admin / 29.11.2019

Регламент то 1

Плановое ТО автомобиля. Что входит, как контролировать?

Всем водителям хорошо известно, что техническое обслуживание автомобиля является частью его эксплуатации. Однако всё равно существует категория автовладельцев, которые считают, что плановый техосмотр автомобиля с заменой рекомендованных заводом-изготовителем запасных частей никому не нужен и что это просто выкинутые деньги.

Так ли это на самом деле? Что такое плановое ТО? Каким оно бывает? Что в него входит и, как часто следует его проходить для разных марок авто? Надо ли вообще этим заниматься? Эксперты отвечают на вопросы, высказывают своё мнение и дают советы.

Итак. Зачем проводить плановый техосмотр?

Прежде всего, надо понимать, что само по себе техобслуживание авто – это профилактические мероприятия, которые направлены на предупреждение возможных неполадок на ранних этапах. Те, кто считает, что если дождаться выхода детали из строя и затем её заменить будет экономичнее чем проходить плановые ТО, глубоко заблуждаются. В любом автосервисе подтвердят, что ремонт авто обходится значительно дороже. И даже если имеется новый автомобиль мирового бренда, законы физики работают на его агрегаты точно так же как и на машины с большим пробегом, поэтому даже маленькая погрешность в работе или неисправность, выявленная при проведении диагностики, позволяет избежать серьёзных поломок или даже аварий.

Более того, в отличие от машин прошлых поколений современный автомобиль – это комплекс сложнейших агрегатов, управляемых электроникой, поэтому без компьютерной диагностики и других мероприятий не обойтись.

Типы планового ТО и что в него входит?

Периодичность замены различных материалов и деталей конкретной марки автомобиля указывается в руководстве на него. Зная эти рекомендации завода-изготовителя и учитывая пробег конкретного авто, определяют периодичность планового ТО автомобиля. При этом для всех машин проводятся следующие виды техобслуживания.

ЕО – ежедневный осмотр, в который входят мероприятия обязательные перед каждым выездом.

При этом сам водитель проверяет общее состояние авто, положение и возможную регулировку зеркал, работу датчиков, фар, другого электрооборудования, проверку рулевой системы, тормозов, состояние кузова – одним словом, осмотр машины и те мероприятия, которые можно выполнить самостоятельно.

ТО 1 – техобслуживание, которое должно проводится в зависимости от требований производителя авто через каждые 10, 15 или 20 тыс. км.

Обычно в ТО 1 входят следующие виды работ:

– замена воздушного фильтра;

– замена масла;

– проверка заряда АБ;

– осмотр свечей зажигания;

– смазка петель;

– проверка шин с балансировкой, и подкачкой если необходимо;

– проверка уровня техжидкостей с доливом при необходимости;

– диагностика ходовой и тормозной систем, электрооборудования и других систем авто с устранением выявленных ошибок и неполадок.

ТО 2 – техобслуживание, проводимое каждые 30 тыс. км пробега. Цели и задачи у него такие же, как и в ТО 1, но с большим объёмом работ и их более высокой сложностью.

Например, при проведение ТО 2 меняются топливный фильтр, салонный, производится смена тормозной жидкости, охлаждающей. Во время ТО 2 может быть произведена замена ремня ГРМ и другие работы.

СО– сезонное техобслуживание. Очевидно, что этот вид ТО проводится 2 раза в год и включает мероприятия по подготовке машины к смене погодных условий, такие как замена масла на сезонное, резины, проверка отопителя салона, кондиционера и т.д.

Ниже приведены примеры регламентов плановых ТО на некоторые марки автомобилей. Каждый регламент представляет собой документ с указанием перечня мероприятий и периодичности их проведения.

Плановое ТО КИА Sportage III

Плановое ТО Тойота Prado 160

Плановое ТО Хендаи Santa Fe

Плановое ТО Форд

Имеются аналогичные регламенты плановых ТО Ниссан, Мерседес, Мазда. Одним словом существуют сетки работ на периодическое техобслуживание абсолютно всех марок выпускаемых машин.

Сколько стоит ТО и можно ли на нём сэкономить?

Очевидно, что технически подготовленный автовладелец может некоторые виды работ проводить самостоятельно. При этом всё равно график ТО должен быть составлен и в случае необходимости, например, компьютерного диагностирования систем или проведения других сложных мероприятий, следует обращаться в автосервис.

Всё это справедливо для авто с большим пробегом. А вот в случае если необходимо сохранить гарантию салонного автомобиля, без обращения в авторизованные автоцентры и прохождения там ТО с соответствующими отметками в сервисных книжках не обойтись. Сэкономить можно лишь в том случае, если сервис допускает прохождение ТО со своими расходными материалами.

Кроме того, надо понимать, что цены на ТО в авторизованных автосервисах даже в рамках одного официального дилера могут сильно отличаться. Это относится и к материалам, которые они используют. Практика показывает, что если не полениться, обзвонить разные сервисы и сравнить цены, то можно сэкономить до 20% на работе и до 50% на материалах.

Вывод простой. Плановые ТО необходимы, пытаться на них сэкономить можно, но рисковать автомобилем и игнорировать их категорически нельзя!

Периодичность технического обслуживания автомобилей

Для автомобилей в рабочий период система ТО включает в себя ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО и ТО в особых условиях эксплуатации.

Для автомобилей ТР носит заявочный характер.

Капитальный ремонт КР автомобилей проводят через установленные нормы пробега (в километрах), зависящие от категории дорожных условий эксплуатации и природно-климатических зон.

Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя:

— проверку прибывающего с линии и выпускаемого на линию автомобиля;

— внешний уход за ним и заправочные операции.

Для проверки автомобилей на предприятии создается контрольно-технический пункт (КТП) с осмотровой канавой или подъемниками и комплектом необходимых инструментов, приспособлений и оборудования. Проверка автомобилей входит в обязанности водителя и работников отдела технического контроля.

При проверке автомобиля, прибывающего с линии, устанавливаются:

— время прибытия;

— показания счетчика пройденного расстояния и остаток топлива в баке автомобиля;

— комплектность;

— наличие неисправностей, поломок, повреждений;

— потребность в текущем ремонте.

В случае необходимости составляется заявка на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению, и акт о повреждении подвижного состава с указанием характера, причин поломки и лиц, ответственных за нее.

При выпуске на линию автомобиля проверяется его внешний вид, комплектность и техническое состояние, а также выполнение назначенного для него накануне обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации).

Проверка производится по определенному перечню операций, составляемому на предприятии с учетом конструкции и условий его эксплуатации. Перечень должен предусматривать обязательную проверку исправности систем, агрегатов, узлов и деталей, влияющих на безопасность движения, в том числе рулевого управления, тормозов, подвески, колес и шин, кузова и кабины, приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителей.

При смене водителей на линии техническое состояние автомобиля на момент его передачи проверяется водителем, закончившим смену, совместно с водителем, приступающим к работе. Исправность подтверждается подписями водителей в путевом листе с указанием времени передачи и показаний спидометра.

Для выполнения операций внешнего ухода, заключающихся в уборке кузова и кабины, мойке и обтирке или обсушке, в автотранспортном предприятии создаются посты или линии внешнего ухода с моечными установками и другим необходимым оборудованием.

Заправочные операции ЕО включают заправку автомобилей топливом, доливку масла в картер двигателя и охлаждающей жидкости в радиатор, их производят водители за счет своего рабочего времени, предусмотренного режимом их работы. Заправка топливом производится, как правило, на автозаправочных станциях по талонам, доливка масла и воды на предприятии.

Сроки проведения ЕО обусловливаются пробегом за рабочий день.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает контрольные, крепежные, регулировочные, смазочные операции, выполняемые, как правило, без снятия или частичной разборки (вскрытия) обслуживаемых приборов, узлов и механизмов.

ТО-1 выполняется в течение промежутка времени между рабочими сменами (в межсменное время).

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает в себя все операции ТО-1, производящиеся в расширенном объеме, причем в случае необходимости обслуживаемые приборы, узлы и механизмы вскрывают или снимают.

Для проведения ТО-2 автомобиль может сниматься с эксплуатации.

Техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2 выполняется через определенный пробег, устанавливаемый в зависимости от условий эксплуатации представленный в таблице 7.1.

Таблица 7.1 — Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей для I категория условий эксплуатации

Вид ТО Периодичность ТО (пробег), км
Ежедневное (ежесменное) (ЕТО) Один раз в смену (по окончании работы подвижного состава на линии или перед выездом на линию)
Первое (ТО-1): легковые автомобили грузовые автомобили 3 000 2 500
Второе (ТО-2): легковые автомобили грузовые автомобили 15 000 12 500
Сезонное (СО) Два раза в год (перед началом весенне-летнего и осенне-зимнего периодов эксплуатации)

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год. Оно является подготовкой автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года, преимущественно совмещается с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости работ.

В каждом автотранспортном предприятии должны составляться ежемесячные планы-графики выполнения ТО-1 и ТО-2, учитывающие периодичность проведения этих видов обслуживания и планирующие среднесуточные пробеги подвижного состава. Сроки постановки подвижного состава в обслуживание могут указываться в планах-графиках либо общим пробегом от начала эксплуатации по показаниям счетчика пройденного расстояния, либо календарными днями.

Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отказов и неисправностей автомобиля и агрегатов (прицепов и полуприцепов) и должен способствовать выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Текущий ремонт выполняется путем проведения разборочно-сборочных, слесарно-подгоночных и других необходимых работ с заменой: у агрегата отдельных изношенных или поврежденных деталей кроме базовых (корпусных); у автомобиля (прицепа, полуприцепа) отдельных узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта.

Потребность в текущем ремонте выявляется во время работы на линии и при проведении очередного технического обслуживания.

Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения пробега до последующего капитального ремонта или списания не менее 80% от нормы для новых автомобилей или агрегатов. При капитальном ремонте обязательна полная разборка агрегатов на детали и ремонт базовых деталей.

К базовым (корпусным) деталям автомобиля относятся блок цилиндров, картер коробки передач, трубы карданного вала, картер ведущего моста, балка переднего моста или поперечина при независимой подвеске, картер рулевого механизма и гидроусилителя, каркас кабины, продольные балки рамы.

Все автомобили, легковые и грузовые, нуждаются в ремонте, даже если марка авто очень надежная, все равно у нее есть определенный ресурс. Но порой поломки происходят преждевременно, и чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо регулярно и вовремя проводить техобслуживание автомобиля.

Для каждой модели авто устанавливается свой регламент проведения технического обслуживания, и его следует неукоснительно выполнять.

Техобслуживание нового автомобиля

Плановое ТО нового транспортного средства является обязательным – если владелец машины, купленной у дилеров, не соблюдает регламент проведения технического обслуживания, его авто снимается с гарантии. Еще одно условие для автовладельца нового ТС – машина должна обслуживаться только у официальных дилеров.

Первое ТО купленной в автосалоне машины обычно производится на пробеге 10-15 тыс. км, если автомобиль эксплуатируется мало, сроки проведения ТО устанавливаются в зависимости от времени – техобслуживание следует проводить через год после покупки транспортного средства.

Во время первого техобслуживания нового автомобиля производится замена моторного масла и маслофильтра, а также проверяются состояние различных узлов и агрегатов:

  • приводных ремней;
  • патрубков и шлангов;
  • свечей зажигания;
  • воздушного фильтра;
  • тормозных колодок, барабанов и дисков;
  • рулевого управления;
  • передней и задней подвески;
  • приборов освещения.

На станции ТО замеряют уровень CO в выхлопных газах, проверяют уровень масла в трансмиссии, смазывают шарниры. ТО-2, ТО-3 и все последующие ТО в основном проводятся через каждые 10-15 тысяч километров, но регламент может и меняться.

Плановое техобслуживание автомобиля

Многие автовладельцы считают, что если закончился гарантийный срок, плановое техобслуживание автомобиля проводить не нужно, все равно машина уже снята с гарантии. Но такие рассуждения в корне неверны – если за состоянием транспортного средства не следить, многие узлы и агрегаты могут выйти из строя раньше времени, и тогда ремонт уже обойдется гораздо дороже.

Традиционно самое дорогое техобслуживание у официальных дилеров, но необязательно послегарантийное обслуживание делать у них – есть немало специализированных автотехцентров, которые занимаются такими работами. У сервисных центров перед официальными дилерами есть преимущества:

  • при таком же высоком качестве работ более низкие цены;
  • в ассортименте предлагаются запчасти не только оригинального производства, но также и качественный неоригинал, который стоит существенно дешевле, но ничем не хуже оригинальных деталей.

Техобслуживание легковых автомобилей

Проверка состояния узлов и агрегатов легкового авто производится при каждом техническом обслуживании, а вот на замену расходников устанавливается определенный регламент. Например, замену воздушного фильтра рекомендуется проводить на ТО-2, то есть, приблизительно через каждые 30 тыс. км, а масло в механической трансмиссии следует менять через 45 тыс. км. Но эти цифры приведены в качестве примера – для каждой конкретной модели авто могут установлены другие сроки.

Многие современные легковые авто имеют ременный привод газораспределительного механизма, и на замену ремня ГРМ устанавливается также определенный регламент. Например, на автомобилях Renault Logan замену деталей ГРМ (ремня и натяжных роликов) следует проводить через каждые 60 тысяч километров, а на Ford Focus-2 заводом-изготовителем установлен срок 120 тыс. км. При проведении техобслуживания легковых автомобилей необходимо придерживаться установленного регламента для каждой отдельной модели, допускается выполнять ТО чуть раньше или чуть позднее, в пределах плюс или минус 1 тыс. км. Еще важно при каждом втором или третьем ТО (в зависимости от модели авто) производить замену передних тормозных колодок, задние колодки (особенно с барабанными тормозами) меняются не так часто.

Техобслуживание грузовых автомобилей

Техническое обслуживание грузовиков несколько отличается от ТО легковых автомобилей – грузовые авто работают в тяжелом режиме с повышенными нагрузками, причем постоянно. Для грузовиков предусмотренных три вида обслуживания:

  • ежедневное (ЕО);
  • ТО-1;
  • ТО-2.

ЕО проводится один раз в сутки, при этом проверяется:

  • давление в шинах;
  • состояние тормозов;
  • работа приборов освещения.

Производится общий осмотр узлов и механизмов, ежедневное обслуживание проводит сам водитель.

ТО-1 выполняется через каждые 4 тыс. км, производятся следующие работы:

  • проверяется уровень всех технических жидкостей в узлах и агрегатах;
  • при необходимости производится регулировка сцепления, хода тормозной педали, рулевого механизма и проч.;
  • согласно технологической карте добавляется смазка, например, в шкворневые соединения передней подвески.

ТО-2 следует проводить через 16 тыс. км, к работам, производимым на ТО-1, добавляется замена масла и фильтра в двигателе, производится не только регулировка, но и при необходимости разборка узлов для проверки. ТО-1 и ТО-2 выполняются в условиях автосервиса профессиональными мастерами.

Еще существует межсезонное техобслуживание грузовых автомобилей – подготовка транспортного средства к зимним или летним условиям эксплуатации.

Где пройти техобслуживание автомобиля

Владельцу авто предоставляется на выбор три варианта прохождения ТО, он может:

  • обслуживать транспортное средство самостоятельно;
  • доверить техобслуживание специализированным автотехсервисам;
  • обслуживаться у официальных дилеров.

Самостоятельное обслуживание – самый экономичный метод, но в таком случае вся ответственность за исправность ТС ложится на хозяина машины, к тому же ему приходится самому определяться с выбором расходных материалов и деталей. Хозяин авто также может отогнать машину в автоцентр – он имеет право сам решать, где пройти техобслуживание автомобиля.

Станции техобслуживания автомобилей

Если автовладелец доверяет проведение ТО специализированным предприятиям, то в этом случае он уже получает определенные гарантии – на СТО специалисты проводят диагностику и выявляют все скрытые неисправности, которые имеются в автомобиле. Своевременное выявление неполадок позволяет избежать крупного ремонта, больших затрат.

Станции техобслуживания автомобилей бывают разными – есть дилерские центры, многие СТО специализируются на определенных марках авто, например, только на Audi и Volkswagen. Существуют и мелкие организации – в них обслуживание получается дешевле, но и гарантий меньше.

Сроки техобслуживания автомобиля

Регламент проведения ТО необходимо соблюдать, но если техобслуживание проводится чаще, вреда от этого не будет. А вот если за автомобилем не ухаживать, узлы и агрегаты могут выйти из строя раньше времени. В первую очередь это касается замены моторного масла в двигателе – отработанное масло, непригодное к эксплуатации, заметно сокращает ресурс силового агрегата, двигатель будет требовать капремонта значительно раньше положенного срока.

Несоблюдение сроков техобслуживания автомобиля приводит и к другим, не самым лучшим последствиям – допустим, эксплуатировать автомобиль с изношенными тормозными колодками просто опасно, есть риск попасть в аварию.

Техобслуживание двигателя автомобиля

ТО двигателя заключается не только в замене моторного масла и ремня ГРМ, хотя замену деталей газораспределительного механизма также следует производить вовремя – обрыв ременного привода на многих моделях ДВС приводит к загибанию клапанов, и соответственно, к дорогостоящему ремонту.

Во время техобслуживания двигателя автомобиля проводится диагностика:

  • измеряется компрессия в цилиндрах;
  • при необходимости производится регулировка клапанов;
  • выявляются различные шумы и стуки в ДВС;
  • двигатель осматривается на предмет наличия течи масла или охлаждающей жидкости.

Если вовремя не выявить течь масла, произойдет масляное голодание, и от недостатка смазки застучит коленчатый вал, что неизменно приведет к капитальному ремонту силового агрегата.

При проведении ТО двигателя проверяется натяжка ремня генератора, очень важно, чтобы ремень был натянут правильно:

  • слишком сильный натяг приводит к преждевременному износу подшипников генератора и водяного насоса;
  • из-за слабого ремня пропадает зарядка, в результате быстро разряжается аккумулятор.

В техобслуживание двигателя также включаются компьютерная диагностика – выявляются ошибки в электронной системе управления, проверяются параметры. ДВС работает в определенном температурном режиме – мотор не должен быть «холодным», и тем более перегреваться. Перегрев очень опасен, он приводит не только к капремонту – вследствие высокой температуры выходят из строя такие дорогостоящие детали как головка блока и сам блок цилиндров.

Цена техобслуживания автомобиля

Стоимость ТО легковых автомашин зависит от многих факторов:

  • модели авто;
  • типа установленного двигателя (дизель или бензиновый);
  • очередности ТО (ТО-1, ТО-2 и т.д.).

Цена техобслуживания автомобиля с дизельным мотором обычно несколько выше, чем ТО машины с бензиновым ДВС. Техническое обслуживание, в которое входит дополнительно замена свечей, воздушного и топливного фильтров (ТО-4), будет дороже стандартного техобслуживания (допустим, ТО-1), в котором только меняется моторное масло и проверяется исправность всех систем в автомобиле. Также стоимость ТО в немалой степени зависит от марки автомобиля – обслуживание моделей Audi почти всегда обходится дороже, чем ТО автомашин Hyundai.

Одно из основных достоинств нового автомобиля — большой ресурс. Покупатели «свежачка» вправе надеяться, что посещать сервис им придется достаточно редко. Но так или иначе, делать это придется — машину необходимо если не ремонтировать, то по крайней мере проводить техническое обслуживание. Причем в зависимости от марки и модели с различной периодичностью. Межсервисные интервалы сегодня могут отличаться вдвое: от 10 тыс. км Toyota, до 20 тыс. км — Volvo. Но так ли важно их соблюдать? Может, эти цифры автопроизводителем сознательно завышены (в угоду потребителям) или занижены (с целью обеспечить работой дилеров)?

Основная причина прохождения ТО

Основная операция любого регламентного ТО — замена моторного масла. Именно ограниченный срок службы смазки двигателя и обуславливает необходимость периодических визитов на сервис. В процессе эксплуатации масло подвергается воздействию высоких температур, в него неизменно попадают кислые и сернистые химические соединения, образующиеся при сгорании топлива, атмосферные влага и пыль… Естественно, его свойства при этом меняются. Насколько серьезно? Все зависит от качества «базы» масла (основы) и используемых присадок. Производители смазочных материалов утверждают, что пробег 20, 25 и даже 30 тыс. км (что для Европы совсем не редкость) их продуктам выдержать по силам. Более того, межсервисные интервалы некоторых современных грузовиков на первый взгляд вообще нереальны — до 150 тыс. км. Правда, и масло в них совсем другое, рассчитанное на такие пробеги.

Замена других эксплуатационных жидкостей (кроме разве что содержимого бачка омывателя перед зимними холодами) не так жестко нормирована по срокам. Антифриз или «тормозуха» вполне могут прослужить на 10-15 тыс. км больше рекомендованного автопроизводителем срока без заметного ущерба для деталей автомобиля. Что касается «железной» части (рычагов, шарниров, подшипников), она редко доставляет неприятности внезапно, «ни с того, ни с сего». Чаще выходу из строя того или иного элемента предшествуют определенные симптомы (стуки, гул и прочее). Естественно, при их появлении необходимо ехать на сервис вне зависимости от установленной периодичности ТО. Так что продолжительность межсервисного интервала по сути продиктована именно сроком службы масла.

Как часто делать ТО – кто прав?

Почему же тогда некоторые заводы (или дилеры) делают обязательными визиты на сервис каждые 10 тыс. км? Причин может быть несколько. Самая простая, но не самая популярная — стремление больше заработать на обслуживании авто. Ведь чем чаше клиент будет заезжать в техцентр, тем больше денег оставит он в кассе. И все же основная причина установки коротких межсервисных интервалов — конструктивные особенности автомобиля. Возможно, масло в конкретных двигателях более подвержено старению (химическому). Зачастую производители не уверены в достаточной надежности своих машин. В этом случае более частая инспекция и своевременная замена выработавших значительную часть ресурса агрегатов позволяет создать впечатление, что автомобиль почти не ломается. В случае, если бы межсервисный интервал был вдвое больше, но при этом владельцу транспортного средства приходилось периодически обращаться в сервис с теми или иными жалобами, впечатление от эксплуатации такого авто было бы гораздо хуже.

Так что хозяева и китайских, и европейских, и японских машин могут быть спокойны – автозаводы выбрали для них оптимальную периодичность проведения регламентных работ. И ни один дилер не вправе по собственной инициативе устанавливать иные сроки – разве что в форме рекомендации. А уж следовать их советам или нет, дело ваше.

Мнение эксперта

Современные автомобильные двигатели год от года становятся все сложнее: их «загоняют» в рамки по токсичности, экономичности, стремясь получить максимальную отдачу по мощности и по возможности меньшую себестоимость. В этих условиях принципиально важно обеспечить мотору идеальную смазку. Производителям масел приходится постоянно совершенствовать предлагаемые продукты, подгонять их по требованиям автозаводов.

Статья в тему: Где обслуживать подержанный автомобиль?

При расчетах межсервисных интервалов автопроизводители исходят из того, что в двигатель залито рекомендованное ими же масло. В этом случае гарантировано сохранение проектного ресурса мотора при самых неблагоприятных режимах его работы. Если вам официально предлагают являться на ТО каждые 15 тыс. км, значит, этот километраж масло может отработать баз критических изменений свойств, даже при эксплуатации автомобиля в городе на коротких дистанциях с частыми остановками и пусками двигателя. Реально современные масла могут служить и гораздо дольше, но всегда лучше перестраховаться, рассчитывая на худший вариант развития событий. Кстати, многие дилеры предлагают проводить плановое техобслуживание (или по крайней мере замену масла) чаще, нежели это предписано заводом. Хуже от этого действительно не будет, но лично я склонен больше доверять расчетам конструкторов двигателей, а не персонала отдельных техцентров.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*