admin / 08.04.2020

Нива ралли

Старая добрая «Нива» хорошо известна во многих странах мира — машины до сих пор продаются на рынках стран Европы, Южной Америки, Ближнего Востока. А в восьмидесятых годах гонщики на советских внедорожниках едва не покорили легендарное ралли Париж–Дакар.

Сегодня побеждай, завтра продавай

Жил-был во Франции бизнесмен Жан Пок. Он занимался продажей «Москвичей» и «Шкод», его бизнес рос и развивался… А когда «Москвич-412» удачно выступил на ралли «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико», интерес к советским машинам стал ещё выше. И тогда Пок понял, что успешное выступление в гонках может быть отличной рекламой.

Вскоре в автосалонах Пока появился новый советский автомобиль — внедорожник ВАЗ-2121, он же «Лада Нива»: компактный внедорожник с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала, понижающей передачей по скромной цене.

Версия Plein Soleil для французского рынка, созданная фирмой Poch

По сути, в руках у Пока оказался алмаз, который требовал лишь тщательной огранки в виде соответствующей рекламы. Но чтобы она сработала, необходимо было показать автомобиль во всей красе — в полевых условиях. На ловца, как известно, и зверь бежит… В 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин провернул большое дело — организовал ралли, аналогов которому на тот момент не существовало: гонку от Парижа до Дакара, столицы африканского государства Сенегал.

Первый Дакар

На первое ралли заявилось сто семьдесят экипажей, в том числе пять участников на «Нивах». Интересно вот что: экипажи на «Ладах» выступали в частном порядке, не представляя ни Францию, ни Советский Союз. Гонщики сами купили автомобили, при этом никто из них не стал серьезно внедряться в заводские характеристики машин и менять их. Естественно они не смогли обойтись без усиленной подвески, дополнительной защиты днища и каркаса безопасности, но на этом модернизация машины и была закончена. Не тронули французы стандартный мотор на 80 «лошадок», посчитав его вполне пригодным для преодоления десяти тысяч километров в экстремальных условиях.

«Нива» на ралли 1979 года

Понятно, что советские машины изначально считались аутсайдерами. О них мало кто знал, а конкуренцию им составляли серьезно подготовленные автомобили. До финиша добрались лишь две «Нивы»: одна финишировала на 28-м месте, другая — на 42-м месте. При этом нужно уточнить, что в первой гонке транспортные средства не делились по классам, а участвовали общим скопом, поэтому в числе лучших были, в основном, мотоциклы и грузовики.

Наиболее удачно выступившая «Нива» нашла новых хозяев прямо в Дакаре. А второй «проходимец» вернулся во Францию, причем транспортировку автомобиля оплатил как раз Жак Пок, а экипаж этой машины — Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусса — подробно рассказал ему о поведении автомобиля на разных участках гонки.

Новые попытки

Проанализировав полученные сведения, Жак Пок понял, что «Нивы» могут выступить в ралли куда лучше, если их как следует подготовить к гонке. Эта идея стала для француза навязчивой, и он стал делать машину для участия в Дакаре 1980 года. Мастера выжали из штатного силового агрегата 110 «лошадок», а за руль внедорожника сел профессиональный гонщик Жан-Клод Бриавуан. Кроме машины, выставленной Поком, в гонке приняли участие еще несколько экипажей на «Нивах».

Гонка 1980 года сложилась для французского бизнесмена неудачно. Бриавуан поначалу ехал неплохо, но в Алжире сошел с дистанции из-за серьезной поломки. Лучшим результатом для «Нивы» стало 19-е место.

Экипаж под номером 126 (Андре Тросса, Жаки Турон) занял 19-е место в гонке 1980 года

Пок не опустил руки и принялся готовиться к следующему соревнованию. Самое важное изменение затронуло сердце автомобиля. На «Дакар-81» француз выставил «Ниву» с модернизированным силовым агрегатом, который выдавал 140 л. с. при рабочем объеме 1,8 литра.

Но невезение буквально преследовало Пока и его гонщиков. Сначала Бриавуан заблудился в пустыне, а когда он все-таки сумел отыскать дорогу, в машине закончился бензин. После этого он умудрился проколоть несколько колес. А под финиш, когда Бриавуан, преодолев многочисленные трудности, сумел приблизиться к лидеру, у «Нивы» потек радиатор. В итоге — третье место. Естественно, для советского автомобиля это был феноменальный успех, но осадок от упущенной победы у Пока остался.

Раллийную «Ниву», стартовавшую на Дакаре 1981 года, недавно продали с аукциона за 4600 фунтов стерлингов

Почти победа

Очередной «Париж-Дакар», состоявшийся в 1982 году, не обошелся без участия машины упрямого француза. Надо сказать, что те соревнования стали рекордными по количеству заявленных «Нив» — на старт вышло аж два десятка машин! Всё тот же Жан-Клод Бриавуан превзошёл свой предыдущий результат, финишировав на втором месте! Впереди оказался только Клод Марро на Renault 20 Turbo.

«Нива» Бриавуана на Дакаре 1982 года

Для следующей гонки на «Ниву» поставили 2,4-литровый двигатель Simca, выдававший 200 л. с. Кроме этого, металлические двери, капот и крышу у «Нивы» заменили на более легкие, стеклопластиковые. На эти соревнования Пок выставил сразу три своих экипажа, причем один из них был женским. Кроме этого, за всеми машинами теперь должна была следовать «техничка», которая помогла бы сэкономить драгоценное время в случае ремонта.

Но и эта гонка показала не принесла команде Пока победы. Первым сошел с дистанции женский экипаж: на сложном отрезке у машины «умерла» электрика, и восстановить её было невозможно. Не заладилось дело и у Бриавуана — он занял лишь 36-е место. А вот Андре Тросса вполне мог бы стать победителем гонки, но уступил первое место бывшему гонщику Формулы-1 Жаки Иксу на внедорожнике Mercedes-Benz 280 GE.

Андре Тросса на ралли 1983 года

Финиш

На этом, собственно, все. От года к году гонка сильно менялась, превратившись в престижное международное ралли, а «Нивы» остались прежними и уже не могли бороться за места на подиуме. Время советского внедорожника прошло. Словно пытаясь поймать былые успехи за хвост, в 1990-х годах в ралли принял участие гоночный прототип Lada Niva T3. Но навязать конкуренцию соперникам не получилось — машина заняла итоговое сорок первое место. Другие автомобили задавали тон гонкам, теперь это стало окончательно понятно.

Наши новости теперь можно читать в Whatsapp — заходите!

Подпишитесь на наши новости в Яндекс Дзене.

Владелец компании Жак Пок представлял на французском рынке чехословацкие автомобили Skoda, а также советские Москвичи и марку Лада (с 1972 года). При этом он являлся большим поклонником автомобильных гонок и принимал в них участие еще в начале пятидесятых годов.

На фото: Жак Пок (слева) на старте Ле-Мана 1952 года

Очевидно, что предприимчивый француз разделял известную поговорку «Выигрывай в воскресенье — продавай в понедельник», поскольку спортивные успехи не только способствовали продажам автомобилей любой марки, но и могли «поднять» имидж не самых престижных машин, произведённых в странах соцлагеря. Ведь, чего греха таить, многие европейцы отдавали предпочтение советской технике только благодаря её доступности. Однако участие (не говоря уже о победе!) в каком-нибудь престижном и известном соревновании могло подогреть интерес к Ладам и Москвичам — что, собственно, и произошло с «четыреста двенадцатыми» еще во время участия в марафонских ралли «Лондон-Синдей» и «Лондон-Мехико». Немудрено, что месье Пок, представлявший на французском рынке советские автомобили Москвич с 1965 года, cмог извлечь из отличного результата команды «Автоэкспорта» в длительных и тяжелых марафонах немалую коммерческую выгоду.

В 1978 году советские гонщики Стасис Брундза и Арвидас Гирдаускас на ВАЗ-21011 неплохо выступили на греческом ралли «Акрополис», заняв 10-е место в общем зачете. Но успех в длительном ралли-марафоне доказал бы выносливость тольяттинской техники еще убедительнее

Когда появилась Нива, многие западные потребители взглянули на советскую марку Lada по-новому. Ведь по набору потребительских качеств ВАЗ-2121 с постоянным полным приводом, «понижайками» и блокировкой межосевого дифференциала не только опередил своё время, но и не имел равных – по крайней мере, в своей ценовой категории. Оставаясь почти легковым автомобилем по уровню комфорта, советская машина по возможностям и потенциалу была сравнима с хорошими «проходимцами» тех лет. При этом за счет короткой базы, небольшой снаряженной массы и удачной развесовки даже с относительно слабым «шестёрочным» двигателем Нива показывала великолепные результаты при штурме бездорожья.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

Неудивительно, что Жак Пок наряду с остальными западноевропейскими импортёрами тут же наладил поставки Нив во Францию. И практически одновременно с европейским дебютом ВАЗ-2121 в 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин задумал провести дерзкое и неожиданное соревнование — ралли, которое стартовало бы в Париже и финишировало в столице Сенегала, африканском городе Дакар. Таким образом, участники могли испытать себя и автомобили в знаменитых своим коварством песках Африки.

Тьерри Сабин на фоне Нивы незадолго до гибели (1986 год)

Идея явно понравилась моторизированным авантюристам всего мира, ведь на старт первого ралли «Париж-Дакар» было заявлено ни много ни мало 170 автомобилей и мотоциклов! Причем пять экипажей стартовали на… правильно, советских ВАЗ-2121.

Афиша первого ралли «Париж-Дакар»

Самое удивительное, что при этом все они не представляли ни советскую команду, ни французского импортёра! То есть, эти участники просто приобрели Нивы в частном порядке, выбрав новейший и почти никому не известный советский полноприводник в качестве доступного автомобиля, на котором можно (и нужно) принять участие в новом ралли-рейде.

По этой причине автомобили не сильно отличались от обычной серийной Нивы: вваренный каркас безопасности, более объемный бензобак, дополнительная защита днища и усиленные подвески. Под капотом при этом оставался все тот же стандартный 80-сильный двигатель Жигулей.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

В такой спецификации наряду с остальными экипажами Нивам предстояло проехать десять тысяч (!) километров, состоявших из спецучастков, проложенных по пустыне, грунтовым «дорогам» и пересеченной местности. По сути, серийные автомобили советского производства с минимумом доработок должны были проехать там же и так же, как и серьезно подготовленные «боевые» машины.

В первом ралли ехали кто на чем горазд – например, на «полувоенном» вездеходе Volkswagen Iltis 1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

Конечно, на финиш прибыли не все Нивы — добраться до столицы Сенегала получилось у двух экипажей из пяти, причем один из них занял 28-е место в общем зачете, а второй — 42-е. Однако в действительности результат был куда более высоким, ведь регламент первого ралли «Париж-Алжир-Дакар» не предполагал разделения участников по классам, поэтому итоговые места «делились на всех», включая мотоциклы и грузовики.

При этом условия первой гонки, мягко говоря, оставляли желать лучшего — ралли оказалось не только сложным, но и не могло похвастать высоким уровнем организации. Многие экипажи испытывали трудности с… водой и питанием! Что уж и говорить о техническом обеспечении автомобилей, которым приходилось выступать одновременно и боевыми экипажами, и своеобразными «техничками», навьючив на борт все необходимое в пути, включая провиант и запасные части.

Как видно, Нивы были загружены, что называется, под завязку

Видимо, испытание оказалось слишком суровым для экипажа под стартовым номером 132, занявшего 28-е место в абсолюте: сразу после финиша Пьер Минонзио и Жан-Луи Ле Денту продали свою Ниву прямо в Сенегале.

Обе Нивы на финише первого Дакара

Ну а вторая Нива №107, финишировавшая 42-й, вернулась домой с помощью Жака Пока, который оплатил этот «обратный трансфер» в обмен на информацию от Кристиана Дюбоска о том, как Нивы себя показали на протяжении всего пробега.

На фото: Нива экипажа Кристиан Дюбоск/Пьер-Эммануэль Фрусса

Относительно удачный дебют спортсменов-любителей на советских машинах в Дакаре-79 натолкнул Пока на мысль о том, что на следующее соревнование необходимо выставить собственный экипаж. Разумеется, подготовка машины под стартовым номером №128 и условным названием Niva Proto была выполнена на куда более высоком уровне — в частности, мощность двигателя различными ухищрениями подняли до 110 «лошадок», а за рулём оказался профессиональный гонщик Жан-Клод Бриавуан. Всего же во втором Дакаре приняло участие уже восемь экипажей на русских внедорожниках.

В семидесятые годы Жан-Клод Бриавуан (на фото справа) принимал участие в различных соревнованиях

Результаты «поковской» Нивы на первых этапах Дакар-80 были очень обнадеживающими — спортсмены показали лучшее время, но… уже в Алжире они были вынуждены сойти с трассы из-за поломки. Зато «частник» Андре Тросса смог финишировать девятнадцатым.

Тем не менее, короткое, но блестящее выступление гонщиков команды Пока не осталось незамеченным – теперь в Ниву уже поверили всерьез.

После дакаровских успехов Нивы Lada Poch выпустила соответствующую модификацию автомобиля. «Прикоснуться к Дакару» мог любой желающий

Пока ателье Lebranchu переделывало кузов Нивы в кабриолет, Lada Poch предлагал покупателям такую Niva «Plein Soleil»

Ведь в сравнении с остальными участниками достаточно доступный советский вездеход выглядел отнюдь не мальчиком для битья благодаря полноприводной трансмиссии и крепкой ходовой части. Вдобавок Нива была довольно лёгкой, благодаря чему многие сложные участки могла преодолеть «ходом».

В 1981-м Пок снова выставил Ниву на гонку, увеличив объем мотора до 1,8 литра. Это позволило выжать из жигулёвского двигателя впечатляющие 140 л.с. — то есть, он стал почти вдвое мощнее стандартного!

На третий «Дакар» Пок выставил такую «техничку».

В восьмидесятые годы журнал «За Рулем», хотя и скупо, но все же сообщал о раллийных успехах «Нивы». А в 1981-м на его страницах даже опубликовали интервью с Жан Клодом Бриавуаном!

Увы, в этот раз спортсменов подвела не техника, а отсутствие достаточного опыта в навигации по пустыне. Не совсем точно трактовав «легенду», Бриавуан потерял много времени, а также один раз встал посреди допа с «сухим» баком. На итоговый результат повлияли и неоднократные проколы колёс, замена которых тоже привела к потерям драгоценного времени.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

Каждый «Дакар» — суровое испытание и людей, и техники. Причем не только во время езды, но и при ремонте

Впрочем, французский гонщик смог догнать лидировавшего Рене Метжа на Range Rover, но… из-за потёкшего радиатора Нивы со 157-м стартовым номером вместо победы команде Lada Poch S.A. удалось занять лишь третье место в абсолюте. В любом случае, это был успех и очевидное достижение и французских гонщиков, и советского автомобиля.

Неудивительно, что в 1982-м в «Дакаре» приняло участие уже два экипажа команды Пока, а всего в этой гонке приняло участие рекордное количество ВАЗ-2121 — два десятка автомобилей!

В этот раз победить в «Дакаре» смогли братья Марре. Слагаемые их успеха — 170-сильный Renault 20 Turbo 4×4 и богатый опыт участия в африканских рейдах.

1 / 3 2 / 3 3 / 3 1 / 3 2 / 3 3 / 3

Ну а экипаж команды Пока (Жан-Клод Бриавуан/Андре Дэлиар) довольствовался вторым местом в абсолютном зачете — прямо скажем, хороший результат.

Lada Niva на ралли Париж-Дакар (1983 год)

К сезону 1983 года Жак и Жан-Жак Поки поняли, что советский мотор себя исчерпал и решились на «пересадку сердца» — установку двигателя Simca объемом 2,4 литра. Изначально этот мотор был турбированным (!), но для большей надежности от такого способа прибавки мощности решили отказаться, ведь Нива должна была ехать не только быстро, но и долго.

Переделку выполнила компания Maurelec, принадлежавшая Марселю Морелю, который в 1981-м и сам принимал участие в Дакаре на Ниве с французским мотором.

В результате расположенный в базе двигатель гоночного ВАЗ-2121 развивал около 200 л.с. Но и этого Покам показалось недостаточно: французы решили облегчить автомобиль, установив стеклопластиковые двери, капот и крышку багажника. Кроме того, машина получила более мощные тормоза и модернизированное электрооборудование. Таким образом, выставленная на Дакар-83 Нива по технике заметно отличалась от серийного «исходника», причем достаточно вольный техрегламент допускал подобные метаморфозы.

В гонке приняло участие сразу три экипажа команды Lada Poch, которые вдобавок получили постоянную техническую поддержку со стороны собственной команды на протяжении всей гонки.

Дакар-83: пожалуй, лучшее время Нивы. И команды Lada Poch S.A. 1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

Увы, надежды на первое место снова не оправдались: из-за неполадок в электрике «женский» экипаж Мартин Дэ Кортенз/Энн-Мари Дэ Белабре быстро сошел с дистанции, а технические проблемы откинули Бриавуана аж на 36-е место. Зато Нива под управлением Андре Тросса финишировала второй, причем в этом не было вины пилота! Во-первых, короткобазная машина уже шла на пределе своих возможностей, а, во-вторых, соперники из команды Mercedes-Benz отремонтировали свой G-класс с нарушением регламента, из-за чего впоследствии должны были получить дисквалификацию. Но представители Lada Poch так и не подали протест, согласившись с очередным дакаровским «серебром».

Не всегда гонщикам удавалось починить автомобиль вовремя. Поэтому на финише появлялись далеко не все Нивы

Нива на обложке «дакаровского» издания 1984 года – символично, но уже не актуально

Затем вплоть до 1988 года экипажи от Пока продолжали стартовать на Нивах наряду с другими участниками, но… Невзирая на увеличение колёсной базы, серьезную модернизацию подвесок, применение карбона, постоянный рост мощности двигателей боевых машин и взятый показатель в 300 л.с., попасть на дакаровский пьедестал гонщикам на советских внедорожниках больше так и не удалось. К тому времени и дакаровская техника, и потенциал соперников стали другими – после трагической гибели Тьерри Сабина в 1986-м из «полупрофессионального» это ралли превратилось в соревнование мирового уровня с соответствующим подходом и бюджетами. Да, поздние поковские прототипы разительно отличались от первых Niva Proto, обладая характеристиками, о которых и не мечтали покорители первых «Дакаров», но в середине восьмидесятых этого было уже недостаточно. А противостоять на равных грозным монстрам вроде Porsche 959 или Peugeot 205 T16 даже изрядно доработанная Нива под управлением грандов вроде Пьера Лартига и Жаки Икса, увы, не могла…

В 1986-м Пьер Лартиг смог приехать четвёртым в общем зачете. Последнее достижение Нивы в Дакаре…

1 / 3 2 / 3 3 / 3 1 / 3 2 / 3 3 / 3

К слову, в девяностые годы заводская команда ВАЗа на гоночных прототипах Lada Niva T3 также испытала свои силы в ралли-рейде Париж-Дакар-Париж. Увы, в общем зачете российские гонщики оказались лишь сорок первыми…

В 1989 году советские журналисты тоже решили поехать на Нивах в Африку. Однако состязались они только с Сахарой и самими собой

Безусловно, спортивные успехи ВАЗ-2121 в начале восьмидесятых годов позволили здорово оживить интерес французских автомобилистов и к советскому внедорожнику, и к остальным моделям ВАЗ, чем и воспользовался предприимчивый Пок, продавая в лучшие периоды около 24 000 Лад ежегодно! Однако волею упомянутых выше обстоятельств у гонщиков команды Lada Poch так ни разу и не получилось взять первое место в «Дакаре». Возможно, в этом крылась некая ирония судьбы – ведь в то же самое время в других соревнованиях на этих же Нивах французы побеждали неоднократно.

Приветствуем вас на сайте автомобильного ралли «Легенда Крыма»!
Это традиционное и любимое всеми автоспортсменами соревнование, которое каждый год собирает десятки участников из Крыма, Москвы и других городов РФ.
Гонка проходит в формате «боевого» ралли 1-ой категории для профессиональных пилотов и одновременно ралли 3-ей категории, в котором может участвовать любой желающий на стандартном автомобиле. В этом наш секрет успеха: мы популяризируем автоспорт среди самого широкого круга!
Наше соревнование – еще и большой спортивной праздник. Старт и награждение призеров проходят на центральной набережной Алушты при большом скоплении болельщиков, гостей города, наших друзей и партнеров, представителей СМИ и всегда превращаются в яркое и запоминающееся событие!

Нас поддерживает Российская Автомобильная Федерация и Министерство Спорта Республики Крым. Гонка входит в официальный календарь РАФ. Мы всегда заботимся, чтобы соревнование проходило на высоком уровне и было безопасным для участников и зрителей.
Мы любим Крым, активный отдых, скорость и дух борьбы. «Легенда Крыма» — это рев моторов, крутые виражи, драйв и незабываемые впечатления для зрителей и участников… Мы приглашаем вас убедиться в этом в реале!

Эта на первый взгляд ничем не примечательная Lada 4х4 — волк в тигриной шкуре.

Под капотом здесь установлена исполинская бензиновая «восьмерка» от суперкара Chevrolet Corvette, причем не простая, а доработанная — снабженная системой турбонаддува.

В результате, как уверяют авторы проекта — польская тюнингерская контора VTG — с силового агрегата удалось снять невероятные 2500 л.с. и превратить донорский российский SUV в звезду «драгрейсинга». На роликах, обнародованных в сети, видно, как детище специалистов VTG одерживает серию побед в классическом «драге» — спринтерском заезде на дистанцию 402 метра.

Информации о технических доработках «трехдверки» Lada 4х4 — кот наплакал. Например, не очень понятно, производилось или нет усиление штатной тормозной системы вазовской модели. В то же время сообщается, что Lada Niva LSx Turbo 4×4 (так называется машина VTG) способна преодолеть четверть мили (402 метра) всего за 9,8 с.

И это не смотря на аэродинамику «кирпича», которая совсем не вяжется к конституцией спорткаров. На фото и видео также видно, что доработанный автомобиль получил увеличенную колею, расширенные колесные арки и гоночные шины — «полуслики» на оригинальных дисках.

Что касается донорского мотора от Chevrolet Corvette, то речь идет об агрегата LS V8, разработанном в 1996 году. Наиболее современные модули Gen V этого агрегата снабжены непосредственным впрыском, активным управлением топливом и системой изменения фаз газораспределения.

До старта юбилейного 40-го «Дакара» остается десять дней. Сейчас на слуху иностранные автопроизводители в зачете внедорожников, но когда-то российская «Нива» была близка к успеху в легендарном ралли-рейде. AUTOSPORT.com.ru рассказывает историю участия ВАЗ-2121 в знаменитом марафоне…

Задолго до дебюта «КАМАЗа»

История российского автоспорта на «Дакаре» начинается отнюдь не с 90-х годов, когда состоялся дебют легендарной команды «КАМАЗ-Мастер». Первый отечественный автомобиль вышел на старт самого первого марафона. Это был полноприводный внедорожник из СССР – «Нива» ВАЗ-2121 – сошедший с конвейера в апреле 1977 года. Произошло это, правда, исключительно благодаря французскому экспортеру Жан-Жаку Поку, который был просто без ума от техники с завода в Тольятти. Дважды он сам выступал в ралли-рейде на этой машине, но только в качестве штурмана, и не на «Дакаре», а на египетском Ралли Фараонов в 1987 и 1988 годах. Управлял «Нивой» ни много ни мало вице-чемпион Формулы 1 и победитель «24 часов Ле-Мана» Жаки Икс.

«Это был настоящий внедорожник: дешевый и надежный, тогда как раньше были только тяжелые военные машины», – вспоминает Пок.

Дебют «Нивы» состоялся всего через полтора года после выпуска. На старт у Эйфелевой башни в Париже 26 декабря 1978 года вышли пять автомобилей, привезенные из России. Отличий от стандартной модели за исключением обязательного каркаса безопасности и дополнительного бака не было, остался даже заводской 1,6-литровый двигатель. Тем не менее две из пяти машин благополучно добрались до финиша 14 января 1979 года. Жан-Луис Летенду занял 28-е место в общем зачете, а Кристиан Дубоску расположился на 32-й позиции. Учитывая то, что в то время на «Дакаре» не было никаких разделений на категории, результат получился, действительно, впечатляющим, ведь позади оказались такие машины как Peugeot, Renault, а 2/3 участников впереди выступали на мотоциклах.

Модернизированная «Нива»

К середине 80-х от серийной «Нивы» не осталось фактически ничего за исключением внешних очертаний. Командой Пока, получившей название Lada Poch, а затем двумя другими коллективами VSD и Pastis была модернизирована подвеска, кузов был усилен, расширен и облегчен за счет использование карбона, а вазовский двигатель сначала доработали, а затем и вовсе заменили. Так что на базе советского внедорожника получился настоящий «дакаровский» прототип.

Особенно интересно, как с каждым годом росла мощность силового агрегата: 110, 150, 180, 240, 270 л.с. Наконец, в 1986-м, когда на «Ниве» был установлен турбированный мотор R.O.C, количество лошадиных сил перевалило за 300! На прямиках с такой мощностью машина разгонялась до 240 км/ч.

Успехи «Нивы» на гоночных трассах

Несколько раз «Нива» была близка к успеху на ралли-рейде «Париж-Дакар». Уже в третьем издании гонки в 1981-м российский автомобиль под управлением француза Жан-Клода Приавона лидировал в общем зачете на протяжении большей части дистанции, но, к сожалению, пробитый радиатор на одном из последних этапов отбросил экипаж на третье место. Спустя год тот же Приавон финишировал вторым, уступив только соотечественнику Клоду Маро на Renault.

Еще одно второе место команде Пока принес в следующем году Андре Троссат. Этот подиум стал последним для «Нивы». По мере доработки надежность прототипа, которая и так всегда хромала, становилась только хуже. В 1985-м ни одна из 18 стартовавших «Нив» не доехала до финиша у «Розового озера». Причем, большинство сошли из-за проблем с амортизаторами.

Но на менее протяженных и сложных гонках модернизированная машина из Тольятти отлично себя зарекомендовала. Ралли Париж-Тунис, ралли Алжира, ралли Фараонов – все эти экзотические гонки покорились «Ниве», причем в Египте в 1983 году прототипы Pastis заняли все три первых места пьедестале почета. Так что со скоростью и проходимостью проблем не было. Не хватило лишь надежности, чтобы покорить главный ралли-рейд планеты…

Заводской проект «АвтоВАЗа» реализованный и замороженный…

К концу 80-х эра «Нивы» на «Дакаре» подошла к логическому завершению. Пусть и серьезно модернизированная, но за десять лет модель ВАЗ-2121 устарела, и тягаться с полноценными прототипами уже было невозможно. Для любви Жан-Жака Пока к машинам из Тольятти это не стало преградой, и к гонке 1990 года его Lada Poch подготовила к участию прототип… «Лада Самара T3». В отличие от «Нивы», с этой машиной французский коллектив не смог добраться даже до подиума, и наивысшим достижением стало шестое место на «Дакаре-1993», а уже в следующем году французская компания покинула соревнование, продав автомобиль заводской команде «ВАЗа». Впрочем, запала коллективу с длинным названием Lada-Vaz-Togliatti-Russia хватило только на один марафон в 1994 году, когда обе «Самары» сошли с дистанции. Два других экипажа из Тольятти выступили на «Ладе Нива T3».

В отличие от своего предшественника, десять лет выходившего на старт «Дакара», этот прототип был полностью собран на заводе «АвтоВАЗа» и значительно уступал по характеристикам. Если последняя модификация Lada Poch оснащалась мотором мощностью 310 л.с. и разгонялась до 240 км/ч, то отечественный покоритель ралли-рейдов мог похвастать только 135 л.с. и максималкой в пределах 160 км/ч.

Были локальные успехи у данного прототипа, такие как победы на ралли-рейдах в Венгрии в 1991-м и 1994-м, но на крупных международных соревнованиях «Ладе Нива T3» не хватало конкурентоспособности, что и подтвердил единственный выезд на «Дакар» в 1994-м. Александр Лакеев финишировал на далеком 41-м, а экипаж Анатолия Кривобокова сошел.

Чуть лучше дела обстояли на ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин» – аналог нынешнего «Шелкового пути» – где в 1995-м «Нива» под управлением того же Лакеева заняла десятое место. Но вскоре FIA запретила категорию автомобилей T3, и на этом программа «ВАЗа» в международных соревнованиях прекратила существование.

В середине 2000-х были надежды на её возрождение, когда российский производитель объявил о начале работы над машиной Lada Raid. Дебют прототипа планировался на «Дакар-2008». Как известно, гонка не состоялась, но еще раньше, в конце 2006-го, многообещающий проект был «заморожен» и остается в этом состоянии по сей день…

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*