admin / 31.03.2020

Нива в грязь

Крен, кажется, близок к критическому. Заднее правое колесо уже болтается в воздухе, левое переднее провалилось куда-то вниз. Косогор крут – экстренно затормозить не выйдет, точно кувырнешься. А впереди узкие ворота и береза, которая целится прямиком в голову. Точка невозврата пройдена. Хрясь! Двойной каркас безопасности выдержал удар о ствол дерева, а черная «Нива», хлопнув открывшейся водительской дверью, невозмутимо поползла дальше – к следующему препятствию, где ладошки пилота снова вспотеют от увиденного и пережитого…

Вторая жизнь этой «Лады» началась пару лет назад, когда всерьез увлекшийся внедорожной темой Алексей Зюбанов – ныне один из лидеров российского джип-триала – осознал: экстремальное хобби требует чего-то менее затратного в содержании и более безопасного, чем повседневный Nissan Patrol. Решение случайно нашлось в соседском гараже. За 50 000 рублей в руках спортсмена оказались ключи от «Нивы», по крышу заваленной дровами в сарае. Так совершенно обычная Lada 4×4 внезапно начала карьеру в офроуд состязаниях.

В ней больше «Нивы», чем ты думаешь

Алексей вспоминает: поначалу заботливо подкрашивал царапины и переживал за опрятность кузова. Но джипер предполагает, а рельеф располагает. После первого переворота «Нива» лишилась стекол, и затем каждые отчаянные «уши» купировали часть кузова – мятые элементы оказалось проще спиливать, попутно облегчая машину. Результат виден на снимках: от стандартного внедорожника к концу 2018 года остался разве что изрядно пожеванный капот. Даже штурманская дверь уже заварена. По сути, Lada 4×4 превратилась в устрашающий «корч» — тотальный вездеход без свесов, ненужного декора и лишнего «жирка» из сытой гражданской жизни.

В подготовку «Нивы» для джип-триала суммарно «закопано» порядка 500 тысяч рублей. Но это экстремальный случай профессионального подхода. Новичок-любитель может стартовать и на стандартном внедорожнике — под категорию Д0 отводят менее суровые секции с минимальным риском повреждений. Для дебюта подойдет, например, новая Lada 4×4 — сейчас она стоит 523 900. Но эксперты советуют брать Suzuki Jimny или Samurai, которые выносливее и потребуют меньше затрат в будущем.

При этом по агрегатной части чемпионский инструмент джип-триала (Алексей не раз побеждал на этой машине) не так сильно отличается от стоковой «Нивы». Впрысковый бензиновый мотор ВАЗ-21214 (1,7 л, 83 л.с.) и механическую коробку так вообще оставили стандартными – фильтр нулевого сопротивления на впуске и обрезанный после выпускного коллектора выпуск не в счет. Доделывать логично пришлось трансмиссию после раздатки и ходовую часть. Из заметных снаружи изменений – зубастые колеса Forward Safari 510 размерности 215/90-15С (порядка 31 дюйма на привычном джиперам языке) да лифтованная проставками примерно на 1,5 см подвеска с амортизаторами «РИФ». От глаз скрыты усиленные приводы, заваренный задний мост, короткие главные пары 4,44 и самоблок на передней оси.

Штраф за задний ход, или как здесь наказывают

В отличие от трофи-рейдов джип-триал не предполагает погружений по шею в болото и убойных маршей на десятки километров по дремучим лесам и вязким колеям. В этой дисциплине все предельно динамично, выпукло для зрителя – блиц-многоходовка, словно шахматы на время: борьба как на ладони. Если говорить о финале чемпионата Московской области «МТТ-Триал», в котором представитель Motor1 Россия и принял участие на выкрашенной в мрачный цвет «Ниве», то организаторы разметили на территории трека Formula 7 компактные зоны, обратив в препятствия сугубо естественный рельеф: косогоры, пни, поваленные деревья и прочие подъемы-спуски нехилой крутизны.

Задача перед гонщиком стоит вроде бы ерундовая: последовательно проехать через пять ворот, обозначенных пронумерованными створами. Сложность в том, что судьи расставляют их в самых неудобных местах – к примеру, на уклоне, больше похожем на обрыв, да еще и под углом. При этом время на преодоление секции (так называется спецучасток) ограничено пятью минутами, а каждый проступок пенализируют. За движение задним ходом, касание ограничительной ленты, сбитую и просто задетую вешку назначают штрафные баллы. Взял ворота в неправильном порядке или не с той стороны – незачет попытки. Победителем становится самый быстрый и аккуратный пилот с минимальной суммой штрафа и максимальным количеством пройденных секций.

Разумеется, внедорожники поделены на классы по уровню подготовки – от стандартных машин до специальных триальных «котлет» со всеми поворотными колесами и нереальными ходами подвесок. Отличается и сложность трасс для каждой категории. Мы с «Нивой» заявились сразу в два зачета – чемпионатский ДЗ и свободный Open, который де-факто превратился в битву пишущих об автомобилях коллег – с ними мне и предстояло делить руль «боевой» Lada 4×4. Среди соперников оказались, например, блогер Артем Ачкасов и представитель Off-Road Media Роман Герасимов, с которым мы в одном экипаже участвовали в трофи-рейдах.

«Уши» — это норма

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Считайте джип-триал буквальным воплощением этой поговорки. Когда человек неподготовленный бродит по трассе, у него ломается мозг и не отпускает лишь один вопрос – как здесь можно проехать? Поверьте, фотографии не передают и половины тех эмоций, что испытываешь, представляя будущие маневры перед заездом, и уж тем более – выполняя их за рулем спортивного автомобиля.

Имея некоторый опыт в различных внедорожных дисциплинах, стараюсь отбросить страхи и подумать о деле: просчитать траекторию, выстроить тактику, ведь по факту все проходимо – иначе быть не может. А руки тем временем машинально затягивают потуже четырехточечные ремни. Перевороты в джип-триале – будничное событие, фотографы так и ждут «ушей». Потому что они обязательно случатся, если пилот не предпримет контрмер, а попытается просто поехать через ворота напрямик, как по асфальту. Важно и вешки не задеть, и успеть сманеврировать – руль в сторону крена, газу добавить – иначе точно упадешь.

Успокаивали два момента. Штурманом-наставником в нашем экипаже согласился выступить опытнейший Роман Шатков, а «Нива» оказалась на редкость удобной в управлении. Ведь гоночный аппарат – как пиджак индивидуального пошива. Каждый пилот подгоняет эргономику машины под свои запросы, и не факт, что другому человеку посадка окажется впору. Но Алексей Зюбанов не только заказал на «Ладу» оригинальные кресла, но и сохранил салазки продольной регулировки. Пусть механизм то и дело заедал, зато за рулем получилось устроиться правильно. В джип-триале, где тотальный контроль и чувство автомобиля жизненно необходимы, без этого пришлось бы туго.

Нежные приводы и сложные траектории

И все же первую секцию прохожу в режиме пристрелки: с выпученными от волнения глазами и попыткой понять характер ревущей на всю округу ампутированным выпуском «Нивы». Выяснилось, что лютая Lada легко рулится, на понижающей передаче отменно тянет и линейно откликается на газ – почти везде достаточно второй ступени, лишь на самых экстремальных подъемах скорее для перестраховки Рома рекомендовал втыкать первую. Обзорность – кабриолетная, габариты контролируешь четко. Из неприятных сюрпризов – скверная для такой компактной машины маневренность. Приводы и ШРУСы даже в усиленном варианте – слабое место «Нивы» («Ящика полтора порванных уже собрал», — говорит Алексей), поэтому «выворот» колес по примеру дрифтовой «классики» увеличивать нельзя. И там, где другие участники умещались в один заход, Lada требовала врубать заднюю. Тем не менее, дебютировали успешно: взяли все ворота, да и штрафов схватили не сильно много.

Чем дальше, тем больше уверенности внушала «Нива». Неповоротливость осталась, зато пришло понимание как использовать врожденную устойчивость «Лады» и приобретенную динамику. К тому же Рома штурманским чутьем выбирал подчас неочевидные, зато наиболее эффективные траектории. Здесь напором, там ползком, и вот уже секция покорена в два раза быстрее. Если в первой попытке мы едва уложились в пятиминутный лимит времени, то к третьему заходу в триальный периметр получилось улучшиться до 2:57. Причем не в ущерб точности, начисленные штрафные баллы тоже пошли на спад. И кто же знал, что это окажется лишь разминкой на пути к взрослым препятствиям.

Двойной подиум

— А вот теперь начинается настоящий джип-триал, — напутствовал участников главный организатор соревнования Алексей Меньшенин перед заключительной послеобеденной секцией. В двух словах гонщикам старших категорий, включая нашу Д3, предстояло взять другие пять ворот, спрятанных на заросшем лесом склоне оврага – человеку стоять на таком тяжело, не то что машине ехать. Внизу болото, кругом деревья и цена ошибки выросла в разы. Даже опытные штурманы, посерьезнев, морщили лбы, никто не решался выйти на старт первым. Мы тоже не торопились, поскольку к концу гонки «Нива» все же начала уставать. Стало выбивать самую ходовую вторую передачу, оторвало от «поцелуя» с березой нижнюю петлю водительской двери – пришлось ее наскоро подвязать, чтобы не открывалась на ходу. Тревожно стала пощелкивать трансмиссия – сдюжила бы до финиша…

Технику надо беречь, ведь штрафуется касание ленты или створа ворот любой деталью автомобиля. И, например, некстати открывшаяся дверь может изрядно подпортить результат.

Посмотрев на выступления соперников, Роман снова предложил ход конем – сознательно схватим штраф за задний ход, зато подкатим к нижним воротам в буреломе по более удобной траектории. «Нива» ныряет носом вниз, перед глазами – пропасть и по-муравьиному маленькие фигурки судей и фотографов. Без паники: аккуратно, на первой передаче сползаем, сухой грунт держит. А вот на дне пошло труднее. На скользкой глине вперемешку с поваленным сухостоем Lada упорно отказывалась поворачивать как надо и плужила передними колесами. Возможно, дело бы облегчило временное отключение межосевой блокировки, но из опасения прикончить изнывающую трансмиссию я решил не тревожить агрегат. И, видимо, не зря, потому что когда пришла пора выбираться наверх, «Нива» не сдюжила подъем даже на первой передаче – отказал привод правого переднего колеса. Откатываемся, разгон посильнее – забрались! Разворот, снова вниз – уже по дикому склону без колеи…

Признаться, тогда я не думал – хромающий вездеход мог там у болота и остаться. Но «Нива» смогла, выдержала! Представитель редакции Motor1 Россия впервые выиграл джип-триал в категории Open, попутно забравшись на третью ступень подиума в классе Д3 чемпионата Московской области. Мы ушли отмечать победу, а вам предлагаем окунуться в атмосферу джип-триала посредством динамичного ролика, подготовленного Off-Road Media специально для читателей Motor1.

Спросите, откуда в кадре BMW? А это то, что делает с людьми жажда приключений и борьбы. Когда ломается «боевой» внедорожник без шансов починиться на месте, пилот с разрешения судей продолжает сражаться на… обычной заднеприводной «трешке» Е30! Конечно, полностью пройти секцию низкий седан не смог, но боролся достойно и даже взял несколько ворот. Эвакуировали «баварца» под аплодисменты зрителей. Да и вообще тусовка фанатов джип-триала на редкость сплоченная и дружелюбная – будем рады вернуться в эту компанию снова.

Автомобильный блогер решил понять, кто и зачем покупает внедорожники «Нива» Urban или УАЗ «Хантер», относящиеся примерно к одному классу. Для сравнения были выбраны именно новые автомобили.

По мнению исследователя, Lada 4 x 4 Urban выигрывает по цене. Кроме того, в условиях городских дорог «Нива» имеет превосходство с точки зрения внешнего дизайна.

Сказанное касается и лакокрасочного покрытия. Его наносили специально из расчета эксплуатации автомобиля в городских условиях. «Хантеру» же в этом отношении уделено меньше внимания.

Другое дело надежность, где уже «Охотник» дает фору «Ниве». Автолюбитель утверждает, что по частоте поломок при передвижении в условиях бездорожья Lada проигрывает УАЗу. При этом, больше всего проблем таит в себе подвеска.

В итоге блогер высказал такое субъективное мнение. Если автомобиль приобретается для эксплуатации его в черте города, то лучше выбрать «Ниву». Когда же основная масса времени должна уйти на преодоление грязи, болот, песка и тому подобное, больше подойдет «Хантер».

  • C дипломатической поддержкой. Премьера Škoda Octavia нового поколения

Смотреть все фото новости >>

Lada 4×4 Urban 3 двери — Самая проходимая Нива на бездорожье https://autospot.ru/brands/lada/21214/suv/review/2135/ Пятидверная Lada 21214 была моей мечтой после того, как пришлось расстаться со старой нивой- рехдверкой. От модели я ждал уже доработок технологическом плане и большего комфорта. Так оно и получилось. Гидроусилитель и кондиционер, немного улучшенные сиденья с подголовниками ми, подобие дизайна салона. Каким простым все внутри было, таким и осталось. Улучшать ходовую на Ниве уже не было смысла. Советские инженеры вложились туда по максимуму. Разве что, у меня были уже доработанные некоторые узлы, а так – в точности дедова трехдверка 86 года выпуска. Итак, полноприводная Нива 2016 года выпуска с бензиновым движком мощностью 83 лошадиных силы и объёмом 1700 кубических сантиметров. Взята прямо из официального автосалона. Брал в кредит, внося всего 20% стоимости, получил от дилера массу полезных подарков в виде ковриков, (как ни странно, их комплектации нет) набора автомобилиста, скидки на антикор и на установку сигнализации. Современная Нива чуть более мягче в ходу, чем старая. Есть определенная шумоизоляция, благодаря чему ехать комфортнее. По крайней мере, можно разговаривать по телефону и быть уверенными, что вас услышат. Багажник остался таким же просторным, сзади пассажирам хватает места, чтобы разместиться. Сиденье не регулируется в базовой комплектации, но на нем вполне комфортно и мне с высотой почти 1.9 метров, и невысокой супруге. Педали по-прежнему расположена высоко, что создает некое неудобство женщинам на каблуках, но быстро привыкаешь (по словам жены). Средний расход топлива по трассе на полном приводе составляет 12 литров. Если откинуть передний, что надо ещё уметь сделать, то это немного понизит, но не менее, чем до 10. В городе все зависит от интенсивности пробок. Машиной довольны, пока серьёзных преград для нее не нашли, но по бездорожью не ездим. Очень приятно, что простой дизайн доработан милыми вставками и симпатичными мелочами. Выбирая ниву, обратите внимание сразу на дополнительные опции, которые могут вам потребоваться и которые организовать в автосалоне в момент покупки можно со скидкой. Лада_owner 19 июля 2017 г. Lada 4×4 Urban 2020 Lada 4×4 Urban 3 двери 2020 1977 – н.в., I Рестайлинг https://autospot.ru/brands/lada/21214/suv/spec/ 5.0 0.1 5

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*