admin / 20.03.2020

Кв 9 танк

Оборотной стороной эпических сказаний стало устойчивое мнение, что прекрасные машины становились жертвами собственных командиров и что их массово бросали без боя. При правильном применении чудо-танки должны были бы сокрушить противника еще до прорыва немецких танковых групп к Днепру.

В неведении…

Первая загадка — сам факт полного отсутствия информации о новых советских танках в вермахте. Т-34 и КВ поступали в танковые соединения приграничных округов с конца 1940 года. К июню 1941-го счет шел уже на сотни. В Алитусе они стояли в открытых парках недалеко от железной дороги, по которой ходили поезда из Восточной Пруссии. Более того, в Ленинграде танки КВ ездили на заводские испытания у всех на виду. Можно было даже оценить объемы их производства. Тем не менее в изданном в июне 1941 года карманном справочнике для вермахта по советской бронетехнике танки Т-34 и КВ не упоминаются. Помимо Т-38, Т-26, Т-28, Т-35 и БТ там присутствует только опытный тяжелый танк СМК под названием Т-35С. Информация об этой машине поступила к немцам от финнов — в декабре 1939 года СМК подорвался на фугасе в глубине финской обороны. В документах OKH/FHO (Отдела изучения армий востока ОКХ) есть танк Т-32, не вошедший в справочник. Как мы знаем, так в СССР именовался один из опытных образцов «тридцатьчетверки». Однако ТТХ танка «Т-32» по версии OKH/FHO не имеют ничего общего с Т-34 и настоящим А-32. Перед нами предстает все тот же Т-35: одна 76,2-мм пушка, две 45-мм пушки, пять пулеметов, броня 30 мм. При этом масса обозначена заведомо заниженная для пятибашенного гиганта — 35 т.

СМК. Двухбашенный экспериментальный тяжелый танк «Сергей Миронович Киров» не стал серийным, зато вошел в немецкий справочник.

…но во всеоружии

Однако незнание не всегда означает неготовность к встрече с новыми танками противника. Речь даже не об опыте французской кампании и встречах немцев с тяжелыми B1bis. Помимо справочников по советским танкам в вермахте имелись секретные графики бронепробиваемости снарядов противотанковых, танковых и зенитных пушек. Линии графиков начинались гораздо выше самой толстой брони, которая могла немцам встретиться в СССР, по их довоенным данным. Они оценивали броню Т-35С (СМК) в 60 мм. Зенитка калибром 88 мм брала 100-мм броню даже с 1 км. Подкалиберный снаряд к 50-мм противотанковой пушке ПАК-38 пробивал на 100 м вдвое больше — 120 мм брони. Соответственно, 50-мм танковой пушке с коротким стволом на 100 м при стрельбе подкалиберным снарядом оказывалась «по зубам» броня толщиной более 90 мм. Впрочем, необходимо подчеркнуть, что танков с такими пушками в вермахте было немного.

Без особых эмоций

Итак, ранним утром 22 июня 1941 года войска трех германских групп армий пересекли советскую границу. Где же немцы впервые встретились с Т-34 и КВ? Больше всего новых танков было в Киевском особом военном округе, но первая встреча немцев с ними произошла не на Украине, а под Алитусом в Прибалтике и в районе Гродно.

КВ-1 появился тогда, когда стало понятно, что многобашенная конструкция не дает тяжелому танку никаких преимуществ.

Во второй половине дня 22 июня под Алитусом (Олитой) состоялось танковое сражение между 5-й танковой дивизией полковника Ф.Ф. Федорова и 7-й и 20-й танковыми дивизиями 3-й танковой группы (ТГр) немцев. Советская версия гласит, что дивизия полковника Федорова встретила противника в обороне, но изучение документов приводит к другому выводу. Немцами были захвачены плацдармы на Немане, а затем последовала контратака советских танков на ощетинившиеся зенитками и противотанковыми пушками позиции. В вечернем донесении 3-й танковой группы бой под Алитусом был оценен как «крупнейшая танковая битва за период этой войны» (то есть Второй мировой) для 7-й танковой дивизии. Собственные потери, по донесению 3-й ТГр, составили 11 танков, включая четыре «тяжелых» (Pz.IV). По советским данным, из 24 участвовавших в бою танков Т-28 было потеряно 16, из 44 Т-34 — 27, из 45 БТ-7 — 30. Как мы видим, за раз было потеряно почти три десятка Т-34. Причем никаких особых эмоций столкновение с «тридцатьчетверками» под Алитусом у немецкого командования не вызвало.

Куда девались КВ?

Под Гродно танки 11-го механизированного корпуса генерала Д.К. Мостовенко 22 июня были использованы в контрударе против наступавшей на город немецкой пехоты. Танкистам удалось предотвратить немедленный развал обороны стрелковых частей, но ценой тяжелых потерь. Всего, по немецким данным, в боях на подступах к Гродно в первый день войны было уничтожено 180 советских танков.

КВ-2. Именно тяжелые танки серии КВ стали для немцев самым неприятным сюрпризом в первые дни войны.

В первый же день войны решилась судьба всех трех танков КВ 11-го мехкорпуса. Один опрокинулся и затонул в болоте. Второй был обездвижен попаданиями в ходовую часть. Это был первый танк КВ, с которым немцы столкнулись в боях. Как ни странно, донесений об этом столкновении не последовало. Видимо, танк был выведен из строя, прежде чем показал свою неуязвимость. Третий КВ из-за неисправности остался в мастерских, позднее его взорвали при отходе. В этом эпизоде содержится ответ на вопрос, куда делись КВ и Т-34 летом 1941 года.

Удары «дверного молотка»

Надо признать, что в изготовившемся к вторжению в СССР вермахте утром 22 июня уже были средства борьбы с новыми танками, даже с тяжелыми танками КВ. Бортовая броня танка Т-34 на дистанции около 200 метров уверенно пробивалась остроголовыми 37-мм снарядами пушки ПАК-35/36. Немцы вскоре назовут ее «дверным молотком», но совсем не за бесполезность в бою против Т-34. Против «тридцатьчетверки» работали также конструктивные дефекты: в бортовых листах имелись вырезы под балансиры подвески. Бронебойный снаряд даже небольшого калибра мог пробить каток, пружину и влететь в боевое отделение танка или поразить двигатель. Не следует сбрасывать со счетов и крупнокалиберные снаряды полевой артиллерии, которые были способны если не пробивать броню, то поражать ходовую часть танков.
Собственно подкалиберные снаряды были «хайтеком» того времени. У немцев они появились в массовых количествах только на рубеже 1940−41 гг. Броню в них пробивал твердосплавный сердечник, меньшего, чем калибр выпущенного снаряда диаметра. Он порождал поток вторичных осколков из кусков прибиваемой брони. Кроме того, при пробитии брони сам сердечник испытывал большие внутренние напряжения и за броней разлетался на части. Раскаленные куски сердечника нередко вызывали пожары или детонацию боеприпасов в танке.

По итогам боев немцы отметили, что советские танкисты действовали «энергично и упорно группами по 20−40 боевых машин». С другой стороны указывалось, что «эффективность 3,7-см противотанкового орудия достаточна против всех встреченных типов танков».

Новые быстрые танки

По итогам боев под Гродно с частями корпуса Мостовенко немцы получили первые достоверные сведения о новейших советских танках Т-34. Попавшие в плен танкисты сообщили, что у них на вооружении состоит «два типа танков: Т-26 с 4,5-см противотанковым орудием и двумя пулеметами, бронирование — 15 мм, и Т-34 с 7,62-см орудием и двумя пулеметами. Бронирование — минимум 30 мм». На вооружении 11-го мехкорпуса действительно были Т-26 и Т-34 (28 единиц). Последний имел родственные связи с БТ. Точное число потерянных 22 июня «тридцатьчетверок», к сожалению, неизвестно.

Немецкие солдаты осматривают подбитый танк КВ-2 с орудием в установке МТ-1. На башне и маске орудия видно не менее дюжины следов от попаданий снарядов. Танк из состава 2-й танковой дивизии 11-й армии. Прибалтика, лето 1941 года.

На второй день войны к процессу знакомства немцев с новой советской бронетехникой подключился Киевский особый военный округ, ставший Юго-Западным фронтом. У местечка Радзехов недалеко от границы произошло столкновение советских передовых отрядов и 11-й танковой дивизии немцев. Итогом боя стала потеря советской стороной 37 танков, в том числе как минимум шести Т-34, немецкая сторона признает безвозвратные потери семи танков. Под Радзеховом немцы «тридцатьчетверку» заметили и оценили: «Появились очень быстрые тяжелые вражеские танки с 7,62-см орудием, которые прекрасно стреляют с дальних дистанций. Наши танки им явно уступают». При этом указывалось, что на ближней дистанции 37-мм пушки все же поражают «быстрые танки». В целом же картина «типичный бой новых танков» вырисовывалась все яснее. Важнейшим участником боев с немецкой стороны становилась артиллерия — как полевая, так и зенитная. Ее огонь поражал танки, отсекал от них пехоту и фактически срывал советские атаки. Советская же артиллерия не поспевала за танками — стандартные для мехкорпусов тягачи СТЗ-5 мало подходили для маневренного сражения.

Неуязвимый таран

Куда более драматично прошла встреча немцев с танками КВ в количестве больше одного. Они вступали в бой на разных участках фронта и действительно вызывали у противника шок. Первой вновь была Прибалтика. Передовой отряд 6-й танковой дивизии 4-й ТГр утром 24 июня захватил плацдарм на реке Дубиссе рядом с городком Расейняй. Вскоре плацдарм оказался под ударом танков советской 2-й танковой дивизии, в том числе тяжелых КВ-1 и КВ-2. Быстро выяснилось, что они «полностью неуязвимы для противотанковых средств калибром до 3,7 см». Советское контрнаступление перекатилось через Дубиссу и танковый удар обрушился на главные силы боевой группы Зекендорфа 6-й танковой дивизии. У нее не оказалось спасительных зениток, и для борьбы с новыми танками использовались обычная артиллерия и реактивные минометы. В 13:00 первый КВ в Прибалтике был подбит 150-мм снарядом полевой гаубицы. Тем не менее КВ давили позиции артиллерии, расстреливали и таранили легкие танки 35 (t) чехословацкого производства.

Подбитый и сгоревший Т-34 ранних серий выпуска. В носовой балке корпуса видны две пробоины от снарядов 88-мм зенитки.

В 17:30 в район действий боевой группы Зекендорфа прибыли «ахт-комма-ахты» — 88-мм зенитки. Немцам удалось остановить и даже повернуть вспять советскую танковую атаку и уничтожить несколько стальных гигантов. Изучение оставшихся на поле боя подбитых советских танков и допрос взятых в плен танкистов дал им достаточно полное представление о технических характеристиках КВ-1 и КВ-2.

Невероятный калибр

24 июня 1941 года стало днем массового вступления в бой новых танков — разница во времени составляла считаные часы. Последовали советские контрудары под Гродно (6-й мехкорпус), Немировом (4-й мехкорпус). Однако атаки Т-34 и КВ не стали всесокрушающими. Позднее командир воевавшей под Гродно 4-й танковой дивизии генерал Потатурчев на допросе в плену говорил: «Легкие немецкие противотанковые орудия были неэффективны против тяжелых русских танков (50−68 т), с другими танками, в том числе Т-34, они боролись успешно».

Карта показывает развертывание немецкой 3-й танковой группы под командованием Германа Гота 22.06.1941 и ее действия впериод до 24.06.1941. По воспоминаниям Г. Гота, «для 3-й танковой группы явилось большой неожиданностью то, что все три моста через Неман, овладение которыми входило взадачу группы, были захвачены неповрежденными».

Именно 24 июня в дневнике генерала Гальдера появилась запись: «На фронте групп армий ‘Юг’ и ‘Север’ появился русский тяжелый танк нового типа, который, видимо, имеет орудие калибра 80 мм (согласно донесению штаба группы армий ‘Север’ — даже 150 мм, что, впрочем, маловероятно)». На самом деле это было чистой правдой: под Расейняем действовали танки КВ-2 со 152-мм орудиями в установке МТ-1.

25−26 июня масштабы использования новых танков увеличились. Они контратаковали немецкую пехоту, танки и самоходки на Нареве, на подступах к Львову, у Расейняя, под Бродами — Дубно и Радзеховом. «Неуязвимость» новых танков оказывалась достаточно условной. Так, потери боевых машин 12-й танковой дивизии в контрударе под Бродами 26 июня составили 33 танка, в том числе пять КВ и восемнадцать Т-34. 26 июня был поставлен своеобразный рекорд: под Радзеховом в одном бою было подбито сразу девять танков КВ. Сказывался и маневренный характер приграничного сражения, что приводило к постепенному выходу Т-34 и КВ из строя по техническим причинам. Их надежность и моторесурс в то время оставляли желать лучшего.

Лето 1941 года. В придорожном кювете лежит брошенный нашими войсками КВ-2, оснащенный гаубицей М-10Т калибра 152 мм. Мимо проезжает немецкая САУ sIG-33. Несмотря на внушительный внешний вид обеих машин, sIG-33- это всего лишь полевая гаубица, поставленная на шасси танка PzKpfw-I и защищенная 10-мм бронелистами. При этом лоб корпуса и башни тяжелого танка КВ-2 прикрывала 75-мм броня.

Почему не произошло чуда?

Однако не следует думать, что советские танковые контратаки были вовсе бесполезными. Они лишь не достигали эффекта, ожидаемого от чудо-танков. Даже контрудары с использованием легких танков заставляли немецкие части останавливаться. Без этого развал обороны растянутых по фронту стрелковых дивизий приграничных армий был бы гораздо стремительнее. Постоянная угроза танковых контратак вынуждала немцев беспокоиться о защите флангов и осторожно двигаться вперед. Особо эффективными оказывались контрудары, в которых участвовали танки КВ. Например, в журнале боевых действий группы армий «Юг» 29 июня прямо указывалось, что продвижение немецких войск на Львов «сдерживалось контратаками, проводимыми при поддержке тяжелых танков».

Тринадцать выстрелов зенитки

24 июня под Расейняем происходят события, ставшие впоследствии легендарными. Один из танков КВ выходит в тыл второй боевой группе 6-й танковой дивизии, группе Рауса, и встает на ее основной дороге снабжения. Именно действия этого танка послужили основой для легенды об одном танке КВ, остановившем целую танковую группу. На самом деле об этом не могло быть и речи. Незамеченный советским командованием моторизованный корпус Манштейна той же 4-й ТГр по другой дороге успешно прорывался к Двинску (Даугавпилсу). Основные силы двух немецких танковых дивизий вели бой с целой танковой дивизией. Немцы насчитали на поле боя под Расейняем не один, а десятки танков КВ-1 и КВ-2. Только за 24 июня ими было заявлено подбитыми 5 советских тяжелых танков.
Что касается боевой группы Рауса, то она была изолирована на плацдарме с ограниченными противотанковыми средствами. Именно поэтому ее попытки справиться с КВ самостоятельно успеха не имели. С утра 25 июня одинокий танк был расстрелян зениткой, для чего потребовались 13 выстрелов. Однако не это стало главным событием дня. Куда большее значение имели попытки прорыва главных сил советской 2-й танковой дивизии из наметившегося окружения. Именно на этом этапе сражения состоялись танковые бои немецких Pz. III последних серий выпуска из элитной 1-й танковой дивизии и советских танков КВ. По воспоминаниям участника боя с немецкой стороны стрельба с больших дистанций не давала результата и только «с кратчайшего расстояния в 30−60 м удавалось подбивать их специальными (т.е. подкалиберными — А. И.) снарядами».
Непосредственным же итогом боев под Расейняем стал захват немцами 29 танков КВ-1 и КВ-2 в той или иной степени сохранности. Враг получил возможность детально изучить продукцию Кировского завода.

Возникает закономерный вопрос: была ли принятая командованием Красной армии тактика целесообразной? Сидеть и поджидать противника в засаде летом 1941 года было более или менее бесполезно — хотя бы потому, что не было известно, где и в каком направлении немцы нанесут следующий удар. Более того, немцы меняли направление удара буквально на ходу. Напрашивалось одно решение — контратаковать. Слабые стороны организации мехкорпусов и тактические промахи советских командиров приводили к атакам при слабой поддержке артиллерии и пехоты. Это развязывало немцам руки в использовании против новых танков тяжелых орудий, начиная от 88-мм зениток и заканчивая 105-мм пушками и 150-мм гаубицами, а также позволяло им вести огонь по бортам новых танков. Если для КВ направление стрельбы не имело решающего значения, то для Т-34 выстрелы в борт из «дверных молотков» часто становились смертельными.

Сделали все что смогли

В конце июня 1941 года в Белоруссии танки КВ стали тараном для прорывов из окружения в районе Белостока. С их помощью группам окруженцев удавалось вырваться из «котла». В танковом сражении под Дубно немецкая 16-я танковая дивизия понесла тяжелые потери. Основным средством борьбы с КВ оставались 88-мм зенитки. В конце июня и начале июля ввиду ухудшения обстановки начался общий отход советских войск на старую границу. Поврежденные и вышедшие из строя КВ и Т-34 приходилось бросать.

Ясно, что Т-34 вызвал у немцев летом 1941 года куда меньше эмоций, чем КВ. Собственно, когда немецкие мемуаристы в 1950—1960-х пишут о «Т-34» в первые месяцы войны, речь идет в большинстве случаев о КВ. В документах же в качестве главного героя проходят «52-тонные» и «сверхтяжелые» танки. Позже в мемуарах они стали усредненным советским танком, каким большую часть войны был Т-34−76. Прозвище «дверной молоток» 37-мм противотанковая пушка получила за свое бессилие против КВ.

Реальная история страшно далека от легенд и сказаний о чудо-технике. Тем не менее Т-34 и КВ внесли заметный вклад в срыв плана «Барбаросса». В сентябре 1941-го у ворот Ленинграда, осознавая невозможность взять город штурмом, немецкий штабист из 41-го моторизованного корпуса написал фразу, которая лучше всего характеризует использование новых советских танков: «У него нет достаточного количества пехоты, однако тяжелые танки представляют собой препятствие, борьба с которым отнимает много времени».

Алексей Исаев — автор многих книг по истории ВОВ

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2011).

Танк Т23

Эта статья о машине, в данный момент удалённой из игры.

T23

Средний танк | США | VIII ур. Общие данные

2 103 000 Цена

1440 HP Прочность

36,79/39,5 т Масса/пред. масса

430 м Обзор

450 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир
  2. Наводчик
  3. Водитель
  4. Радист
  5. Заряжающий

Подвижность

560 л.с. Мощность двигателя

15.22 л.с./т Удельная мощность

56 км/ч Max скорость

37 гр/сек Поворотливость

Бронирование

76/50/38 мм Корпус
(лоб/борт/корма)

89/63/63 мм Башня, рубка
(лоб/борт/корма)

Вооружение

76 mm Gun M1A1 Орудие

75 шт. Боекомплект

86-144 HP Урон

96-160 мм Бронепробиваемость

16,22 выстр/мин Скорострельность

43 гр/сек Скорость ГН

не задано гр/сек Скорость ВН

Углы ГН

Углы ВН

Уровень боев 12345678910VIIIVIIIАмериканский средний танк восьмого уровня. Этот танк, так же как и его предшественник Т20, не отличается крепкой броней, но способен наносить самые высокие повреждения за минуту по сравнению с аналогами у других наций. Обладая высокой скоростью и маневренностью, с легкостью способен прорваться по флангу и, зайдя в тыл, в кратчайшие сроки перебить артиллерию врага.

Модули

Орудия

Башни

Двигатели

Ходовая часть

Радиостанции

Ур. Радиостанция Дальность связи
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
VI SCR 508 (баз.) 450 21 600
X SCR 528 850 54 000

История изменений

Обновление 0.6.1.5

  • Введён вместе с веткой американских танков.

Обновление 0.6.2.7

  • Увеличена прочность средних танков 6, 7, 8 уровней.

Обновление 0.6.3.7

  • Орудие 90mm Gun M3: стоимость увеличена с 110550 до 127300 кредитов.
  • На 30% увеличена стоимость ремонта.

Обновление 0.6.5

  • С введением М46 танк заменён на М26 и временно выведен из игры.

Историческая справка

Основная статья: История T23

Пилот №1 (регистрационный номер 3098787), за исключением боевого отделения, был изготовлен General Electric Company’s Erie Works в январе 1943. Изготовление машины было санкционировано после того, как электрическая трансмиссия показала прекрасные результаты на тяжёлом танке Т1Е1. На среднем танке Т23 использовалась та же схема модифицированная под двигатель Ford GAN, которая заключалась в следующем. Бензиновый двигатель Ford GAN приводил в движение электрогенератор, который в свою очередь питал два тяговых электродвигателя (по одному на каждую гусеницу). Поскольку двигатель и гусеницы не были механически соединены, то скорость, которую выдавал двигатель, могла изменяться и контролироваться вне прямой зависимости от скорости машины. Это позволяло всё время использовать двигатель на самой эффективной скорости и соответственно намного продлить срок его эксплуатации. Кроме того, электрическая схема, не требовавшая механической трансмиссии, позволяла очень точно, быстро и легко регулировать скорость движения танка. Предварительные испытания показали, что Т23 обладал чрезвычайной манёвренностью, мог разворачиваться в пределах своей длины, т.е. на месте, и выдавал наибольшую скорость 35 миль в час (56.32704 км/ч). В отличие от других машин серии Т20, танк Т23 имел подвеску с вертикальным расположением пружин, как на танке М4 Шерман. Ведущие колёса находились сзади, а ленивцы, регулирующие натяжение гусениц – спереди. Гусеницы были стандартными, марки Т51.

Пилотный танк №1 был готов ещё до того, как вступило в силу соглашение, достигнутое между Артиллерийским Департаментом и Танковыми Восками в декабре 1943. У второго пилота уже добавили высоту, для удобства сидящих танкистов и увеличили размер люков водителей. Верхний лобовой лист был катанным с приваренной сверху посередине литой деталью, прикрывавшей вентилятор, установленный между водителем и его помощником. Первоначально этот вентилятор не предусматривался и был добавлен в октябре 1943. Пилот Т23 отличался от остальных машин наличием сварной башни. Это стало результатом программы по созданию улучшенной башни и лафета для 76мм пушки. Работы начались в июле-августе 1942, когда 76мм пушку Т1 установили на лафет М34 на танке М4А1. Длинное орудие потребовало противовес весом около 800 фунтов (362.87 кг). Механизм наведения пушки оказался слишком слабым, а башня тесной, что сильно затрудняло обслуживание пушки. В итоге, появилась программа по разработке улучшенной башни под 76мм пушку для средних танков. Тем временем сама 76мм пушка тоже подверглась переделке – ради улучшения баланса её укоротили на 5 калибров (38.1 см). Модифицированную пушку стандартизировали, как М1А1. На всех машинах серии Т20 76мм пушка оснащалась стабилизатором в вертикальной плоскости. Сварная башня танка Т23

После предварительных расчетов приняли решение продолжить детальную разработку двух разных башен и лафетов. Дизайн одного лафета основывался на комбинированном лафете М34, уже стоявшем на танке М4 с 75мм пушкой. У него люлька крепилась на цапфах привинченных болтами к лобовой броне башни. Небольшой щит одевался на ствол и привинчивался к люльке, чтобы закрыть отверстие, которое появлялось при поднятии или опускании ствола. Прицел M71D был, как и на стандартном танке М4. Слева от пушки стоял спаренный .30 пулемёт. Эта версия основывалась на стандартной башне танка М4 Шерман и получила наименование комбинированный лафет Т79. Башня была литой, и кроме вращающегося командирского люка оснащалась двустворчатым люком меньшего размера для заражающего. Командир и наводчик имели по перескопу М6, а вокруг командирской башенки мелось кольцо для зенитного .50 пулемёта. На фотографиях, сделанных в марте 1943, можно увидеть эту башню на втором пилоте Т23 (регистрационный номер 3098788). Кроме того эта же башня ставилась на Т20, Т20Е3 и Т22.

Второй тип установки пушки заключался в том, что лобовой лист башни вообще убирался, а вместо него крепилась большая подвижная бронемаска, соединённая ботами с люлькой. Маска крепилась к цапфам, зафиксированным на самой башне. Башня была полностью сварной с лафетом Т80. Этот вариант был намного лучше сбалансирован, чем литая башня с лафетом Т79, за счёт того, что сзади башня была длиннее.

Обе башни имели одинаковый подбашенный стакан. В стакане хранилось 42 76мм выстрела и достаточное количество патронов .30 и .50 калибра к пулемётам. На пилотном танке Т23 №1 стояла сварная башня с ранним лафетом Т80. После успешных испытаний лафет Т80 направили в производство. Сварная башня с этим лафетом была перепроектирована в литую, с удлинённым выступом в задней части, необходимым для баланса. Полсе этого новая башня получила была одобрена и поступила на вооружение танков серий М4. Потребовались так же изменения, чтобы башня не мешала открываться люкам водителей на танках М4. Заодно в задней части башни пришлось добавить вентилятор, постольку М4 Шерман не имел венитлятора ротоклон, стоявшего на лобовом листе танка Т23. Этот вариант башни с лафетом Т80, стандартизированным как М62, одобрили для производства танков Т23.

Предварительные испытания пилотных моделей танка Т23 оказались настолько успешными, что в мае 1943 был выдан контракт на производство 250 танков. Машины получили регистрационные номера от 30103052 до 30103301. Впрочем, номера от 30103252 до 30103301позднее присвоили танкам Т25Е1 и Т26Е1, а количество танков Т23 сократили в контракте до 200 машин. Позднее был заключён ещё один контракт на выпуск 50 танков Т23, что снова довело общее количество танков Т23 до 250, которые следовало изготовить до декабря 1944. В 250 машин включались два пилота Т25, которые изначально классифицировались, как Т23 с 90мм пшкой. Их регистрационные номера 30103053 и 30103054. Первый пилот, включавший ряд модификаций был закончен в октябре 1943 и доставлен на Абердинский полигон.

Производственный пилот Т23 включал в себя улучшенную литую башню с лафетом Т80 (М62) и командирской башенкой. Вращающийся люк с зенитным пулемётом перенесли к заряжающему и слева впереди на крыше башни установили 2-дюймовую мортирку М3, стрелявшую дымовыми гранатами. Толщину лобового листа на пилотах довели с 2 ½ дюйма до 3дюймов. Дополнительные улучшения уже основывались на результатах испытаний в Форт Ноксе и вносились в ходе производства. Машины позднего выпуска получили полностью водонепроницаемую защиту для всех электрических узлов, электрические тормоза на случай экстренного торможения, когда танк лишится электропитания. По результатам испытаний внесли изменения и в моторном отделении – вентили, уплотнения, пламегасители.

Интересной особенностью танков с электрической трансмиссией была возможность управлять ими дистанционно из башни или вообще идя рядом с машиной. Для использования мощности в полном объёме требовалось два контроллера. Первый, мастер контроллер, отвечал за общее управление, а второй – дистанционный контроллер ускорения. Оба могли устанавливаться в башне. Если машина маневрировала при соприкосновением с противником и требования к мощности не превышали 1300 оборотов в минуту, тогда требовался только дистанционный мастер контроллер. Данное устройство на кабеле можно было использовать находясь рядом с машиной. Танковые Воска отнеслись без энтузиазма к возможности дистанционного управления, считая его ненужным и вместо этого указали на необходимость фиксировать башню на марше. Разработчикам рекомендовали убрать из танка приборы дистанционного управления, а освободившееся пространство использовать для более нужного оборудования.

Испытания первых десяти предсерийных Т23, проведённые в Форт Ноксе, выявили, что танк не годится для боевого применения. Трудность в обслуживании танка вместе с необходимостью переподготовки технического персонала привело к тому, что от машины отказались. Такой же отказ был получен в феврале 1945, когда американскому командованию на Европейском Театре неформально сообщили, в наличии имеется около 200 танков Т23. В отказе было отмечено, что введение в строй данного танка потребует полное переучивание уже имеющегося подготовленного персонала в дополнение к введению новому инвентаря запасных частей. Подобный недостаток в то время не мог быть оправданным.

В апреле 1943 Артиллерийский Комитет рекомендовал, чтобы пилотные модели танка Т23 были собраны с торсионной подвеской и получили наименование Т23Е3. В декабре 1943 это предложение получило одобрение и Chrysler Corporation получил заказ на сборку двух пилотных танков. Позднее заказ уменьшили всего до одной машины. Пилотный средний танк Т23Е3 (регистрационный номер 30103068) был изготовлен и передан Детройтскому Танковому Арсеналу 29 августа 1944 для отправку в Форт Нокс.

Торсионная подвеска оснащалась гусеницей цёвочного зацепления, шириной 19 дюймов и шестью двойными опорными катками. Два первых и два последних опорных катка с каждой стороны оснащались амортизаторами. Каждую гусеницу поддерживали пять сдвоенных поддерживающих роликов. Башня и большинство оборудования, использованного при изготовлении Т23Е3 были унаследовано от предсерийного танка Т23 №19, как впрочем, и регистрационный номер. Эту машину собрали на Детройтском Танковом Арсенале и передали в Танковую Лабораторию для демонтажа. Т23№19 был изготовлен ещё до принятия требований к водонепроницаемости электрооборудования, тем не менее перед установкой на Т23Е3 всё электрооборудование прошло герметизацию. Башню тоже привели в соответствие с новыми требованиями – корзину убрали и переместили в другое место оборудование, крепившееся на башенной платформе. Подвеска и гусеницы для нового пилотного танка поступили из Абердинского Полигона с танка Т25Е1. Корпус был изготовлен заново, а корпус танка Т23 №19 отправили на Абердинский Полигон для баллистических тестов. После завершения сборки танк передали Танковому Управлению в Форт Ноксе. В связи с утратой заинтересованности к танкам, имеющим электрическую трансмиссию больше производство было остановлено.

В июле 1943возникло предложение стандартизировать Т23Е3 как средний танк М27 с электрической трансмиссией и торсионной подвеской. Одновременно предлагалось стандартизировать Т20Е3, как средний танк М27В1 с трансмиссией торкматик и торсионной подвеской. Хотя ОСМ подгототовило соответствующие документы стандартизация не состоялась.

С появлением очередного танка М4Е8 возникло предложение заимствовать с него новую систему подвески для Т23. М4Е8 оснащались подвеской с горизонтальным расположением пружин и 23-дюймовой гусеницей цёвочного зацепления. Артиллерийский комитет рекомендовал, чтобы пилотный танк Т23 изготавливался с этой подвеской и обозначлася, как пилотный средний танк Т23Е4. Инженерные войска США выразили протест, поскольку новая машина имела бы ширину 131 дюйм, то есть на 7 дюймов больше положенного согласно AR850-15. Это послужило причиной того, что изготовление пилотного танка не было одобрено. Тем не менее, позднее, три предсерийных Т23 всё-таки оснастили подвеской с горизонтальными пружинами и гусеницами Т80 шириной 23 дюйма. Машины доставили в Форт Нокс для тестов. Испытания продемонстрировали, что широкая гусеница с горизонтальным расположением пружин подвески оказалась лучше, чем стандартная 16-9/16 дюймовая гусеница и подвеска с вертикальным расположением пружин, которые устанавливались на стандартном Т23. В заключение стоит ещё раз отметить, что производство танков Т23 так и не было запущенно в связи с окончанием войны и потерей интереса к танкам с электрической трансмиссией.

Фотографии и рисунки

Ссылки

  • Тема на официальном форуме

В сети Интернет

  • Википедия

Техника США Средние танки

4 февраля 1881 года родился Климент Ворошилов – один из самых легендарных наркомов Советского Союза

«Я не верю в предопределение, но я благодарен своей судьбе за то, что мне выпал именно тот путь, который мне довелось пройти», – такими словами начал в 1968 году первую книгу воспоминаний «Рассказы о жизни» маршал Советского Союза Климент Ворошилов – один из самых легендарных военачальников СССР. Книга эта вышла за год с небольшим до смерти «первого красного офицера» (он умер 2 декабря 1969 года) и за 20 лет до момента, когда на Ворошилова обрушился мутный вал «разоблачений» и «исследований».

Между тем среди руководителей СССР с конца Гражданской войны и до конца 1950-х годов Климент Ворошилов был одной из самых живых и человечных фигур. Неслучайно именно ему досталась искренняя любовь и уважение простого народа, в том числе и рядовых красноармейцев, к чьим обращениям маршал всегда внимательно относился. Неслучайно его семью можно смело назвать образцовой советской семьей с преданной и искренней любовью, с умением брать на себя ответственность за чужих детей. И даже то, что многие посмертные исследователи ставили Ворошилову в вину непреходящую преданность Сталину (которая, впрочем, не мешала в глаза и за глаза критиковать его поступки и решения), тоже заслуживает уважения на фоне легкости смены ориентиров, которую демонстрировали многие современники маршала.

Климент Ворошилов и Иосиф Сталин, 1935 год.

Батрак, сын батрака

Климент Ефремович Ворошилов родился 4 февраля (23 января по старому стилю) 1881 года в селе Верхнее Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье батраков Ефрема и Марии Ворошиловых. В «Рассказах о жизни» он пишет: «Это волостное село, и примыкающие к нему хутора никогда в крепостной зависимости не состояли. Населяли их государственные крестьяне. На песках было весьма трудно заниматься сельским хозяйством, но все же кое-где сеяли рожь, хотя и снимали низкие урожаи. Больше выращивали картофель и различные овощи. Чтобы как-то сводить концы с концами, русские крестьяне занимались различными ремеслами». А еще многие уходили батрачить, потому что прокормиться на скудных землях левого берега Северного Донца большие крестьянские семьи не могли.

Такая судьба ждала и вернувшегося после десятилетней солдатской службы Ефрема Ворошилова. Пока он тянул армейскую лямку, надел его разделили между остальными членами семьи, и другого будущего, кроме батрацкого, у него не было. А если учесть тяжелую руку и горячий норов бывшего солдата, который на несправедливость, частенько поджидавшую батраков при расчетах, отвечал кулаками, нет ничего удивительного в том, что семья будущего маршала почти постоянно кочевала с места на место. «В 6-7-летнем возрасте я уже многое повидал и многое по-детски перечувствовал. Разумеется, я не мог еще понимать, почему так происходит, но эти и другие впечатления откладывались где-то в подсознании. Этому способствовали частые переезды семьи с места на место», — так рассказывает о своем детстве Клим Ворошилов.

Молодой социал-демократ Климент Ворошилов во время революции 1905 года.
Источник: мемуары К.Е Ворошилова «Рассказы о жизни»

Зная все это, стоит ли удивляться тому, что Ворошилов был мало похож на пролетария, которым он и пробыл-то меньше времени, чем крестьянским сыном. Скорее стоит удивляться, как в мальчишке, выросшем в таких нечеловеческих условиях, сохранилось доверие к людям и умение видеть в них хорошее. Это умение отличало Климента Ворошилова до последних его дней, и именно эта способность привлекала к нему простых людей. Она помогла ему в предреволюционные годы, когда после вступления в 1904 году в социал-демократическую партию он полностью переключился на партийную работу и стал одним из самых знаменитых большевистских агитаторов и пропагандистов.

«Мне дороже всего именно эти годы…»

Ворошилову этот успех обошелся дорого: за 13 лет, отделявших начало его политической деятельности от Октябрьской революции, он успел неоднократно побывать в тюрьме и ссылке, что серьезно подорвало его здоровье. Уже будучи наркомом обороны, Климент Ефремович поражал малознакомых с ним людей тем, что в свободное время мог по нескольку часов заниматься на брусьях или турнике. И мало кто знал, что таким образом нарком избавляется от проблем, которыми обеспечили его в одном из полицейских участков, когда при очередном аресте серьезно избили молодого большевика. Тяжелая травма навсегда оставила свой след – серьезные слуховые галлюцинации: Ворошилову слышались то разговоры, то собачий лай, то шум проходящего поезда… И только физические нагрузки давали возможность отвлечься от навязчивого звука.

«Товарищ Володин» — Климент Ворошилов — в предреволюционные годы. 1911 год
Источник: мемуары К.Е Ворошилова «Рассказы о жизни»

Но среди печальных событий, которыми были наполнены дни ссыльнопоселенца Ворошилова (или товарища Володина, как называли его в РСДРП, следуя неукоснительному правилу конспирации), были и светлые моменты. Одним из них стала встреча с будущей женой Екатериной Давидовной. Тогда ее звали Голдой Гробман, и была она такой же ссыльной: член партии социалистов-революционеров, молодая женщина тоже попала в архангельское село Холмогоры за свою политическую деятельность. И попала не в лучшем физическом состоянии: незадолго до ссылки, будучи в тюрьме, Голда угодила на операционный стол с нежелательной беременностью (следствием романа с одним из товарищей по партии) и навсегда потеряла возможность иметь детей.

«Может быть, это удел каждого человека в преклонном возрасте – вспоминать молодость, лучшую пору своей жизни. Но, честное слово, мне всего дороже именно эти годы. Годы борьбы, успехов и поражений, возмужания и накопления революционного опыта. Ради них стоило жертвовать всем: молодостью и самой жизнью», – напишет через полвека в своих воспоминаниях Климент Ворошилов. И это не будет исключительно политическим заявлением: те, кто близко знал красного маршала, говорили, что для него время знакомства с молодой эсэркой действительно было одним из самых счастливых эпизодов в судьбе. И навсегда изменило ее. Из ссылки Ворошилов вернулся женатым. Причем супруга пошла на очень серьезный шаг, чтобы связать свою судьбу с будущим наркомом обороны: еврейка по крови и вере, она крестилась, стала православной, сменила имя (стала Екатериной), лишившись при этом возможности поддерживать отношения с семьей.

Климент Ворошилов с женой Екатериной Давидовной. Источник: https://24smi.org/

Петя, Тимур и Татьяна

Молодому мужу Екатерина Давидовна рассказала обо всем, ничего не утаив. «Голда никогда меня не обманывала, и во время наших первых свиданий честно рассказала мне про то, что она никогда не сможет иметь детей, – много позже вспоминал Ворошилов. – Но я твердо был уверен, что люблю эту женщину и хочу связать с ней мою судьбу…».

Коль скоро иметь своих детей Ворошиловы не могли, они, искренне и верно любящие друг друга, завели приемных. Правда, случилось это уже во время Гражданской войны, когда Екатерина Давидовна жила в Москве, куда время от времени наведывался с фронта и Ворошилов. Первым стал четырехлетний Петя, которого Климент Ефремович в 1918 году забрал из царицынского детдома. В 1925 году в семью пришли осиротевшие дети Михаила Фрунзе – Тимур и Татьяна. Кое-где встречаются упоминания о еще двоих усыновленных детях: племяннице Екатерины Давидовны по имени Гертруда и племяннике Климента Ефремовича по имени Николай, однако в официальных источниках сведений о них не обнаружено.

Климент Ворошилов с первым из приемных детей — сыном Петром, 1920-е. Источник: http://www.polarpost.ru

Все, кто близко знал семью Ворошиловых, единодушно отмечали, что в отношениях между приемными родителями и детьми царила настоящая любовь – такая же, как и между самими Климентом и Екатериной. Достаточно сказать, что однажды в конце 1930-х Климент Ефремович взялся за шашку, чтобы не позволить увести из дома свою супругу, заподозренную в государственных преступлениях. И добился своего! А история последних дней Екатерины Давидовны и вовсе могла бы быть похожа на мелодраму, если бы не была реальной. Она до последнего скрывала от мужа, что больна раком, и он узнал о болезни только тогда, когда справиться с нею было уже невозможно. И было это накануне золотой свадьбы Ворошиловых. Легендарный нарком, как вспоминают очевидцы, дневал и ночевал у постели жены, пел ей песни их общей молодости и держал за руку до последней минуты. Отметить 50-летие семейной жизни им было уже не суждено…

«Хозяин» Красной Армии

В постсоветское время стало модным валить на Климента Ворошилова, если не все, то почти все неудачи Красной Армии в войнах и военных конфликтах времен его руководства наркоматом обороны. В действительности благодаря Ворошилову РККА в предвоенный период получила множество образцов техники, делавшей ее одной из сильнейших армий в Европе.

Имевший два класса образования и компенсировавший нехватку знаний постоянным чтением («Книги и сама жизнь стали моими университетами, моей академией. И всем, что мне довелось познать и чего удалось достичь, я был обязан в основном книгам, чтению», – писал потом Ворошилов), нарком хорошо понимал пределы своей компетентности. Он не увлекался, в отличие от некоторых своих подчиненных, заведомо провальными идеями в сфере вооружений, отдавал предпочтение более реальным предложениям. Так, в бытность Ворошилова наркомом обороны Красная Армия получила на вооружение один из лучших в своем классе легкий танк Т-26 (принят на вооружение в 1931 году), быстроходные танки серии БТ (приняты на вооружение с 1931 по 1935), а в декабре 1939 года – легендарный Т-34. В тот же период модернизирована легендарная винтовка-трехлинейка, приняты на вооружение самозарядные винтовки Симонова и Токарева, ручной пулемет ДП-27 и его танковый и авиационный варианты. Тогда в небо поднялись истребитель И-16 и скоростной бомбардировщик СБ, началось создание воздушно-десантных частей. А советский подводный флот под руководством Ворошилова рос такими темпами, что стал самым большим по численности среди флотов всех держав, вступивших во Вторую мировую войну!

Народный комиссар обороны Климент Ворошилов на встрече с комсомольцами. Источник: http://rushist.com

Когда Ворошилов уже занимал пост наркома обороны СССР, Л.Д. Троцкий, дал ему хлесткую характеристику: дескать, «хотя Ворошилов был из луганских рабочих, из привилегированной верхушки, но по всем своим повадкам он всегда больше напоминал хозяйчика, чем пролетария». Но те, кто хорошо знал Климента Ворошилова, считали его не хозяйчиком – хозяином. Именно эта черта и позволила ему насытить Красную Армию современной техникой и вооружением. Не умея командовать, Ворошилов умел видеть, что нужно его хозяйству.

Нарком, но не полководец

Что же касается полководческих талантов Климента Ворошилова, то до сих пор неизвестно о случаях, когда бы он сам настаивал на вручении ему командования крупными соединениями. Да, в 1918 году он был одним из членов военного совета Первой Конной армии под командованием Семена Буденного. И в тот момент он, опытный и многое прошедший подпольщик-агитатор, был на своем месте. В Гражданскую войну умение распропагандировать красноармейцев зачастую играло более важную роль, чем умение тактически мыслить. А дальше карьера Ворошилова шла по политическим рельсам: руководству страны важно было иметь на посту наркома обороны искренне и всецело преданного человека, каким и был Климент Ефремович.

Климент Ворошилов среди командиров Первой Конной армии. Источник: https://redsearch.org

Кстати, излишне лояльным его тоже не назовешь: подчас интересы подчиненных перевешивали в нем интересы партии. Известен случай, когда при обсуждении хода коллективизации Ворошилов положил на стол перед Сталиным стопку писем, полученных им от обеспокоенных известиями из дома красноармейцев, со словами: «Ты хочешь восстановить против нас всю мужицкую Россию!» И — ничего, расстрельная статья ему не грозила. Ему единственному разрешалось не только называть Сталина по имени и на «ты», но и прилюдно спорить с ним. Ценой была личная преданность, но Ворошилов просто не умел по-другому.

Видимо, эта же личная преданность наряду с осознанием своего неумения командовать не позволили Ворошилову вмешаться в подготовку боевых действий против Финляндии, а в итоге он был назначен ответственным за неудачи первого периода этой войны. Между тем красный маршал не занимался непосредственным планированием боевых операций, не отвечал за анализ и поступающей информации о степени подготовленности финнов (в частности, «план действий по уничтожению наземных и военно-морских сил финской армии» был 29 октября 1939 года представлен наркому командованием Ленинградского военного округа). Да и непосредственно войсками в этот период нарком тоже не командовал. Тем не менее, с поста его все-таки сняли. А в годы Великой Отечественной войны вопросы личной преданности отошли на второй план: страна нуждалась в талантливых военачальниках, к которым Ворошилов себя не относил…

Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов, 1960-е.

КВ-1 (ЗиС-5) АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 4.3/4.3/4.3БР Класс 5 человекЭкипаж 101 %Заметность лоб / борт / кормаБронирование 100 / 75 / 70корпуса 90 / 90 / 90башни Подвижность 46,4 тоннМасса 1 145 л/с600 л/сМощность двигателя 25 л.с/т13 л.с/тудельная 36 км/ч вперёд
6 км/ч назад34 км/ч вперёд
6 км/ч назадСкорость Вооружение 76-мм пушка ЗИС-5Основное орудие 116 снарядовбоезапас 6,9 / 9,0 секперезарядка -6° / 20°УВН 7,62-мм пулемёт ДТСпаренный пулемёт 1 890 снарядовбоезапас 8,0 / 10,4 секперезарядка 63 снарядовразмер обоймы 600 выстрелов/минскорострельность Экономика 26 000 исследование 100 000 покупка 3 480 / 4 304/2 520 / 3 117/1 780 / 2 201ремонт 29 000 обучение экипажа 100 000 эксперты 400 асы 142 % награда за бой 150 % 110 % 80 %

Т-26 → Т-26-4 → Т-28 → Т-28Э → КВ-1 (Л-11) → КВ-1С → КВ-2 (1939)

КВ-1 (ЗиС-5) → КВ-85 → ИС-1 → ИС-2 → ИС-2 (1944) → ИС-3 → ИС-4М → Т-10М → …

КВ-1 (ЗиС-5) — советский тяжёлый танк, расположенный на III ранге в ветке тяжёлых танков СССР. Представляет из себя модификацию танка КВ-1 c улучшенным бронированием и новым 76-мм орудием — ЗиС-5.

Всего за 1941 год было выпущено около 1223 танков КВ-1 с пушкой ЗиС-5. В 1943 году выпустили еще 21 машину, однако пушкой ЗиС-5 были вооружены лишь 30 последних танков, а остальные 40 были вооружены Ф-32, причем 29 из этих орудий были собраны вновь из заделов с Ленинградского Кировского завода.

Бронезащита у КВ-1 (ЗиС-5) прекрасная — «по кругу» броня корпуса составляет 75 мм катанной гомогенной брони, плюс дополнительные 25 мм бронелисты на ВЛД, НЛД и бортах корпуса. Приведённая толщина ВЛД достигает 100 мм, что делает КВ-1 (ЗиС-5) практически неуязвимым к советским 76-мм и американским 75-мм орудиям. Бронезащита башни составляет 90 мм «по кругу». Её с трудом пробивают вышеописанные орудия, однако, если повернуть башню и корпус «ромбом» то можно быть полностью неуязвимым даже к более серьезным немецким орудиям.

Толщина крыши корпуса составляет 30 мм, а башни — 40 мм. Это позволяет не бояться большинства ракет и авиационных пушек, за исключением немецких 30-мм пушек с подкалиберной лентой.

Экипаж танка располагается по классической схеме: механик-водитель и стрелок-радист в корпусе. Командир и двое заряжающих в башне. Причём уничтожить КВ-1 одним выстрелом в башню практически невозможно. Даже уничтожившее экипаж в башне попадание не затронет бойцов в корпусе машины и она сможет продолжить бой, хоть при этом значительно уменьшится скорострельность ввиду отсутствия заряжающего.

Чтобы снизить вероятность подрыва боекомплекта и тем самым увеличить живучесть, рекомендуется брать в бой не более 30-35 снарядов — это разгрузит кормовую нишу башни.

  • Бронирование

  • Навесные бронепластины

  • Компоновка

КВ-1, очевидно, жертвует подвижностью в пользу высокой защищённости. Двигатель в 600 л.с. откровенно слаб при массе танка в 46 тонн и способен разогнать Клима в идеальных условиях только до 34 км/ч или 6 км/ч заднего хода.

Впрочем, благодаря широким гусеницам, машина обладает очень достойной проходимостью и сохраняет среднюю скорость даже на плохих грунтах.

  • 1 x 76-мм пушка ЗиС-5 (Боекомплект: 116 снарядов)

КВ-1 вооружен 76-мм пушкой ЗиС-5. У данной пушки не самая лучшая баллистика, скорость перезарядки удовлетворительная. В целом, орудие по характеристикам напоминает Л-11 однако в отличии от неё обладает более широкой номенклатурой снарядов с неплохим бронепробитием и отличным заброневым действием. Скорость горизонтальной наводки орудия скромная и может достигать лишь 12°/сек., ввиду этого иногда требуется доворачивать корпус в сторону противника для наиболее быстрой наводки. Перезарядка орудия составляет 6.9 секунд. Перезарядка заметно примерно на уровне большинства противников, однако рекомендуется максимально точно вести огонь. Углы вертикальной наводки орудия неплохие и составляются от -6° до +20°. Хоть этот показатель немного лучше, чем у большинства советских танков, это всё равно не позволяет комфортно играть на холмистой местности, показывая лишь башню. ЗиС-5 имеет следующую номенклатуру снарядов:

  • БР-350А — бронебойный тупоголовый каморный снаряд с взрывателем МД-5. Снаряд имеет неплохое бронепробитие до 86 мм и большое количество взрывчатки. Однако снаряд оснащен очень чувствительным взрывателем, из-за чего снаряд срабатывает сразу после пробитие, а не боевом отделении. Следовательно, иногда заброневого действия может не хватать. Также снаряд из-за взрывателя не может пробить навесную броню, как на ВЛД Pz.III M.
  • БР-350Б — бронебойный тупоголовый каморный снаряд с взрывателем МД-8. Снаряд имеет неплохое бронепробитие до 94 мм и большое количество взрывчатки. Благодаря улучшенному взрывателю МД-8 снаряд взрывается прямо в боевом отделении, что часто приводит к мгновенному уничтожению вражеского танка. Рекомендуется как основной снаряд для этого танка.
  • БР-350П — бронебойный подкалиберный снаряд с бронепробитием около 120 мм. Снаряд имеет посредственное заброневое действие, а также плохо работает по наклонной броне. Рекомендуется для точной стрельбы по модулям и экипажу особо бронированных целей.
  • БР-350СП — бронебойный тупоголовый сплошной снаряд. Снаряд обладает более высоким бронепробитием, которое чуть больше 100 мм в упор, однако лишён взрывчатого вещества, отчего обладает слабым заброневым действием. Рекомендуется для точечной стрельбы по экипажу особо тяжело бронированного танка.
  • ОФ-350М — осколочно-фугасный снаряд. Рекомендуется для борьбы с техникой без какого-либо бронирования.
  • Ш-354Т — шрапнель с бронепробитием до 37 мм. Рекомендуется против легкобронированной техники противника.

В боекомплекте рекомендуется иметь несколько (до 5 шт.) подкалиберных снарядов БР-350П, для уничтожения тяжёлобронированных целей.

  • 1 х 7.62-мм пулемёт ДТ (Боекомплект: 1890 патронов)

Пулемёт винтовочного калибра ДТ, спаренный с орудием КВ, может быть эффективен для борьбы с техникой без какого-либо бронирования или же для отметки врагов на поле боя.

КВ-1 — тяжелый танк прорыва с прекрасным бронированием и максимально показывает себя на первой линии атаки во всех режимах. Отличная круговая броня позволяет выдерживать множественные выстрелы, а постановка танка «ромбом» позволит не обращать внимание на попадания большинства противников. Впрочем, без уязвимых мест не обошлось. Рекомендуется беречь области вокруг орудия — в них пробитие под прямым углом остаётся возможным для многих орудий, а это потеря двух-трёх членов экипажа. В лобовой проекции корпуса уязвимыми могут стать также люк механика-водителя в центре ВЛД. В отличии от предшественников в лице КВ-1 (Л-11), КВ-1 (ЗиС-5) лишился множества недостатков, таких как слабое орудие и погон башни.

Возможностей орудия ЗиС-5 может оказаться недостаточно для уверенного поражения некоторых противников в лоб. Благо, на ранге боёв КВ-1 враги представляют из себя, как правило, довольно угловатые мишени в лице немцев или британцев. Этим стоит пользоваться, выбирая точку с наиболее прямыми углами, относительно попадания снаряда. Однако стоит заметить, что БР-350Б отлично работает и по наклонной броне. Против особенно тяжёлых целей возможно использование БР-350П.

КВ-1 очень хорошо сохраняет скорость на пересечённой местности, однако манёвренность и максимальная скорость достаточно низкие и не позволяют постоянно менять фланги и позиции. Ввиду этого в начале боя рекомендуется выбрать направления и воевать в основном на нём, так как при попытке сменить фланг врагу будет достаточно легко уничтожить КВ-1 в борт.

Достоинства:

  • Прекрасное бронирование
  • Неплохое бронепробитие
  • Отличное заброневое действие
  • Высокая проходимость
  • Наличие БПС

Недостатки:

  • Медленный задний ход
  • В целом невысокая подвижность
  • Медленная скорость поворота башни
  • Невысокая скорострельность

В 1936 году единственный тяжёлым танком у СССР был лишь Т-35, который обладал не только грандиозными размерами, но и мощным на то время орудием. Тогда он полностью удовлетворял всем требованиям, однако после оценки использования ПТО в гражданской войне в Испании был сделан вывод что Т-35 по степени защищенности практически не отличается от легких танков. К тому же, танк имел очень низкие ходовые характеристики, что сильно уменьшало его шансы уцелеть в современном сражении, а все попытки усиления бронезащиты за счёт экранирования было лишь временным решением и никак не повлияло на боеспособность машины, при этом отказываться от многобашенных танков никто не собирался. Всё дело в том, что замены для Т-35 на то время не было. Тогда нашли компромисс — одновременно с производством Т-35 начали разработку нового тяжёлого танка с не менее мощным вооружением и хорошим бронированием.

КВ-1 (ЗиС-5)

Базой для танка был взят СМК. Длину танка действительно заметно уменьшили, а основное вооружение, состоявшее из 76-мм и 45-мм танковых пушек, сосредоточили в одной башне, которая по своим размерам была почти такой же, как и у СМК. При этом, пришлось отказаться от башенного курсового пулемета ДТ, так как места для него просто не оставалось. Экипаж соответственно сократился до 5 человек. Сэкономленный, таким образом, общий вес позволил довести толщину лобовых листов корпуса и башни до 75 мм, превзойдя тем самым своеобразный рекорд, ранее прочно державшийся за французским тяжелым танком 2С. Кроме того, вместо авиационного двигателя АМ-34 на КВ устанавливался дизельный В-2. Хоть он и обладал меньшей мощностью (500 л.с. против 850 л.с у СМК) данный тип мотора сжигал менее дорогое горючее, но при этом был более пожаробезопасным. Это повлекло за собой изменение кормовой части корпуса, высота которой стала меньше за счет применения новой крышки МТО. Ходовая часть танка состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией и индивидуальной торсионной подвеской, а также трех обрезиненных поддерживающих роликов. Ведущее колесо имело съемный зубчатый венец и устанавливалось сзади. Боевая масса КВ доходила до 47 тонн. 9 апреля 1939 года был одобрен технический проект и в скором времени началась постройка опытного образца, который завершили в конце августа. 5 сентября танк был отправлен в Москву для демонстрации боевых качеств танка руководству страны. По итогам испытаний определили, что по основным показателям танк КВ лучше своих двухбашенных аналогов.

В сентябре 1941 года на {{{1}}} сложилась напряженная ситуация со сдачей готовых танков КВ-1 из-за отсутствия на заводе пушек Ф-32. Из числа сданных в сентябре КВ-1 было принято всего 8 танков.

В срочном порядке были проведены испытания пушки ЗиС-5 и начиная с октября ее начали устанавливать на танки КВ-1. Всего за последние три месяца 1941 года было выпущено около 430 танков КВ-1 с этим орудием, в том числе еще 17 танков КВ-1, сданных в сентябре 1941 года без орудия.

Главными особенностями КВ-1 производства ЧКЗ с орудием ЗиС-5, введенных с октября по декабрь 1941 года были:

  • Новое орудие ЗиС-5, которое было более мощным, по сравнению с Л-11.
  • Башня. В ноябре 1941 года на танки производства ЧКЗ стали устанавливать башни новой конструкции: литые и сварные с бронекольцом вокруг шаровой пулемётной установки в тыльном листе.
  • Дополнительная защита лобовой части корпуса и погона башни. На ЧКЗ примерно с начала декабря 1941 года для защиты погона башни с бортовых проекций начали приваривать довольно толстые броневые листы, а примерно с середины декабря увеличили высоту листа допброни в лобовой части корпуса.

Обзор от _MRNiKe_

Обзор от CrewGTW

Обзор от Arbitr

  • КВ-1С
  • КВ-1 (Л-11)
  • КВ-85
  • Страница на aviarmor.net
  • Страница на kv1ehkranami.narod.ru

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*