admin / 28.03.2020

ПТС

С 1 ноября 2019 года на территории Евразийского Экономического Союза (Россия, Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан) ПТС постепенно переходит в электронную версию, поэтому вместо бумажного оформления сведения будут заноситься в систему электронных паспортов.

Что такое ЭПТС?

ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства, содержащий всю информацию об автомобиле. Оформление и хранение ЭПТС осуществляется в автоматизированной системе электронных паспортов. ЭПТС необходимо иметь при регистрации транспортного средства в органах ГИБДД.

Как работает ЭПТС?

Принципы работы ЭПТС:

  • Организация-производитель оформляет ЭПТС на изготавливаемые транспортные средства.
  • Регистрационный орган берет информацию из ЭПТС при проведении регистрации.
  • Сотрудник ГИБДД, следящий за дорожным движением, запрашивает данные из ЭПТС по внутренним каналам связи.
  • Покупатель приобретает в дилерском автосалоне новый автомобиль уже с оформленным ЭПТС.
  • Во время прохождения техосмотра, внесения изменений в конструкцию транспортного средства, страхования и прочего сведения о проделанных работах и актуальный пробег автомобиля указываются в ЭПТС.

Преимущества ЭПТС

ЭПТС имеет следующие преимущества:

  • Все ЭПТС хранятся в одной автоматизированной системе — АС СЭП, поэтому электронный паспорт нельзя потерять, и он не может закончиться.
  • Информация обо всех этапах жизненного цикла автомобиля вносится в один ЭПТС: сведения о владельцах, о проведении ТО, автостраховании, о ДТП, о внесении изменений в конструкцию транспортного средства и прочее.
  • Собственник может получить выписку из ЭПТС на свой электронный адрес, если укажет данные владельца, внесенные ранее в базу.
  • С детальной историей транспортного средства можно ознакомится, запросив историческую справку через АС СЭП.

Какие сведения вносятся в ЭПТС?

В ЭПТС показаны все сведения об автомобиле, состоящие из двух частей:

  • Основная часть. Основная часть является обязательной к заполнению и состоит из 13 разделов, где указываются вид, номер и статус ЭПТС, отличительные особенности транспортного средства, общие технические данные и прочее.
  • Дополнительная часть. Эта часть не требует обязательного заполнения, но в ней содержится полезная информация: сведения о владельце, о залоге, ДТП, аресте, угоне, автостраховании, ремонте и многом другом.

После оформления ЭПТС ему присваивается определенный статус. Статус «Действующий» является обязательным условием для регистрации автомобиля в ГИБДД.

Статусы ЭПТС

Существуют следующие статусы ЭПТС:

  • Незавершенный. В этом статусе основная часть данных заполнена, ЭПТС получил уникальный номер, но еще не состоялась оплата утилизационного сбора.
  • Действующий. Говорит о заполненной основной части данных, присвоении ЭПТС уникального номера, а также об оплате утилизационного сбора.
  • Погашенный. Этот статус появляется в случае изготовления одного транспортного средства на базе другого.
  • Аннулированный. Этот статус присваивается в случае неправильно указанных в электронном паспорте некоторых данных: изготовителя, цвета, №ОТТС, VIN и т.д.
  • Утилизированный. ЭПТС получает этот статус автоматически, когда транспортное средство утилизируется.

Приобретение автомобиля с ЭПТС

При покупке автомобиля в автосалоне дилер вместе с договором купли-продажи и актом приема-передачи выдает автовладельцу распечатку выписки из системы электронных ПТС.

При приобретении полиса ОСАГО или КАСКО собственник должен предоставить выписку сотруднику страховой компании.

Во время переходного периода (4 квартал 2019 — 2020) модели KIA могут продаваться как с бумажными, так и с электронными ПТС. Узнать есть ли у автомобиля ЭПТС можно на официальном сайте elpts.ru, введя VIN-номер модели в поле проверки.

Что необходимо иметь при себе для постановки автомобиля на учет?

Раньше для того, чтобы стать на учет, нужно было иметь оригинал ПТС. Теперь для постановки транспортного средства на учет в ГИБДД требуется наличие договора купли-продажи и акта приема-передачи. Выписка из базы ЭПТС необязательна.

Будут ли меняться ранее выданные бумажные ПТС на ЭПТС?

Замена ранее полученных бумажных ПТС на ЭПТС не является обязательной процедурой и будет осуществляться добровольно по желанию собственника. Список компаний, обладающих правами на замену, есть в доступе на сайте министерства промышленности России minpromtorg.gov.ru.

Как получить доступ к системе с информацией о ЭПТС?

Информация о наличии ЭПТС на транспортное средство представлена на сайте elpts.ru. Получить доступ к ней можно введя VIN-номер модели.

Кем вносятся данные о владельце в электронный ПТС и куда следует обращаться, если они не были внесены?

Изменения в ЭПТС вносят сотрудники дилерского центра. В том случае, если изменения не были внесены, следует обратиться к официальному дилеру.

Важная информация:

  • Портал Систем Электронных Паспортов
  • Перечень организаций, которые имеют право оформлять паспорта

Если у Вас появились вопросы, связанные с покупкой автомобиля с электронным ПТС или с оформлением ЭПТС, можете обратиться на горячую линию производителя автомобиля и уточнять информацию на сайте https://elpts.ru

Российские автовладельцы постепенно переходят на электронные паспорта транспортных средств. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года.

Внедрением ЭПТС занимается компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех. О том, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его оформить – в нашем материале.

Новый стандарт ПТС

Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.

Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.

Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех.

Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.

«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.

На сегодняшний день в России оформлено уже более 300 электронных паспортов транспортных средств. А на днях впервые на российском авторынке по полной логической схеме смены собственника реализован автомобиль с ЭПТС.

Для чего вводят электронные ПТС

По своей сути электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные машины, сведения об авариях, ремонтах и так далее. Эта информация в электронной системе хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь.

Таким образом, по сравнению со своим бумажным двойником электронный ПТС имеет очевидное преимущество – его невозможно потерять. Кроме того, наличие детальной информации о транспортном средстве позволит сделать более безопасным процесс продажи или покупки автомобиля.

Переход на ЭПТС позволит также сэкономить затраты на покупку бланков для паспортов, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники. Все это, по оценке Минпромторга, составит достаточно внушительную сумму – не менее 1 млрд рублей в год.

Это не только позволит сэкономить средства, но и поможет в разрешении одной из ключевых российских и мировых экологических проблем – вырубки лесов. По оценке АО «Электронный паспорт», отказ от бумажных ПТС снизит объем требуемого древесного сырья на 1325 тонн, то есть ежегодно сохранит более 5 тыс. деревьев.

Как оформить и получить электронный ПТС

Оформление электронных паспортов транспортных средств началось с июля 2018 года. Напомним, что до 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление ПТС в бумажном виде на новые автомобили полностью прекратится.

Итак, получить ЭПТС можно будет в следующих случаях. Во-первых, при покупке нового автомобиля. Новые машины в автосалонах будут продаваться уже с ЭПТС, оформленным заводом-изготовителем. Во-вторых, при самостоятельном ввозе автомобиля через границу России. В этом случае нужно оформить электронный паспорт в соответствующих организациях, например в испытательных лабораториях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ на проведение подобной деятельности.

И наконец, получить электронный паспорт можно при утере или порче бумажной версии ПТС либо по желанию автовладельца.

При этом автовладелец может получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается: VIN машины или шасси; название модели, марка и категория машины, а также цвет ее кузова; номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси; год выпуска; техническая информация о силовом агрегате; экокласс машины; максимальная масса; регистрационная территория. Прочие сведения хранятся только в электронном виде.

Еще раз отметим, что переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут постепенно выходить из обращения.

1 ноября в странах Евразийского экономического союза должно начаться внедрение электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). Для этого в ЕАЭС заработает единая система, в которую будут вносить данные о новых произведённых и импортируемых в союз автомобилях. Для владельцев транспорта, купленного до этого времени, регистрация ЭПТС пока обязательной не будет.

Однако в срок ЭПТС могут не заработать из-за неготовности Беларуси. Представители страны уже попросили о переносе даты введение системы. Казахстанские чиновники сообщают о своей готовности, хотя местные автопроизводители пока только «протестировали» систему. Informburo.kz разбирался, что такое ЭПТС, и как они помогут облегчить жизнь автовладельцам.

Что такое электронный паспорт транспортного средства?

Сейчас в странах Евразийского экономического союза для транспортных средств используют бумажные технические паспорта. В них указывают данные владельца и техданные автомобиля.

Проблема этих документов — возможность их утери, а так же то, что по ним нельзя контролировать юридическую историю конкретного автомобиля. В результате возможны случаи «подгона» автомобиля под имеющийся техпаспорт: на транспорте той же модели и цвета изменяют VIN-код и используют с уже имеющимся документом. ЭПТС вводят, в том числе, и для борьбы с такими случаями.

Решение об этом было принято ещё в 2014 году, перед созданием ЕАЭС. Судя по сообщениям СМИ, вводить их должны были в 2018 году, но в итоге перенесли сначала на 1 июля, а затем на 1 ноября 2019 года.

Важный момент: ЭПТС – это не техпаспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства, которые выдают сейчас. Действующие документы являются лишь основанием для допуска авто к участию в дорожном движении.

Внедряемые электронные паспорта – это запись в единой базе данных со всей информацией о транспортном средстве, включая технические данные и юридическую историю. Вся эти сведения будут храниться в течение всей эксплуатации автомобиля от выхода с конвейера до сдачи в утиль, постоянно обновляясь. Распространят их на все транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания объёмом более 50 кубических сантиметров и электродвигателями мощнее 4 киловатт, а также прицепы к ним. Другими словами, паспорта будут выдавать на широкий спектр продукции: от скутеров до тракторов.

В Союзе предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» отмечают, что ЭПТС также будет содержать данные об истории купли-продажи автомобиля, сроках технического осмотра, экологическом классе, номера кузова и шасси, а также множество других сведений об автомобиле.

«При этом ЭПТС оформляется один раз «на всю жизнь» автомобиля. Благодаря ему можно будет отследить историю с момента производства до утилизации. Соответственно, введение электронных паспортов обеспечит прозрачную историю и юридическую чистоту автомобиля», – говорят в «КазАвтоПроме».

По мнению разработчиков системы, из этого исходит главное преимущество ЭПТС – невозможность его потерять. Более того, наличие полной информации об авто сделает безопаснее для граждан продажу или покупку транспорта.

«Сейчас техпаспорта у нас выдаются на человека, а не саму машину. Теперь, когда будут выдавать ЭПТС, по ней будут доступны все данные. Мы прорабатываем, чтобы там фиксировались техосмотры, оплата утилизационного сбора и так далее», – говорит начальник управления машиностроения Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Ержан Иманслям.

При введении ЭПТС может возникнуть и экономия на покупке бланков для паспортов, их транспортировке и хранении, закупке и содержании оргтехники. По оценкам российского Министерства промышленности и торговли, сумма экономии может достигать порядка 1 млрд рублей, или около 5,9 млрд тенге, в год.

Кому нужно будет получать ЭПТС?

Оформление электронного паспорта станет обязательным для всех транспортных средств, произведённых или ввезённых в страны Евразийского экономического союза с 1 ноября.

Получить ЭПТС можно будет в нескольких случаях. Во-первых, это покупка новых автомобилей, которые будут продавать уже с электронными паспортами – их оформит завод-изготовитель. Другой случай – самостоятельный ввоз транспорта из-за границы в страны ЕАЭС. Владелец авто должен будет сам оформить электронный паспорт. И наконец, ЭПТС можно будет получить при утере или порче бумажного техпаспорта, либо же по желанию самого владельца.

Для владельцев уже используемых автомобилей обмен бумажных техпаспортов на новые – электронные – не требуется. Просто с 1 ноября привычные сейчас документы перестанут выдавать.

«Старые документы будут применяться, пока используемые сейчас автомобили будут в эксплуатации, пока автомобиль не выйдет из оборота. Мы будем дальше прорабатывать механизм (когда будет оформляться ЭПТС на подержанные авто. – Авт.): это либо сделка по продаже, либо выезд за границу и так далее. До этого момента будет параллельное хождение (бумажных и электронных паспортов. – Авт.)», – говорит начальник управления машиностроения Министерства индустрии и инфраструктурного развития Ержан Иманслям.

В союзе автопроизводителей «КазАвтоПром» отмечают, что сейчас рассматриваются два варианта оформления ЭПТС на подержанные авто: либо при перепродаже, либо при прохождении техосмотра. Решение об этом, подчёркивают в союзе, остаётся за уполномоченным органом.

При параллельном хождении документов двух форматов, бумажных техпаспортов ещё долгое время будет больше, чем электронных. К 1 июля, по данным комитета по статистике Миннацэкономики, в Казахстане было зарегистрировано почти 3,7 млн легковых автомобилей. 63,9% из них – автомобили старше 10 лет. Учитывая, что за весь 2018 год в стране было продано чуть менее 61 тысячи легковых и коммерческих автомобилей, процесс полной замены бумажных паспортов на электронные может занять продолжительное время.

Кто будет платить за ЭПТС?

Оператором системы ЭПТС является российская компания «Электронный паспорт», которая входит в структуру государственной корпорации «Ростех». Она будет предоставлять национальным операторам технологии. В Казахстане это госкомпания «Национальные информационные технологии», входящая в холдинг «Зерде».

Сейчас из стран Евразийского экономического союза электронные паспорта выдают только в России. С июля 2018 года их там выдали уже 3 568 единиц. В Беларуси в опытном режиме выдали восемь таких паспортов.

Стоимость оформления ЭПТС в России составляет 600 рублей, или чуть более 3,5 тысячи тенге. К примеру, бумажный техпаспорт для казахстанцев сейчас стоит 3 157 тенге. Цены на ЭПТС в случае их введения в Казахстане пока неизвестны.

По данным Kolesa.kz, в 2018 году речь шла о пороговой стоимости в пределах 4,5 тысячи тенге. При этом цена каждого внесения изменений в ЭПТС могла составить 3,3 тысячи тенге.

Окончательные тарифы определит государство. В Казахстане этот вопрос курирует Министерство индустрии и инфраструктурного развития. В МИИР в разговоре с корреспондентом Informburo.kz не смогли назвать ориентировочную стоимость ЭПТС. Однако в ведомстве заметили, что цена паспорта не будет закладываться в стоимость автомобилей, платить за него владельцы будут разово, например, при регистрации транспорта.

В союзе «КазАвтоПром» отметили, что стоимость регистрации ЭПТС, возможно, всё же будет включена в цену автомобиля, а значит ляжет на плечи автовладельцев. Аналогичная ситуация, по данным «Коммерсанта», в России, где затраты на выпуск ЭПТС закладываются в стоимость автомобилей. Электронные паспорта, по данным Informburo.kz, в России оказались для производителей затратнее, чем бумажные. Поэтому до обязательного введения ЭПТС они по большей части оформляют документы старого формата.

«Будущий тариф должен быть согласован с производителями и организациями, представляющими потребителей», – подчеркнули в «КазАвтоПроме».

С аналогичным вопросом Informburo.kz обратилось в другое отраслевое объединение автомобилестроителей – Ассоциацию казахстанского автобизнеса. Однако там от комментариев воздержались.

ЕАЭС к введению пока не готов

Начало внедрения электронных паспортов в странах ЕАЭС запланировали на 1 ноября. Однако даты могут измениться. 22 августа Беларусь на совещании в Евразийской экономической комиссии по переходу на ЭПТС попросила отложить их введение. По данным Informburo.kz, речь может идти о переносе на 1 июля 2020 года.

По словам начальника управления машиностроения МИИР Ержана Имансляма, просьба белорусской стороны связана с неготовностью нормативно-правовой базы. Пока решение о переносе не приняли, оно находится на рассмотрении.

Другие страны также, в настоящий момент, не полностью готовы к внедрению новации. Хотя из пяти стран ЕАЭС все, кроме Армении, определились с ответственными госорганами, национальные операторы системы есть только в Казахстане, России и Кыргызстане. А в Армении необходимые для введения ЭПТС документы находятся ещё на стадии ратификации в парламенте страны.

Если говорить о Казахстане, то в стране уже готовы нормативно-правовые акты, принято соответствующее постановление Правительства и определён национальный оператор системы.

Другой вопрос – это готовность автопроизводителей. По информации начальника управления машиностроения МИИР Ержана Имансляма, казахстанские производители – «Азиа Авто» и «СарыаркаАвтоПром» уже смогли протестировать систему электронных паспортов.

«Вопрос в том, что электронный паспорт – это лишние затраты. На сегодня они у нас официально не введены, но систему протестировали. До ноября ещё есть время, постараемся протестировать на выход, как это будет», – сказал Ержан Иманслям.

Информацию подтвердили и в союзе «КазАвтоПром». Там сообщили, что «у казахстанских производителей есть опыт обращения с системой ЭПТС». В частности, завод «Азия Авто» имел возможность «протестировать некоторые функции этой системы». При этом ранее, в комментарии российскому изданию «КоммерсантЪ», в союзе сообщили, что «на системном уровне готовности к полноценному запуску нет».

Покупатель подержанного автомобиля легко может стать жертвой мошенников. Схем обмана появляется всё больше. Например, злоумышленники берут автомобиль в аренду, для работы в такси. Затем подделывают доверенность и по ней выписывают дубликат паспорта транспортного средства (ПТС). Как не стать жертвой злоумышленников и всегда ли стоит опасаться дубликата ПТС, разбирались «Известия».

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в мае 2020 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 305 тыс. единиц. Это на 28,7% меньше, чем в мае 2019 года, при этом соотношение между подержанными машинами и новыми составило почти 5:1. Пока автосалоны были закрыты, активизировались мошенники.

Мерседес задешево

Об одном из способов обмана, получающем в последнее время распространение, сообщила «Российская газета». Жертвой злоумышленников стал житель одного из южных регионов страны, купивший Mercedes-Benz E-Class, оформленный на юридическое лицо. Автомобиль стоил подозрительно недорого, а у продавца на руках был дубликат ПТС, но покупателя всё это не насторожило и он даже смог поставить «Мерседес» на учет.

Через некоторое время выяснилось, что автомобиль проходит по уголовному делу и его настоящие владельцы стали жертвами злоумышленников. Те взяли машину в аренду якобы для работы в такси, а по факту — для перепродажи. Что и предприняли, подделав доверенность и получив в ГИБДД дубликат ПТС.

Искажают реальную историю

«Если оставить в стороне способы мошенничества, связанные с кредитными операциями и требованиями внести предоплату, все самые популярные методы обмана при продаже автомобилей с пробегом, по сути, основаны на искажении реальной истории автомобиля», — рассказывают эксперты «Авито Авто».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Злоумышленники скручивают пробег, маскируют последствия ДТП или работу автомобиля в такси. В результате покупатель платит за машину цену выше рыночной, а впоследствии вынужден за свой счет устранять многочисленные проблемы. Это меньшие из бед в сравнении с ситуацией, когда приобретенный автомобиль оказался с обременениями. Например, с запретом на регистрационные действия.

Продавец может инсценировать потерю ПТС — и таким образом скрыть, что автомобиль заложен или по нему есть кредитные обязательства. Если машина куплена в кредит и оформлен залог до его погашения, банки часто требуют отдать им паспорт транспортного средства на хранение. Однако автовладелец, решивший продать ее до выплаты кредита, может запросто пойти в ГИБДД, заявить там о потере ПТС и получить дубликат. Схожим способом действовали и злоумышленники, решившие продать взятый в аренду «Мерседес».

Самый главный документ

Поэтому паспорт транспортного средства — это самый главный документ, на который следует обратить внимание при покупке автомобиля. Сам по себе дубликат ПТС особых рисков не несет, считают эксперты. Важна причина, указанная в особых отметках. Новый паспорт могут выдать в том случае, если предыдущий был утилизирован. Например, в нем закончилось место для указания нового собственника либо бумажный документ пришел в негодность. А могут — по причине утери оригинала. Это повод насторожиться, в особенности если дата выдачи нового ПТС совсем свежая.

Кроме того, следует внимательно проверить, совпадает ли VIN-номер в документе и на табличке автомобиля. Также не мешает изучить сведения о предыдущих собственниках — всё должно быть правильно заполнено и подтверждено подписями и печатями.

«ПТС может указать на факт коммерческого использования автомобиля. Уже из названия фирмы, которой принадлежал автомобиль, иногда можно понять, работал ли он в такси. Вид деятельности юридического лица легко проверить на сайте налоговой по названию фирмы или ее ИНН», — рассказала член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина.

Фото:

Еще один важный момент — машина должна стоять на учете на продавце, то есть он должен быть вписан в ПТС как собственник. Поэтому второй документ, который важно проверить при покупке автомобиля, — паспорт продавца.

«Если продавец не указан в ПТС, то на 100% перед вами перекуп. Это не брат, не сват, он никому не помогает, это профессиональный перекупщик. Соответственно, если совпадают человек в паспорте и человек, на которого машина стоит на учете, это, скорее всего, настоящий собственник. Однако некоторые перекупы также ставят автомобиль на учет. Еще один документ, который должен быть у машины, — это СТС. Все данные о машине должны совпадать с теми, что в ПТС», — рассказал «Известиям» операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Михаил Ерцев.

Предъявить претензии некому

Не являющийся собственником продавец должен по крайней мере иметь доверенность, подтверждающую его полномочия. Если доверенности нет, ситуация может развиваться в непредсказуемых вариациях, предупреждает ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.

«Действительный собственник автомобиля предъявит требование о признании договора купли-продажи недействительным, так как он подписан неуполномоченным лицом, и об истребовании автомобиля. Или, наоборот, покупатель выяснит, что купил автохлам, захочет предъявить претензии по качеству, а предъявить их оказывается некому», — рассказал Мацала.

Интернет в помощь

С ноября прошлого года новые автомобили стали получать электронные паспорта транспортного средства ЭПТС. Главный плюс электронного документа — неограниченный, в отличие от бумажного версии, размер. Что позволяет вносить в него значительные объемы информации о машине — ОТТС, внесенные в конструкцию изменения, данные о регистрации и страховке. Позже, в ЭПТС появятся отметки о прохождении техосмотра, ДТП и ремонтах.

Такой объем информации позволит обезопасить участников рынка от различных злоупотреблений в отношении автомобилей. Однако машин с электронными паспортами пока насчитывается менее 800 тыс. Кроме того, обязательной замены уже выданных бумажных ПТС на электронные не предусмотрено, сроки хождения бумаги не ограничены.

Фото: Global Look Press/MIT Russia

Зная VIN-номер автомобиля, можно проверить его историю в интернете на одном из общедоступных сервисов — gibdd.ru, avtokod.mos.ru. Узнать, попадал ли он в ДТП, числился ли в угоне, сколько сменил владельцев, работал ли в такси, был ли утилизирован. Сайт «Автотека» позволяет узнать еще больше информации — в его базу попадает информации от 800 дилерский центров, независимых СТО, а также история объявлений о продаже конкретного автомобиля на «Авито Авто». Сведения платные, как и на сайте Auto.ru, однако он выгружает прямо на страницы с объявлениями важные сведения о машине — количество владельцев, соответствие характеристик указанным и отсутствие ограничений.

Полностью доверять указанному в объявлении VIN-номеру нельзя, предупреждает Михаил Ерцев.

— Как мы знаем, рынок становится прозрачнее, поэтому нечестные продавцы для привлечения внимания к объявлению подбирают VIN от похожего автомобиля, указывают их на сайтах по продаже автомобилей с пробегом, в объявлениях. Соответственно, те сервисы, которые проверяют авто по VIN-номеру показывают чистую, красивую историю автомобиля, хотя на самом деле у этой машины огромное количество собственников или ДТП.

Как стать добросовестным покупателем

Зная фамилию, имя, отчество, а также год рождения собственника, можно узнать информацию о его долгах на сайте ФССП. Это важно: приставы могут наложить ограничения на регистрацию автомобиля должника. Не менее важно убедиться в отсутствии VIN-номера машины в реестре залогов Федеральной нотариальной палаты — в будущем, если дойдет дело дойдет до суда, это позволит покупателю сохранить автомобиль.

Фото:

«Банк может истребовать автомобиль у добросовестного покупателя. Сам же покупатель может обратиться в суд с требованием о возврате денег за купленный автомобиль, но продавцу может оказаться нечем платить. Обращение в полицию тоже не приведет к возврату денег. Возвращать деньги — это не компетенция полиции. Для этого нужно обращаться в суд. Если же покупатель проявил осторожность и убедился, что в момент покупки автомобиля залог в реестре отсутствует, а продавец не предупредил о его наличии, то залог прекращается по ст. 352 ГК РФ и машина останется у добросовестного покупателя — рассказал «Известиям» Орест Мацала.

Стоит ли идти к дилерам

Чтобы максимально снизить риски, эксперты советуют приобретать подержанный автомобиль в автосалоне.

«Приобретение автомобиля с пробегом у официального дилера исключает подмены VIN-кода, обеспечивает юридическую чистоту, прозрачность технического состояния, так как дилер несет ответственность по договору», — рассказал директор по продажам «Авилон. Автомобили с пробегом» Антон Демкин. Все претензии по машине покупатель сможет предъявить к автосалону в рамках Закона о защите прав потребителей.

Однако автосалон автосалону рознь, неофициалы могут скрутить пробег и скрыть технические недостатки.
«Покупатель может столкнуться и с салонами-однодневками. Машины продали, фирму ликвидировали, и предъявить претензии некому», — рассказал Орест Мацала.

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Как получить электронный паспорт транспортного средства?

* Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*