admin / 05.04.2020

Летающие машина

Самолеты, которые производит Воронежский авиационный завод, с 1930-х годов являются брендом Воронежа. Недавно отечественные самолетостроители отметили свой профессиональный праздник – День Воздушного флота России. Мы посчитали этот праздник отличным поводом, чтобы встретиться и побеседовать с и. о. управляющего директора ПАО «ВАСО» Александром Ярчевским. Александр Бориславович рассказал об основных проектах, планах и перспективах завода.

Машины на спецзаказ

ПАО «ВАСО» входит в дивизион транспортной авиации ОАК госкорпорации «Ростех» и занимается изготовлением пассажирских и транспортных самолетов вместе с другими предприятиями отрасли. Сейчас в цехе окончательной сборки завода находятся Ил-96-400М, Ил-96-300, Ил-112В.

– Ил-96-400М – опытный образец дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. В настоящее время на нем ведется монтаж самолетных систем. Завершена стыковка фюзеляжа с крылом, хвостового оперения, проводится целый ряд других работ. Ил-96-400М будет оборудован современным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием отечественного производства, что позволит выполнять требования международных авиационных властей к системам навигации, наблюдения и связи, – рассказал Александр Ярчевский.

В строительстве ведущих отечественных самолетов других типов ВАСО участвует как кооперант: например, для Ил-114-300 изготавливает крыло и хвостовое оперение, для ряда ремонтных заводов транспортной авиации предприятие поставляет детали самолетов Ил-76 и Ан-12.

– Многие из самолетов, которые мы производим, – своего рода спецзаказ, – рассказывает и. о. управляющего директора. – Внутренняя компоновка салона, оснащение оборудованием абсолютно индивидуальны и зависят от назначения воздушного судна и требований заказчика. Поэтому массовый выпуск самолетов не всегда является показателем нашей работы.

Первый опытный

За созданием в Воронеже нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В с интересом наблюдает вся страна.

– Раньше была другая система: при конструкторском бюро был свой опытный завод, на котором выполняли все опытно-конструкторские работы и строили первый опытный образец. Серийные заводы занимались сборкой уже серийного самолета. В случае с Ил-112В такого рода опытной сборочной площадкой стал ВАСО, – рассказал Александр Ярчевский.

Свой первый полет Ил-112В совершил весной 2019 года. Полученные в ходе полета данные проанализировали и продолжили шлифовать опытный образец, доработав его до того технического уровня, который необходим для выполнения испытательных полетов.

– Первый полет совершал самолет в одном облике, сейчас это, по сути, совсем другой, значительно доработанный образец.

В ближайшее время завершается этап цеховых предъявлений заказчику. После этого самолет приступит к аэродромным наземным испытаниям, а затем и к этапу предварительных летных испытаний.

Остальные доработки и усовершенствования будем воплощать в следующих образцах – третьем и четвертом, которые уже заложены в производство, – заявил Александр Ярчевский.

Следующие образцы Ил-112В будут легче благодаря использованию новых конструкторских решений по изготовлению достаточно большого спектра элементов и узлов и применению композитных материалов.

В центре компетенций

В свое время достаточно широко звучало, что ВАСО станет центром компетенций по изготовлению пилонов и мотогондол (частей двигателя) для всех предприятий Объединенной авиастроительной корпорации. Такая задача была впервые поставлена в 2012 году, сейчас центр компетенций – это живой и бурно развивающийся проект.

– Тогда мы начали поставлять на Ульяновский авиазавод мотогондолы и пилоны авиадвигателей, рельсы закрылков, части гидравлических агрегатов. Сейчас производим мотогондолы на все модификации Ил-96, которые сами выпускаем, на Ил-76 в Ульяновск. Для пилонов на Ил-76 изготовили дополнительную стапельную оснастку, зная, что количество выпускаемых самолетов увеличится. По изготовлению мотогондол и пилонов для всех самолетов ВАСО – основной кооперант в системе Объединенной авиастроительной корпорации, – рассказал и. о. управляющего директора.

Вирус не прошел

Работу завода не смогла остановить даже пандемия коронавируса. Предприятие, связанное обязательствами гособоронзаказа, снизило активность на срок всего около двух недель, а затем все подразделения начали поэтапно возвращаться к полноценной деятельности. Эти две недели позволили перестроить работу с учетом новых требований защиты сотрудников и профилактики инфекции. На ВАСО организовали оперативный штаб, который контролировал эпидемиологическую обстановку. Согласно программе, действующей в целом на предприятиях ОАК и «Ростех», на заводе проводились и проводятся целый ряд мероприятий, направленных против распространения вируса, – это использование масок, дезинфицирующих средств, соблюдение дистанции там, где это возможно, отказ от командировок, массовых совещаний и мероприятий. Благодаря этим мерам серьезных рисков удалось избежать.

– По случаю профессионального праздника – Дня Воздушного флота – мы не устраивали никаких массовых мероприятий. Каждое производственное подразделение собиралось отдельно – там и грамоты вручили, и поздравили друг друга, – рассказал Александр Ярчевский.

Важной задачей с точки зрения комфорта сотрудников руководитель ВАСО считает возобновление в ближайшее время работы столовой предприятия – сейчас на заводе работают только буфеты.

Неравнодушные люди

Кузница кадров ВАСО – Воронежский авиационный техникум имени В.П. Чкалова и опорный вуз ВГТУ.

– Понятие «кадровый голод» нам незнакомо. У нас работает много увлеченной молодежи. Трудиться на таком заводе, как ВАСО, сможет не каждый. Например, человек равнодушный не сможет. Когда самолет взлетает первый раз, выходит весь завод, все болеют за общее дело, – говорит Александр Ярчевский.

С другой стороны, дефицита рабочих мест для квалифицированных сотрудников тоже нет. Руководитель ВАСО убежден, что программа замены парка авиационного специального летного отряда надолго обеспечит предприятие заказами.

Справка

Строительство авиазавода в Воронеже началось в 1930 году, а уже через два года предприятие ввели в строй. С 1934 года завод выпускал бомбардировщик ТБ-3, затем дальний бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4) и штурмовик Ил-2.

На заводе выпускались САМ-5 для местных авиалиний и АНТ-25, на котором был совершен беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку с экипажами Чкалова и Громова.

Во время Великой Отечественной войны завод выпускал фронтовые штурмовики Ил-2, затем Ил-10. С 1942 по 1943 год предприятие находилось в эвакуации в Куйбышеве. В октябре 1944 года новый Ил-10 появился на фронте и отличился в битве за Берлин.

В конце 1950-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12.

В 1968 году совершил первый полет сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 производства Воронежского авиазавода.

С 1977 года началось производство широкофюзеляжного самолета-аэробуса Ил-86, всего было выпущено более 100 таких машин.

В 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96-300.

В 1993 году завод прошел процесс приватизации, а через два года начал производство транспортного самолета Ил-96Т.

С 2006 года ВАСО входит в состав государственного ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

Сегодня ВАСО – одно из важнейших и стабильно развивающихся предприятий в контуре ОАК.

Александр Ярчевский

Родился 24 апреля 1961 года в поселке Нижняя Крынка Макеевского района Донецкой области. В 1984 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности «производство летательных аппаратов». Работал на ФГУП «325 АРЗ» в г. Таганроге, в ОАК, «ОАК-Антонов». В должности и. о. управляющего директора ПАО «ВАСО» – с 1 августа 2019 года. В целом на ВАСО работает с 2012 года – исполнительным директором, директором по производству, директором по послепродажному обслуживанию самолетов, техническим директором.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

На видео, которое представила компания, их устройство поднялось на высоту в 1-2 метра и зависло в таком положении на минуту. При этом внутри машины впервые находился живой водитель.

Томохиро Фукудзава, возглавляющий SkyDrive, сказал, что летающий автомобиль может выйти на рынок к 2023 году. При этом он признал, что инженерам еще придется поработать над безопасностью — именно это послужит решающим аргументом в переговорах с властями для введения устройств в общее пользование.

«Из более чем 100 проектов летающих автомобилей в мире лишь немногие добились успеха с человеком на борту», — добавил он.

Пока машина может летать всего 5-10 минут, но если инженеры смогут растянуть полет до 30 минут, то устройства начнут экспортировать в Китай и другие страны. В отличие от самолетов и вертолетов, вертикальный взлет и посадка машины предлагают быстрый личный перелет из точки в точку.

«Нам еще предстоит над многим поработать — если устройства будут стоить 10 млн долларов, никто их не купит. Если они будут летать по 5 минут, никто их не купит. Если они будут падать — никто их не купит», — добавил Фукудзава.

Проект SkyDrive стартовал как волонтерский проект под названием «Картиватор» в 2012 году. Его финансируют ведущие японские компании — Toyota Motor Corp., Panasonic Corp. и разработчик видеоигр Bandai Namco.

Можете быстро вспомнить фильм или книгу о будущем, в которых бы не было летающих машин?

Это началось давно. Достаточно вспомнить Яна Флеминга и его роман «Пиф-паф ой-ой-ой», который был выпущен аж в 1963 году. Затем летающие авто появились в одной из историй о Джеймсе Бонде в 1964 году, эту же машину мы увидели в кинокартине «Человек с золотым пистолетом». Чаще всего фантасты представляют летающие машины как авто с крыльями, которое спокойно ездит по обычным автотрассам, однако при надобности легко поднимается вверх. Летающие автомобили давно уже поселились на страницах книг, но что насчет реальной жизни? Пустотелые мечты это или уже неизбежная реальность? Давайте попробуем приоткрыть завесу тайн и ненадолго заглянуть в наше ближайшее будущее.

Уже сегодня компания Uber грозится разработать свой летающий концепт буквально за три года — к 2020 году. Но значит ли это, что будущее уже наступило — или это не более, чем маркетинговый ход? Для начала попробуем представить, как такая машина может выглядеть и насколько реально воплотить такую идею в жизнь.

Машина с крыльями, или Как это может выглядеть?

Естественно, каких-то официальных чертежей компания Uber еще не представляла. Но ведь никто не запретит нам немного пофантазировать. К тому же за нас это уже сделали фантасты.

В классическом варианте летающий автомобиль представляет собой машину, которая каким-то загадочным (а быть может, и вполне научным) образом способна парить в воздухе.

Фантасты представляют себе эти машины абсолютно по-разному. Одни полагают, что это будет что-то вроде самолета с крыльями и шасси. Другие — что наука уйдет настолько далеко вперед, что кусок железа сможет подняться в воздух и без всяких крыльев. При помощи нанотехнологий или «волшебной пыли». В некоторых романах идея летающего авто превратилась даже в своеобразные скутеры, которым дороги вовсе не нужны. На одном из таких «аппаратов» летал Энакин Скайуокер.

Но то фантасты. А что скажут реальные разработчики?

Они тоже пока не остановились на чем-то одном. Разные компании пытаются создать гибриды автомобиля и самолета, автомобиля и вертолета, автомобиля и коптера…

В принципе, любой малогабаритный транспорт, способный парить в небе, можно назвать летающим автомобилем. Но это скорее будет разновидность легкой авиации, нежели долгожданное летающее авто из будущего.

Безопасность превыше всего, или Можно ли доверять летающим автомобилям?

Прежде, чем сесть в тот или иной транспорт, человек интересуется, насколько он безопасен. Это касается не только летающих машин, опасения в безопасности которых вполне обоснованы — транспорт для нас новый и неизведанный — но и любого другого наземного транспорта — мы не сядем в салон, если сомневаемся, что у машины есть тормоза.

Что насчет летающих авто будущего?

На сегодняшний день ответ будет звучать так — «не слишком безопасно» . Почему? Все просто — технология находится еще в стадии разработки. Никто не спорит, быть может в будущем, когда летающие авто будут поставлены на конвейер, они станут самым безопасным транспортом на Земле. А сейчас, пока мы толком не знаем, как такая машина будет работать в принципе, говорить о ее безопасности довольно сложно, да и честно говоря, глупо.

С другой стороны, делать транспорт опасным совершенно не в интересах моделирующих концепты компаний и они сделают все возможное, чтобы убедить в безопасности нового вида транспорта не только потенциальных покупателей, но также власти и регулирующие органы — ведь именно от их одобрения зависит, наступит будущее в этом вопросе или нет.

Хотя мы действительно не знаем, что из себя будет представлять летающее авто, вопрос безопасности очень важен и по идее должен быть заложен в концепт с самого начала.

С точки зрения банальной логики, обеспечивать безопасность летящей машины довольно сложно. Если «земной» автомобиль в случае чего может просто затормозить, то затормозивший летающий автомобиль просто-напросто начнет падать. Обычный автомобиль даже при ДТП способен защитить водителя и его пассажиров при помощи тех же ремней и подушек безопасности. Хотя конечно, я не исключаю и ту страшную статистику дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом — только в 2016 году на дорогах во всем мире погибло более 20 тысяч человек.

Разработчики придумают какие-то «приспособления безопасности». Но здесь важно учесть один момент — под угрозой жизнь и здоровье не только тех, кто в салоне. Но и тех, кто где-то там, внизу.

Причем вопрос «падения» актуален не только в случае воздушно-транспортного происшествия, но и в случае банальной парковки. Как это будет осуществляться — тоже большой вопрос.

Чтобы решить эту проблему, китайская компания Ehang высказала идею оснащать летающие авто парашютом. Правда, опять же, не совсем понятно, каким образом будет работать эта система. Вопросов много. Но эта фирма известна концептом летающих такси и неординарными идеями, как, например, доставлять пассажиров с крыши одной высотки на крышу другой.

«А внутре у ней неонка», или Какие силы будут управлять полетом?

Не менее интересный вопрос — как будет работать система полета. На сегодняшний день инженеры придумали автопилот наземных авто, да и самолеты тоже уже полностью автоматизированы — пилоты нужны только для осуществления взлета и посадки, и то не всегда, а в основном на случай чрезвычайной ситуации.

Но с одной стороны, самолет и миниатюрный летательный аппарат сравнивать сложно. В самолете все системы безопасности многократно дублируются и их там много, уместить все эти технологии в малогабаритном корпусе довольно проблематично. А с другой —в плане управления взлетом, полетом и посадкой у летающего автомобиля должно быть явно попроще. Но это уже забота разработчиков.

К тому же, уже сегодня некоторые компании начали активно продвигать идею электротурбин. В качестве примера можно привести летательный аппарат от Lilium, относительно нового стартапа. Так, электродвигатели, которые станут отличной заменой привычному нам двигателю внутреннего сгорания, значительно упростят схемы самого аппарата, а у моторов появится возможность дублирования и взаимозаменяемости — если какой-то из них выходит из строя, другой незамедлительно вступает в работу.

Так что если сегодня нам еще призрачно представляется будущее, разработчики не дремлют и малыми шагами идут к своей цели, и есть уверенность, что они все же добьются своего и сделают-таки летающие авто безопасными.

Высоко и далеко, или Где и насколько быстро смогут летать автомобили?

Пожалуй, многие со мной согласятся, что по большей части цель науки и разработок — упростить жизнь человека. И в изобретении летающих автомобилей наш с вами интерес тоже есть. Наверняка, застряв в пробке, вы порой задумывались: «вот бы сейчас воспарить в воздух и перелететь через эту жуткую пробку». И ведь действительно, инновационные летающие авто смогут избавить нас от каждодневных пробок на работу и обратно, от светофоров и прочих препятствий (даже если летающих авто станет много, всегда будет возможность подняться или опуститься на другой уровень — по крайней мере, это нам обещают фантасты).

Но вряд ли летающим автомобилям позволят двигаться хаотично. Если такие авто станут распространенными, то, скорее всего, власти придумают для них свою инфраструктуру. Вероятно, это будет похоже на некие воздушные коридоры, по которым и будут двигаться автомобили. Не исключено, что такие коридоры будут проходить по безопасной местности, где мало или совсем нет людей. Так что даже в случае аварии серьезных последствий с летальным исходом не предвидится.

Но даже при таком раскладе летающее авто останется самым быстрым транспортом. Да и сами посудите, лететь по прямой — это одно, а ехать по дороге со всеми ее изгибами и ухабами (про качество дорог, особенно в России, тоже не стоит забывать) — совсем другое. Даже если автомобиль будет лететь не слишком быстро, то время на дорогу всё равно сокращается в разы. Даже в мегаполисе преодолеть расстояние в несколько десятков километров будет реально буквально за несколько минут.

Инфраструктура и управление, или Насколько это просто?

С одной стороны, создание летающего автомобиля сейчас представляется нам не более, чем фантастикой. Но если пораскинуть мозгами, по некоторым показателям создание такой машины может оказаться весьма и весьма простым.

Возьмем, к примеру, навигацию. Посудите сами: в трехмерном пространстве, где можно двигаться не только вперед-назад и влево-вправо, но еще и вверх-вниз, задача навигации упрощается в разы.

Приведем простой пример. Представьте, что вы попали в воздушную пробку. Машин много и кажется, что выбраться никак. А вот и нет. Пара сотен метров выше или ниже уровня полета — вполне достаточно для облета других авто.

Кроме того, в разы упростятся правила дорожного движения, и будущим водителям не нужно будет сидеть ночами за зубрежкой. Ведь не нужны будут светофоры, дорожные знаки (что сэкономит не только место в памяти, но и деньги в государственном бюджете) — езда станет намного проще и это плюсом ко всему позволит сократить число нелепых столкновений (по крайней мере, со временем, когда люди привыкнут к управлению летающим аппаратом).

Позаботиться придется лишь о взлетно-посадочных площадках, причем вряд ли они будут чем-то отличаться от вертолетных «парковок», расположенных на крышах высоток. Пока об этом еще никто не заявлял, но вполне вероятно, что эти площадки соорудят сами компании, выпускающие летающие авто (аналогично тому, как Tesla Motors создала сеть сверхбыстрых зарядок Supercharger).

Так что будущее выглядит довольно упрощенным. Осталось только понять, как соорудить такую машину.

Революция в сфере передвижения по воздуху

В последние годы и в Японии, и за её пределами одна за другой провозглашаются концепции «воздушной мобильности общества» (создания летающих по воздуху аэромобилей). В мае 2018 года на конференции в Лос-Анджелесе американская компания Uber Technologies объявила, что ставит целью в 2020 году провести пробные полёты, а в 2023 году начать предоставлять такую услугу в Далласе и Лос-Анджелесе. В сентябре европейский концерн Airbus обнародовал концепцию воздушного транспорта будущего под названием «Чертёж нашего неба». В октябре главный директор американской корпорации Boeing Дэннис Мулленбург дал понять, что прототип «летающего по воздуху автомобиля» будет представлен в 2019 году.

«Воздушный автомобиль» позволяет рассчитывать на сокращение времени, затрачиваемого на перемещения в центре больших городов; на повышение удобства жизни на отдалённых островах и в горных районах; на ускорение доставки в экстренных ситуациях и транспортировки обычных грузов. В Японии в правительственной «Стратегии инвестиций в будущее-2018» ставится цель сформировать смешанный государственно-общественный совет по реализации концепции «летающих автомобилей» и разработать в течение года соответствующий план – «дорожную карту». Учреждённый в августе совет уже начал дискуссии по выработке этого плана с привлечением национальных и зарубежных предприятий, исследовательских учреждений, а также инвестиционных фондов и других заинтересованных сторон. (Примечание: 10 декабря 2018 года во время 4-го собрания совета, на котором принято решение уже в 2019 году начать полномасштабные испытания новой техники, министр экономики Японии Сэко сказал, что на рынке летающие автомобили появятся к 2023 году)

Иллюстрация из пресс-релиза Государственно-общественного совета по реализации революции движения по воздуху. На иллюстрации изображены беспилотные такси, садящиеся и взлетающие с крыши здания в Токио

Технические задачи: автоматизированное вождение и системы предупреждения столкновений

Чёткого определения «воздушному автомобилю» пока ещё не дано. Давайте считать, что это «аппарат, предназначенный для передвижения по воздуху на малые и средние расстояния». В вертолётах в качестве движущей силы используются поршневые и турбореактивные двигатели, а для разрабатываемых в настоящее время «воздушных автомобилей» с целью снизить стоимость передвижения по большей части используются электродвигатели.

Для перевозки людей предполагается использовать аппараты вместимостью от одного до нескольких человек – точно так же, как с нынешними мотоциклами и легковыми автомобилями. Аппараты для доставки грузов предполагается использовать для транспортировки предметов, соответствующих по размеру нынешним отправлениям, принимаемым службами доставки на дом.

Среди таких аппаратов есть устройства как горизонтального, так и вертикального взлёта, первые из которых в большинстве имеют неподвижные крылья и нуждаются во взлётно-посадочных полосах. Ко вторым относятся винтокрылые устройства (с одним или несколькими роторами либо с соосными винтами), устройства вертикального взлёта и посадки (сочетающие фиксированные и поворотные крылья) и т. д.

Реализация концепции зависит от того, удастся ли разработать устройства, удовлетворяющие требованиям безопасности, эффективности, а также экологическим нормам.

Обеспечение безопасности требует разработки систем предупреждения столкновений, а также систем управления движением (диспетчерских систем), выработки стандартов безопасности, законодательного определения порядка действий в экстренных ситуациях, формирования законодательной базы и т. п. Эффективность подразумевает решение задач автоматизации управления, техническое обслуживание и уход с применением технологий «Интернета вещей» и т. п. Кроме того, необходимо провести исследования для реализации режима движения, обеспечивающего эффективность на основе анализа траффика. Для соблюдения экологических норм требуется обеспечить меры снижения шума и визуального воздействия, а также предусмотреть стимулы для использования энергии возобновляемых источников.

Возникновение новой отрасли, дающей дополнительное преимущество в борьбе со стихийными бедствиями

В случае воплощения идеи «аэромобилизации», как считают в компании Uber, электромобиль вертикального взлёта и посадки eVTOL сможет связать токийский район Синдзюку с соседним городом Йокогама всего лишь 10-минутным рейсом. В сравнении с обычным автомобилем (40-50 мин.) и электричкой (60-70 мин.) это крупномасштабное сокращение.

В Японии для того, чтобы добраться из основного аэропорта до ближайшего крупного города в большинстве случаев требуется около одного часа. К тому же, в таких местах, как остров Сикоку, где не ходят суперэкспрессы «синкансэн», обременительно и перемещение между соседними префектурами. В случае, если воздушные автомобили свяжут сердце крупных городов с аэропортами, а вместе с тем появится возможность добираться по воздуху до станций суперэкспрессов, можно рассчитывать на открытие новых туристических маршрутов, а также на формирования новых промышленных кластеров.

В дополнение к действующей системе скорой медицинской помощи с использованием вертолётов – т. н. докута хэри, в случае усиления «воздушными автомобилями» общественных служб – полиции, пожарной охраны и т. д., появится такое преимущество как ускорение поисково-спасательных операций и действий по борьбе со стихийными бедствиями. Япония постоянно сталкивается с риском крупных по масштабу ударов стихии, таких как землетрясения, цунами, наводнения и т. п, поэтому аэромобильность может стать мощным подспорьем в деле построения безопасного общества.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*