admin / 15.10.2019

Климат контроль ВАЗ

Как устранить неисправности климатического контроля ВАЗ-2110

Климат-контроль – эволюционная ветвь развития систем отопления/охлаждения салона автомобиля – в настоящее время прочно вошла в начальные конфигурации многих марок и моделей. Интересно, что машины ВАЗ-2110, выпускаемые в первые годы, также оснащались электронным блоком управления микроклиматом в салоне. Подобное нововведение понравилось автовладельцам, поскольку позволяло устанавливать наиболее комфортный режим езды и не отвлекаться на ручное управление кондиционером или печкой. Позже это новшество убрали, но поскольку климат-контроль зарекомендовал себя положительно, многие независимые производители освоили выпуск блоков управления, совместимых со штатным прибором.

Как найти и устранить неполадки климат-контроля в ВАЗ-2110.

Основные возможности климат-контроля ВАЗ-2110

Назначение автомобильной климатической установки – управление в автоматическом режиме системой кондиционирования (системой вентиляции при отсутствии кондиционера) и отопителем внутри автомобиля. Рассмотрим работу климатической установки на примере блока управления «Бриз», который можно устанавливать на все модификации семейства ВАЗ-2110, независимо от системы впрыска и типа силового агрегата.

Блок управления (контроллер) климат контролем автомобиля ВАЗ-2110 «Бриз» умеет поддерживать заданную пользователем температуру в салоне, относясь к однозонным климатическим установкам. Управляет режимами работы штатного отопителя и кондиционера, руководствуясь показаниями температурного датчика, устанавливаемого возле плафона подсветки автомобиля. Для обеспечения объективности мониторинга температуры внутри салона датчик снабжён обдувным вентилятором. Блок обладает функцией интерпретации показаний, снимаемых с обоих температурных датчиков (салонного и внешнего), возможностью отображения (индикации) на дисплее кодов неисправности климат-контроля, ЭСУД, температуры силового агрегата и, напряжения бортовой электросети.

Режимы работы климатической установки десятки:

  • автоматическое поддержание указанной в настройках температуры внутри салона;
  • полуавтоматический режим функционирования климатической системы;
  • переход в ручной режим управления внутренним микроклиматом;
  • управление работой автокондиционера и печного вентилятора.

Блок управления «Бриз» способен отслеживать температуру воздуха вне и внутри салона, напряжение бортовой электросети и температуру силового агрегата, допускает считывание кодов ошибок, выдаваемых ЭСУД (работает не для всех двигателей). БУ «Бриз» монтируется на штатное место установки родного блока управления отопителем ВАЗ-2110, но работоспособность многих дополнительных функций климат-контроля (включая управление работой кондиционера, индикации на дисплее температурных показателей) может быть обеспечена только при наличии соответствующих подключений.

Распиновка разъёма климатического контроля ВАЗ-2110, касающаяся работы печки, стандартная, а для подключения дополнительных функций необходимо использовать 13-контактный разъём по следующему алгоритму:

  • провод белого цвета, управляющий работой кондиционера, подключается одной стороной к контакту № 10, а другой – к обмотке реле кондиционера;
  • провод синего цвета подключаем к контакту № 7 (другой вывод – к внешнему температурному датчику);
  • провод коричневого цвета, отвечающий за диагностику неисправностей, идёт к контакту № 12 и к диагностической колодке ВАЗ-2110 (K-LINE).

Режимы работы климатического контроля

Перед использованием блока необходимо выполнить калибровку климат-контроля, для чего следует нажать кнопку A/C и, не отпуская её, включить зажигание. Как только на дисплее появятся три ориентированные горизонтально полосы, кнопку можно отпустить. Калибровка выполнится автоматически, а её длительность составляет порядка 5 – 10 секунд. Если при эксплуатации климат-контроля обнаружится, что положение воздушной заслонки плохо соотносится с введённым значением, необходимо произвести повторную калибровку по тому же алгоритму. Как уже отмечалось, климат-контроль десятки функционирует в трёх режимах: автоматическом, ручном и режиме «Полуавтомат».

При выборе ручного режима (о чём будет свидетельствовать не горящий светодиод, расположенный над клавишей AUTO»), заслонка управляется вручную с помощью соответствующего регулятора. На дисплее за отображение положения заслонки отвечает левая шкала в виде полосок. Управление скоростью вращения печного вентилятора осуществляется посредством нажатия на рукоятку регулятора с последующим вращением в нужную сторону (по часовой стрелке – увеличение скорости, против – уменьшение). По истечении пятисекундного интервала времени режим регулировки скорости работы вентилятора отключается, и регулятор обратно переходит в режим управления заслонной климатической системы.

Чтобы перевести работу КК в автоматический режим, достаточно нажать кнопку AUTO. При этом загорается соответствующий светодиод, а регулировочной рукояткой можно задать требуемую для комфортного пребывания в автомобиле температуру. В дальнейшем блок управления климатической установкой ВАЗ-2110 будет самостоятельно управлять работой кондиционера и отопителя для обеспечения необходимого температурного режима. Полуавтоматический режим включается, как только пользователь попытается изменить скорость вращения вентилятора, используя соответствующий регулятор. В этом случае управление заслонкой климат-контроля будет по-прежнему осуществляться автоматически, в отличие от режима работы печного вентилятора. Для переключения в автоматический режим функционирования необходимо дважды быстро нажать кнопку AUTO.

Самая правая клавиша с надписью INJ отвечает за включение режима мониторинга и индикации напряжения электросети автомобиля, рабочей температуры силового агрегата и отображения кодов ошибок ЭСУД (при наличии проблем в работе двигателя). Отображение каждого из перечисленных параметров выбирается последовательным нажатием клавиши. Чтобы кнопка работала, необходимо выполнить подключение к блоку управления климат-контролем диагностической цепи ВАЗ-2110.

Вторая справа кнопка ответственна за включение индикации на дисплее температуры воздуха, измеряемого внутренним датчиком. Клавиша, расположенная посредине, включает режим отображения температуры воздуха вне автомобиля. Обе указанные клавиши требуют установки соответствующих датчиков и подключения их к блоку управления. Крайняя левая кнопка A/C – включатель/выключатель кондиционера (при его наличии в автомобиле). Осуществление поддержки установленной температуры при включенном кондиционере осуществляется аналогично – посредством управления заслонкой, регулирующей подачу тёплого и охлаждённого воздуха.

Как и положено климатической установке, основные параметры её работы (включая температурный режим внутри машины, скорость вращения печного вентилятора, режим работы электронного блока управления) запоминаются во внутренней памяти контроллера при выключении зажигания или полном обесточивании бортовой электросети. При включении зажигания климатическая установка включается с некоторой задержкой, дабы не препятствовать запуску двигателя. После этой искусственной задержки климат-контроль начинает функционировать в соответствии с сохранёнными пользовательскими предпочтениями, работавшими на момент выключения зажигания.

Основные неисправности климат-контроля ВАЗ-2110

Поскольку полноценная климатическая установка содержит множество дополнительных узлов и деталей, неудивительно, что надёжность такой сложной системы по умолчанию должна быть не больше, чем собственно у отопителя или кондиционера. Другими словами, к проблемам функционирования системы отопления и кондиционирования добавляются те неисправности, которые характерны для работы собственно контроллера климатической системы. Схема климат-контроля ВАЗ-2110 предусматривает наличие электронного БУ и привода заслонки, регулирующей смешивание тёплого и холодного воздушных потоков для обеспечения оптимальной температуры воздушного потока, поступающего в воздуховоды.

Если климатическая установка не обеспечивает выхода на требуемый температурный режим, необходимо заняться поисками неисправности. Первое, что нужно сделать – проверить работоспособность датчика температуры. Делается это посредством замера сопротивления датчика, которое должно удовлетворять следующим условиям:

  • при температуре 16º С быть равным 2950 Ом;
  • при температуре 22º С быть равным 2800 Ом;
  • при температуре 30º С быть равным 2600 Ом.

Если значения на мультиметре отличаются более чем на 25 Ом – датчик неисправен и подлежит замене.

О неисправности датчика положения приводного вала микроредуктора (управляющего работой заслонки климатической установки) также можно судить по соответствию сопротивления нормативным показателям. Проверка осуществляется следующим образом: при подключённом к системе температурном датчике рукояткой установить минимальное значение температуры, отсоединить от разъёма Х1 управляющий контроллер, запустить силовой агрегат и измерить мультиметром сопротивление между входными контактами датчика положения приводного вала моторедуктора. Мультиметр должен показать 0.85 – 1.25 КОм.

Такую же проверку следует осуществить и в положении максимальной температуры – в этом случае для первой группы контроллеров сопротивление должно лежать в пределах 3.30 – 5.00 КОм. Если сопротивление нулевое или одинаковое на обоих режимах – проблема в неисправном микромоторедукторе, который неремонтопригоден. Впрочем, причина может заключаться и в некорректной работе самого контроллера – в этом случае на привод редуктора питающее напряжение подаваться не будет.

Проблема с недостаточным обогревом в холодное время года может быть связана с заклинившей заслонкой отопителя. Чтобы убедиться в этом, необходимо запустить силовой агрегат, установить обороты вращения печного вентилятора на максимум. После этого регулятор температуры необходимо последовательно установить в режим MIN, а затем MAX.

Прислушиваясь к звукам, доносящимся из центрального дефлектора, находящегося над блоком управления климат-контролем, можно определить, перемещается заслонка или нет. Если характерный щелчок отсутствует – вероятно, через дефлектор обдува стекла в отопитель десятки попал инородный предмет, который и стал причиной заклинивания заслонки. Для устранения неисправности необходимо выполнить разборку части печки, расположенной со стороны подкапотного пространства, и заменить или попытаться склеить привод моторедуктора, если он оказался сломанным.

Проблемы, связанные с работой климат-контроля ВАЗ-2110

Перечислим и другие проблемы, касающиеся работы компонентов климатической системы десятки:

  1. Печка функционирует только в положении минимального и максимального обогрева, не обеспечивая работу с промежуточными значениями. Установить причину данной неисправности можно, измерив сопротивления на датчике вала микромоторедуктора способом, описанным выше. Если с проводкой всё в порядке (нет обрыва или КЗ), то проблема в датчике, который встроен в моторедуктор. Решается заменой последнего.
  2. Отопитель не обеспечивает обдува горячим воздухом – из дефлекторов дует едва тёплый поток. Если заслонка рециркуляции системы вентиляции и микроредуктор исправны, следует проверить работоспособность температурного датчика, находящегося в салоне, а если с ним всё в порядке – проверить уровень антифриза (при утечке ОЖ в печку попадает недостаточное количество тосола, из-за чего нагрев воздуха в достаточной степени отсутствует).
  3. Если установленная на ВАЗ-2110 пятипозиционная печка не реагирует на перемещения рукоятки задания температуры и постоянно гонит только горячий воздух (при прогретом двигателе), это также может свидетельствовать о неисправности микромоторедуктора. Проверяем по вышеописанному алгоритму температурный датчик. Если он исправен – переключаем режим обогрева с минимального на максимальный и проверяем тестером (вольтметром/амперметром), поступает ли на моторедуктор напряжение. Если да – проблема именно с ним, если нет – имеется обрыв электрической цепи.
  4. Электронный блок (ЭБУ) климат-контроля Омега модели ВАЗ-2110 управляет и работой вентилятора, смонтированного на датчике температуры, находящегося внутри (на потолке) автомобиля. Отметим, что на минимальном и максимальном значении заданной регулятором температуры печной вентилятор не работает – он включается только на промежуточных режимах по мере необходимости. Если имеются подозрения относительно его исправности – необходимо на его клеммы принудительно подать напряжение 1.20 В – он должен включиться. Если этого не произошло – имеется обрыв в цепи, или микровентилятор неисправен.
  5. Печка греет только в определённом положении рукоятки. Причиной такого положения дел может быть обрыв провода, идущего к блоку реле, находящегося с правой стороны подкапотного пространства. Может также выйти из строя дополнительный резистор вентилятора. Проверить это возможно, но для этого нужно добраться до отопителя из моторного отсека. Наконец, вероятной причиной данной неисправности может оказаться обрыв проводки внутри электронного блока – для устранения поломки следует разобрать контроллер и произвести замену проводов.

Особенности работы климатической системы ВАЗ-2110

Схема монтажного блока системы климат-контроля модели ВАЗ-2110 предусматривает возможность работы обогревателя и при намеренно отключённом датчике температуры (равно как и при его поломке). В подобном режиме установка регулятора температуры на максимальное значение приведёт к полному открытию заслонки отопителя, на минимальное – к полному закрытию. В остальных режимах заслонка откроется на величину, соответствующую значению установленной температуры. Если при неработающем температурном датчике заслонка отопителя десятки работает не так, как описано (реагирует только на крайние значения температуры) – неисправны рукоятка задания температуры или датчик положения вала моторедуктора, причём вторая неисправность случается намного реже. Лечится неисправность заменой блока управления или установкой новой рукоятки задатчика температуры.

Отметим, что многие обладатели вазовской классики часто ищут на десятке краник отопителя и не находят его. Дело в том, что он здесь действительно отсутствует, поскольку управление работой печки осуществляется только посредством заслонки. Поэтому горячий антифриз поступает в отопитель и в тёплое время года, и некоторые автовладельцы устанавливают кран, чтобы воспрепятствовать этому. И совершенно напрасно – климатическая установка поддерживает температуру на заданном уровне с точностью до двух градусов, чего вполне достаточно для комфортного времяпрепровождения в автомобиле без необходимости открывать краник и регулировать подачу воздуха в салон.

Вентилятор в режиме охлаждения включается в тех случаях, когда разница между установленной и фактической температурой внутри автомобиля превышает 5 градусов. При таком рассогласовании вентилятор начинает работать на средних оборотах.

Несколько слов о температурном датчике

Управление климатической системой ВАЗ-2110 осуществляется электронным блоком, реагирующим на показания датчика и посылающим соответствующие команды на микромоторедуктор с целью увеличения или уменьшения зазора между входящим тёплым и холодным воздухом. Ручкой контроллера можно установить температуру в салоне в диапазоне 16 – 30º С с шагом в два градуса.

Схема работы климатической установки достаточно проста: температурный датчик, находящийся на потолке автомобиля возле плафона освещения, отсылает свои показания на блок управления. Сравнивая показания датчика и выставленное пользователем значение, электроника в зависимости от значения и знака рассогласования подаёт команду на включение моторедуктора, приводящего в движение заслонки отопителя, а также изменяет скорость вращения вентилятора в нужную сторону.

Между блоком управления и микромоторчиком существует обратная связь благодаря наличию встроенного в редуктор датчика положения печной заслонки. Блок управления интерпретирует информацию, поступающего от этого датчика, и если заслонка печки достигла требуемого положения, отключает мотор.

Отметим, что многих новичков смущает жужжание датчика температуры воздуха. Это нормально – просто в паре с ним работает микровентилятор, включающийся в тех случаях, когда необходимо максимально быстро компенсировать значительное изменение температуры внутри машины (например, при посадке пассажиров).

Блок управления климат-контролем на ВАЗ-2110 имеет регулировочный винт, который позволяет в ручном режиме настроить более точное регулирование температуры. Чтобы осуществить подобную регулировку, необходимо закрыть все двери и поднять стёкла окон, разместить внешний контрольный термометр неподалёку от температурного датчика, повернуть рукоятку управления печным вентилятором в положение «А» и установить температуру воздуха, превышающую показатель температуры, измеренный термометром. Через примерно 15 минут показания на дисплее и термометре должны сравняться. Если нет – необходимо извлечь контроллер, чтобы получить доступ к регулировочному винту, и повернуть его по часовой стрелке (когда нужно увеличить температуру) или против – если показатель дисплея выше значения, измеренного термометром. Процедуру повторяют до тех пор, пока рассогласование не станет нулевым.

>Тест систем климат контроля для ВАЗ 2110

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ИЗГОТОВИТЕЛЬ: «МикроЛайн», Нижний Новгород.

ГАРАНТИЯ: 12 месяцев.

СОВМЕСТИМОСТЬ С КОНТРОЛЛЕРОМ: Январь 5.1, Январь 7.2 (Ителма), BOSCH M1.5.4, BOSCH MP 7.0, BOSCH 7.9.7, Ителма VS-5.

ДИСПЛЕЙ: светодиодный.

РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ КЛИМАТОМ: автоматический режим поддержания заданной температуры, полуавтоматический режим поддержания заданной температуры, ручная регулировка температуры в салоне (положение воздушной заслонки), управление кондиционером.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: измерение внешней температуры, измерение температуры двигателя, напряжения бортовой сети, считывание и сброс кодов ошибок ЭСУД.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

УСТАНОВКА: установка системы климат контроля БРИЗ на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112 осуществляется в место штатного САУО и не вызывает головной боли, единственное, что насторожило, так это ненадежная фиксация в проеме, которая послужила причиной перекоса блока во время управления.

ЭРГОНОМИКА: управление системой климат контроля БРИЗ 2110 происходит с помощью пяти кнопок, расположенных в нижней части блока, и энкодера. Вышеупомянутые кнопки имеют следующие предназначение: A/C — управление кондиционером; AUTO — автоматический режим поддержания заданной температуры; t — режим отображения температуры за бортом автомобиля; t внутри символа автомобиля — режим отображения температуры внутри автомобиля; INJ — режим отображения температуры двигателя, напряжения бортовой сети и считывания кодов ошибок. Сигнализацией включения каждой из кнопок служит светодиод. Энкодер же предназначен для регулирования оборотов вентилятора и изменения положения воздушной заслонки, переключение между режимами вентилятор/заслонка осуществляется нажатием.

РАБОТА БЛОКА: во время тестирования БРИЗ 2110 была замечена некоторая неадекватность работы блока в автоматическом режиме, а именно — при непрогретом двигателе вентилятор выходит на максимальные обороты и регулировка температуры осуществляется лишь изменением положения воздушной заслонки, что приводит к охлаждению и так еле теплого воздуха. Но выход из данной ситуации есть — воспользоваться полуавтоматическим режимом, тогда скорость вентилятора будет задаваться вручную, а положение заслонки — автоматически.

Достижение необходимой температуры происходило достаточно быстро, да и на изменение климата в салоне блок реагировал достаточно шустро, главное, перед эксплуатацией блока провести калибровку датчика температуры в салоне. Сначала мы эту процедуру не провели, и блок буквально «сходил с ума», лихорадочно шевеля заслонкой и показывая неправильные значения температур, но после калибровки все прошло.

Небольшое неудобство было испытано во время работы с блоком «вслепую». Так как кнопки включения режимов находятся заподлицо с корпусом, то приходится отвлекаться от дороги, чтобы попасть пальцем в нужную, также насторожила неинформативная работа энкодера.

ДИСПЛЕЙ: на светодиодный дисплей системы климат контроля БРИЗ 2110 выводится такая информация, как: индикация температуры в салоне; индикация температуры за бортом; индикация напряжения бортовой сети, температуры двигателя, кодов ошибок ЭСУД; индикация положения воздушной заслонки и скорости вращения вентилятора осуществляется с помощью шкал, расположенных по бокам дисплея. Из-за маленьких символов, расположенных у «подножия» шкал, приходится привыкать к тому, за что какая из них отвечает. Причем у левой шкалы есть особенность: если блок климат-контроля работает в режиме «авто», то эта шкала информирует о заданной температуре, а если речь идет о ручном режиме, тогда шкала показывает текущее положение воздушной заслонки. Читаемость дисплея в целом находится на приемлемом уровне.

ОСОБЕННОСТИ: одной из особенностей блока БРИЗ 2110 является то, что с помощью оного можно управлять кондиционером (во время теста адекватность работы данного режима не была проверена, так как автомобиль не был оснащен последним). Еще одна приятная особенность — после включения зажигания предусмотрена задержка включения всех элементов управления для облегчения запуска двигателя.

ВНЕШНИЙ ВИД И КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ: лицевая часть изделия имеет нормальное качество изготовления, чего не скажешь о тыльной стороне, которая сделана из оцинкованной жести (скорее всего, задумана конструкторами для лучшего отвода тепла) достаточно грубо, с криво приклепанным фиксатором, который и является виновником ненадежной фиксации блока в проеме. Внешний же вид изделия достаточно хорошо гармонирует с приборной панелью.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА системы климат контроля для ВАЗ 2112 и ВАЗ 2110: относительно небольшая цена, возможность управления кондиционером, полноценная гарантия.

НЕДОСТАТКИ: небольшие эргономические просчеты, качество изготовления.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: БРИЗ 2110 полноценный климат-контроль, в котором множество хороших идей были не слишком хорошо воплощены в жизнь.

Среди прочих других неисправностей, с которыми могут столкнуться владелицы автомобиля ВАЗ 2110 (впрочем, как и более поздних вариантов ВАЗ 2111 и Ваз2112), с наступлением холодов, далеко не последнее место занимают проблемы, связанные с ненормальной работой системы отопления салона, что чревато не только значительным ухудшением комфорта, но и повышением риска обмерзания стекол и, что особенно неприятно – лобового.

Как известно, система управления отопительной системы на данных моделях автомобиля управляется по сигналам, поступающим от электронного блока управления, принцип работы которого основан на сравнении температуры выставленной на задатчике, со школой измерения от 16°С до 30°С, и реального значения температуры, считанной соответствующим датчиком. Именно в зависимости от рассчитанной разности температур, командный блок периодически включает мотор, предназначенный для изменения потока теплого воздуха при помощи заслонок, и меняет скорость вращения вентилятора.

Между тем, в случае, если возникли подозрения о ненормальной работе системы в целом, не следует торопиться ее ремонтировать, а прежде всего, рекомендуется проверить правильность ее настройки. С целью такой проверки следует закрыть двери и окна автомобиля и выставить значение заданной температуры на 2-3°С выше реальной температуры в салоне (замеренной сторонним термометром).

Далее, нужно поднести термометр как можно ближе к датчику температуры и через 15 минут повторно снять показания. Если по истечение указанного времени показания термометра отличаются от заданного значения, попробуйте выполнить подстройку при помощи регулировочного винта на контролере (вращением по часовой стрелки увеличивают температуру, а против – уменьшают).

Когда подобным образом решить проблему не удается, причина, скорее всего, кроется в отказе командного блока, микромотра управления заслонкой, либо температурного датчика. Что касается последнего элемента, то из всех перечисленных он является наименее надежным и, между тем, наиболее доступным для демонтажа, проверки, а при необходимости и замены.

Находиться этот датчик в непосредственной близости от плафона освещения и крепиться к обивке при помощи четырех фиксаторов. Из зацепления защелок датчик можно вывести при помощи обыкновенной отвертки.

Далее, отключаются две легкосъемные соединительные колодки и после этого датчик в полном вашем распоряжении. Если у вас под рукой имеется заведомо исправный измеритель, установите его аналогичным образом и еще раз проведите проверку, описанным выше способом. Впрочем, не представляет особого труда проверить работоспособность и старого датчика. Для этого берем любой простейший тестер (мультиметр) и при комнатной температуре замеряем значение сопротивления между контактами «1» и «2» ( при окружающее температуре около 25°С сопротивление составляет около2,6 кОм). Затем, в течение нескольких минут, охлаждаем датчик в холодильнике и, не теряя времени, вновь производим замеры: если датчик работоспособный, то сопротивление должно заметно возрасти. В случае неудачи снимите с датчика крышку и внимательно осмотрите печатную плату, возможно датчик удастся реанимировать восстановлением поврежденных контактов.

Климат-контроль – эволюционная ветвь развития систем отопления/охлаждения салона автомобиля – в настоящее время прочно вошла в начальные конфигурации многих марок и моделей. Интересно, что машины ВАЗ-2110, выпускаемые в первые годы, также оснащались электронным блоком управления микроклиматом в салоне. Подобное нововведение понравилось автовладельцам, поскольку позволяло устанавливать наиболее комфортный режим езды и не отвлекаться на ручное управление кондиционером или печкой. Позже это новшество убрали, но поскольку климат-контроль зарекомендовал себя положительно, многие независимые производители освоили выпуск блоков управления, совместимых со штатным прибором.

Составные части

В автомобилях ВАЗ 2110, как и в большинстве современных машин, обычная подача воздуха в салон совмещена с отоплением и управляется единым механизмом, состоящим из:

    Блока САУО (расшифровывается как система автоуправления отопителя). Он имеет две рукоятки. Той, что ближе к водителю, задают температуру поступающего воздуха. Обычный диапазон – 16 -30°С. Крайнее положение рукоятки с синей точкой обозначает, что заслонка печки закрыта, идет только холодный воздух. Установка рукоятки в положение с красной точкой – что эта заслонка полностью открыта, горячий воздух идет максимально. Рукоятка, находящаяся дальше от водителя, предназначена для установки скорости работы вентилятора. С ее помощью обеспечивается сила воздушного потока;

Тюнингованный светодиодами блок САУО

Как работает обогрев и вентиляция

В салоне ВАЗ 2110 работает приточно-вытяжная вентиляция. Накладка ветрового стекла имеет отверстия, через которые или самопроизвольно (когда машина движется) или принудительно — с помощью вентилятора отопителя, воздух попадает в салон. Выходит подаваемый воздух через предусмотренные щели – в торцах дверей, между обивками, панелями дверей.

Но не нужно думать, что ВАЗ 2110 весь покрыт щелями, а воздух в нем просто не задерживается.

На самом деле все упомянутые отверстия оборудованы клапанами, работающими «на выпуск» и препятствующими (хотя бы гипотетически) самопроизвольному поступлению воздуха извне.

Однако можно сделать качественный тюнинг отопительной системы, тогда в машине будет по-настоящему комфортно.

Обогрев производится таким образом:

  • Воздух проходит через радиатор отопителя, при этом прогреваясь. Температура нагрева регулируется с помощью реле;
  • Далее уже теплый воздух распределяется через воздуховоды;
  • Специальные дефлекторы направляют основной поток горячего воздуха на ветровое стекло и к центру салона. Заслонками можно перекрывать/открывать поток к боковым стеклам;
  • Есть еще две заслонки – для обогрева переднего стекла а также — ног водителя и пассажиров. Для этого для передних сидений предусмотрены дефлекторы: одна пара – уровень коленей, другая – почти на полу. Для задних пассажиров предусмотрены воздуховоды под передними сиденьями плюс накладка на половом тонеле;
  • Для управления потоками воздуха есть специальные рукоятки;
  • Защищает всю электросистему отопления от перегорания предохранитель, находящийся в монтажном блоке.

Принцип работы отопителя

При желании, можно провести тюнинг, отрегулировать поступление тепла в разные части салона ВАЗ 2110, улучшив тем самым комфорт.

Режимы работы

Настраивать работу отопителя можно вручную или автоматически. То есть, можно выставить датчик температуры соответственно своим желаниям, например, на 22°С. Если все исправно, то производители обещают, что отклонения будут не более 2°С, после чего реле снова включит обогрев, а после достижения заданных параметров – отключит. Но если случаются сбои, то после проверки работоспособности, вполне возможно, что нужна будет замена датчика или реле.

Можно настроить автоматический режим. Для этого существует специальный винт, так называемый – настроечный. Желательно производить регулировку при закрытых окнах-дверях. Ручка вентилятора при этом должна стоять в положении «А», а температуру выставьте по своему усмотрению.

Возьмите в салон проверочный термометр. Если по истечению 15 минут температура не будет соответствовать заданным параметрам, значит – нужно извлекать из гнезда контроллер и поворачивать винт его регулировки. По часовой стрелке – для увеличения температуры, против – для ее снижения. Если это не помогает, то необходима замена датчика.

Блок САУО без панели

Кроме того, может понадобиться установка нового блока управления, а то и тюнинг всей отопительной системы.

Проверка составляющих

Естественно, разборка печки на ВАЗ 2110, проверка ее составляющих нужна, если вы недовольны ее работой, а также, если она не поддается регулировке.

  1. Первое, что нужно сделать – проверить, не сгорел ли предохранитель. И хотя, если это произошло, сразу напрашивается мысль – поменять сгоревший предохранитель, не спешите. Это вряд ли решит сразу проблему, вероятнее всего, что он не причина, а следствие какого-то сбоя, который необходимо отыскать;
  2. Прежде всего нужно проверить, приходит ли в движение заслонка при изменении параметров датчика отопителя. Осторожно, чтобы не оборвать провод, идущий на подсветку, снимите дефлекторы. Теперь вы сможете четко видеть, поворачивается заслонка или нет. Если нужна замена заслонки отопителя, то будет оправдана установка алюминиевой вместо пластиковой;
  3. Проверьте сопротивление температурного датчика. Если в салоне 16°С, то его сопротивление должно быть 250 Ом, при 22°С – около 200 Ом. Если это не так, то должна помочь установка нового датчика;
  4. Желательно также проверить контроллер: вытащить из гнезда, включить зажигание и, изменяя ручкой температурные параметры, замерить напряжение на длинном разъеме. Если напряжение не меняется, значит, он неисправен;
  5. Чтобы проверить моторедуктор печки, придется сделать небольшой разбор: снять жабо, добраться к приводу моторедуктора (к нему подведены коричневый и розовый провода). На разъем подать ток от аккумулятора. Если он крутится – значит исправен, нет – может понадобиться установка нового;
  6. Если отопитель работает только в одном положении, возможно, сгорело дополнительное сопротивление (резистор), через которое подключен вентилятор. Установка нового возможна лишь со стороны моторного отсека;
  7. Проверьте, не отгорели ли провода в контролере. Для этого его нужно разобрать;
  8. Справа под капотом вы найдете блок реле. Весьма возможно, что от реле, отвечающего за работу отопителя, отошел провод. Заодно проверьте реле, включающее обогрев заднего стекла. Если же у вас такой обогрев не предусмотрен, проводя тюнинг печки, вы можете включить в систему и это реле;
  9. Если воздух, поступающий в салон ВАЗ 2110, достаточно не прогревается, обязательно посмотрите уровень тосола, а также — отсутствие его утечки из отопителя;

Доработка

Если вы задумали тюнинг печки, то следует знать, что возможна установка не только «родной» модели, но также многих других: приоровской, бошевской и т.д.

Лада 4×4 3D ___*НиВкА*___ ›
Бортжурнал ›
Климат контроль на базе САУО ВАЗ-2110 часть 1.

Так и так. Всем привет. Давно не писал… Был в поиске нужной мне инфы для установки данного девайся. Вообщем, начнем с того, что в ниве стоит классический кран, который каждый год регулярно ломается. Недолго думая, поставил я кран от ВАЗ 2108. Его ставил летом и суть не о нем даже сейчас. Так вот, печка в прохладные дни сходит с ума. Если открыть полностью кран-жарко, закрыть полностью-холодно, среднее положение -жарко или холодно и постоянно приходится отвлекаться от дороги дергая кран. Немного полазив в инете наткнулся на климат контроль от ВАЗ-2110. Ставить его я так думаю не трудно… Минусы данного девайся в том, что после долгих лет ломается датчик температуры. Но и то ему продлевают жизнь, так что это не критично.
Для того, чтобы установить климат контроль, вы должны прежде всего поставить кран ваз 2108, чтобы упростить себе жизнь. Но если вам нравится и классический кран, то можно моторедуктор приколхозить и туда:)
По запчастям и примерная цена:
-Блок печки ВАЗ-2110-8128020 (б\у 500руб)
-Датчик температуры ВАЗ-2110-8128050 (новый 310руб)
-Моторедуктор крана н\о ВАЗ-2110-8127200 (новый 650руб)
-Провод 2х жильный 0.5мм 10м (160 руб)
-Клеммы маленькие (мама) 21 шт (42 руб)
-Клеммы большие (мама) 6 шт (28 руб)
-Изолента (30 руб)

На ВАЗ-2110, 2111 и 2112 установлена автоматическая система управления отопителем (АСУО), которая сама создает температуру в машине заданную водителем. Эдакий климат-контроль без кондиционера, зимняя версия. Мозги системы — контроллер 3 на схеме типа 13.3854 с двумя ручками управления. Левой ручкой регулируем температуру в салоне (от 16 до 30 °С), правой регулируем вентилятор: 0 — выключен; I — средняя частота вращения; II — малая частота вращения; А — автоматически. Итак, приводим расшифровку схемы отопителя ВАЗ-2110 1 — электродвигатель вентилятора; 2 — дополнительный резистор; 3 — контроллер; 4 — монтажный блок; 5 — выключатель зажигания; 6 — датчик температуры воздуха в салоне; 7 — выключатель рециркуляции; 8 — клапан рециркуляции; 9 — микромоторедуктор привода заслонки отопителя; А — к выключателю освещения приборов; В — к источникам питания

Дальше, пользуясь схемой, можно все подключить на столе, чтобы удостовериться, что все работает (смотри видео)
Установка данного девайса будет чуть позже:)

Lada 2112 «Млечный путь» ›
Logbook ›
Климат контроль Бриз 2110 + бортовой компьютер

Всем доброго дня. Достался вот такой климат контроль с функцией бортового компьютера. В работе в принципе удобен, поддерживает температуру в салоне, есть возможность плавной регулировки скорости вращения вентилятора печки. 3 режима работы: ручной, автоматический, полуавтоматический. Плюс в него внедрены функции бортового компьютера через К-линию. Показывает температуру двигателя, заряд акб, и температуру окружающего воздуха (при установке датчика внешнего). Все бы хорошо, но есть одно НО. Начали самопроизвольно срабатывать дворники, закономерности никакой практически нет. Единственное когда заводишь машину после включения печки срабатывают и когда температура доходит до заданной (когда заслонка начинает менять положение свое) бывает просто стоишь работает печка, даже рулем не крутишь и происходит кратковременный взмах дворников. Проводку всю просмотрел уже, подрулевой кожух тоже снимал провода все целые нигде не коротит. Либо это проблема самого блока печки либо у меня где то неполадки. Кто сталкивался с подобным прошу помощи. Ставлю старый блок все хорошо. Да с заменой блока пришлось и поменять моторедуктор воздушной заслонки на печке, так как печка работала либо в холодном крайнем либо в горячем крайнем положении, изтерся датчик положения вала редуктора. Замена на новый спасла ситуацию

Томский Клуб Автомобилистов

Идея переделать управление печкой, было навеяно вечно заедающими тросами управления и закисающим краном! Что делать? Будем автоматизировать это дело! Тем более что, если температура регулируется электроприводом, значит можно реализовать и климат контроль!

Для следующей переделки желательно, что бы у отопителя было три режима скорости (а не два как в Ниве изначально). Т.е. для полной эффективности и общей надежности схемы требуется заменить резистор печки на 2108/М2141 и сам заменить сам вентилятор как описано в статье: «Модернизация печки на Ниве (установка улитки от 2108)»

Для установки простейшей системы климат-контроля нам потребуются следующие запчасти:
— Блок управления отопителем ВАЗ2110 с функцией климат-контроля (с буковкой «А»)
— Привод заслонки от ВАЗ-2110
— Датчик внутрисалонной температуры от ВАЗ-2110
— Кран отопителя (внешний) от а/м «Toyota», можно найти на любом авто-разборе, они почти все одинаковые, так что особо не важно от какой именно модели!

Привод заслонки отопителя ВАЗ-2110 достаточно мощный, но даже он не рассчитан открывать «закисший» кран радиатора, т.к. в ВАЗ-2110 он просто двигает заслонку в самой печки.

Здесь и возникает необходимость в импортном кране от а/м «Toyota» — они имеют очень долгий срок службы, не закисают, легко открываются/закрываются и зачастую являются внешним отдельным устройством, которое легко имплантировать в любую систему.

Они бывают как правило двух типов — прямые и угловые. В нашем случае «угловой» подходил больше…

Для установки привода необходимо изготовить специальный кронштейн. Чертеж, к сожалению, не делал, поскольку каждый раз нужно исходить из многих факторов, начиная от места расположения и заканчивая индивидуальной поправки и конструкции. Но в целом это должно выглядеть как то так:

Еще необходимо изготовить «лапку» для привода, длина подбирается опытным путем, что бы полностью открывать и закрывать кран печки.

В итоге нужно собрать такую конструкцию:

Которую, в свою очередь, устанавливаем под торпедой, за бардачком, возле лотка аккумуляторной батареи (один из самых лучших вариантов)…

Кусочком троса (берем его от старой системы управления печкой) собранный привод соединяется с краном, который устанавливается в моторном отсеке!

Штатный кран печки либо демонтируется, либо просто оставляется навсегда в открытом положении.

Блок управления отопителем размещаем на консоли, с учетом того, что он довольно сильно выпирает назад. В данном случае я изготовил новую консоль, куда «вписал» и новый блок управления отопителем…

Однако, в этой машине заглушен центральный воздуховод, т.к. в нём нет особого смысла. В противном случае может не хватить места при такой установке.

Что касается датчика температуры, его лучше всего закрепить где-нибудь вверху. Однако в Ниве я не нашел там подходящего места, поэтому установил его под консолью (под магнитолой). Вроде не врет…

Такая система испробована уже не раз — нареканий нет! Очень удобно, особенно в межсезонье. Ставишь температуру 18-20 градусов — и тебе тепло, но не жарко! Конечно, будь там еще и кондиционер было вообще комфортно. Но это, как говориться, уже другая история…

Автор идеи и инсталяции: Артур Тевс (aka Fast)

Климатические системы для автомобиля ВАЗ

Блок управления отопителем с функцией климат — контроля
Прибор предназначен для установки на автомобили марки «ВАЗ» десятого семейства, как в стандартной комплектации, так и в комплектации с кондиционером любого типа. «ЭСКО» устанавливается в место штатного блока управления отопителем (САУО), используя имеющуюся проводку, без каких либо доработок и переделок. Вся установка прибора занимает 5 минут.
Отличие данного прибора от имеющегося аналога состоит в том, что «ЭСКО» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО поддерживает заданную водителем температуру, как в салоне автомобиля с кондиционером, так и без него (управляя штатным отопителем) с точностью до одного градуса. На дисплее прибора в цифровом виде отображается вся нужная информация о режимах работы климатической системы и температура воздуха в салоне автомобиля. Алгоритм работы прибора построен таким образом, что время за которое достигается заданная в салоне температура воздуха, сокращено до минимума, причем в автоматическом режиме практически не используются высокие скорости работы вентилятора, которые раздражительно действуют на водителя.
Функции устройства:

  • Автоматическое поддержание заданной водителем температуры в режимах
    «НАГРЕВ» и «ОХЛАЖДЕНИЕ»;
  • Управление штатным отопителем «ВАЗ 2110-2112»;
  • Управление кондиционером любого типа; *
  • Принудительное включение отопителя в режим «НАГРЕВ»;
  • Принудительное включение кондиционера в режим «ОХЛАЖДЕНИЕ»; *
  • Автоматическое регулирование скорости вращения вентилятора отопителя;
  • Ручное регулирование скорости вращения вентилятора отопителя;
  • Задержка включения компрессора при запуске двигателя;
  • Запоминание в энергонезависимой памяти установочной температуры воздуха
    в салоне;
  • Индикация реальной температуры в салоне автомобиля, автоматический переход
    на индикацию желаемой температуры при нажатии на соответствующие кнопки
    управления;
  • Индикация шкалы скорости вращения вентилятора отопителя;
  • Режим «ПРОСУШКА» — одновременное включение кондиционера и отопителя. *
  • * Данные функции относятся к блокам климат-контроля, установленным на автомобили с кондиционерами
    Блок управления отопителем с функциями климат — контроля и бортового маршрутного компьютера
    Функции устройства в режиме климат — контроль:

  • Автоматическое поддержание заданной водителем температуры в режимах
    «НАГРЕВ» и «ОХЛАЖДЕНИЕ»;
  • Управление штатным отопителем «ВАЗ 2110-2112»;
  • Управление кондиционером любого типа; *
  • Принудительное включение отопителя в режим «НАГРЕВ»;
  • Принудительное включение кондиционера в режим «ОХЛАЖДЕНИЕ»; *
  • Автоматическое регулирование скорости вращения вентилятора отопителя;
  • Ручное регулирование скорости вращения вентилятора отопителя;
  • Задержка включения компрессора при запуске двигателя;
  • Запоминание в энергонезависимой памяти установочной температуры воздуха
    в салоне;
  • Индикация реальной температуры в салоне автомобиля, автоматический переход
    на индикацию желаемой температуры при нажатии на соответствующие кнопки
    управления;
  • Индикация шкалы скорости вращения вентилятора отопителя;
  • Режим «ПРОСУШКА» — одновременное включение кондиционера и отопителя. *
  • * Данные функции относятся к блокам климат-контроля, установленным на автомобили с кондиционерами
    Функции устройства в режиме бортовой маршрутный компьютер:

  • Индикация напряжения в бортовой сети автомобиля;
  • Индикация температуры двигателя автомобиля;
  • Указание мгновенного расхода топлива Л/100 км. или Л/час;
  • Указание остатка топлива в баке;
  • Расчет запаса хода на остатке топлива;
  • Указание оборотов двигателя;
  • Указание положения дроссельной заслонки (%);
  • Отображение ошибок блока управления двигателя в виде текстового описания.
  • Прайс-лист на климатические системы

    Электронный блок климат-контроля ВАЗ 2110 БРИЗ

    Блок управляет штатным отопителем или кондиционером, для установки на автомобили ВАЗ 10-го семейства с двигателями объемом 1500, 1600, 1800 куб.см. и электронной системой управления впрыском топлива типа Январь 5.1., Январь 7.2.(Ителма), BOSCH M1.5.4., BOSCH МР 7.0., BOSCH 7.9.7, Ителма VS-5

    Блок управляет штатным отопителем или кондиционером. Он автоматически поддерживает требуемую температуру в салоне, плавно регулирует в широком диапазоне обороты вращения вентилятора, от минимальных до максимально возможных. Блок имеет режим коррекции показаний с датчиков внешней и внутренней температур, а также возможность индикации кодов неисправностей ЭСУД, напряжения бортовой сети и температуры двигателя автомобиля. Яркая и насыщенная индикация, удобное и современное управление делают управление климатом в салоне простым и комфортным.

    Режимы работы

    Управление климатом

    — автоматический режим поддержания заданной температуры
    — полуавтоматический режим поддержания заданной температуры
    — ручная регулировка температуры в салоне (положение воздушной заслонки)
    — плавная регулировка оборотов вентилятора отопителя
    — управление кондиционером

    Диагностические функции

    — измерение внешней температуры воздуха
    — измерение температуры двигателя
    — измерение напряжения бортовой сети
    — считывание и сброс кодов ошибок ЭСУД (только для Январь 5.1., Январь 7.2.(Ителма), BOSCH M 1.5.4., BOSCH 7.9.7, Ителма VS -5.)

    Установка блока

    Блок устанавливается на штатное место автомобилей ВАЗ 10-го семейства. Для работы дополнительных функций (вкл/выкл кондиционера, индикация внешней температуры, диагностика двигателя) необходимы внешние подключения. Для этого используйте из комплекта провода, армированные клеммами. Вставьте клеммы в жгутовой 13-й контактный разъем в следующем порядке:

    Вид разъема со стороны контактов

    — белый провод (управление кондиционером) на место 10 контакта (провод подключается к обмотке управляющего реле).
    — синий провод (датчик внешней температуры) на место 7-го контакта (провод подключите к дополнительному датчику температуры).
    — коричневый провод (диагностическая цепь) на место 12 контакта (провод подключите к K-LINE диагностической колодки автомобиля).

    Работа блока

    Перед первым включением блока необходимо провести его калибровку. Для этого необходимо нажать клавишу и удерживая ее включить зажигание. После появления на индикаторе трех горизонтальных полос отпустите клавишу. В течении 5-ти секунд блок будет откалиброван. При несоответствии положения воздушной заслонки вводимому значению — проведите повторную калибровку.

    Блок может работать в трех режимах: РУЧНОМ, АВТОМАТИЧЕСКОМ, ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОМ.

    В РУЧНОМ режиме (светодиод «AUTO» не горит) положение заслонки «ТЕПЛО/ХОЛОД» определяется регулятором. Левая шкала, при этом, показывает условное положение заслонки. Для регулировки скорости вентилятора в этом режиме необходимо нажать на ручку регулятора, а затем, вращая ее в ту или другую сторону выбрать необходимую скорость вращения. По истечении 5-ти секунд регулятор опять переходит в режим регулировки заслонки «ТЕПЛО/ХОЛОД».

    Для перехода в АВТОМАТИЧЕСКИЙ режим поддержания температуры в салоне необходимо нажать на клавишу В данном режиме регулятором задается желаемая температура. Далее блок самостоятельно регулирует заданную температуру заслонкой и скоростью вентилятора.

    Если в автоматическом режиме регулятором изменить скорость вращения вентилятора блок переходит в ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЙ режим. В данном режиме скорость вентилятора задается вручную, а заслонка регулируется автоматически. Для возврата в автоматический режим необходимо дважды нажать на клавишу

    «Бриз» имеет ряд дополнительных функций, которые включаются клавишами:

    индикация температуры в салоне

    индикация температуры за бортом (требуется установка датчика температуры)

    индикация напряжения бортовой сети, температуры двигателя, кодов ошибок ЭСУД (перебор отображаемых параметров осуществляется последовательным нажатием на клавишу). Для работы данной функции необходимо к блоку подключить цепь диагностики (см. п. Подключение).

    включение / выключение кондиционера (если он присутствует в составе автомобиля). Поддержание заданной температуры при включенном кондиционере осуществляется также, заслонкой и скоростью вентилятора

    Режим работы блока, скорость вентилятора, устанавливаемая температура сохраняются в памяти блока климат контроля после выключения зажигания и полного отключения питания. После включения зажигания предусмотрена задержка включения всех элементов управления для облегчения запуска двигателя. Для включения кондиционера задержка дольше остальных. После задержки блок входит в режим, в котором он находился до выключения зажигания.

    FILED UNDER : Разное

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*