admin / 01.04.2020

Раф 2203

Микроавтобусы RAF, в простонародье Рафики, у многих ассоциируются с Латвией. И это неудивительно, так как родина микроавтобусов «РАФ» как раз Латвийская ССР.

История Рижского автобусного завода (РАФ / RAF)

Создание завода

В 1949 году на базе «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ № 2), который располагался в бывших мастерских Деицманиса и Потреки на ул. Тербатас, был создан «Рижский завод автобусных кузовов» (РЗАК). Задачей завода было производство средних автобусов. В 1951 году РЗАК был объединен с «Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой».

Первые рижские автобусы

В 1953 году завод выпустил первые 25 автобусов РАФ-651. Капотный РАФ-651 был копией горьковского автобуса ГЗА-651 на грузовом шасси ГАЗ-51, вмещал 25 пассажиров и имел 16 мест для сидения.

Автобус РАФ-651

10 июня 1954 года приказом министерства автотранспорта завод был реорганизован в «Рижский опытный автобусный завод», но уже 30 сентября 1954 года снова переименован — и на этот раз получил окончательное имя: «Рижская Автобусная Фабрика» (Rīgas Autobusu Fabrika).

Логотип RAF

В 1955 году был налажен выпуск автобусов собственной разработки. Новый автобус РАФ-251 также базировался на шасси ГАЗ-51, но уже имел вагонную компоновку.

Автобус РАФ-251

Городской автобус РАФ-251 имел в салоне две двухстворчатые двери с пневматическим приводом, вмещал 28 пассажиров (21 сиденье). Кроме базового варианта, выпускались служебные автобусы РАФ-251С (в салоне 1 распашная дверь, 27 сидений) и грузопассажирский РАФ-251Т (сзади застеклённая двухстворчатая дверь и грузовая площадка).
Автобусы РАФ-251 выпускались до 1958 года (всего изготовлено 1460 экземпляров), затем его сменил модернизированный вариант, получивший собственный индекс — РАФ-976.

Автобус РАФ-976

Микроавтобусы РАФ

В 1957 году сотрудники РАФ познакомились с микроавтобусами Фольксваген и решили организовать производство микроавтобусов в Риге. Главный инженер Лаймонис Клеге (Laimonis Klege), конструкторы Я. Оситис (J. Ositis), Г. Силс (G. Sils) и ещё 4 энтузиаста в инициативном порядке создали первый микроавтобус РАФ-10.
В честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, РАФ-10 получил имя «Фестиваль» («Festivāls»). РАФ-10 был построен на платформе легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», имел вагонную компоновку, стальной несущий кузов и 10 посадочных мест (отсюда индекс модели).

РАФ-10 Festivals Поздняя модификация.

Первоначальная конструкция кузова вызвала много нареканий и в 1958 году была изменена. Машина также получила двигатель от ГАЗ-21 «Волга». 20 ноября 1958 года завод приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», до конца года было изготовлено 11 экземпляров.
В том же 1958 году был разработан микроавтобус РАФ-08 «Спридитис» (латыш. Sprīdītis, «Мальчик-с-пальчик») на шасси легкового автомобиля «Москвич-407». После доработок, малыш планировался к запуску в серию в 1960 году под индексом РАФ-978, однако проект был свёрнут вскоре после выпуска небольшой промышленной партии, чтобы освободить производственные мощности для РАФ-977.

РАФ-8 Spriditis.

РАФ-977 «Латвия»

Опыт, накопленный при разработке и доводке РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» («Latvija»), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

РАФ-977 Латвия. Первая серия.

В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.

РАФ-977B

С 1961 года производство микроавтобусов было перенесено на ул. Дунтес. Цехам на ул. Тербатас был возвращён статус «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ № 2) — при этом там продолжалось производство автобусов на шасси ГАЗ-51А.
На новой площадке был начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов.

РАФ-977Д

На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.

ЕРАЗ-762

В 1962 году сборка РАФ-977Д была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под наименованием ЛАРЗ-977 «Луганск». Было выпущено несколько десятков машин.

ЛАРЗ-977 «Луганск»

РАФ-2203 «Латвия»

В 1976 году в городе Елгава под Ригой был введён в строй новый завод, рассчитанный на производство 17 тыс. автомобилей в год. Здесь началось производство 11-местных микроавтобусов РАФ-2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга».

РАФ-2203

Автомобиль скорой помощи РАФ-22031-01

На его базе выпускалось множество модификаций, а финская компания Tamro создала реанимационный автомобиль.

Реанимационный автомобиль «Тамра-РАФ»

В 1980-е годы на ВДНХ в Москве работали экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203.

Автопоезд на базе РАФ-2203

Особое место занимает участие автомобилей РАФ в Олимпиаде 1980 года. Этой истории мы посвятили отдельную главу.

Попытка модернизации завода РАФ

В середине 80-х гг. на РАФе понимали, что разработанный еще в начале семидесятых годов микроавтобус порядком устарел и на фоне современных легковушек выглядит пришельцем из прошлого десятилетия. Поэтому рафовцы замахнулись на достаточно серьезную модернизацию микроавтобуса.
Произошло это в конце восьмидесятых годов. Помог рижским автобусостроителям конструктор НАМИ Владимир Андреевич Миронов, который разработал достаточно необычную подвеску, напоминавшую традиционный «МакФерсон», но отличалась от него остроумной конструкцией из пары труб-направляющих и амортизаторов, упиравшихся в кузов верхними концами. Также совместно с рижскими инженерами Миронов улучшил и тормозную систему, применив по паре суппортов ВАЗ-2121 на каждом переднем колесе и установив вакуумный усилитель вместо «гидровакуумника».
Поскольку Минавтопром в 1987 году прекратил финансирование новых проектов в своей отрасли, в Елгаве были вынуждены осваивать производство новых комплектующих для «рафика» собственными силами. Получилось не всё: вместо запланированной модификации РАФ-22038-30 с новой подвеской удалось запустить в производство лишь частично обновлённую машину с индексом 22038-02 и старой ходовой частью.

Модернизированный вариант РАФ-22038

Перестройка, выборы директора РАФ

К 1986 году снижение качества продукции РАФ вызвало в СССР общественный резонанс, повлёкший за собой отставку прежнего руководства завода. В духе реформ перестройки, в 1987 году назначению нового директора предшествовали его выборы коллективом завода из списка предложенных кандидатов. В выборах победил Виктор Боссерт.
Именно он выступил «генератором идеи» по созданию принципиально нового микроавтобуса РАФ. Она нашла горячий отклик и поддержку среди конструкторов и дизайнеров фабрики, желавших сделать новый «рафик», который бы не уступал мировым аналогам или был хотя бы просто таким же современным, как перспективная «десятка» из Тольятти и новая Волга ГАЗ-3105, над которыми в это время активно работали на ВАЗе и ГАЗе. Боссерт в 1987 году организовал республиканский конкурс на разработку дизайна для нового микроавтобуса, который благодаря информационной поддержке «Комсомольской правды» перерос во всесоюзный. В этом дизайн-конкурсе пробовали свои силы как любители «из толпы», так и профессиональные автомобильные дизайнеры, причем по правилам в нем могли участвовать и сотрудники РАФа.

Эскиз вариант Сергей Галактионова, ставшего после штатным дизайнером ИТЦ РАФ

А победил вариант Владимира Васильева из Риги — скорее всего, именно потому, что никто другой не был так близко знаком с возможностями фабрики. Ведь недостаточно было просто «нарисовать красивую машину» — потенциальный проект должен был уложиться в определённые рамки, заданные технологическими и производственными ограничениями РАФа.
Ведущим конструктором проекта RAF M1 был Сергей Бугай — талантливый конструктор и способный дизайнер. Он разработал и проверил на прочность конструкцию этого концепта. Важным действующим лицом в проекте RAF M1 был Эгон Мартинсон — не рисующий, но тонко чувствующий пластику поверхностей конструктор-дизайнер.
РАФ-М1 стал первой новой разработкой фабрики за несколько десятилетий, минувших с начала выпуска модели 2203. Внешность нового микроавтобуса несколько напоминала Ford Transit, хотя о прямом плагиате речь отнюдь не шла. Уже осенью 1990 года ходовой макет РАФ-М1 совершил пробную поездку по территории инженерно-технического центра РАФ.

Макет РАФ-М1

Доводить прототип доверили британской фирме IAD, которая уже сотрудничала с НАМИ и УАЗом в создании полуторатонного грузовика (ЗР, 2003, № 1). Англичане провели большую работу, доводя до ума кузов и интерьер «Роксаны» и многому научив рижан. Кстати, собственным именем автомобиль обзавелся как раз в это время.
В 1990 году, то есть в самый разгар работ над РАФ-М1, Боссерт покидает Латвию, уехав на обучение менеджменту в американский университет имени Джорджа Вашингтона. Новым директором РАФа стал Николай Самодуров, который понимал, что в условиях рыночной экономики и валютных цен бывшие покупатели «рафиков» из союзных республик актуальную продукцию фабрики купить не смогут. Или просто не захотят.
Но рижские конструкторы не опустили руки, а сделали ровно наоборот! На фабрике не остановились на «Роксане», а вернулись к ранним наработкам и занялись созданием укороченной переднеприводной версии микроавтобуса под названием РАФ-М2! Данилкин и Миронов как раз продвигали проект — машину с укороченным «носом» и, все-таки, передним приводом. Дизайн очередной «перспективы» разработали в НАМИ, 3D-модель «по старой дружбе» выполнили на ЗАЗе, и 20 декабря 1993 года новый прототип показали общественности. Интересно, что общая концепция (вагонная компоновка, дизайн кузова, макетирование) переднеприводного микроавтобуса РАФ-М2 на конкурсной основе была разработана дизайнером ИТЦ РАФ Сергеем Галактионовым еще в 1989 году и даже воплощена в виде пластилинового макета RAF M2 SG в масштабе 1:5.

Прототип РАФ-М2

Новый прототип под индексом РАФ-М2 получил название «Стилс» (Stils — «Стиль»), и он отличался от РАФ-М1 не только типом привода, но и двухрычажной передней подвеской, поскольку другая в бескапотном моторном отсеке просто не помещалась. Подходящую по дизайну «узкую» оптику в СССР не выпускали, поэтому, не мудрствуя лукаво, создатели Стилса позаимствовали светотехнику у серийных импортных автомобилей, а рулевое управление «одолжили» у… Mercedes.
Проект РАФ-М2 вёл заместитель главного конструктора Роман Попов. Дизайн разработали в НАМИ, макет делали на ЗАЗе, с которым у РАФа были хорошие связи. Мотор на «Стилсе», собранном в 1993-м, был все тот же — ЗМЗ-406. Передняя подвеска — двухрычажная, потому что высокие стойки в бескапотном автомобиле не помещались. Задняя подвеска по конструкции напоминала «Moskvich 2141». Рижане мечтали и о пневматической, но понимали, что это дело не близкого завтра. Рулевое управление на прототип вновь поставили импортное — от «Мерседес-Бенца». Но, увы, не удалось даже провести дорожные испытания ходовых макетов.

Завод РАФ в постсоветский период

6 сентября 1991 года РАФ реорганизовался в акционерное общество. В том же году Латвия стала независимой, наступил конец советской плановой экономике.
Грянул август 1991-го, распад Советского Союза и рижские «автобусники» перестали являться частью отрасли огромной страны, потеряв практически в одночасье и прежний рынок сбыта. Впрочем, и после того как в сентябре 1991 года фабрику преобразовали в акционерное общество, в новообразованных странах-бывших республиках СССР «рафики» по-прежнему покупали, но… уже совершенно в других количествах. Вдобавок инфляция национальных валют и экономическая нестабильность в странах СНГ отнюдь не способствовали платёжеспособному спросу.

Автомобиль полиции RAF-22038

В этот момент РАФ явственно ощутил на себе экономическую турбулентность, возникшую в результате развала большой страны. В результате предприятие покидали испытатели, конструкторы и другие опытные специалисты, которые не желали работать «за просто так» и жить впроголодь. РАФу удалось лишь проверить кузов на прочность и вибростойкость, причем выполнили это не своими силами, а на рижском вагоностроительном заводе. Оставшиеся на фабрике энтузиасты не теряли надежды запустить-таки «Стилс» хотя бы в мелкосерийное производство в цехе малых серий РАФ, для чего ездили по бывшим союзным республикам в поисках поставщиков стёкол, электрооборудования, трансмиссий.
20 сентября 1991 года готовый концепт все же представили в Англии, а в 1992-м он же под названием РАФ-1 «засветился» на выставке «Автотехника» в Москве.
На РАФе начинается выпуск малотоннажных коммерческих автомобилей. Первым стал двухместный бортовой грузовик РАФ-33111 грузоподьемностью 1 т. На его базе выпускался широкий спектр моделей: развозных фургонов (в том числе с изотермическими кузовами), двухместных и пятиместных пикапов. Наиболее удачной моделью этого направления оказался бортовой грузовик с 5-местной двухрядной кабиной РАФ-3311, производство которого продолжалось до 1996 года.

РАФ-3311

Хорошим спросом пользовалась заводская модификация микроавтобуса РАФ-22038-02 в качестве маршрутного такси.

РАФ-22038-02

В 1995 году потребителям была предложена новая версия маршрутного такси: 12-местная, с высокой крышей модель РАФ-22039.

РАФ-22039

20 декабря 1993 года РАФ продемонстрировал тот самый новый микроавтобус РАФ-М2 «Стилс» (Stils, «Стиль»), но завод также не сумел найти инвестора для его серийного производства.
Завод же в этот момент выживал за счет производства обычных «рафиков», а РАФ-М2 время от времени показывали на очередной автомобильной выставке. Однако с каждым годом и «Роксана», и «Стилс» становились все более несбыточными проектами-фантомами, выпуск которых в Латвии своими силами освоить бы никак не удалось, а зарубежные партнеры реального интереса к концептам не проявляли. А ведь даже по самым скромным подсчетам предприятию для запуска новых моделей и соответствующей технологической модернизации было необходимо минимум 300 миллионов долларов, взять которые было негде.
К тому же в соседней России к этому времени уже началось серийное производство микроавтобусов и грузовиков семейства ГАЗель, которые тут же прочно обосновались в бывшей «вотчине рафика».
В 1996 году РАФ попытался найти выход из сложившейся ситуации в альянсе с ГАЗом, чтобы стать автосборочным предприятием по выпуску Газелей, однако правительство Латвии препятствовало такому сотрудничеству. После развёртывания в марте 1996 года на ГАЗе масштабного производства микроавтобусов семейства ГАЗ-3221 «ГАЗель», по многим параметрам превосходивших изделия РАФ, экспорт латвийских микроавтобусов в Россию стремительно сошёл на нет.

ГАЗ 3321 (ГАЗель)

По иронии судьбы, последним автомобилем РАФ, созданным по российскому заказу, стал автомобиль для перевозки покойных РАФ-2926 (конструктивно это изотермический фургон на базе РАФ-3311). Партия из 21 такой машины была приобретена московской службой скорой помощи.
В 1997 году производство РАФа остановлено. Владельцы заявили о банкротстве в 1998 году. По состоянию на 2010 год большая часть производственных корпусов разрушена, на их месте находятся арендуемые торговые площади.
В 2012 году на РАФе был открыт музей о истории РАФа латвийским гонщиком Андрисом Дамбисоном. Так закончилась история Рижского автомобильного завода (RAF).
Если вам понравилась эта глава, то, возможно, понравится и эта:
📒 Автомобили РАФ на Олимпиаде 1980
Фотографии взяты в интернете из открытых источников и объединены в нашу коллекцию.
Рижский автобусный завод (РАФ)

Основан

1949 г.

Несуществующий

1998 г.

Штаб-квартира

, Латвия (бывший Советский Союз )

Товары

Автобусы и фургоны

Автобус РАФ-251Раф-977 микроавтобус RAF-2203 Латвия РАФ-22031-01 скорая помощь РАФ-2907 — специальный автомобиль для летних Олимпийских игр в Москве

Рига Autobus завод ( RAF ; латышский : Rīgas Autobusu Fabrika ) был завод в Елгаве , Латвия , делая фургоны и микроавтобусы под маркой Latvija .

История

В советское время РАФ и УАЗ были единственными производителями фургонов и микроавтобусов в Советском Союзе . Фургоны и микроавтобусы РАФ использовались только государственными предприятиями, чаще всего в качестве машин скорой помощи и общественного транспорта. Частным лицам не разрешалось владеть ими, за исключением семей, имеющих не менее пяти детей.

В 1949 году завод начал производство кузовов фургонов на месте Рижского авторемонтного завода №2 (более известного как РАРЗ). В 1955 году он был переименован в Рижский экспериментальный автобусный завод ( латышский : Rīgas eksperimentālā autobusu fabrika , русский : Рижский Опытный Автобусный Завод ), и продукция стала сокращаться до RAF. Он станет основным советским производителем микроавтобусов .

Первым продуктом РАФ стал РАФ-251 , 22-местный местный автобус, основанный на шасси ГАЗ-51 (которое РАФ также построили), с деревянно-металлическим кузовом. Существовала также пассажирская и грузовая версия ( Kombi ), 251T, с полезной нагрузкой 14 пассажиров и 800 кг (1800 фунтов) груза.

С 1958 года завод приступил к выпуску микроавтобусов РАФ-977 на базе двигателя ГАЗ-21 Волга (между передними сиденьями, как у Dodge A100 , доступ к двигателю через внутренний люк), трансмиссии, мостов и рулевого управления. Планировалось производить пассажирские («маршрутные такси» для аэропортов и для спортивных команд), грузовые, почтовые и санитарные версии автомобиля, чтобы заменить использовавшиеся в то время модифицированные поместья . Вдохновленный VW Type 2 , у него был установленный спереди двигатель с водяным охлаждением объемом 2445 куб. См (149,2 куб. Дюйма) (на основе Волги, с более низкой степенью сжатия ) и десять мест. Он дебютировал в 1957 году, и десять из них были построены для показа на Московском фестивале молодежи в том году, что привело к предложению названия фестиваля. Первая партия была произведена в 1959 году под новым названием RAF 977. Он имел 13 л / 100 км (18 миль на галлон ‑US ; 22 миль на галлон ‑ имп ) и мог развивать скорость до 62 миль в час (100 км / ч), большинство из которых собирались вручную.

В 1965 году RAF предложили два прототипа, надеясь убедить Минавтопром профинансировать строительство нового завода: обычную версию, сопоставимую с Ford Transit (получившую название RAF 962-I), или версию с передним управлением , аналогичную Renault Estafette ( получивший название 962-II). Руководство РАФ, что было редкостью для советской компании, создало две конкурирующие команды для индивидуального проектирования нового фургона. Был выбран обычный 962-I, который, казалось, с меньшей вероятностью обеспечит деньги для совершенно нового предприятия. Поэтому RAF попытался убедить отборочную комиссию принять более радикальный 962-II, и это удалось.

Однотонный вариант базировался на модернизированном шасси 977Д. Однако заводских размеров не хватило, чтобы запустить эту модель в серийное производство, поэтому ее перевели на ЕрАЗ ( Ереван , Армения ).

Строительство нового завода в Елгаве (для постройки нового 962-II, ныне известного как RAF-2203 Латвия ) было начато 25 июля 1969 года и завершено в феврале 1976 года. Он был рассчитан на производство 17 000 автомобилей в год. Завод выпустил несколько модификаций РАФ-2203.

К началу 1990-х годов РАФ-2203 полностью устарел, и завод приступил к проектированию новой модели. Первоначальный план состоял в том, чтобы построить новый автомобиль RAF под названием «Роксана», разработанный с помощью британской консалтинговой компании International Automotive Developments. Модель успешно выставлялась на нескольких автосалонах, но дальше прототипа так и не пошла. То же самое и с переднеприводным микроавтобусом «Style».

После распада СССР новые границы нарушили цепочки поставок, и производство резко упало. Инвестиционное предложение поступило от российской компании ГАЗ, но оно было отклонено латвийским правительством, которое сочло российский капитал угрозой независимости Латвии. Хотя некоторые западные и восточноазиатские инвесторы также проявили интерес к РАФ, все они сочли эти инвестиции слишком рискованными, поскольку местный рынок был слишком мал для поддержки крупного производства, а российский рынок был практически закрыт из-за сложных политических отношений России и Латвии. .

В 1997 году была выпущена последняя партия 13-местных РАФ-22039 . Последним автомобилем, выпущенным умирающим гигантом, стал РАФ-3311 — катафалк .

В 1998 году РАФ обанкротился. Единственной частью компании, которая выжила, стала RAF-Avia , чартерная авиакомпания, созданная с использованием четырех самолетов, принадлежащих заводу. Производственная площадка площадью 120 000 м 2 (1 300 000 кв. Футов) с оборудованием принадлежит ОАО » Балитва». Они рассматривали возможность продажи его западному автопроизводителю, но это оказалось нереальным. По состоянию на 2002 год сборочный цех был в рабочем состоянии и имелась вся проектная документация, поэтому производство можно было возобновить, если возникнет необходимость. ЕрАЗ проявил интерес, но, вероятно, только к конструкции.

В 2018 году появились слухи о возрождении РАФ, поскольку «Rigas Autobusu Fabrika, RAF» была зарегистрирована в базе данных латвийской компании. Предполагается, что они покажут свою первую новую модель в 2019 году и начнут производство в 2020 году. Также считалось, что RAF теперь сосредоточится на электромобилях, таких как фургоны и троллейбусы.

Модели

  • РАФ-251 — автобус на базе ГАЗ-51 (1955–1958)
  • РАФ-8 — 8-местный прототип автобуса на базе Москвич 407 (1957 г.)
  • РАФ-10 — 9-11-местный автобус на базе ГАЗ-М20 (1957–1959)
  • РАФ-982 — экспериментальный автобус
  • RAF-977 Latvija — 10-местный фургон / автобус / машина скорой помощи / такси на базе ГАЗ-21 (1959–1976). Также производится в моделях D, DM и IM.
  • РАФ-2203 Латвия — 4×2 4dr фургон (1976—1997)
    • РАФ-2203 Латвия (доставка) — автофургон 4×2 4dr
    • RAF-2203 Latvija (кардиология) — 4×2 4dr кардиологическая скорая помощь
    • RAF-2203 Latvija (пожарный) — пожарный минивэн 4×2 4dr
    • RAF-2203 Latvija GAI — 4×2 4dr полицейский фургон
    • RAF-2203 Latvija (mail) — 4×2 4dr почтовый фургон
    • РАФ-2203 Латвия (такси) — 4×2 4dr такси
    • RAF-2203 Latvija VAI — военный полицейский фургон 4×2 4dr
    • RAF-22031 Latvija — 4×2 4dr скорая помощь
    • РАФ-2907 — специальный автомобиль для летних Олимпийских игр в Москве
    • РАФ-2914 — фургон скорой помощи 4х2
    • RAF-3311 Latvija — пикап 4×2 на шасси RAF-2203
    • RAF-33111 Latvija — легкий грузовик 4х2 на шасси РАФ-2203
    • RAF Latvija — инкассатор — инкассатор 4×2 на шасси RAF-2203
    • RAF Latvija — туристический фургон, дом на колесах

Ссылки

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с транспортными средствами РАФ (Rīgas Autobusu Fabrika) .

Достался он мне по воле случая. Первоначально это был автомобиль скорой помощи и проработал в этом виде 7 лет, был списан и переоборудован в микроавтобус. Через 4года он больше стоял без дела, подошёл срок очередного списания и его предложили нам как многодетной семье.
Четыре месяца я собирал решения, разрешения, согласования и после этого забрал, не глядя и не торгуясь то, что было по цене, которую назначили. Переоформил автомобиль в организацию, где работал. С неё в областной детский фонд, а затем уж на себя. На это ушло ещё 2месяца, и он стал нашим и вот уже 19й год служит семье верой и правдой.
Сделан автомобиль на базе «волги газ24» и почти все запчасти подходят, были проблемы достать, бывало, по 300км наматывал, что бы купить резьбовые втулки, сейчас всё есть в магазинах, были бы деньги. Автомобиль очень надёжный за 19лет один раз висел на галстуке «бензин кончился». и один раз проколол колесо в дороге. Волговская подвеска мягкая и слабовата для Рафика, но работает отлично, автомобиль словно парит над асфальтом, кочки и ямки не замечаешь. Регулярно менял саленблоки, резьбовые втулки реже. Бронзовые втулки маятникового рычага менял регулярно лет пять, потом подвернулся кусок пластиковой трубы, подогнал, получилось хорошо и надолго. Тормоза надёжные гидравлические с вакуумным усилителем, но остановить 2-3тоны со ста км\ч сложновато, ведь они рассчитывались для волги, а она весит 1,5т. Скрип при торможении сигнал пора менять колодки, или зачистить подгоревший слой. Передним пружинам подвески временами даю отдых, а задние рессоры усилил, сделав подрессорник, использовав дополнительный подкоренной и шестой листы, и резиновые отбойники. На водительском месте удобно человеку среднего роста летом, зимой тесно(стоит перегородка, от пассажирского салона.). Обзор вперёд отличный, а назад плохо ориентироваться, по зеркалам «заднее стекло быстро марается». Рулевое управление на стоянке крутить, тяжело усилителя нет, а основной вес машины приходится на передний мост. Зад, ведущий лёгкий, для увеличения сцепного веса загружаю мешок с песком, и под колёса всегда есть что подсыпать. Автомобиль чисто дорожный при наличии длинных свесов и короткой базы зацепить передком или картером мотора проблем не составит, но при необходимости (надо заготавливать сено) ставил на ведущий мост шины, протектор ёлочкой, загружал мотоблок-сенокосилку и забирался в такие места, где не каждый 4WD проедет.
Мощности дефорсированного мотора 2,5л 80л.с., вместо 4500 он развивает 3200мин-1 вполне хватает до110км\ч больше мне и не надо. Отлично работал на смеси 93и76, 1:1 расход при контрольном 10,8л в 11л ,а современные бензины потреблять отказывался и расход вырос до 15л, после небольших доработок(увеличил камеру сгорания), и регулировок расход бензина снизился до 12,5-13л(хоть 80, хоть 92), вполне устраивает.(Это немного из расчёта 12человек.) Летом перегревался, стоило только снизить скорость, закрыл низ дерматином от радиатора до мотора, получился диффузор, и проблема отпала. А вот зимой нагреть невозможно, про салон и говорить нечего. Снимаю крыльчатку вентилятора для охлаждения мотора, хватает встречного воздуха и двух печек в салоне. Мотор змз24 (стоит закрыть печку запитанную от блока перегреваться даже зимой) расположен в салоне автомобиля чуть вперёд от водителя (качество бензина выговаривает сразу) шумно. Но с другой стороны удобно, когда в мороз под 30 заледенел карбюратор, из-за плохого бензина; устранил, не выходя из машины. А нырять под капот на улице. Через 30т км капитально ремонтировал мотор, после ремонта проехал 100т и опять капрем(результат поездок по бездорожью, перегрел). Приёмную трубу выгибал сам, а глушитель поставил от москвича, и колено гнуть не надо.
Отделка салона без излишеств, дёшево и сердито: лишние сидения в салоне убрал, оставил; родные откидные от скорой, два трамвайных друг за другом и двойное, с автобуса спинкой вперёд, отопитель салона убрал под двойное сиденье, там же инструментальный ящик, получилось ну куда лучше 8мест и 300-400кг груза (и по налогу B в 7раз дешевле D). А в какой ещё автомобиль можно загрузить для поездки в сад: мотоблок, доски, брата с женой и его тёщу с ящиками рассады. В поле: картошку и бригаду сажальщиков. Что я только не возил в нём: мотоцикл «Урал» с коляской и мотоблок «Урал», кирпич и дрова, полугодовалую тёлку(это молодая корова, не путать с девочками)и годовалую свинью. И в город удобно ездить всей семьёй, дешевле, чем на рейсовом автобусе, правда мне автомобиль высказывает и качество бензина, и что он вообще-то там ничего не забыл, но выходят хозяйка и дочери, сразу перестаёт бурчать, дребезжать, (любит их наверно) и мотор чище работает. И если хозяйка присмотрела что-нибудь: холодильник, диван, или стиральную машину и т.д. и т.п. проблем с доставкой не будет. А как он спешит доставить нас домой: до конца городской черты приходиться сдерживать, после него сразу выходит на крейсерскую скорость 90км\ч.
А если ему пассажиры не понравятся, может высадить. Подобрал дорогой как-то двух мужиков-попутчиков: еду и думаю, как от них избавиться, но автомобилю они тоже не понравились. Автоматически останавливаюсь, мужики выходят, быстро включаю передачу отъезжаю метров на 100, выхожу закрыть за ними двери, оглядываюсь, мужики стоят, смотрят друг на друга, понять ничего не могут(почему они на дороге оказались?).
Автомобиль любит, чтоб его помыли, марается быстро, но номерные знаки держит чистыми. Наблюдал в городе, после дождя машины только из гаража выехали сами чистые, а знаки уже замарали, их тут же останавливают ГИБДД, мне чистоты знаков хватает до дома. Иногда кажется, что автомобиль живой, ну а душа у него точно есть.
Люди расстраиваются, повысили пошлины на иномарки, а мне: ландровер, тойота или мерседес SLR Mclaren даром не нужны. Для мебели что ли? Одно жаль годы, и дорожная соль берут своё, а расставаться с этим автомобилем не хочется. Хотя он и так уж пережил своих многих, многих младших братьев.
Год выпуска1978
Год приобретения 1990
личный пробег:150000
а то, что МРЗ-магнитолы нет ерунда, лишь бы мотор пел.

Отзывы владельцев RAF 2203

RAF 2203, 1987 г

РАФ 2203 (Латвия или «Рафик») — микроавтобус, выпускавшийся рижской автобусной фабрикой в 1976-1997 годах. Автобусы этого типа использовались как автомобили скорой помощи, милицией, как маршрутные такси, в роли служебного транспорта, в связи с этим модификации салонов менялись, как, впрочем, и вид торпедо, и сам салон. Постепенно РАФы были вытеснены ГАЗелями и прочими микроавтобусами иностранного производства. Я, когда приобрела такой автомобиль, помню, что впервые чуть не плакала от того, что руль неуправляем и машина ходит из стороны в сторону. Но потихоньку привыкла к этому и, признаюсь, довольно ловко научилась обращаться с ним, что приводило в шок мужчин. Единственно, что было трудно всегда — это разворот на RAF 2203, так как рулевой механизм из 2-х маятников и редуктора отГАЗ-21, или 24. Хоть я и отдавала на переборку редуктор, но толку не было, а про замену маятников говорить нечего, таких теперь нет просто. Признаюсь, я полюбила эту машину, мелкий ремонт я делала сама, пыталась не то, чтобы сэкономить на ремонте, а мне самой было интересно это сделать. Машину купила для работы, оставила в салоне 5 кресел, остальные попросту выбросила, мне нужен был объём багажника. Почему купила? Денег хватало только на него, устраивали габариты машины, доступный ремонт, детали. Что чинила сама? Карбюратор, он был от Жигули, скорее от «пятерки», воздушный фильтр от «Волги» попросту не влезал под крышкой капота. Карбюратор я с самого начала купила новый, но он оказался просто бракованным. Электрика — замена ламп, замена пучков проводов, установка магнитолы, колонок, замена стартера, ремонт генератора — это было моё. Сложно было с заменой помпы, надо было снимать решётку радиатора, то есть разбирать весь передок. Ломался ли RAF 2203 на дороге? Да. За 3 года раза 2-3. Машина неплохая была в свои года. Но сейчас это уже больше металлолом, чем транспорт.
Достоинства: отличный автомобиль в свои годы, когда ему не было замены. По разгону лично за мной, например, не каждая газель могла угнаться.
Недостатки: Фанерное днище. На льду — как корова. РАФу нужны хорошие дороги. На скорости при повороте страшный крен кузова, страшно, но умеючи, проходит хорошо.

Ольга, Тверь

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*