admin / 09.05.2020

Пожарная машина лестница

У киевских пожарных есть 3 лестницы, способных достигнуть 15 этажа, и одна – с возможностью добраться до 30-го. Об этом сообщил журналистам замдиректора Департамента реагирования на чрезвычайные ситуации, полковник Андрей Ватолин.

Трагедия на харьковском заводе, где при пожаре 8 декабря погибло 8 и пострадало 22 человека, вызвала вопросы относительно технической оснащенности украинских пожарных служб. Как оказалось, несмотря на то, что в Киеве есть 90-метровая лестница, достигающая 30 этажа, использовать ее удастся не везде. По словам Андрея Ватолина, для того, чтобы развернуть соответствующую технику, нужна достаточно большая площадка. Киевские же дворы заставлены как личным транспортом, так и другими строениями, которые в критический момент могут помешать ее использовать.

В Департаменте реагирования заявляют: для высотных зданий помимо пожарных лестниц предусмотрены и иные возможности спасения от огня, которые заключаются, прежде всего, в самой конструкции здания. Это и незадымляемые лестницы, и вентиляция, и особая конструкция лестничной клетки, которая в случае задымления одного этажа не позволит захватить другие. В целом же, защита здания выше 15 этажей – обязанность тех, кто его строит, говорит Андрей Ватолин. «Пожары в высотках бывают редко, само строение выполняется в таком виде, что максимум может загореться одна комната».

В свете харьковской трагедии МЧС-никам часто задают вопросы о причинах неиспользования тентов, на которые могли бы спрыгнуть люди во время пожара

По словам директора департамента реагирования на чрезвычайные ситуации Григория Марченко, тенты сегодня не используются ни в одной стране мира, так как использование тентов признано травматичным, неэффективным и небезопасным методом эвакуации.

Как сообщалось, пожар 8 января произошел в здании на территории харьковского ПАО «Хартрон». По информации прокуратуры в момент пожара на рабочем месте находилось около 200 человек. По факту происшествия открыто уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 270 Уголовного кодекса Украины «Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности».

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Если лестницы, то Magirus!

Техника Iveco Magirus не только хорошо известна широкому кругу специалистов в области пожарной безопасности, но и пользуется заслуженной популярностью. На вопросы редакции каталога «Пожарная безопасность» отвечает уполномоченный представитель «Ивеко Магирус», генеральный директор ООО «КОМПАНИЯ ВИТАНД» Виталий Викторович ЗепаловВ.В. Зепалов
Генеральный директор
ООО «КОМПАНИЯ ВИТАНД»

— Виталий Викторович, расскажите, пожалуйста, что стоит в основе развития пожарной техники Magirus. Как производитель реагирует на потребности рынка?
— Основной вектор развития пожарной техники определяется реальными потребностями пожарных. И основной посыл здесь — сохранение жизни и здоровья как спасаемого, так и спасателя. В рамках этой идеологии сегодня заметна тенденция перетягивания на российский рынок лучших мировых технологий. Я уже 20 лет представляю в России компанию Magirus и хочу отдать должное инженерам, оперативно реагирующим на запросы наших клиентов и адаптирующим европейскую технику под российские реалии. Могу отметить, что наша высотная техника (и не только) десятилетиями работает в разных климатических зонах. Ее можно встретить в Надыме, Сургуте, Красноярске, Сочи. Санкт-Петербурге, Москве и других городах. На нашем сайте есть небольшой видеоролик, снятый красноярскими журналистами три года назад. Там показана наша лестница, которой на тот момент было уже 25 лет. И на вопрос журналиста, почему она так хорошо выглядит, года на 2-3, пожарный отвечает, что, наверное, в Германии лесенки делают для людей.

Так вот, немецкие инженеры постоянно развивают эту технику. Если вы возьмете лестницы 20-летней давности и лестницы современные, то можно образно сравнить их с военными самолетами (истребителями). Вы наверняка слышали о работах по созданию истребителей 5-го поколения. Так современные лестницы Magirus уже являются реальным воплощением 5-го поколения, то есть поколением, когда компьютеры взяли на себя основную нагрузку по управлению автолестницей.

То, что мы поставляем на рынок, — это инструмент в руках пожарного. И мы хотим, чтобы этот инструмент был как можно более совершенным. И вектор этой работы направлен на обеспечение безопасности работы пожарного и спасателя, достижение максимальных оперативных скоростей работы, надежности в работе в различных климатических условиях, что создает реальные условия для спасения жизни пострадавших.

Если говорить о конкретных вехах за эти 20 лет, то можно отметить некоторые инновации, внедренные компанией Magirus в конструкцию автолестниц. Например, создание уникальной системы опор. Раньше опоры были обычные, горизонтально выдвигающиеся, фиксируемые в двух-трех положениях: под контуром автомобиля и на полную ширину. Недостаток такой системы очевиден: в тесных городских условиях недостаточная площадь опоры значительно сужала рабочее поле автолестницы и не позволяла реализовать возможности ее выдвижения при максимальном боковом вылете, и соответственно вместо максимальных 50 м реализовать можно было только 20-25. Сегодня эту проблему решили. Теперь каждая отдельная опора выдвигается тоже горизонтально, но на любую величину, а конструкция опор позволяет их устанавливать даже под припаркованные автомобили. В итоге пожарные могут по максимуму использовать доступную площадку, тем самым увеличивая возможный подъем. Это важный момент, поскольку автолестница — это машина первого хода, задача которой — спасти. Соответственно лестница должна быстро приехать и быстро развернуться в рабочее положение, не теряя времени для выискивания подходящей площадки.

Второй важный момент — несущая способность площадки. При вывешивании автолестницы или подъемника на опорах, давление на асфальт довольно большое. В идеале на этапе строительства домов должны подготавливаться специальные укрепленные площадки для разворачивания такой пожарной техники. По факту это делается далеко не всегда. Поэтому в Magirus отказались от вывешивания шасси лестницы, машина стоит колесами на земле и дополнительной точкой опоры для подъемного устройства служит задний мост, жестко фиксируемый на поверхности при установке опор. Дополнительным плюсом такого решения стало увеличение скорости развертывания, а также исключение сползания при работе на уклонах.

Еще необходимо упомянуть о такой конструктивной особенности шасси, как управляемый задний мост, значительно повышающий маневренность машины, поскольку в перенаселенных городах задача проползти по двору между припаркованными машинами зачастую нетривиальная.

Как я уже говорил, приоритетом в создании лестницы является безопасность пожарного. Для ее обеспечения недостаточно того, чтобы колена лестницы плавно выдвигались. Развернутая на десятки метров лестница подвергается неравномерным динамическим нагрузкам: порывы ветра, поднимающиеся, спускающиеся по ступеням или выпрыгивающие из окон в люлькулюди. Все это приводит к тому, что лестница начинает раскачиваться. Поэтому была разработана и внедрена компьютерная система стабилизации комплекта колен и люльки. При любом воздействии на лестницу компьютер выполняет противодействие, тем самым гася ненужные колебания принудительно.

Еще одним моментом стала некоторая унификация машин. Если двор маленький, то много машин рядом не поставишь, и один автомобиль должен решать сразу несколько задач. Кроме того, не все пожарные подразделения полностью укомплектованы личным составом. Поэтому следующим шагом стало увеличение грузоподъемности лестниц и соответственно увеличение пропускной способности лафетного ствола на ней. Если раньше подача лафетного ствола достигала порядка 1600 л/мин, то сегодня эта цифра уже 2500, кроме того, опционально мы устанавливаем на лестницы стволы до 4000 л/мин, оборудуем насосами и пенобаками. То есть можно уже говорить, что современные лестницы — это не только спасательное устройство, но и мощное средство пожаротушения на высотах.

— Вы говорили об адаптации разработок Magirus к различным климатическим условиям, можете остановиться на этом поподробнее?
— Для начала я сделаю небольшой экскурс в историю. Строители БАМауверенно скажут, что Magirus — это самосвал, который спас много жизней в середине 1970-х и начале 1980-х гг. Почему так? Дело в том, что работы шли в значительном отрыве от цивилизации, и люди могли неделями ждать помощи при -40…-50 °С. И именно Magirus первым установил в кабинах грузовиков автономные отопители. благодаря которым строители в экстремальных ситуациях ждали помощь в тепле. Если вернуться к пожарным автомобилям, то при зимнем пожаротушении автономный отопитель очень важен, поскольку разгоряченный и насквозь мокрый пожарный на обратном пути в депо легко может простудиться. Поэтому сегодня все наши автомобили для зон с холодным и умеренным климатом комплектуются такими независимыми отопителями.

— А в плане работоспособности техники при низких температурах?
— В прошлом году мы организовали проект для «Газпрома-Надым», поставили туда 60-метровую лестницу. В техническом задании стояло требование, чтобы и шасси, и надстройка были приспособлены для температуры до -40 °С. Реализовано это было с помощью различных систем подогрева как шасси, так и надстройки, а также использования специальных конструкционных материалов.

В гидравлической системе подъема используются специальные масла, рабочая температура которых порядка -35 °С. Кроме того, на машине установлен дополнительный электроподогрев двигателя и рабочих жидкостей, причем работающий как от бортовой сети в 24 В, так и от внешней электросети. В любом случае машина не хранится на улице при -40 °С. Она гаражного хранения. Таким образом, машина всегда готова к быстрому выезду на вызов. А дальше есть определенные нормативы по времени прибытия на пожар. В этот период и работают автономные системы электроподогрева гидравлического масла, которые не дают загустеть маслу в гидробаке, и по прибытии на место пожара машина практически сразу готова к работе на максимальных рабочих скоростях.

Здесь стоит упомянуть еще такой момент: тушение пожара сопровождается обильной водяной пылью, которая оседает на люльке, комплекте колен и замерзает. И если пожар затяжной, то в итоге лестница превращается в сосульку. Но на функциональности это не сказывается, системы продолжают работать даже при полном обмерзании комплекта колен. Единственное, после пожара перед сворачиванием лестницы нужно простучать резиновым молотком по роликам, чтобы сбить с них лед.

— Техника Magirus никогда не была дешевой, но ее пользователи отмечают положительный экономический эффект. Поясните, пожалуйста, как это взаимосвязано.
— Смотрите, Magirus — техника дорогостоящая в первой покупке. Давайте сделаем экономический расклад использования этого оборудования на весь срок эксплуатации, который для нашей техники составляет порядка 25 лет, причем не просто нахождения в частях, а именно в рабочем состоянии в расчете. Возьмем «ветерана». В Клину до сих пор работает наша 37-метровая лестница 1976 г. изготовления. Мы решили провести анализ 25 лет ее службы: сколько времени она находится в боевом расчете, сколько — ожидает ремонта. Так вот, из этих 25 лет вне боевого расчета она была примерно 8% времени. В целом же. по нашим данным, коэффициент готовности лестниц Magirus по отношению к общему сроку службы составляет примерно 0,9. То есть из 25 лет службы в течение 23-х машина постоянно готова выехать на ЧП. Это значит, что она доедет до пожара, развернется и выполнит свою работу.

Теперь сравним. Готовность к работе у российской техники на сегодняшний день где-то в районе 0,5-0,6, то есть почти в 2 раза меньше. Сроки эксплуатации, прописанные в инструкциях — 11 лет. Как правило, техника работает и дольше, но по эксплуатационным характеристикам изготовителя через 11 лет ее должны списать. Значит, надо купить новую. Кроме того, если вспомнить про коэффициент 0,5-0,6. то реальная готовность машины к работе составит 5-6 лет против 23-х.

Что получается в итоге? При вдвое большей начальной стоимости лестница Magirus оказывается вдвое дешевле, если разложить расходы на весь срок эксплуатации. Это технико-экономический аспект. А если говорить с моральной точки зрения, когда лестница выехала, она должна спасти. Если она хоть раз не поднялась и не спасла человека, то ноль ей цена. Это кусок металла.

— Мы плавно подошли к вопросу технического обслуживания пожарной техники. Что вы можете рассказать об этом?
— Как я уже сказал, техника должна быть всегда готова к спасению людей и ликвидации пожаров. Исходя из этого, мы стремимся поддерживать техническое состояние всех проданных машин, соответствующие условия прописаны у нас в договорах поставки. Более того, когда в 1990-е гг. все развалилось, когда не было достаточного финансирования, мы взяли на обслуживание лестницы в пожарных подразделениях, поставленные еще в 1970-1980-х гг. (например, под Олимпиаду 1980 г. в Москве). Мы ездили по всему бывшему Союзу и поддерживали технику в работоспособном состоянии.

Сегодня мы предлагаем полный цикл поставки и обслуживания — от согласования спецификации до обучения людей. После поставки техники в гарнизон мы налаживаем с ними плотный контакт, обучаем их инженеров и операторов.

Для непосредственного обслуживания у нас есть стационарный сервисный центр в Мытищах, куда приходят на обслуживание лестницы из ближайших регионов, есть выездные мастерские (до 1000 км). На большие расстояния вылетаем. Скорость реакции где-то 24 ч. И тут можно сказать спасибо надежности пожарной автотехники Magirus — 90% вопросов благополучно решаются по телефону. У нас есть инженер-супервайзер, который принимает звонок, изучает проблему и дает рекомендации. Как правило, этого достаточно для решения возникших технических вопросов, поскольку на другом конце провода в большинстве случаев находится человек, прошедший наше обучение.

— А вы обслуживаете всю машину в целом или только пожарные надстройки, а шасси оставляете автодилеру?
— Пожарная машина — единое целое, поэтому нельзя обслуживать только часть ее, если хочешь добиться надежности и безотказности. Более того, мы не только обслуживаем машину целиком, включая шасси, но и разрабатываем свои решения, адаптированные под российские реалии.

Например, есть города обеспеченные (Москва, Петербург, Нижний Новгород и т.п.), которые не только могут позволить себе купить автолестницы на импортном шасси Iveco, но и не будут испытывать сложностей с поставкой запчастей при дальнейшей эксплуатации. Другое дело, удаленные от ЦФО города, например за Уралом или в Забайкалье, где сеть технической поддержки по импортным шасси недостаточно развита и поддержание автолестниц в технической готовности может занять более длительное время, что недопустимо в отношении экстренной техники. Поэтому у нас возникла идея создания автолестниц Magirus на отечественном шасси. Была проделана серьезная работа, в результате которой на свет появились две лестницы: с рабочей высотой 42 м на двухосном КАМАЗе и 55 м — на трехосном.

КАМАЗ мы выбрали из нескольких соображений. Во-первых, это объективно лучший российский производитель грузовой техники в России; во-вторых, у него были шасси, устраивавшие нас по своим параметрам; а в-третьих, запчасти на него можно найти практически в любой деревне.

Хочу при этом отметить, что эта техника получает тот же сервис и те же преимущества, что и лестницы на базе Iveco. Более того, готовые образцы уже полностью прошли испытания, одобрены МЧС и могут участвовать в госпрограммах, так как являются продуктом российского производства. Первую партию мы уже передали в уфимский гарнизон. И теперь будем совместно с потребителем пристально наблюдать, как наша техника поведет себя в боевой обстановке, проведем анализ и результаты доведем до сведения заинтересованных департаментов МЧС РФ, ачерез ваше издание — до широкого круга пожарных и спасателей.

ВИТАНД КОМПАНИЯ, ООО

Последнее время Россию сотрясает череда совершенно диких, иррациональных пожаров. Словно бы некие высшие силы предупреждают: «Люди, опомнитесь! Нельзя жить так, словно огня в природе не существует!» Каждый пожар показывает невероятное, запредельное какое-то пренебрежение элементарными правилами безопасности — везде и всюду, на самых разных направлениях. Особенно это касается многоэтажных домов…

Интерес к этой теме начался у меня несколько лет назад, когда знакомый сотрудник Министерства Чрезвычайных ситуаций в разговоре о высотном строительстве горько обронил: «Кто-нибудь в этом городе знает, что самая высокая пожарная лестница достает только до 15 этажа?» Действительность, как водится, оказалась ещё хуже.

Три «но» пожарных лестниц

Директор ООО «Спасснаряжение» мастер спорта по альпинизму Борис Кашевник разрабатывает спасательное снаряжение как раз для эвакуации людей из высотных зданий. Вот уже много лет он бьёт тревогу: новые дома в случае пожара станут смертельными ловушками для жильцов.

«Взгляните! – показывает мне фотографию Борис Лазаревич. – Это учения, которые мы проводили в Петербурге 29 августа 2001 года, за две недели до того, как в Нью-Йорке рухнули небоскребы. Эвакуация людей велась с 24-го этажа дома № 28 по улице Одоевского, с отметки 87 метров. Видите, до какого уровня достают лестницы?»

Любой, кто кинет взгляд на фото, прекрасно видит, докуда они достают. Но, может быть, за 10 лет что-нибудь изменилось? Чтобы выяснить технические вопросы, мы обратились к профессионалу — заместителю начальника ГУ «Специализированная пожарная часть ФПС СПб» Игорю Малафееву. Он пояснил, что минимальная длина пожарной лестницы, состоящей на вооружении пожарных – 30 метров. Есть лестницы длиной 54 метра и последняя модель – 72 метра. Однако в их использовании существует множество нюансов. Начиная с того, что часто пожарная машина попросту не может подъехать к дому — дворы забиты автомобилями. Во время пожара в здании Сбербанка во Владивостоке из-за этого сгорели 6 человек. Но это далеко не все.

«В Москве есть лестница ещё длиннее — 101 метр, одна на весь город, —продолжает рассказ Борис Кашевник. — Когда в 2005 году горел жилой высотный дом в Сетуньском проезде, она добиралась до места пожара по забитым машинами улицам, в сопровождении ГАИ… 2,5 часа. А людям надо было уйти из огня в первые 15 минут — потом было поздно. Они выбрасывались из окон, с 25-го этажа, улетая вниз горящими факелами.

Но даже если лестница пришла вовремя, если всё для неё очищено, то, во-первых, её надо поднять, установить, выверить, поставить на домкраты — и это требует времени. Кроме того, на высоте практически всегда ветер, лестницу водит взад и вперёд. Даже просто попасть туда неподготовленному человеку непросто. В довершение всего, она оснащена датчиками безопасности, которые при ветре сильнее 15 метров в секунду попросту отключают систему. А во время учений на зданиях Москва-сити ветер на стометровой высоте достигал 40 метров в секунду! Отпустишь веревку — и её тут же сносит чуть ли не на 45 градусов».

Игорь Малафеев привёл свой пример: «В Купчино горела квартира на 16-м этаже. Хозяин был в нетрезвом состоянии и к нашему приходу уже погиб. Кроме того, под угрозой оказался боец пожарной охраны. Произошло объёмное воспламенение комнаты, и ему отрезало путь к эвакуации. Пожарный открыл кухонное окно, знаками объяснил своё положение, но лестница не смогла к нему подняться. К счастью, у нас была вторая».

По теме5160

Уличные невозвращенцы: каким я был, таким я и останусь

А если бы и вторая лестница не сработала? Или если бы это был Приморский район в ветреный день?

Эстетика ценою жизни

Есть ли способы спасения людей без пожарных лестниц? В новых домах, как правило, плоские кровли, и жильцы, оказавшиеся в опасной зоне, могут подняться на крышу, а оттуда спуститься по другим пролётам. В крайнем случае, их эвакуируют вертолетом. Но это в том случае, если они могут выйти из квартиры, что возможно далеко не всегда. И уж всяко это не выход для тех, кто оказался в очаге пожара.

Существуют и системы спуска по веревкам. Борис Кашевник — автор некоторых из них, в том числе и уникальной системы группового спасения «Карусель», а также малых «семейных», рассчитанных на несколько человек. Игорь Малафеев считает, что если в квартирах и офисах будут такие спусковые устройства, проблема станет намного менее острой. Система предельно проста в использовании, никакой специальной подготовки не требуется. «Карусель» тоже проста — блок-тормоз, веревка, специальные зажимы. Эвакуацию с высоты до 150 метров можно провести силами двоих человек.

Но… в условиях современного строительства эти системы практически неприменимы. По словам Бориса Лазаревича, «для того, чтобы вести эвакуацию людей, надо иметь не только средства спасения, но и возможность закрепить их на здании. А на большинстве наших небоскрёбов этого не предусмотрено. Современная эстетика – сплошной застекленный фасад. На улице Одоевского, закрепляя систему спуска на кровле, пришлось потратить полный день. На пожаре же время, отпущенное для эвакуации людей, обычно составляет 15 – 20 минут. Потом спасать из огня уже некого.

Никто не понимает ужаса положения, пока гром не грянет. В 2008 году был принят «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для строящихся домов. Когда этот регламент выпустили, я его прочитал и написал письмо трём заместителям министра чрезвычайных ситуаций Сергея Шойгу, пытаясь довести до их сведения, что в документе совершенно не учтена специфика высотных зданий. Ни слова о том, что они должны быть оборудованы точками крепления для систем спуска! В территориальных строительных нормах Санкт-Петербурга 2006 года существовало положение о точках крепления – но сейчас эти нормы отменены регламентом».

Пренебрежение правилами началось не вчера. Игорь Малафеев рассказал, почему погибло столько людей во время знаменитого пожара в гостинице «Ленинград». Оказывается, исключительно по недомыслию проектировщиков – роковую роль сыграл козырёк над входом в гостиницу, из-за которого пожарные лестницы не доставали до окон.

Положение внутри домов не контролирует вообще никто. 30 июня 2005 года прошли учения МЧС на бизнес-центре «Петровский форт» (детище корпорации «Строймонтаж» и персонально её владельца, ныне банкрота Артура Кириленко) с несколькими сотнями офисов. Уже по ходу подготовки к учениям выяснилось, что окна в здании попросту… не открываются, так как уровень подвесного потолка оказался ниже верхнего края рамы. А разбить стекло современного окна практически невозможно. В случае пожара работники «Петровского форта», сгорая заживо, даже в окно не смогут выброситься! Правда, на фасадах, выходящих во двор, есть галереи, куда, в принципе, можно выйти – но что толку? Автолестница не может въехать во двор из-за слишком низкой арки.

Но как же пожарный надзор, который должен не допускать таких вещей? По словам Игоря Малафеева пожарный надзор есть, да только рычагов власти у него нет. Владельцу офиса дешевле заплатить штраф, чем переделывать интерьер, за который заплачены миллионы.

Роковое иждивенчество

Если вспомнить широко применяемые суперсовременные материалы, которые мгновенно сгорают, выделяя при горении ядовитые вещества, становится ясно: город застроен гигантскими ловушками для людей.

«Это так и есть, – соглашается Борис Кашевник, – но для того, чтобы это дошло до тех, кто принимает решения, надо, чтобы произошла трагедия. Как-то нас пригласили провести учения на Витебском проспекте, 73. Дом новый, готов под сдачу, уже заселяется. Приезжаем туда, встречаемся с представителем застройщика, который демонстрирует, что у него всё согласно предписаниям: вытяжная вентиляция, незадымляемые лестницы. Спрашиваем: а что есть для спасения жильцов верхних этажей? Отвечает, что по этому поводу не было никаких предписаний.

У нас имел место исключительный случай в жилом комплексе на Богатырском проспекте, 59 — проектанты озаботились спасением людей и с нашей помощью оборудовали 90 квартир дома, с 10 по 17 этаж, точками крепления. А потом дом заселили, в ТСЖ несколько раз менялись председатели и в итоге тщательно продуманные пути эвакуации оказались перекрыты кондиционерами, а застроенные балконы практически исключили возможность пользоваться точками крепления индивидуальных средств спасения. Вопрос полностью бесхозный».

Поразительнее же всего совершенная беспечность тех, кто в случае пожара станет его потенциальными жертвами — самих жильцов. Их очень волнует, например, как уберечься от воров, и совершенно не интересует, что с ними будет в случае пожара. Посмеиваться над пожарными нормами и правилами стало модно ещё с советских времён, хотя каждый их пункт оплачен жизнями людей.

Игорь Малафеев рассказал, что железные двери, которые ставят для защиты квартир, представляют собой серьёзное препятствие для пожарных. Запрет отделять перегородками и захламлять общие коридоры перед квартирами, с которым никто не считается, – тоже не прихоть домоуправления. Это – ещё одно препятствие, а в случае, если тамбур заставлен мебелью и вещами, – ловушка для охваченных паникой людей. Кроме того, собираемая рухлядь может ещё и загореться – и тогда жильцам будет отрезан путь к спасению.

Кто в этом городе вообще думает о безопасности? В ходе учений на Витебском проспекте в доме не нашлось людей, которые бы заинтересовались: а что тут делают пожарные? Сигнала тревоги никто не заметил, а один из жильцов, вышедший во двор вынести мусор, пояснил, что ничего не слышал за двумя железными дверьми. Спросили: не хочет ли он принять участие в учениях? Нет, такого желания он не изъявил. «Что вы будете делать, если начнётся пожар?» – спросили его и получили классический ответ: «Будем ждать пожарных».

Воистину, спасение утопающих — дело рук кого угодно, кроме самих утопающих…

Елена Прудникова

Публикуется в сокращении. Полный вариант текста напечатан в газете «Наша Версия на Неве» № 130, 14 — 20 июня 2010 г.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*