремень безопасности
Другое Кондиционер • Ancillary power • Аудиосистема • Автомобильный телефон • Центральная консоль • Приборная панель • Спущенная шина • Вещевой ящик • Гидроусилитель руля • Зеркало заднего вида • Солнцезащитный козырёк
Создатели
Конструкторские автомобильные фирмы Bertone • BMC • Cardi • Castagna • Coggiola • Colani • DC Design • EDAG • Fioravanti • Ghia • Heuliez • I.A.D. • I.DE.A • IED • ItalDesign • Karmann • Michelotti • Pininfarina • Rinspeed • Sbarro • Spada • Stola • Torino Design • Zagato • Zender
Конструкторы Джорджетто Джуджаро • Раймонд Лоуи • Алек Иссигонис • Баттиста Фарина «Пинин» • Виталий Андреевич Грачёв • Луиджи Колани • Михаэль Мауэр • Фердинанд Порше • Энцо Феррари
См. также: Автомобильный дизайн

Источник: https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1616436

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*