admin / 04.04.2020

Новый ЗИЛ

Завод ЗИЛ закрыт, а продукция его жива. Грузовые автомобили «ЗИЛ-133 ГЯ» выставлены на продажу на одном из продающих порталов.

В объявлении указано, что продаются шесть таких грузовиков 1994 года выпуска. Продавец утверждает, что они новые. Пробег всего 1,5 км, то есть машины, судя по всему, своим ходом доехали с завода до стоянки и имеют заводскую обкатку.

Стоимость такого транспорта — 700 тыс. рублей за единицу. Если покупателю нужно предоставить паспорт технического средства (ПТС), чтобы ездить на машине по дорогам общего пользования, тогда цена модели вырастает еще на 50 тыс. рублей.

Реклама

К лоту прикреплены фотографии новеньких авто на фоне предприятия «Абаканвагонмаш», расположенном в Красноярском крае. Отмечается, что выставленные на продажу машины после производства хранились в Госрезерве.

ЗИЛ-133, прозванные в народе из-за вытянутых капотов и длинных шасси с двумя мостами «крокодилами», выпускались на заводе с 1975 по 1999 год. Они были оснащены пятиступенчатой передачей и шестилитровыми дизельными моторами производства КамАЗ. Мощность авто составляла 150 лошадиных сил.

Некогда Завод имени Лихачева — знаменитый ЗИЛ — был легендой советского автопрома. Созданные еще в Царской России Ремонтно-производственные мастерские, по факту представляли собой гараж с «отверточной» сборкой машинокомплектов итальянских грузовиков FIAT 15 Ter. Уже после прихода большивиков к власти предприятие было названо в честь итальянца Пьетро Ферреро — борца за права трудящихся и профсоюзного лидера завода Fiat. Ферреро был убит в 1922 году фашистскими бандами в Турине.

Позже Московский автозавод был переименован в завод имени Сталина, а в 1956 году к длинному названию предприятия добавилось имя Ивана Лихачёва — одного из отцов-основателей российской автомобильной промышленности, который с 1927 года был директором завода. Тогда и появилось короткое и емкое — ЗИЛ.

В 1920-1930 гг. на предприятии производились грузовики АМО и по выкупленной у американцев лицензии «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Объемы сборки росли, однако стоимость производства в стране была выше экспорта аналогичных машин из-за рубежа, поэтому к 1930-м было решено провести реконструкцию завода и перейти на производство совершенно новой модели грузового автомобиля.

После модернизации здесь организовано массовое производство грузовиков ЗИС-5. В сутки собирали по 60 автомобилей. На базе него в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно.В сталинскую эпоху для советской элиты на московском заводе также выпускали престижный легковой «ЗИС-101».

Интересно, что

в 1953 году согласно cоветско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи по документации ЗИЛа в Китае был построен Автомобильный завод № 1. Позднее он стал Первой автомобилестроительной компанией КНР (First Automotive Works — FAW), которая по сей день является лидером китайской автоиндустрии.

У самого ЗИЛа все сложилось не так позитивно. В 1951 году завод параллельно с машинами наладил выпуск холодильников. Грузовикам ЗИЛа часто не хватало скорости, а двигатели их были слишком прожорливыми. Им все время приходилось конкурировать с новыми моделями «МАЗов» и «КаМАЗов». «ЗИЛ-133» в каком-то смысле в 1970-е гг. стал прорывной победой московского завода. Их спроектировали под гражданские нужны в кратчайшие сроки и хотя к ним было немало нареканий и машины зачастую дорабатывались на ходу, они активно эксплуатировались более 20 лет и очень хорошо справлялись с ролью седельного тягача и магистрального грузовика с прицепом

Однако затем они морально устарели и уступили первенство грузовикам «КаМАЗ». При этом в лучшие времена в 1975-1989 годах Завод имени Лихачёва ежегодно собирал 195-210 тысяч грузовиков. Но после распада СССР продукция завода становилась невостребованной, в 1996 году объем производства рухнул до 7 тысяч.

В уже новейшей истории России завод пытались реанимировать. В 2008 году ЗИЛ планировало организовать совместное предприятие с китайской компанией Sinotruk по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO. Однако из-за разразившегося финансового кризиса эта идея была похоронена. Завод постепенно обанкротили.

Последний автомобиль был выпущен на заводе конвейерным способом в 2013 году. Всего в тот год удалось собрать 95 автомобилей. После чего флагман стал банкротом.

В настоящее время гигантская территория завода застраивается жилыми корпусами и торговыми павильонами, дилерскими центрами с шоурумами Mercedes и Audi. О заводе напоминают только оставшиеся некоторые корпуса, стилизованные в духе в конструктивизма 1930-х годов.

Учитывая, что расположен завод был в пределах Третьего транспортного кольца, освобождающиеся площади становятся все более востребованными.

В начале 1990-х годов на ЗИЛе начались работы над созданием нового семейства малотоннажных автомобилей. При разработке машины использовались некоторые узлы и агрегаты от других машин завода, а в «прототипом» для новой модели стал грузовик Mercedes-Benz T2.

В 1994 году были готовы первые ходовые образцы нового грузовика — с кабиной от модели ЗИЛ-4331, оригинальным оформлением капота, элементами ходовой части от «Мерседеса» и «мерседесовским» же турбодизелем OM364 (4,0 литра, 115 л. с.) Первоначально машина называлась ЗИЛ-3301М, но впоследствии заводской индекс был заменен на 5301 (этот индекс не соответствовал ГОСТу и, как считается, был присвоен модели из-за опечатки в документации).

Первая опытная партия грузовиков ЗИЛ-5301 была выпущена 1995 году, а в 1996 году началось массовое производство автомобиля, получившего еще и имя собственное «Бычок». Полная масса машины составляла семь тонн, грузоподъемность — три тонны.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок»

Под капотом «Бычка» разместился доработанный тракторный турбодизель ММЗ-Д-245: изначально это рассматривалось как временное решение, пока не будет найдет более подходящий силовой агрегат, но в итоге другого двигателя машина так и не получила. Четырехцилиндровый мотор объемом 4,75 литра развивал 109 л. с., но после нескольких модернизаций его отдача выросла до 136 сил, кроме того двигатель стал соответствовать экологическим нормам «Евро-3». Все машины комплектовались пятиступенчатой коробкой передач от ЗИЛа-4331.

ЗИЛ-5301 «Бычок» выпускался в различных исполнениях: шасси, бортовой грузовик, цельнометаллический фургон. Были в модельном ряду и варианты с двойной кабиной, специальные версии, а на базе фургона в небольших количествах делали автобус ЗИЛ-3250.

Фургон ЗИЛ-5301 «Бычок»

В середине 2000-х годов планировалось организовать в латвийской Елгаве сборку усовершенствованных «Бычков» для рынков стран Восточной Европы. Такая машина должна была получить иное оформление передка, новый интерьер, дизель Cummins, коробку передач ZF, дисковые тормоза, а грузоподъемность модели предполагалось увеличить до 4,5 тонн. В итоге проект так и не был реализован.

В девяностых годах «Бычок» пользовался неплохим спросом, несмотря на невысокое качество сборки и не самую удачную конструкцию. Однако к середине двухтысячных интерес покупателей к модели стал снижаться: с одной стороны, завод не улучшал качество и практически не работал над усовершенствованием модели, с другой стороны, в этом классе появились конкуренты, прежде всего, «Валдай» и китайские малотоннажные грузовики.

Испытывающий постоянные финансовые проблемы завод постепенно снижал объемы производства автомобилей, многочисленные попытки реорганизации предприятия ни к чему не привели, и в 2010 году главный конвейер ЗИЛа был остановлен. Еще несколько лет грузовики собирали в небольших количествах, а в 2014 году завод окончательно прекратил выпуск машин.

Отзывы

C. Ионес, фото автора

Не у каждого водителя, решившего заняться междугородными перевозками, есть средства на новый автомобиль, даже отечественный. Зато знания и умелые руки помогут сделать вместительную и удобную машину из старого грузовика, купленного за бесценок.

Перед вами фургон ЗИЛ-130 светло-серого цвета, который существенно отличается от стандартного грузовика этой незабываемой модели. Многие владельцы ЗИЛов в 1990-х годах оснащали машины кузовами-фургонами увеличенной вместимости. Чаще всего короб фургона ставили на шасси со стандартной длиной базы, безобразно удлиняя задний свес. О том, как при такой конструкции перегружены задние колеса и что происходит с осевой нагрузкой на дорожное полотно, можно не говорить. У данного автомобиля переделка выполнена грамотно. Кузов объемом 33 м3 установлен на шасси с заметно удлиненной колесной базой.

Вспомним, что у бортового грузовика ЗИЛ-130 было два варианта длины колесной базы. У основной модели она составляла 3800 мм, а удлиненной считалась модификация ЗИЛ-130Г с базой 4500 мм. В середине 1970-х завод непродолжительное в ремя выпускал «особо длинный» грузовик ЗИЛ-130ГУ, длина базы которого достигала 5600 мм. Что перед нами – сохранившийся экземпляр этой редкой модификации? Ящики для инструмента, установленные под платформой, не позволяют увидеть раму автомобиля и определить, какая она: серийная заводская или подвергавшаяся переделке.

Владелец машины Андрей Капитанский ответил сразу: «Нет, шасси у машины не заводское и длина базы не 5,6, а только 5,2 м». Раньше это был бортовой ЗИЛ-130 1973 года выпуска, возивший по деревенским дорогам грузы сельскохозяйственного назначения. Скорее всего, машину ждала обычная судьба колхозного грузовика – сгнить и быть разграбленным на задворках заброшенной усадьбы среди пришедших в негодность тракторов и комбайнов.

Андрею машину продали за $350. Солидный возраст автомобиля не смущал будущего хозяина. В свое время Андрей собирался приобрести в качестве шасси для дальнобойной «фуры» древний ЗИЛ+164. Отказался от этой машины только потому, что у нее были проблемы с документами.

Машину Андрей строил вдвоем с отцом. Работали не в московском гараже и не на автобазе, а на собственном участке во Владимирской области. Там, по их словам, у них хорошо оборудованная мастерская и даже небольшой станочный парк. На постройку грузовика ушло два сезона с весны по осень.

Владельцы капотных грузовиков часто устанавливают спальный отсек поверх кабины, а не позади нее – незачем отнимать полезную площадь у платформы.

У этого ЗИЛа над кабиной не квадратный «ящик», а скругленная надстройка, которая по дизайну согласуется с округлой формой капота, облицовки и крыльев. Корпус «спальника» выполнен из металла. Стандартные передние стойки «сто тридцатой» кабины не выдержали бы его веса. Часть нагрузки приняли на себя наружные усилители. Передние по совместительству являются кронштейнами зеркал, а те, что установлены позади дверей, играют роль поручней, за которые удобно взяться при посадке в кабину.

Интерьер кабины на первый взгляд мало отличается от оригинала. Даже панель приборов, внутренние поверхности дверей и стоек сохранили «зиловский» ярко-голубой цвет. Но есть и некоторые полезные дополнения.

Кресло водителя взято от какой-то модели грузового «Мерседеса». Над панелью приборов под ветровым стеклом – довольно широкая полка для бумаг и мелких вещей. Еще одна полка находится над ветровым стеклом. Для всех окон предусмотрены занавески. Потолок, задняя стенка кабины и внутренняя поверхность «спальника» обиты ковролином. Вход в спальный отсек через небольшой люк над пассажирским сиденьем.

В холодное время года важно обеспечить эффективное отопление кабины. Под приборную панель Андрей установил два отопителя обычной конструкции с жидкостью, поступающей из системы охлаждения двигателя. В одном из них использован радиатор «печки» от «Жигулей», другой собран из деталей отопителя иномарки.

За спинкой пассажирского сиденья нашлось место еще для одного отопителя, но автономного. Им стала доработанная «печка» от ЗАЗ-968. Зря многие считали этот агрегат ненадежным и пожароопасным. Разобравшись с устройством такой печки, можно заставить ее работать вполне удовлетворительно, причем не только на бензине. Она способна «переварить» дизельное топливо и даже сжатый газ из баллона. Шланг, установленный на «запорожскую» печь, подает горячий воздух в спальный отсек.

Ночью на загородной дороге важную роль играет головное освещение. Помимо штатных фар на этом ЗИЛе установлены еще две пары. В бампер вмонтированы блок-фары, взятые от ВАЗ-2105. Они закрыты стальными защитными решетками. Под крышей «спальника» – еще две прямоугольные фары от «Москвича-412/2140».

На полу видны
продольные
лонжероны рамы
фургона

Важным дополнением, которое пригодилось бы владельцу любого «сто тридцатого», надо признать подкрылки, установленные в колесные арки. Крупные и мелкие фирмы выпускают пластиковые подкрылки для любых отечественных легковых машин, а вот для грузовиков их не делают. Между тем у кабины ЗИЛа есть полости между подкрылками и кабиной, где скапливается грязь. Поэтому у многих машин боковины под передними стойками гнилые или переваренные. Андрей оснастил свою машину простыми по форме подкрылками, выгнутыми из листового металла по контуру колесных арок.

Раму машины ее создатели удлиняли самостоятельно, используя швеллеры, накладки из стального листа и болтовые соединения. В отдельных местах толщина лонжеронов достигла 1 см.

Кузов машины полностью самодельный, в его основе не было никакого серийного фургона. Ровные аккуратные ряды листов металлической обшивки придают кузову «заводской» вид. В основе кузова-фургона лежит вторая, самостоятельная рама с продольными лонжеронами, уложенными поверх лонжеронов рамы автомобиля. Силовая схема фургона продумана грамотно. По сравнению с некоторыми самодельными кузовами толщина бортов небольшая, значит, меньше масса и больше полезный объем кузова.

Длина кузова составляет 6 метров, ширина – 2,45 м, высота – 2,3 м. Такие размеры выбраны в расчете на размещение груза, установленного на европоддоны. На пол кузова входят три европоддона в ширину и пять в длину.

Ящики под кузовом машины тоже выполнены со вкусом. Их крышки не из плоских листов металла, а с канавками и ребрами жесткости. Из такого же гофрированного листа изготовлены задние двери фургона.

Двигатель, коробка передач, задняя подвеска и оба моста остались серийные. Карданный вал удлинен за счет передней секции, расположенной между коробкой передач и подвесным подшипником. Задняя часть вала стандартная. На коробке остался работоспособный механизм трансмиссионного ручного тормоза. Но создатели машины установили также пневматический стояночный тормоз нового образца. Таким образом, у машины получилось две стояночные тормозные системы.

Конечно, машина способна перевезти значительно больше, чем 6 тонн, на которые ЗИЛ рассчитан по паспорту. Обычные стандартные агрегаты с честью выдержали немало рейсов с порядочной перегрузкой. Создатели признают, что задний мост у машины все-таки слабоват. Возможно, в будущем на нее установят мост венгерской фирмы RABA.

По словам владельца машины, на все переделки он оформил сертификат на ЗИЛе и в НАМИ без проблем.

На свой столетний юбилей московский ЗИЛ подготовил сюрприз: только что объявлено, что собран последний грузовик этой марки. Как же так, удивятся читатели, ведь АМО ЗИЛ обанкротилось еще в начале года?

В том-то и дело, что этот ЗИЛ совсем другой. Группа работников-энтузиастов зарегистрировала акционерное общество с тем же именем и начала сборку машин из оставшихся в наследство от завода элементов: рам, мостов и кабин.

Было собрано несколько десятков грузовиков модели 4327. Это своеобразная реинкарнация «коммунального» ЗИЛ-4329. Сразу стало понятно, что их количество окажется крайне ограниченным, ведь даже цехов, где можно было бы производить элементы, уже не осталось.

Внешне новые ЗИЛы отличаются скругленным пластиковым носом (фото из архивов Максима Чернявского)

Главное отличие «возрожденного» ЗИЛа — это пластиковый скругленный капот (похоже, родных капотов уцелело еще меньше, чем кабин). Под ним установлен «вечный» минский дизель Д-245.9Е4 (Евро-4) мощностью 136 л.с. Коробка передач — пятиступенчатая «механика». На большинстве машин смонтированы смоленские коммунальные надстройки.

Когда-то завод показывал на выставках и собственное видение пластикового капота, как на этом грузовике Тапир (фото из архивов Максима Чернявского)

Такие машины наши коммунальщики охотно покупали бы еще многие годы. Не очень эргономичные и экономичные? Зато простые, дешевые и хорошо знакомые.

Еще десятки тысяч ЗИЛов-«коммуналов» встречаются на улицах всех российских городов (фото из архивов Максима Чернявского)

Если учитывать больше миллиона выпущенных ЗИЛов этого поколения, проблем с запчастями к ним не будет еще долгое время. Но в подобной экономике наши государственные предприятия все еще не очень сильны.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*