admin / 03.09.2019

Признаки неисправного сцепления

Содержание

Возможные неисправности сцепления и способы их устранения

Один из самых ответственных узлов в автомобиле – сцепление. Оно может быть разных типов, но выполняет единую функцию – передачу крутящего момента. Последний поступает от маховика на первичный вал КПП. Трансмиссия с двигателем соединена не постоянно. Для включения нужной скорости, эти агрегаты нужно разъединить. С данной функцией и справляется механизм сцепления. Узел весьма надежный, но с годами вызывает некие проблемы. Поэтому в сегодняшней статье мы рассмотрим возможные неисправности сцепления и способы их устранения.

Устройство

Данный узел состоит из нескольких элементов:

  • Корзины.
  • Диска сцепления (сюда входит ведомый и ведущий элемент).
  • Вилки и рабочего цилиндра.
  • Нажимного диска.
  • Демпферных пружин.

Благодаря последним, трансмиссия предохраняется от повышенных нагрузок. Сам диск не только передает крутящий момент, но и сглаживает его при соприкосновении с маховиком.

Как работает?

Рассмотрим принцип работы на примере классического однодискового сухого сцепления. Итак, чтобы включить его, водитель нажимает на соответствующую педаль. Усилия от нажатия передаются на рабочий цилиндр. Далее шток толкает вилку. Последняя воздействует на сам механизм сцепления. Подшипник начинает нажимать на лепестки нажимного диска, и они прогибаются в сторону маховика. Так коробка начинает независимо работать от двигателя.

Мотор работает вхолостую. В этот момент можно включить соответствующую передачу. Чтобы двигатель заново передал мощность на КПП и автомобиль продолжил движение, педаль отпускают. Под действием приводных элементов, диск снова соприкасается с маховиком. Чем плавней водитель отпускает педаль, тем мягче передается вращательный момент. И если на скорости этим правилом можно пренебречь, то при трогании нужно стараться максимально плавно отпускать педаль. Ниже мы рассмотрим основные неисправности сцепления и методы их устранения.

Неполное выключение

В народе эту проблему называют «ведущим сцеплением». Причина неисправности может заключаться в неверно выставленных зазорах привода выключения сцепления. В таком случае его нужно отрегулировать в соответствии с заводскими параметрами. На отечественных авто часто возникают проблемы с педалью сцепления. Следует выставить ее свободный ход и проблема решится.

Возникают и другие неисправности сцепления. Так, при неполном его выключении коробится ведомый диск. Производитель допускает торцевое биение не более полмиллиметра. В противном случае его следует заменить на новый. При разборе корзины внимательно осматривают состояние диска. Последний не должен иметь неровности на фрикционных накладках и следы горения.

В редких случаях неисправности сцепления возникают из-за клина ступицы ведомого диска на шлице первичного вала КПП. Как решить данную проблему? Необходимо очистить шлицы и покрыть их специализированной смазкой (например, ЛСЦ-15). Если проблема ведущего сцепления не устранена, следует заменить ведомый диск или первичный вал в сборе на новый.

Воздух в системе

На большинстве современных авто используется гидравлический привод сцепления. В качестве рабочей жидкости применяется тормозная «Дот» третьего, либо четвертого класса. Каковы признаки неисправности сцепления? Если педаль мягкая, а уровень жидкости на минимуме, следует прокачать систему от воздуха и возобновить уровень. Как прокачать сцепление? На рабочем цилиндре найдите шестигранный клапан. Обычно он откручивается ключом «на 10». Предварительно создайте давление в системе, нажав на педаль 5-7 раз. Далее открутите клапан – вы увидите, как оттуда выходит завоздушенная жидкость. Процедуру повторяйте до тех пор, пока воздух полностью не уйдет из системы.

Не забывайте поддерживать уровень жидкости в бачке – если она уйдет, воздух автоматически «засосет» в систему и все работы придется повторять заново. Что делать, если после прокачки педаль снова стала мягкой? В таком случае можно констатировать неисправность сальника штока рабочего цилиндра. Из-под него может сочиться жидкость – не исключен и подсос воздуха извне. Нужно искать место разгерметизации и локализировать его. Это могут быть пыльники, шланги, либо уплотнительные детали в главном цилиндре сцепления.

Буксующее сцепление

Еще одна распространенная проблема, с которой сталкиваются автомобилисты. Причина может заключаться в проникновении масла на фрикционную накладку диска. Из-за этого будет недостаточный зацеп с маховиком и постоянный запах гари. Это основные признаки неисправности сцепления, которое буксует. Машина не в состоянии нормально тронуться и продолжать движение – часто возможны рывки при разгоне.

Все это говорит о неполном включении сцепления. Среди прочих причин данной неисправности стоит выделить:

  • Повышенный износ фрикционных накладок диска (о его ресурсе мы поговорим немного позже). Решается полной заменой элемента. Если на его поверхность попало масло (это будет видно по характерным пятнам), следует очистить элемент уайт-спиритом или другим обезжиривателем. Но это возможно только при целостности демпферных пружин и малом износе самих накладок.
  • Засор компенсационного отверстия на главном цилиндре сцепления. Устраняется путем очистки (промывки) отверстий.
  • Повреждение привода. Это может быть деформированная вилка либо неисправный рабочий цилиндр.

Машина дергается

Не всегда причиной тому являются свечи, троящий двигатель, загрязненный фильтр или неправильная смесь. Проблемы могут быть глобальными. Так, рывки возникают вследствие заедания ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала либо при короблении нажимного диска. Также машина дергается из-за ослабления заклепок на механизме сцепления. Все неисправные элементы нужно заменить (нажимной и ведомый диск, а возможно и вал коробки передач).

Шум при выключении сцепления

Эту проблему легко распознать. Но часто ей не уделяют должного внимания. Так, при нажатии на педаль машина перестает издавать характерный шелест. Но стоит ее слегка отпустить, как этот звук вновь возобновляется. Это говорит о том, что вышел из строя выжимной подшипник сцепления. Неисправности его могут быть связаны с отсутствием смазки, люфтом обоймы или естественным износом. Элемент неразборной и ремонту не подлежит. Выжимной подшипник меняется целиком на новый.

При покупке стоит убедиться в наличии смазки. А точнее в достаточном ее количестве, поскольку недобросовестные производители попросту не докладывают ее во внутрь. Это и является основной причиной преждевременного выхода из строя подшипника. Но также этому способствует влага. При пересечении бродов (если у вас внедорожник), нужно быть внимательным. Иначе вода попадет во все узлы сцепления, что существенно сократит их ресурс.

Если возникает шум при включении сцепления, значит, вышли из строя демпферные пружины или соскочила вилка. В редких случаях это поломка пластин, что соединяют с кожухом нажимной диск.

Ресурс ведущего диска

Сколько служит данный элемент? Точных данных производители не указывают.

Но как показывает практика, средний ресурс ведущего диска от 100 до 150 тысяч километров. Ниже мы отметим несколько факторов, которые существенно сокращают его ресурс:

  • Агрессивная манера езды. Постоянные движения на повышенных оборотах с резким бросанием педали неблагоприятно отражается на состоянии фрикционных накладок.
  • Езда с грузом. Особенно это касается коммерческого транспорта. Для примера возьмем «ГАЗель», у которой коробка ничем не отличается от «волговской». Такой диск просто не предназначен для высоких нагрузок. Даже при плавном отпускании педали фрикционный материал будет проскальзывать через маховик и от трения попросту гореть. Ресурс такого диска не составляет и 15 тысяч километров. То же самое касается и прицепа. Не стоит сильно нагружать механизмы – пострадает сцепление, главный цилиндр и многое другое.
  • Неправильная буксировка. Не стоит тянуть машину, масса которой в полтора или более раз превышает вес вашего авто. Так вы быстро сожжете ведущий диск.

Итак, мы выяснили основные неисправности сцепления и методы их устранения.

Неисправности сцепления автомобиля: рейтинг поломок и причины их возникновения

26.07.2019

(Нет голосов)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие наиболее частые неисправности возникают в узле сцепления автомобиля
  • По каким причинам возникают неисправности сцепления автомобиля
  • Как добраться до сервиса с неисправным сцеплением автомобиля

В процессе эксплуатации автомобиля рано или поздно возникают сбои в работе отдельных узлов и механизмов. Зачастую причиной этого служат неисправности в двигателе, в ходовой части, и в других системах. В частности, довольно ощутимы во время езды сбои в работе сцепления. Именно про характерные неисправности сцепления автомобиля пойдет речь в данной статье.

Основные неисправности сцепления автомобиля и причины их возникновения

Даже малейшие неполадки данного узла будут отражаться на поведении автомобиля. Не заметить их нельзя. Один из типичных признаков неисправности — неполное включение и выключение сцепления. В данных случаях говорят, что сцепление соответственно «ведет» или оно «буксует». Кроме того, появляются рывки во время работы механизма, вибрации при его включении, посторонний шум при выключении.

Неисправностям подвержен любой элемент системы, наиболее уязвим к ним диск сцепления как самая нагруженная деталь.

Приведем список чаще всего встречающихся проблем, разбив их по узлам системы.

Привод сцепления автомобиля:

  • в механическом приводе: обрыв или удлинение троса;
  • в гидравлическом приводе: разгерметизация системы (протечки, попадание воздуха внутрь), поломка рабочего цилиндра;
  • в случае роботизированной коробки передач с электрическим приводом: поломка двигателя актуатора, неисправности в ПО блока управления.

Нажимной диск с выжимным подшипником:

  • неисправности выжимного подшипника (повреждение или износ);
  • выход из строя либо деформирование диафрагменной пружины нажимного диска;
  • деформация (коробление) нажимного диска;
  • неровная работа механизма (рывки).

Ведомый диск:

  • неисправности фрикционных накладок (повреждение или износ);
  • избыток масла на фрикционных накладках;
  • заедание ступицы диска на шлицах вала КПП;
  • выход из строя или износ демпферных пружин.

Неполное выключение приводит к тому, что передачи при работающем двигателе автомобиля переключаются с трудом. Это сопровождается посторонними звуками (треск, скрежет и прочий шум). При этом значительно увеличивается холостой ход педали сцепления.

«Пробуксовка» проявляется в резком запахе жженых фрикционных накладок ведомого диска. При этом также перегревается двигатель, повышается расход топлива и в целом ухудшается динамика автомобиля. Каждый такой симптом связан с определенной причиной неисправности, легко выявляемой в ходе подробной диагностики.

Обычно причиной неисправности сцепления автомобиля служит неправильная эксплуатация. Например, при застревании машины водитель принимается интенсивно газовать, чтобы высвободить транспортное средство. Или же водителю нравится срываться с места с пробуксовкой. В любом случае механизм будет страдать, и его ресурс будет стремительно сокращаться.

Кроме диска выходу из строя подвержен выжимной подшипник, обеспечивающий плавность включения и выключения механизма. Поломке этой детали автомобиля часто может предшествовать характерный «визг», сигнализирующий о необходимости в срочной замене подшипника.

Помимо этого, поломка может быть связана с неисправностью в приводе (обрыв троса или его заедание в механическом приводе, утечка жидкости в гидравлическом приводе, выход из строя рычажной системы и т. п.). Разберем более подробно вероятные причины неисправностей, сгруппировав их по признакам проявления.

Неполное выключение сцепления (затрудненное включение передачи переднего хода или полная невозможность такого переключения, возникновение треска при включении задней передачи) может возникать в случае:

  • неверно установленного зазора;
  • повреждения или деформации ведомого диска;
  • износа пружины диафрагмы;
  • заедания, повреждения или выхода из строя троса (рычажной передачи);
  • утечки жидкости из гидропривода;
  • повреждения манжеты поршня в рабочем цилиндре;
  • заметного уменьшения хода педали;
  • недостаточной смазки направляющей втулки подшипника;
  • периодического заедания ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала;
  • по-разному отрегулированных рычагов нажимного диска.

Неполное включение сцепления («пробуксовка», появление запаха жженых фрикционных накладок, заметное замедление разгона, быстрая потеря скорости автомобиля при движении, более медленное преодоление подъемов) обычно имеет следующие причины:

  • ведомый диск не приработался;
  • ослабление или повреждение пружины диафрагмы;
  • износ сопрягаемой поверхности маховика;
  • заедание троса;
  • ослабление нажимных пружин;
  • замасливание фрикционных накладок ведомого диска;
  • сильный износ деталей механизма;
  • засорение (закупорка) компенсационного отверстия в главном цилиндре из-за набухания манжеты.

В очень старых автомобилях либо транспортных средствах китайского производства возможной причиной неисправности может быть износ пружин в корзине сцепления, хотя практически это встречается крайне редко.

Данную неисправность нужно как можно скорее устранить, иначе проскальзывающая деталь приведет к быстрому износу корзины и маховика. Единственный способ устранения — заменить диск. Рекомендуется его менять вместе с выжимным подшипником — обе детали изнашиваются по времени одинаково, и их замена обходится относительно дешево. К тому же, при замене необходимо в любом случае снимать коробку переключения передач.

Какие еще встречаются неисправности сцепления автомобиля

Если в процессе включения передачи в автомобиле наблюдается вибрация, вероятно, имеет место одна из следующих причин:

  • плохо закрепленные двигатель и КПП;
  • износ шлицев на первичном валу коробки передач;
  • износ маховика, нажимного диска либо диафрагменной пружины;
  • коробление накладки;
  • расшатывание заклепок на накладках;
  • заедание ступица ведомого диска на шлицах первичного вала либо потеря упругости пружин на ведомом диске.

Неисправность может быть также обусловлена неодинаково отрегулированными рычагами нажимного диска. Кроме того, трансмиссия автомобиля часто вибрирует по причине неверно установленного свободного хода педали, поврежденного ведомого диска либо усталости пружин этого диска. Наконец, вибрация в трансмиссии зачастую происходит из-за сильного износа или выхода из строя демпфера ведомого диска.

Если при выключении сцепления в нем возрастает шум, это чаще всего говорит об износе или поломке выжимного подшипника. Неисправность также вызывается значительным усталостным износом переднего подшипника первичного вала коробки передач. Кроме того, могут повредиться штифты диафрагмы выжимного подшипника, и это также создает шум.

При включении механизма повышенный уровень шума свидетельствует о пониженной упругости или поломке демпферных пружин либо о выходе из строя пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом. Оттяжная пружина на вилке выключения может в процессе эксплуатации также потерять упругость или соскочить, чем в том числе обуславливается повышение шума.

Когда при выключении зажигания педаль сцепления остается прижатой к полу, скорее всего, имеет место заедание привода или выжимного подшипника. Если нажимаемая педаль начинает скрипеть при выключенном двигателе, втулка оси этой педали изношена либо не смазана.

Если же выключить сцепление можно только при резком нажатии на педаль, а при плавном нажатии педаль сразу утапливается в пол, не задействуя механизм, тут стоит говорить об одной из нескольких причин неисправности:

  • износ или сильное загрязнение зеркал главного цилиндра;
  • значительный износ манжеты на поршне главного цилиндра;
  • при гидравлическом приводе выключения недостаточный уровень рабочей жидкости в бачке главного цилиндра;
  • недостаточная герметичность в соединении трубки с главным и рабочим цилиндрами и, как следствие, подтекание рабочей жидкости.

Если переключение передач сопровождается рывками автомобиля, скорее всего, заедают ступица ведомого диска или привод выключения сцепления, замаслились фрикционные накладки ведомого диска или загрязнились маховик с нажимным диском. Причина может быть и в чрезмерном износе фрикционных накладок, а также в их расшатанных заклепках.

Сведем признаки неисправности сцепления автомобиля в единую таблицу.

Признаки

Неисправности

сцепление не полностью выключается (его «ведет»)

ведомый диск деформирован;

шлицы на ведомом диске изношены;

повреждена или изношена накладка ведомого диска;

ослабилась или вышла из строя диафрагменная пружина;

рабочий цилиндр неисправен;

гидравлический привод засорился;

нарушена герметичность гидропривода;

трос механического привода поврежден, удлинился или заедает;

рычажная система неисправна.

наблюдаются рывки во время работы

повредились или износились накладки ведомого диска;

ведомый диск замаслился;

заедает ступица ведомого диска в шлицах;

диафрагменная пружина деформировалась;

износились или вышли из строя пружины демпфера;

деформировался нажимной диск;

ослабли опоры двигателя.

узел вибрирует при включении

изношены шлицы на ведомом диске

ведомый диск деформировался;

ведомый диск замаслился;

диафрагменная пружина деформировалась;

опоры двигателя ослабли.

при выключении сцепления возникает шум

изношен или поврежден подшипник включения.

Рекомендуем

«Ремонт пластиковых деталей автомобиля: советы специалистов»

Почему неисправность сцепления автомобиля возникает раньше срока

Срок службы данного узла достаточно большой и составляет 100-150 тысяч км пробега в зависимости от марки автомобиля и условий его эксплуатации. Сократить этот ресурс могут несколько факторов:

  • агрессивная манера вождения (резкие нажатия и грубые отпускания педали ведут к быстрому износу фрикционных накладок);
  • эксплуатация машины в максимально нагруженном состоянии (обычно это касается коммерческого транспорта для перевозки грузов);
  • несоблюдение требований по буксировке других автомобилей (при значительно большей массе буксируемого транспортного средства можно сжечь сцепление, что проявляется в характерном запахе гари — сигнал неисправности для немедленной остановки);

  • педаль сцепления используется слишком часто и без особой необходимости (например, долгое время удерживается в наполовину нажатом состоянии).

Что делать, если критичная неисправность сцепления автомобиля застала вас в дороге

Рассмотрим два варианта выхода из этой ситуации.

Первый вариант заключается в следующем. Если сцепление полностью вышло из строя, следует найти ближайшее СТО и попробовать до него доехать с соблюдением всех требований безопасности. Для включения передачи переведите рычаг в нейтральное положение и отпустите педаль акселератора. При западании рычага освободите его, слегка нажав на педаль газа.

В случае невозможности самостоятельного ремонта неисправности можно добраться до ближайшей станции техобслуживания, используя второй способ. В первую очередь заглушите мотор и включите первую скорость. Затем на скорости попробуйте запустить двигатель, покрутив стартером. Машина сначала будет двигаться рывками до тех пор, пока частота оборотов мотора не выровняется в соответствии с включенной передачей. Не стоит этого бояться, в конце концов, автомобиль начнет плавное движение.

Следует учитывать при этом, что двигатель автомобиля достаточно холодный и может заглохнуть в любой момент. Поэтому мотор следует предварительно прогреть. Процедура переключения передачи с первой на вторую выглядит так. При достижении подходящей скорости педаль газа отпускается, рычаг переводится в нейтральное положение, и затем осторожно и без спешки включается вторая скорость.

В заключение перечислим некоторые советы, которые позволят свести к минимуму поломки и неисправности сцепления автомобиля, а также увеличить ресурс этого узла.

  • Эксплуатируйте автомобиль аккуратно.
  • Начинайте движение плавно и без пробуксовок.
  • Периодически оценивайте состояние элементов сцепления.
  • Ремонтируйте и регулируйте механизм только по мере необходимости, привлекая для этого опытных специалистов.
  • Приобретайте исключительно оригинальные и качественные запчасти, регулярно проводите техническое обслуживание вашего автомобиля в специализированных автосервисах.

Плановая замена элементов сцепления при условии его надлежащей эксплуатации на отечественном автомобиле производится через каждые 50-70 тысяч км пробега. У иномарок этот интервал больше на 30-40 тысяч км также при условии отсутствия неисправностей.

Основные неисправности механизма сцепления

1234

Раздел 12. Техническое обслуживание и текущий ремонт трансмиссии

Автомобилей

Тема 12.1. Техническое обслуживание и текущий ремонт сцепления

Основные неисправности механизма сцепления

По техническим условиям сцепление во включенном состоянии (педаль отпущена) должно полностью передавать крутящий момент от двигателя на трансмиссию за счет силы трения между фрикционными накладками ведомого диска и маховиком, и наоборот — при выключении сцепления (педаль нажата до конца), двигатель должен полностью отключаться от ведущего вала КПГ

в момент переключения передач и для получения свободного хода, а также должно предохранят узлы и агрегаты трансмиссии от перегрузок за счет возможности «пробуксовки» в узле трения механизма сцепления автомобиля.

НЕПОЛНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ (сцепление пробуксовывает) — педаль отпущена.

При этом наблюдается потеря мощности автомобиля (особенно заметно при подъеме в гору), возможен специфический запах «горелых» фрикционных накладок.

Причины:

• слишком мал или полностью отсутствует зазор между выжимным подшипником и концами нажимных рычагов. То же самое можно сказать о свободном ходе педали сцепления, т.к. он полностью зависит от зазоров в приводе механизма сцепления. По техническим условиям между подшипником муфты выключения сцепления и концами нажимных (оттяжных) рычагов (в некоторых моделях упорным кольцом — пятой) должен быть зазор в пределах 1,5—4 мм, чему соответствует свободный ход педали сцепления легковых автомобилей в 28—42 мм и грузовых 32—50 мм. В ходе эксплуатации фрикционные накладки истираются и ведомый диск становиться тоньше, нажимной диск займет новое положение, ближе к маховику, а концы нажимных рычагов, шарнирно соединенные с ушками нажимного диска, за счет рычажной системы отойдут назад

к выжимному подшипнику — зазор между ними уменьшится или полностью исчезнет, концы рычагов упрутся в выжимной подшипник и сцепление начнет пробуксовывать;

• повышенный износ или замасливание накладок ведомого диска — замасливание происходит обычно при чрезмерной смазке подшипника муфты выключения сцепления (где это предусмотрено), а чаще всего при течи моторного масла через поврежденный сальник заднего коренного подшипника коленчатого вала;

• поломка или ослабление пружины муфты выключения или нажимных периферийных пружин нажимного диска.

НЕПОЛНОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ (сцепление ведет) — даже при полном нажатии на педаль (выжимании сцепления) ведомый диск неполностью отходит от маховика, что приводит к частичной передаче крутящего момента на ведущий вал коробки передач и затрудненному переключению передач, сопровождаемому шумом и скрежетом шестерен.

Причины:

• установлены слишком большие зазоры в приводе механизма выключения сцепления;

• концы нажимных (оттяжных) рычагов не находятся в одной плоскости относительно подшипника муфты выключения сцепления (ввиду неравномерного износа упоров концов рычагов);

• коробление ведомого диска сцепления — происходит обычно от перегрузок или сильного перегрева при пробуксовке, в т.ч. при слишком медленном и плавном отпускании педали после переключения передач;

• попадание воздуха в систему у автомобилей с гидравлическим приводом (признаком обычно служит проваливание педали);

• установка ведомого диска сцепления с фрикционными накладками повышенной толщины (непредусмотренной ТУ).

РЕЗКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ (даже при плавном отпускании педали) — особенно проявляется при трогании автомобиля с места, которое происходит обычно рывками, двигатель зачастую останавливается.

Причины:

• заедание ступицы ведомого диска на шлицах или муфты выключения сцепления на втулке ведущего вала коробки передач;

• заедание в шарнирах тяг механических приводов;

• заедание поршеньков с манжетами в главном или рабочем цилиндрах у автомобилей с гидравлическим приводом (происходит обычно при разбухании манжет при использовании тормозной жидкости, сорт которой не соответствует заводским ТУ).

П р и м е ч а н и е . На некоторых моделях отечественных автомобилей, таких как ЗИЛ-4331 (рис. 5.2), КамАЗы и др., в целях облегчения управления механизмом сцепления, повышения комфортности и приближения к мировым стандартам в автомобилестроении гидравлический привод выключения сцепления оснащен дополнительным пневмогидравлическим усилителем с механизмом следящего устройства клапанного типа, благодаря чему, при необходимости выключения сцепления, требуется значительно меньшее усилие воздействия на педаль, причем данная конструкция обеспечивает автоматическое изменение давления сжатого воздуха в пневмоцилиндре пропорционально усилию на педаль.

Возможные неисправности механизма сцепления и их причины

Частое использование различных частей автомобиля может приводить к их возможным сбоям в рабочем порядке, результатом чего становятся неполадки в двигателе, ходовой части или других системах и механизмах.

Наличие проблем со сцеплением также не может ускользнуть от внимания владельца, так как наличие даже наименьшего его дефекта проявляется сразу. Для как можно более раннего обнаружения проблемы, необходимо на постоянной основе выполнять визуальный осмотр каждой составной части сцепления автомобиля и обязательно прислушиваться к тому, как он работает.

Что представляет собой сцепление? Сцепление на автомобиле можно также называть «выключателем крутящего момента». Его основное назначение состоит в плавном присоединении мотора маховика к первичному валу коробки передач, когда начинается движение машины и в момент смены передачи. Помимо этого, сцепление имеет и еще одну важную функцию: при выполнении резкого торможения, оно может защитить трансмиссию от перегрузок механического характера, а значит и от недешевых ремонтных работ.

В настоящий момент имеется несколько разновидностей сцепления. К примеру, если считать по количеству ведомых дисков, они бывают однодисковые и многодисковые, причем первые гораздо более распространены.

Если рассматривать рабочую среду сцепления, то оно может быть «сухим» и «влажным». Большей популярностью в современных моделях автомобилей используется сухое сцепление, по причине того, что для его работы нет необходимости в наличии масляной ванны.

В зависимости от типа привода, оно может быть гидравлическим, механическим, электрическим либо комбинированным. Согласно конструктивным особенностям, оно может отличаться методом нажатия на прижимной диск, а также иметь расположенные по кругу пружины, либо центральную диафрагму.

Возможные неисправности сцепления. При возникновении неисправностей сцепления, это сразу сказывается на передвижении автомобиля. Самыми распространенными разновидностями неполадок в работе сцепления являются его неполное выключение («ведение» сцепления), неполное включение (сцепление «буксует»), рывки в процессе работы, наличие вибрации при его включении или же шума при выключении.

Если сцепление не полностью выключено, это приводит к проблемам с включением передач при работающем двигателе, совместно с шумом, треском и скрежетом, сопровождающими процесс переключения передач. Помимо этого, сильно увеличивается свободный ход педали сцепления.

Характерными признаком неполного включения сцепления становится наличие неприятного запаха горелых накладок, расположенных на ведомом диске, постоянно перегревающейся силовой установкой, увеличенное потребление топлива и недостаточный уровень динамики.

Причины их появления. Чаще всего, возникновение неисправностей связано с неправильной эксплуатацией транспортного средства. Например, если автомобиль застрял в снежном сугробе, а водитель продолжает нажимать на газ в попытках освободиться или любит стартовать с места с пробуксовкой. Все это очень сильно снижает рабочий ресурс сцепления.

Кроме того, неисправность может быть связана с выходом из строя выжимного подшипника, задачей которого становится обеспечение плавного включения. Признаком выхода его из строя становится характерный «визг», указывающий на необходимость замены.

Итог. Самое важное — это определить составную часть механизма сцепления, которая вызывает все проблемы и принять меры для ее ремонта. Лучше всего для диагностики и ремонта будет попасть на станцию техобслуживания, так как при недостаточных навыках ремонта можно нанести ему только вред.

  • Дождь нам только в радость. Тест-драйв SUV-шин Viatti Bosco H/T V-238

Смотреть все фото новости >>

Механизм сцепления в автомобилях служит для соединения двигателя с коробкой передач и возможностью их рассоединения в нужный момент. Гидравлический привод позволяет воздействовать на него дистанционно при помощи нажатия педали с передачей усилия на корзину. Одной из самых важных деталей в системе гидропривода помимо главного цилиндра является рабочий, обеспечивающий приложение усилия к механическим частям сцепления, находящимся к корзине.

Принцип действия рабочего цилиндра сцепления

Рабочий цилиндр гидропривода сцепления принимает усилие, сообщенное педалью главному цилиндру, и в результате созданного в трубопроводе давления, передает его непосредственно на вилку, воздействующую на выжимной подшипник. Он является составной частью системы, и представляет собой изделие цилиндрической формы, прикрепленное на картер корзины сцепления. В него входит трубка гидропривода, а выходит шток, с одной стороны упирающийся в поршень цилиндра, а с другой в вилку механизма сцепления.

Общая конструкция изделия

Рабочий цилиндр сцепления состоит из следующих частей:

  1. Корпус цилиндра, изготовленный из металла или пластика, с находящимся на нем клапаном для прокачки системы и удаления воздуха.
  2. Поршень.
  3. Возвратная пружина.
  4. Толкатель, соединяющий поршень и вилку механизма сцепления.
  5. Стопорное кольцо.
  6. Уплотнительные кольца поршня и манжеты.

Как выбрать рабочий цилиндр сцепления

При замене рабочего цилиндра сцепления желательно покупать оригинальное изделие, изготовленное фирмой-производителем автомобиля. При отсутствии такой возможности допускается установка аналогичной запчасти стороннего производителя, при этом существует большой риск приобретения некачественного товара. Деталь, имеющая цену, значительно уступающую оригиналу, быстро выйдет из строя за счет некачественных комплектующих и низкого качества сборки. Это делает дешевую покупку экономически невыгодной, так как необходимость приобретения качественного изделия останется.

Установка или замена

Снятие или замена рабочего цилиндра сцепления производится в следующем порядке:

  1. Отвинчивание пары болтов, крепящих корпус цилиндра к картеру сцепления.
  2. Отсоединение толкателя от вилки механизма сцепления.
  3. Отсоединение шланга, соединяющего рабочий и главный цилиндр сцепления.
  4. Заглушка шланга подходящей по размеру пробкой для устранения вытекания жидкости.

Установка нового или отремонтированного рабочего цилиндра осуществляется в обратном порядке, после чего система прокачивается с целью заполнения ее тормозной жидкостью и удаления воздуха. При сборке на ось толкателя наносится специальная смазка, как правило CASMOLY L9508.

Неисправности рабочего цилиндра сцепления

На приближающийся ремонт или замену рабочего цилиндра сцепления указывают следующие признаки:

  1. Резкое снижение уровня жидкости в бачке с характерными пятнами под автомобилем в районе нахождения рабочего тормозного цилиндра. Признаки свидетельствуют об утечке жидкости по причине износа манжет или нарушения целостности шланга. Устраняется заменой износившихся деталей и восстановлением герметичности системы.
  2. Провалы или слишком мягкий ход педали сцепления. Свидетельствуют о попадании в систему воздуха, что устраняется прокачкой. При обследовании цилиндра и обнаружении на корпусе трещин или мест течи, через которые проходит воздух, производится частичный ремонт или замена изделия.
  3. Постепенное проседание педали сцепления и возникновение проблем с переключением передач, при этом уровень жидкости в бачке не падает, а регулировка педали результата не приносит. Это признаки поломки пружины рабочего цилиндра, неисправность устраняется ее заменой.

Ремонт рабочего цилиндра сцепления с использованием ремкомплекта

Ремонт рабочего цилиндра сцепления начинается с его разборки. Для этого он помещается в тиски для удобства, после чего работы проводятся в следующем порядке:

  1. Снятие защитного колпачка с толкателем, извлечение поршня и снятие с него стопорного кольца.
  2. Снятие с поршня уплотнительных колец и пружины.
  3. Прочистка в цилиндре всех отверстий и штуцера выпуска воздуха.
  4. Обследование зеркал цилиндра и наружной поверхности поршня на наличие механических повреждений.
  5. Промывка всех деталей и поверхностей тормозной жидкостью. Применение для этой цели других растворителей запрещается.
  6. Установка деталей ремкомплекта, в который входят пружина, защитный колпачок и уплотнительные кольца поршня.
  7. Сборка цилиндра.

Прокачка рабочего цилиндра сцепления

После установки рабочего цилиндра на место, производится его прокачка следующим образом:

  1. Заполнить бачок главного цилиндра тормозной жидкостью.
  2. К предварительно отвернутому на ¾ оборота штуцеру спуска воздуха рабочего цилиндра подсоединяется трубка с опущенным другим концом в емкость с тормозной жидкостью.
  3. Многократное нажатие педали сцепления до прекращения появления из трубки пузырьков воздуха, после чего при педали, выжатой до отказа, штуцер завинчивается.
  4. Отсоединение шланги и проверка уровня жидкости в бачке, которая при необходимости доливается.

Описанные действия позволяют устранить неисправность рабочего цилиндра сцепления всех моделей ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.

Популярные модели и производители

При выборе неоригинального рабочего цилиндра сцепления чаще всего используются изделия следующих производителей:

  1. Sachs. Немецкая фирма, является ведущим производителем цилиндров сцепления для большинства автомобильных марок зарубежных и отечественных производителей. Популярность обусловлена высоким качеством изделий и применением инновационных разработок.
  2. Lukas. Крупнейший производитель автозапчастей, продукция которого отвечает всем международным стандартам качества. Выпускает тормозные цилиндры под большинство автомобильных марок и ремкомплекты для них.
  3. Fenox. Специализируется на выпуске цилиндров сцепления и тормозов более 25 лет. Поставляет продукцию большинству автопроизводителей.
  4. TRW. Фирма владеет брендом Lukas, и занимается поставкой компонентов тормозных систем, в частности тормозных цилиндров для всех крупнейших мировых автопроизводителей. Продукция отличается качеством и особой надежностью.
  5. LUK. Официальный партнер основных автопроизводителей в плане проектирования новых разработок и систем. Поставляет цилиндры сцепления на сборочные конвейеры большинству крупных мировых автопроизводителей.

Почему сцепление проскальзывает, буксует и скрипит

Когда вы долго держите ногу на педали сцепления, оно быстро сгорает и его придется менять! Эта азбучная истина зачастую нарушается новичками. И не из-за того, что забывается, а потому что управлять автомобилем, полувыжав муфту, удобнее и легче. Поэтому у очень многих автолюбителей неисправности сцепления были причиной первого ремонта первого в жизни автомобиля. Проверка сцепления должна производиться перед каждым выездом автомобиля в автошколах, и произведенная диагностика часто указывает на необходимость ремонта. Как правило, это связано со сменой фрикционных дисков.

Немного про устройство и назначение

Сцепление является главным механизмом трансмиссии автомобиля, позволяя нам, без остановки двигателя, плавно трогаться с места и менять интенсивность движения, переключая на ходу передачи.

На легковых автомобилях устанавливаются преимущественно однодисковые фрикционные сцепления с гидравлическим приводом.
Механизм, размещенный вне и внутри корзины–кожуха, прикрепленной болтами к маховику, состоит из следующих деталей:

  • маховика;
  • ведомого и ведущего дисков с фрикционными накладками;
  • пружин, прижимающих к маховику ведущий диск;
  • вилки выключения сцепления;
  • выжимных рычагов включения;
  • нажимной муфты;
  • выжимного подшипника;
  • вала педали и педали сцепления.

Диагностика характерных основных неисправностей

Для того чтобы переключить шестерни в коробке передач при наборе скорости или, наоборот, при её снижении, всякий раз коленчатый вал двигателя разобщается и вновь входит в соприкосновение с силовой передачей автомобиля. Случается это очень часто, и со временем признаки износа сцепления начинают проявляться в характере поведения автомобиля на дороге во время движения.

Признаки неисправности сцепления делятся на две основные группы. Первое – это когда оно не полностью выключается, «ведёт». Второе, наоборот, когда не полностью включается, или, как говорят, «буксует».

Не выключается («ведёт») сцепление

Когда при нажатии на педаль диски не расходятся полностью, говорят: «ведет» сцепление. То есть, диски остаются в некотором соприкосновении, и не происходит его полное выключение. Опытные водители знают, как нужно проверять сцепление на неполное выключение. Диагностика проста. Если на малых оборотах при нажатой до конца педали первая передача включается легко и без постороннего шума – выключение происходит полностью. Если включение происходит с затруднением и сопровождается шумом шестерен – «ведёт».

Причинами тому могут быть:

а) механические

  1. поломались накладки ведомого диска или на них ослабли заклепки;
  2. уменьшение полного хода педали (тугое сцепление);
  3. покоробился ведомый диск и его торцевое биение превышает 0.5 мм;
  4. перекошен или покоробился нажимной диск;
  5. заедает ступица ведомого диска на шлицах первичного вала в коробке передач;
  6. заклепки крепления нажимной пружины прослабли;
  7. неровности образовались на поверхности фрикционных накладок ведомого диска.

б) связанные с гидроприводом

  1. утечка жидкости из гидросистемы;
  2. в систему попал воздух.

Устранение механических причин связано с регулировкой привода, очисткой и смазкой шлицев, правкой или заменой ведомого диска и, что чаще всего, заменой фрикционных накладок. Любое сцепление когда-то приходится менять. Неполадки в гидросистеме предполагают прокачку для удаления попавшего воздуха, проверку плотности соединений и целостности трубопровода. При необходимости придется поменять вышедшие из строя детали, как-то: главный и рабочий цилиндры при утечке из них жидкости.

Не включается («буксует»)

Когда во время движения вы начинаете слышать запах гари, а на подъёме ваш автомобиль заметно снижает скорость и вообще стал хуже разгоняться – даже диагностика не нужна: пробуксовывает сцепление. Это означает, что ведомый и ведущий диски при включенном сцеплении смыкаются недостаточно плотно.
Существует простой способ, как проверить сцепление. Для этого поставьте автомобиль на стояночный тормоз и запустите двигатель. Выжав муфту, включите передачу. Плавно нажимайте на педаль газа, и так же плавно отпускайте муфту. Двигатель должен заглохнуть. Если он продолжает работать – значит, буксует сцепление.

Причины неполного включения:

  • отсутствует свободный ход педали;
  • пригорели либо износились фрикционные накладки ведомого диска;
  • на фрикционные накладки, на поверхности нажимного диска и маховика попало или продолжает попадать масло.

Эти причины также устраняются регулировкой привода, заменой накладок. Масло, попавшее на трущиеся поверхности, в результате которого возникает проскальзывающее сцепление, необходимо удалить, тщательно промыв загрязненные места уайт-спиртом. Разумеется, надо выяснить и устранить причину его появления.

Диагностика других неисправностей и их симптомы

О неисправности в механизме свидетельствуют также посторонние шумы. Так повышенный уровень шума при выключении говорит об утечке смазки или износе подшипника выключения сцепления. Лучше его поменять.

Шум, возникающий когда отпускается педали сцепления, указывает на поломку или утерю упругости пружин демпфера, пружины вилки включения или поломке пластин, которые соединяют нажимной диск с кожухом.

Все перечисленные неисправности сцепления можно выявить с помощью несложной диагностики. Дальнейшая детальная проверка сцепления должна подсказать способы их устранения.

И я добавлю.
Погнуло вилку. Тоесть она треснула и стала гнутся. Проверить визуально.
Диск приклеился. Но опять же как правило если машина долго стояла. А она стояла?
вот довесок.
Здесь несколько возможных причин.
1. Закис главный цилиндрик сцепления. Он же подающий цилиндр сцепления.
Как проверить? Легче всего вдвоем. Один нажимает на педаль сцепления. Другой щупает резиновый шланчик сцепления. Если он при нажатие на педаль сцепления, становится тугим! Значить главный цилиндрик сцепления работает. Так же на это будет указывать и то, что вилка давит на ведущий диск сцепления, и ведущий диск отходит! Значить надо смотреть в пункте номер 2 ниже. Если шланчик не становится тугим, значить поршенек в главном цилиндрике закис. В этом случае, можно побрызгать через резиновое уплотнение пыльника во внутрь цилиндрика WD 40. Авось отмокнет и начнет двигаться? Не поможет заменять сам цилиндрик.
Но бывает, что манжетик на поршеньке плохо держит. В основном это происходит так. Сцепление работает и в друг не работает. Через некоторое время опять работает. Или просто вдруг сцепление пропало и не восстанавливается. Сколько бы не качали педаль сцепления. На наворачивание манжетика или его плохую аптюрацию указывают такие признаки.
Первый признак. Применим когда сцепление все таки временами работает. Если на педаль сцепления нажать медленно и педаль провалится без сопротивления, но если нажать резко появится сопротивление и сцепление сработает до конца. В этом случае монжетик главного цилиндрика потерял аптюрацию со стенками цилиндра. Такой манжетик надо заменить.
Второй признак указывающий на проблемы с герметичностью манжетика. Это то, что вы надавили на педаль сцепления несколько раз и отпускаете её. А из перепускных отверстий главного цилиндрика в бочёк возвращается тормозная жидкость с пеной. Так же возможно, что главный цилиндр работает исправно а вот манжетик рабочего цилиндрика (на кожухе сцепления) при возвращение цилиндрика в исходное положение подсасывает воздух. В этом случае пена тоже будет присутствовать в тормозной жидкости.
2. Все работает как надо но сцепление не работает. Скорее всего ведомый диск сцепления приклеился к маховику или ведущему сцеплению.
В этом случае есть три способа его сорвать.
1. Способ. Включит прямую передачу, нажать посильнее на педаль тормоза (Особенно если у машины вакуумные тормоза.) и И стартером начать вращать двигатель. Не помогло. Стартер не проворачивает мотор.
2. Способ. Включить прямую передачу. Вывесить заднее колесо. Запустить мотор и раскрутив мотор до 3…3,5тыс. Нажать на сцепление и резко ударить по тормозам. После 5…10 попыток, правило диск сцепления отклеивается.
Не помогло.
*Остается 3 способ. Монтажку просунуть в оконце кожуха исцеления, между маховиком и ведущим сцеплением и отковырять ведомый диск от маховика или ведущего диска. Можно даже аккуратно постучав отбить его от маховика с помощью стамески и подобного этого.
3. И как полу рабочее состояние. Может совсем сцепление не работать а может частично. Как повезет.
Лопнула вилка сцепления. К этому же относится когда шарик на котором стоит вилка, пробивает вилку насквозь.
Ломается блок рычага на котором работает педаль сцепления. Ломается как правило постепенно. Или же сам механизм автоматической регулировки рабочего хода педали сцепления. Эта Приблуда ломается резко и сцепление почти перестает работать.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*