admin / 24.09.2018

Ответственность водителя ПДД

Кого и за что?

То, что за нарушение Правил дорожного движения водителя могут оштрафовать – даже ребенку известно. А если родители этого ребенка перейдут дорогу в неположенном месте?

Да, верно, и их может постигнуть та же участь. Если нарушение произошло на глазах у инспектора ДПС — можете не сомневаться, нарушителям-пешеходам придется раскошелиться на 500 руб.

Стоит заметить, что за последние несколько лет штрафы ГИБДД «кусаются» все сильнее и сильнее.

Если вы — пассажир, и забыли пристегнуться ремнем безопасности, даже сидя на заднем сиденье – тогда готовьте 1000 руб. Водителя в этом случае оштрафуют на такую же сумму, независимо от количества непристегнутых пассажиров в его машине. За подобные нарушения, конечно, наказывают нечасто, но иногда случается.

За что же в нашем случае наказывают пешехода или пассажира? Вообще-то за то же самое, что и водителя — за НАРУШЕНИЕ ПДД. А именно — разделов 4 и 5: Обязанности пешеходов и Обязанности пассажиров. Водителя же за невыполнение пункта 2.1.2.

Из всего сказанного сделаем первый вывод: к ответственности могут привлечь любое лицо, нарушившее Правила, будь то водитель, пешеход и даже пассажир. Это также касается должностных лиц, в том числе, тех, кто отвечают за безопасность дорожного движения.

Нарушения, совершенные по НЕОСТОРОЖНОСТИ: не знал, не увидел, не учел, не освобождают от ответственности, хотя могут повлиять на смягчение наказания.

Как?

Процедура привлечения к ответственности за нарушение ПДД чаще всего начинается с инспектора ГИБДД, который фиксирует нарушение и в большинстве случаях тут же определяет наказание.

Согласно презумпции невиновности, каждый человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Подозреваемый в правонарушении может приводить любые доказательства, подтверждающие его невиновность, в том числе отрицать предъявленные обвинения. Доказывать наличие события правонарушения — обязанность органов, привлекающих лицо к ответственности.

Однако возможности фото- и видеоаппаратуры в наши дни достигли значительных высот — поэтому спорить с инспекторами ГИБДД и доказывать их неправоту бывает очень не просто. Да и суды чаще всего безоговорочно встают на их сторону.

Что можно и что нельзя делать инспектору ГИБДД, определено в Административном регламенте МВД РФ. Знать основные положения этого документа будет очень не лишне.

© www.AutoPrepod.ru

Гражданская ответственность водителя

Говоря проще, возникает в случаях, когда один ГРАЖДАНИН из-за нарушения Правил, причинил ущерб имуществу кого-либо, (например, в результате ДТП). Согласно требованию статьи 1079 Гражданского кодекса (ГК) — тот, кто нанес вред, тот и обязан его возместить. Хотя не редки случаи, когда ущерб возмещают несколько владельцев*: и тот, кто был за рулем и тот, в чьей собственности находится авто.

Получается, что собственник автомобиля может оказаться «без вины виноватым». Помните о таком нюансе, когда будете доверять свой автомобиль кому-либо!

Т.е. гражданская ответственность — это, если хотите, материальная ответственность владельцев авто (и собственника, и водителя) перед пострадавшими.

Согласно 15 статье ГК РФ владелец пострадавшего имущества вправе требовать возмещения: — расходов на восстановление имущества (ремонт) ; — реального ущерба (стоимости утраты товарного вида); — неполученных из-за ущерба доходов (упущенной выгоды).

Возьмем пример: водитель, выезжая со двора, не уступил дорогу другому водителю, в результате чего произошло ДТП. В этом случае, на того, кто нарушил ПДД, и будет возлагаться гражданская ответственность — как минимум, привести чужой помятый автомобиль в прежнее состояние.

А если машина виновника оказалось служебной? Тогда, чаще всего, гражданская ответственность возлагается на организацию-владельца авто. А уж со своим горе-водителем начальство само разберется. Однако, если в ДТП серьезно пострадали люди, то уголовная ответственность будет возложена именно на того, кто был за рулем.

Все это так, но как вы знаете, перед тем, как выехать на дорогу, владельцу необходимо иметь действующий полис ОСАГО — Обязательного Страхования Автомобильной Гражданской Ответственности. Для чего же он нужен?

* — Владелец авто — это тот, кто в данный момент сидит за рулем, то есть владеет автомобилем, пусть даже и временно, по доверенности, или на правах аренды. А собственником является тот, кому принадлежит машина. Оба понятия могут относиться как к одному лицу, так и к разным людям. Юридически собственник имеет все права на свое имущество — право пользования, владения, распоряжения.

От чего страхует полис ОСАГО?

Когда вы заключаете полис обязательного автострахования (ОСАГО), вы страхуете именно гражданско-правовую ответственность: в первую очередь, свою собственную, а также всех тех, кто будет указан в этом полисе в качестве допущенного к управлению.

Согласно договору ОСАГО, страховая компания берет на себя обязанность ВМЕСТО ВЛАДЕЛЬЦА возместить причиненный ущерб пострадавшему. Но если сумма ущерба превысит заранее установленный в страховом полисе предел, то возмещать разницу придется из своего кармана.

Подробнее о страховании автомобиля мы говорим в разделе «Авто и Документы».

* — За езду без ОСАГО водителю грозит административная ответственность — штраф от 500 до 800 руб. и запрещение эксплуатации авто. Т.е. на владельца возлагают только штраф и отпускают восвояси. (Автомобиль при этом не задерживается, на штраф-стоянку не помещается). Ровно через сутки любой гаишник вправе снова оштрафовать водителя за отсутствие страховки!

От возмещения вреда освобожден! (Согласно статье 1079 ГК)

Да, могут быть и такие случаи. Например, у человека угнали его машину, и угонщик имел неосторожность стать виновниками ДТП. В этом случае собственник автомобиля освобождается от возмещения ущерба. Ответственность за причиненный вред должно понести лицо, противоправно завладевшее автомобилем.

Разумеется, собственник авто должен доказать, что он к произошедшему ДТП не причастен, в том числе и косвенно. Иначе и ему не избежать наказания за свою оплошность.

Еще случай, когда водитель не будет возмещать причиненный им вред — это ситуации, когда вред возник исключительно вследствие непреодолимой силы. Я даже не знаю, какой пример здесь привести. Ну например, столкновение машин произошло по причине… цунами, извержения вулкана, нашествия саранчи… Продолжите список сами 🙂

От возмещения вреда также освободят, если будет доказано, что вред возник исключительно вследствие умысла потерпевшего. Например, водитель предъявил неопровержимые доказательства того, что владелец пострадавшего авто сам спровоцировал ДТП. О дорожных «подставах» все мы наслышаны.

© www.AutoPrepod.ru

Административная ответственность водителя

Грубо говоря, административная ответственность — это когда АДМИНИСТРАЦИЯ (в нашем случае — государство), в лице сотрудников правопорядка наказывает нарушителей.

Административная ответственность наступает за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Водителей к административной ответственности чаще всего привлекают за: нарушение ПДД, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Отделался предупреждением?!
Днем, при движении на авто вы забыли включить фары. За это вас остановил инспектор ГИБДД. Или, может быть, вас остановили из-за грязных (нечитаемых) номерных знаков. При этих нарушениях, есть вероятность того, что вы отделаетесь не 500 рублевым штрафом, а всего лишь предупреждением.

Да-да, иногда можно услышать и такие сказочные финалы. Предупреждение, кстати, выносится в письменной форме, для чего составляется постановление (в былые времена-протокол), где будет указано, что водитель не оштрафован, а просто предупрежден.

Превышаем?!
Возьмем более частые нарушения. Водитель превысил скорость чуть более 20 км/ч. За это ему грозит штраф в 500 рублей и никаких предупреждений не предусмотрено. Превышение скорости от 40 до 60 км/ч — карается штрафом от 1000 до 1500 руб., (в реальности почти всегда берите верхний предел).

Ну и самое приятное для инспекторов нарушение — это превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч. За это нарушение предусмотрено, в том числе и лишение* водительского удостоверения, хотя на первый раз запросто можно отделаться штрафом.

* — с 1 сентября 2013 года права на дороге у нарушителей не изымаются(!). ГИБДД оформляет нарушение на месте, а лишать ли водителя прав или нет, решать будет суд. В случае лишения, водитель должен сам сдать водительское удостоверение. На это ему отводится 3 рабочих дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Мы рассмотрели такие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение права управления.

Но есть и другие:

  • административный арест до 15 суток
  • конфискация орудия или предмета совершения правонарушения.

Загреметь на 15 суток можно за злостные нарушения. Например, если водителя лишили прав, а он опять взялся за руль. Либо водитель оказался за рулем в нетрезвом состоянии и при этом без прав (лишен их или забыл дома). При этом, кстати, с правами можно попрощаться на 1,5-2 года и заплатить штраф в 30 тысяч рублей.

Конфискация, (т.е. изъятие навсегда) применяется довольно редко. При этом шансы лишиться автомобиля практически равны нулю. Чаще всего у водителей могут конфисковать незаконно установленные: знаки-шашечки такси, звуковые спец сигналы, «мигалки», самодельное ксеноновое освещение и другие незаконные вещички.

Т.е. если у водителя есть «мигалка» на крыше, но нет на нее законного разрешения, то любой инспектор ГИБДД имеет право «мигалку» изъять, В дальнейшем, по решению суда, ее скорее всего отберут навсегда (конфискуют), а водителя нарушителя, за это нарушение — лишают прав.

Как долго можно не оплачивать штраф?

На оплату административного штрафа отводится срок в один месяц с момента истечения срока обжалования постановления о наложении штрафа, (обычно это 10 дней). Если по прошествии этого времени нарушитель штраф не оплатил, то у него есть еще один месяц, чтобы одуматься. А вот ежели по истечении двух месяцев и десяти дней он не оплатил штраф, то его может ожидать сюрприз в виде наложения двукратного размера изначального штрафа, а то и арест сроком до 15 суток.

Загреметь на полмесяца за неуплату штрафа шансы невелики, а вот не попасть на заграничный курорт можно запросто. За границу должников обычно не выпускают. И такие неприятные обстоятельства иногда неожиданно выясняются прямо в аэропорту.

Узнать подробно об административных наказаниях вы можете в таблице штрафов ГИБДД за нарушение ПДД.

© www.AutoPrepod.ru

Уголовная ответственность водителя

Если последствия нарушения ПДД (не дай Бог, конечно) привели к гибели человека или причинили тяжкий вред его здоровью*, то наступает УГОЛОВНАЯ ответственность определенная статьями 264, 268 Уголовного Кодекса.

Натворил дел с серьезными последствиями — значит и ответственность грозит соответствующая. И если, например, после ДТП, в результате экспертизы будет доказано, что водитель, при возникновении опасности для движения не принял возможные меры для остановки транспортного средства, то светит ему реальный тюремный срок.

В подобных случаях, более-менее спасти положение может опытный адвокат. И чем раньше он примется за дело, тем лучше. Да, здесь крутятся большие деньги и не малые сроки лишения свободы. Единственное чего тут не предоставят даже высокооплачиваемые адвокаты — это гарантий исхода дела.

* — тяжкий вред здоровью человека: причинение вреда, опасного для жизни человека или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть либо утрату профессиональной трудоспособности.

© www.AutoPrepod.ru

От ответственности освобожден! Битый перед битым невиновен?!

Оказывается и такое бывает. Мы, кстати, уже рассмотрели некоторые случаи освобождения владельца от ответственности по причине непреодолимой силы или угона.

Между тем, в ДТП могут быть виновны не только водители. А, например, дорожные службы, которые старательно вырыли на дороге яму, а предупреждающие знаки должным образом выставить позабыли. А еще, причиной ДТП может послужить неисправность светофора или несвоевременное устранение рытвины на дороге.

Иски, предъявленные дорожным службам, в нынешнее время не редкость. Да и сотрудники ГИБДД не застрахованы от ошибок, которые могут привести к ДТП с участием водителей автомобилей.

ДТП также может произойти по причине бракованной детали или некачественного ремонта. В этом случае есть вероятность того, что виновным в ДТП признают автосервис или производителя некачественных комплектующих (а может быть даже автопроизводителя).

Для обращения в суд вам обязательно потребуются: наличие чека организации, производившей ремонт, или магазина, продавшего некачественную деталь, а также много терпения, нервов и времени.

Доказать виновность перечисленных лиц и организаций бывает крайне и крайне сложно. Но это не значит, что нужно сложить руки и не отстаивать свою правоту. Хотя, конечно, по-разному бывает: иногда овчинка действительно не стоит выделки.

© www.AutoPrepod.ru

Подведем итог

Для привлечения лица к серьезной ответственности необходим факт нарушения закона! А к какой ответственности привлекут и как сильно накажут, зависит от характера правонарушения и от причиненных им ВРЕДНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ.

Вариант-1. Есть нарушение , но нет вредных последствий
Ситуация: водитель мог остановиться у стоп-линии, но предпочел проскочить на запрещающий сигнал светофора. Все это произошло на пустынном перекрестке, без ГИБДД поблизости. Ну чтож, обошлось! Посчитаем, что водителю на этот раз повезло.

Если же нарушителя ПДД поймал-таки инспектор и выписал штраф, (привлек к административной ответственности), то, в принципе, тоже не худший вариант из возможного.

Вариант-2. Нарушение привело к ДТП с материальным ущербом
…При проезде на запрещающий сигнал светофора случилось незначительное ДТП. В этом случае у нарушителя ПДД возникает гражданская ответственность перед пострадавшим. Но это еще не все. Если авария возникла из-за нарушения Правил дорожного движения, то ГИБДД дополнительно привлечет виновника к административной ответственности.

При действующем у нарушителя страховом полисе ОСАГО, нанесенный материальный ущерб пострадавшему будет оплачивать его страховая компания, но до определенного предела. Собственный автомобиль водителю-нарушителю придется восстанавливать за свой счет. Если, конечно, до ДТП он не заключил полис КАСКО.

Вариант-3. Нарушение привело к ДТП с пострадавшим(и)
…Хотел проскочить, а в итоге создал ДТП с причинением вреда здоровью другому человеку, например пешеходу. Здесь вид ответственности будет зависеть от тяжести нанесенного вреда.

Напомним, если в результате нарушения ПДД причинен легкий или средней тяжести вред здоровью — это административная ответственность. А если последствия более серьезные — тяжкий вред или смерть человека — то это уже уголовная ответственность.

К примеру, такая вот ситуация. После ДТП на водителе — ни царапинки, а пассажир остался инвалидом, (получил тяжкий вред здоровью). Оказывается, за это водителя привлекут к уголовной ответственности, как владельца источника повышенной опасности (автомобиля). Засадят такого водителя за решетку или он отделается условным сроком – зависит от решения суда.

При этом водителя одновременно могут привлечь и к гражданской ответственности: заставят возмещать лечение пассажира в полном объеме. И будет он работать пострадавшему на лекарства, может даже и до конца своих дней.

Как вы могли заметить из приведенных примеров, нарушителя ПДД могут подвергнуть сразу двум видами ответственности.

Вывод: на водителя, как на владельца источника повышенной опасности возложена большая ответственность, чем на всех остальных участников!

Совет!
Не хотите неприятностей на свою голову – стремитесь не нарушать Правила. Даже незначительное нарушение может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Мой собственный грустный опыт меня научил: спешка и нервозность за рулем до добра не доводят. В первую очередь всегда думайте о безопасности.

© www.AutoPrepod.ru

Важные пояснения и напоминания

При ДТП позаботьтесь о доказательствах виновности нарушителя ПДД!

Как мы уже упоминали, доказывать чью-либо вину обязаны соответствующие государственные органы, привлекающие нарушителя к ответственности. Но если быть точнее, то это правило в полной мере относится к административным и уголовным правонарушениям.

Но в гражданском судопроизводстве дела обстоят несколько иначе: каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается при рассмотрении дела.

Т.е. если например, в результате ДТП, пострадали вы сами или ваше имущество, то в ваших же интересах собрать как можно больше доказательств вины нарушителя и зафиксировать их каким-либо образом или проследить чтобы их зафиксировал инспектор, оформляющий ДТП. (Собирайте доказательства только с соблюдением закона, иначе они не будут приняты в суде).

Используйте все доступные вам способы фиксации нарушения ПДД другим участником и их последствия. Не стесняйтесь пользоваться фото- или видео- съемкой места ДТП. Наличие свидетелей произошедшей аварии будет очень кстати. И часто именно свидетельские показания могут коренным образом повлиять на исход дела.

Но, что не говори, «идеальными» свидетелями являются видеорегистраторы и видеокамеры наружного наблюдения. Порой только кадры, попавшие в объектив электронных устройств, позволяют устранить все разногласия и выявить вину участников.

За что водителей часто лишают прав или разводят на взятки?

Ну и в завершении приведем некоторые нарушения ПДД, за которые можно запросто схлопотать лишение прав:

  • проезд железнодорожного переезда на запрещенный сигнал светофора
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч
  • выезд на встречную полосу через сплошную или двойную сплошную линию

Запомните их и не пытайтесь совершать.

На самом деле список нарушений, за которые лишают прав, гораздо длиннее. Ознакомиться с ним можно в таблице штрафов ГИБДД.

Как только Вы завели двигатель автомобиля, помните, с этого момента на Вас возлагается повышенная ответственность. Ваша жизнь, жизнь рядом сидящих пассажиров, да и многих окружающих, будет зависеть от правильности ваших действий.

Остается пожелать нам всем безопасной дороги и отсутствия поводов для ответственности.

Источник: http://www.autoprepod.ru/law-avto-zakon/law_2.html

D1oR41k ›
Блог ›
В каких случаях можно нарушать ПДД безнаказанно?

Представьте себе! Есть такие ситуации, когда за нарушение Правил дорожного движения наказания вы не несете. Даже если вы действительно нарушили, и даже грубо нарушили, наказать вас судья не имеет права. В каких же случаях нарушать ПДД можно? Разберемся в деталях.

На самом деле все очень прозрачно и просто. Вы освобождаетесь от ответственности, если, нарушая ту или иную норму Правил, действовали при наличии крайней необходимости. Что же такое крайняя необходимость, и к каким ситуациям она относится?

В административном праве определение крайней необходимости дается в статье 2.7 КоАП РФ, но там оно достаточно сложное и не очень доступное для понимания простого обывателя, поэтому сразу переведу с юридического на русский:

Крайняя необходимость – это неправомерные действия, направленные на устранение опасности, угрожающей личности и правам граждан. И, соответственно, такие действия нарушением не являются. То есть, нарушать нельзя, но если очень нужно и иначе будет еще хуже, то можно.

Например, к крайней необходимости можно отнести избежание ДТП, о чем я уже писал в статье «Могут ли лишить прав, если вы только завершили обгон через сплошную?». Допустим, с второстепенной дороги выезжал автомобиль и, не уступив вам дорогу, резко встроился перед вами. И вы во избежание столкновения с ним стали крутить руль влево и в результате оказались на «встречке», а возвратились обратно уже через сплошную линию разметки.

Другой пример: вы значительно превысили скорость и попали под лишение прав. Избежать наказания удастся только в том случае, если вы докажете, что летели на всех парах к своему тяжелобольному родственнику, причем не просто его навестить, а исключительно для того, чтобы вовремя доставить ему необходимые лекарства.

Либо вы, человек с медицинским образованием, управляя автомобилем, увидели, как на улице упал в обморок человек. Понимая, что только вы сейчас можете ему помочь, вы остановились там, где остановка запрещена. Медлить было нельзя – при инфаркте и инсульте помощь нужна незамедлительно.

И еще пример применения крайней необходимости при оставлении места ДТП. В сельской местности с разбитыми грунтовыми дорогами ребенка покусала собака, а врача в селе нет, помощь оказать некому. Отец сажает ребенка в машину и везет его в ближайшую больницу. По дороге попадает в ДТП, пострадавших нет, автомобиль в состоянии ехать дальше, ребенку плохо – срочно нужен врач, и отец, естественно, принимает решение ехать дальше в больницу.

В результате, в этом случае причиненный вред – это нарушение установленной законом обязанности водителя совершить определенные действия после ДТП. А вред предотвращенный – это устранение непосредственной угрозы ребенку.

Таким образом, получается, что основным признаком определения крайней необходимости является факт того, чтобы вред причиненный был меньше, чем вред предотвращенный.

Но помните! Очень важно, при наличии крайней необходимости, иметь и предъявлять суду неопровержимые доказательства существования таких чрезвычайных обстоятельств. Ими может быть все что угодно: показания свидетелей, справки, данные видеорегистратора… Также следует понимать, что крайняя необходимость придумана законодателем не для того, чтобы освобождать от ответственности всех подряд, а для защиты личности и прав человека.

Поэтому вряд ли к крайней необходимости можно отнести управление автомобилем в нетрезвом состоянии. То есть, если вы единственный житель в деревне, у которого есть машина, и выпили пару рюмок водки, а в соседнем доме стало плохо бабушке, и вам нужно срочно везти ее в больницу, иначе дело может плохо кончиться, то вы, естественно, как благоразумный человек, ее повезете. Но если вас остановит инспектор, то далеко не факт, что судья признает, что вы действовали в рамках крайней необходимости. Тут есть о чем поспорить, но такова практика разбирательств.

В заключение — еще реальный случай из жизни, который наш суд вряд ли отнесет к крайней необходимости. Приехал мужик рано утром на рыбалку, собирался рыбачить до самого вечера и поэтому решил выпить одну банку пива, ведь понятно, что к вечеру она уже выветрится. Но, видимо, день был не его – когда рыбак допивал свое пиво, то обнаружил на дне банке осу, которая мигом ужалила его в язык. А у человека оказалась аллергия на укус, нужно срочно ехать в больницу, а гаишники – тут как тут. И что? Его надо лишать прав? А ведь и правда, скорее всего, лишат.

В любом случае, дорогие друзья, если вы уверенно считаете, что вы действовали в состоянии крайней необходимости, то обязательно отражайте в протоколе этот факт и свое аргументированное несогласие с вменяемым нарушением. Если есть свидетели или видеозапись, подтверждающая вашу правоту – указывайте в протоколе об их наличии.

И не стоит злоупотреблять этой нормой закона. Перед тем как не согласиться с инспектором, подумайте – а действительно ли эта «крайняя необходимость» — такая уж крайняя, и такая уж необходимость?

Спасибо за внимание с уважение Антон ( D1oR41k)

Источник: https://www.drive2.ru/b/1982017/

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*