admin / 13.04.2020

Проверка аккумулятора нагрузочной

Сколько вольт должен показывать аккумулятор, который считается исправным? Нужные цифры известны, хотя сам метод диагностики по напряжению требует комментариев.

Сколько вольт должен показывать аккумулятор, который исправен и полностью заряжен – давайте выясним вместе, ведь это самый простой способ проверить состояние АКБ. Обычный вольтметр с десятыми долями вольта на шкале найдется, пожалуй, в гараже каждого уважающего себя автомобилиста, и этот прибор может многое сказать о вашем аккумуляторе.

Читайте также: Как завести машину, если сел аккумулятор

Замеры

– Если автомобиль заглушен несколько часов назад и все это время аккумулятор тоже отдыхает (все потребители на борту отключены), можно замерять на клеммах НРЦ – напряжение разомкнутой цепи. Для исправной заряженной батареи оно должно составлять 12,7 – 13,2 вольта. В любом случае цифра не менее 12,6 вольта – хороший результат, она будет свидетельствовать также об исправности электрооборудования автомобиля. Если меньше – батарея разряжена, а может быть и хуже того – требует замены.

Напряжение на клеммах аккумулятора, который несколько часов провел в «состоянии покоя”, должно быть не ниже 12,6 – 12,7 вольта

Наполовину посаженная батарея демонстрирует без нагрузки порядка 12,0 В или чуть ниже. Если на клеммах аккумулятора всего лишь порядка 11,5 В, запас энергии в нем близок к нулю (кстати, надолго оставлять батарею в таком состоянии нельзя, поскольку она засульфатируется и потеряет емкость).

Зарядное устройство старого, трансформаторного типа, позволяет владельцу регулировать ток зарядки по желанию – это полезная возможность

– Дав поработать двигателю после пуска несколько минут, и не останавливая его, снова подключите к батарее вольтметр. Если прибор покажет значения 13,5 – 14,1 вольта – и аккумулятор, и генератор почти наверняка в полном порядке. Если напряжение будет выше – значит, или аккумулятор подсажен (и усиленно заряжается генератором), или напряжение в сети завышено по причине неисправности. Попробуйте повторить замер через 5 – 10 минут: если показания упали ниже 14,2 – значит, дело было в подсевшей АКБ, если нет – разбирайтесь более детально с генератором и цепью зарядки.

Читайте также: Какое купить зарядное устройство для аккумулятора

Не просто вольты

Еще один способ замера напряжения дает возможность оценить не только степень заряженности, но и состояние аккумулятора в целом – точнее, его остаточную емкость. Для этого нужно замерить напряжение на клеммах при помощи так называемого нагрузочного моста – прибора, который измеряет напряжение АКБ под нагрузкой, имитирующей стартерный ток. Если на пятой секунде напряжение на клеммах не упало ниже 9 – 10 вольт, значит, аккумулятор еще послужит.

Нагрузочная вилка позволяет оценить остаточную емкость и запас энергии в батарее

Конечно, сегодня существуют и более хитрые, электронные приборы, которые оценивают состояние АКБ по скорости падения напряжения, отклику на сигнал особой формы, внутреннему сопротивлению батареи и прочим факторам. Но это уже сфера деятельности профессионалов, вторгаться в которую сегодня мы не будем.

Рекомендация от Авто 24

Если у вас на хозяйстве имеется обычный бытовой мультиметр или вольтметр, не поленитесь время от времени замерять напряжение на клеммах аккумулятора. Это позволит вам вовремя заметить неисправность электрооборудования и избежать назревающей внеплановой замены такого недешевого компонента, как аккумулятор. Ведь он способен долго прощать небрежное к себе отношение, но когда в конце концов сдается, исправить ничего уже нельзя: сульфатация и осыпавшиеся пластины не «лечатся».

Читайте также: Как зарядить аккумулятор автомобиля: практические советы

Автомобильный аккумулятор — это разновидность электрических аккумуляторов, его задачей является обеспечение запуска автомобильного или мотоциклетного двигателя. Кроме того, он питает бортовую сеть транспорта при выключенном моторе. Как любая аккумуляторная батарея, в определённый момент он может выйти из строя, и для контроля его работоспособности применяется нагрузочная вилка. Об этом приборе мы и поговорим сегодня.

Что такое нагрузочная вилка

Знакомство с прибором начнём с его описания и предназначения.

Для чего она предназначена

Нагрузочная вилка представляет собой измерительный прибор, с помощью которого можно довольно точно определить степень заряда аккумулятора. Применяется как для 12-вольтовых, так и для 24-вольтовых АКБ. Довольно проста в использовании.

Знаете ли вы? В середине 50-х годов прошлого века был совершён переход с 6 В на 12 В АКБ, но некоторые автомобили продолжали ездить на 6 В. К ним относятся Volkswagen «жук», перешедший на другой тип питания только в середине 60-х, и Citroën 2CV, продержавшийся до 1970 года.

Конструкция

Конструкция нагрузочной вилки может варьироваться в зависимости от модели. Но различать варианты будут лишь дополнительные элементы, расширяющие список возможностей прибора. Основные же составляющие везде одинаковые:

  • вольтметр (показывает напряжение, по которому с помощью таблиц определяется уровень заряда аккумулятора);
  • резистор (спираль из листовой стали);
  • два щупа (с их помощью прибор подсоединяется к АКБ);
  • защитный кожух (закрывает спираль).

Особенности применения устройства

Принцип работы измерительного прибора довольно прост, поэтому его без труда освоит каждый автовладелец. Но чтобы получить правильные данные об уровне заряда аккумулятора, необходимо учитывать некоторые особенности измерений:

  • точные данные нагрузочная вилка показывает только в случае, если измерения проводятся при температуре окружающей среды от 20 до 25 °С;
  • полюс вилки подсоединяется к плюсу аккумулятора, минус — к минусу;
  • контактный щуп прибора имеет свойство нагреваться в процессе работы, поэтому нужно работать очень аккуратно, дабы не получить ожог;
  • измерения не должны длиться более 6–8 секунд, и между каждым измерением должно быть 5 минут паузы;
  • если обнаружено, что аккумулятор разряжен, то выполните его полный заряд и повторите измерения;
  • если аккумулятор обслуживаемый, то при проведении измерений необходимо выкручивать пробки.

Зачем проверять АКБ вилкой

Проверять состояние аккумуляторной батареи очень важно, особенно если вам в руки попало транспортное средство не новое, а бывшее в использовании.

Данный метод определения заряда аккумулятора является наиболее точным из всех существующих. Простые измерения тестером не отобразят полную картину о состоянии АКБ. Например, при проверке напряжения тестером прибор показал, что аккумулятор заряжен, но машина не заводится или плохо заводится. Для того чтобы понять причину неисправности батареи, измерения необходимо провести с нагрузкой. Смоделировать необходимые условия, отображающие работу автомобиля, в гараже крайне сложно.

Стартер же сокращает время для замеров до минимума, так как дает высокий ток. Запуск двигателя с интервалом несколько раз подряд может плохо отразиться на состоянии АКБ. Поэтому именно нагрузочная вилка поможет наиболее точно определить состояние аккумулятора.

Важно! При проведении измерений прибором напряжение на АКБ сначала должно упасть, а затем постепенно подняться. В случае продолжения снижения показателей можно предположить, что АКБ вышла из строя.

Как правильно проверять

Существуют 2 способа проверки состояния аккумулятора с помощью нагрузочной вилки. Ниже мы подробно опишем каждый из них.

Без нагрузки

Суть данного метода заключается в измерении ёмкости без подключения дополнительной нагрузки. Проводить измерения можно только тогда, когда после выключения мотора прошло минимум 7 часов. В течение этого времени не должен работать и АКБ. Чем длительнее будет промежуток времени, тем лучше.

Приступаем к измерениям:

  1. Перед тем как начать тестировать аккумулятор, его необходимо полностью отсоединить от автомобиля.
  2. Вилку нужно подключить к клеммам АКБ (плюс к плюсу, минус к минусу).
  3. Смотрим на вольтметр и запоминает показатели.

Чтобы понять, сколько вольтметр должен показывать при исправности аккумулятора, нужно посмотреть в приведённую ниже таблицу.

Под нагрузкой

Этот метод тестирования применяется редко, так как может навредить аккумулятору, и используется лишь тогда, когда в первом случае были получены максимальные данные по заряду.

Советуем вам узнать, о принципе работы автоматической коробки передач.

Измерения проводятся следующим образом:

  1. К вилке подсоединить дополнительную нагрузку, соответствующую параметрам, прописанным в инструкции.
  2. АКБ отсоединить от электросистемы авто.
  3. Щупы вилки поднести к клеммам АКБ соответствующей полярности. С помощью кнопки приложить дополнительную нагрузку.
  4. На 5-й секунде измерения запомнить показатели вольтметра и сразу же отключить прибор.

Сопоставить полученные данные с ёмкостью аккумуляторной батареи можно по таблице.

Видео: проверка аккумулятора нагрузочной вилкой При работе с нагрузкой необходимо учитывать такие нюансы:

  • при соприкосновении контактов со знаком минус возможно появление искр (пугаться не нужно, это нормальное явление);
  • повторные измерения можно проводить только через 5 минут;
  • нельзя давать нагрузку дольше 5 секунд;
  • если и после повторной зарядки аккумулятора напряжение на нём под нагрузкой просаживается, то АКБ считается непригодной для использования.

Важно! Когда вольтметр показывает напряжение 9 В и больше, это означает, что АКБ исправна. Если показатели ниже, то необходимо провести повторные измерения. Ежели и они не дали соответствующих норме данных, то аккумулятор уже не пригоден для использования.

Популярные модели для проверки автомобильных АКБ

Модели чаще всего используемых нагрузочных вилок для тестирования аккумуляторных батарей.

Двойное значение тока (100/200) говорит о том, что в приборе есть две спирали, которые могут включаться либо по очереди, либо одновременно.

Схема для изготовления

Стандартная схема нагрузочной вилки выглядит так:

  • V — вольтметр;
  • R — резистор (сопротивление, нагрузка);
  • S — ключ;
  • стрелочки — контактные ножки.

К вольтметру параллельно подсоединён резистор с подключённым к нему последовательно ключом. Когда ключ разомкнут, вольтметр показывает напряжение на АКБ без нагрузки. При замыкании цепи ключом на АКБ подается нагрузка, и с вольтметра снимаются данные под нагрузкой.

Знаете ли вы? Запечатанная автомобильная батарея, не требующая заправки, была изобретена в 1971 году.

Как видим, нагрузочная вилка очень проста в использовании и имеет незамысловатую конструкцию. Её легко можно сделать самостоятельно. Этот прибор всегда должен быть под рукой у каждого автовладельца.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Оценку работоспособности аккумулятора сложно качественно провести без нагрузочной вилки. Показания бортового компьютера не помогут, так как они искажены. Однако, не каждый автовладелец постоянно проверяет АКБ и держит этот прибор, или чрезвычайные обстоятельства требуют срочного измерения в его отсутствие. Определить состояние батареи возможно либо на автосервисе, либо если заменить это устройство на другое.

Проверка аккумуляторной батареи мультиметром

Наиболее точные показания даёт мультиметр. Как и при работе с нагрузочной вилкой измерения проводятся в два этапа: под напряжением и без него. По результатам определяют характеристики источника питания машины, и автовладелец получает исчерпывающую информацию. Процедура проверки аккумулятора состоит из шести шагов.

  • Установить режим замера постоянного напряжения.
  • Задать диапазон, превышающий максимум автомобильного источника питания.
  • Чёрный зажим подсоединить к минусу АКБ.
  • Красный — к гнезду с плюсом.
  • Подождать зафиксированных величин.
  • Разомкнуть собранную цепь.

Процесс можно посмотреть здесь:

В принципе, с помощью мультиметра получают данные о напряжении, силе тока и сопротивлении. Проверка АКБ потребует только первого показателя. Но, кроме него, прибор позволит определить ёмкость. Есть три способа сделать замеры:

  • при нагрузке;
  • при работающем автомобиле и дополнительных потребителях;
  • при заглушённом двигателе.

Подобные действия можно осуществить и вольтметром. Приборы просты и дёшево стоят. Но они не единственный вариант проверки аккумулятора, если нет нагрузочной вилки.

Как узнать заряд АКБ по плотности рабочей жидкости и «зелёному окошку»

Метод определения характеристик смеси батареи работает только с обслуживаемыми источниками питания. Он хорош для обладателей автомобилей с таким типом аккумуляторов, так как многим из них приходится иметь дело с электролитом. Обычно в арсенале владельца такой машины найдётся чем определить плотность жидкости. Служит для этой цели ареометр.

Чтобы получить значение, прибор погружается в рабочую смесь через отверстие банки. Проба набирается при помощи груши. По шкале на колбе определяют плотность. Соответствующая отметка указывается верхним уровнем электролита. Для проверки разряженности нужно вычислить насколько полученный результат меньше номинального показателя. Каждые 0,01 г/л соответствуют потере около пяти или шести процентов. Для удобства можно воспользоваться таблицей.

Различная номинальная плотность объясняется разной температурой окружающей среды. Чем вторая выше, тем первая ниже. Рассмотрим, как проверить аккумулятор автомобиля с помощью ареометра. Для начала нужно знать характеристики рабочей жидкости. Наиболее распространённая величина — 1,27 г/см куб. Например, уровень электролита в колбе установился на делении 1,23. Разница получается 0,04 г/л. 0,04/0,01=4. 4*5=20% около 20 процентов — столько составляет потеря энергии.

Допустимая степень разряженности не превышает 50%. Если проверка аккумулятора показала величину меньше, то его достаточно только подзарядить. Но от температуры при измерении плотность меняется. На это надо делать соответствующую поправку.

Есть альтернативный вариант, как проверить автомобильный источник питания не обслуживаемого типа. Он также не универсален. Существуют АКБ, оборудованные встроенным индикатором, который называют «зелёным окошком». Находится последний сбоку или по центру прибора.

Это наиболее удобно — не требуется никаких дополнительных устройств и действий. Но не всем понравится цена вопроса. Аккумулятор без встроенного индикатора дешевле почти на 30 процентов. Возможно, выгоднее приобрести недорогой вольтметр. Если же автовладелец обладатель такого типа, то оценить состояние батареи можно, заглянув под капот. Цветовой сигнал означает следующее:

  • зелёный — полный заряд;
  • белый — низкий уровень рабочей жидкости;
  • чёрный — требуется подзарядка.

Выглядит это так:

Как проводятся измерения мультиметром под нагрузкой и без

Измерение АКБ под нагрузкой проводится при заведённом двигателе. Полученное напряжение должно быть в пределах от 13,5 до 14 В. Результат больше верхней границы может нормализоваться в течение десяти минут. Такой показатель часто говорит об интенсивной работе генератора при разряженной батарее, например, после простоя при низкой температуре.

Когда автомобильный аккумулятор достигнет оптимального состояния, напряжение опустится до нужного уровня. Однако, если первое не происходит, то начинается перезаряд. Он же грозит выкипанием электролита. Последствием становится преждевременный износ пластин и сокращение срока службы АКБ.

Если в результате проверки аккумулятора выяснилось недостаточное напряжение, то он не заряжается до конца. Рекомендуется повторить измерение, выключив всю постороннюю электронику или очистив клеммы от окиси. Теперь величина должна быть как минимум 13,5 В, в крайнем случае — 13 В. Цифры меньше указанных при соблюдении описанных условий свидетельствуют о неисправном генераторе.

Аналогичный способ под нагрузкой без остальных потребителей электроэнергии позволит быстро оценить работоспособность автомобильной батареи. Рекомендуется предварительно зарядить последнюю для большей точности. Процесс проводится в несколько этапов.

  1. Выключается всё бортовое оборудование.
  2. Подсоединяется мультиметр. Напряжение обычно составляет не менее 13,5 В.
  3. Включаются фары.
  4. Делается замер. Величина должна упасть на 0,1 или 0,2 В.
  5. По одному запускается остальная электроника.
  6. После каждого включения фиксируются показания мультиметра.

Все в порядке, если нет серьёзных потерь. Значительные изменения свидетельствуют об износе щёток и плохом функционировании генератора. При максимальном количестве потребителей электричества напряжение исправного прибора не опускается ниже 12,8 В. В противном случае АКБ разряжается и его остаётся только менять.

Мультиметр используют, как и нагрузочную вилку для измерения при выключенном двигателе. Процесс отличается от описанных ранее разницей в показаниях в зависимости от простоя. Аккумулятор заглушённого целую ночь автомобиля выдаст одно напряжение, а только что остановившегося — второе. Наибольшая польза будет от показаний, снятых перед поездкой.

Существует всего лишь три достоверных способа оценить работоспособность АКБ, если в наличие нет нагрузочной вилки. Из них универсальным является только применение мультиметра или вольтметра. Измерение плотности возможно лишь для обслуживаемого типа, а встроенный индикатор есть далеко не у всех. Расскажите в комментариях какой способ вы предпочитаете для проверки аккумулятора и почему он лучше остальных.

Как пользоваться нагрузочной вилкой?

Нагрузочная вилка – это прибор, предназначенный для проверки автомобильного аккумулятора. Самое простое исполнение включает в себя вольтметр и нагрузочное сопротивление, более сложное исполнение включает в себя еще амперметр и возможность реализации всевозможных измерений не только АКБ, но и всей электрической цепи автомобиля. Чаще всего встречается вот такой вариант нагрузочная вилка нв 01.

Металлический корпус на рукоятке со встроенным вольтметром и одной или несколькими нагрузочными спиралями. Толстый провод одной стороной подключен к «+» вольтметра, а на другой стороне закреплен зажим, обеспечивающий подключение нагрузочной вилки к клемме аккумулятора.

Минусовый электрод вольтметра соединен с металлическим штырем, расположенным на задней части корпуса.

Как же пользоваться нагрузочной вилкой и как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой? Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой производиться в два этапа. Сначала, Вам необходимо произвести замер напряжения на клеммах батареи, не подключая нагрузочные сопротивления. Чтобы произвести данную операцию Вам необходимо подождать 6-7 часов после того, как Вы заглушили автомобиль или же после того как на батарею перестал подаваться ток зарядки от зарядного устройства. Возьмите прибор, не подключая спирали, и соедините плюсовой зажим с плюсовой клеммой АКБ. После чего прикоснитесь минусовым штырем, расположенным на металлическом корпусе прибора отрицательной клеммы аккумулятора и следите за показаниями вольтметра. Итак, первый этап закончен. Отсоедините прибор. Если Вы выяснили, что Ваш аккумулятор заряжен на 100% можно смело переходить ко второму этапу – измерениям под нагрузкой. Теперь Вы должны подключить необходимую нагрузку и произвести те же самые манипуляции, что и на первом этапе. С той лишь разницей, что держать устройство нужно всего пять секунд и на пятой секунде снять измерения. Предупреждаем, что в момент касания штырем минусовой клеммы АКБ, работоспособная батарея будет немного «искрить», не пугайтесь, ведь все дело в том, что Вы подключили к ней нагрузку, сравнимую с пусковым током двигателя.

Внимание! В момент измерений не трогайте руками штырь нагрузочной вилки, т.к. он может сильно нагреваться. Выдержите паузу в 3-5 минут. Проверьте: во время всех действий пробки АКБ должны быть завернуты.

Если на втором этапе измерений, значение вольтметра больше 9.0 Вольт, то значит Ваша батарея в отличном состоянии. Если ниже 9.0 Вольт, Вам необходимо провести обслуживание и заряд АКБ, и произведите контрольный замер. Если и это не поможет, то новость неутешительная – аккумулятор придется заменить.

Будьте бдительны: частая проверка нагрузочной вилкой аккумулятора навредит общему состоянию Вашего АКБ, потому как создает нагрузку на аккумулятор.

Сейчас представлены различные виды нагрузочных вилок, мы же советуем Вам приобретать нагрузочные вилки нв-01, нагрузочные вилки нв-02, нагрузочные вилки нв-03 и нагрузочные вилки-04.

Важность поддержания состояния аккумулятора хорошо известна автовладельцам. Решить задачу невозможно без регулярного контроля параметров. Набор необходимых измерительных приборов включает нагрузочную вилку.

Что такое нагрузочная вилка?

Нагрузочная вилка – простейший прибор, измеряющий напряжение на выходе источника питания при калиброванной нагрузке. В случае с АКБ позволяет определить степень заряда аккумулятора или отдельных банок, оценить емкость, судить о неисправностях.

Конструктивно прибор включает:

  • Мощный резистор (набор резисторов) с определенным значением сопротивления.
  • Вольтметр, в простейшем варианте – стрелочный. В более продвинутых системах – цифровой, с памятью измерений, выдачей дополнительных сообщений при неполадках. Необходим для индикации напряжения источника.
  • Контакты, выключатели (переключатели), для подключения нагрузки в различных режимах измерения.
  • Электроды (жесткие или гибкие, накидные или клеммные) для подключения прибора к выводам контролируемого источника.

Величина сопротивления вилки определяет токовую нагрузку источника при испытаниях. Уровень не должен превышать указанного в технической документации предельно допустимого значения тока. Для вилок, работающих с источниками электроэнергии с заранее определенной величиной выходного напряжения (ЭДС), например, автомобильными аккумуляторами, как основная характеристика указывается ток нагрузки.

Некоторые модели используют наборы сопротивлений (регулируемую нагрузку). Коммутация осуществляется вручную. Конструктивно предусмотрены несколько вариантов:

  • Требуется прикрутить дополнительные резисторы к соответствующим контактам прибора (заменить подключенные в текущий момент);
  • Коммутация резисторов для получения нужного сопротивления осуществляется переключателями на панели управления или за счет задания режима работы в цифровой системе.

Для нагрузочных вилок, работающих со значительными токами (например, для многих аккумуляторных типовое значение – 100 А) рассеиваемая мощность велика. Поэтому в конструкции приборов применяются проволочные спиральные элементы, способные выдерживать значительные токи без критического перегрева и выходя из строя.

Величиной токовых нагрузок определяется конструкция контактных электродов. Для гибких, как правило, используется многожильный медный изолированный провод соответствующего максимальному току эквивалентного (суммарного дл всех жил) сечения. Для соединения электродов с контактами (токоотводами) источника применяют зажимные или накидные клеммы.

Жесткие электроды изготавливают, в большинстве случаев, также из меди. Это позволяет минимизировать сопротивление (в том числе переходное, например, с контактами аккумуляторной батареи). Обеспечивается также достаточная для прижима механическая прочность. Оснащаются жесткие электроды наконечниками специальной формы (например, конической под токоведущие выводы АКБ) или подпружиненными контактными площадками (нажимными контактами). Распространены плоские ножевые контакты (шип).

Подпружиненные контакты выполняют функции ключа, замыкание/размыкание которого запускает/останавливает процесс измерений. В некоторых конструкциях предусмотрен выключатель (подключает всю измерительную цепь или нагрузку). Цифровые устройства могут оснащаться кнопкой старт/стоп измерений, а также отключать нагрузку автоматически по сигналу таймера (интервал срабатывания – длительность замера, задается предварительно).

Зачем проверять аккумулятор вилкой?

Не всегда автовладельцы видят необходимость использования нагрузочной вилки для проверки аккумулятора. Большинство считает, что методика с помощью вольтметра (тестера) и генератора автомобиля позволяет получить достоверную оценку состояния АКБ.

Мнение – не совсем верное.

Во-первых, измерение напряжения на контактах батареи вольтметром (тестером) при отсутствии нагрузки (отключенной бортовой сети или отсоединенных клеммах) не позволяет оценить уровень заряда батареи, ее емкость.

АБ обладает солидным внутренним сопротивлением. По закону Ома для полной цепи

E = I*r + I*R.

  • E – ЭДС источника питания;
  • I – протекающий в цепи ток;
  • r – внутреннее сопротивление источника;
  • R – эквивалентное сопротивление нагрузки (включенных потребителей).

Отсутствие нагрузки (ток равен 0 или пренебрежимо мал) не позволяет оценить напряжение, реально поступающее в бортовую сеть автомобиля в рабочем режиме. Следовательно, говорить о емкости и уровне заряда невозможно. Более того, при выходе из строя банки аккумулятора, суммарная ЭДС в ненагруженном состоянии мало отличается от показателей полностью исправной АБ.

Во-вторых, замеры на работающем двигателе с подключением устройств бортовой сети не всегда отражают истинное положение дел. Потребители автомобильной электросети создают для источников токовую нагрузку порядка 100 А. Однако, смоделировать такую в гараже не просто. Электрооборудование авто относится к категориям постоянно включенного (например, система зажигания), работающего периодически в длительном (головной свет, кондиционер) или кратковременном (указатели поворотов, тормозные огни) режиме. Подобрать комбинацию, позволяющую применить приведенные в технической литературе справочные данные для определения степени заряда, можно, но требует времени.

Использовать как нагрузку стартер также нерационально. За счет значительного пускового тока временной интервал для замеров серьезно ограничен, а несколько повторений с короткими промежутками чреваты глубоким разрядом АБ.

Проверка с подключением генератора в большей степени свидетельствует о состоянии электрической машины и реле-регулятора, чем АКБ. Проводить измерения при подозрении о неисправности аккумулятора не рекомендуется. К примеру, при замыкании банок токовая нагрузка на генератор значительно возрастет, что чревато выходом его из строя.

В-третьих, подключить аккумулятор для проверки в бортовую сеть возможно не всегда. Например, при покупке необслуживаемой батареи наличие нагрузочной вилки позволит произвести необходимые измерения непосредственно на месте.

Нагрузочные вилки для проверки автомобильных АКБ

Ассортимент «автомобильных» нагрузочных вилок, выпускаемых отечественными и зарубежными производителями достаточно обширен. Представленные на рынке устройства различаются:

  • Рабочим напряжением тестируемых аккумуляторов;
  • Величиной тока (номиналом, количеством резисторов);
  • Установленными измерительными приборами (тип, точность);
  • Способу соединения с токоведущими контактами АБ.

Среди наиболее популярных моделей:

  • ВН-1. Надежное устройство является патриархом среди простейших отечественных тестеров АКБ. Прибор рассчитан на тестирование 12 В-вых свинцово-кислотных батарей емкостью до 190 Ач. Оснащается вольтметром с пределом измерения 15 В, нагрузочной спиралью сопротивлением 0.1 Ом (ток нагрузки 100 А).
  • Более современные модификации – выпускаемые НПП «Орион» устройства НВ-01, НВ-02, НВ-03. НВ-01 является аналогом ВН-1, но превосходит ее по точности измерений (не хуже 2.5%). Более удобная конструкция предусматривает гибкий электрод с зажимом и ножевой контакт. НВ-02 отличается возможностью тестирования АКБ емкостью до 240 Ач. Батареи большой емкости (более 100 Ач) проверяются током до 200 А, для чего в конструкции предусмотрено второе сопротивление номиналом 0.1 Ом. НВ-03 с цифровой индикацией выигрывает у аналогичного по характеристикам НВ-02 в точности измерений (не хуже 0.5%). Кроме того, выбор режимов осуществляется кнопочными переключателями.
  • Наиболее универсальным вариантом прибора является нагрузочная вилка НВ-04. Устройство позволяет проверять автомобильные батареи напряжением 12 или 24 В, тестировать отдельные 2-вольтовые банки аккумуляторов. Нагрузкой для батарей служит спираль сопротивлением 0.2 Ом (ток при работе с АКБ 12 В составляет 50 А, 24 В – 100 А), для отдельных элементов – 0.002 Ом (100 А). Цифровой вольтметр обеспечивает точность 0.5%.
  • Тестирование элементов АБ позволяет производить устройство НВ-Б. Прибор рассчитан на элементы 1.2 или 2 В, сопротивление 0.002 Ом позволяет нагрузить банки током до 100 А. Стрелочный вольтметр с пределами -3..+3 В делает вилку нечувствительной к полярности подключения.
  • «Автоэлектрика» Н-2001, Н-2001 мини, Н-2004, Н-2005 представляют собой нагрузочно-диагностические приборы, позволяющие проверить состояние АКБ (6, 12, некоторые — 24 В) емкостью 3-500 Ач и автомобильного генератора. Различаются пределами измерения напряжения, номиналами нагрузочных резисторов. Встроенная система защиты предохраняет от подключения в обратной полярности, превышения напряжения испытываемого источника.

К универсальным тестово-диагностическим приборам для АБ относятся устройства с индексами 01.55.010, 01.55.011, 01.55.050 китайской разработки. В России предлагаются под брендами Licota, Morati, MaxInter, Siltech Power, Ермак, Дорожная карта и др.

Первые два представляют собой усовершенствованные нагрузочные вилки с несколькими сопротивлениями, аналоговой или цифровой индикацией, простым управлением измерениями. 01.55.050 – многофункциональный прибор, позволяющий работать с АКБ различного напряжения и емкости (сопротивление нагрузочного резистора, соответственно, величина испытательного тока устанавливается реостатом). Кроме того, устройство подходит для тестирования электрооборудования (генератора, реле-регулятора), оценки состояния бортовой сети.

Продавцы автомобильных аксессуаров предлагают и достаточно экзотические устройства, к примеру, подключающиеся через гнездо прикуривателя, провести экспресс-тестирование АБ из салона авто.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Тестирование батареи производится в 2-х режимах:

  1. Холостого хода (при нулевом токе);
  2. С подключением нагрузочного сопротивления.

В первом случае:

  • Обеспечивают отключение всех потребителей бортовой сети автомобиля. В большинстве случаев достаточно убедиться, что зажигание выключено. При наличии дополнительных нештатных потребителей, когда существует опасность значительной утечки, лучше отсоединить аккумулятор.
  • Подключают электроды устройства, соблюдая полярность (исключение – вилки, нечувствительные к полярности напряжения).
  • Не подключая нагрузочный резистор, контролируют показания вольтметра.

Собственно, методика ничем не отличается от измерений с использованием обычного вольтметра (тестера). Состояние (степень зарядки АБ) оценивают по таблице:

ЭДС хх, В 12.7 и более 12.май 12.мар 12.янв 11.9 и менее
% заряда 100 75 50 25 0

Точность результатов обеспечивается при соблюдении определенных условий:

  • Измерения проводятся при температуре 20-25 градусов. При снижении температуры наблюдается уменьшение напряжения.
  • Электрохимические процессы являются установившимися. Для этого перед замерами батарею не используют в течение 24 часов.

Получение результатов, соответствующих табличным значениям не позволяют сделать однозначный вывод о нормальном состоянии источника.

На втором этапе измерений производятся те же действия. Отличаются снятием показаний вольтметра при подключении резистора (спирали). Режим задается включением соответствующих переключателей (замыканием управляющих контактов электродов).

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Проверка в нагруженном состоянии производится в течение не более 5 с! Ограничение связано со значительной величиной испытательного тока. Повторять замеры следует не ранее, чем через несколько минут (требуется время на восстановление исходного состояния АКБ).

Контрольная таблица выглядит следующим образом.

U,бат, В 10.2 и более 09.июн 9 08.апр 7.8 и менее
% заряда 100 75 50 25 0

Таким образом, показания вольтметра вилки ниже 110.2 В свидетельствуют о необходимости дозарядить аккумулятор. Для большей наглядности рекомендую посмотреть видео:

Н-2001

НВ-01

Несколько практических замечаний

  • Перед проведением замеров обязателен предварительный контроль АКБ. Он включает внешний осмотр, очистку от пыли и следов электролита (при необходимости используют водный раствор соды), удаление окислов (контакты зачищают мелкозернистой наждачной бумагой).
  • При подключении электродов прибора первым присоединяют минусовой .
  • При тестировании спираль разогревается, поэтому выполнять работы рекомендуется в перчатках, следует избегать контакта металлического кожуха устройства с открытыми участка ми тела.
  • Измерения в режиме холостого хода производят перед тестом в нагруженном состоянии. Обратная последовательность покажет неверные результаты.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*