admin / 02.09.2019

Перестали работать дворники ВАЗ 2106

Содержание

Назначение, неисправности и ремонт дворников ВАЗ 2106

Каждый владелец «Жигулей» обязан следить за техническим состоянием и выполнять своевременное обслуживание своего автомобиля. Из внимания не следует упускать также систему омывания и очистки лобового стекла. Любые неисправности с этим механизмом должны устраняться в максимально короткие сроки, поскольку плохая обзорность напрямую влияет на безопасность находящихся в транспортном средстве, а также других участников дорожного движения.

Дворники ВАЗ 2106

За безопасность ВАЗовской «шестёрки» отвечают разные узлы. Однако не менее важным устройством, обеспечивающим комфортное и безопасное передвижение, является очиститель и омыватель ветрового стекла. Именно на этой части автомобильного электрооборудования, его неисправностях и их устранении, стоит остановиться подробнее.

Назначение

Эксплуатация транспортного средства происходит при разных климатических и дорожных условиях, что приводит к ухудшению видимости для водителя дорожной обстановки. К одним из основных факторов, снижающих обзорность и видимость, относятся загрязнение или увлажнение лобового и других стёкол. С точки зрения безопасности, именно загрязнение ветрового стекла несёт наибольшую опасность. Чтобы лобовое стекло всегда оставалось чистым, в конструкции ВАЗ 2106 предусмотрены стеклоочистители, которые стирают с поверхности стекла грязь и атмосферные осадки.

Принцип работы

Принцип функционирования механизма состоит из следующих шагов:

  1. Водитель посредством рычага подрулевого переключателя выбирает нужный режим работы стеклоочистителей.
  2. Моторедуктор воздействует на механизм.
  3. Дворники начинают двигаться влево-вправо, очищая поверхность стекла.
  4. Для подачи на поверхность жидкости, водитель тянет рычаг подрулевого переключателя на себя, включая другой электромотор, установленный в бачке омывателя.
  5. Когда работа механизма не требуется, рычаг переключателя устанавливается в исходное положение. Схема включения дворников и омывателя ВАЗ 2106: 1 — электродвигатель омывателя; 2 — переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; 3 — реле очистителя ветрового стекла; 4 — моторедуктор очистителя; 5 — блок предохранителей; 6 — выключатель зажигания; 7 — генератор; 8 — аккумуляторная батарея

Узнайте больше об электрической системе ВАЗ-2106: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/elektrooborudovanie/elektroshema-vaz-2106.html

Составляющие

Основными конструктивными элементами системы стеклоочистки являются:

  • электродвигатель с редуктором;
  • приводные рычаги;
  • реле;
  • подрулевой переключатель;
  • щётки.

Трапеция

Трапеция стеклоочистителя представляет собой систему рычагов, состоящую из тяг и электромотора. Соединение тяг осуществляется посредством шарниров и пальцев. Практически на всех автомобилях трапеции имеют схожую конструкцию. Отличия сводятся к разной форме и размерам крепления элементов, а также способу монтажа механизма. Работает трапеция довольно просто: от электромотора передаётся вращение на систему тяг и далее к дворникам, движущимся синхронно для лучшей очистки стекла.

Конструкция трапеции: 1 — кривошип; 2 — короткая тяга; 3 — шарнир тяг; 4 — валики механизма стеклоочистителя; 5 — длинная тяга

Моторчик

Электромотор дворников необходим для воздействия на трапецию. Соединяется он с системой рычагов при помощи вала. Управление режимами работы осуществляется посредством подрулевого переключателя, а питание на него подаётся через стандартный разъём ВАЗовской проводки. Моторчик выполнен в виде единого устройства с редуктором для уменьшения количества оборотов. Оба механизма располагаются в корпусе, защищённом от попадания пыли и влаги к электрической части. Конструкция электродвигателя состоит из статора с постоянными магнитами, а также ротора, имеющего удлинённый вал с винтовым концом.

Посредством моторедуктора в движение приводится трапеция стеклоочистителей

Реле дворников

На ВАЗовской «классике» предусмотрено два режима работы стеклоочистителей — постоянный и прерывистый. При активации первого режима, механизм работает постоянно. Такое положение задействуется в сильный дождь или при необходимости быстро смыть загрязнения с поверхности стекла. При выборе прерывистого режима устройство включается с периодичностью 4–6 секунд, для чего используется реле РС 514.

Реле дворников обеспечивает прерывистый режим работы механизма

Прерывистый режим актуален во время мелкого дождя, тумана, т. е. когда нет необходимости в постоянной работе узла. Подключение реле в автомобильную проводку обеспечивается через стандартный разъём с четырьмя контактами. Располагается устройство в салоне возле ног водителя с левой стороны под обшивкой.

Подрулевой переключатель

Основной функций переключателя является коммутация напряжения с подачей его на моторедуктор стеклоочистителей, омыватель, оптику, поворотники и сигнал в нужный момент времени. Состоит деталь из трёх рычагов управления, каждому из которых присуща своя функция. Подключается устройство в проводку посредством колодок.

Подрулевым переключателем осуществляется коммутация напряжения путём его подачи на омыватель, стеклоочиститель, освещение и поворотники

Щётки

Щётки представляют собой резиновый элемент, удерживаемый специальным гибким креплением с корпусом. Именно эта часть насаживается на поводок стеклоочистителей и обеспечивает очистку стекла. Длина штатных щёток составляет 33,5 см. Установка более длинных элементов будет охватывать большую поверхность стекла при очистке, но на моторедуктор будет высокая нагрузка, что замедлит его работу и может послужить причиной перегрева и выхода из строя.

На ВАЗ 2106 с завода ставились щётки длиной 33,5 см

Неисправности дворников и их устранение

Стеклоочиститель ВАЗ 2106 выходит из строя нечасто и в обслуживании особого внимания не требует. Однако неполадки с ним всё же возникают, что требует проведения ремонтных работ.

Неисправности электромотора

Практически любые неполадки, возникающие с моторчиком очистителя ветрового стекла, приводят к нарушению функционирования механизма в целом. Основными проблемами электродвигателя являются:

  • моторедуктор не работает. Причины такого явления могут быть разными, но в первую очередь нужно проверить целостность предохранителя F2. Кроме этого, возможно подгорание коллектора, замыкание или обрыв в его обмотке, повреждение части проводки, отвечающей за подачу питания на электродвигатель. Поэтому потребуется проверка цепи начиная с источника питания и заканчивая потребителем;
  • отсутствует прерывистый режим. Проблема может быть в реле-прерывателе или подрулевом переключателе;
  • моторчик не останавливается в прерывистом режиме. Неисправность возможна как в самом реле, так и в концевом выключателе. В этом случае оба элемента нуждаются в проверке;
  • электромотор работает, но щётки не движутся. Возможно два варианта возникновения неисправности — ослабло крепление кривошипного механизма на валу моторчика либо износились зубья шестерни редуктора. Поэтому потребуется проверить крепление, а также состояние электромотора.

Видео: поиск неисправностей моторедуктора стеклоочистителей ВАЗ «классика»

Какой можно установить

Иногда владельцев ВАЗовских «шестёрок» не устраивает работа штатного механизма стеклоочистки по тем или иным причинам, например, из-за низкой скорости. Как результат, авто оснащают более мощным устройством. На классические «Жигули» можно поставить устройство от ВАЗ 2110. В результате получаем следующие преимущества:

  • монтаж на штатное место;
  • 3 скорости работы (требуется установка подрулевого переключателя от «Шевроле Нивы»);
  • доводчики дворников;
  • высокая мощность и надёжность;
  • при омывании стекла дворники делают два взмаха.

Моторчик ВАЗ 2110 отличается большими размерами и мощностью, но на штатное место он становится без переделок

Несмотря на все перечисленные положительные моменты, некоторые владельцы «классики», установившие на свои авто более современный моторчик, пришли к неутешительному выводу, что большая мощность привела к выходу из строя трапеции. Поэтому прежде чем устанавливать мощный механизм, предварительно стоит выполнить ревизию старого устройства. Если работа конструкции после обслуживания не устроит, тогда монтаж электродвигателя от «десятки» будет оправдан.

Как снять

При возникновении неисправностей с моторедуктором стеклоочистителя, механизм рекомендуется заменить либо отремонтировать. Для снятия узла потребуется такой перечень инструментов:

  • рожковый или накидной ключ на 22;
  • головка торцевая на 10;
  • небольшой удлинитель;
  • вороток или трещоточная рукоятка.

Процедура проводится в следующем порядке:

  1. Отворачиваем крепление поводков стеклоочистителей. Откручиваем крепление рычагов дворников ключом или головкой на 10
  2. Демонтируем поводки. Если это даётся с затруднением, поддеваем их мощной отвёрткой и сдёргиваем с оси. Отгибаем рычаги и снимаем их с осей трапеции
  3. Ключом на 22 откручиваем крепление механизма рычагов к кузову. Трапеция удерживается гайками на 22, отворачиваем их
  4. Снимаем пластиковые проставки и шайбы. Соединение между кузовом уплотняется соответствующими элементами, которые также снимаем
  5. Отсоединяем разъём, посредством которого на моторедуктор подаётся питание. Колодка расположена под капотом с водительской стороны. Отсоединяем колодку питания на моторчик
  6. Поднимаем уплотнитель капота с водительской стороны. Для доступа к проводу приподнимаем уплотнитель капота
  7. Достаём провод с разъёмом из прорези в кузове. Жгут с проводами вынимаем из прорези в перегородке моторного отсека
  8. Приподнимаем защитный чехол и откручиваем крепление кронштейна к кузову. Трещоткой откручиваем крепление кронштейна к кузову
  9. Надавливаем на оси трапеции, извлекаем их из отверстий и снимаем электромотор вместе с системой рычагов. Отвернув все элементы крепежа, демонтируем электромотор с машины
  10. Демонтируем стопорный элемент с шайбой и снимаем с оси кривошипа рычаг. Поддеваем отвёрткой и снимаем фиксатор с шайбой, отсоединяя тягу
  11. Ключом отворачиваем крепление кривошипа и снимаем деталь. Отвернув крепление кривошипа, снимаем его с вала двигателя
  12. Отворачиваем 3 болта и демонтируем моторчик с кронштейна трапеции. Моторчик удерживается на кронштейне тремя болтами, откручиваем их
  13. По окончании ремонтных работ с электродвигателем, сборку производим в обратном порядке, не забывая нанести смазку Литол-24 на трущиеся элементы механизма.

Разборка

Если электродвигатель планируется ремонтировать, потребуется его разборка.

Конструкция электродвигателя стеклоочистителей: 1 — крышка; 2 — панель; 3 — шестерня редуктора; 4 — стальная шайба; 5 — текстолитовая шайба; 6 — пластина крепления крышки; 7 — корпус; 8 — якорь; 9 — кривошип; 10 — стопорное кольцо; 11 — защитный колпачок; 12 — пружинная шайба; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — регулировочная шайба; 15 — подпятник; 16 — крышка моторчика

Делается это следующим образом:

  1. Откручиваем крепление крышки редуктора и снимаем её. Откручиваем крепление пластиковой крышки моторчика
  2. Отворачиваем крепёж, посредством которого удерживается жгут с проводами. Отворачиваем винт, удерживающий скобу крепления проводов
  3. Снимаем уплотнитель. Демонтируем панель вместе с уплотнителем
  4. Подковыриваем отвёрткой стопор. Поддеваем стопор отвёрткой и снимаем его вместе с колпачком и шайбами
  5. Снимаем стопорный элемент, колпачок и шайбы. Снимаем с оси стопор, колпачок и шайбы
  6. Нажимаем на ось и выдавливаем шестерню редуктора из корпуса. Надавливая на ось, вынимаем шестерню из редуктора
  7. Убираем с оси шайбы. На оси шестерни расположены шайбы, демонтируем их
  8. Откручиваем крепёж редуктора к моторчику. Откручиваем винты крепления редуктора
  9. Достаём закладные пластины. Вынимаем закладные пластины из корпуса
  10. Демонтируем корпус электромотора, придерживая статор. Разъединяем корпус электродвигателя и якорь
  11. Вынимаем из редуктора якорь вместе с шайбой. Извлекаем якорь из редуктора

Ремонт и сборка

После разборки моторчика сразу же приступаем к дефектовке механизма:

  1. Из щёткодержателей вынимаем угольки. Если они имеют большой износ или следы повреждений, меняем их на новые. В щёткодержателях новые элементы должны двигаться легко и без заеданий. Упругие элементы должны быть без повреждений. Щётки в щёткодержателях должны двигаться свободно
  2. Контакты ротора зачищаем мелкой наждачкой, после чего протираем чистой тряпочкой. В случае обнаружения больших следов износа или подгорания на якоре либо на статоре, двигатель лучше заменить. Очищаем контакты на якоре от загрязнений наждачной бумагой
  3. Весь механизм продуваем сжатым воздухом посредством компрессора.
  4. После диагностики моторедуктора, отвёрткой отгибаем щёткодержатели с торцов. Торцы щёткодержателей отгибаем для установки щёток и пружин
  5. Полностью утапливаем щётки.
  6. Помещаем в крышку ротор. В крышку редуктора помещаем якорь
  7. Вставляем пружины и загибаем щёткодержатели.
    Помещаем в щёткодержатели пружины и загибаем торцы
  8. На шестерню и другие трущиеся элементы наносим Литол-24, после чего собираем оставшиеся детали в обратной последовательности.
  9. Чтобы дворники после сборки работали правильно, перед креплением моторчика к кронштейну трапеции кратковременно подаём питание на электродвигатель, подсоединив разъём. Для правильной работы дворников после сборки, на моторчик перед монтажом подаём питание
  10. Когда устройство остановится, отсоединяем разъём, устанавливаем кривошип параллельно короткой тяге трапеции. Кривошип устанавливаем на моторчик только после его остановки

Видео: как отрегулировать дворники

Неисправности трапеции

Механическая часть оказывает не меньшее влияние на работоспособность механизма стеклоочистки, чем электрическая. При большом износе системы тяг либо отсутствии смазки на шарнирах, щётки могут медленно перемещаться, что создаёт повышенную нагрузку на двигатель и сокращает срок службы самой трапеции. О неполадках тяг также свидетельствуют скрипы и скрежет, которые появляются из-за коррозии на трущихся частях. Несвоевременное обслуживание и устранение возникших неполадок может привести к поломке моторедуктора.

Ремонт трапеции

Чтобы произвести ремонт трапеции, механизм требуется снять с автомобиля. Делается это таким же образом, как и при демонтаже электродвигателя. Если предполагается только смазать всю конструкцию, то достаточно набрать в шприц трансмиссионного масла и нанести его на трущиеся элементы. Однако лучше механизм разобрать для диагностики. Когда система тяг будет отсоединена от моторчика, разбираем её в следующей последовательности:

  1. С осей при помощи отвёртки снимаем стопорные элементы. С осей снимаем стопоры, поддевая их отвёрткой
  2. Убираем регулировочные шайбы. Снимаем с валов регулировочные шайбы
  3. Извлекаем оси из кронштейна, снимаем регулировочные шайбы, которые устанавливаются также и снизу. После демонтажа осей, убираем нижние регулировочные шайбы
  4. Достаём уплотнительные кольца. Ось уплотняется резиновым кольцом, вынимаем его
  5. Внимательно осматриваем весь механизм. Если обнаружено повреждение шлицев, резьбовой части, оси или в отверстиях кронштейнов имеется большая выработка, трапецию меняем на новую. После разборки проверяем состояние резьбы, шлицев, а при большой выработке меняем трапецию в сборе
  6. Если детали трапеции имеют неплохое состояние и могут ещё походить, то очищаем оси и шарниры от загрязнений, обрабатываем их мелкой наждачкой, а при сборке наносим Литол-24 или другую смазку. Перед сборкой смазываем оси смазкой Литол-24
  7. Собираем весь механизм в обратном порядке.

Видео: как заменить трапецию на классических «Жигулях»

Не работает реле дворников

Основная неисправность реле-прерывателя — отсутствие прерывистого режима. В большинстве случаев деталь подлежит замене, для чего её необходимо демонтировать с автомобиля.

Узнайте больше об устройстве панели приборов ВАЗ-2106: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/elektrooborudovanie/panel-priborov/panel-priborov-vaz-2106.html

Замена реле

Для снятия коммутационного элемента будет достаточно двух отвёрток — крестовой и плоской. Процесс состоит из таких шагов:

  1. Стягиваем уплотнитель дверного проёма с водительской стороны. С дверного проёма снимаем уплотнитель
  2. Поддеваем плоской отвёрткой и снимаем левую облицовку. Поддеваем плоской отвёрткой и снимаем облицовку
  3. Крестовой отвёрткой откручиваем крепление реле, состоящее из двух саморезов. Отворачиваем два самореза, которыми крепится реле дворников
  4. Снимаем разъём, идущий от реле к автомобильной проводке. Для этого опускаемся под приборную панель и находим соответствующую колодку. Снимаем разъём, идущий от реле (щиток приборов для наглядности снят)
  5. Ставим на место снятого реле новое, после чего монтируем все элементы на свои места.

Для крепления боковины потребуются две новые клипсы.

Неисправность подрулевого переключателя

Проблемы с подрулевым переключателем на «шестёрке» возникают довольно редко. Основными неисправностями, из-за которых переключатель приходится снимать, является подгорание контактов либо механический износ. Процедура замены не является сложной, но требует снятия рулевого колеса. Инструменты потребуются следующие:

  • вороток;
  • головка на 24;
  • ключ на 8;
  • крестовая отвёртка.

Как заменить

Перед началом ремонтных работ снимаем минусовую клемму с АКБ, после чего выполняем такие действия:

  1. На руле снимаем заглушку, поддев её отвёрткой. Отвёрткой поддеваем заглушку на рулевом колесе
  2. Воротком с головкой на 24 отворачиваем крепление рулевого колеса. Руль удерживается на валу при помощи гайки, отворачиваем её
  3. Демонтируем руль, аккуратно сбивая его руками на себя. Сбиваем руль с вала руками
  4. Крестовой отвёрткой отворачиваем винты крепления декоративного кожуха рулевой колонки, после чего снимаем обе части. Крестовой отвёрткой откручиваем крепление рулевого кожуха
  5. Демонтируем щиток приборов. Отвёрткой нажимаем на фиксаторы и снимаем щиток приборов
  6. Под панелью приборов отключаем три колодки на 2, 6 и 8 контактов. Под панелью приборов отключаем 3 разъёма
  7. Вынимаем разъёмы через низ приборной панели. Вынимаем разъёмы переключателей через низ щитка приборов
  8. Ослабляем хомут подрулевых переключателей и демонтируем их с рулевой колонки, потянув на себя. Демонтируем переключатель с вала, ослабив хомут
  9. Новый переключатель ставим в обратной последовательности. При укладке жгутов с проводами в нижний кожух проверяем, чтобы они не касались рулевого вала.
  10. Во время монтажа рулевых кожухов не забываем надеть уплотнитель на замок зажигания. При монтаже подрулевых переключателей устанавливаем уплотнитель на замок зажигания

Видео: проверка подрулевого переключателя

Сгорел предохранитель

Каждая цепь электропроводки ВАЗ 2106 защищена предохранителем, посредством которого предотвращается перегрев и самовозгорание проводов. Одной из частых причин, по которой не работают дворники на рассматриваемом авто, является перегорание предохранителя F2, установленного в блоке предохранителей. Последний располагается с водительской стороны возле ручки открывания капота. На «шестёрке» этот предохранитель защищает цепи омывателя и стеклоочистителей ветрового стекла, а также моторчика печки. Плавкая вставка рассчитана на ток 8 А.

Предохранитель F2 в блоке предохранителей отвечает за цепи омывателя и стеклоочистителя ветрового стекла, а также моторчика печки

Как проверить и заменить предохранитель

Чтобы проверить работоспособность предохранителя потребуется выполнить следующие действия:

  1. Плоской отвёрткой поддеваем и снимаем крышку верхнего (основного) блока предохранителей.
  2. Визуально оцениваем исправность плавкой вставки. Для замены неисправного элемента отжимаем верхний и нижний держатель, вынимаем неисправную деталь. Чтобы заменить сгоревший предохранитель необходимо нажать на верхний и нижний держатель и вынуть элемент
  3. На место вышедшего из строя предохранителя устанавливаем новый. Во время замены ни в коем случае не следует устанавливать деталь большего номинала и тем более монету, саморез и другие предметы. При использовании вместо предохранителей посторонних предметов, высока вероятность самовозгорания проводки
  4. Устанавливаем крышку на место. После замены плавкой вставки, крышку устанавливаем на место

Иногда бывает, что напряжение через предохранитель не проходит, но деталь находится в исправном состоянии. В этом случае следует вынуть плавкую вставку из посадочного места, проверить и зачистить контакты в блоке предохранителей. Дело в том, что довольно часто контакты попросту окисляются, а это приводит к отсутствию работоспособности той или иной электрической цепи.

Почему горит предохранитель

Причин перегорания элемента может быть немало:

  • короткое замыкание в цепи во время ремонтных работ;
  • выход из строя электродвигателя дворников;
  • неполадки трапеции.

Перегоревшая деталь указывает на то, что в цепи увеличилась нагрузка по той или иной причине. Ток может резко возрасти, даже когда дворники попросту примёрзли к лобовому стеклу, а в этот момент на моторчик было подано напряжение. Чтобы отыскать неисправность, потребуется проверить цепь питания начиная от АКБ и заканчивая потребителем, т. е. моторедуктором. Если ваша «шестёрка» имеет большой пробег, то причина может быть в замыкании проводки на массу, например, при повреждении изоляции. В этом случае замена предохранителя ничего не даст — он будет перегорать и дальше. Также внимание придётся уделить механической части — трапеции: возможно тяги заржавели настолько, что электродвигатель не в состоянии провернуть конструкцию.

Не функционирует омыватель ветрового стекла

Поскольку за чистоту лобового стекла отвечает не только очиститель, но и омыватель, стоит рассмотреть неисправности и этого устройства. Конструкция механизма состоит из таких элементов:

  • насос омывателя;
  • бачок для жидкости;
  • форсунки (жиклёры);
  • вспомогательные детали (проводка, трубки).

Бачок омывателя располагается в подкапотном пространстве и удерживается на специальном кронштейне. В него заливается вода или специальная жидкость для очистки стекла. В бачке также установлен насос, посредством которого жидкость подаётся по трубкам к форсункам, распыляющим её по поверхности стекла.

Бачок омывателя располагается под капотом, а внутри ёмкости установлен насос

Несмотря на простую конструкцию, омыватель также иногда выходит из строя и причин этому может быть несколько:

  • поломка насоса;
  • перегорание предохранителя;
  • перегибание трубок;
  • поломка подрулевого переключателя;
  • плохой контакт по цепи питания.

Проверка насоса

Насос омывателя на «Жигулях» часто не работает по причине плохого контакта на самом электродвигателе либо износа пластиковых элементов устройства. Проверить исправность электромотора довольно просто. Для этого открываем капот и тянем рычажок омывателя на подрулевом переключателе. Если механизм никаких звуков не издаёт, то причину следует искать по цепи питания или в самом насосе. Если же моторчик жужжит, а жидкость не подаётся, то, вероятнее всего, со штуцера внутри бачка спала трубка либо перегнулись трубки, подающие жидкость к форсункам.

Убедиться в работоспособности насоса или отсутствии таковой также поможет мультиметр. Щупами прибора касаемся контактов омывателя во время включения последнего. Наличие напряжения и отсутствие «признаков жизни» моторчика укажет на его неисправность. Иногда бывает и такое, что устройство работает и качает, но из-за засора распылителей, на стекло жидкость не подаётся. В этом случае требуется прочистка форсунок иголкой. Если прочистка не дала результата, деталь меняют на новую.

Распылители омывателя меняют по причине засора, который не удаётся удалить

Если же из строя вышел предохранитель или проблема кроется в подрулевом переключателе, то замена этих деталей проводится таким же образом, как было описано выше.

Читайте также об устройстве бензонасоса ВАЗ-2106: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/priznaki-neispravnosti-benzonasosa-vaz-2106.html

Видео: неисправности омывателя лобового стекла

Со стеклоочистителями лобового стекла ВАЗ 2106 могут возникать различные неисправности. Однако многих проблем удастся избежать, если механизм периодически обслуживать. Даже если вы столкнулись с ситуацией, когда дворники перестали работать, выявить и устранить неисправность можно без посторонней помощи. В этом помогут пошаговые инструкции и минимальный набор инструментов, который есть у каждого владельца «Жигулей».

Стеклоочистители ВАЗ-2106 приводятся в движение при помощи электродвигателя, передающего крутящий момент через редуктор на механизм, приводящий в движение щётки. Самой простой по устранению неисправностью этого устройства, является ослабление крепления кривошипа, происходящее из-за отворачивания под действием вибрации гайки крепления. Стоит её затянуть, как всё приходит в норму.

Ещё одна неисправность, приводящая к тому, что щётки, после выключения дворников, не возвращаются на нижний край лобового стекла, происходит это по причине увеличения зазора между контактами концевого выключателя, либо по причине их подгорания. В этом случае придётся эти контакты либо подгибать, либо зачищать.

Если дворники отказывается работать в режиме, который называют прерывистым, то виновником этой неисправности будет реле стеклоочистителя. У него, скорее всего, залипли контакты или перегорела обмотка. Контакты можно почистить и тогда реле будет работать, а если виновата обмотка, то реле придётся заменить.

В холодное время года, при отрицательных температурах, щётки дворников могут примёрзнуть к лобовому стеклу и при включении стеклоочистителя они двигаться не смогут. В этом случае поможет их отогреть тёплая вода.

Остальные неисправности можно условно разделить на две группы: электродвигатель дворников работает, а щётки не движутся и когда электродвигатель не работает. В первом случае, виновником может быть редуктор, у которого срезало зубья пластмассовых шестерён. Во втором случае, когда не слышно шума работающего электродвигателя стеклоочистителя, причин может быть значительно больше. Это может быть и сгоревший предохранитель или неисправности, возникшие в переключателе дворников, расположенном на рулевой колонке, а также износ щёток коллектора.

Что делать если дворники остановились на середине стекла

Автомобильные дворники — неотъемлемый атрибут любого автомобиля, о котором, как правило, вспоминают только в случае выпадения каких-либо осадков (дождь, снег). В условиях неблагоприятной видимости дворники очищают лобовое стекло автомобиля, обеспечивая водителю необходимый обзор.

В общем случае конструкцией автомобильных стеклоочистителей обеспечивается работа дворников в трех режимах:

  • медленный;
  • прерывистый;
  • быстрый.

Трехскоростная система работы стеклоочистителей представляет собой одно из самых слабых мест любого автомобиля. Особенно это касается отечественных машин, в которых достаточно часто дворники при работе не возвращаются в исходное положение, а останавливаются посередине стекла.

Остановка дворников посередине лобового стекла способна вывести из себя любого, даже самого спокойного водителя, так как при этом ограничивается обзор. Кроме того, дворники, останавливаясь на середине стекла во время работы, постоянно напоминая о наличии неисправности.

Причин, которые приводят к остановке дворников посередине стекла достаточно много, причем большинство из них можно устранить самостоятельно.

Устройство привода стеклоочистителей

Дворники приводятся в действие небольшим электромотором постоянного тока, который оснащен встроенным редуктором.

В якоре мотора установлены три щетки, при помощи которых и обеспечиваются три режима работы всей системы. Кроме того, электрическая схема управления работой стеклоочистителей включает в себя:

  • подрулевой переключатель режимов работы;
  • реле К2 типа 524.3747, которое включает прерывистый режим работы;
  • дополнительное реле;
  • концевой выключатель;
  • биметаллический предохранитель;

Биметаллический предохранитель и концевой выключатель расположены в редукторе электромотора, а все остальные элементы схемы размещены в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве автомобиля. Все элементы схемы электрической принципиальной соединяются между собой с помощью проводов и монтажных колодок.

Причины, вызывающие остановку дворников

Среди причин, которые вызывают остановку дворников на середине лобового стекла транспортного средства, наиболее часто встречаются:

  1. Неисправности контактной группы мотор-редуктор.
  2. Нарушения в работе концевого выключателя.
  3. Износ или выкрашивание зубьев шлицов привода дворников.
  4. Неправильная сборка элементов стеклоочистителей после ремонта.
  5. Неисправности электромотора или его выключателя.

Способы устранения неисправностей

Если дворники начали останавливаться посередине лобового стекла автомобиля необходимо выполнить следующие действия:

  • проверить, правильно ли одеты дворники на шлицы привода и состояние трапеции. Особое внимание необходимо обратить на кривошип привода. При обнаружении ошибок сборки их необходимо устранить;
  • внимательно осмотреть шлицы привода. Они могут выкрошиться, сломаться или износиться, в результате чего шлицы проскакивают и стеклоочистители не возвращаются в исходное положение. Иногда рычаг дворника может и соскочить со своего места.

Устраняется дефект заменой изношенных деталей.

Совет! Если дворники начали останавливаться посередине стекла во время движения, а СТО поблизости не наблюдается, то устранить дефект можно, если есть в багажнике дрель и сверла. Просверлив несколько отверстий можно временно закрепить рычаг стеклоочистителя с помощью подручных материалов. Чтобы уменьшить трение, места доработки необходимо густо смазать каким-либо смазочным материалом.

Следующая операция — проверка целостности электропроводки. Для этого нужно не выключая зажигания проверить напряжение на разъеме привода. Величина напряжения должна составлять 12 В. В случае отсутствия напряжения на контактах разъема необходимо последовательно, начиная с предохранителя в монтажном блоке, проверить целостность электропроводки и исправность реле. Обнаруженные неисправности нужно устранить.

Кроме того, пользуясь случаем, рекомендуется зачистить и подогнуть контакты монтажных разъемов привода стеклоочистителей. Иногда это также позволяет устранить дефект.

Также стеклоочистители могут не возвращаться в исходное положение по причине дефекта самого электромотора или его выключателя. В этом случае необходимо заменить неисправный электромотор.Автолюбитель может столкнуться и с другими, более сложными неисправностями, которые приводят к остановке дворников как посередине лобового стекла, так и в любом другом положении. В этом случае правильнее будет обратиться к специалистам, которые быстро обнаружат и устранят неисправность.

Интересно! Некоторые автолюбители обратили внимание на то, что в зимнее время года дворники, остановившиеся посередине лобового стекла, попадают в зону его обдува горячим воздухом. Таким образом, затвердевшие на сильном морозе, эластичные элементы стеклоочистителей оттаивают одновременно с обледеневшим стеклом в процессе прогрева силового агрегата авто после длительной стоянки, что способствует увеличению срока эксплуатации.

Поэтому появилось оригинальное решение: при парковке автомобиля в сильный мороз принудительно останавливать щетки на середине лобового стекла. Для этого нужно всего лишь разорвать цепь привода стеклоочистителей и установить дополнительный переключатель на приборной панели автомобиля.

Припарковав машину, например, на ночь, при помощи переключателя останавливают дворники посередине лобового стекла. Утром, прогрев ее, с помощью того же переключателя возвращают стеклоочистители в транспортное (исходное) состояние.

  • Как поменять сайлентблоки на ВАЗ 2114
  • Как поменять сайлентблоки на Тойоте
  • Как поменять маслосъемные колпачки на 16-клапанной «Приоре»
  • Как поменять пыльник внутреннего ШРУСа на автомобиле «Форд Фокус 2»

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*