admin / 08.03.2019

Конфликтные ситуации на дороге

Эмоциональное состояние и профилактика конфликтов

Понятие конфликта

Частным случаем общения между людьми является общение в ситуации конфликта. И конфликты на дороге происходят, к сожалению, очень часто, причем в ситуациях, когда их можно было бы избежать или хотя бы минимизировать их последствия. Так, мы спорим с инспектором ДПС и уезжаем в состоянии эмоционального перевозбуждения, мы резко перестраиваемся, чтобы перекрыть дорогу автомобилю, не пропустившему нас ранее при выезде с боковой дороги и так далее. Во всех этих случаях и многих других эмоции «захлестывают» нас, конфликт и желание одержать в нем верх, доказать свою правоту снижают нашу внимательность, заставляют принимать рискованные, необдуманные решения. Все это заставляет нас рассмотреть природу конфликта, а также подробным образом изложить приемы и способы предотвращения, управления и завершения конфликтов.

Начнем с изложения современных воззрений на то, что такое конфликт.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов – так называются основные участники конфликта. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Конфликты редко возникают «из ничего», на пустом месте. Как правило, у каждого конфликта есть своя причина – явление, которое предопределяет его появление. Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться искусственно. Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.

При все многообразии причин, вызывающих конфликты, их можно разделить на:

1) объективные факторы возникновения конфликтов;

2) личностные факторы возникновения конфликтов.

К числу объективных причин конфликтовможно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов мнений, установок и т.п. Так, плохая организация дорожного движения приводит к невозможности перемещения автомобилей хотя бы с минимальной скоростью, а не простаивать значительную часть времени в «пробке» – низкая пропускная способность дороги будет объективной причиной предконфликтной обстановки – необходимого компонента предконфликтной ситуации.

Объективные причинынастолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации.

Субъективные причины конфликтовсвязаны с теми индивидуальными психологическими особенностями людей, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт в контексте сказанного выше, способ реагирования – субъективны.

Рассмотрим основные субъективные причины конфликтов:

1. Оценка поведения другого как недопустимого.Ожидаемое поведение, общение, деятельность со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию, представлены желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми вариантами. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно.

2. Низкий уровень социально-психологической компетентности.К конфликту приводит неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Человек может не иметь представления о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике.

3. Недостаточная психологическая устойчивостьк отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия.

4. Плохо развитая у человека способность к эмпатии,т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию.

5. Завышенный или заниженный уровень притязаний, стремление к властитакже способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

6. Холерический тип темпераментачеловека относительно чаще может приводить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом.

Одной из наиболее ярких причин, способствующих тому, что общение становится причиной различного рода конфликтных ситуаций, являются коммуникативные барьеры,способные стать психологическими препятствиями в процессе передачи информации. Это достаточно изученная проблема. Специалисты выделяют различные группы барьеров, наиболее важные рассмотрены в работе М.С. Миримановой.

В числе лингвистических барьеров можно выделить следующие: языковой (начинающий водитель может не знать принятого «языка» общения водителей); грамматический; фонетический; семантический; стилистический; логический (водитель может не понять логику, в соответствии с которой инспектор ДПС оценивает характер его нарушения).

Конфликт рассматривается учеными как явление, имеющее свою структуру, и тогда говорят об элементах этой структуры, а также представляющее собой и процесс, и в этом случае рассматривают его динамику.

В структуру конфликтной ситуации входят несколько основных элементов.

1. Участники конфликта– лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.

Основные участники конфликтаили противоборствующие силы – это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Группы поддержки. Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.)

2. Информационные моделиконфликтной ситуации у основных и второстепенных участников конфликта – субъективное восприятие конфликта, или образа конфликта, который создается у его. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтующих сторон.

3. Предмет конфликта– это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

4. Объект конфликтарассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Борьба отражает стремление сторон разрешить это противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Так же ведет себя и противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной, пока противоречие не разрешится.

5. Микро- и макросреда.При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

Рассмотрим теперь конфликт как процесс, имеющий свои этапы, что нашло отражение в понятии динамика конфликта– ход его развития во времени, изменение под воздействием различных внутренних механизмов, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов (по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову).

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 1024 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/15-80186.html

ТЕМА 4. « Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов»

Функциональными состояниями психологи именуют состояние человека, влияющее на эффективность его деятельности, такие, как например, волнение. Первоначальный период обучения вождению обязательно сопровождается волнением. Водителю с любым стажем также приходится справляться с эмоциональной напряженностью.

Не в меньшей степени на качество вождения так же влияет утомление, которое субъективно переживается как усталость.

Эмоциональные состояния водителей:

ГНЕВ — эмоция неудовлетворенности каким-либо явлением, выражение резко отрицательного отношения к нему. Может иметь разные степени, вплоть до эффектной вспышки. Проявляется в действиях, мимике, пантомимике, речи. Причинами гнева у одного человека выступают непонимание или осуждение другими людьми его порывов и поступков, у другого — преграды на пути реализации собственных устремлений.

ТРЕВОГА — состояние опасения, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Причины тревоги разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и т.д. Тревога может возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы (наказания или потери близких людей). Обычно тревога ведет к возникновению защитных реакций.

СТРАХ— психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Степень, формы его проявления разнообразны, но это — область прежде всего индивидуальной психологии. Существуют различные формы страха: испуг, боязнь и др. Аффективный страх — самый сильный. Близка к страху (по своим проявлениям и механизму) индивидуальная паника. Она отличается от страха большей неадекватностью реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения — стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют физически уходить от опасности. Ради собственного спасения паникер может обречь на гибель других.

ЭЙФОРИЯ— состояние приподнятого настроения, беспечности, довольства, не соответствующее объективным условиям. Эйфория сопровождается экспрессией, общим и мимическим оживлением.

СТРЕСС (от англ. давление, напряжение) — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д.

ФРУСТРАЦИЯ (от лат.обман, расстройство) — психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. В простейшем случае фрустрация возникает, когда обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого. Обстоятельства могут быть объективными: хочется пить, а воды поблизости нет. Однако чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений, запретов, налагаемых обществом, поскольку не всегда может быть обеспечен баланс между потребностями человека и нуждами социального окружения. Фрустрация обычно рассматривается как явление, вредное для человека. Меньший акцент делается на том факте, что вызванное фрустрацией напряжение может способствовать достижению цели, фокусируя его внимание на конкретном мотиве, действующем в данный момент. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться.

Чаще всего конфликт на дороге возникает с нецензурных оскорблений, угроз со стороны одного из водителей… и мелкий конфликт незаметно перерастает в настоящее противостояние с применением физической силы, а иногда – оружия. Психологи называют это «дорожной агрессией», означающей проявления неконтролируемой ярости, которой подвержены некоторые из водителей. Угрозы и физическая сила являются для них своеобразным выходом их негативных эмоций. Если другой водитель показывает вам грубые жесты или ругается бранью, ни в коем случае не отвечайте ему грубостью на это. Лучше всего просто не обращать внимания на его проявления агрессии. Старайтесь не смотреть ему прямо в глаза. Не идите на поводу у оскорбляющего вас, отвечая грубостью на грубость, вы с каждой секундой теряете контроль над собой и позволяете обидчику манипулировать вами. В любом случае сохраняйте спокойствие. Думайте о том, что стресс только отнимет у вас хорошее самочувствие, а постоянный стресс может спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем.

Проведенными исследованиями установлено, что количество адреналина в крови водителей увеличивается в зависимости от характера выполняемой ими работы. Таким образом, эмоции получают не только внешнее выражение, но и вызывают перестройку жизненно важных физиологических функций. В результате чего мобилизуются и резервные возможности организма, что повышает уровень протекания всех психофизиологических процессов: обостряется зрение и слух, появляется общая собранность, повышается бдительность и осторожность, ускоряются процессы мышления, уменьшается время сенсомоторных реакций, увеличивается мышечная сила и выносливость, повышаются интенсивность внимания и скорость его переключения, возрастает физическая и умственная работоспособность.

Известно много примеров, когда люди под влиянием эмоционального возбуждения совершали непосильные для них в обычных условиях поступки. К примеру, человек при виде несущегося на него быка перепрыгнул забор такой высоты, что многие месяцы спустя каждый раз, проходя мимо, останавливался и долго глядел на этот высокий забор в полном недоумении. Подобные факты подтверждают, что в определенных жизненных ситуациях эмоциональные состояния способствуют мобилизации физиологических резервов, помогают человеку избежать опасности и бороться за жизнь.

Источник: https://studopedia.net/6_96575_tema—emotsionalnie-sostoyaniya-i-profilaktika-konfliktov.html

Тема 4: Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов

Эмоции(от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.

Для водителя наиболее опасны любые сильные эмоции (положительные и отрицательные), которые он не может контролировать. Управлять автомобилем можно только научившись управлять своими эмоциями. Отрицательные эмоции (гнев, тревога, страх, фрустрация) могут вызвать уныние, положительные (эйфория, радость) – перевозбуждение. И то, и другое способствует возникновению происшествий. Совсем исключить стрессовые состояния невозможно, но не поддаваться их пагубному влиянию – в вашей власти.

Для этого необходимо освоить приемы саморегуляции.

Упражнение для поднятия тонуса во время кратковременных остановок: поднимите обе руки вверх, потянитесь и с удовольствием зевните. Опустите руки. И так 8 раз.

Давайте погримасничаем. Представьте себе, что хотите передразнить обезьяну. Чем больше рожиц изобразите, тем лучше. Это отличный массаж.

Точечный массаж. Помассируйте скулы круговыми движениями большим и указательным пальцами. Если при нажатии ощущается боль, то это признак истощения нервной системы и вам требуется хороший отдых. Повысить внимательность. Это можно сделать, наблюдая за яркими, желательно желтыми и красными, объектами, слушая быструю и ритмичную музыку, пососав кислую конфету.

Если вы перевозбуждены и чувствуете неосознанную тревогу, смотрите на окружающую обстановку, небо, облака, дышите спокойно, глубоко, равномерно, включите мелодичную музыку, расслабьте мышцы лица, шеи, плечевого пояса.

Не садитесь за руль, пока не обретете душевное равновесие.

Наши эмоции влияют на нашу работоспособность. Опасная ДТС может вызвать у человека всплеск отрицательных эмоций, подавить его психическую деятельность, но с другой стороны, та же самая ситуация может повысить его жизненную энергию, сообразительность и находчивость. В зависимости от психологических особенностей человека эмоции смогут быть устойчивыми и кратковременными. Человек, устойчивый к эмоциям, считается уравновешенным, у него будут преобладать устойчивые интересы. Такие водители реже попадают в ДТП, реже нарушают правила. Люди неустойчивые к эмоциям, считаются эмоционально неуравновешенными. Они чаще всего являются нарушителями правил и участниками ДТП. Зная своя эмоциональную неуравновешенность вам остается только одно- научиться овладевать эмоциями

Воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Волевые процессы – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей.

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

— побуждение и осознание цели;

— борьба мотивов;

— акт принятия решения;

— исполнение.

Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превышает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих типов конфликтов.

1. Конфликт с транспортом движущимся навстречу.

1.1. Встречное транспортное средство, поворачивая налево или разворачиваясь, выезжает на вашу полосу. Признаки опасности: у встречного транспортного средства включен сигнал левого поворота; оно снижает скорость; оно перестраивается на левую полосу; справа пересечение с примыкающей дорогой; впереди место для разворота.

1.2. Встречное транспортное средство при обгоне или объезде неподвижного препятсявия выезжает на полосу вашего движения. Признаки опасности: узкая проезжая часть; впереди у левого края дороги стоит или медленно движется автомобиль; встречный автомобиль приближается на большой скорости.

1.3. Встречное транспортное средство на повороте выезжает на полосу вашего движения. Признаки опасности: встречный автомобиль движется с большой скоростью; крутой поворот; скользская дорога; малая ширина проезжей части. Выявить и устранить эти конфликты заранее можно, если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом расстоянии и выявлять признаки опасности.

2. Конфликты с транспортом, перестраивающимся на полосу вашего движения с соседних рядов.

2.1. Стоящий справа автомобиль, начав движение, резко выезжает на вашу полосу. Признаки опасности: справа несколько стоящих автомобилей у ближайшего к вам автомобиля включены сигналы левого поворота; впереди слева перекресток, где разрешен левый поворот.

2.2. ТС, приближающееся с примыкающей справа дороги, по полосе разгона с ходу выезжает на вашу полосу движения. Признаки опасности: большой поток автомобилей, выезжающих на дорогу справа; плохая видимость обстановки на примыкающей жороге; интенсивное движение на главной дороге.

2.3. ТС, движущееся по соседней полосе справа резко перестраивается на вашу полосу. Признаки: на правой полосе движения слева пересечение, на котором разрешен левый поворот; автомобили, движущиеся справа, имеют большую скорость, чем вы.

2.4. ТС, движущееся по соседней полосе слева резко перестраивается на вашу полосу. Признаки: автомобиль движущийся сзади, начинает обгон; на полосе слева от вас возникла помеха, справа впереди съезд с дороги вправо. Выявить и устранить эти конфликты вы можете, если будете наблюдать за обстановкой сбоку и сзади, заранее выявляя ТС, движущиеся с большой скоростью с включенными указателями поворота, а также помехи, которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу.

3. Конфликт с транспортом, движущемся впереди в попутном направлении. Чтобы избежать конфликтов наблюдайте за обстановкой, за впереди едущими автомобилями, снижайте скорость вместе с ними, при появлении опасности, а также при приближении к опасным зонам увеличивайте дистанцию.

4. Конфликт с транспортом сзади. Признаки опасности: высокая скорость вашего автомобиля; малая дистанция до автомобиля движущегося сзади; обстановка впереди требует значительного снижения скорости. Избежать таких конфликтов можно, если заранее снижать скорость не резко, а плавно.

5. конфликт с транспортом или пешеходом, пересекающим траекторию вашего движения под прямым углом. Чтобы устранить такие конфликты, надо наблюдать за обстановкой справа и слева от дороги, по которой движетесь.

Все те, кто передвигается по дорогам города на автомобиле, рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда другие водители начинают себя немотивированно агрессивно вести.

Малейший промах, простой на светофоре, попытка перестроиться в другой ряд – все это может вызвать внезапный прилив гнева у человека, находящегося в соседней машине. Эта наша извечная привычка доехать как можно быстрее. Тогда вас раздражает всякий, кто едет медленнее, задерживается на светофоре, неуклюже маневрирует. Есть такое понятие — «мания торопливости», суетливость по инерции, без всякой нужды. Это не только опасно на дороге. Человек, который устраивает ежедневную гонку по пути на работу, добровольно подвергает себя постоянному стрессу.

Ежедневное вождение может не просто изматывать, но и раздражать.

Инструкторы по вождению советуют вести себя на дороге как можно сдержанней, однако знать о факторах вызывающих агрессию других водителей необходимо знать.

Конечно, во главе списка стоят пробки. Водители сообщают, что часть своей автомобильной жизни они провели в пробках, а также в очередях на светофоре.

У водителей сегодня нет культуры вождения, уже никто не поблагодарит как в прежние времена аварийным сигналом, все постоянно куда-то несутся и при этом еще хамят. Это происходит не из-за неопытности, а просто от неуважения к водителям.

Многих раздражают дачники, неопытные новички, учебные автомобили автошкол и просто принципиальные водители, которые встают в левый ряд и двигаются по нему со скоростью 60 км/ч, разумеется, это установленная для города скорость, но все-таки нужно придерживаться скорости потока, а она обычно достигает 80 км/ч.

Довольно много неудобства доставляют маршрутные такси. Часто еще бывает, что за рулем сидит водитель, изрядно уставший от рабочих будней. Эти маршрутные автобусы перемещаются по дороге, передвигаясь из ряда в ряд, главное чтобы быстрей доехать до остановки и загрузить еще больше пассажиров.

Многих раздражает, что водители объезжают на поворот из второго или третьего ряда. Вместо того чтобы заранее перестроиться перед поворотом правее. В эту же категорию можно отнести тех, кто пытается объехать ряд машин по тротуару.

Есть категория водителей, которые любят перестраиваться “молча”, то есть, не включая поворотники. Над ними даже посмеиваются, мол для дорогих машин не предусмотрен поворотники. Видимо они рассчитывают, что их все видят, и в них никто не решиться врезаться.

Мноие грузовые машины не соблюдают правила, которые им предписаны. Они любят плестись в левом ряду, мешая остальным автомобилям.

Про женщин за рулем можно написать несколько книг. Все раздражение сводиться к тому, что мужчинам не нравится женская невнимательность за рулем. Они могут либо проехать на красный свет, либо резко затормозить. Возникает такое ощущение, что дамам зеркала нужны только для макияжа.

Женщины в ответ жалуются на мужчин, они говорят, что мужчины за счет них самоутверждаются на дороге.

Многих раздражают постоянные поправки в законах, появление новых штрафов. Обычно все нововведения трактуются не в пользу автолюбителя, а тут еще надо запомнить все новые нормы. Чтобы быть подкованным во всех юридических документах, надо внимательно вчитываться в административные документы.

Сотрудникам ГАИ тоже кушать хочется, вот и встают они в самых рыбных местах, чтобы побольше оштрафовать водителей.

Кроме некультурных водителей, на дороге порядком надоедают стритрейсеры, этих гонщиков можно узнать по ярким ксеноновым фарам впереди, гремящим спойлерам, громкому глушителю, наклейкам на кузове автомобиля, и по спортивному типу передвижения в потоке машин. Иногда они не прикрепляют к машине номерные знаки, видимо, чтобы создать больше таинственности. Водители обычно предпочитают пропускать таких гонщиков.

Комфортное передвижение за рулем портят везде снующие мопедисты. Они проносятся мимо машин, и иногда сшибают зеркала. К ним же можно причислить велосипедистов.

Обычно рядом с жилыми районами, или в местах, где переходят люди, устраивают лежачих полицейских. Но иногда забывают поставить предупредительные знаки.

Водитель во время движения находит время и для других дел, например, покурить сигарету, набрать смс на телефоне или просто позвонить кому-нибудь. Довольно сложно управлять автомобилем, при этом заниматься другими делами и еще отслеживать поведение других автомобилей.

Ремонт на городских дорогах тоже вызывает возмущение, нужно аккуратно подъехать к ремонтируемому участку рассмотреть его, чтобы проехать нормально.

Директор Института стрессовой медицины штата Коннектикут Джон Ларсон много лет изучает феномен ярости за рулем в первой автомобильной державе мира и, по общему мнению, лучше всех знает, как совладать с нею: «Мы — срослись с автомобилем, он стал продолжением нашего Я”, только — умноженного на число лошадиных сил. Это касается и отрицательных эмоций. Отсюда этот феномен — люди, которые при столкновении на тротуаре мило извиняются, за рулем порой готовы убить друг друга. Бандит за рулем в семье и на работе может быть милейшим и безобиднейшим человеком. Вождение автомобиля выявляет нашу агрессивность, лишний раз провоцирует ее. Причем — все больше и больше. Агрессия на дороге это не хулиганство, а болезнь. Сродни алкоголизму. Вспышка эмоций овладевает водителем, ведет к насилию и крайне рискованным действиям. Эти вспышки могут привести к патологическим изменениям в организме».

Вот пять принципов доктора Ларсона, которые помогут изменить свое поведение за рулем:

Вместо «доехать как можно быстрее» — «доехать как можно комфортнее». Спланировать поездку с запасом по времени, получить удовольствие от расслабленной, спокойной езды, музыки в салоне и беседы с попутчиками.

Вместо «быть королем на дороге» — «быть на дороге королем». Получать удовольствие не от обгона всех и вся, а от спокойной езды в чистой, безупречно исправной машине, дополняющей ваше хорошее настроение.

Вместо «попробуй меня сделать» — «смотри, я — джентльмен». Обращаться с людьми на дороге так же, как вы обращались бы со своими пассажирами. Великодушно уступать им, испытывая удовольствие вежливого человека, но — не унижение.

Вместо «этого нельзя позволить на дороге» — «живи и дай жить другому». Признать, что вы не вправе контролировать поведение других за рулем. Вспомнить, что даже во время простой прогулки вы должны переступать лужи, обходить препятствия и движущихся вам навстречу людей.

Вместо «преподать ему урок» — «оставить наказание для полиции». Помнить, что обидевшие вас водители в подавляющем большинстве не ставили перед собой такой цели. Они просто превысили скорость, были невнимательны, усталы, злы. Со злостными хулиганами тем более опасно вступать в конфронтацию.

Беда в том, что агрессивные водители провоцируют на то же и окружающих. “Так же нельзя!” — восклицаете вы и приходите в ярость. Или еще хуже — решаете преподать урок нахалу.

Надо быть психологически готовым к тому, что хулиганы за рулем неизбежны. Не устанавливайте с ними визуальный контакт. Скажите себе — это глупый, несчастный, отчаявшийся человек, у которого, вероятно, «поехала крыша». Вы — умнее и рассудительнее его. Великодушно позвольте им это безумие! Подавите в себе гнев и азарт.

Если вы волнуетесь за рулем, то необходимо прибегнуть к дыхательной гимнастике. Нужно медленно вдохнуть и выдохнуть через нос на счет пять. Потом так же вдохнуть, и выдохнуть на счет 10, 15, 20

Источник: https://studopedia.su/20_61266_tema—emotsionalnie-sostoyaniya-i-profilaktika-konfliktov.html

Что делать, если вы испытываете за рулём внезапные вспышки гнева?

Если агрессия за рулём возникает у вас всё чаще, то это уже серьезная психологическая проблема, которую необходимо преодолевать. Она опасна тем, что водитель реагирует агрессивно даже на ситуации, не являющиеся конфликтными.

  • Планируйте своё время. Выезжайте немного раньше, учитывая все задержки и остановки на пути следования.
  • В пробке можно послушать приятную музыку или аудиокнигу. Можно освоить специальные релаксационные упражнения.
  • Не отвечайте грубостью на грубость, в таком случае вы теряете контроль над собой, тем самым позволяя обидчику вами манипулировать.
  • Сохраняйте спокойствие, ведь постоянные конфликты могут привести к серьёзным проблемам со здоровьем.
  • Учитесь контролировать своё поведение и эмоции, в этом вам может помочь психолог.

Конфликты на дороге развиваются довольно быстро, а цена их бывает немалой: ваше здоровье или жизнь. Помните: дорога — это стресс. Берегите себя и других на дорогах, избегайте конфликтов!

Апр 24, 2013Автопсихолог

Источник: https://autopsiholog.ru/konfliktyi-na-dorogah-kak-oni-voznikayut-i-chto-s-nimi-delat/

Образования нет

По нашему скромному мнению, человеку, не умеющему держать себя в руках при управлении объектом повышенной опасности, не место за рулем. Но проблема дорожной нетерпимости куда глубже, чем кажется, и усугубляется тем, что в России нет должной психологической подготовки водителей. Да и учить некому.

Вот что говорит по этому поводу Сергей Юрьевич Лобарев, председатель НП «Гильдия автошкол» России, координатор авто и мото-сообщества Комитета Государственной Думы ФС РФ: «Современная система профессионального обучения водителей ТС в России нуждается в совершенствовании ее практической направленности. В частности, следует усилить психологическую составляющую. В Российской Федерации в 2014 году Министерство образования и науки ввело новую программу профессионального обучения водителей ТС. В этой программе предусмотрен отдельный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя» длительностью 12 академических часов. В рамках дисциплины водители изучают этические основы деятельности водителя, основы эффективного общения, профилактику конфликтов. Но тут сразу возникает проблема кадров. Все-таки нужен узконаправленный специалист, понимающий автомобильную специфику. Многие автошколы вообще закрывают глаза на эту дисциплину.

В некоторых европейских государствах при организациях, осуществляющих подготовку водителей, существуют курсы психологической адаптации, посещаемые кандидатами в водители факультативно. Но надо еще понимать уровень самоорганизации и социальной ответственности водителей в этих странах и у нас. Плюс количество профильных специалистов там в разы больше. Кардинально решить проблему в вопросах психологической подготовки будущих водителей ТС можно. Необходимо выстраивать систему непрерывного автообразования, занятия должны проводить дипломированные психологи, прошедшие курс переподготовки по соответствующей программе, все автошколы ответственно подходить к исполнению учебной программы».

Мы искренне желаем быть вам сдержанными, адекватными и благоразумными. Не позволяйте себе «слетать с катушек» и помните – попытка наказать оппонента может не просто выйти вам (да-да, именно вам!) боком. Вы заплатите за победу непомерную цену. Так что держите себя в руках.

Источник: https://autorambler.ru/advice/konflikt-na-doroge-kak-izbezhat-nepriyatnostei.htm

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*