admin / 15.04.2020

Мерседес актрос 2018

Мировая премьера Mercedes-Benz Actros состоялась 5 сентября в столице Германии, в Театре на Потсдамской площади, где ежегодно проходит знаменитый Берлинский кинофестиваль «Берлинаре». А 6 сентября организаторы вывезли журналистов за город, на испытательный полигон ADAC Fahrsicherheitszentrum.

Что и говорить Actros является ключевой грузовой моделью для Mercedes-Benz Trucks. Ведь с 1996 года, с момента появления модели первого поколения, автомобиль разошелся по свету в количестве более 1,2 млн. единиц. И новый Mercedes-Benz Actros должен перенять эстафету популярности.

/

Сразу за руль
Журналистов распределили по группам, каждая из которых должна была посетить шесть т. н. workshop – теоретических и практических занятий по 45 минут. Так получилось, что украинцам выпала честь начинать с самого интересного – тест-драйва.
Всего на полигоне было представлено 29 новых грузовиков – с различными двигателями и типами кабин. Для ходовых испытаний были представлены седельные тягачи с тентованными полуприцепами.

/

Внешне новый Mercedes-Benz Actros легко узнать по светодиодным «ресничкам» ходовых огней в блок-фарах, а также более изогнутому спойлеру позади кабины. А вот самое главное отличие – отсутствие привычных «лопухов» зеркал заднего вида. Вместо последних установлены небольшие «рожки» с камерами.

Садимся в белоснежный седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1848 LS – с 12,8-литровым турбодизелем OM 471 в 476 л.с., 12-ступенчатой автоматической трансмиссией PowerShift 3. Кабина спальная (L-cab) BigSpace cо средней по высоте крышей.

/

Первое, что замечаем – кардинально переработанная приборная панель. Вместо привычного щитка приборов установлен 12-дюймовый дисплей (стандартная комплектация – 10-дюймовый). На нем можно задавать три различные комбинации изображения, в т.ч. и классическую – с двумя циферблатами спидометра и тахометра. В нашем случае привычная комбинация была недоступна и пришлось привыкать к новому расположению приборов. Это большой спидометр, плавно переходящий в маленькую шкалу тахометра.

/

Второй дисплей, на торпедо – уже тачскрин. С его помощью можно управлять климатической установкой, наружным и внутренним освещенеим, телефоном, навигацией. А также – пневмоподвеской ECAS, подъемной осью и коробкой отбора мощности (при наличии) и др.

/

На ходу
Запуск двигателя теперь возложен на кнопку справа от руля – очень удобно, как в легковом авто. Самое необычное это два 15-дюймовых дисплея, расположенных на передних стояках. Новый Mercedes-Benz Actros стал первым серийным грузовиком, оснащенным системой MirrorCam вместо наружных зеркал. Для европейского рынка – это уже базовое оснащение.

/

Дисплеи разбиты на две секции, как и обычные зеркала – основную и нижнюю широкоугольную. При крутом повороте можно нажать кнопку на подоконнике – и основная секция дисплея существенно увеличивает угол обзора, что помогает водителю безопасно завершить меневр.

Кстати, зеркала переднего и бокового габарита остались – они не так сильно влияют на аэродинамику, как основные «лопухи».

/

На дисплеях отчетливо можно увидеть желтые пунктирные линии, которые позволяют более точно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств. При движении задним ходом линии помогают точно контролировать габарит кормы полуприцепа. И мы это проверили, ювелирно припарковавшись к конусам.

Заслуживает внимания система Sidequard Assist (SGA), которая сканирует мертвые зоны вокруг автопоезда и при опасности подает водителю сигналы – звуковой и световой (на дисплеях-зеркал загораются красный треугольник). На полигоне для наглядной демонстрации этой системы возле машин катался специально обученный велосипедист, который так и норовил спрятаться в мертвой зоне.

А потом при езде по дорогам общего пользования система снова себя проявила. Были кратковременно задействованы тормоза, когда велосипедистка, двигающаяся по тротуару, совершила резкий маневр вблизи от автопоезда.

Камеры MirrorCam высокого разрешения способны отчетливо передавать изображения в темное время суток и плохую погоду (туман и др.). Более того, на стоянке камеры и дисплеи можно активировать в режиме наблюдения – и водитель будет всегда в курсе, что происходит вокруг автопоезда.

За рулем, но без рук
Во время тест-драйва на одном из участков дороги, инструктор вдруг сказал: «А теперь можете отпустить руль». И это при скорости 60 км/ч. Что делать, вопреки инстинкту сохранения, отводим руки в сторону. Фантастика, руль начинает сам корректировать траекторию движения. Камеры и датчики следят за дорожной разметкой. Новый Mercedes-Benz Actros стал первым серийным грузовиком, получившим систему полуавтоматического управления Active Drive Assist (ADA).

Данная система задействует не только тормоза, но также акселлератор и рулевое управления. Active Drive Assist, что немаловажно, работает на любой скорости. Ситема позволяет на прямых участках дороги и на плавных поворотах не съехать с полосы. Однако водителя она не заменяет – а потому через 20 секунд после начала корректировки подает водителю сигнал, чтобы он все же взялся за руль.

ADA работает в паре с системой Proximity Control Assist и Lane Keeping Assist и позволяет точно следить не только за дорожной разметкой, но и за дистанцией до впереди идущего автомобиля. В плотном трафике поможет функция Stop-and-Go, которая при кратковременных остановках (не дольше 2 секунд) позволяет автоматически набирать скорость, не касаясь педали акселлератора.

Еще одна полезная система – Traffic Sign Assist, которая предупреждает водителя о скоростных ограничениях на том или ином участке, а также о важных дорожных знаках, выводя соответствующую информацию на щиток приборов.

На ходу удалось опробовать и еще один магистральный тягач – 1853 LS. На машине стоял более мощный двигатель – в 530 л.с. Лишняя полсотни «лошадок» и увеличенный с 2300 Нм до 2600 Нм максимальный крутящий момент сделали машину резвее – и это чувствовалось даже на ненагруженном автопоезде. Кабина здесь была самая просторная, с высокой крышей – GigaSpace.

Новый Mercedes-Benz Actros также получил электронный стояночный тормоз, который автоматически активируется при выключенном двигателе или при переводе селектора автоматической КП в режим Parking. Его можно задействовать и принудительно, потянув алюминиевую скобу вверх. Кстати, моторный тормоз получил важную функцию HOLD, которая помогает трогаться c места на подъеме без отката автопоезда назад. Есть также еще один полезный режим – Trailer Stability Control, который улучшает устойчивость при работе я прицепом/полуприцепом.

Больше экономии
Новый Mercedes-Benz Actros стал существенно экономичнее: расход топлива при движении по трассе сократился на 3%, а на местных дорогах еще больше – на 5%. В этом заслуга и улучшенной аэродинамики (нет выступающих зеркал заднего вида, новый спойлер позади кабины) и новые передаточные числа в заднем мосту i=2.412 (вместо i=2.533 на предшественнике).

Важную лепту вносит модернизированная система Predictive Cruise Control. Она подстраивает работу работу автоматической трансмисии под конкретную топографию местности уже не только через спутник, а и руководствуясь цифровыми картами. Более того, эта система тесно взаимодействует с системой поддержки безопасной дистанции Proximity Control Assist, что позволяет учитывать реальную дорожную обстановку.

Predictive Cruise Control с помощью нового режима Economy + в автоматической коробке передач PowerShift 3 позволяет добиться более экономичного стиля вождения. А такие режимы как Standart, Eco и Power по-прежнему входят в стандартное оснащение.
Улучшенный Predictive Cruise Control теперь можно будет оценить и на тяжеловозах – с нагрузкой до 120 тонн, а также полноприводных автомобилях, машинах с гидравлически подключаемым передним мостом или с гидравлическим ретардером Turbo Retarder Clutch.

Отметим, что все вышеперечисленные ноу-хау доступны и на грузовых автомобилях для тяжелых условий работы – Mercedes-Benz Arocs.

/

Самый безопасный
Новый Mercedes-Benz Actros получил систему помощи при экстренном торможении Active Brake Assist 5 – то есть пятого поколения. Напомним, что система первой генерации появилась на серийных Mercedes-Benz Actros еще в 2006 году и с того времени была установлена более чем на 230 тысячах тягачах.

/

Журналистам решили воочию показать возможности Active Brake Assist 5. Для этой цели был подготовлен специальный ярко-желтый автопоезд Safety Truck в составе, понятное дело, нового Mercedes-Benz Actros. На прямом участке фуру разогнали до 50 км/ч и… неожиданно перед ней на дорогу выскочил ребенок (как оказалось – манекен). Казалось, столкновение неизбежно, но многотонный автопоезд затормозил как по мановению волшебной палочки.

Active Brake Assist 5 с помощью камеры и радаров распознает препятствие на дороге. Это может быть либо пешеход, либо автомобиль, дистанция до которого резко сокращается. Система оповещает водителя в три этапа. Сначала с помощью световых и звуковых сигналов. Если реакции не последовало, происходит торможение с замедлением 3 м/с, что равняется 50% от максимальной тормозной мощности. Если и в этом случае водитель «спит», то тормоза система задействует по полной, вплоть до полной остановки.

На фото слева: Стефан Букнер – Глава Mercedes-Benz Trucks отметил Больше чем с 60 инновациями новый Actros показывает будущее тяжелых грузовиков уже сегодня. Представленные ранее на концептуальных машинах эти новации запущены в серийное производство: Active Drive Assist, MirrorCam и др. помогают сделать перевозку грузов по дорогам еще более безопасной, более экономичной и более продуктивной. Всего через четыре года после представления «Грузовика будущего» Mercedes-Benz Future Truck 2025, получившего Active Drive Assist, новый Actros получил первую серийную систему полуавтоматического управления.

/

Кто бы мог подумать, что многие ноу-хау показанного четыре года назад футуристического тягача Mercedes-Benz Concept Truck 2025 пойдут в производство не в 2025 году, а уже сегодня. Познакомиться с новым Mercedes-Benz Actros можно будет на Международном салоне коммерческих автомобилей IAA 2018 в Ганновере (20 – 27 сентября). А к первым покупателям Mercedes-Benz Actros уже поступит весной 2019 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора

Экономия топлива за счет совершенства техники на коммерческом транспорте давно возведена в абсолют. Ради этого в Европе ежегодно проводят всевозможные испытания, от арктик-теста до топливных дуэлей. Участвует в них и Mercedes-Benz, причем с успехом: им выиграно свыше 90% всех топливных поединков. В части дуэлей победителями вышли конкуренты по Большой семерке и, прежде всего, Scania и Volvo Trucks. Борьба за экономичность транспортных средств настолько обострилась, что производители подвижного состава борются буквально за десятые доли процентов в расходе топлива и набирают выгоду буквально по крупицам.

Борьба идет не только с конкурентами по рынкку, но и с собственной продукцией. Казалось бы: совсем недавно, в 2015 году, Mercedes-Benz выпустил на рынок новые двигатели ОМ 470 и ОМ 471, и вот уже перед нами второе поколение, позволяющее снизить потребление ДТ на внушительные 6%. И это не маркетинговый ход: тестирование независимых журналистов на маршруте Тавира — Лагос показало снижение расхода топлива в среднем на 8,3%.

Новые флагманы немецкого производителя экономичнее прежних на 6%.

Кроме того, немецкий концерн выпустил задний мост с регулируемой подачей масла, что дало выигрыш еще в 0,5%. Открытие клапана подачи масла зависит от трех факторов: крутящего момента, температуры масла и скорости автомобиля. Если электроника выходит из строя, клапан остается открытым. Топливо при этом не экономится, зато и масляное голодание не грозит. Стандартное передаточное число i=2.533 подобрано для магистральных перевозок. Что дает транспортной компании выигрыш в 0,5%? При пробеге автомобиля 120 тыс. км, расходе 29 л/100 км и цене дизтоплива 0,80 евро за литр автопарк может сэкономить 3000 евро в год!
Между прочим, за прошедшие с момента выпуска Actros четвертого поколения шесть лет (с лета 2011 года) инженеры смогли добиться снижения расхода ДТ на 15%. Потрясающий результат!

Инноваций много не бывает!

Доступ к двигателю ОМ 471 второго поколения все так же удобен.

Ключевым компонентом новейшего поколения немецких двигателей ОМ 471 выступает инновационная система впрыска X-Pulse. Топливная форсунка получила восемь отверстий, что позволило увеличить скорость подачи горючей смеси на 10%. Инженеры изменили геометрию камеры поршня. Максимальное давление впрыска подняли с 2100 до 2700 бар, а предельное давление в магистрали увеличили до 1160 бар. Реальностью стал асимметричный турбокомпрессор. Для быстрого наращивания давления отработавшие газы из четвертого и шестого цилиндров направляются напрямую в турбину, а из первого и третьего — отводятся для сокращения выбросов NOx. В итоге улучшен тепловой режим работы двигателя и снижена скорость рециркуляции отработавших газов. В двигателе стало меньше датчиков, что повысило его надежность: чего нет — то не ломается!

С виду тот же Mercedes-Benz OM 471, только это уже его последняя, усовершенствованная версия. Инженеры смогли повысить давление в топливной магистрали.

Кстати, для заказа перевозчикам доступен и самый мощный 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель ОМ 473 рабочим объемом 15,6 л, который позволяет экономить до 3% топлива. Более скромный 10,7-литровый ОМ 470 дает выигрыш по сравнению с предшественником до 5%. И золотая середина, ОМ 471 рабочим объемом 12,8 л обеспечивает выигрыш до 6%. Много это или мало? Судите сами. Немцы подсчитали: при годовом пробеге на магистральных перевозках в 130 тыс. км и среднем расходе топлива 28,5 л/100 км Mercedes-Benz Actros IV с двигателем ОМ 471 последнего поколения позволяет экономить 2200 л ДТ и сократить выбросы СО2 на 6 т!

Модернизированная трансмиссия

Рабочее место в кабине Actros IV, без тени сомнения, одно из лучших в классе тяжелых грузовиков.

Наряду с самим силовым агрегатом улучшено программное обеспечение и форма шестерен 12-ступенчатой автоматизированной коробки передач Mercedes-Benz PowerShift 3. В прежней версии софта использовалась схема переключения передач 2-5-8-10-11-12, а в последней используется схема 2-5-7-9-10-11-12. Казалось бы, небольшое изменение, но именно оно вносит свою лепту в улучшение показателей топливной экономичности на 0,2%. Экономии топлива способствует и система управления двигателем Prediktive Powertrain Control (PPC). Во время ускорения большая мощность достигается уже при 800 об/мин, тогда как ранее — при 1000 об/мин. Максимальный крутящий момент в 2200 Нм, увеличиваемый до 2400 Нм, приходится на диапазон 1000-1100 об/мин. В итоге большинство подъемов автомобиль уверенно берет на высшей передаче. Отличие от предшественника кроется в том, что перед подъемом новая трансмиссия переключается на 11-ю передачу, а на прежней переключалась на 10-ю. На выходе — меньшее число переключений. По результатам сравнительных испытаний расход ДТ на последней версии Actros меньше предшественника на 2 л/100 км или на 10,6%.

Для демультипликатора вместо ранее применявшейся синхронизации теперь используется новый механизм переключения. Снижен механический износ деталей, оптимизирован вес, быстрее происходит переключение с шестой на седьмую передачу. Применяется новая трансмиссионная «синтетика» с низкой вязкостью. На 3 л снижен требуемый объем масла в коробки передач G211-12 и G281-12, до 8 л и 11 л соответственно. В совокупности с измененным корпусом трансмиссии все эти меры позволили уменьшить потери на трение на 50%. Как результат — возможность экономить до 3% топлива. И еще одна деталь: немецкий флагман получил улучшенный насос гидроусилителя руля. При скорости до 60 км/ч он потребляет всего 190 Вт вместо 460 Вт на прежней модели. Воистину нет пределов совершенству!

Проверка холмистой трассой

Actros 1845 хорош и на асфальте, и на ровной грунтовке с твердым покрытием.

Для контрольного тест-драйва организаторы выбрали трассу Альгарве на юге Португалии с переменным рельефом местности. Около 35% здесь приходится на переходы из холмистой в равнинную местность и наоборот. Протяженность маршрута небольшая — всего-то 200 км, но для понимания достоинств внедренных инноваций этого вполне достаточно. Внешне два тягача (с мотором действующего и новейшего поколения) похожи, как две капли воды. Небольшие отличия заметны при сравнении кромки заднего спойлера. Между тем, специалисты Даймлера оптимизировали воздушные потоки, направив их по бокам и вниз автомобиля. Экономия мизерная, зато реальная.

Все участвующие в тест-драйве трейлеры Schmitz Cargobull были загружены до полной массы.

Во время нашего тест-драйва предстояло проехать от Лиссабона до городка серферов Пенише и обратно. К немецким «головам» прицепили шторные седельники Schmitz Cargobull и загрузили их до полной массы в 40 т. А по пути предстояло выяснить, в чем преимущества Actros 1845 с ОМ 471 второго поколения перед своим предшественником, выпускавшимся до 2015 года. По моим ощущениям, это более продолжительное время движения на прямой передаче, т.е. мотор и трансмиссия стали более адаптивными к условиям движения. Количество переключений вниз на подъемах тоже уменьшилось, а это исключение перебоев в передаче мощности. Ранее максимальный крутящий момент был доступен при 1000-1400 об/мин, сейчас диапазон стал шире: от 800 до 1450 об/мин. Таким образом, на низких и средних оборотах двигателя у водителя стало больше возможностей экономить топливо.

Цифровая конкретика: кто лучше?

На первом отрезке протяженностью 100,8 км мой расход ДТ был равен 36,3 л/100 км (у моего предшественника — 39,4 л/100 км). Время прохождения дистанции составило 1 час 38 мин. со средней скоростью 62 км/ч (у предшественника — 55 км/ч). Если учесть, что это в пятницу, с движением по забитым транспортом улицам португальской столицы и объездной петлей в пригороде, результат неплохой — инструктор это отметил. На Актросе с двигателем предыдущего поколения меньше 38 л/100 км здесь не выходило… Кстати, мой результат близок к общему результату по данным бортового компьютера: 6146 км пройдены за 98 часов 31 мин. со средней скоростью 63 км/ч и расходом топлива 36,2 л/100 км.

Первую половину тест-драйва, маршрут Лиссабон — Пенише я проехал с результатом 36,3 л/100 км, почти не используя круиз-контроль. Среднее значение по данным бортового компьютера — 36,2 л/100 км.

…Перед тем, как отправиться обратно в Лиссабон, я зафиксировал на фото показатель предыдущего коллеги: пройденное расстояние 178 км, время в пути 3 часа 6 минут, средняя скорость движения 57 км/ч, расход топлива 40,8 л/100 км. Не мудрствуя лукаво, на обратном пути решил ехать с включенным круизом. Поинтересовался у инструктора: каким был результат у коллег? Оказывается, за две недели тест-драйва лучшее значение на данном автомобиле было 38,5 л/100 км. Знаете, сколько я привез?! Итоговые 36,2 л/100 км. При этом лучший инструкторский результат — 35,9 л/100 км. Не заезжай мы на АЗС и не тарахти там минут 12 на холостом ходу (пока инструктор созванивался с коллегами и уточнял, ждать кого-то или нет, куда ехать) — результат оказался бы таким же, если не лучше.

Ведущий мост в базовом исполнении имеет передаточное отношение I = 2.533.

К чему это я? К тому, что в вопросах экономии топлива техника — не главное. Ключевым звеном был и остается водитель. Это вовсе не означает, что нужно тратить деньги только на подготовку тех, кто садится за руль. Без совершенных средств производства добиться максимальной выгоды нереально. Но факт остается фактом: на сегодняшний день Mercedes-Benz Actros IV остается на гребне технического прогресса и предлагает перевозчикам лучший подвижной состав. Это особенно приятно в преддверии начала российской сборки немецкого флагмана в Набережных Челнах. Но это будет уже совсем другая страница истории!

Искусственный отбор Даниил Минаев, фото автора

Mercedes-Benz Actros четвёртого поколения (МР4), появившийся в 2011 году, продолжает непрерывно совершенствоваться. В 2015 году предметом теста на дорогах Словении стало заявленное производителем улучшение топливной экономичности на 13% по отношению к грузовикам 2011 модельного года. Попутно нам был продемонстрирован серьёзно подросший интеллектуальный уровень электронных помощников водителя. Прошло 2 года. Португалия, Лиссабон, Mercedes-Benz Actros MP4 1853LS 4×2 2017 стал на 6% экономичнее, быстродействие и эффективность электроники тоже на новом уровне…

Такие бешеные темпы роста показателей технических характеристик сложного современного магистрального тягача у любого инженера не могут не вызывать сомнения, адресуя столь громкие успехи заслугам маркетинга. Но не стоит уводить в тень успехи трудолюбивых технарей из Штутгарта. Увидеть воочию новые показатели в сравнении с ранее произведёнными машинами возможно только в стерильных лабораторных условиях. В реальной дорожной обстановке объективность этих данных варьируется лишь в рамках погрешности измерений. Но те решения, которые внедрены в «Актросе» 2017 года, – безусловно, начало большого пути, следуя по нему через некоторое время будут получены весомые результаты.

Комплексное видение эффективности

Торжественный марш преемственности поколений экологических стандартов от Euro 1 и до шестого преемника, бодро шагавший все нулевые годы XXI века застопорился как раз на отметке начала серийного производства Mercedes-Benz Actros MP4, и пока на горизонте не очень понятны дальнейшие направления наступления.

Приборы в глубоких колодцах – это действительно здорово: удобно читать и не бликуют

Это свидетельствует о том, что на сегодняшнем технологическом уровне почти исчерпаны возможности повышения теплового КПД двигателя внутреннего сгорания. И это тот самый камень преткновения, который позволил задуматься о других составляющих экономичности и экологии.

У продемонстрированных журналистам в Португалии сегодняшних грузовиков с трёхлучёвой звездой помимо ряда изменений в моторе, направленных на увеличение механического КПД, доработана и трансмиссия, отточены нюансы в аэродинамике, а чтобы четыре сотни датчиков работали исправно, обеспечивая собранную по крупицам экономию, за электроникой на борту следят при помощи спутников.

Для ходовых испытаний и накопления статистики была выбрана дорожная сеть юго-запада Португалии. Почему? Здесь стабильный климат с малыми колебаниями температуры, отличные автобаны, но при этом дороги с разными перепадами высоты и не очень плотным трафиком, что позволяет проводить испытания в довольно постоянном режиме, с небольшим разбегом влияния погодного фактора.

Перепады высоты и возможность движения на больших скоростях позволяют разработать широкий спектр программ-методик для того, чтобы максимально «раскрыть» работу всех систем автомобиля (трасса «Альгарве» на протяжении 200 км содержит 35 переходов между холмистой и равнинной местностью).

Тот, который во мне сидит

Если смотреть на съёмку трансмиссионной перспективы задней части Mercedes-Benz Actros MP4 2017 года, не увидите почти ровным счётом ничего нового, ну кроме пары тоненьких шлейфиков, соединяющих небольшие датчики на «чулке» ведущего моста с проводкой на раме. Просто привычная балка с «шариком» дифференциала посередине. Совсем другое дело, когда вы рассматриваете узел, снятый с автомобиля.

Во-первых, впечатляет класс чистоты обработки поверхности зубьев, но об этом уже писали. Во-вторых, главная передача не гипоидная, а коническая! Нагрузка меньше, срок службы больше. Дальше ещё интереснее. Соединение шестерни редуктора с корпусом дифференциала сварное! Как удалось немецким конструкторам соединить сталь и чугун на молекулярном уровне? Технология сварки трением была разработана на заводе агрегатов концерна Daimler AG в городе Касселе, при этом в процессе исследований изучались повреждённые неправильной эксплуатацией компоненты, у которых «сварка трением» произошла естественным путём из-за масляного голодания или перегрева узла.

…зато внутри всё иное

А в нижней части картера притаился электронно-управляемый дроссельный клапан, который регулирует уровень масла в мосту в зависимости от нагрузки и скорости, тем самым снижая внутренние потери. Управляющий сигнал клапан получает от электронного блока, который анализирует все возможные факторы: уклон, скорость, масса, температура. В сумме все эти конструктивные мероприятия позволяют сэкономить… 0,5% топлива. Вот за какие малые величины сегодня ведётся борьба…

Позвольте, а что произойдёт со смазкой заднего моста в случае обрыва цепи, низкого напряжения или отказа самого клапана. Ничего страшного, просто тягач перестанет экономить 0,5% топлива, так как в аварийном режиме клапан останется полностью открытым для полнопоточной циркуляции масла. Но это безобразие не останется без пристального внимания системы по имени «Uptime», которая в онлайн-режиме, обнаружив неисправность, сама подберёт ближайший сервис с наличием необходимых компонентов, и это касается не только ведущего моста, а всей бортовой электроники.

А если человек за рулём будет упрямиться и откажется ехать на ремонт, особенно если речь идёт о неисправностях, связанных с токсичностью выхлопа, электронные надзиратели через некоторое время ограничат мощность двигателя, а финальной санкцией будет ограничение максимальной скорости до 20 км/ч. Но здесь это не считают блажью, только так можно добиться стабильной работы сложной многокомпонентной системы, где буквально каждый винтик вносит свою лепту в виде доли процента экономии.

Второе поколение двигателей

Набор двигателей, предлагаемых на четвёртые «Актросы», остаётся прежним – рядные «шестёрки» ОМ470 и ОМ471 рабочим объёмом соответственно 10,7 и 12,8 л, предусмотрен большой выбор мощностных настроек для разных рынков сбыта. Внешне минимум отличий, но изменились характеристики компонентов впрыска и некоторые детали привода вспомогательных агрегатов. Двигатели оснащены аккумуляторной системой впрыска (Common Rail), сажевым фильтром закрытого типа и системой рециркуляции отработавших газов.

Главная особенность линейки моторов в том, что они развивают максимальный крутящий момент уже с 800 об/мин (в 2015 году этот показатель достигался с 900 об/мин), а на частотах вращения 1300–1400 об/мин доступно до 95% максимального крутящего момента, а обороты максимальной мощности в 2017 году понизились ещё на 200 об/мин, до 1600 об/мин.

Система впрыска X-Pulse с полностью электронным управлением и мультипликатором давления для кратковременного повышения пикового крутящего момента доработана. Ранее максимальное давление в топливной рампе составляло не более 900 бар, в индивидуальных форсунках оно повышалось до 2100 бар (для 2011-го модельного года). В 2015 году эти значения составили уже 1100 и 2300 бар. В сегодняшних машинах магистральное давление 1160 бар, а давление впрыска 2700 бар.

Ассиметричный турбокомпрессор с самого начала был одной из характерных особенностей двигателя OM 471. Отказ в новом поколении двигателей ОМ 471 не только от регулятора давления наддува, но и от регулятора давления подачи, от датчика контроля рециркуляции газов, по мнению создателей техники, означает, что термодинамика на сегодняшний день оптимизирована. В то же время с устранением ряда компонентов двигатель должен, по идее, стать более надёжным.

Теперь о вспомогательных агрегатах и особенностях их привода. Новый насос гидроусилителя с электромагнитным клапаном при скорости 60 км/ч позволяет расходовать 190 Вт вместо 460 Вт. Добрались немцы и до генератора. Изменения коснулись преобразователя и регулятора напряжения, теперь больше не осуществляется непрерывная подача электроэнергии, а напряжение стало регулироваться в диапазоне от 24 до 30 В, в зависимости от ситуации. Новый преобразователь получает от LIN-сигнала информацию о том, какое напряжение требуется и когда.

Перезагрузка автоматизированной КП

Коробка передач осталась прежней, но подверглась ревизии. Это 12-ступенчатая автоматизированная КП PowerSchift 3 G281-12. Естественно, что под изменившуюся внешнюю скоростную характеристику двигателя был подстроен алгоритм переключения. Из моего опыта в Словении в начале подъёма, при движении на высокой скорости, около 89 км/ч, система РРС сразу заставляет КП перейти на XI передачу, ранее влетали в гору на XII, и когда мотор начинал киснуть, автоматика экстренно подключала X ступень. Теперь же автоматика заблаговременно готовит оптимальную программу выбора передач. И это одна из характерных особенностей нового алгоритма: сокращено количество переключений передач на уклонах.

Здесь стоит отметить суммарную доводку тандема «двигатель + КП», именуемого силовым агрегатом. Основное отличие двух поколений силового агрегата состоит в том, что текущая версия работает на более низких оборотах двигателя, чем предыдущая. Из механических изменений в коробке передач всё то же самое: повышение чистоты обработки поверхностей зацепления и применение масел меньшей вязкости.

Аэродинамическая борьба за снижение расхода топлива коснулась даже уголков бампера

Реализованная безопасность

Как только активные системы помощи водителю стали серийным оборудованием, пошли разговоры о беспилотном будущем. Спустя пару лет многочисленных опытов пыл всё же поумерили, не получается пока обойтись без водителя. Зато электронные ассистенты торможения, контроля полосы, дистанции и бокового интервала стали работать значительно корректнее, а главное – конструкторы чётко определились, кого спасать, где и как реагировать.

Mercedes-Benz Actros MP4 умеет серьёзно позаботиться о тех, как здесь говорят, самых беззащитных участниках дорожного движения – пешеходах и велосипедистах. Но в 2017 году чётко регламентировано, что для электронных мозгов «Мерседеса» – это «неподвижные или движущиеся объекты, высотой от 0,7 до 2,5 м, развивающие скорость до 50 км/ч». И это правильно, поскольку ничего идеального человеком ещё не создано, а здесь честно обозначены параметры объектов, с которыми системы безопасности гарантированно надёжно работают. Так что если вы передвигаетесь пешком или на велосипеде и отличаетесь от вышеуказанных антропометрических данных, будьте осторожны!

Ну, а если серьёзно, то в конце 2016 года к уже знакомым системам безопасности появилась действительно очень полезная для автопоезда с полуприцепом опция под названием Sideguard Assist. Она оповещает водителя о движущихся и неподвижных препятствиях с правой стороны – по традиции, этот борт на грузовиках всегда сложнее контролировать. Подсветка в форме треугольника загорается на стойке на уровне глаз водителя, моментально заставляя его обратить внимание на ситуацию по бокам автомобиля. Предусмотрены и различные виды оповещения в виде LED-подсветки и звуковых сигналов на случай риска столкновения и в том случае, если возникает неподвижное препятствие во время поворота грузовика.

От себя добавлю, когда я слегка зазевался на перекрёстке с круговым движением, то Active Brake Assist четвёртого поколения (ABA 4) незамедлительно напомнила мне о себе, очень вовремя подтормозив 40-тонный автопоезд…

Путь вперёд

Весь этот португальский тест-драйв сводится к тому, что это была целая серия семинаров, подкреплённых практическими занятиями. Внешне, внутри, в кабине, по ощущениям за рулём это всё тот же гаджет путеводной звезды, с которым я впервые пересекал Швабские Альпы шесть лет тому назад. Инновации спрятались в компонентах монтажных плат электронных блоков, не всегда можно на ощупь определить новые марки стали и другие конструкционные материалы. Не увидеть без вскрытия и детального разбора новые форсунки, поршни, клапаны, шатуны, насос ГУР, генератор… На рабочем месте немного изменились некоторые кнопки, появились новые концепции органайзеров и обустройства спальных мест, несметное число вариаций только продолжает нарастать. Стало больше ЖК-дисплеев, увеличилось их разрешение, вот только я всё тот же, привычно устроившись за рулём, смотрю в ветровое стекло на мерно убегающую вперёд полосу дороги…

Техническая характеристика Mercedes-Benz Actros MP4 1853 LS (type L 963 W 1223)

Параметр Значение
Колёсная формула 4х2
Полная масса, кг 18 000
Полная масса автопоезда
(технически допустимая), кг
40 000 (44 000)
Допустимая нагрузка на 1-/2-ю оси, кг 7500/11 500
Колёсная база, мм 3700
Двигатель:

  • тип
  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
OM471, Euro 6
Дизельный, 6 цилиндров в ряд
12,8
530 при 1600 мин-1
2600 при 1100 мин-1
Коробка передач:

  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
PowerSchift 3 G281-12
Автоматизированная
12/1
Передаточное число моста 2,733
Подвеска Спереди на малолистовых рессорах, сзади пневматическая
Тормозная система Пневматическая, с антиблокировочной системой и активным ассистентом торможения и поддержания безопасной дистанции
Мощность моторного замедлителя, кВт 410 при 2300 мин-1
Вместимость топливного бака, л 720 + 430
Вместимость бака AdBlue, л 75

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*