admin / 21.09.2020

Перепрошивка мозгов

Содержание

Ну вот и сбылась моя мечта-поменять свой «Маскарад» на что-то более новое и современное. Выбор пал на Ваз 2115I 1.5L 8V — хватило денег на 2006 г.в. В комплекте ГБО, музыка, маршрутный компьютер, не очень хорошая сигнализация, колеса на 14, защита арок, защита поддона и потертые чехлы. В скорости определился список первоочередных работ — необходим ремкомплект на газовый редуктор и весь комплекс работ по приведению ГБО в порядок. При работе на бензине машина стала глохнуть при сбросе оборотов (про работу на газе и не говорю). Изношен синхронизатор на 2 передачу, срочная замена масла и тосола, закапал снизу радиатор и обнаружилась трещина расширительного бочка. Так началось изучение матчасти данного авто. Но российского автолюбителя не напугать Вазом после таких моделей как «Запорожец» и «Москвич»!

Прошел год эксплуатации и к списку выше добавилась замена стартера, покупка нового ДМРВ, регулятора холостого хода, установка новой сигнализации с обратной связью, замена разбитых камнями пары противотуманок. Но сколько не старайся на изделии нашего автопрома все равно остаются баги. Можно бы подумать и о другой машине, но жалко вложенного труда и средств. Правда замена частей производилась только после неоднократных попыток отремонтировать очередной узел самостоятельно. Кое-что удавалось сделать и если будет возможность постараюсь написать статьи на такие темы: ремонт и настройка редуктора ГБО, ремонт стартера, установка сигнализации.

Сейчас остановлюсь на перепрошивке ЭБУ с целью научить ездить ВАЗ. Для начала утверждаю что шить наше отечественное изделие можно и даже нужно.Тем более авто которое с рождения не обслуживалось на сервисе , а таких я думаю наберется процентов 50 от всего парка инжекторных Вазов. Прошивать очень легко и просто — нажал пару иконок на компьютере, пощелкал пару-тройкой тумблеров и в ваш авто как будто влили ракетное топливо! А вот понять как все это делается , соединить разную информацию в одно целое дано не каждому и намного труднее. Здесь мое уважение к настоящим мастерам! Увы готовой информации разложенной по полочкам вы скорее всего нигде не найдете. В интернете можно собрать это по крохам читая и перечитывая многочисленные форумы. У меня до первой перепрошивки ушло где-то полгода с 2-3 «подходами к снаряду». За это время освоил прошивку других электронных приборов, таких как спутниковые ресивера, настройку их работы по шаре, настройку спутникового интернета, эксплуатацию мотоподвесов и настройку всего спутникового хозяйства до конечного результата.

Не думайте что написание данной пространной статьи меня подвигла тяга к писательству, все намного проще: просто во время первой попытки считать прошивку с ЭБУ меня сразу постигла неудача — машина перестала заводиться! Потеряв часть нервов (дело было почти ночью, а утром необходимо ехать на работу) к счастью удалось частично ее оживить — удалось залить стоковую бензиновую прошивку (газовая часть пока молчит). Столкнувшись с такой проблемой хочу чем нибудь помочь интересующемся этим вопросом и чтоб никто не наступил на те же грабли что и я.

Прежде чем самостоятельно приступить к работе необходимо:

  • • подготовиться теоретически;
    • подготовить матчасть (изготовить или приобрести К-лайн адаптер, проверенный компьютер и все остальное что понадобится для • замены ПО;
    • найти и скачать необходимый софт для вашего компьютера;
    • найти прошивки для ЭБУ.

На истину в последней инстанции не претендую, поэтому прошу сильно не ругать за стиль и возможные неточности, но:

1. Обычно возникает необходимость в прошивке — это исправить явные баги заводского ПО, добавить динамики авто или желание по экономить топливо. Также это нужно при использовании сжиженного газа как топлива наравне с бензином. Еще одно — просто изучить получше устройство и работу системы управления двигателями.

2. Подготовку лучше проводить постепенно. Не пытайтесь все охватить сразу. Важно понимать принципы работы с электрикой и электроникой, хорошо владеть компьютером в плане установки программ и драйверов. В остальном поможет поисковик гугл, только нужно более конкретно формулировать запросы. Например: Эсуд ВАЗ; схема подключения контроллера;инструкция по прошивке ЭБУ; схема K-Line адаптера; прошивки; чип-тюнинг ваз и т.д. Нужно определить разновидности Эбу и их маркировку, какому двигателю какая нужна прошивка и их обозначения. Разберитесь с вопросом об иммобилайзере. Когда Вы поймете что все поняли и решили что стали большим спецом не стесняйтесь и съездите к мастеру в сервис и попробуйте обсудить виртуальную тему замены прошивки вашего авто и отключения (деактивации) иммо. «Пытать» мастера долго не советую так как отнимете у человека время и скорее всего у вас быстро возникнут новые вопросы, ответы на которые лучше найти самому или попросить помощи на авто форумах.

3. Если у Вас растут руки из правильного места, то адаптер собрать не очень сложно. Самый простой для железного СОМ-порта на базе МАХ232 и К1533ЛН1 и КТ3102 можете посмотреть на сайте Чип-тюнер.ру. Обойдется около сотни даже если всю комплектацию брать на радио-базаре. Для начала он пойдет. Правда здесь есть капкан — не все системники имеют стандартный СОМ порт, да и те на которых он есть — могут не работать. У меня именно такая материнка — СОМ порт работает, программы типа ПОБЕДИТ(для спутниковых ОПЕНОВ) работают, а вот программы-прошивальщики не идут. Шаманство с драйверами и настройками в БИОСЕ ни к чему не привели. Установка новых операционок — то же без изменений. На чужом компе все заработало. Для такого случая может помочь старый дата-кабель от сотового телефона на базе микросхемы PL 2303 и + одна мс L9637D. Cхема работает 100% (проверено на Январях 7.2), только нужно в реестре драйверов добавить одну строку с параметрами под нестандартные скорости ЭБУ. Получится USB-K-Line адаптер. Если поставить еще 2 транзистора и пару деталей то можно получить еще и L-линию. Чтобы не ехать на базар за одной мс я пожертвовал вежливой подсветкой салона и выпаял 9637 из иммобилайзера АПС-4.

В качестве разъема применил 2 колодочки от компьютерного IDE шлейфа без переделок. Шлейф порезал на 2 куска по 10-15 см.На Январях 7.2 они хорошо входят под верх так и низ гнезда ЭБУ (пустые 2 пина колодок остаются вверху или внизу ножек блока), только при повторных подключениях не спутайте их месторасположение иначе спалите блок. Так же применил 3 микротумблера — общий +12В, зажигание «+» и перевод в режим программирования «+». Перед любой операцией выключаю 2 и 3-й тумблер, а включаю в порядке 3 потом 2. Иногда приходится для получения связи снимать на короткое время общий «+». Питание можно брать с авто, при работе на столе «-» от адаптера на ток около 500 мА.

4. Для перепрошивки нужны такие программы: комбилодер 2.18 и чиплодер 1.6 (1.96 более расширен по блокам). Первая прога есть в комплекте Сtp321-full (лодер бесплатный и запустится в работу при подключенном адаптере). Но иногда он выпадает из работы или не может до конца закончить процесс заливки. Вторая работает без проблем.Первая нужна в основном для того, чтобы снимать защиты с найденых вами прошивок и для установки этой же защиты при заливке ПО в ЭБУ. Считать защищенное ПО из контроллера не получается — происходит его стирание. Поэтому советую подготовиться и иметь как минимум несколько (взятых из разных мест) заводских прошивок. В каталоге Сtp321-full после установки есть набор стандартных и тюнинговых прошивок, может что и подойдет. Еще нужны такие программы как чипэксплоер 1.6 и Стр 4.10 (с хвостом). Эти программы позволят вам просмотреть найденные прошивки, редактировать, сравнивать их между собой и собирать сдвоенные пр-ки. На 2-х ядерных компах (и с функцией гипер-трейдинг) на Стр проге отваливается хвост. Где-то попадалась инфа о патче этой проблемы, на одно ядерных все нормально. Обязательно и внимательно изучите хелпы к этим прогам и поработайте в них с прошивками, что бы усвоить особенности и возможности программ. Так вы скорее всего отсеете битые и вызывающие сомнения прошивки. Еще 2 проги — энигма для раскодирования ПО из стандарта СТР и ICD для проверки адаптера. Весь этот набор лучше взять с депозита (там редко бывают нерабочие). Так же у вас наберутся ссылки и на другие ресурсы при чтении форумов. Рекомендую сохранять на ваш компьютер все полезные страницы, схемы, фотографии и документы найденные при серфинге в интернете. Пригодится не один раз.

Если после прочтения статьи до этого места у вас не пропало желание учиться и идти дальше (перепрошивать авто) — буду очень рад и желаю всем успеха. Приступайте к задуманному, но имейте в виду, что вся ответственность дальше ложиться на вас. Если не уверенны или боитесь то обращайтесь к спецам.

Пока писал опус нашел газовое ПО, слепил сдвоенную бензин «+» газ, залил и поехал. Сделал I203EL36/RB40, I203Ez36/RB40. Даже на этим ПО почувствовал отличие от родной EL35. Возникшие вопросы и неясности оставил до выяснения.

На автомобильных сайтах регулярно поднимается тема «прошивки» автомобилей, по-другому этот процесс называют чип-тюнингом. Суть заключается в перепрограммировании блока управления двигателем, чтобы улучшить работу мотора. Разберёмся, действительно ли это помогает, и в каких случаях стоит ковыряться в мозгах автомобиля.

Зачем «прошивать»?

Может показаться, что тюнингом занимаются только молодые водители «четырок» и прочей продукции АвтоВАЗа, но это не так. Чип-тюнинг — очень популярная услуга у российских автомобилистов. Однако далеко не все знают, зачем она нужна на самом деле. Вокруг перепрограммирования ЭБУ ходит множество легенд, например, некоторые совершенно уверены, что «прошивкой» можно поднять мощность и одновременно снизить расход топлива. Это действительно работает, но только тогда, когда производитель намеренно снизил мощность, чтобы уложиться в нормативы по экологии или налогам.

Стоит ли на это тратить деньги?

Нужно понимать, что штатная программа управления работой двигателя была тщательно протестирована, и автомобиль имеет оптимальные настройки. Стороннее вмешательство совсем не желательно, тем более, что на обычной машине это ничего не даст. Если почитать отзывы тех, кто уже «прошил» свою машину, то можно заметить, что они очень разные и крайне субъективные, больше похожие на самовнушение.

В реальности прошивка двигателя необходима только в тех случаях, когда с мотором производились некие манипуляции. Например, вы заменили распредвалы, или впускной коллектор, или переделали систему выхлопа. То есть «прошивать» машину нужно только тогда, когда была изменена конструкция двигателя и возникла необходимость подстроить существующую прошивку под эти изменения. Во всех остальных случаях нет никакого смысла тратить деньги на прошивку. Также не стоит надеяться и на значительное снижение расхода топлива, этого можно добиться, но только в ущерб динамике автомобиля.

Чип-тюнинг пользуется славой самого дешевого и быстрого способа добавить мотору мощности. Цены на перепрошивку блока управления двигателем начинаются буквально с 5–7 тысяч рублей. Правда, польза от подобной операции зачастую вызывает сомнения. Скорее, надо ориентироваться на сумму 15–25 тысяч. Впрочем, если результат заметен, то и это не много! Правда, разработки самых именитых западных тюнинг-контор могут стоить даже более 150 000 рублей. Drom.ru разобрался, от чего зависит успех и каковы риски.

Откуда у двигателя скрытые резервы?

У большинства автомобилистов есть разумные причины сторониться чип-тюнинга. Машину создавали инженеры, которые уж точно знают про свой мотор больше, чем разработчики разного рода «улучшений». Не надо грязными руками лезть в чистый, отлаженный программный код блока управления двигателем.


Сторонники чип-тюнинга смотрят на дело иначе. У автопроизводителя есть миллион причин искусственно «задушить» серийный двигатель: нужно вписаться в экологические требования, перевести мотор в более доступную налоговую категорию или показать чудеса экономичности. Те, кто застал карбюраторные машины, наверняка помнят, как какая-нибудь вазовская «восьмерка» была отзывчива на педаль газа. Да и инжекторные двигатели раньше были способны на большее, когда действовали нормы «Евро-0» или даже «Евро-2». Нынешние требования — «Евро-6» — сделали так, что характер многих моторов испортился.

Впрочем, «слегка придушенный» двигатель — это еще не самый подходящий объект для чип-тюнинга. Ведь существуют также и «сильно задушенные» по маркетинговым причинам моторы. Речь о том, как автомобильные марки искусственно урезают мощность некоторых версий двигателей, когда один и тот же агрегат получает разный уровень форсировки — так «разводят» на рынке несколько модификаций или моделей машин. Возьмем, к примеру, Volkswagen Tiguan предыдущего поколения. На него устанавливали две версии одного и того же турбированного 2,0-литрового мотора — CAWA на 170 л.с. и CAWB на 200 л.с. «Младшую» модификацию можно превратить в «старшую» как раз путем чип-тюнинга. Еще один пример, когда перепрошивку, что называется, «доктор прописал» — это Возьмем, к примеру, Ford Kuga с «младшим» турбированным бензиновым мотором 1.5 (150 л.с.). Технически он не отличается от «старшего» двигателя, выдающего 182 л.с. Поэтому под этот автомобиль разработана целая гамма прошивок, лучшие из которых позволяют выжать до 192 л.с.

Кто разрабатывает прошивки?

Разработкой и продажей альтернативного софта для блоков управления двигателем занимаются и специализированные конторы, и отдельные энтузиасты. К числу первых можно отнести, например, британскую фирму Celtic Tuning, которая создает прошивки не только для огромного множества легковых автомобилей, но также для грузовиков и даже тракторов. В нашей стране широкое распространение получили прошивки местных кудесников программного кода. Некоторые из них скрываются под никами вроде Razdolbay, Chelyaba или Vovan123, другие же гордо подписываются своей настоящей фамилией. Популярны «авторские» прошивки Бунеева, Федоренко, Армеева.
На какую прибавку мощности можно реально рассчитывать?
Первое, что надо знать, если вы подумываете о чип-тюнинге: из атмосферного мотора многого не выжать. Стандартный прирост мощности не превышает 10%. Например, 2,0-литровый агрегат, который раньше устанавливали на Mazda3 (и многие другие модели компании до эпохи моторов серии SkyActive), после перепрошивки развивает примерно 165 сил против 150 у «стоковой» версии. И это еще оптимистичный сценарий. Если же двигатель изначально «заточен» на спорт (как, скажем, многие моторы BMW), то в честных конторах по чип-тюнингу вам пообещают разве что шестипроцентный прирост мощности. На деле этот эффект будет едва заметен.

Сколько стоит «чипануть тачку»?

Обычно вся операция занимает около полутора часов и цена вопроса невелика. В случае с атмосферными двигателями чип-тюнинг часто стоит в пределах 10 000 рублей (зависит от модели). «Чиповка» турбированных моторов выходит дороже — 20 000–25 000 рублей. Смотреть объявления по чип-тюнингу на baza.drom.ru.
Другое дело — наддувные бензиновые моторы и турбодизели. Чип-тюнинг позволяет программно увеличить давление наддува, и потенциал такой операции может быть весьма велик, в зависимости от конкретной версии двигателя. Если взять «старшую» модификацию двигателя, то из нее можно дополнительно выжать около 10–15%, а вот из того же мотора, который был принудительно дефорсирован производителем, можно получить прибавку и в 30%. В итоге — в абсолютных цифрах — оба двигателя достигнут примерно одного и того же потолка мощности.

Это вообще законно?

С точки зрения ГИБДД и техосмотра вмешательство в программный код заводского блока управления двигателем или установка дополнительного блока, подключающегося в разрывы штатных кабелей, — это переоборудование автомобиля, требующее обязательного согласования с ГИБДД. Формально автомобили с чип-тюнингом не могут пройти техосмотр и регистрационные действия. Но на деле проблем ни у кого не возникает. Инспектор или сотрудник пункта техосмотра не в состоянии узнать, проходил ли стандартный чип перепрошивку. А если у вас установлен чип-бокс, то нужно не забыть его снять перед общением с проверяющими органами. Эта процедура займет минут 15.

С точки зрения автопроизводителей чип-тюнинг не рекомендован ни в каком виде, даже если вы «зальете» официальную прошивку, взятую от более мощной модификации вашего мотора. Многие марки в последние годы объявили войну неофициальным прошивкам. Когда вы посещаете дилерский центр, с помощью сканера проверяют, какая программа «залита» в блок управления двигателем, и при обнаружении вмешательства клиента снимают с гарантии.

Как происходит сам процесс чип-тюнинга?

Все делается при помощи простого перепрограммирования блока управления мотором или установки дополнительного блока. Идея очень соблазнительная: не требуется никакой технической переделки силового агрегата. Процедура быстрая и гораздо более дешевая (есть вполне эффективные варианты в пределах 20–25 тысяч рублей), чем другие способы повышения мощности. Но, правда, и менее эффективная. Серьезного прироста отдачи можно добиться только увеличением рабочего объема и добавлением наддува (а если турбина или компрессор уже есть, то заменой этих узлов на более производительные). Наконец, радикальный способ — смена мотора, или так называемый «свап». Но все эти переделки требуют гораздо более серьезных бюджетов, чем в случае с чип-тюнингом.

Как разводят те, кто обещает «чипануть» за «три копейки»?

Мелкие гаражные сервисы готовы взяться за перепрошивку двигателя буквально по цене шиномонтажа. Цифры увеличения мощности они берут просто с потолка: вам могут пообещать 20–25% прироста и при этом залить ПО, которое вообще не проходило серьезную отладку в разных режимах работы мотора и замеры на динамометрическом стенде. Часто клиенту обещают еще и небольшое снижение расхода топлива. Но это уже и вовсе сомнительно с учетом роста мощности. Поди узнай, кто разработчик и по какому принципу он «подрихтовал» те или иные параметры работы двигателя. На деле после обращения к непроверенным чип-тюнерам часто эффект бывает нулевым, а иногда двигатель начинает выдавать различные ошибки и переходит в аварийный режим. В таком случае надо требовать от мастера вернуть «стоковую» прошивку. Лучше еще до начала всех операций уточнить, готов ли исполнитель вернуть машину в заводскую конфигурацию в случае неудачи.

Существует два основных варианта вмешательства в работу блока управления двигателем. Первый — классическая перепрошивка заводского ECU. Такой метод применим практически к любому существующему мотору. Но не ко всем! Существуют блоки, память которых поддерживает только одноразовую запись (на заводе) и дальше работает в режиме «только чтение». Другой вариант — установка дополнительного чип-бокса под капот. Монтаж или демонтаж такого оборудования занимает минут 15, и сделать это можно самостоятельно без визита в сервис. Но этот способ работает только с турбомоторами. Есть еще несколько сомнительная альтернатива: небольшое устройство вставляется в диагностический разъем OBD-II: пока оно подключено — машина «чипованная», вынул — снова «сток». Если чип-бокс под капотом подключается в разрывы соединений между ECU и различными датчиками, то бокс в салоне якобы прямо на лету взаимодействует с блоком управления двигателем через интерфейс OBD-II. Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Опасен ли чип-тюнинг?

Ко многим современным двигателям есть претензии по части надежности, и следует отдавать себе отчет, что любой чип-тюнинг повышает риски поломок. Даже грамотно сделанная прошивка предполагает повышенные нагрузки на мотор, а значит, ресурс узлов и агрегатов сокращается.

В Сети встречаются страшилки, написанные якобы сотрудниками заводов. Мол, «младшие» версии двигателей (имеющие низкую степень форсировки) получают поршни из менее выносливых сплавов, чем такие же моторы большей мощности. Причем коды запчастей могут быть одинаковыми, но по факту завод делает маломощные моторы заведомо менее выносливыми и «чиповать» их опасно. Верить ли этой информации — вопрос философский. Надежных доказательств нет.

Пожалуй, наиболее безопасно перепрошивать те моторы, которые на заводе намеренно дефорсируют для российского рынка, чтобы двигатель попал в более выгодную налоговую категорию. Порой сам дилер при продаже предлагает разблокировать «спрятанные» лошадиные силы. Можно не сомневаться, что мотор на них рассчитан.

Классическая перепрошивка: на свой страх и риск

Эту операцию можно сравнить с установкой взломанной операционной системы на айфон (jail break): в блок управления двигателем записывается неофициальная версия программного обеспечения. Специалисты по чип-тюнингу подключают специальное оборудование к диагностическому разъему машины и «заливают» свое ПО. Практика показывает, что для всех популярных двигателей такие прошивки существуют. Они меняют режимы работы топливной системы, повышают давление наддува, отключают EGR (систему рециркуляции выхлопных газов), переводят двигатель, соответствующий современным экологическим классам, в режим «Евро-2» и осуществляют другие подобные хитрости на уровне «софта».


Если после этого двигатель завелся и лампочка Check Engine не горит, то можно считать, что процедура прошла успешно. Так бывает не всегда. Прошивка может сразу заставить двигатель выдавать ошибки, работать нестабильно или перейти в аварийный режим ограничения мощности. Даже если на первых порах все работает нормально, надо понимать, что особенности нового программного кода — кот в мешке. Мотор может не подавать тревожных признаков до поры до времени, но под большой нагрузкой начнет работать со сбоями. Клиенту остается только надеяться, что неофициальная прошивка действительно разрабатывалась профессионалами и проходила скрупулезную обкатку на динамометрическом стенде в самых разных режимах.

Чип-тюнинг через диагностический разъем не оставляет внешних следов. Но, как говорилось выше, если машина на гарантии, могут быть проблемы. Чтобы их избежать, приходится накануне визита к дилеру вновь ехать на чип-тюнинг, чтобы установить «родную» программу. Ну а после посещения дилера нужно прошиваться заново. Естественно, каждая такая процедура стоит денег, так что пока машина на гарантии, экспериментировать подобным образом довольно накладно.

Официальный чип-тюнинг — без потери гарантии

Если большинство марок всячески препятствует чип-тюнингу, то, например, компания Volvo избрала обратную стратегию. Прямо на официальном сайте есть ссылка «Найти прошивку для моего Volvo». Она ведет на страницу придворной тюнинговой марки Polestar. Клиент сразу видит официальные цифры будущей мощности и динамики, подтвержденные самим производителем. Операцию осуществляют дилерские центры (в том числе российские), и гарантия на двигатель не пропадает.
Чип-боксы для турбомоторов: как это работает?
Сама идея выглядит сомнительно: вживлять под капот некую электронику, которую нужно «подружить» с основным ЭБУ. Ясно, что такая «дружба» никак не предусмотрена производителем, а сам принцип взаимодействия двух блоков на первый взгляд непонятен. Похоже на какую-то имитацию чип-тюнинга. Однако же подобные блоки выпускают в том числе и такие именитые фирмы, как Brabus. Дурить автомобилистов не в их правилах, так что давайте разбираться.

Чип-бокс не может установить в стандартный блок другую программу работы, но может «задурить ему голову». По сути, он занимается подлогом: посылает в блок управления фактически ошибочные данные от различных датчиков. Так удается заставить ECU повышать давление наддува и менять пропорции воздушно-топливной смеси. Кабели от чип-бокса подключаются в разрывы стандартных каналов. Физически разрезать провода не требуется — помогает специальный разъем-переходник.

Устройства могут работать по одному или нескольким каналам. В теории, чем больше каналов контролирует бокс, тем точнее его программа может подбирать параметры работы мотора. Как правило, большее число каналов характерно для более дорогих моделей. В случае с бензиновыми моторами одноканальное устройство работает только с датчиком наддува, двухканальное — также с датчиком разрежения во впускном коллекторе, а трехканальное использует вдобавок еще и датчик положения распредвала. На дизельных двигателях подключение производится либо только к датчику на топливораспределительной рампе (Common Rail), либо задействуется и датчик наддува, либо в качестве третьего канала еще используется датчик распредвала. Большинство чип-боксов работают с двумя каналами и более. Однако какой-то принципиальной разницы в декларируемой на выходе мощности не наблюдается. Как оно на практике — ответ даст только диностенд.


Первый плюс чип-бокса: устройство несложно установить и снять самостоятельно в любое время. К тому же пользователь может со смартфона управлять работой блока, выбирая из нескольких режимов. Но и минус сразу очевиден: чип-бокс не управляет двигателем напрямую, в отличие от полноценной прошивки, которая может влиять на большее число параметров и более грамотно управлять поведением мотора.

Сколько можно выжать из двигателя с помощью чип-бокса? Например, компания Brabus обещает, что ее устройство, установленное на Mercedes C200, позволяет поднять мощность со 184 до 225 л.с. (на 22%) и сократить время разгона до 100 км/ч с 7,3 до 7 секунд. Это похоже на правду. Особенно если посмотреть на YouTube серию роликов с тестами чип-боксов разных производителей на диностендах и обычных дорогах.

Пример теста пяти чип-боксов на Volvo XC60 2.4

Турбодизель Volvo XC60 «в стоке» показал 179 л.с. Один из чип-боксов сразу перевел автомобиль в режим Check Engine, но четыре других сработали как надо. Мощность выросла до 213–220 л.с. (18–28%) в зависимости от устройства. Время разгона до «сотни» упало с 10,7 до 10 секунд (с любым из четырех блоков).


Результаты тестирования с Youtube-канала ЧипТюнинг.RU

Но далеко не все испытания проходят так успешно. Бывают ситуации, когда на других автомобилях те же самые чип-боксы вообще не дают роста мощности и заставляют блок управления двигателем выдавать ошибки. К счастью, среди продавцов чип-боксов заведена такая практика: дать клиенту устройство на «тест-драйв» сроком в 14–50 дней. Конечно, полную стоимость придется выложить сразу, но в случае недовольства результатом можно вернуть изделие и получить деньги назад.

Цены большинства популярных на российском рынке чип-боксов (MS-Chip, Gan, Rambach, Race Chip, RSChip) укладываются в диапазон от 23 000 до 40 000 рублей. Но, например, породистая «коробка» от Brabus гораздо дороже: в зависимости от модели — от 90 000 до 140 000 рублей. У фирмы Abt, специализирующейся на Audi, Volkswagen, Seat и Skoda, цены «младших» разработок начинаются от 70 000 рублей, а чип-боксы на наиболее крутые модели стоят больше 150 000 рублей.

Изменение отклика педали газа

Еще один вид электронного тюнинга, который способен изменить характер машины, — это устройства, изменяющие чувствительность электронной педали газа. В салоне появляется небольшой пульт, кабель от которого идет к педали акселератора и подключается в разрыв штатных кабелей через специальный разъем. Зачем? Бывают дорожные ситуации, когда отзывчивость педали газа стоит варьировать — на бездорожье или, наоборот, при активном вождении. Кстати, этим приемом пользуются и сами автопроизводители. Например, Land Rover со своей внедорожной системой Terrain Response или огромное количество автопроизводителей, декларирующих так называемый «спорт-режим». Но нужно понимать, что устройство, меняющее отклик электронной педали газа, — недешевое. Скажем, за MS-Chip Speed Boost просят 19 500 рублей. Само устройство универсальное: утверждается, что подойдет и Смарту, и Porsche 911. Разница будет в программной начинке, но не в цене.

Чип-боксы под разъем OBD-II: магия самовнушения

Этот вид чип-тюнинга большого распространения не получил, и тому есть причина: сама возможность подобным образом воздействовать на блок управления двигателем кажется весьма сомнительной. Речь идет о миниатюрных «коробочках», которые нужно подключать к диагностическому разъему ODB-II. Утверждается, что устройство будет в режиме реального времени воздействовать на блок управления двигателем, заставляя его работать по более «спортивной» либо по более экономичной программе.

На рынке есть изделия, которые можно твердо назвать бутафорией и профанацией. Например, устройство EcoObd2, которое можно заказать из Китая всего за 500 рублей. Многие энтузиасты чип-тюнинга проделывали вскрытие этого и подобных изделий и обнаруживали внутри простенькую микросхему, которая вообще не способна посылать и отправлять сигналы через интерфейс OBD-II. Единственная функция этой «электроники» — моргать разноцветными светодиодами, изображая кипучую деятельность.

Однако существуют аналогичные устройства и от известных западных производителей чип-боксов. Все выглядит по-взрослому: эффектный карбоновый корпус, приложение для смартфона, с помощью которого можно выбирать режим работы двигателя. Обещают, что пока устройство подключено, оно заставляет электронный блок управления мотором работать по скорректированной программе, и прирост мощности составляет 12%, а экономия топлива — аж 15%. И просят за такие модели уже вполне серьезные деньги — 12–15 тысяч рублей.

Работает ли схема, которая при помощи каких-то сигналов воздействует на чип прямо «на лету»? Специалисты сильно сомневаются, что интерфейс OBD-II вообще позволяет подавать на блок управления двигателем подобные сигналы, которые будут менять его режимы работы по ходу движения. При подготовке этой статьи нам не удалось найти серьезных испытаний подобной техники. Если кто-то из читателей видел отчеты о реальных тестах таких чип-боксов — пожалуйста, пишите в комментариях! Ну а пока проверить свою внушаемость может каждый: фирмы, торгующие такими устройствами, дают их на «тест-драйв» на несколько недель.

• Для владельцев турбированных автомобилей чип-тюнинг — это реальный и недорогой способ получить заметную прибавку мощности. На атмосферном двигателе дополнительные лошадиные силы можно и не заметить.
• На турбомоторах работают оба варианта: и классическая перепрошивка, и чип-боксы. На атмосферных — только перепрошивка.
• Покупайте чип-боксы только у тех компаний, которые предлагают тест-драйв и обещают возврат денег в период не менее двух недель с момента покупки, если вас не устроил результат.
• На 30-процентный прирост мощности рассчитывать не стоит, но добавить турбомотор 15–20% (в зависимости от модели) вполне реально.

Материал с сайта Drom.ru
Павел Ёлшин

Чип-тюнинг в двигателе

Понятие «чип для авто» появилось после того, как производители машин перенесли контроль над ключевёыми системами авто на ЭБУ (ECU) — электронный блок управления двигателем. Он представляет из себя бортовой компьютер, регулирующий режим подачи топлива, воздуха, угол опережения зажигания и прочие характеристики.

Разумеется, «умельцы» разобрались как делать свой собственный софт для ЭБУ, корректирующий параметры двигателя. Для чего это нужно и какими последствиями чревато такое вмешательство? Ответы на данные вопросы вы найдете в этом обзоре.

Что такое чип-тюнинг

Чип-тюнинг представляет из себя замену программы ЭБУ, с целью корректировки базовых показателей двигателя. Собственно, за счет этого и достигается обещанное улучшение характеристик.

Если раньше специалистам приходилось механически перепаивать заводской чип для машины на свой, то сейчас дело обходится «малой кровью». Достаточно просто поменять прошивку, используя специальный софт и ноутбук, подключив их к разъему OBD II.

По словам профильных специалистов, тюнинг чипа позволяет снять некоторые ограничения, наложенные заводским ПО, для заметного улучшения показателей двигателя.

Заводские настройки работы двигателя

На этапе создания двигателей внутреннего сгорания анализируется влияние разных настроек на эффективность и рабочий ресурс силового агрегата. Современные автомобили оснащаются сложными электронными устройствами, не позволяющими двигателю работать на пределе.

Над разработкой таких схем трудятся десятки инженеров с многолетним опытом. В результате – с конвейера сходят авто с настройками, соответствующими государственным стандартам, и имеющие оптимальные характеристики.

Электронный блок управления регулирует количество бензина и воздуха, контролирует время подачи искры и другие параметры, влияющие на эффективность двс. Эти настройки программируются на заводе и определяются как оптимальные.

Определяя границы работы мотора, производители отталкиваются в первую очередь от того, будет ли автомобиль соответствовать экологическим нормам или нет. Если не будет соответствовать, то такие машины не получают сертификацию и их не пустят в продажу. Либо производителю нужно будет платить дополнительные налоги за изготовление таких ТС. В соответствии с этими требованиями прошивка блока управления программируется с определенными ограничениями, влияющими на максимальную силовую отдачу агрегата.

Это лишь одна причина стандартных настроек работы мотора. Вот еще несколько:

  1. Маркетинговый ход. Рынок автомобилей требует наличия моделей с разными мощностными показателями. Для производителя гораздо дешевле установить ограничения на ЭБУ, чем создавать новый мотор. Благодаря этому клиент приобретает авто с «модернизированным» мотором и за такие изменения с радостью платит немного больше.
  2. Запас мощности необходим, чтобы уменьшить случаи обращения клиентов для гарантийного ремонта.
  3. Возможность модернизировать модельный ряд. Чтобы стимулировать клиентов покупать рестайлинговые модели, помимо дизайнерских изменений производители «расширяют» возможности силовых агрегатов, комплектуя улучшенными воздушными фильтрами, интеркулерами, более мощными топливными насосами или измененными катализаторами. Такие изменения производятся без необходимости в выпуске нового двигателя.

Зачем чиповать автомобиль?

По понятным причинам, многие водители не спешат модернизировать таким образом свои машины, опасаясь последствий. Чтобы определиться, стоит ли «овчинка выделки», рассмотрим все плюсы и минусы. Итак, преимущества чипования «мозгов» автомобиля:

  • Экономия. Чип-тюнинг обойдется водителю гораздо дешевле, чем механические изменения в конструкции мотора или системе впуска-выпуска.
  • Улучшенные показатели. Компании, которые занимаются перенастройкой блока управления двигателем, обещают своим клиентам разные блага: повышение мощности мотора, снижение потребления топлива и уменьшение шума.
  • Гибкость настройки. Из нескольких вариантов прошивок, владельцу транспортного средства предлагают выбрать наиболее оптимальный, под конкретно его потребности.
  • Обратимость процесса. Если говорить о механической модернизации, то, в таком случае, специалист распиливает камеры сгорания, увеличивая их объем. Чип-тюнинг на этом фоне выглядит более безопасно, так как позволяет в любой момент откатиться к заводским параметрам.

Это те плюсы, о которых вам непременно расскажут в специализированном сервисном центре. Однако, стоит помнить и о сопряженных рисках. Рассмотрим их немного позже.

Какие моторы можно чиповать

Чипуются практически все двигатели, которые работают под управлением ЭБУ, как бензиновые, так и дизельные. Учитывая разницу в принципе подачи топлива и его воспламенения, процедура тюнинга тоже будет отличаться.

  1. Бензиновый мотор. Чип-тюнинг для такого агрегата будет стоить дешевле, чем для дизельного аналога. В основную процедуру входит перепрограммирование ПО контроллера. Основная задача такого типа модернизации – повысить тягу двс на средних и высоких оборотах, а на пониженных – максимально оставить без изменений. Данный тюнинг повысит динамику авто при обгонах.
  2. Дизельный мотор. Чипование такого ДВС – более трудоемкий и дорогой процесс. Помимо перепрограммирования требуется установка другого топливного насоса (должен выдавать большее давление) и форсунок, которые смогли бы выдержать увеличенный напор. Помимо прироста мощности такие моторы чипуются для повышения крутящего момента на малых оборотах. Данной модернизацией часто занимаются владельцы полноценных внедорожников, чтобы улучшить характеристики авто для offroad-заездов.

Больше «отдачи» от чип-тюнинга ощущается на турбированных модификациях моторов. Если под капотом стоит атмосферник, то эффект от модернизации будет ощутим на объемных двс. Для малолитражных модификаций без турбонаддува программного чипования будет недостаточно (прирост всего до 10 л.с.), поэтому требуется доработка по оборудованию.

Моторы с маленьким объемом в зависимости от установки нестандартного оборудования могут чиповаться разными уровнями прошивок:

  • Первого уровня (stage-1) достаточно для заводских настроек работы мотора, но при установке улучшенного выпуска и интеркулера авто получает прирост мощности до 50% от заводских установок.
  • Второй уровень используется для прошивки «мозгов» машины, в которой удален катализатор, установлен интеркулер и более производительная система впуска. Повышение мощности при таких настройках – от 30 до 70 процентов.
  • Третий уровень прошивается на ЭБУ автомобиля, в котором сделаны предыдущие доработки и установлена производительная турбина. К стандартной мощности наблюдается добавление 70-100% .

Такие данные указывают многие мастерские по тюнингу автомобиля. Однако для достижения реальных показателей без вмешательства в конструкцию мотора этого увеличения не добиться.

Как «чипуют» автомобили?

Существует два варианта чип-тюнинга: замена программного обеспечения в контроллере или при помощи подключения дополнительного оборудования. К распространенным внешним устройствам относятся:

  • Бустер акселератора (Pedal Booster). Устанавливается в цепь электронной педали (если автомобиль имеет такую систему). Принцип работы – сигнал, идущий от акселератора, обрабатывается в устройстве и увеличивается. На самом деле характеристики мотора не меняются. Скорее, изменяется чувствительность педали в самом начале, но когда сигнал от педали газа достигает максимума, который может выдать дополнительное устройство, отклик двигателя не меняется. Авто становится резче при минимальном нажатии, но в конце отклика вообще нет.
  • ChipBox или «обманка». Также называется PowerBox или TuningBox. Это небольшой электронный блок, который подключается к разъему датчика. Его цель – изменять сигнал, идущий на ЭБУ. Для примера, на дизельном моторе датчик топливной рейки подает сигнал о необходимом давлении в 100 бар. Чипбокс изменяет сигнал (на 20 процентов меньше), в результате чего ЭБУ определяет, что давление в рейке на 20 бар меньше, поэтому дает сигнал насосу увеличить напор на 20%. В результате – давление не 100, а 120 бар. Контроллер не видит «подмены», поэтому не выдает ошибку. Однако ошибка может поступать из-за несоответствия других параметров, например, при «стандартной» работе увеличился расход топлива или лямбда-зонд сигнализирует об обогащенной смеси. Для бензиновых моторов с турбиной такие «обманки» ставят на датчик турбонаддува. Приспособление занижает показатели системы, от чего турбина «разгоняется» до предела. Такой тюнинг заставляет мотор работать на небезопасном уровне, из-за чего возможна его поломка.
  • Дополнительный контроллер (PiggyBack). Блок управления, который подключается между проводкой автомобиля и ЭБУ. Используется крайне редко и только в случае капитальных доработок, с которыми стандартный блок управления не справился бы.
  • StandAlone. Еще один альтернативный блок управления, который устанавливается вместо штатного. Используется только для спортивного тюнинга и требует понимания мелочей в работе мотора, а также других систем с тонкими настройками.

Модернизация штатного ЭБУ без вмешательства в его программное обеспечение невозможна. Вот как проходит данная процедура.

Этапы работы тюнинга

Внешне работа выглядит следующим образом:

  • компьютер подключается к сервисному разъему блока управления;
  • удаляется старая прошивка;
  • закачивается новое ПО.

На самом деле процедура может выполняться по-разному, в зависимости от модели блока управления, его защиты и оборудования, которым пользуется мастер. Чаще всего компьютер подключается через диагностический разъем OBD. В некоторых случаях ЭБУ снимают и подключают к компьютеру через разъемы, к которым подсоединяется проводка машины. Существуют также контроллеры, которые прошиваются только после разбора (провода подсоединяются к контактам на самой плате).

Не рекомендуется выполнять такого рода модернизацию самому. Лучше доверить это профессионалам, обладающим навыками и знанием тонкостей выполнения данной процедуры. Если же есть желание поупражняться, то это необходимо делать на блоке управления, который планируется заменить.

Оборудование для чип-тюнинга

Для выполнения процедуры модернизации потребуется специальное оборудование. Если нет возможности подключить авто к сервисному компьютеру, то подойдет любой ноутбук, в котором установлена программа для прошивки блока управления и имеется сервисный разъем (для подключения к «мозгам» машины).

Вначале программу для изменений параметров ЭБУ необходимо установить на компьютер. Затем через сервисный разъем удаляется старая прошивка контроллера и вместо нее устанавливается новая.

При выполнении данной процедуры крайне важно использовать правильно подобранное ПО, иначе будет нанесен непоправимый вред силовому агрегату (или датчикам). В некоторых случаях до этого не доходит, потому что неправильная прошивка ухудшает эффективность двигателя, и автомобилист ищет другой сервис для выяснения причин.

Программы

Существует три категории программ, используемых для чип-тюнинга двигателей.

  • «Кастом». Устанавливается «черновой» вариант и дорабатывается под параметры конкретного авто, опираясь на результаты тестов. Благодаря скрупулезному подбору параметров такая прошивка эффективна, только если ее устанавливают профессионалы, действительно понимающие тонкости настроек систем для силового агрегата.
  • «Консерва». Готовый файл, или шаблон, для конкретных марок автомобилей. Такие прошивки создаются на основе откликов пользователей и хранятся в базе данных тюнинговой компании. Когда владелец такого же автомобиля обращается для чипования, уже имеется нужная программа. Процесс модернизации в этом случае ускоряется.
  • Сертифицированные программы от производителей. Понимая пределы работы того или иного двигателя, автопроизводители предлагают свои программы для чип-тюнинга, которые не навредят мотору. Стоит учесть, что не каждый бренд предоставляет такую услугу. Также не все производители имеют свои тюнинговые ателье. Такие программы будут стоить дороже сторонних аналогов, но они более надежны.

Пример сертифицированного ПО: для Audi – ABT; для Mercedes – Brabus и AMG; для BMW – Alpine и тому подобное. Нередко можно встретить «бюджетный» вариант таких программ, которые можно скачать с интернета. В этом случае – как повезет. Кому-то подходит, а кто-то после такой модернизации отвозит машину на ремонт.

Плюсы чип-тюнинга

Итак, соответствует ли реальности то, что обещают в сервисных центрах, специализирующихся на чиповании моторов?

Благодаря изменению стандартных настроек автомобиль можно сделать экономичней. Конечно, такой опцией практически никто не пользуется, потому что это сказывается на динамике машины в сторону уменьшения. Снижение расхода топлива можно достичь другими способами, не требующими больших растрат.

В основном чип-тюнингом пользуются, чтобы увеличить мощность мотора. Если процедуру выполняют опытные профессионалы и используют грамотное ПО, то динамика ТС действительно повышается. Без установки дополнительного оборудования и вмешательства в конструкцию агрегата мощность ДВС невозможно увеличить на 30-40%. А более производительное оборудование позволит сделать из обычного авто резвую на старте и динамичную при обгоне машину.

Несмотря на плюсы, которые рекламируются теми, кто занимается модернизацией автомобилей, данная процедура имеет много минусов.

Минусы чип-тюнинга

Решаясь на чип-тюнинг задумайтесь о том, что производители обладают огромной научно-технической базой для проектирования систем автомобиля и над этой задачей работает целый штат высококвалифицированных специалистов. Любые корректировки в ЭБУ проходят тщательные испытания, и только в случае их прохождения, изменения допускаются в массовое производство. Но, даже с учетом всего этого, в автомобиле может обнаружиться дефект и его отзывают. Компании, которые занимаются чип тюнингом двигателей, физически не могут предоставить решение для каждой модели автомобиля отдельно и вынуждены обходиться программами с усредненными параметрами. Разумеется, вы не можете быть уверены, что предлагаемое вам ПО до этого было испытано. В большинстве случаев, это просто невыгодно подобным сервисным центрам.

Учтите, что неправильная чиповка может стать причиной выхода из строя не только ЭБУ, но и самого двигателя. Некоторые для успокоения водителя просто отключают функцию оповещения об ошибке, и ездит так хозяин, не подозревая о проблеме, пока машина не заглохнет. Какими затратами это чревато, вероятно, догадывается каждый владелец авто. К слову, рассчитывать на гарантийный ремонт тоже не стоит.

Помимо этого чипование мотора может иметь и другие недостатки:

  • прогорают клапана (из-за чрезмерно обогащенной смеси);
  • перегрев мотора;
  • оплавится катализатор;
  • детонация двигателя;
  • увеличенный крутящий момент портит коробку передач, рассчитанную на меньшие нагрузки.

Не обязательно все эти проблемы появятся комплектом. Все зависит от модели автомобиля и качества деталей, испытывающих сильные перегрузки.

Стоит ли чиповать двигатель

Определяясь с данным вопросом, каждый автовладелец должен отдавать себе отчет: чем чревато повышение мощности мотора его авто, и готов ли он идти на такие риски. Проблем возникнет намного больше, если тюнинг выполнять самостоятельно, экспериментируя с прошивками, или при выполнении процедуры в сомнительных мастерских.

Грамотное чипование выполнят специалисты в брендовых ателье, но за такую услугу придется потратить приличную сумму. Стоит ли тратиться ради усиления мотора на 15-20 лошадей – решать каждому владельцу машины. При этом стоит помнить: помимо оплаты за модернизацию авто, его придется чаще обслуживать и ремонтировать, а это тоже растраты.

Сколько стоит чип-тюнинг авто?

Цены на чиповку варьируются в достаточно широком диапазоне. Если вы доверите работу гаражному мастеру, то можете отделаться и сотней долларов. Специализированные сервисы, которые подходят к процессу более системно и продуманно, могут запросить не одну тысячу долларов. За эти деньги они проведут предварительную диагностику и последующие тесты авто, предупредив поломки и повышенный износ двигателя.

Стоит также отметить, что некоторые официальные дилеры также предлагают чиповку авто. Однако она слишком поверхностная, и заключается в корректировке лишь нескольких параметров ECU и не дает водителю ощутимых результатов. А вот стоимость такой услуги будет весьма высокой.

Отметим, что чиповать авто вы можете и самостоятельно, скачав соответствующее ПО из интернета. Хоть это будет и бесплатно, но очень опасно для двигателя, так как надежность такого софта под большим вопросом.

Что будет с гарантией дилера

Когда перепрошивается заводское программное обеспечение, то это выявляется в редких случаях. При плановом техническом обслуживании автодилер не сканирует ПО на предмет вмешательства. Основное внимание уделяется технической части – замене масел и фильтров, проверка основных систем авто. На некоторых этапах выполняется сброс ошибок ЭБУ.

Если дилер заметит, что было установлено нестандартное программное обеспечение, то его меняют на заводское. Изменение настроек ПО не является причиной для отказа в обслуживании. Более того, некоторые автодилеры сами предлагают обновленную прошивку.

Если есть опасения, что официальный представитель может отказать в обслуживании гарантийного автомобиля, то можно пойти на небольшую хитрость. Перед тем, как отправиться в сервисный центр некоторые автомобилисты устанавливают обратно заводское программное обеспечение.

Мифы

Вокруг чип-тюнинга витает несколько мифов:

  • Миф-1 – некоторые полагают, что чипование означает установку другого чипа в блок управления. На самом деле меняется программа, которая управляет работой мотора и других связанных с ним систем. Никакие физические изменения не производятся;
  • Миф-2 – после перепрошивки расход топлива становится больше. В реальности все зависит от ПО. Некоторые программы действительно увеличивают «прожорливость» двигателя, но при этом повышается его мощность за счет увеличения допустимых оборотов и других параметров. Большинство же программ оптимизируют работу ДВС так, что он наоборот потребляет меньше топлива;
  • Миф-3 – установленная нестандартная прошивка «слетает» и возвращаются заводские настройки. На деле же если блок управления был перепрошит, то заводская прошивка сама по себе никогда не возвращается, так как она перед установкой нового ПО полостью стирается. Принцип похож на запись компьютерной флешки – если информация однажды была записана, она никуда не девается без посторонней помощи;
  • Миф-4 – после чип-тюнинга можно ездить на топливе с более низким октановым числом. Октановое число напрямую связано со степенью сжатия ДВС. Каждый двигатель имеет свою степень сжатия, поэтому и топливо подбирается именно под этот параметр. Прошивка никогда не меняет степень сжатия. Чем она выше – тем большим должно быть и октановое число. СЖ изменяется только после вмешательства в конструкцию мотора;
  • Миф-5 – прирост мощности в атмосферном моторе до 30 процентов. В реальности без изменения физических параметров ДВС без турбонаддува мощность повышается максимум на 10 процентов. Но это тоже вмещается в понятие «до тридцати %».

Выводы

Стоит понимать, что чипование авто сопряжено с рядом рисков, которые водитель осознанно берете на себя. Если же вы решились на этот шаг, то лучше обращаться в специализированные и именитые сервисные центры. Конечно, к заводам-производителям они отношения тоже не имеют, но, как минимум, обладают более обширным опытом. Также, крупные компании обладают оборудованием для тестирования автомобиля до и после чипования, что значительно уменьшает риск негативных последствий.

Обращайте внимание на стоимость услуг. Запомните, чипование «мозгов» авто не может стоить дешево. Низкий ценник свидетельствует о низкой квалификации специалиста, который только «набивает руку».

Наша компания предлагает своим клиентам профессиональный чип-тюнинг – настройку программы электронного блока управления двигателем. Если обычный тюнинг автомобиля, направлен лишь на достижение внешних эффектов, то чип-тюнинг на самом деле обеспечивает эффективное улучшение работы двигателя. Результаты качественного чип-тюнинга – это и снижение расхода топлива, и увеличение мощности двигателя и достижение более плавной его работы. Наша компания располагает самым современным электронным оборудованием, которое позволит эффективно и безопасно произвести считывание, коррекцию и перепрограммирование прошивки вашего автомобиля. Наши специалисты обладают большим опытом работы и смогут произвести самую точную настройку режимов работы. Перепрограммирование авто откроет в нем такие достоинства, о которых вы раньше и не подозревали! Закажите нашим специалистам чип-тюнинг вашего автомобиля и вы увидите его истинный потенциал!

Бытует мнение, что чип-тюнинг это удел молодежи, готовой увеличить мощность для «уличных гонок», не считаясь с расходом топлива и ресурсом двигателя.
Что такое чип-тюнинг?
В середине 90-х годов в Европе появился новый вид тюнинга двигателя, не требующий вмешательства в его механическую часть. Этот вариант доработки мотора получил название чип-тюнинг (chip-tuning).
Улучшение характеристики двигателя без механических переделок стало возможным благодаря появлению электронных блоков управления мотором. (ЭБУ или ECU — Engine Control Unit).
ЭБУ это своеобразный компьютер, управляющий работой двигателя. Как и любой компьютер ЭБУ имеет свою микросхему памяти (чип), в которой на заводе заложена программа с определенными параметрами управления мотором.
Чип-тюнинг с помощью специальных программ — контроллеров, позволяет изменить заложенные заводские настройки, чтобы улучшить характеристики двигателя и полностью раскрыть его потенциал.
Большинство тюнинговых ателье сами не редактируют считанные файлы, их отправляют на фирмы, специализирующиеся именно на их редакции. От того, насколько хорошо специалист, занимающийся редакцией программы, понимает работу мотора, знает его резервы и слабые места, зависит результат чип-тюнинга.
Для редактирования программ контроллеров обычно применяется специальное программное обеспечение (ПО), позволяющее найти и представить в графическом виде таблицы калибровочных данных.
«Перечиповка» дает возможность откорректировать: работу систем, отвечающих за токсичность мотора, подачу топлива в цилиндры, настройки зажигания и ограничителя оборотов.
Таким образом, можно добиться прибавки крутящего момента и мощности при настройке режимов атмосферного мотора в пределах от 5-10 %. Для турбомоторов можно изменить настройки работы давления наддува, разница может составлять 20-30 % от начального значения.
Благодаря чип-тюнингу автомобиль получает дополнительный запас мощности, который позволяет водителю реже переключать передачи и более комфортно чувствовать себя при обгонах. У машин с автоматической трансмиссией улучшается плавность переключения передач.
Увеличение мощности двигателя не означает повышение расхода топлива. Мотору становиться легче разгонять автомобиль с любых оборотов, а значит, не требуется его «раскрутка в звон».
При грамотном чип-тюниге «краники» как раз то прикрываются, то есть топливная карта правится в сторону уменьшения количества впрыскиваемого топлива, а мощность увеличивается путем повышения КПД от сгорания топлива. Это подтверждает уменьшение расхода после чиповки на фоне возросшей мощности и крутящего момента.
Хотя довольно часто в первые недели после чиповки владельцы замечают повышенный расход. Но это происходит из-за того, что в первые дни хочется проверить новые возможности мотора. Как только «гонки» заканчиваются, расход обычно становится ниже привычной нормы.
Также одним из основных вопросов перед процедурой чип-тюнинга является сокращение ресурса двигателя. Но если двигатель получает возможность без лишних нагрузок разгонять машину, почему его ресурс должен уменьшиться?
На самом деле ресурс мотора в первую очередь зависит от таких факторов как: качество моторного масла и своевременность его замены, движение с непрогретым (холодным) двигателем на высоких оборотах, ну и конечно, качество топлива.
Почему же завод — изготовитель сам не добавит все эти «прелести»? Дело в том, что машины выпускаются для широкого круга потребителей, эксплуатируются в разных условиях, с неодинаковой средней температурой, и, конечно же, на топливе разного качества. Потому заводу-изготовителю проще перестраховаться и оставить в запасе, «каких то» 20-30% лошадок.
Производителю экономически не выгодно проводить настройку ПО под каждый автомобиль, поэтому настройки используются не индивидуальные, а усреднённые.
Очень часто автомобиль чипуют при переводе на другой вид топлива — газ. Естественно, на серийной заводской прошивке, рассчитанной под применение бензина, автомобиль на газе поедет, однако работа двигателя на ней будет не совсем оптимальна.
Отрицательным результатам чип-тюнинга может считаться сужение зоны нечувствительности двигателя к качеству топлива для атмосферных моторов, и возможным повышением чувствительности к высоким температурам окружающего воздуха.
Но при этом не нужно забывать о том, что каждый современный двигатель снабжен датчиком детонации, основной задачей которого является «оповещение» блока управления о входе двигателя в зону детонации (из-за некачественного топлива или превышения нагрузки), на что ЭБУ реагирует немедленным уменьшением угла зажигания. К тому же любой автомобиль снабжен системой охлаждения с 2-х, 3-х кратным запасом производительности.
Возможное повышение нагрузки на нагнетатель двигателя наддувных моторов может быть скомпенсировано применением более качественных смазочных материалов и изменением режима их охлаждения, также желательно наличие турбо-таймера.
Чип-тюнинг на практике
Комплект ПО и оборудования для чип-тюнинга стоит от 5000 евро до 10 000 евро.
Провести чип-тюнинг возможно практически любого инжекторного автомобиля — от ВАЗа до Porshe Cayenne.
Исключения составляют некоторые японские бренды, моторы которых практически не требуют дополнительной доработки.
Так в трёхмерном графическом изображении выглядит калибровочная таблица опережения угла зажигания. На графике белой линией отмечены показатели до чип-тюнинга, красной после.
Старая (не обновлённая) прошивка сохраняется, она остаётся для гарантии — если владелец чипованного авто вдруг обратиться с претензией, ему безвозмездно зальют его старую прошивку обратно.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*