admin / 21.04.2020

Помпа водяного насоса

Содержание

Помпа, она же водяная помпа двигателя автомобиля — это насос создающий принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС. Предназначается водяной насос для организации круговорота антифриза или другого состава в системе охлаждения. Неисправность помпы ведет к серьезному нарушению внутреннего теплового режима двигателя, из-за чего он довольно быстро «закипает».

фотогалерея:

Доводить до этого нельзя, поэтому чтобы удостовериться, что помпа двигателя работает, нужно периодически слушать и осматривать мотор, чтобы вовремя выполнить ремонт или замену вышедшего из строя узла.

Конструкция водяной помпы

Устройство помпы в большинстве автомобилей очень похожее, особенно это касается отечественных машин. И искать, где находится помпа, долго тоже не придется, так как она приводится в действие ремнем ГРМ и располагается возле радиатора.

Конструктивно помпа выглядит следующим образом: в крышке крепится вал. На него насажена крыльчатка, движение которой инициирует перемещение жидкости в системе. С другой стороны вала монтируется приводной шкив, и в некоторых моделях автомобилей еще вентилятором. Через ремень ГРМ и приводной шкив на вал передается энергия вращения двигателя, вал приводит в действие крыльчатку и вся система работает.

Устройство помпы.

Между корпусом и крыльчаткой монтируется сальник, с износом которого связаны многие проблемы помп. Если этот сальник плохой, антифриз или тосол постепенно просачивается в полость к подшипникам, вымывая их смазку. Из-за этого подшипники начинают работать гораздо громче и быстро изнашиваются, что ведет к заклиниванию помпы.

Причины и последствия поломки водяной помпы

Поскольку помпа автомобильная является довольно простым механизмом, ломается она не слишком часто, особенно при нормальном уходе за двигателем. Тем не менее, даже самая надежная помпа может выйти из строя. Причин поломки может быть несколько, среди них:

  • износ узлов устройства, в том числе старение сальника;
  • изначально низкое качество помпы;
  • непрофессионально выполненный ремонт.

Если система остается герметичной, но помпа не инициирует циркуляцию по ней жидкости, это приводит к повышению температуры двигателя, о чем будут свидетельствовать показания датчика на приборной панели. Непродолжительная езда в таком режиме приведет к закипания радиатора или заклиниванию двигателя.

При возникновении течи помпы нужно как можно быстрее предпринять действия по её устранению.

Другим признаком поломки помпы является течь антифриза в зоне ее установки. Если протечка не очень сильна, это не так страшно, поскольку циркулирующая в системе жидкость все равно будет нормально выполнять свои функции, просто ее нужно регулярно доливать. Но все же при обнаружении такой поломки лучше всего сразу ее устранить, ведь течи имеют свойство увеличиваться в интенсивно эксплуатируемых двигателях.

Распространенные поломки водяной помпы

Видов поломок, по которым водяная помпа может выйти из строя, не очень много, что обусловлено относительной простотой ее конструкции. Наиболее распространенными являются:

    Проблемы с крыльчаткой наиболее часто возникаемые, но клин подшипников тоже случается.

  1. поломка крыльчатки;
  2. ухудшение крепления крыльчатки на валу;
  3. заклинивание подшипника;
  4. ухудшение плотности соединений из-за вибраций двигателя, ведущее к просачиванию охлаждающей жидкости.

Ремонт водяной помпы

Помпа двигателя является ремонтопригодным разборным узлом. Здесь есть возможность заменить как весь механизм, так и отдельные его элементы, например подшипники. То, что помпа автомобильная не обязательно должна заменяться полностью, не может не радовать, поскольку это позволяет существенно удешевить ремонт. Правда, доступ к этому узлу для его частичной или полной разборки бывает затруднен. Так, в некоторых моделях автомобилей для этого необходимо частично откручивать подушки двигателя, работая снизу из смотровой ямы. Очень часто замена помпы производится при каждой второй замене ремня/цепи ГРМ, но при возникновении симптомов неисправности водяного насоса меняют и раньше, все зависит от качества детали и уровня выполнения работы при предыдущей смене привода ГРМ и самой детали.

Часто задаваемые вопросы

  • Где находится помпа в машине?

    Помпа крепится на корпус двигателя, потому что ее вал приводится в движение ремнем ГРМ или ремнем навесного оборудования (очень редко). При этом она находится с той стороны двигателя, который ближе к радиатору. Это позволяет уменьшить длину патрубков, потому что охлаждающая жидкость должна пройти через радиатор, отдать тепло и течь дальше в помпу уже охлажденной.

  • Куда качает помпа?

    Помпа всегда качает от себя, то есть она толкает, но не всасывает. Это обеспечивается, тем что крыльчатка вращаясь, создает центробежную силу, которая проталкивает антифриз дальше. Задача помпы обеспечить движение и давления жидкости от радиатора к двигателю, поэтому она прокачивает охлаждающую жидкость в двигатель. Конструкционно крыльчатка может вращаться как по часовой, так и против часовой стрелки.

  • Когда надо менять помпу?

    Интервалы замены помпы четко указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Самый распространенный вариант — при каждой второй замене ремня ГРМ либо когда появились симптомы выхода ее из строя (шум подшипника, течь, люфт).

Связанные термины

  • Термостат
  • Ремень ГРМ
  • Печка
  • Коленвал
  • ГРМ (газораспределительный механизм)
  • Радиатор

Водяной насос 51432.1307010 дизельного двигателя ЗМЗ-51432 CRS центробежного типа, установлен на крышке цепи, подача охлаждающей жидкости водяным насосом осуществляется в блок цилиндров двумя потоками.

Водяной насос 51432.1307010 двигателя ЗМЗ-51432 CRS.

Герметичность водяного насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением, которое запрессовывается в его корпус и на валик подшипника. При потере герметичности уплотнения просачивающаяся охлаждающая жидкость попадает в кольцевую проточку корпуса, откуда вытекает наружу через дренажное отверстие в испаритель, паровая фаза отводится через пароотводящее отверстие.

При полном засорении дренажного отверстия просочившаяся охлаждающая жидкость будет попадать в подшипник, уменьшая его ресурс. Для предотвращения преждевременного выхода из строя подшипника и водяного насоса, дренажное и пароотводящее отверстия при проведении сезонного обслуживания необходимо очищать от загрязнения. Наличие постоянной течи из дренажного и пароотводящего отверстий говорит о неисправности уплотнения, и тогда водяной насос требует замены или ремонта.

Подшипник выполнен в едином исполнении с валиком, имеет защитные уплотнения и заполнен смазкой на предприятии-изготовителе, в процессе эксплуатации смазки не требует. Непосредственно на валик подшипника напрессованы крыльчатка и ступица шкива вентилятора, имеющая поверхности для установки и крепления шкива.

Привод водяного насоса 51432.1307010 двигателя ЗМЗ-51432 CRS.

Водяной насос приводится от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем 51432.1308020 6РК1600 совместно с генератором и топливным насосом высокого давления. Передаточное отношение привода – 1.11. Натяжение ремня производится автоматически.

Ролик опорный 3413-1006135 привода водяного насоса ЗМЗ-51432 CRS.

Служит для увеличения угла обхвата ремнем шкивов водяного насоса, генератора и обеспечения заданного безопасного расположения ветвей ремня в приводе агрегатов и рабочего усилия натяжения ремня. Ролик на двигатель установлен с помощью шпильки ввернутой в крышку цепи.

Механизм автоматического натяжения ремня 40624.1012010 фирмы Litens.

Обеспечивает оптимальную величину натяжение ремня для длительной и надежной работы навесных агрегатов и деталей их привода. При установке механизма автоматического натяжения ремня на двигатель необходимо извлечь монтажный штифт.

В процессе эксплуатации рабочие поверхности ремня привода агрегатов изнашиваются, ремень удлиняется и усилие натяжения в ветвях ремня снижается, при этом возможно проскальзывание ремня в ручьях шкивов, появление во время работы двигателя характерного свиста. В этом случае ремень необходимо заменить на новый. Кроме ремней 51432.1308020 производства ОАО БРТ могут быть использованы ремни 6РК1600 Gates серии Micro-V XF, ремни 6РК1600 DAYCO и 6РК1600 OPTIBELT.

Привод вентилятора системы охлаждения ЗМЗ-51432 CRS.

Осуществляется поликлиновыми ремнями 6РК Gates серии Micro-V XF или Micro-V HORIZON от шкива коленчатого вала, совместно с насосом ГУР и компрессором кондиционера. Длины ремней выбираются в зависимости от наличия в приводе вентилятора дополнительных автомобильных агрегатов и их конструктивных особенностей, насосов ГУР и компрессора кондиционера. Ремни 6РК1693 и 6РК1395 для УАЗ Патриот и 6РК1305 для УАЗ Хантер. Передаточное отношение привода – 1.0.

Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей на платформе УАЗ-3163 Патриот с компрессором кондиционера.

Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей на платформе УАЗ-3163 Патриот без компрессора кондиционера.

Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей на платформе УАЗ-315148 Хантер.

Натяжение ремня производится поворотом эксцентриков двух натяжных роликов относительно осей (крепежных болтов) специальным ключем. В качестве натяжного, используется ролик 2112-1006120 с эксцентриситетом 6 мм, что обеспечивает при повороте ролика перемещение его образующей на величину до 12 мм. Для крепления натяжного ролика применяется самоконтрящийся болт повышенной прочности — болт маховика 406.1005127. Для удобства замены ремня верхний натяжной ролик необходимо снять.

Опора вентилятора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS.

Расположена на передней крышке головки блока цилиндров и служит для крепления вязкостной муфты с вентилятором и шкива. В чугунном корпусе опоры вентилятора располагается два подшипника, на валике которого напрессована ступица, имеющая посадочные поверхности для установки шкива и вязкостной муфты с вентилятором. Резьба на ступице для установки вязкостной муфты вентилятора – левая.

Подшипники от перемещений на вале удерживаются с помощью стопорных колец, в корпусе с помощью стопорного кольца. Подшипники выполнены в защищенном не обслуживаемом исполнении, заполняются смазкой на заводе — изготовителе, в процессе эксплуатации смазки не требуют.

Долго думал какую помпу выбрать, ТЗА или же Luzar Turbo 2,

Zoom

4

решил попробовать турбо помпу. Искал где купить, смотрел по каталожному номеру в экзисте, автодоке и емексе, цена переваливает за 1000 рублей, зашел на сайт лузар и посмотрел есть ли в Омске представители этой продукции. Оказалось, что есть и поехал к ним за помпой, мало того, что помпа дешевле так еще и гарантия 2 года, порадовало. Установил её с другом этим же вечером.
Изменения, на установленной помпе с прямой крыльчаткой не было давления в системе ОЖ.

Zoom

1

Zoom

2

Zoom

3
Но как убедил меня продавец, у нее исключительно замечательный сальник! На этом плюсы кончились… С этой помпой как уже говорил не было давления в системе ОЖ и мотор очень долго грелся, от чего вырос расход, был 12,1 стал 12,3 по городу имеется в виду. После установки турбо2 и выгнали воздух давление в системе ОЖ сразу видно, в расширительный бачек обратка бежит струёй, а на старой помпе этой струйки не было. Со старой помпой если газку подбавить и пережать патрубок, от его не разжимало, с лузаром же удержать невозможно. как и было на заводской помпе. С лузаром прогреваться мотор стал еще дольше, но это вина не помпы, а термостата как я считаю, но об этом чуть позже. В принципе качеством и работой помпы Luzar Turbo 2 я доволен! Если Ваш выбор пал на эту помпу старайтесь взять её у представителей в своем регионе.

В прошлой записи я спрашивал, какой выбрать термостат и помпу, на данный момент термостат еще стоит все тот же. якобы «заводской» выглядит как этот. только этот стоял с завода

Zoom

5

Zoom

6 Zoom7
если присмотреться видно надпись ОТК, но том, что стоит сейчас такие же надписи, НО он не работает так как положено. На ХХ он прогревается только до 70 градусов, при движении до 86 и это при погоде -9. А не давно я крутанул мотор в отсечку и температура упала с 86 до 72 градусов, весело не правда ли? Если с заводским который заклинил на малом кругу мотор на ХХ прогревался до 91 градуса даже в -30 и при движении никогда не падала температура. С заводским даже при такой температуре -9 включался бы вентилятор охлаждения. в прошлой записи я писал, что разбирал якобы «заводской» термостат и качество его опечалило, но это не все, в этот момент пока помпа еще не поставлена и антифриз не залит, разбираю снова термостат и вытаскиваю термоэлемент. Думаю многие из Вас вытаскивали термоэлемент из крышки термостата и Вы знаете с каким усилием надо давить, что бы повернуть термоэлемент. На пекар, хофер термостатах усилие прилагал приличное. один из них даже краями впивался в пальцы. «Заводской» же я вытащил без особых усилий и сжимал его пальцами как на фото ниже Zoom8 без каких либо усилий, пальцами прожимается пружина. Думаю это и есть причина недогрева и низкой температуры… У знакомого на работе в ВАЗ 2109 мотор восьмиклапанник тоже такой термостат и помпа лузар турбо 2, такая же беда, один в один. Думаю это из-за того, что помпа давит больше заводской и прожимает пружину териоэлимента и ОЖ сочится по большому кругу. Другого логического объяснения я не вижу. Кто, что думает по этому поводу? И вопрос о выборе термостата остается открытым, какой брать? Недавно знакомый предложил взять заводской у официалов, то есть в Омск-Ладе…

Спасибо за внимание!

Автомобильная помпа или водяной насос — это элемент системы охлаждения, который отвечает за циркуляцию антифриза в системе охлаждения. Главным элементом помпы является вал с крыльчаткой и шкивом. Это хорошо видно на рисунке. Крыльчатка работает в штатном месте внутри системы охлаждения. С помощью элементов крепления и прокладки обеспечивается герметизация рабочей полости крыльчатки.

На другом конце вала установлен шкив. Шкив вращается под действием приводного ремня. Вращение шкива передаётся на крыльчатку и антифриз начинает циркулировать в системе охлаждения.

Срок службы водяного насоса и признаки неисправности

Водяной насос, как и любой другой элемент, подвержен естественному износу. Несмотря на то, что на помпу оказывают влияние различные внешние факторы, срок её службы достаточно продолжителен — как правило он составляет около 70-90 тыс.км. пробега.

Необходимо регулярно проверять состояние и работоспособность помпы. При первых же признаках неисправности следует посетить автосервис, так как неисправность в системе охлаждения двигателя может привести к очень сопутствующим поломкам. Вот несколько признаков, которые говорят о неисправности водяного насоса:

  • Люфт приводящего шкива. Довольно частое явление. Появляется после выхода из строя подшипников в помпе. Чтобы определить люфт достаточно приложить небольшие усилия и покачать его из стороны в сторону. Кроме того, при разрушении подшипников при работе двигателя слышен низкочастотный гул;
  • Запах охлаждающей жидкости и пятна жидкости под автомобилем. Случаются при нарушении герметичности и попадании антифриза на горячий двигатель;
  • Неудовлетворительная работа системы охлаждения. Двигатель долго прогревается при запуске. При движении автомобиля показатели температуры охлаждающей жидкости находятся выше нормы.

Если вы заподозрили неисправность водяного насоса, то лучше заняться этим вопросом немедленно. Для начала необходим осмотр в квалифицированном автосервисе, в том, которому вы доверяете. Если в результате будет подтверждён выход помпы из строя, то покупка не окажется чересчур дорогостоящей — в продаже всегда можно найти качественные детали от известных брендов и по оптимальной цене. Начать поиск детали лучше с оригинального каталога с использованием VIN-кода — так можно избежать ошибок подбора.

  • Подобрать насос по VIN

Водяной насос системы охлаждения на классических моделях ВАЗ 2101–07 не отличается надёжностью. В среднем пробег детали составляет 40 тыс. км, после чего она выходит из строя и подлежит замене. Но для мастеровитого владельца «Жигулей» есть другой путь — снять и отремонтировать помпу, заменив изношенные либо поломанные элементы: сальник, подшипник или крыльчатку. Если вам близок подобный подход, то перед началом работ стоит изучить подробную инструкцию по реставрации насосного агрегата «классики».

Неисправности водяных насосов «классики»

В старых моделях «Жигулей» двигатель охлаждается при помощи специальной незамерзающей жидкости — антифриза, циркулирующего от водяной рубашки мотора к основному радиатору. Двигаться жидкость по системе принуждает вращающаяся крыльчатка помпы, встроенной в переднюю часть силового агрегата. Она приводится в действие коленчатым валом посредством ременной передачи.

Шкив насоса и генератора крутится ремнём от коленчатого вала

Чтобы понимать причины неисправностей насоса, нужно знать его устройство. Деталь состоит из следующих основных элементов, выполняющих определённые функции:

  • корпус с фланцем служит для герметичного крепления к двигателю;
  • вал необходим для крепления крыльчатки и приводного шкива;
  • роликовый подшипник обеспечивает вращение вала;
  • крыльчатка с лопастями перекачивает охлаждающую жидкость;
  • ступица — крепёжный элемент приводного шкива;
  • сальник не даёт антифризу просачиваться внутрь подшипника;
  • стопорный винт фиксирует обойму подшипника внутри корпуса.

Причиной поломки помпы обычно является роликовый подшипник и сальник

Помпа прикручивается не напрямую к блоку цилиндров, а ко второму корпусу, куда подходит патрубок от термостата.

Подавляющее большинство неисправностей водяного насоса возникает по причине износа двух элементов — сальника и подшипника. Хозяевам «классики» приходится сталкиваться с такими поломками:

  • течь антифриза через сальник и вал помпы;
  • увеличенный люфт вала вследствие износа подшипника;
  • крыльчатка, разбитая при аварийном контакте с поверхностью второго корпуса (случается при повышенном люфте вала);
  • заклинивание подшипниковых роликов и разламывание вала на 2 части;

Вал с отломленным концом можно вытащить и поменять на новый

Вследствие износа подшипника крыльчатка начинает задевать корпус и проламывает дыру, куда уходит весь тосол

Все перечисленные неполадки можно устранить путём замены соответствующих элементов при условии, что не разбит сам корпус. В этом случае помпа меняется целиком.

Руководство по ремонту помпы

Чтобы устранить неисправности водяного насоса ВАЗ 2101—07, необходимо снять его с автомобиля. Исключение — операция по замене шкива, в данном случае помпу демонтировать не придётся. Для выполнения ремонтных работ приготовьте такой комплект инструментов и материалов:

  • молоток;
  • отвёртка с плоским шлицем;
  • стандартные наборы головок и накидных ключей (размеры 9—22 мм);
  • лопатка монтажная (монтировка);
  • ёмкость на 10 л и садовый шланг длиной 1 м для слива тосола из блока цилиндров;
  • 1 л антифриза на доливку;
  • ветошь и перчатки матерчатые.

Для реставрации водяного насоса понадобится стандартный слесарный инструментарий

Для замены шкива понадобятся ключи и монтировка, тазик под антифриз и шланг не потребуется.

Отдельно под выпрессовку крыльчатки необходимо подготовить съёмник типа «болт в болте» с наружной резьбой М18 х 1,5. Также очень желательно располагать тисками, без них разборку помпы вести крайне неудобно. Если понадобится снимать пластиковую крыльчатку нового образца, то обязательно приготовьте метчик М18 х 1,5, дабы нарезать внутри неё резьбу. На старых металлических крыльчатках резьба сделана с завода.

Для нарезки качественной резьбы необходимо применять 2 метчика — номер первый и второй

Подготовительный этап — снятие детали

Перед разборкой узла необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы тосол не потёк через технологический проём после демонтажа помпы. Для этого отверните болт — пробку, находящийся на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения авто). Под отверстие подставьте тазик и шланг, дабы не разлить антифриз на землю.

Для опорожнения блока цилиндров следует выкрутить пробку и снять крышку радиатора

После откручивания пробки на блоке откройте верхнюю крышку радиатора — охлаждающая жидкость стечёт быстрее.

Когда струя тосола спадёт и станет течь по стенке блока, заверните пробку на место и переходите к разборке узла, выполняемой согласно пошаговой инструкции:

    Ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном болте крепления генератора, находящейся под его корпусом. Полностью откручивать гайку нет нужды.

Для освобождения генератора и ослабления ремня нужно открутить гайку под его корпусом

Ремень привода генератора, вращающий шкив помпы, снимается после откручивания фиксирующей гайки на кронштейне

Помпа снимается после откручивания четырёх гаек крепления

Крепёж шкива помпы удобнее ослаблять при натянутом ремне привода генератора, не позволяющем валу крутиться.

Когда ремень находится в натянутом состоянии, болты шкива открутить легче

После демонтажа очистите посадочное место водяного насоса от остатков прокладки и герметизирующего состава, а также протрите двигатель и находящиеся рядом узлы от потёков антифриза.

Как снять и поменять крыльчатку

Практика показывает, что разрушение лопастей крыльчатки происходит от соприкосновения с ответной частью корпуса, когда вал помпы сильно разболтан. Поэтому поломка лопастей при прочих работоспособных элементах насоса встречается крайне редко и бывает результатом заводского брака. Но если вы обнаружили именно такую неисправность, то процедура ограничится заменой крыльчатки без дальнейшей разборки детали.

Разрушение крыльчатки обычно сопровождается износом подшипника насоса

На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101—07 встречается 2 типа крыльчаток:

  • старого образца, изготовленные из металла и снабжённые внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
  • нового образца — элементы из пластика, не имеющие резьбы.

Все новые крыльчатки делаются без внутренней резьбы

Обе разновидности крыльчаток крепятся на вал одинаково — путём запрессовки с натягом. Демонтаж пластмассового элемента нового образца выполняется в таком порядке:

  1. Закрепите ступицу вала в тисках и нарежьте метчиками резьбу внутри крыльчатки. Перед использованием инструмент смажьте моторным или другим жидким маслом.
  2. Вкрутите в отверстие съёмник типа «болт в болте» и слегка подтяните наружный болт.
  3. Вращая головку внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессуйте крыльчатку и снимите с вала.

Внутренний болт съёмника упирается в торец вала и выдавливает крыльчатку вверх

Старые металлические (точнее, чугунные) элементы просто выдавливаются съёмником, поскольку резьба в них уже нарезана производителем.

Новая крыльчатка насаживается на вал и напрессовывается лёгкими ударами молотка через наставку, дабы не разбить лопасти. Внимательно следите за посадкой элемента: нижняя часть должна упереться в графитовое кольцо на сальнике, а затем усадить его на 2—3 мм (внутри стоит пружина). Плоская поверхность вращающейся крыльчатки плотно прижимается к кольцу — таким образом обеспечивается герметичность стыка.

После посадки нижняя кромка крыльчатки должна упираться в кольцо сальника

Видео: технология демонтажа крыльчатки

Инструкция по замене подшипника и сальника

В помпах классических моделей «Жигулей» подшипник и вал представляют собой единую запчасть и продаются в сборе. Соответственно, при поломке вала он также меняется совместно с роликовым подшипником.

Вал насоса продаётся в сборе с подшипником и бывает разной длины

При покупке нового вала для водяного насоса ВАЗ 2101—07 обязательно возьмите с собой в магазин старую деталь. Дело в том, что в продаже имеются ремонтные комплекты для различных автомобилей, отличающиеся по длине и диаметру оси, а продавец не всегда компетентен в подобных мелочах.

Чтобы заменить вал, нужно действовать так:

  1. Выпрессуйте крыльчатку съёмником, как описывалось в предыдущем разделе.
  2. Ослабьте и выкрутите стопорный винт плоской отвёрткой.
  3. Удерживая помпу за корпус одной рукой, ударяйте по торцу вала молотком на весу. Если деталь не поддаётся, закрепите насос в тисках и выбивайте её через наставку из дерева.

После демонтажа крыльчатки старый вал выбивается молотком

Ступица насаживается на вал лёгкими ударами молотка

Вставляя подшипник в обойму корпуса, проследите, чтобы отверстия под стопорный винт совпадали на обеих деталях. Не пытайтесь сильно затягивать стопор, иначе при следующей замене возникнут проблемы с разборкой и помпу придётся менять полностью.

Сальник выбивается с помощью вала, повернутого толстым концом

Если необходимо поменять протекающий сальник, то его несложно выбить с помощью старого вала. Обработайте корпус подшипника наждачной бумагой, затем переверните его другим концом и вставьте в отверстие помпы. Дальше забивайте стальную ось молотком, пока сальник не выпадет. Это происходит за счёт того, что второй конец вала под ступицу короче и больше по диаметру. Новый сальник усадите в гнездо до упора с помощью круглой наставки, например, обрезка трубы.

Сальник аккуратно забивается в корпус с помощью оправки

Установка нового шкива

Замена шкива водяного насоса не представляет никакой сложности и не требует снятия детали с двигателя, а также слива охлаждающей жидкости. Простейший способ разборки такой:

  1. В первую очередь ослабьте три болта, на которых держится шкив.
  2. Отпустите гайки крепления генератора и натяжки ремня.
  3. Подперев генератор монтажной лопаткой, подайте его в сторону двигателя и снимите ремень.
  4. От руки выверните 3 болта крепления и снимите шкив.

Для замены шкива сливать антифриз и демонтировать помпу не требуется

Установка новой запчасти и сборка узла производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок операций: сначала наживите шкив и подтяните болты ключом насколько возможно, а потом надевайте ремень. Окончательная затяжка шкива делается после натяжения ремня привода генератора.

Видео: как меняются детали помпы

Можно ли устранить течь насоса в пути

О потере части тосола в дороге свидетельствует повышение температуры охлаждающей жидкости и снижение уровня в расширительном бачке. Если вы локализовали место утечки и убедились, что виновата помпа, можно попытаться устранить неисправность. Поломки, вызывающие протекание антифриза, бывают такие:

  • потерял герметичность стык между фланцами насоса и блока цилиндров, тосол течёт из-под прокладки;
  • в корпусе помпы образовалась трещина;
  • корпус разрушен ударом крыльчатки.

В дырку корпуса с лицевой стороны можно вставить клин и обмазать холодной сваркой

Как правило, неполадки с протечкой водяного насоса являются критическими, их довольно сложно устранить в пути. Подтекающую прокладку попытайтесь ужать затягиванием 4 гаек крепления помпы, для чего придётся снять ремень привода генератора и шкив. Не переусердствуйте — резьбу на шпильках Ø8 мм сорвать нетрудно.

Мелкую трещину попробуйте заделать химическим составом — холодной сваркой. По возможности примотайте чем-нибудь заплатку к корпусу, чтобы она не отвалилась, долейте воды и добирайтесь до гаража. Законопатить большой пролом от крыльчатки не удастся, нужно искать вариант буксировки авто либо вызывать эвакуатор.

Видео: заделка трещины корпуса

С финансовой точки зрения, реставрация помпы выгоднее полной замены, экономия — порядка 50% стоимости новой детали. Учитывая, как часто на «Жигулях» происходят мелкие поломки, подобная разница в цене играет роль. Технология замены подшипника и сальника на водяном насосе ВАЗ 2101 подходит и для других автомобилей, оборудованных двигателем от «классики»: ВАЗ 2121 «Нива» и её модификации, «Нива-Шевроле».

Артикул: 2101-1307013

Код для заказа: 003013

Самые распространённые причины неисправностей водяного насоса и выхода его из строя — это манжетное уплотнение и подшипник. В большинстве случаев можно восстановить работоспособность неисправного водяного насоса и обеспечить большой ресурс работы. Речь в этом обзоре пойдет о некоторых «мелочах», которые имеют важное значение. Вдохнём «вторую жизнь» в водяной насос автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия» с двигателем МеМЗ-245, который третье десятилетие служит инвалидам (людям с ограниченными возможностями). Таврия — так в древности назывался Крым. Водяной насос 245.1307010 состоит из шести следующих деталей: корпус, подшипник в сборе с валиком, манжета, винт стопорный (установочный), крыльчатка и шкив. При установке помпы на двигатель потребуется ещё новая прокладка. Например, на переднеприводных автомобилях ВАЗ водяные насосы имеют аналогичную конструкцию, а также такое же количество деталей и их название (номера некоторых деталей по спецификациям не идентичны). Технология ремонта также аналогичная. В рассматриваемой помпе 245.1307010 производитель использовал унифицированные детали: манжета 2101-1307013; подшипник в сборе с валиком 6-330802ЕС17; винт стопорный (установочный) М6×10 с каталожным номером 13746330. Задача по восстановлению работоспособности помпы состоит из: демонтажа помпы с двигателя; полной разборки помпы; очистки деталей (включая промывку и продувку деталей); осмотра деталей и их дефектовки; изучения наличия и доступности запчастей; всесторонней оценки целесообразности ремонта помпы; приобретения необходимых новых деталей; сборки помпы с заменой вышедших из строя деталей на новые.

Не забываем о необходимости по промывке системы охлаждения двигателя. Если промывка системы охлаждения будет выполняться установленной на двигателе водяной помпой, при возможности желательно использовать старую (подлежащую демонтажу), чтобы предотвратить загрязнение примесями и повреждение от них новой манжеты (помпы). Проверяем сразу поверхность рабочей полости в двигателе, где при последующем монтаже будет установлена крыльчатка помпы, на наличие отложений. В нашем случае они к счастью отсутствуют. Многолетнее применение на автомобиле высококачественных охлаждающих жидкостей дает прекрасный результат — отличная чистота внутренних контуров системы охлаждения и отсутствие повреждений. Важно то, что применяемая органическая охлаждающая жидкость с высокими техническими характеристиками значительно увеличивает фактический срок службы водяной помпы. Используемая на протяжении последних многих лет и в настоящее время охлаждающая жидкость Motul Inugel Optimal Ultra (по стандартам и спецификациям VAG Group соответствует одновременно G12 и G12+) была приготовлена из приобретённых в AvtoALL.ru концентрата антифриза и высококачественной дистиллированной воды под торговой маркой «ОЙЛРАЙТ». Пустая от охлаждающей жидкости система охлаждения позволяет нам также проверить в ней все элементы (включая шланги, хомуты и многое другое) и при необходимости заменить. Ассортимент AvtoALL.ru в этой части запчастей содержит интересные предложения.

Дефектуем детали: После каждого снятия помпы с двигателя и её разборки в обязательном порядке манжета и прокладка подлежат замене на новые. Подшипник с валиком в сборе и стопорный (установочный) винт требуют замены. По итогам дефектовки деталей крыльчатка, корпус и шкив в удовлетворительном состоянии и могут быть использованы в дальнейшем.

Манжета: В этом нам помог AvtoALL.ru, предлагая приобрести запчасть 2101-1307013 — сальник ВАЗ-2101-08, ГАЗ-2410, КАМАЗ насоса водяного в сборе. Что и было сделано.

Манжета препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из закрытого контура системы охлаждения, а также её проникновению в подшипник. Для обеспечения необходимого прижимного усилия графитового кольца к торцу шкива в манжете используется пружина. Трущейся парой в сопряжённых деталях «динамического» уплотнения являются: в манжете 2101-1307013 — графитовое кольцо; в крыльчатке — торец крыльчатки.

Графит является хрупким материалом и при небрежном обращении может быть поврежден. Поэтому обязательно при приобретении внимательно проверьте рабочую поверхность графитового кольца на предмет качества и повреждений (сколов, трещин, раковин и т.д.). «Архаичный» с виду материал (графит) не должен никого смущать, так как даже известные производители автомобилей (после отказа от графита и предпочтения контактирующих поверхностей к примеру «кремний-кремний») вернулись снова к применению графита (в одной из сопряженных деталей) для обеспечения надёжности, долговечности и гарантированной герметичности в помпе для иностранных автомобилей. А это как мы понимаем — просто так не происходит. Загрязнённая охлаждающая жидкость и содержащиеся в ней примеси могут попасть и оседать в местах отремонтированной помпы, где должно образовываться динамическое уплотнение. В результате из-за этих примесей могут образоваться царапины на поверхности динамического уплотнения и отложения, что может привести к преждевременному выходу помпы из строя. Для удаления загрязнений из системы охлаждения очень важно её промыть. Несоблюдение требования о промывке системы охлаждения является частой ошибкой, приводящей к неисправностям.

Подшипник: Подшипники 2108-1307027 (двухрядный шариковый 330802E) и 2110-1307027 (комбинированный 1HP16092E) имеют одинаковые длину валика подшипника в сборе 92 мм и все остальные габаритные размеры. Подшипник 1HP16092E можно применить вместо подшипника 330802E. Подшипник для помпы 1HP16092E — это специальный радиальный по схеме «шарик-ролик» подшипник, где роликовый ряд с увеличенными статическими и динамическими характеристиками устанавливается «под шкивом водяного насоса». В результате был приобретен подшипник помпы Вологодского подшипникового завода с обозначением согласно товарной накладной 1НР16092K1E.P6Q6/L20, а на самом подшипнике помпы нанесено сокращенное обозначение: 1HP16092K1E.

В нём применена смазка немецкой фирмы Bechem под наименованием Berutox FE 18 EP. При воздействии неблагоприятных факторов эта смазка имеет во много раз больше срок использования, чем возможный срок использования при употреблении обычных литиевых консистентных смазок. Количество необходимой смазки обеспечено изготовителем подшипника помпы из расчёта всего его срока службы.

Прокладка: Старая прокладка может пригодиться как лекало или контрольный образец. При необходимости и желании можно приобрести в AvtoALL.ru для самостоятельного изготовления прокладок листы из Паронита маслобензостойкого марки ПМБ различных толщин и различных размеров, который благодаря своим исключительным свойствам — это великолепный уплотняющий материал.

Ремень ГРМ: При использовании неподходящего ремня даже с одинаковым шагом зубьев и их количеством могут возникнуть проблемы и преждевременный выход из строя ремня ГРМ. Поэтому, полностью не идентичные ремни ГРМ имеют разные номера изделий. Не все знают, что требуемого натяжения ремня ГРМ можно достичь только на двигателе, остывшем до комнатной температуры (выбрана из-за того, что именно такая температура регламентирована в производственных сборочных цехах автоиндустрии и в рабочих зонах сервисных центров). Точные размеры двигателей при комнатной температуре определяются их производителями и на основании этих данных они указывают идеальное натяжение нового ремня. Это относится ко всем без исключения автомобильным двигателям, в том числе оснащенным автоматическим натяжителем ремня. Итогом нарушения технологии установки ремня ГРМ будет недотяг или перетяг ремня ГРМ. Следует соблюдать натяжение приводного ремня, предписанное изготовителем автомобиля, чтобы также избежать повреждений подшипников ведомых агрегатов (в том числе помпы) и подшипников устройств натяжения ремня ГРМ.

Учитываем: Заливаем в систему охлаждения охлаждающую жидкость. Сразу не запускаем двигатель и не позволяем водяному насосу работать «всухую». В противном случае не исключено, что будет повреждено манжетное уплотнение и повышена вероятность возникновения преждевременных утечек при работе водяной помпы. Приподнимаем автомобиль и вручную с помощью вращения колеса провернём помпу не менее десяти раз. Благодаря вращению помпы охлаждающая жидкость поступает в зазоры уплотнения вала (валика) помпы. Таким образом, создается пленка, которая не только предотвращает утечку охлаждающей жидкости, но самое главное — не допускаем повреждения и ускоренный выход помпы из строя.

ВНИМАНИЕ! Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке.

Если в правой колонке есть ссылка «Стоимость» — эти запчасти есть в активной продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки «Стоимость» — такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*