admin / 03.09.2018

Катализатор для топлива

Mir413 ›
Blog ›
Катализаторы горения – попробуем разобраться.

Статья вышла большая и непростая, так что тем кому не интересно разобраться, именно разобраться что и почему, то прошу пройти сразу в конец статьи, там есть пару простых выкладок, с в принципе понятным выводом (строчку, как якорь, специально жирным выделил), а для остальных поехали.
В последнее время всё чаще в жизни автомобилиста всплывает вопрос о необходимости применения катализаторов горения и эффективности данного решения в принципе. Возможно это веянье моды, возможно ухудшение финансового состояния большей части нашего населения и как следствие желание сэкономить на том же бензине. Многие спрашивают меня действительно ли катализатор горения существует или нас банально разводят придумав очередную чудо жидкость. Я уже давно обещал местным обитателям накидать пару слов на эту тему, а тут ещё и «представитель» Ормекса в лице Руслана бесплатно пробники рассылает, внося смуту в стройные ряды. Про данный катализатор есть ветка на OilClub — как и полагается с противоречивыми отзывами. При попытке узнать подробности к прочтению предлагаются две ссылки раз и два

Первая статья весьма противоречива, так как содержит весьма трезвые и умные вещи (выдержки из которых я позже приведу здесь), но как только переходим к вкраплениям про катализатор Ормекса, то создаётся впечатление что эти куски писал другой человек, который о химии имеет довольно посредственные представления, если вообще имеет. Что не предложение, то сборник глупостей. Подозрения подкрепляются ещё и тем, что данная текстовка (трезвая её часть) встречается ещё и у других производителей «катализаторов горения», только в них часть про катализатор Ормекса заменена на свои разработки, так что найти реального автора навряд ли удастся. Кстати это стандартный трюк – ложь приправленная правдой заглатывается гораздо охотнее.
Вторая ссылка меня заинтересовала гораздо больше, т.к. даёт представление о природе катализатора и реальном принципе действия, хотя написана прожжённым физиком, это я к тому, что обывателю можно было чуть проще объяснить механизм действия, химик не полез бы в дебри взаимодействия спинов, ну да к сути это не относится.

Вообще вопрос механизма действия катализаторов горения в рекламных буклетах производителя это отдельная тема для Задорного. Каких только глупостей не сочиняют «производители», порой это просто набор умных слов из справочника химика, но в подавляющем большинстве описание механизма отсутствует, приведены пару дежурных фраз и ладно, следом идёт огромный перечень плюсов и один минус – цена, которая естественно отыгрывается приростом мощности при одновременном снижении расхода. Всё это наводит на мысли что либо нам продают пустышку, как к примеру ТМБс о котором я уже ранее писал рассматривая спортивные топлива, в этом случае сложно придумать почему химия должна работать, либо люди торгующие «катализаторами» сами не знают что продают. У Ормекса это одно из не многих описаний механизма, которое заставляет задуматься, а не сподвигает сразу послать лесом.

Ну да хватит вводных, тема на самом деле интересная и с научной точки зрения не лишена смысла. Вообще катализаторы как таковые это целая область в химии и как по мне одна из самых интересных. Попробую сильно не умничать и предельно коротко изложить свою мысль, хотя навряд ли это выйдет, поэтому пишу в блоге. Для начала давайте определимся в терминологии, что же такое катализаторы на самом деле.

Катализаторы — это вещества, изменяющие скорость химической реакции или вызывающие ее. Количество катализатора, в отличие от других реагентов, после реакции не изменяется, обеспечивая более быстрый путь для реакции.
Действие катализаторов сводится к уменьшению энергии активации реакции, другими словами, к снижению высоты энергетического барьера. Это единственный факт известный всем продавцам и часто упоминается в рекламных статьях. Нужно только понимать что это принцип действия всех катализаторов, а не отдельной продукции избранной фирмы.
Механизм действия катализаторов обычно объясняется образованием промежуточных соединений с одним или несколькими из реагирующих веществ. В процессе взаимодействия не обязательно должны образовываться стабильные химические соединения, всё может остаться на уровне физического взаимодействия. В основном образуется крайне неустойчивый короткоживущий (около 10 в степени -15 с) активированный комплекс с более низким уровнем энергии и скорость реакции сильно возрастает. В конце комплекс расщепляется на итоговое химическое соединение и катализатор. Затем катализатор снова реагирует с исходным веществом, и этот каталитический цикл многократно повторяется.

Здесь я бы обратил внимание не на снижение энергии активации процесса, которой так любят махать перед клиентом, а на то, что не смотря на наличие катализатора итоговое энергетическое состояние одинаково, т.е. количество выделившейся энергии по завершении процесса одинаково в обоих случаях (ΔН). Иными словами при прочих равных дополнительная энергия не выделяется и ни о какой прибавке мощности или экономии на данной стадии говорить не приходится.

Если механизмы многих гомогенных каталитических реакций с участием кислот (кислотный катализ) или оснований (основной катализ) хорошо изучены, то о гетерогенном катализе этого сказать нельзя. Однако некоторые его закономерности все же известны. Например, установлены корреляции активности катализаторов с числом d-электронов на орбитали катиона (для простых оксидов), параметром кристаллической решетки, электрической проводимостью, зарядом и радиусом иона, энергией хим. связи, кислотностью и др. Основой этих корреляций, как правило, является положение элементов, входящих в катализаторы, в периодической системе.
Каталитическое воздействие может быть оказано на большинство химических реакций. Число катализаторов очень велико, а их каталитическая активность весьма различна. То что данный путь целесообразен и работает доказывает тот факт что более 90% реакций в промышленности каталитические. В той же нефтепереработке применяют огромное количество катализаторов как в твердом так и в жидком виде.
Гетерогенные катализаторы имеют, как правило, сильно развитую поверхность, для чего их распределяют на инертном носителе (силикагель, оксид алюминия, активированный уголь и др.).

Металлическая платина (показана стрелками), стабилизированная на носителе — оксиде алюминия

На этом фото с трансмиссионного электронного микроскопа мы видим частички катализатора на носителе, это так называемые активные центры, на которых главным образом и протекают каталитические реакции.
Для каждого типа реакций эффективны только определённые катализаторы. Кроме уже упомянутых кислотно-основных, существуют катализаторы окисления-восстановления. Для них характерно присутствие переходного металла или его соединения (Со+3, V2O5+MoO3). В этом случае катализ в основном осуществляется путём изменения степени окисления переходного металла.
На этом моменте я заострю немного внимание. Если вам кто-то начнёт продавать какие-то органические биодобавки, в составе которых отсутствуют металлы, то нужно понимать что к катализаторам горения это отношения не имеет.

К наиболее интересным видам катализаторов, с моей точки зрения, относя хелаты и кластеры. Первые уже давно получили широкое распространение, так тот же фталоцианин кобальта, выполняющего роль переносчика кислорода и давно уже применяемом на том же Оренбургском ГПЗ для превращения меркаптанов в дисульфиды. Но в качестве катализатора горения он не годится, т.к. разрушается при температуре выше 100 С.

Широко используются композиции металлорганических соединений хелатного типа в растворителях — кетонах, дикетонах, оксимах, эфирах и т.д. Такие соединения являются универсальными многофункциональными перспективными катализаторами горения топлив. Среди них наиболее эффективны и наименее токсичны соли железа, которые были допущены в России к применению в топливах.

В заключении этой части перейдём к кластерам, как я понял из разговоров с Русланом у них как раз что-то из этой оперы. Интересное и казалось бы лежащее на поверхности решение – перевести гетерогенные высокоэффективные промышленные катализаторы в объемную растворимую форму.
Тема кластеров мне особо близка т.к. когда-то, когда я ещё был причастен к фундаментальной науке (было это в начале 2000-х) я плотно занимался исследованиями свойств золотых кластеров состоящих из 55 атомов золота, окруженных разными лигандами (Au55(PPh3)12Cl6 и его производная Au55(T8-OSS-SH)12Cl6)

Тема очень интересная, рассказывать могу часами, но постараюсь очень кратко. Для начала небольшой пример какими они бывают.

Основная особенность заключается именно в размере ядра. Доля поверхностных атомов становится все больше по мере уменьшения размеров частиц. Для наночастиц практически все атомы «поверхностные», поэтому их химическая активность очень велика.

Если рассмотреть энергетические уровни атомов и полноценного объёмного металла, то видно, что кластерные структуры находятся между ними. Дальше развивать тему не буду, добавлю лишь, что подобные металлические частицы обладают квантово-размерными эффектами (quantum size effects), кому интересно могут почитать про это, про связь с длиной волны де Бройля и связь с валентными электронами.

Как следствие некоторые физические законы, справедливые в макроскопической физике, для наночастиц и нанокластеров нарушаются. Например, вода в нанопорах горных пород не замерзает до –20 …-30 С, а температура плавления наночастиц золота существенно меньше по сравнению с массивным образцом. Несправедливы известные формулы для сопротивлений проводников. Тот же кремний перестаёт быть полупроводником, а золото переходит из категории проводника в полупроводники. Нашей группой как раз рассматривалась возможность применения кластеров в виде транзисторов в новом поколении процессоров.
В последнее время широко рассматривается возможность селективного каталитического окисления углеводородов молекулярным кислородом. Есть публикации, где исследуются именно каталитические свойства кластера Au55(PPh3)12Cl6. Число атомов кластерных структур позволяет частицам принимать правильные геометрические формы, идеально подходящие для проявления каталитических функций. Так показано, что частицы с диаметром 1,4 нм представляют собой эффективные и устойчивые катализаторы, а частицы, размер которых превышает 2 нм, уже не проявляют каталитической активности. Лиганды по сути нужны лишь для предотвращения коагуляции и роста ядра, что привело бы к потере искомых свойств.
Фактически кластерные катализаторы сочетают в себе
— с одной стороны – свойства дискретной молекулы, дополненные взаимодействием между металлами на молекулярном уровне,
— с другой стороны – свойства ансамбля из атомов металла, ограниченные рамками одной молекулы.
Представления о том, как происходит реакция вещества на поверхности катализатора и является главным подходом к пониманию механизма каталитических процессов.

Это всё что касалось теории, теперь ближе к практике.

История применения и некоторые практические аспекты.
Начать с того что катализаторы горения это совсем не ново и многие из вас их давно используют сами того не зная. Начать с катализаторов которые дожигают (доокисляют) выхлопные газы, но их в баночку не нальёшь и клиенту не продашь, по этому никакого ажиотажа по этому поводу не видно, но если вдруг он у вас забился, то уж поверьте производитель своего не упустит свою выгоду и вы разом выложите круглую сумму.
Обычно следствием применения катализаторов горения указывается возможность проведения процесса окисления горючего и обеспечение полноты его сгорания при более низких температурах. Известно, чем выше температура воспламенения горючего, тем меньше скорость его горения, катализаторы горения предназначены для увеличения скорости горения топлива. При прочих равных условиях ускоряющее действие катализатора будет тем больше, чем медленнее протекает некатализируемый процесс горения. Следовательно, наибольшее действие катализаторы будут оказывать на горение высококипящих углеводородов топлива, т.е. наиболее эффективны такие присадки при горении тяжелых топлив, к примеру того же дизельного топлива, в процессе догорания бензина, а также в форсированных режимах или при малом угле опережения впрыска, когда большая масса топлива не успевает испариться.
Тем самым мы подходим ко второму катализатору о котором не задумывается дизелист когда его применяет — это антидымные, антисажевые, антинагарные и нагароочищающие присадки, которые давно уже известны, давно применяются и не вызывают сомнения в их эффективности. В основной своей массе это металлорганические соединения, рекомендуемые концентрации при постоянном применении — 0,005-0,02%. В «ударных» концентрациях (0,05-0,1%) эти присадки способны выступать как нагароочищающие и удалять с деталей двигателя образовавшийся ранее нагар. В общем, чем тяжелее топливо, тем эффективнее действие присадки.

Катализаторы горения могут выполнять частично роль каталитических нейтрализаторов. Например, если в бензин вводят соединения платины, палладия, рения, родия, которые, пройдя камеру сгорания, отлагаются в виде металлов на стенках выхлопной системы и действуют как обычные катализаторы дожига. Я так понимаю у Руслана (Ормекса) есть и подобный продукт, но это лишь с его слов. В более тяжелых топливах хороший эффект достигается введением соединений железа, например ферроцена в количестве 0,001-0,003%.
Присадки, в состав которых входят органические соединения металлов, применяют с прошлого столетия и интерес к ним не ослабевает.
Наиболее широко известны присадки на основе того же ферроцена (дициклопентадиенилжелеза) и его производных, соединений марганца, меди, никеля, лития и других органических соединений металлов, а в некоторых случаях даже их оксиды. Бензины с такими присадками, в сравнении с бензинами без них, дают некоторое изменение эмиссии углеводородов, оксидов азота, оксида углерода, особенно на автомобилях с большим пробегом (более 60 тыс. км), и повышают эффективность работы каталитических преобразователей отработавших газов, уменьшая нагрузку на них за счет догорания топлива в камере сгорания.
Введение ферроцена в концентрации 15 ppm не оказывает отрицательного воздействия на работу двигателя, но положительно влияет на работу катализаторов дожига и увеличивает октановое число бензинов. Для предотвращения возможного образования отложений, при использовании металлсодержащих органических соединений в составе катализаторов горения, широко используются присадки-выносители, способствующие удалению металла из камеры сгорания и отложении его на свечах зажигания. Это те же самые присадки которые в своё время выносили свинец при этилировании бензина. Но нечистые на руку продавцы палёного бензина значительно подпортили репутацию ферроцена, бесконтрольно и с запасом наливая во всякую сыромятину. В итоге весь ферроцен не выносился из камеры сгорания, соединения железа откладывались на стенках цилиндра и основным маркером были рыжие свечи.

Хотя само по себе применение некоторых композиций металлорганических соединений позволяет существенно улучшить работу каждой присадки в отдельности, проявляя, в некоторых случаях, синергетический эффект. В последнее время широко распространяются зольные присадки к автомобильным топливам содержащие металлокомплексные соединения, в которых в качестве лиганда используются соединения хелатного типа. Одним из достоинств металлокомплексных присадок является их многофункциональность. В результате давних споров о влиянии на каталитическое действие присадки металла и органического радикала в настоящее время считается общепринятым, что решающее влияние оказывает природа металла, входящего в состав присадки. Влияние лигандов — органической составляющей в формуле присадки незначительно. Плюс как в случае с кластерными катализаторами под действием температуры лиганды уходят от металлического ядра и тот уже работает как катализатор.

Необходимо упомянуть ещё одну особенность катализаторов горения. В присутствии катализаторов горения на последней стадии процесса происходит догорание топлива практически до конца, что приводит к более высокому давлению на поршень в заключительной стадии его движения. В целом топливо сгорает быстрее, хотя и снижается максимальная скорость сгорания топлива. Т.е. на стадии начала горения катализатор тормозит скорость окисления топлива, препятствуя образованию тех же пероксидов, которые и способствуют возникновению детонации, а на второй при догорании за фронтом пламени ускоряет процесс горения и делает его более полным. В результате двигатель начинает работать «мягче», что снижает напряженность деталей и увеличивает ресурс двигателя. Тем самым применяя катализатор горения мы кроме всего прочего увеличиваем октановое число смеси.

Предполагается, что в бензиновом двигателе работа на топливе с катализатором горения приводит к более углубленному пиролизу не испарившейся части топлива, т.к. сгореть эта часть топлива не может из-за недостатка кислорода, вызванного тем, что бензиновый двигатель работает с коэффициентом избытка воздуха близким к единице. Катализаторы горения светлых топлив призваны инициировать горение топлив на последних стадиях, характеризующихся недостатком кислорода. Этим и пользуются продавцы оксигенатов выдавая их за катализаторы горения, коими они не являются. В этом случае их правильнее называть инициаторами, т.к. они расходуются в процессе сгорания и по сути не катализируют процесс, а лишь способствуют его более полному протеканию за счет внесения дополнительного кислорода.

На том я думаю хватит о хорошем, теперь немного обратной стороны медали. В связи с малой осведомленностью автолюбителей относительно катализаторов горения ни для кого не секрет, что недобросовестные предприниматели используют данную тему для получения сверхприбыли. За последние несколько лет отмечается наибольшее увеличение предложений «катализаторов горения». На рынке достаточно много катализаторов горения – американский MPG BOOST, французский Энергия-3000, японский Eucozym, Enviro Tabs и множество других. Про высокую стоимость этих препаратов говорить бессмысленно (например 230-граммовая бутылочка MPG BOOST стоит от 1600 рублей), При этом за основу взят обычный ферроцен (цена 25-килограммовой ёмкости – 500 рублей). Французский состав Энергия-3000 для моторов объемом от 1500 до 4000 куб. см стоит 628 рублей. Практически идентичная цена действует на FuelEXx – 600 рублей. Таблетированный Enviro Tabs обойдется в 1299 рублей. При том есть ли в этих бутылочках что-то кроме ферроцена и растворителя не ясно. Налив это снадобье себе в бак никто не застрахован от убитых рыжих свечей.

Неполное сгорание топлива это норма и 100% сгорания вы никогда не добьетесь, поэтому и ставят катализаторы дожига отходящих газов. Хотя если этот процесс усугубиться — тогда мотор действительно теряет мощность. Но обычно такое бывает следствием неисправностей самого автомобиля, его топливной системы, зажигания или настроек в целом. Надо просто привести все в исправное техническое состояние, а не устраивать вокруг машины пляски с бубнами и заливанием всякой гадости в бензобак.
Приводя в начале график с энергетическими уровнями я не зря заострил внимание на том что сам катализатор никакой энергии не генерирует, он лишь помогает процессу и не более, энергетический выход тот же, единственное место где мы можем поживиться это сжигая те углеводороды, которые вылетают в выхлопную трубу.

Давайте попробуем оценить потенциально возможный процент экономии или повышения мощности. В открытых источниках я не нашел данных по составу отработанных газов непосредственно из камеры сгорания, но можно попытаться рассчитать с хвоста. Так если за основу взять Евро-0 — начало 1988 год, экология и катализаторы в то время мало кого интересовали, топливо — не этилированный бензин. (взял и ) То выбросы углеводородов нормируются — до 2,4 г/(кВт*ч), CO — до 11,2г/(кВт*ч), NOх — до 14,4 г/(кВт*ч) твёрдые частицы — не регламентировано, дымность — не регламентировано.

Есть замороки с размерностью, придётся некоторые вещи принять. Так для удобства расчета возьмём двигатель 100 кВт*ч, т.е. 134 лс*ч и будем гонять его в полсилы на 3000 об при этом он с легкостью съест 10л/100 км, на таких оборотах скорость будет где-то 130 км/ч и за час мы потратим 13л или при плотности бензина 750 гр/л (норма 720-780гр/л) получаем 975 гр. Итого процент несгоревшего топлива 2,4*50/975*100= 12,3 % Не слабо получилось, но если подумать о том что это 80-е и для примера взять ту же нашу копейку, то наверное да.

Но при таком расчете слишком много допущений, возьмём Евро-1 — введенный с 1992 года, топливо — не этилированный бензин, нормы по углеводородам от 0,72 до 0,97 г/км по разным источникам, CO до 2,72 г/км и HC+NOx 0.27 г/км
Мы возьмём значение побольше, чтобы потеря мощности была побольше, расход тоже побольше 10л/100 км или 0,1л/1км или 75 гр/км Итого процент несгоревшего топлива 0,97/75*100 = 1,3% Вот это уже тема, теперь ещё учтём что КПД катализаторов дожига где-то 75-85% и получим даже с самым лучшим катализатором 1,3/0,15=8,67%
Это абсолютный максимум потенциала вообще какой-либо экономии и повышения мощности, а по факту я бы эту цифру раза в 2 поделил, т.к. ничего абсолютного у нас нет и каким бы чудесным катализатор не был всё до 100% он не дожжёт. Даже приплетя сюда энергию дожига СО в СО2 больше 5% мы навряд ли наберём.

Чтобы быть до конца честными возьмём современное авто под Евро 5 и проведем ту же самую процедуру. Норма по углеводородам до 0,05 г/км, даже если приму эффективность катализатора в 90% то получу 0,05/75*100=0,067 после катализатора, а до него 0,067/0,1=0,67%
Я думаю тут комментарии излишни, никто не заметит прибавки мощности в 1%. Если у вас каким-то чудом вышло больше, то это не повод радоваться что вы нашли таки «источник вечной молодости», а повод задуматься над тем что с вашим авто что-то не то.

Лично я человек хоть и знающий всё это, но азартный и заказал у Руслана пробник с самым по мне интересным катализатором на рынке. В итоге экономии ноль, по мощности субъективно тоже ноль, по приборам может эти 5% там и есть, но навряд ли их кто заметит. Один плюс я таки нашел — если на 6-й если давить тапку в пол, то появляется не сильная мелкая вибрация, как будто воткнул на 2 передачи выше, так вот с этим зельем всё мягко и эластично.

Все описанные выше положительные моменты применения катализаторов горения действительно имеют место быть, но они тем более выражены, чем хуже состояние вашего автомобиля. Можно пользоваться их побочными действиями, такими как повышение октанового числа, тем же спортсменам это на руку, но не нужно думать что мощность выросла благодаря катализатору горения. Косвенно это так, но по факту это произойдёт из-за перенастройки двигателя под новое ОЧ. Это та же история как и с самим ОЧ, само оно напрямую на мощность не влияет, так что налив присадку в технически исправный и хорошо отрегулированный двигатель разницы вы не заметите.

Мне нравится сравнение катализаторов горения с лекарственными препаратами для человека. Если у вас голова не болит, то выпив аспирин вы ничего не заметите, а если болит то эффект будет. Но даже если вы в технически исправном состоянии, то аспирин может вызвать изжогу, внутренние кровотечения, но также может разжижить кровь и предотвратить тромбообразование, а вы об этом никак не узнаете. Так и с авто, при правильном подборе присадок они способны оказать положительное воздействие на организм, но ждать от них чудо-эффекта экономии не стоит.
К тому же помните, что те же лекарства бывают поддельными и оказать абсолютно не прогнозируемый эффект.

Пока думаю всё, как ещё что вспомню допишу. Все кто выдержал столько букв нудятины уважаю, всем спасибо! Надеюсь хоть кому-то было полезно.

Источник: https://www.drive2.com/b/494838232811307387/

Катализатор горения для дизеля

Одна из таких присадок — катализатор горения FuelEXx. Этот продукт, кроме улучшения характеристик горения солярки, является хорошим профилактическим средством для силовой установки автомобиля.

  1. повышает цетановое число от трех до пяти единиц. Эта характеристика показывает способность горючего к воспламенению и чем выше цетановое число, тем меньше задержка возгорания. При этом топливная смесь горит более ровно и с меньшими остатками. По российским стандартам это число для дизелей должно быть не меньше 48. Высшего качества должно иметь эту характеристику в пределах 51-55.
  2. Применение присадки для дизельного топлива на 25-50% уменьшает выбросы вредных веществ в автомобильных выхлопах. Это происходит потому, что благодаря введению катализатора увеличивается температура и скорость сгорания топлива, а также значительно уменьшается недожиг солярки, как по химическим, так и по механическим показателям.
  3. Добавка в солярку повышает ресурс работы двигателя, уменьшая износ блока цилиндров. За счет воздействия препарата в продуктах окисления уменьшается количество недоокисленных СО и СН, а это приводит к уменьшению отложений в камерах сгорания.
  4. Снижение вредных примесей в продуктах горения ГСМ после добавления присадки для дизельного топлива предотвращает ванадиевую коррозию, повышает срок службы топливных форсунок, уменьшает нагрузку на катализатор дожига и сажевый фильтр.
  5. Позволяют повысить крутящий момент двигателя на десять процентов, а это положительно сказывается на мощности ДВС и увеличивает КПД силовой установки.
  6. Повышение температуры сгорания и, как результат, более эффективная работа дизеля приводит к снижению расхода в среднем на 15%.
  7. Облегчение запуска дизельного двигателя при низких температурах в зимнее время в результате применения катализатора происходит из-за снижения риска замерзания за счет удаления воды.

Характеристики дизельного топлива, предлагаемого АЗС

Качество солярки, которое предлагается на наших АЗС должно соответствовать Техническому регламенту, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27.02.2008г. № 118.

На автозаправках крупных компаний можно надеяться получить солярку такого качества. Однако на АЗС, которые находятся на трассах, в местах, удаленных от контрольных организаций и даже в крупных городах, в силу высокой концентрации заправок, вероятность закачать некачественную солярку достаточно высока.

Только по официальным данным на НПЗ производится 1% некачественного топлива и при этом на АЗС реализуется около 30% ГСМ низкого качества, не соответствующего Техническому регламенту.

Такая большая разница объясняется тем, что в стране сегодня действует порядка полутора тысяч мелких производств ГСМ — это так называемые «минизаводы-блендеры».

Некачественную солярку на них производят путем смешивания нормального дизтоплива с печным или судовым мазутом. Вполне понятно, что, заправившись такой «смесью» автомобиль через некоторое время начнет проявлять признаки «отравления» низкокачественным продуктом. К таким признакам могут относиться:

  • появление черного выхлопа из глушителя;
  • затрудненный запуск двигателя;
  • снижение мощности ДВС;
  • изменение звука работы дизеля.

Опытные автолюбители определяют качество, не прибегая к инструментам:

  • настоящая соляра должна быть цветом чуть темнее подсолнечного масла и иметь приятный, не резкий маслянистый запах, темный цвет и запах мазута — признак подделки;
  • летом при наборе в прозрачную емкость на ее дне не должно быть пузырьков воды и песка, зимой — при низкой температуре сохраняется жидкое состояние ГСМ и отсутствуют белые хлопья, которые являются признаком повышенного содержания парафинов.

Из-за заправки автомобиля некачественным дизтопливом под угрозой оказываются жизненно важные узлы и агрегаты двигателя, такие как — топливные фильтры и автоматика, цилиндры, кольца и клапаны, а также форсунки и катализаторы.

Даже диагностика на предмет выявления неисправности — это реальные денежные затраты, а замена любой запчасти — это существенный подрыв личного бюджета.

Не допустить появления серьезных дефектов можно используя различные добавки в ГСМ.

Реальная помощь водителю — катализатор горения FuelEXx

По сравнению с другими дизельными присадками имеют ряд преимуществ.

  1. Одно из главных — этот препарат является продуктом работы российских ученых над проблемой предохранения машин от некачественных ГСМ. Ими учитывалась российская специфика и катализатор разрабатывался под характеристики российского дизельного топлива, а также под климатические условия нашей страны.
  2. Не содержат оксидов тяжелых металлов, метанола и этанола, карбамида, глицерина и ацетона, уксусной и карболовой кислоты, а также аммиака и других вредных веществ, ухудшающих выхлоп отработанных газов.
  3. Использование присадки для дизельного топлива приводит к исчезновению нагара.
  4. С катализатором значительно снижается риск внутреннего перегрева двигателя.
  5. Применяя FuelEXx, автовладелец существенно снижает расход топлива и процент износа агрегатов двигателя, увеличивает крутящий момент ДВС, чем повышает КПД силового агрегата. В результате, можно с уверенностью сказать — эффективность использования приближается к максимальной.

Катализатор повышает уверенность водителя, а также безопасность на дороге во время поездки. Его применение экономит время и деньги автовладельца, повышая межремонтный ресурс.

Источник: https://rvsmaster.ru/dlja-topliva/katalizator-gorenija-dlja-dizelja/

Происхождение явления

Топливные присадки разрабатываются уже довольно давно, с массового распространения двигателей внутреннего сгорания. Повышение октанового числа, добавление моющих свойств (растворение нагара и отложений), различные антизагустители. Выбирай, что надо, знакомься с перечнем условий применения и побочными эффектами, и вперед.

Естественно, тут же нашлись желающие заработать на доверчивости простых автолюбителей. Одной из первых отличилась компания «FFI», которая не скрывает MLM-направленности бизнеса. В отличие от продукции некоторых других представителей сетевого маркетинга продукция «FFI» является чистым лохотроном. Заявленные свойства добавок у разных продаванов отличаются, но можно выделить общие:

  • Увеличение полноты сгорания топлива,
  • Повышение экологичности жоповозки,
  • Повышение мощности двигателя,
  • Повышение октанового числа бензина,
  • Внезапно повышение скорости сгорания топлива,
  • Повышение срока службы двигателя,
  • Увеличение пинуса водителя.

Пункты преимуществ вызывают недоумение любого человека, хотя бы немного знакомого с процессами, происходящими в двигателе, особенно пункт про повышение скорости сгорания топлива. Видимо, в ведущих институтах нефтехимической и автомобильной промышленности работают идиоты, которые считают быстрое сгорание ненужным и даже опасным. А разгадка одна — детонация.

Тем не менее, адепты наебизнеса свято верят в продаваемую ими хуету. В качестве доказательств своей правоты они используют такие железные аргументы, как разработка технологии инженерами NASA или заговор нефтедобывающих компаний.

Эффективность

Результат применения, слева направо: двойная доза, стандартная доза, полдозы

Как и следовало ожидать, практически нулевая. Журнал «За рулем» на заре явления даже не поленился и испытал добавку, получив результаты в пределах погрешности измерений.

Есть подозрение, что основным действующим веществом является ферроцен, все еще применяемый для повышения октанового числа бензина. В пользу этой версии говорит характерный рыжий нагар на свечах.

Реальный «биокатализатор» как бы тоже существует, скрываясь под названием, внезапно, «древесный спирт», он же «метанол». Из-за лютой ядовитости добавлять можно только в очень небольших количествах. В пику этому обстоятельству, реально повышает октановое число только в концентрациях «литр на ведро» и выше. Обладает к тому же хреновой удельной теплотой сгорания, что, впрочем, ему можно было бы простить за отсутствие загустевания, то же октановое over 100, способность невозбранно связывать водяной конденсат, избегая затыкания в мороз топливной системы ослиной мочой и т. п. Многие авиамодели на нём, родимом, только и работают и ещё кучу присадок к нему требуют.

Аналогичными свойствами обладают метан и пропан, тоже «облагораживающие» бензин в «смешанном ГБО», в котором сгорает сложная бензогазовоздушная смесь. Естественно, это не «волшебная таблетка», а пропорция чуть ли не 1:1, где газ (с настолько высоким октановым, что его потенциал раскроет разве что двигатель болида Формулы-1, в котором он нахуй не нужен из-за низкой удельной энергии) и бензин (с намного более высокой удельной теплотой сгорания, чем у сраного газа) взаимно дополняют друг друга, помогая и теплоту сгорания более-менее сохранить, и степень сжатия поднять без риска детонации и/или перехода на 98-й.

И, в конце концов, если залить полбака чистого изооктана, спизженного из подвалов исследовательской лаборатории, октановое число смеси, опять же, резко подскочит. Так что способы смешать вещества для получения нужного топлива из говн есть. Вопрос в стоимости сырья и оборудования, а «волшебных таблеток» в химии не бывает.

Также существует мнение, что продукты сгорания продукта портят нюхающее покрытие лямбда-зондов, отчего мозг двигателя начинает беднить смесь. Это действительно приводит к экономии топлива с одним маленьким нюансом — в камере сгорания начинает расти температура, что приводит к прогару поршней и (в особо запущенных случах) стеканию клапанов в поддон.

Ради великой справедливости стоит отметить, что купивший продукт хомячок уже не будет так сильно вдавливать газ в пол, ведь он добавил присадку! Расход должен понизиться! И расход топлива таки действительно снижается.

Холивар

Обычно начинается, когда очередной не в меру активный продаван набигает на ресурс автомобильной тематики и начинает срывать покровы с деятельности АЗС и перерабатывающих предприятий. Дальнейшее развитие событий, как правило, сводится к срачу с последующим баном. Тем не менее, какая-то часть хомячков верит, покупает добавку и вступает в ряды обманутых.

Прежде чем выбирать способ кормления, стоит ознакомиться с основными особенностями текстов, которые распространяют впариватели. Прежде всего, это огромное количество «воды», разбавленное псевдотехническими объяснениями. Отдельно, целым разделом идут восторженные отзывы благодарных пользователей, которые просто поражают точным знанием расхода топлива своей машины, а также обилием расчетов с невероятными результатами.

Как водится, тексты копируются с одного ресурса на другой, каждый продавец старается текст улучшить, порождая взаимоисключающие параграфы. Это все вываливается на свою страничку где-нибудь на просторах интернетов, после чего ссылка на нее заполоняет все ресурсы, до которых может дотянуться продаван.

Ниже приводятся основные методы троллинга:

Радостные заявления и обещания

Толстый:
Используется для генерации еды поциентом в случае, если он не отличается терпеливостью и наличием МНУ. Достаточно поискать ресурсы с разоблачением добавки и предъявить ссылки.

Тонкий:

  • Можно представиться заинтересовавшимся потенциальным клиентом и начать спрашивать подробности про принцип действия и результаты тестов и экспертиз. Когда поток абсурда превысит все возможные пределы, начать разбор полетов. Важно не скатиться до метания говн, иначе общение будет развиваться по толстому сценарию.
  • Но наиболее вкусным представляется вариант колеблющегося скептика. Наиболее упертые продаваны начнут убеждать и приводить гораздо более бредовые преимущества и принципы работы добавки.

Ссылки

  • Доставляющий срач на форуме того же журнала
  • Срыв покровов
  • Срыв покровов 2. Срач наличествует.

Биокатализатор топлива — неотъемлемая часть транспортной жизни этой страны.
Мета Top Gear • VIP-атрибуты • Автожур • Автомобильные номера • Зарубежный автопром • ОСАГО • Отечественный автопром
Заповедники /au/ • /tr/ • auto.ru • ru_auto • Южный Порт
Типажи Автомобилист • Автостопщик • Байкер • Велосипедист • Дальнобойщик • Дачник • Женщина за рулём • Колхозник • Красномордый • Метробабка • Пешеход • Спонсор • Стритрейсер • Таксист
Вёдра передвижения Chery • Daewoo Lanos • Daewoo Matiz • Hummer • Marussia • Renault Logan • Tucker • АвтоВАЗ (Калина • Нива • Ока • Тазик) • Бумер • Волга • Газель • Гелендваген • Ё-мобиль • Запор • Конструктор • Москвич (АЗЛК • Ижевский завод) • Олени • Субару • Трабант • УАЗ • Форд Фокус • Членовоз • Электромобиль
Лоховозки Автобус • Газенваген • Детская железная дорога • Маршрутка • Метро (в этой стране) • Монорельс • Пассажирский поезд • Скорая помощь • Скотовоз • Трамвай • Троллейбус • РЖД • Электричка
Хрустоциклы Harley-Davidson • Hyosung • Урал • Прочие мотоциклы • Скутер
Летающие гробы De Havilland Comet • Кукурузник • Суперджет • Ту-124 • Ту-154
Шушпанцеры БелАЗ • КамАЗ • Колхида • КрАЗ • Урал • Шишига • ВЛ85 • Шагарь
Кошмары Автосервис • Ара-тюнинг • Взрывы в метро • ГИБДД • День жестянщика • Дороги России • Коктейль Лужкова • Мигалки • Навител • Ночные Волки • Синие ведёрки • Пробка • Резина «Таганка» • Трафик
Направления Вокруг • M4 • Нахуй
Спецсоревнования Автосрачи • Дорожный контроль • Зацепинг • Ралли • Рулесрач • Русичесрач • Формула 1 • Электричкинг
Мемы 3605 • Multi-Track Drifting • Автобус 410 • Автобус ЛАЗ • Биокатализатор топлива • Ведро компрессии • Живой щит • Как в дорогих иномарках • Кравчучка • Метод Кочки • Метро-2 • Метро на МКАД • Мое место парковки • Монорельсовый кот • Мотороллер • Музей Красинца • Овощи • Паровозик на Тиречево • Петровско-Разумовская • Планёр Гимли • Продажа Toyota Celica • Саня Поддубный • Счастливый билет • Сраный трактор • Фликер • Что будет, если в унитаз поезда на полном ходу бросить лом?
Фанаты Транспортные фанаты (в интернетах) • Авиасиммер • Автобусники • Железнодорожный симмер • Железнодорожные маньяки • Метрофанаты • Пира • Рыбакин • Трамвайщики
1) Биокатализатор топлива
2) ???????
3) PROFIT!
Прибыль Бабло • Гешефт • PROFIT • Халява
Единицы измерения Bitcoin • Амеро • Валюты имиджборд • Золото • Интернеты • Нефть • У. Е.
Участники Буржуй • Дойная корова • Копираст • Лох • Мессинг • ОпСоС • Оптимизатор • Офени • Фрилансер • Целевая аудитория • Челноки
Бабушкин • Березовский • Грабовой • Котик • Мороз • Петрик • Полонский • Прохоров • Трамп • Чичваркин
Способы наживы Законные: Deadline • Embrace, extend and extinguish • Благотворительность (Пиздецома • Попрошайничество) • Блат • Залогово-кредитный аукцион • Метод кнута и пряника • Метод Мартингейла • Пиар • Продажа быдлодевайсов • Работа (Работать за еду) • Свистелки и перделки • Скан паспорта • Тимбилдинг
Незаконные: Кардинг • Обналичка • Откат (Просирание полимеров) • Фарцовка • Фрикинг • Шоплифтинг
Реклама Absolut • Enlarge your penis • Extreme Advertising • Opulence, I has it • Product placement • Wazzup • Бренд • Рекламные слоганы • Вентиляторный завод • Всемирная история, банк «Империал» • Дисбактериоз • Лёгкий голод • Не айс • Обычный порошок • Поебень • Торрентреактор • Улыбка на миллион • Это фантастика
Заработок в интернете HYIP • Lockerz.com • $регистрация • Видеокурсы • Винлок • Донат/Ебай • Интернет-магазин • Литрес • Сайты знакомств • Спам • Турбо-суслик
Маркетинг Агентство Марины Рожковой • Вирусный маркетинг (Утконос) • Пирамида Маслоу • Сетевой маркетинг (Гербалайф • Сок Нони • Цептер) • Телемагазин
Лохотрон Fine print • SMS-лохотрон • SMS-шпион • Акция • БАДы • Бизнес-пакеты • Звонилка • Игровые автоматы • Кликбейт • Кредит • Корпоративная культура • Лохоугадайка • Нигерийские письма • Ридерз Дайджест • Скорая компьютерная помощь • Тренинги личностного роста (Горд • Вазелин) • Экономители
Брачный аферизм Алименты • Баянист Тамада Услуги • Свадебное видео • Свадебная мафия • Пикап
Атсрал и матан Биокатализатор топлива • Гомеопатия (Волшебная таблетка) • Дианетика саентологии • Иммуномодулятор • Красная ртуть • Нанотехнологии (Сверхтонкая теплоизоляция) • Невидимая рука рынка • НЛП • Ослиная моча • Секрет • Синтон • Спинор • Философский камень
Конторы Биржа • Букмекерская контора • Бутик (Second-hand) • Кадровые агентства • Магазин 1000 мелочей • Просрочка • Российское авторское общество • РПЦ • Сбербанк • Рынок (Черкизовский рынок) • Эльдорадо
Серьёзный бизнес Forex • KFC • Kirby • Kontora • Made in China • SEO • The Asylum • QNet • Голливуд • ИКЕА • Лас-Вегас • МММ • Макдоналдс • ООО «Вектор» • Страхование • Футболка с тремя волками • Фуфломицины
Нацпроекты Выборы • Глобальное потепление • Звёздные войны • Коробка из-под ксерокса • Маленькая победоносная война • Карательная психиатрия • Промывка мозгов • Создание общества потребления (Мальтузианство • Потреблядство) • Стерлигов • Участки на Луне • Фальсификация истории
Коммерческие штампы 2 в 1 • By design • Быстро, качественно, недорого • Жаба душит • Мы работаем над этим • Молодая, динамично развивающаяся компания • Не работай на дядю • Они продались • Пипл хавает • Работать в нашем банке — большая честь

Источник: https://lurkmore.to/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0

Mrs-1 ›
Блог ›
Катализатор горения топлива — реально ли помогает?

Посмотрев цены на бензин, задумался, как бы сэкономить. На ум пришла мысль про средства уменьшающие расход топлива, в частности катализатор горения. Поговорим, что такое катализатор горения топлива и реально ли помогает?

Идея меньше ездить и, соответственно, меньше тратить на бензин, как показывает опыт – наиболее эффективная. Но ограничивать себя в удовольствии от поездок очень не хочется. Повлиять на цену бензина тоже практически не могу… И тут вспоминаются выдержки из постоянно попадающихся на глаза рекламных объявлений о катализаторах горения топлива, которые обещают не только сказочные цифры экономии бензина, но и суперпоказатели по увеличению мощности двигателя, его «преемственности».

Может ли это чудо-средство помочь? Вопрос, конечно, интересный…

Что такое катализатор горения топлива?

Катализаторы горения – это присадки, которые изменяют скорость и механизм горения топлива, улучшая его базовые свойства.

Катализаторы добавляются в топливо в количествах, измеряемых десятыми или даже сотыми долями процента, поэтому практически не изменяют физические свойства топлива. Тем не менее, катализаторы снижают энергию активации окисления топлива, в результате чего оно успевает сгореть полностью, быстрее и при более низкой температуре. А так как уменьшается максимальная температура сгорания, соответственно и уменьшается жесткость работы двигателя плюс за счёт более полного сгорания уменьшается количество отработанных газов.

Наиболее часто применяются присадки, содержащие различные соединения металлов, например, на основе ферроцена (органическое соединение железа), а также меди, лития и других. Сейчас заговорили и об экологических присадках из энзимов растительных масел.

Когда начинаешь разбираться в механизме действия катализаторов горения, то несмотря на огромные и явно научные статьи, при объяснении причин чудесного действия постоянно натыкаешься на слова «вероятно», «гипотеза», «версия» — это не может не настораживать, в особенности если учесть факт, что первые катализаторы горения запатентованы ещё в 50-е года прошлого века (и за это время, насмотря на массовую рекламу, так и не завоевали популярности).

Катализаторов горения достаточно много – американский MPG BOOST, французский Энергия-3000, японский Eucozym, Envirotabs и множество других. Тем не менее, читая их рекламные материалы, замечаешь достаточную их похожесть:

— явно рекламное содержание с достаточно схожими и очень заумными описаниями
— распространение катализаторов по принципу MLM, с предложением и самому заработать.

Про высокую стоимость этих препаратов (например 230-граммовая бутылочка MPG BOOST стоит от 1600 рублей) мы говорить не будем, хотя 25-килограммовая ёмкость чистого ферроцена (который является основой этого катализатора) стоит порядка 500 рублей.

Но использование ферроцена, который действительно является антидетонационной присадкой с ярко выраженным эффектом повышения октанового числа топлива и содержит порядка трети чистого железа, может привести к уменьшению ресурса двигателя, отложению железа на его внутренних поверхностях, снижению эффективности свечей зажигания (на них появляется красный налёт от металла) и даже к появлению проблем с дорогостоящим катализатором (на этот раз я говорю о детали автомобиля).

Отзывы о работе катализаторов горения топлив

Если поискать в интернете отзывы о работе катализаторов горения топлива, то найти будет сложно. В основном, те отзывы которые находятся больше напоминают рекламу, созданную с целью ее продажи. Так что, стоит ли доверять рекламе катализатора горения топлива?

Да, эффект снижения детонации и уменьшения расхода топлива также присутствует, но стоит ли это возможных проблем с двигателем (о которых писали выше) – решать уже Вам.

Стоит помнить, что любые изменения в топливной системе могут поменять её итоговые свойства не в лучшую сторону. И надёжно экономить топливо можно только с помощью уменьшения пробега и меньшего нажатия на педаль «газа».

Источник: https://www.drive2.ru/b/2665778/

Итак,
«Поломка каталитического преобразователя»
Если у Вас не «тянет» автомобиль, треснул коллектор, порвался эластический элемент (гофра). Одной из первых причин является неисправность вашего каталитического преобразователь.
Как функционирует каталитический преобразователь
Использование любого каталитического преобразователя сводится к снижению вредности выбрасываемых автомобильных выхлопов в атмосферу. Это происходит за счет прохождения выхлопов с высокой температурой через решетку каталитического преобразователя, изготовленную из драгоценных металлов, в результате чего вредные выхлопы либо окисляются, либо распадаются на менее вредные химические вещества. Работа катализатора основана на внутреннем элементе, который представляет собой керамическую решетку, покрытую драгметаллами. Керамическая решетка имеет огромное количество проходов и при прохождении выхлопных газов максимальное количество отработанных газов соприкасается с поверхностью этой решетки — происходит каталитическая реакция. При условии, что керамическая решетка внутри катализатора забивается несгоревшими отходами топлива (такими, например, как свинец, масло), тогда эффективность катализатора значительно снижается. Поэтому применение топлива с содержанием тетраэтилсвинца недопустимо для автомобилей, оснащенных катализаторами.
Механические повреждения катализатора
Керамическая решетка внутри катализатора представляет собой хрупкую, тонкостенную конструкцию, сделанную из очень непрочного материала. Эта конструкция защищена плотной изоляционной прокладкой. Эта прокладка держит керамическую решетку катализатора на месте и в некоторой степени защищает ее. Однако, езда по бездорожью или поломка креплений выхлопной системы, приводит к повреждению керамической решетки внутри катализатора. Отломившиеся части бьются о внутренние стенки катализатора и раскалываются на более мелкие. Таким образом, создается помеха для выхлопных газов, в результате чего увеличивается обратный выхлоп. Это вызывает перегрев всей системы и потерю мощности.
Попадание рабочей смеси в выхлопную систему
В теории, применяемое для работы вашего автомобиля топливо должно полностью сгорать в камере сгорания. Любое количество несгоревшего в камере сгорания топлива попадает в выхлопную систему и «испаряется» при попадании в катализатор. Это может привести к перегреву катализатора и плавлению керамической решетки. Еще раз напоминаем, что это может быть вызвано неправильным соотношением воздуха и топлива в рабочей смеси, не отрегулированным моментом зажигания, а также неисправными свечами, топливным инжектором и выпускными клапанами.
Попадание масла или антифриза в выхлопную систему
Попадание масла или анти фриза в выхлопную систему может создать ситуацию, когда проходы в катализаторе для отработанных газов будут забиваться не сгоревшими остатками этих веществ, что засоряет катализатор. Остатки несгоревшей топливной смеси и антифриза вызывают два вида проблем. Во-первых, эти вещества снижают КПД катализатора. Во-вторых, не сгоревший остаток этих веществ забивает «соты» керамической решетки и блокирует проход выхлопных газов, что, в свою очередь, приводит к появлению обратного выхлопа и перегреву всей выхлопной системы. Таким образом, выхлоп поступает обратно в камеры сгорания и значительно снижает продуктивность следующего цикла сгорания. В результате двигатель перегревается и наблюдается потеря мощности, изнашиваются поршневые кольца, страдает герметичность клапанов, сальники приходят в негодность, выхлопная система требует замены.
Примеры отказов в работе катализатора
Расплавившаяся керамическая решетка
Вот пример расплавившейся керамической решетки. Катализатор постоянно перегревался из-за неправильного соотношения воздуха и топлива в рабочей смеси. Несгоревшее топливо поступает в выхлопную систему и попадает в керамическую решетку катализатора, от чего температура поднимается до недопустимых пределов. Катализатор не предназначен для работы в таком температурном режиме и начинает плавиться. Через некоторое время решетка уже не выполняет свою функцию и катализатор негоден для дальнейшего использования. Расплавившаяся керамика блокирует проход выхлопных газов — причиняется вред двигателю. Характерное обесцвечивание внешней оболочки катализатора от перегрева свидетельствует о его полной или частичной неисправности.
Попадание масла или антифриза в выхлопную систему
Попадание масла или антифриза в выхлопную систему может создать ситуацию, когда {проходы в катализаторе для отработанных газов будут забиваться не сгоревшими остатками этих веществ, что засоряет катализатор. Остатки несгоревшей топливной смеси и антифриза вызывают два вида проблем. Во-первых, эти вещества снижают КПД катализатора. Во-вторых, не сгоревший остаток этих веществ забивает «соты» керамической решетки и блокирует проход выхлопных газов, что, в свою очередь, приводит к появлению обратного выхлопа и перегреву всей системы. Таким образом, выхлоп поступает обратно в камеры сгорания и значительно снижает продуктивность следующего цикла сгорания. В результате двигатель перегревается и наблюдается потеря мощности, изнашиваются поршневые кольца, страдает герметичность клапанов, сальники приходят в негодность.
3акоксовывание сот
Это пример катализатора, который был приведен в неисправное состояние из-за попадания в выхлопную систему масла и антифриза. Эти вещества, попадая в выхлопную систему, забивают керамическую решетку катализатора, создавая при этом обратный выхлоп и повышая рабочую температуру двигателя.
Разлом керамической решетки катализатора
Первой причиной такого рода проблемы является повреждение катализатора при езде.
Керамическая решетка разламывается и, в последствии, дробится на более мелкие части. Создастся обратный выхлоп, и значительно повышается температура всей системы выхлопа. Иногда подобного рода проблема возникает из-за того что уплотняющая прокладка внутри катализатора подвергается прямому воздействию выхлопов, что разрушает ее и керамическая решетка оказывается незакрепленной. Катализаторы, производимые фирмой CAR SOUND, имеют особую внутреннюю конструкцию, и ситуация, когда прокладка находится под воздействием выхлопных газов полностью исключена.

Источник: https://www.car72.ru/forum/viewtopic.php?t=11160

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*