admin / 02.10.2020

М 72 мотоцикл

Уникальный и легендарный мотоцикл Урал М-72 имеет богатую историю, ведь он смог внести свою лепту в приближение великого Дня Победы. Решение на его разработку было принято еще в 1940 году. Сборка осуществлялась Московским мотоциклетным заводом. Двигатель был создан заводом ЗИС. Коробка передач была детищем завода КИМ.

Уже в 1941 году появились первые образцы. По плану такие мотоциклы должны были выпускаться с Харьковского и Ленинградского завода, но из-за войны воплотить в жизнь задумки не получилось. Очень оперативно все оборудование, предназначенное для производства мотоциклом Урал М-72, было перевезено в уральский город Ирбит. Станки были установлены чуть ли не под открытым небом, и здесь же вытачивались необходимые детали.

Все мотоциклы Урал М-72, которые сохранились до наших времен, можно смело отнести к ветеранам войны, ведь они активно использовались в боевых действиях.

Особенности Урала М-72

Урал М-72 с двухцилиндровым четырехтактным двигателем выпускался как в одиночном варианте, так и с коляской. Модели с коляской использовались в разведроте. Был носителем стрелкового оружия. Имел сидения, в народе которые назывались «треуголки». Они оснащались амортизатором. В коляске был расположен багажник, в котором перевозились боеприпасы, радиоприемник и т.д. В коробе передач было два рычага. Один рычаг можно было переключать ногой, второй – рукой. Сделано это было специально, для перестраховки. Например, если водителя в перестрелке ранили в ногу, он мог спокойно переключать правой рукой, продолжая движение в экстремальных условиях.

Подвеска была свечного типа. Замена заднего колеса не вызывала никаких сложностей. Задняя часть крыла поднималась благодаря подножке, после чего колесо просто выкатывалось.

Рулевое управление оснащалось демпфером. Он был необходим для более комфортной езды, так как гасил ненужные колебания вилки в горизонтальной плоскости.

Запуск мотоцикла осуществлялся специальным рычагом, который назывался «опережением зажигания».

В 1949 году в конструкцию мотоцикла был внедрен воздушный фильтр – инерционно-масляный и сетчатый. Что касается ходовой части, то были усилены рама и колеса.

Если вы являетесь владельцем такой уникальной техники, то вы настоящий счастливчик. Ведь ретро мотоциклы пользуются большим спросом среди коллекционеров. При желании вы можете заказать реставрацию, благодаря которой мотоцикл сможет получить новую жизнь.

ИМЗ М-72 — модель мотоцикла, марки Урал

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.

ИМЗ М-72 (1940—1961 годы) — на протяжении всего выпуска модернизировался, последняя модель получила даже короткорычажную вилку и алюминиевые ступицы колёс

История

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R 71 (BMW-750), который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский мотоциклетный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный Октябрь» также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учёте в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.

Конструкция

Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.

Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким чёрным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещён вперёд на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.

На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемёта (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. В очень ограниченном количестве в войска поступали также модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.

В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.

С 1956 года ИМЗ перешёл на модель М-72М. Её главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 года) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменён редуктор главной передачи, усилены колёса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надёжного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплён на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.

Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешёл на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.

Спортивные модификации

М-72К — кроссовый мотоцикл для спортивных клубов, выпускался небольшими партиями. Облегчённый, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъёма клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерён. Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая — вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой. Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря лёгкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.

М-75М — спортивный мотоцикл с коляской на базе дорожного М-72. Двигатель с верхнеклапанными головками из алюминиевого сплава, полусферическими камерами сгорания, коромыслами с игольчатыми подшипниками. Коробка передач со сближенными передаточными числами (1,875-1,3-1,0-0,917). Ходовая часть мотоцикла облегчена за счёт узких крыльев и отсутствия багажника.

М-76 — спортивный мотоцикл-одиночка на базе дорожного М-72. Двигатель и коробка передач аналогичны М-75М, но имеет систему смазки с сухим картером. Бачок для масла установлен возле седла мотоцикла. Зажигание — от магнето.

М-80 — гоночный мотоцикл, созданный на Горьковском мотозаводе (ГМЗ) в 1946 году на базе дорожного М-72. Считается, что инженер Наум Гудкин (создатель мотоцикла) использовал задел двигателей М-75(разработка которого велась в то же время), так как централизация промышленности в СССР позволяла передавать детали и целые конструкции между предприятиями. В 1947 году на таком мотоцикле заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил всесоюзный рекорд скорости в классе мотоциклов до 750 см3 — 172 км/ч.

Характеристики:

Общие данные

Тип мотоцикла — с коляской.

База, мм — 1430.

Дорожный просвет, мм — 130.

Колея, мм — 1100

Габариты, мм:

— длина — 2420;

— ширина — 1650.

Высота (по ключу зажигания) — 1000

Вес мотоцикла, кг:

— сухой — 335;

— рабочий — 380.

Расход топлива по шоссе, л/100 км — 7.

Запас хода по топливу по шоссе, км — 310.

Наибольшая скорость, км/час — 85.

Емкость (масляная), л:

— картера двигателя — 2,0;

— картера КП — 0,8;

— картера задней передачи — 0,150;

— воздухоочистителя — 0,2.

Емкость топливного бака, л — 22.

Двигатель

Тип двигателя — четырехтактный двухцилиндровый.

Марка — М-72М.

Диаметр цилиндра, мм — 78.

Ход поршня, мм — 78.

Рабочий объем, см³ — 746.

Степень сжатия — 5,5 ± 0,2.

Максимальная мощность, л. с. — 22.

Максимальный крутящийся момент, кг м — 4,0.

Материал головки блока — алюминиевый сплав.

Прокладка головки блока — асбометаллическая 0,6 мм.

Материал поршня — сплав алюминиевый.

Фазы газораспределения (по углу поворота кривошипа), град.:

— начало впуска до в. м. т. — 76;

— конец впуска после н. м. т. — 92;

— начало выпуска до н. м. т. — 116;

— конец выпуска после в. м. т. — 52.

Карбюратор — Два К-37.

Силовая передача М-72 М

Передаточное число главной передачи — 4,62.

Сцепление — сухое двухдисковое в маховике двигателя.

Количество дисков:

— ведущих — 3;

— ведомых — 2.

Количество пружин — 6.

Технические характеристики коробки передач М-72 М

Тип — четырехступенчатая двухходовая.

Передаточные числа:

— на первой передаче — 3,6;

— на второй передаче — 2,286;

— на третьей передаче — 1,7;

— на четвертой передаче — 1,3.

Общее передаточное число:

— на первой передаче — 16,65;

— на второй передаче — 10,56;

— на третьей передаче — 7,85;

— на четвертой передаче — 6,01.

Шины мотоцикла М-72 М и их характеристики

Размер, в дюймах — 3,75-19.

Давление, кг/см²:

— переднего колеса — 1,6;

— заднего колеса — 2,0;

— колеса коляски — 1,8;

— запасного колеса — 2,0.

Зажигание и Электрооборудование М-72 М и их характеристики

Тип — батарейное магнето.

Марка катушки зажигания — Б — 2Б или Б-11.

Аккумуляторная батарея — 3МТ-14.

Генератор — Г — 11А.

Реле-регулятор — РР-31.

Сигнал — С — 23Б.

Фара ФГ — 6.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*