admin / 31.08.2018

Рулевая колонка

Устройство рулевой колонки

Первоначально, а именно в эпоху появления первых автомобилей, рулевая колонка являла собой стальной вал с шарнирными соединениями, заключенный в кожух, чаще всего тоже из металла. Спустя более чем сто лет с той поры принципиально конструкция РК не изменилась, хотя и подверглась некоторым усложнениям.

Ее основные составные элементы включают в себя:

  • рулевой вал;
  • монтажная втулка;
  • группа контактов;
  • кожух;
  • крепление замка зажигания;
  • крепление подрулевых переключателей;
  • верхний корпус;
  • элементы крепления (пружины, срезные болты, гайки, шайбы, винты, уплотнители).

Основой РК является вал с несколькими соединениями шарнирного типа из высокопрочной стали, заключенный в кожух из прочного пластика. Материал его изготовления является гарантом длительного и безремонтного срока эксплуатации. По сравнению с первыми автомобилями в устройстве рулевого вала стали применяться энергопоглощающие материалы. Это позволяет рулевой колонке складываться во время сильного фронтального удара при столкновении автомобиля с чем-либо, что способствует снижению риска для водителя получения серьезных травм, делает мощное столкновение менее опасным.

Регулировка рулевой колонки и возможные поломки механизма

Ремонт и регулировка рулевой колонки – не слишком сложная процедура, поэтому может осуществляться и самостоятельно. Для того чтобы отрегулировать положение руля, необходимо нажать на рычаг специального фиксатора, затем устанавливаете баранку в удобном для вас положении и отпускаете рычаг. Таким образом, баранка останется в нужном положении.

Автоматическая регулировка обеспечивается электронным устройством, которое, запомнив все настройки, воссоздает их, как только в авто сел водитель. При этом, когда вам необходимо выйти или зайти, происходит автоматическое отодвигание баранки. Обязательно помните, что регулировку нельзя осуществлять во время движения транспортного средства, так как это может привести к потере управления авто и стать причиной аварии. Установив рулевое колесо в нужном положении, обязательно проверьте, насколько надежно закреплен рычаг.

Колонка – это достаточно простой элемент, поэтому и поломок в нем может быть не так уж и много. Однако, ввиду всей ответственности, которая возложена на данный узел авто, игнорировать признаки приближающихся неисправностей не стоит.

Главным тревожным моментом может послужить стук в рулевой колонке. Это может свидетельствовать о возможных деформациях обшивки и облицовочных панелей, а также о том, что некоторые части блока переключателя пришли в негодность. Люфт рулевой колонки в плоскости говорит о том, что некоторые элементы кронштейна ослабли либо вообще износились. Об ослаблении же шлицевых соединений свидетельствует осевой люфт.

Как осуществить ремонт рулевой колонки?

Шлицевые соединения восстановлению не подлежат, и в этом случае необходима замена всей колонки. Для этого следует знать, как снять рулевую колонку. Делается это довольно просто. Прежде всего, необходимо отключить аккумуляторную батарею. Затем снимается непосредственно баранка авто и кожух рулевой колонки. Следующими демонтируются замок зажигания, а также переключатель, отвечающий за управление данной системой.

После того, как все элементы сняты, нужно открутить болты, крепящие кронштейн, некоторые из них демонтировать стандартным способом практически невозможно, поэтому их стоит высверлить. Дальше откручивается болт, соединяющий управляющий механизм и шлицевое соединение. И в последнюю очередь снимается вал рулевой колонки, предварительно демонтируйте его нижнее уплотнение. Устанавливается же новая колонка строго в обратном порядке, поэтому лучше складывать все снятые детали последовательно, дабы не возникла путаница.

В некоторых случаях необходима замена подшипника рулевой колонки. Для этого по вышеописанной схеме снимается кронштейн в сборе с валом и устанавливается в тиски, далее, выбив вал из кронштейна, вытаскиваем и сам подшипник. Затем, вставив обратно вал, необходимо выбить с помощью молотка и второй подшипник рулевой колонки. Новые подшипники устанавливаются узкими фланцами наружу и запрессовываются при помощи оправки до упора. Фиксируется вал, а далее запрессовывается и второй подшипник. Если в негодность пришла крестовина рулевой колонки, то замене подлежит вся деталь целиком.

Средние цены на новые рулевые колонки в России и странах СНГ

Правда, к сожалению, далеко не всегда удается устранить неполадки в работе РК, и эту деталь приходится менять. Порядок цен на новые рулевые колонки зависит от марки и модели конкретного авто, что совершенно естественно.

Средняя стоимость на новые рулевые колонки по России и странам СНГ такова:

    • на заднеприводные автомобили отечественного производства (ВАЗ 2105, 2107, 2106) – от 5 000 рублей;
    • на переднеприводные автомобили отечественного производства (ВАЗ 2109, 2114, Приора, Гранта) – от 7 000 рублей;
    • на бюджетные автомобили иностранного производства (KIA Ria, Renault Logan, Ford Fiesta, Toyota Corolla) – от 15 000 рублей;
    • на автомобили иностранного производства бизнес-класса (Toyota Camry, Ford Mondeo) – от 25 000 рублей;
    • на автомобили иностранного производства премиум-класса (Mercedes S-classe, BMW 7, Audi A8) – от 50 000 рублей.

Источник: http://seite1.ru/zapchasti/rulevaya-kolonka-opisanieustrojstvoregulirovka-i-polomkifotovideo/.html

Рулевая колонка является частью системы рулевого управления автомобиля. Ее функция в общем устройстве заключается в передаче крутящего момента от рулевого колеса на рулевой механизм. Кроме того, она служит для крепления различных элементов, таких как: замок зажигания, подрулевой переключатель указателей поворота, переключатели освещения и другие. К важным функциям также относят обеспечение комфорта, безопасности и противоугонных свойств. Именно они являются предметом постоянного совершенствования и модернизации конструкций рулевых колонок.

Конструкция рулевой колонки

Рулевая колонка в сборе

Устройство рулевой колонки представляет собой вал с шарнирами, находящийся в кожухе. Остальные элементы являются вспомогательными и обеспечивают дополнительный функционал:

  • корпусы крепления переключателей и замка зажигания;
  • крестовина, соединяющая руль с колонкой;
  • монтажная втулка;
  • контактная группа;
  • крепежные элементы;
  • демпфер рулевой;
  • механизмы блокировки, регулировки и проч.

В устройстве рулевой колонки применяются энергопоглощающие материалы. За счет чего вся конструкция может складываться при сильном фронтальном ударе. Это способствует снижению риска травмирования водителя, а также создает дополнительную безопасность при лобовом столкновении.

Блокиратор рулевой колонки

Комфортная и безопасная рулевая колонка может включать в себя такие элементы, как:

  • Промежуточный вал рулевой колонки с демпфером — смягчает удары, воспринимаемые рулевым колесом от управляемых колес при попадании автомобиля в ямы и ухабы на дороге. По сути, рулевой демпфер – это амортизатор, отвечающий за комфортное управление.
  • Блокиратор рулевого вала. Это внешнее устройство, устанавливаемое на рулевую колонку, полностью исключающее возможность управления автомобилем. Блокировка используется в качестве противоугонной системы и состоит из стопора, фиксирующегося дисковым замком, не поддающимся демонтажу. Машину с заблокированным рулем можно транспортировать только с помощью эвакуатора.
  • Кардан рулевой колонки относится к элементам, позволяющим не только передавать вращательное движение, но и обеспечивающим безопасность: способность карданчика сложить нижний вал с верхним уменьшает степень повреждений водителя при лобовом столкновении. Безопасная рулевая колонка может быть также оснащена вставками, легко поддающимися деформации или работающими на срез.
  • Механизмы регулировки длины и наклона рулевой колонки. Они могут быть механическими и электрическими. Последние оснащают функцией памяти, что делает эксплуатацию автомобиля еще более комфортной: при выключении зажигания руль уходит в базовое положение, не мешая свободно выйти из машины, а перед началом движения возвращается в исходную точку с сохранением всех настроек. При этом функция памяти связана с настройками регулировки зеркал заднего вида и водительского сидения.

Значение использования рулевого демпфера

Рулевой демпфер не является обязательным элементом конструкции рулевого управления и относится к дополнительному оборудованию. Его использование более всего оправданно на внедорожниках, то есть автомобилях, предназначенных для перемещения в тяжелых дорожных условиях, так как рулевой демпфер гасит колебания рулевых тяг при наезде автомобиля на ухабы и при попадании колес в ямы.

Демпфер рулевой рейки

В то же время его устанавливают и на обычные легковые автомобили. Во-первых, даже городской автомобиль не застрахован от внезапных встреч с неровностями на дорогах. Во-вторых, ряд явных преимуществ использования демпфера оправдывает затраты на его установку:

  1. Улучшение управляемости. Автомобиль хорошо «держит» дорогу: нет необходимости в постоянной борьбе с вибрациями и удержанием траектории при прямолинейном движении.
  2. Сохранение установочных углов колес длительное время без корректировки. Регулировка развала-схождения должна осуществляться каждые 15-30 тысяч километров пробега. С демпфером это значение можно увеличить в несколько раз.

Наибольший недостаток в применении демпфера – снижение информативности рулевого управления, которое выражается в невозможности определить состояние дорожного покрытия за счет вибраций рулевого колеса (тк вибраций попросту нет). Но это дело привычки и не является решающим фактором в принятии решения об установке устройства.

Устройство рулевой колонки самоката

Рулевая колонка самоката спрятана внутри стойки и выполняет функцию вращения аппарата и приема отклика первого колеса. Она передает движение от руля колесу, это позволяет средству передвижения маневрировать.

Механизм имеет следующее устройство:

  1. Основную функцию выполняют подшипники (находящиеся в обойме или насыпные), защищающие руль от трения о рамную конструкцию.
  2. Точность и оперативность срабатывания системы управления транспортным средством зависит от степени новизны крепежей.
  3. Нижний рулевой подшипник опирается на вилочную опорную чашку.
  4. Пара чашек (нижняя и верхняя) вставляется в трубу деки.
  5. Закрепляет рулевую колонку после вставки в нее трубы нижний (одинарный) хомут.
  6. В сам хомут вкручивается винт под 5-миллиметровый шестигранник.

Снаружи закрепляется фиксатор высоты руля (самоконтрящаяся гайка). Таким образом, обеспечивается усиленная фиксация: если срывается резьба в хомуте, работу по фиксированию возьмет на себя соединение винта и гайки, которое не позволит раскрутиться винту и ослабнуть креплению. Руль самоката присоединяется к вилке с помощью компрессии, которая силой давления фиксирует крепежи, чтобы устройство не люфтило.

Возможные неисправности и как их устранить

Перед началом работы по ремонту следует точно диагностировать причину поломки рулевого механизма транспортного средства. Предварительно надо произвести проверку наличия люфта:

  • закрепить самокат в удобном для осмотра и монтажа положении, подставив кирпич под основную подножку;
  • поднять первое колесо и, взявшись за нижнюю точку вилки, быстро повернуть его вперед-назад, влево-вправо.

Если с рулевой колонкой все в порядке, то колесо не будет шататься. Когда наблюдается люфт, надо устранить поломку. Иногда ремонт средства передвижения может обойтись тем, что отрегулируют подшипники.

Поломка № 1. Люфт. Чтобы устранить такой повреждение, необходимо:

  1. Убрать обвес для того, чтобы получить доступ к системе.
  2. Рожковым ключом открутить контргайку.
  3. Поворачивая руль влево-вправо, подтянуть регулировочную гайку. Туго фиксировать гайку не следует, чтобы райдер легко мог повернуть руль при повороте транспортного средства.
  4. Настройку рулевой колонки нужно завершить закреплением контргайки.
  5. Если происходит заедание руля средства передвижения, необходимо заменить изношенные подшипники.

Поломка № 2. Износ подшипников. Для их замены требуется разобрать всю колонку:

  1. Зафиксировав самокат на главной подножке, приподнять колесо.
  2. Убрать обвес транспортного средства.
  3. Разобрать тормоз на переднем колесе: если устройство оснащено суппортом, снять его, при наличии тормозного троса открутить эту деталь.
  4. Демонтировать колесо.
  5. Подобрав ключ, открутить болты на креплении руля, отсоединить его стойку на самокате.
  6. Открутить гайку регулировки крепежей.
  7. Демонтировать обойму или вынуть вилку.
  8. Снять нижний шуруп.
  9. Заменить подшипник.

Протереть все детали механизма, осмотреть обоймы и шарики, проверить, не повреждены ли они. Если крепления на самокате потертые, деформированные, поцарапанные, нужно их заменить.

Перед монтажом запчасти необходимо смазать специальным средством. Установка насыпных шариков должна производиться по кругу. Затем надо вернуть вилку на ее прежнее место. Перед закреплением регулировочной гайки обязательно проверить правильность монтажа креплений транспортного средства. После этого прикрутить гайку и вернуть на свое место руль. Проверив настройки механизма, можно прикрутить переднее колесо и присоединить тормоза.

Источник: https://provelik.ru/samokaty/ustrojstvo-rulevoj-kolonki-samokata.html

>Рулевая колонка в системе управления автомобилем

Как проверить работоспособность РК?

Остаться без возможности управления автомобилем в процессе его движения – популярный вариант сюжета кошмарного сновидения многих автолюбителей. Чтобы кошмар не стал явью, необходимо время от времени проводить диагностику работоспособности всего рулевого управления и, в частности, рулевой колонки. Это довольно несложно и справиться можно своими силами.

Самым распространенным сигналом, свидетельствующим о какой-либо неисправности в рулевой колонке, является появление стука во время поворотов рулевого колеса. Среди причин его появления могут быть:

  • разрушение игольчатых подшипников в крестовине рулевого вала;
  • разрушение подшипника в кронштейне колонки;
  • ослабление крепежа вилки крестовины, кронштейнов с валом.

Первоначальным этапом диагностики в таком случае будет визуальный осмотр. Он должен помочь в выявлении поломок подшипников и винтовых соединений. Если же во время него не будут выявлены какие-либо неисправности, то, вращая рулевое колесо, надо попытаться определить люфт руками. Также необходимо проверить отклик в работе рулевой колонки во время движения автомобиля, выбрав для этого безопасный и пустынный участок дороги. Если же своими силами выявить неисправность не удалось, то в таком случае необходимо обратиться к специалистам в автосервис.

Как снять рулевую колонку и как её установить?

Рулевая колонка – довольно простой механизм, поэтому его снятие или установка не представляют собой невероятную сложность. Некоторые нюансы этих операций будут различаться в зависимости от марки и модели автомобиля, но принципиальная последовательность шагов при этом останется схожей.

Для снятия или установки РК нам потребуются отвертка (плоская либо крестообразная – в зависимости от типа болта), баллонный ключ, защитный щиток для лица либо очки.

  1. Первым делом необходимо разъединить цепь электропитания автомобиля, сняв «минусовую» клемму с аккумулятора.
  2. Затем снять крышку с центра рулевого колеса, поддев ее при помощи отвертки.
  3. Открутить самонарезающие винты – для этого может понадобиться как плоская, так и крестообразная отвертки.
  4. Следующим шагом идет откручивание большой гайки крепления рулевого колеса при помощи баллонного ключа. На некоторых моделях авто откручивать эту гайку нужно не до конца.
  5. После этого раскачивающимися движениями нужно снять рулевое колесо, проявляя максимальную осторожность, так как гайка может сорваться и резко выскочить в направлении лица (именно поэтому нужно надевать во время работы защитные очки или щиток).
  6. Далее необходимо снять, отвернув соответствующие крепления с помощью отверток и гаечных ключей, все имеющиеся блоки на рулевой колонке: подрульных переключателей, замка зажигания и т.п.
  7. В районе педалей находится крепление кронштейна вала рулевой колонки, его также нужно отсоединить.
  8. Иногда чтобы добраться до него необходимо снять декоративные пластиковые накладки, справиться с эти поможет тонкая отвертка.
  9. Когда все крепления будут ослаблены, можно производить снятие рулевой колонки.

Процесс установки этого узла выполняется в обратном порядке с соблюдением мер предосторожности и защиты.

Регулировка рулевой колонки – как самостоятельно её настроить?

Иногда после замены рулевой колонки может потребоваться ее регулировка.

Этот процесс не очень сложный и справиться с ним под силу любому человеку, умеющему держать гаечный ключ в руке.

Рассмотреть последовательность действий при этом предлагается на примере ВАЗ 2110.

Для этого нужно получить непосредственный доступ к регулировочной втулке.

  1. Для регулировки нужно снять все подрулевые кожухи.
  2. Если колонку не удается зафиксировать в каком-либо одном положении, то надо повернуть ее таким образом, чтобы произошла надежная фиксация механизма, и уже после этого можно приступать к снятию стопорного кольца.
  3. На регулировочной втулке необходимо произвести снятие рычага со шлицев и установить его параллельно рулевому валу.
  4. Теперь следует установить обратно стопорное кольцо, кожухи и проверить фиксацию рулевой колонки.
  5. Если рычаг мешает и упирается в кожух, его надо переместить чуть ниже. Может выйти так, что при перемещении рычага вниз рулевая колонка не передвигается вверх, в таком случае нужно проверить оттяжные пружины и при необходимости произвести их замену.

Процесс регулировки рулевой колонки на других отечественных моделях автомобилей производится примерно таким же образом. За более же точной информацией следует обратиться к сервисной книжке и прочей технической документации вашего автомобиля.

Как самостоятельно починить рулевую колонку?

Некоторые поломки рулевой колонки можно устранить самостоятельно. Рассмотрим замену промежуточного вала на примере все того же ВАЗ 2110.

Как и в случае замены любой другой детали в рулевой колонке, первым делом надо снять «минусовую» клемму с аккумуляторной батареи. После чего отсоединить руль и снять крепление кронштейна рулевого вала. Далее открутить болт крепления промежуточного вала и снять рулевую колонку в сборе с ним. Сдвинуть промежуточный вал для получения доступа к его болту крепления к рулевому валу. С помощью двух гаечных ключей отвернуть гайку и достать этот самый болт, снять промежуточный вал со шлицев.

Теперь необходимо снять упорную втулку и визуально проверить на предмет различных повреждений, при их обнаружении – заменить, учитывая, что установка ее на рулевой вал осуществляется той стороной, которая имеет больший диаметр. Надеть новый промежуточный вал на шлицы, при этом отверстие для болта в карданном шарнире должно совпасть с имеющейся на валу кольцевой выемкой. При необходимости, воспользовавшись отверткой с плоским широким жалом, развести наконечники крепления по обеим сторонам промежуточного вала. После чего нужно закрутить гайку на болте крепления рулевого и промежуточного валов.

Далее следует надеть промежуточный вал на шлицы вала приводной шестерни с учетом того, что лыска на нем должна быть направлена вправо. Установить кронштейн на шпильки крепления, наживив при этом гайки на болты. Надвинуть промежуточный вал на вал приводной шестерни, туго затянуть болт, после чего следует завернуть гайки и на креплении кронштейна рулевого вала. Осуществить установку основания с переключателями и само рулевое колесо, произведя первоначальные действия в обратном порядке.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*