admin / 21.09.2020

Камеры штрафуют за ОСАГО

— Ранее РСА совместно с МВД и ЦОДД проводили тестовый «прогон» системы, который показал высокий уровень чистоты базы данных АИС ОСАГО, — пояснил Игорь Юргенс. — С 1 июля планируется серьезное обновление базы данных, что сделает процесс ещё более эффективным.

Напомним, что еще в прошлом году в Москве проходил эксперимент по выявлению автомобилей, которые передвигаются без страховки с помощью камер автоматической фиксации нарушений.

Автовладельцам по почте направляли не штрафы, а уведомления о том, что у них нет страховки, и напоминание о необходимости оформить договор ОСАГО. Причем система показала свою эффективность. В РСА стали обращаться автовладельцы, получившие такое уведомление.

Выяснилось, что половина из обратившихся даже не подозревали о том, что их полис поддельный. Как правило, они покупали их у сомнительных агентов, прямо около подразделений ГИБДД перед регистрацией автомобиля. Некоторые полисы были просто «нарисованы» на компьютере и не имели ничего общего с официальными бланками. Некоторые были распечатаны на настоящих бланках, которые были украдены у страховых компаний.

Для выявления незастрахованных автомобилей может использоваться запущенная ГИБДД система «Карантин» для проверки цифровых пропусков в режиме онлайн

Напомним, что по оценкам экспертов сейчас по стране перемещается порядка 2 — 3 миллионов автомобилей без полисов ОСАГО. Эти автомобилисты создают проблемы порядочным водителям. Ведь случись авария по вине того, кто ездит без полиса, пострадавший не сможет получить страховую выплату. А судится с виновником аварии — это лишние нервы и дополнительные расходы, не говоря уж о потере времени.

Поэтому незастрахованных надо убирать с дорог. И камеры фотовидеофиксации могли бы в этом помочь. Но, как рассказали корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, технология отработана, но сейчас не время для того, чтобы пускать ее в работу. Сейчас отрабатывается цифровизация в связи с режимом повышенной готовности. После того, как закончится режим самоизоляции, возможно, в выявлении незастрахованных автовладельцев будут применятся и новые наработки, появившиеся в этот период.

Например, для этого может использоваться запущенная ГИБДД для проверки цифровых пропусков в режиме онлайн-система «Карантин». Она позволяет подключатся к камерам, выявлять тех, кто едет без пропусков, и останавливать только их. После снятия ограничительных мер она сможет контролировать не пропуска, а полисы ОСАГО.

Также Игорь Юргенс отметил, что будут расширены сервисы для автовладельцев — прямо на сайте РСА можно будет проверить подлинность полиса ОСАГО. Причем автовладелец сможет проверять не только его принадлежность к той или иной страховой компании, но и увидит марку и модель транспортного средства, на который выписан полис.

Дело в том, что некоторые мошенники оформляют полис на один автомобиль, а вбивают данные другого, чтобы получить свою маржу на разнице в цене этих полисов. Возможность убедиться, что полис оформлен именно на автомобиль, на котором совершенно ДТП, избавит от лишних проблем. Впрочем, мобильные приложения позволяют получить такую информацию и сейчас.

Правительство Москвы начало передавать данные о водителях, которые ездят без полисов ОСАГО в МВД. Там, в свою очередь, сверяют эти данные с базами РСА. Как сообщил вице-премьер Максим Акимов, более 5,5 тыс. автовладельцев уже получили уведомления о езде без полисов ОСАГО, которые были выписаны при помощи дорожных камер. При этом комплексы фиксации начнут оформлять настоящие штрафы за данное нарушение уже в 2020 г., передает корреспондент Autonews.ru.

«Начиная с первого квартала 2020 г. это будут уже не предупреждения, а штрафы», — отметил Акимов. Напомним, размер взыскания за езду без действующего полиса ОСАГО на данный момент составляет 800 руб. (400 руб. со скидкой).

Ранее стало известно, что в Москве в тестовом режиме запустили систему обнаружения водителей, ездящих без оформленного полиса обязательного автострахования. При этом штрафы за нарушения пока не выписывают — автомобилистам лишь напоминают об ответственности за езду без ОСАГО, высылая им уведомления.

Автосервисы Autonews Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.Всегда рядом. Выбрать сервис

В тестировании задействованы все столичные комплексы фиксации нарушений. По предварительным данным, на данный момент письма с предупреждениями получили уже 5,5 тыс. водителей.

Ранее сообщалось, что ГИБДД намерена запустить систему проверки диагностической карты, наличие или отсутствие которой также будут обнаруживать при помощи дорожных камер. Точные сроки реализации и технические подробности этого нововведения пока неизвестны. В Госавтоинспекции сказали, что такая инициатива на данный момент обсуждается МВД России и другими заинтересованными ведомствами.

Проект по отслеживанию наличия ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения рассматривается уже давно. Планируется объединить систему камер с базами данных ГИБДД и РСА, после чего автоматически определять у водителей наличие или отсутствие полисов. Однако, ввод этой системы постоянно откладывается. О том, фиксируют ли камеры отсутствие ОСАГО в 2019 году, и какие штрафы будут установлены для водителей, вы узнаете далее.

Как должна работать система

Система определения наличия ОСАГО объединит сети дорожных камер видеонаблюдения с базами данных ГИБДД и РСА. Принцип работы системы планируется реализовать следующим образом:

  • Камера фиксирует государственные номера автомобиля и передает информацию в базу ГИБДД
  • В базе ГИБДД государственный номер сопоставляется с VIN, номером кузова или шасси автомобиля
  • По VIN, кузову или шасси ищется оформленный на него полис ОСАГО в базе РСА
  • Информация о наличии или отсутствии полиса передается обратно в ГИБДД

Если полис в базе будет найден, то водителю ничего не будет грозить. В противном случае ему будет выписан стандартный штраф за отсутствие ОСАГО. Если автомобиль зафиксирует несколько камер, то водитель может получить несколько штрафов. Водители будут получать соответствующие уведомления по почте. Также они смогут обжаловать штраф через РСА, если при его выдаче произошла ошибка.

Весь процесс определения ОСАГО будет полностью автоматизирован. В некоторых случаях поиск информации о страховке может быть переведен в ручной режим.

Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО на 2020 год

Запустить автоматическую систему определения отсутствия ОСАГО у автомобилей через видеокамеры планировалось еще в 2016 году. Из-за технических сложностей и разногласий между ГИБДД и ОСАГО запуск несколько раз откладывался. Сейчас система фиксации полностью настроена и готова к работе — осталось протестировать ее и выявить возможные проблемы.

Весной 2019 года система отслеживания ОСАГО по камерам была запущена в тестовом режиме в Москве — об этом сообщила газета Коммерсантъ. За несколько месяцев тестирования было выявлено более 730 000 нарушителей — вместо штрафов им пока высылаются предупреждения. После перепроверки было установлено, что только единицы из них оформили страховку после предупреждений.

Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки

Разработка системы определения наличия ОСАГО с помощью камер началась еще в 2016 году. Примерные сроки запуска системы были установлены на 1 сентября 2018 года. Позже запуск был перенесен на 1 ноября того же года, затем — на 1 февраля 2019 года. Задержки были вызваны техническими проблемами при запуске системы и спорными моментами, в которых ГИБДД и РСА не могло прийти к соглашению.

С весны 2019 года система проверки ОСАГО по камерам заработала в тестовом режиме в Москве. В случае успеха эксперимент продолжится и в других регионах. Конкретных сроков перехода в следующую фазу ГИБДД и РСА пока не сообщают.

Возможные размеры штрафов

Пока штрафы за отсутствие ОСАГО остаются неизменными. Они составляют 800 рублей независимо от количества нарушений. Проверить наличие уже оформленного полиса у водителя при себе система не сможет, поэтому получить штраф в 500 рублей не получится.

Планируется впоследствии ввести новые наказания за отсутствие ОСАГО, как мягкие, так и более жесткие. Так, РСА предлагает при первом нарушении вместо штрафа ограничиться предупреждением. А парламент Кабардино-Балкарии предложил ужесточить наказания за повторные нарушения, вплоть до лишения водительских прав. Будут ли введены эти санкции, и когда это произойдет — пока неизвестно.

Как избежать штрафов в будущем

Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.

Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.

Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.

В каких городах будет запущена система

По состоянию на август 2019 года, тестирование системы отслеживания ОСАГО с помощью камер работает только в Москве. В случае успеха эксперимент планируется расширить на Санкт-Петербург и Казань. Если и в этих городах система будет работать стабильно, то ее постепенно введут и в других регионах страны.

Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, о готовности к участию в эксперименте сообщили еще более 10 городов — среди них есть Великий Новгород, Челябинск, Нижний Новгород и другие. О том, когда они присоединятся к системе, пока не известно.

Последние новости

7 августа 2019 года ГИБДД, РСА и Центр организации дорожного движения в Москве отчитались о промежуточных итогах тестирования. За три месяца им удалось выявить более 700 000 нарушений. Но при повторной проверке только небольшая часть водителей из нарушивших требования оформили страховку.

Работа системы затрудняется из-за большого количества ручной проверки данных. Сервис автоматического обмена данными между ГИБДД, РСА и ЦОДД требует серьезных доработок. После исправления проблемы система сможет заработать на полную мощность, и ее начнут внедрять в других регионах.

Вопрос-ответ

? Будет ли опубликован список адресов, где установлены камеры, которые подключены к системе видеофиксации отсутствия полиса ОСАГО?

Нет, эта информация не будет в общем доступе. На дорогах устанавливаются камеры-муляжи, камеры, не подключенные к этой системе. Цель – сделать движение более безопасным.

? Есть ли максимальное количество штрафов, которое может быть выписано по одному автомобилю?

Нет, количество штрафов не ограничено. Если один и тот же нарушитель попадется нескольким камерам, то он получит несколько штрафов.

? Что делать если штраф система сформировала ошибочно, а у водителя со страховкой все в порядке?

Если штраф был выписан по ошибке, то вы имеете право оспорить его через суд. Для этого вам потребуются документы, подтверждающие наличие ошибки, в первую очередь — действующий полис ОСАГО. Если вы купили фальшивую страховку, то оспорить штраф вы не сможете.

Московские камеры первыми начнут проверять ОСАГО у автовладельцев. Причем переходного периода может и не быть — вместо предупреждений водителям без полисов придут штрафы. Вслед за Москвой проверку запустят еще в четырех регионах. Между тем никто не называет точных сроков, когда же она начнет работать. Что мешает камерам следить за полисами ОСАГО и смогут ли они победить мошенничество в сфере автострахования, выясняли «Известия».

Что говорят официально

О том, что проверка полисов ОСАГО с помощью камер будет запущена в сентябре, ранее сообщали СМИ со ссылкой на неназванные источники в страховом бизнесе.

В Российском союзе страховщиков (РСА) эту информацию «Известиям» не подтвердили. Официальных сообщений о запуске проверок наличия полисов ОСАГО при помощи камер в сентябре в РСА не поступало. И порекомендовали обратиться за разъяснениями в МВД — именно это ведомство, по словам страховщиков, играет основную роль в определении сроков старта проекта.

В управлении МВД по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации сообщили, что в «настоящее время комментировать указанную тему преждевременно». Не ответили на запрос «Известий» и в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) — в его ведении находятся комплексы фото- и видеофиксации. Так что интрига со сроками запуска проверки пока сохраняется, тем более что ее старт откладывали не единожды.

Долгая работа над ошибками

Проект проверки с ОСАГО с помощью камер обсуждали с 2015 года, а тестовый режим должны были запустить еще в ноябре 2018-го, однако процесс застопорился из-за большого количества выявленных ошибок в базе РСА, из-за чего оказалось невозможно синхронизировать ее с базой ГИБДД, сообщал «Коммерсант».

Синхронизация была необходима — в Москве 1,5 тыс. камер, каждая фиксирует в сутки до 40 тыс. проездов машин, и страховая база просто не выдержала бы миллионы запросов. Поэтому была придумана следующая схема: РСА предоставляет список действующих полисов ОСАГО на конкретную дату, ГИБДД дополняет его информацией о номерах машин, а ЦОДД пользуется полученными данными. Если выявлен нарушитель — проверку проводят в обратном порядке, от ЦОДД к РСА и только затем выписывают постановление на 800 рублей.

В мае страховщики отчитались о том, что тестовый прогон показал высокий уровень чистоты базы данных АИС ОСАГО. В конце июня РСА запустил обновленную систему АИС 2.0, более мощную и производительную, и еще раз заявил о готовности к информационному взаимодействию с ГИБДД.

В свою очередь в базе ГИБДД также есть ошибки, мешающие ее корректной работе, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. Это подтвердил и первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков в беседе с корреспондентом «Известий».

«Технические ошибки в старых административных делах, когда неправильно указана улица или номер дома, создают многочисленные проблемы для всей базы данных. Надо провести административную амнистию, чтобы отсечь старые дела. Это значительно облегчило бы работу базы», — отметил депутат. Он также высказал, сомнение, что новая АИС ОСАГО 2.0 будет сразу работать корректно и не потребует донастройки.

Москва — первая на очереди

Между тем в разгар пандемии ГИБДД очень оперативно запустила систему «Карантин», проверяющую с помощью дорожных камер цифровые пропуска. Так что с аналогичной проверкой полисов не должно возникнуть проблем. По крайней мере в Москве — именно с нее планируют начать автоматическое слежение за наличием ОСАГО.

Обсуждение вопроса о возможности проверки в иных регионах состоится после анализа итогов московского этапа, сообщили в РСА. Однако автоэксперт Игорь Моржаретто уже называет следующие на очереди самые продвинутые в плане систем фото- и видеофиксации регионы — Московская и Ленинградская области, Санкт-Петербург и Татарстан.

«Обмен данными между ГИБДД и РСА разрешен на федеральном уровне, а на региональном — нет. Помимо этого, каждый субъект самостоятельно разрабатывал программное обеспечение для центров автоматической фиксации административных правонарушений, и сейчас необходимо создать единый программный продукт для всех регионов», — считает руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

Есть задача важнее

Впрочем, и старт московского этапа могут перенести. Говоря об информационном взаимодействии с ГИБДД в РСА, прежде всего имеют в виду получение сведений о грубых нарушениях ПДД, которые будут влиять на страховой тариф с 24 августа. Это первоочередная задача.

Напомним, что законом предусмотрено влияние на тариф определенных видов нарушений. Во-первых, это вождение в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования и оставление места ДТП. Во-вторых, это выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и превышение скорости более чем на 60 км/ч по сравнению с разрешенной. Учитываются только неоднократные нарушения в течение года до заключения договора ОСАГО. Их не станут учитывать в том случае, если они были зафиксированы камерами либо вследствие таких нарушений было ДТП и страховая выплата, повлиявшая на КБМ, уточнили в РСА.

Штраф без предупржедения

Переходного периода, в ходе которого автовладельцы будут получать уведомления вместо штрафов за отсутствие полиса, может и не быть.Тестовый период уже проводился летом прошлого года, однако повторное введение такого периода на первых этапах старта проекта будет дополнительно обсуждаться, отметили в РСА.

До сих пор непонятен порядок вынесения постановлений за нарушения. Вполне возможно, что автовладелец получит письма счастья с каждой камеры, под которой проедет. В этом случае набегает внушительная сумма.

В настоящее время количество автомобилей без полиса ОСАГО оценивается экспертами в 2–3 млн, и это серьезная проблема.

«Когда у причинителя вреда нет ОСАГО, то добросовестным гражданам, попавшим в аварию, приходится рассчитывать исключительно на свои силы. Получить выплату с причинителя вреда, чья гражданская ответственность не застрахована, — нелегкое занятие. Кроме того, у виновника аварии может просто не оказаться средств для взыскания», — рассказал директор по правовым вопросам сервиса «Страховка.Ру» Антон Алферов.

Многие автомобилисты могут и не знать, что ездят с фальшивым полисом. В ходе тестовой проверки ОСАГО с помощью камер было разослано более 10 тыс. уведомлений. По данным, РСА примерно половина позвонивших на горячую линию Союза страховщиков не подозревали, что их полис недействителен, хотя и купили его за полную стоимость.

В том случае, если автовладелец купил полис, но при этом получил штраф за его отсутствие, постановление можно будет обжаловать в течение 10 суток с момента получения. Согласно законодательству жалобу можно направить начальнику того сотрудника, который привлек к ответственности, либо сразу в районный суд по месту совершения правонарушения.

Что еще поменять в ОСАГО

В целом опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценивают внедрения контроля за ОСАГО с помощью камер. Автоматическая проверка позволит сделать водителей ответственнее и снизит количество мошенничеств с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности.

Однако есть и другие мнения. Наиболее эффективно решить ситуацию в сфере автострахования позволит не контроль, а совершенствование продукта и сервиса, уверен директор по отраслевым решениям IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов. Среди новшеств он называет введение коротких и сверхкоротких полисов ОСАГО, расчет премии на основе пробега, а также внедрение быстрого урегулирования с использованием самостоятельного осмотра и автоматической диагностики повреждений.

Подвижки есть и в этом направлении — в Госдуму внесен законопроект по полному переводу урегулирования убытков в электронный формат.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*