admin / 08.05.2020

Опель вернется в Россию

Группа PSA обещает вернуть в РФ автомобили марки Opel. На авторынке скептически оценивают перспективы такого шага. Бывший владелец Opel — General Motors — наложил на сбыт автомобилей, в том числе в России, ряд ограничений, что не позволит в ближайшие годы привести сюда флагманские легковые модели. Другие же модели Opel будут дублировать уже представленные Peugeot и Citroen, что, по мнению одних экспертов,— к пользе, поскольку может создать синергию, а других — напротив, поскольку приведет к каннибализму внутри группы и не даст PSA нарастить и без того низкие продажи в России.

Французский автоконцерн PSA Group объявил о решении вернуть на российский рынок бренд Opel. За счет российского рынка и с учетом запуска бренда Opel на Украине в 2018 году PSA рассчитывает к 2021 году утроить объемы продаж в регионе, сообщил исполнительный вице-президент PSA и операционный директор региона Евразия Яник Безар.

На фоне падения спроса в РФ в 2015 году GM объявил об уходе из страны, законсервировав собственное производство в Петербурге и остановив выпуск на других площадках. Тогда же Россию покинул Opel. В 2017 году PSA Group купила у GM этот бренд, но мощности в Петербурге не вошли в периметр сделки.

Сегодня позиции PSA в РФ далеки от лидеров рынка: в 2018 году его продажи в РФ упали на 0,9% на фоне роста авторынка на 12,8%, доля на рынке снизилась на 0,1 процентного пункта, до 0,5%. PSA в России владеет 70% калужского завода ООО ПСМА, еще 30% у Mitsubishi. Это производство недозагружено, говорит глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов, что позволяет локализовать на его базе в том числе Opel. В 2018 году завод выпустил 38,1 тыс. машин при мощности 125 тыс. в год, и ситуация может ухудшиться. Mitsubishi в альянсе с Renault и Nissan привлечен в СПИК АвтоВАЗа, а по данным «Ъ”, СПИК предполагает, что, когда в 2023–2024 годах закончится жизненный цикл моделей Mitsubishi, выпускаемых в Калуге, компания может уйти оттуда на площадки альянса.

Opel мог бы дать PSA дополнительные объемы, но с этим есть сложности.

Как рассказали источники «Ъ” на авторынке, при продаже Opel GM и PSA заключили соглашение, которое предполагало, что модели на платформе GM не могут продаваться или локализовываться на определенных рынках, в том числе в России.

А на перевод Opel на платформу PSA, говорит один из них, потребуется минимум полтора-два года.

У Opel уже есть несколько моделей на базе аналогичных автомобилей Peugeot и Citroen — например, Opel Zafira Life и Vivaro имеют базу как у Peugeot Traveller и Citroen Spacetourer, которые уже производятся в Калуге. Opel Zafira Life — это «каблучок», который может составить в РФ конкуренцию Lada Largus, говорят источники «Ъ” на рынке, а модель Vivaro — LCV «нишевого сегмента» емкостью около 10 тыс. штук в год, и низкая цена и агрессивный маркетинг могут позволить ей конкурировать с Daimler, VW, Peugeot. Начавший работу импортер «Пежо Ситроен Украина» предлагает кроссоверы Grandland X (похож на Peugeot 3008) и Crossland X (похож на Citroen C3 Aircross). При этом на Украине будут представлены и модели Astra и Insignia — источники «Ъ” отмечают, что это традиционные лидеры продаж Opel и, вероятно, соглашение с GM не затрагивает эту страну.

Приход моделей Opel, аналогичных линейке PSA, может дать концерну синергию по объемам и придать импульс продажам, полагает Андрей Коссов: «Есть примеры успешного сосуществования у аналогичных моделей VW и Skoda». Он отмечает, что у PSA не получилось закрепиться в России в легковом сегменте и концерн может переключиться на LCV.

Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев отмечает, что долю Opel в РФ давно заняли другие бренды и «отгрызать» ее назад придется только ценой и агрессивным маркетингом. Приход аналогов моделей PSA не добавит объемов, а приведет к каннибализации, полагает он. Глава ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов считает, что PSA придется определить для Opel целевую клиентскую группу, чтобы избежать каннибализма, и восстановить дилерскую сеть: «Сегодня состояние сети PSA далеко от идеала, а запуск Opel потребует не только новых затрат, но и возобновления доверия дилеров к марке». Он также отмечает, что даже приход флагманских моделей легковых Opel будет осложнен: придется конкурировать с сильными позициями Kia и Hyundai. В целом господин Попов говорит, что наиболее перспективен для PSA сегмент LCV. В «Авилоне» «Ъ” сообщили, что готовы рассмотреть включение Opel в портфель, и отметили «хорошую репутацию» марки на рынке. При этом конкретных планов по возвращению Opel в РФ в PSA не раскрывают, а источники «Ъ” на рынке говорят, что марка обсуждает эту тему с дилерами не первый месяц, но решения до сих пор не приняты, в том числе по модельному ряду.

Ольга Никитина

Почему сроки поджимают PSA

PSA уже сегодня нужно определиться с планами по локализации в РФ: до середины весны автоконцерны должны подать заявку на специнвестконтракты (СПИК, дают налоговые льготы в обмен на инвестиции), иначе они потеряют доступ к промышленным субсидиям (де-факто компенсация утильсбора). Представитель вице-премьера не стал комментировать параметры заявки концерна, сказав только, что PSA должна обсуждать с регионом возможности дозагрузки завода. Кроме того, как рассказывают источники «Ъ” на рынке, PSA планирует инвестировать менее 5 млрд руб. в СПИК за 10 лет, и он будет касаться именно коммерческого транспорта. В частности, по данным «Ъ”, речь идет о перевозке в РФ оборудования и локализации на базе площадки в Калуге старой модели «каблучка» Citroen Berlingo/Peugeot Partner с завода в Испании, где проходит обновление поколения модели. При этом ряд источников «Ъ” на рынке полагает, что PSA может отказаться от производства легковых автомобилей в Калуге после истечения жизненного цикла и сконцентрироваться на сегменте LCV.

Ольга Никитина

Впервые компания подробно рассказала о своих планах по возвращению в Россию. В частности, сообщается, что дилерская сеть Opel будет представлена как опытными дилерами марки, так и новыми партнерами в крупных городах России.

«На старте их количество составит 15-20, а в среднесрочной перспективе увеличится более чем вдвое», — отметили в пресс-службе.

Таким образом, очевидно, Группа PSA не планирует продавать автомобили Opel вместе с Peugeot и Citroen, как предполагали эксперты «РГ». Но вернуть многих дилеров под крыло марки уже проблематично. Часть автосалонов просто закрылись, часть занялись работой с другими брендами. Кроме того, сервисные центры Opel «заточены» сейчас на обслуживание моделей на прежних платформах General Motors, тогда как новые машины получат «тележки» PSA. И этот вопрос также предстоит решать в перспективе.

Впрочем, в Opel полны оптимизма.

«Россия — это крупный и привлекательный рынок с большим потенциалом, на котором немецкий бренд завоевал отличную репутацию. Важным преимуществом является возможность локального производства с момента старта продаж», — заявил гендиректор Opel Михаэль Лошеллер.

Эти настроения разделяет и региональный бренд-менеджер Opel Драган Ненадович.

«Растущий рынок, возможность локального производства, хорошая репутация и поддержка опытных партнеров — весомые аргументы для успешного развития немецкого бренда в России», — сказал он.

По его словам, главными приоритетами бренда в нашей стране будут конкурентоспособные продукты, высокое качество послепродажного обслуживания, довольные клиенты и рентабельные дилеры.

Автомобили марки Opel возвращаются в Россию. С 16 декабря российское подразделение компании начало предварительный прием заявок на две модели — кроссовер Grandland X и минивэн Zafira Life. В будущем в продаже появится еще и коммерческий фургон Vivaro. Opel ушел с российского рынка в 2015 году — тогда продажи этих машин упали почти на 90%. С тех пор автопроизводитель успел сменить прописку — в 2017-м он перешел от американской General Motors к французской PSA. Удастся ли Opel теперь закрепиться в России? Разбирались Владислав Викторов и Владимир Соколов.

Уход концерна General Motors из России в 2015-м году оказался чуть ли не самым масштабным. Не сумев оправиться после падения продаж на фоне кризиса, компания решила полностью увести с рынка одну из самых популярных у россиян марок — Opel, а вместе с ним и бюджетный Chevrolet, оставив в стране лишь премиальные модели. Теперь же Opel заведует французская группа Peugeot Citroen, которая еще весной объявила, что марка вернется в Россию. Впрочем, время для этого выбрано не самое удачное — на прошлой неделе в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» предупредили, что в будущем году продажи легковых авто упадут на 8%. И президент ассоциации Олег Мосеев сомневается, что в таких условиях Opel сможет добиться выдающихся результатов: «В самом General Motors эта марка всегда была убыточной. В итоге Opel уходил, как составная часть концерна GM, а возвращается как концерна PSA. На падающем рынке для того, чтобы вернуться, нужно значительно потратиться. Практически уверен, что там не будет каких-то значимых продаж».

Впрочем, и в самом Opel пока, судя по всему, и не ждут каких-то рекордов. На это отчасти указывает и то, что в России автомобили будут представлены лишь у 11 дилеров по всей стране. А судя по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи по всему миру у компании падают третий год подряд. И если еще в прошлом году она отпускала больше 800 тыс. автомобилей, то по итогам этого года цифра может едва перевалить за 700 тыс. Возвращение в Россию должно это исправить, считает независимый аналитик Андрей Кипрович: «Количество техники, которая выпущена Opel и продана на российском рынке, заслуживает уважения. Они зарекомендовали себя очень хорошо. Но когда посчитали прибыль, прослезились: нет новых марок, нет развития, азиатский рынок занят. Поэтому куда они направились? В третью развивающуюся страну — в Россию».

Радовать наших поклонников Opel будет переднеприводным кроссовером Grandland X, который в «базе» обойдется почти в 1,8 млн руб., а также фургоном Zafira Life — его стоимость начинается от 2,5 млн руб. В вопросе цены марка точно проигрывает своим конкурентам, отмечает главный редактор портала Авто Mail.ru Денис Смольянов. Но учитывая, что скоро в продаже появится еще один фургон, компания, похоже, делает ставку именно на коммерческий сегмент. «С коммерческой техники производители имеют довольно высокую маржу. Машины планируют собирать у нас, что позволит снизить цены. Выбор автомобилей тоже понятен, ведь Россия становится страной кроссоверов. Но для того, чтобы иметь нормальный спрос, нужно организовывать сборку в России и ввозить другие модели, в том числе маленькие компактные кроссоверы»,— отмечает Смольянов.

Удастся ли Opel восстановить былую популярность на российским рынке

К слову, ставку на коммерческие автомобили сделал и Ford, который в марте этого года ушел из России, и сейчас купить можно лишь фургоны и грузовички серии Transit. Что касается Opel, пока неясно, появятся ли на российском рынке другие модели для обычных водителей. Все будет зависеть от того, как марку встретят после четырехлетнего отсутствия.

Компания рассчитывает к середине 2020 годов получить 10% от общего объема продаж автомобилей за пределами Европы. Для этого уже через два года автопроизводитель хочет выйти на 20 новых рынков.

Рестарт марки Opel на российском рынке наконец-то подтвержден! Официальное заявление сделал глава концерна PSA Карлос Таварес во время европейской пресс-конференции, посвященной итогам 2018 года. Возвращение Опеля в Россию — часть стратегического плана Pace!, который был запущен в 2017 году и предполагает стремительное оздоровление немецкой марки с выходом на прибыль.

Заниматься продвижением Опеля в России будет новое евразийское подразделение марки, которое расположится в Москве. Его главой назначен Драган Ненадович, имеющий большой опыт работы с Опелем. В компанию он пришел еще в 1997 году, а в период с 2005 по 2008 год возглавлял департамент продаж в российском представительстве GM. Последние шесть лет он работает в подразделении Опеля на Балканах, а с этого года будет отвечать за рынки Евразии, включая Россию и Украину.

Кстати, на рынке Украины концерн PSA перезапустил Opel еще в прошлом году. А после возвращения марки в Россию руководство PSA рассчитывает утроить продажи в регионе к 2021 году (речь о совокупном объеме сбыта всех марок концерна, включая Peugeot, Citroen и DS).

Увы, пока это вся официальная информация. Подробный план возвращения Опеля на российский рынок в PSA обещают представить позже. Впрочем, как мы уже подробно рассказывали, стратегия примерно ясна. GM запретил PSA продавать в России автомобили на своих платформах, так что нынешние Astra, Corsa, Mokka, Zafira и Insignia до нас не доберутся. Поэтому в российских автосалонах стоит ждать паркетники Opel Crossland X и Grandland X, построенные на платформах PSA, а вдобавок на калужском заводе PCMA в этом году начнется производство коммерческих моделей Opel Zafira Life/Vivaro. Судя по всему, рестарт продаж состоится во второй половине года.

Спустя две недели после официального объявления о возвращении на российский рынок Opel огласил подробности. Старт продаж намечен на четвертый квартал этого года. На первом этапе в России появятся три модели — это переднеприводный кроссовер Opel Grandland X (на заглавном фото), большой минивэн Opel Zafira Life и фургон Opel Vivaro.

Opel Zafira Life

Как мы сообщали еще в конце января, модели Zafira Life и Vivaro будут локализованы на калужском заводе PCMA, ведь от уже выпускаемых там аналогичных автомобилей под марками Peugeot и Citroen они отличаются только пластиковым оперением. Паркетники Grandland X начнут поставлять с немецкого завода в Айзенахе. Говорить о комплектациях и ценах пока рано, но минивэны и фургоны наверняка будут стоить примерно как близнецы под французскими брендами, то есть от 1,6 млн рублей за грузовую версию и от 2,0 млн за пассажирскую. Импортный Grandland X едва ли окажется дешевле, чем Peugeot 3008 (от 1,75 млн рублей). Впоследствии Opel обещает расширить российскую гамму.

Дилерская сеть на старте будет состоять из 15—20 торговых точек в крупных городах России. Как заявлено, это будут как дилеры, уже занимавшиеся продажами Опелей прежде, так и новые партнеры. В среднесрочной перспективе количество дилерских центров увеличится более чем вдвое.

Opel Vivaro

Возвращение Опеля в Россию — часть глобальной стратегии развития марки. Недавно Opel уже назвал новых импортеров в Марокко, Тунисе, Ливане и Южной Африке, а также расширил свою деятельность на рынке Украины. Главная цель марки — укрепление позиций за пределами Европы: к середине 2020-х годов на «внешние» рынки должно уходить не менее 10% всех продаваемых Опелей. Для этого бренд усилит свое присутствие на рынках Азии, Африки и Южной Америки, а также выйдет еще на 20 новых рынков к 2022 году.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*