admin / 22.11.2019

Какой топливный фильтр лучше

Содержание

Топливный фильтр очищает бензин от посторонних частиц, что позволяет защитить двигатель от преждевременного износа. Мотор современного автомобиля может нормально работать только с очищенным топливом, в ином случае возможна его поломка. Поэтому важно знать, когда и как заменить топливный фильтр, чтобы он справлялся с поставленными задачами в полном объеме.

  • Какие факторы влияют на частоту замены топливного фильтра
  • Причины неисправностей топливного фильтра
  • Как обнаружить и избежать неисправности топливного фильтра
  • Когда нужно менять топливный фильтр
  • Что будет, если не менять топливный фильтр
  • Какой топливный фильтр выбрать
  • Как заменить топливный фильтр — пошаговая инструкция

Какие факторы влияют на частоту замены топливного фильтра

Качество бензина даже с надежной АЗС нельзя назвать идеальным, ведь при транспортировке внутрь цистерны могут попадать посторонние частицы и пыль. На стенках емкостей, в которых хранится бензин, образуется ржавчина.

Топливная система должна обеспечивать максимальную степень очистки, а фильтр является важным элементом данного узла. Но со временем он забивается, и его пропускная способность снижается. Эту поломку вызывают различные виды отложений:

  • Загрязнения, появившиеся по причине вступления топлива в химическую реакцию с металлом или воздухом.
  • Частицы льда, образовавшиеся при минусовых температурах после попадания капель воды.
  • Смолистые соединения.
  • Скопление пыли, связанное с экологической обстановкой в регионе эксплуатации авто.
  • Бензин низкого качества.
  • Ржавчина, причиной попадания которой является длительное воздействие влаги.

Топливный фильтр

Срок службы фильтрующего элемента зависит от марки, модели и возраста автомобиля. Замена может потребоваться после 10 000 — 70 000 километров пробега, точные цифры указываются в инструкции производителя. Качество топливо всегда оказывает влияние на степень износа, особые требования по уровню очистки предъявляются к солярке.

Время замены во многом определяется расположением фильтрующей шторы. Если она уложена звездой, ставить новую деталь нужно через 24 000 км пробега. Не менее 40 тысяч километров прослужит фильтр со спирально-складчатой укладкой.

Старый топливный фильтр в разрезе

Рекомендуется ориентироваться на количество замен масла. Если его заново заливали уже два раза, значит стоит поменять и фильтр. Обычно этот интервал занимает не более 20 000-25 000 км пробега, что составляет в среднем 2 года эксплуатации авто.

Причины неисправностей топливного фильтра

Прежде чем бензин попадет в систему, он проходит две стадии очистки. В дизелях на первом этапе фильтруются крупные фракции — пыль и копоть, попавшую при заправке. Затем бензин проходит тонкую очистку.

Эту операцию выполняет топливный фильтр, разделяющий бак с двигателем авто. Он удаляет мелкие частицы при подаче бензина к силовому агрегату. Данный этап фильтрации играет важную роль, так как мелкие примеси засоряют форсунки и негативно влияют работу мотора.

Принцип работы топливного фильтра

В машинах с дизелем поломки часто связаны со скоплением воды в корпусе фильтрующего элемента.Температурные колебания становятся причиной образования конденсата в баке. Чтобы скопившаяся влага не смешивалась с соляркой, фильтр должен быть оснащен сепаратором, удаляющим воду.

Дизельное топливо парафинизируется и при температуре ниже нуля теряет свойства текучести, поэтому фильтрующий элемент часто оснащают нагревательными элементами для подогрева топлива. Если стоит обычная модель без нагревателя, зимой будет невозможно завести машину.

Деталь изнашивается намного быстрее, если используется не вызывающее доверия горючее с посторонними примесями. На небольших малоизвестных АЗС в целях получения максимальной прибыли его могут разбавлять. Различные добавки и присадки способны погубить не только фильтр, но и другие элементы системы.

В процессе эксплуатирования машины в бак может попадать грязь. Даже если автолюбитель постоянно контролирует состояние авто, он не может избежать попадания пыли, насекомых и прочих частиц. Также к засорению приводит сильная запыленность, связанная с климатическими особенностями.

Иногда проблемы начинаются сразу после установки нового фильтра. Мотор при запуске глохнет, хотя со старой деталью работал нормально. Скорее всего, новая запчасть не подошла на несколько сантиметров по высоте.

Фильтр находится под высоким давлением, параметры которого рассчитаны автоконцерном, изготовившим автомобиль. Уровень давления изменится, если габариты изделия не соответствуют заданным параметрам. Это повлияет на работу двигателя, и он перестанет заводиться.

Основные поломки и их причины представлены ниже:

Симптомы засорения топливного фильтра
Тип мотора Симптомы Срок службы фильтра
Карбюратор Практически незаметны за счет высокой степени очистки топлива. 10 000 — 15 000 км пробега
Инжектор Снижение мощности двигателя. 30 000 — 50 000 км пробега
Дизельный Мотор заводится не с первого раза. 24 000 — 40 000 км пробега
При движении заметны рывки.

Как обнаружить и избежать неисправности топливного фильтра

Необходимо производить замену детали не реже, чем через каждые 25 тысяч километров. Производители нередко уверяют, что оригинальный фильтр будет исправен на протяжении долгих лет эксплуатации авто. Но часто поломка этого элемента становится причиной того, что машина вообще не заводится.

Местоположение данного элемента зависит от типа топливной системы:

  • карбюраторная — он находится перед карбюратором и удаляет фракции до 20 мкм;
  • дизель — между насосом и баком, часто устанавливается в подкапотном пространстве, не пропускает частицы меньше 4 мкм;
  • инжектор — деталь располагается под днищем и задерживает фракции до 5 мкм.

В некоторых транспортных средствах фильтр находится в труднодоступном месте, до которого нельзя добраться без специализированного инструмента. Например, в автомобилях Mazda деталь монтируется на фиксирующей пружине, снять которую самостоятельно не получится. Тогда единственный выход — обратиться в автосервис.

Рекомендуется сразу обращаться в сервисный центр владельцам карбюраторов и инжекторов. В данном случае потребуется выполнение сложных работ, требующих особых навыков. Когда фильтр совмещен с системой, требуется менять весь узел целиком.

Если автолюбитель располагает лишним временем, он может самостоятельно проверить состояние фильтра. Для этого нужно определить место, в котором он находится. Далее ослабляют хомут, к которому крепится топливная магистраль. Машину нужно поставить на тормоз и переключить на нейтрал.

Топливный фильтр на Рено Логан

Кончик топливного шланга опускают в емкость из стекла. Ключ зажигания ставят в положении Lock. Если бензин выходит из бака быстрее, чем поступает в емкость, значит фильтрующий элемент пора менять.

Есть еще один способ проверки, позволяющий убедиться, что неполадки связаны с фильтром, а не другой деталью. Для этого к находящемуся на рампе форсунок ниппелю подключают манометр. Далее нужно завести двигатель и следить за давлением топливной смеси. Признак неполадки — на манометре отображается давление ниже, чем указано в инструкции производителя авто. Это означает, что фильтрующий элемент действительно неисправен.

Проверка давления топлива в системе питания

Замена фильтра не входит в технологическое обслуживание, поэтому многие забывают осматривать столь важную деталь на наличие повреждений. При поездках по городу автомобилист может не замечать признаки поломки, при этом фильтрующий элемент все больше засоряется. На загородной трассе при обгоне машина вовремя не набрать скорость. Подобная неполадка особенно опасна при выезде на встречную полосу.

Засорение топливной системы бывает связано с неправильной установкой детали. Стрелка на корпусе фильтра должна располагаться по направлению топлива от бензонасоса к форсункам. Но при неправильной установке не стоит переставлять запчасть на другую сторону. Даже если изделие почти новое, его придется заменить, так как оно могло уже загрязниться. В противном случае при включении мотора грязь попадет в форсунки и засорит их.

Когда нужно менять топливный фильтр

Если пропускная способность снизилась, значит фильтрующий элемент забился, и пришла пора ставить новый. Чтобы определить необходимость замены, необязательно проходить осмотр на СТО и покупать инструменты.

На неполадку укажут следующие аномалии:

  • Усиленный расход бензина.
  • Мощность мотора снижена.
  • Машина резко дергается при подъемах.
  • Двигатель глохнет при работе в холостую.
  • Во время поездок начинает отказывать один из цилиндров.
  • Отмечаются провалы в работе мотора при увеличении оборотов.
  • Внезапное торможение без нажатия водителем педали тормоза.

Для каждого вида двигателя есть специфические симптомы засорения. В случае с инжектором снижается мощность, так как в систему впрыска могут попадать частицы размером до 5 мкм. Скопившаяся грязь не только вызывает повреждения, но и уменьшает производительность.

Загрязненный топливный фильтр в разрезе

Если используется дизельный силовой агрегат, машина движется рывками, завести ее с первой попытки не получается. В автомобилях с карбюратором фильтрующий элемент засоряется постепенно. Причиной является высокая степень грубой очистки, благодаря которой крупные частицы не проникают в систему.

Топливный фильтр не выходит из строя неожиданно. Сначала появляются мелкие неполадки, которые в дальнейшем способны привести к поломке всего узла. Поэтому важно производить замену в рекомендуемые сроки и обращать внимание на сбои в работе силового агрегата.

Некоторые производители комплектуют автомобиль индикатором загрязненности. Это приспособление упрощает диагностику и снижает расходы на ремонт топливной системы. Оно указывает на необходимость замены фильтра и дает возможность следить за его состоянием.

Индикатор загрязнения топливного фильтра

Что будет, если не менять топливный фильтр

Скопление грязи и копоти вызовет засорение топливных трубок и форсунок. В результате перестанет поступать достаточное количество топлива. Двигатель станет работать неровно в режиме холостого хода, свечи зажигания будут быстро перегорать.

Загрязненный топливный фильтр

Повышается расход бензина, так как требуется большее количество топлива для разгона. Это происходит не только из-за того, что оно не поступает в нужном количестве. Также отложившиеся частицы изменяют состав топливной смеси. При поездке с засоренным фильтром придется потратить больше бензина, чем с исправной топливной системой.

Ощущаются рывки и падение тяги при движении под нагрузкой. Если нажать на газ, мотор отзывается с опозданием, поэтому приходится сильнее давить на педаль. Становится заметно снижение мощности и скоростных характеристик авто.

Если и дальше не следить за состоянием фильтра, засорится вся топливная система. В результате авто перестанет заводиться. Тогда придется заплатить за капитальный ремонт двигателя.

Какой топливный фильтр выбрать

Модель для наружной установки легче поменять, и у него срок службы дольше. Дешевле обойдется фильтр-вставка, устанавливаемый в специальный отсек подкапотного пространства. Плотность фильтрующего элемента у этой разновидности можно вручную проверить, так как она не имеет внешней оболочки.

Учитывают и тонкость фильтрации — какого размера частицы удерживаются. Параметр зависит от используемого топлива. Для бензиновых модификаций размер фракции — 10мкм, а для дизеля — 5 мкм.

Прозрачный топливный фильтр

Выбор зависит от марки и модели авто, а также фирмы, изготовившей деталь. Дешевые аналоги лучше не покупать. Рекомендуется выбирать известных производителей:

  • Mahle — немецкий бренд, поставляет премиум-продукцию, ему принадлежит марка Knecht.
  • Filtron — компания, работающая в сфере автозапчастей более 35 лет.
  • Steelox — поставляет качественную продукцию по доступным ценам.

Гарантированная степень очистки должна составлять не менее 98%, а для дизелей — от 99%. Важный параметр — тонкость отсева, для большинства новых авто достаточно удерживать 90 процентов частиц. Если двигатель с многоступенчатой системой впрыска, используют модификацию, задерживающую до 99,9% фракций.

Подобрать подходящий вариант поможет таблица:

Тип двигателя Параметры двигателя Размеры, мм Параметры фильтра
бензиновый Мощность мотора Внешний диаметр Размер ячеек
дизельный Входной диаметр Материал — тканевый или сетчатый
Выходной диаметр Дополнительные функции
Высота Наличие подогрева
Допуск (+- 10-30 мм) Металлический отстойник
Совмещенные с отстойником для слива без остановки двигателя

Параметры выбора топливного фильтра

Как заменить топливный фильтр — пошаговая инструкция

Вначале сбрасывают давление в топливной системе. Для этого откручивают отверткой крышку, под которой расположен штекер бензонасоса.

Штекер бензонасоса

Поднимают фиксатор и выдергивают штекер.

Штекер отсоединен

Двигатель заводят, чтобы сгорело оставшееся топливо. Если мотор глохнет и насос не закачивает топливо, значит давление сброшено.

Запуск двигателя

Нужно найти топливный фильтр и сдернуть трос ручника, если он мешает.

Трос ручника

Надавливают на металлический фиксатор, тянут в сторону и снимают первый топливный штуцер.

Первый топливный штуцер

Фильтр отводят в бок и сливают бензин в емкость. Отсоединяют второй штуцер, деталь снимают, после чего сливают остатки бензина.

Слив бензина

С новой запчасти снимают заглушки. Ее устанавливают, чтобы стрелка на корпусе указывала на трубку, идущую в мотор. Штуцеры подсоединяют до щелчка.

Установка нового топливного фильтра

Заново прикрепляют трос-ручник, подсоединяют штекер к бензонасосу, прикручивают крышку и заводят машину.

Справиться с задачей поможет видеоинструкция:

Если не менять топливный фильтр вовремя, это может иметь самые неприятные последствия. Например, при обгоне впереди идущего грузовика водитель нажмет на педаль газа, а машина будет слишком медленно разгоняться. Заменить деталь нетрудно самостоятельно, а признаки засорения можно обнаружить при эксплуатации авто. Только на некоторых авто деталь находится в труднодоступном месте, но в таком случае всегда есть возможность обратиться за помощью в автосервис.

Как часто надо менять топливный фильтр 4.3 (86.67%) 3 проголосовало

11 лучших производителей топливных фильтров

Обновлено: 19.06.2019 12:07:35 Эксперт: Лев Кауфман

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Топливный фильтр – важный элемент топливной системы, защищающий форсунки (в случае инжекторных бензиновых и дизельных двигателей) от закупоривания и двигатель в целом от внезапного отказа.

Актуальным вопросом в выборе топливных фильтров остается следующий: продукция каких компаний отвечает высшим требованиям качества, и скольким производителям вообще стоит доверять. Что же: на основании отзывов потребителей и мнении экспертов мы составили рейтинг 11 самых лучших фирм-производителей топливных фильтров, поддерживающих марку качества своего товара на стабильно высоком уровне в течение долгого времени.

Как выбрать топливный фильтр

Выбор топливного фильтра для авто не представляет большой трудности, особенно для автовладельцев со стажем. Чтобы не нарваться на некачественный или неподходящий товар, достаточно обратить внимание на следующие характеристики:

Уровень фильтрации. Различают топливные фильтры 3 уровней фильтрации:

  1. средние – способны задерживать 50% от общего количества частиц определенного размера. Имеют смысл в установке только в случае заправки автомобиля высокооктановым топливом (95 и выше).
  2. номинальные – уровень отсеивания частиц в таких фильтрах приближен к максимальному. Они задерживают до 95% включений от общей массы, поэтому обладают универсальностью и могут устанавливаться на автомобили различных возрастов.
  3. абсолютные – самые «чистые» фильтры, срок службы которых сильно зависит от качества топлива. Улавливают 99,97% примесных частиц, сохраняют топливную систему в полном порядке, да и в целом выполнены более качественно, нежели предыдущие варианты.

Качество фильтровальной бумаги. Да, оценить этот критерий на деле достаточно сложно, поскольку трудно давать заключение о качестве, не имея специальных знаний или возможности прямого сравнения. Однако бывает очень важно оценить качество кальки на ощупь: мягкая структура и наличие шелушения – верные признаки подделки или низкокачественного товара. Стоит ли говорить о том, что попадание ворсинок в двигатели чревато серьезными последствиями. Они не проявятся сразу, поскольку засорение системы – процесс длительный. Но, покупая некачественный продукт, будьте готовы к отказу агрегата в самый ответственный момент.

Плотность намотки. Очень важный параметр, показывающий, насколько хорошо фильтр будет справляться с заявленными рабочими функциями. Плотность бумаги можно оценить на ощупь или визуально: фильтровальный слой должен быть достаточно плотным (не просвечивать), без каких-либо прорывов или нарушений сплошности по всей площади. В случае, если в расходнике будут какие-либо дефекты, ни о каком удовлетворительном качестве фильтрования не может идти и речи.

Габаритные размеры. Пожалуй, определяющим фактором в работе топливного фильтра является подгонка габаритов картриджей под посадочное место в стакане. Даже миллиметровое отклонение от правильного положения в длительной перспективе могут спровоцировать большие проблемы с двигателем.

11 лучших производителей топливных фильтров

Номинация место производитель рейтинг
11 лучших производителей топливных фильтров 1 MANN-Filter 5.0
2 Bosch 4.9
3 Purflux 4.8
4 Knecht 4.7
5 Fleetguard 4.6
6 Filtron 4.5
7 Hengst 4.4
8 Champion 4.3
9 Sakura 4.2
10 UFI 4.1
11 SCT-Germany 4.0

MANN-Filter

Безоговорочно первое место достается компании MANN-Filter – самому популярному производителю фильтровальных элементов для легковых автомобилей, внедорожников и грузовой техники. Более 40% топливных фильтров MANN отгружается на конвейеры немецких автопроизводителей. Еще 20% уходит на предприятия Японии и США. Остальные 40% — это продукт для вторичного рынка, многообразие которого просто превосходит все мыслимые пределы.

Если не считать определенный процент подделок, без которых, увы, не существует отечественный рынок, то качество топливных фильтров от MANN можно назвать великолепным. Характеристики отсева мелких частиц здесь находятся в соответствии с указателями на упаковке: от 75 до 99,98% от общего количества примесей в бензине и дизеле. Даже посредственное качество отечественного топлива не влияет на работоспособность фильтров в долгосрочной перспективе. Уровень стоимости также чуть выше среднего, но в пересчете на долговечность эксплуатации покупка получится весьма выгодной. Если же ориентироваться на бюджетные варианты ассортимента, то минимальный ценник на фильтр для ВАЗ составит от 280 до 320 рублей. Неплохо, а?

Bosch

Немецкая корпорация Bosch является крупным игроком рынка автозапчастей, поэтому весть о выпуске ею топливных фильтров не должна восприниматься как нечто специфичное. Напротив, немцам удается удерживать качество на стабильно высоком уровне, оставаясь при этом в ранге производителей среднего ценового сегмента. Правда, в последнее время участились случаи выпуска фильтров MANN в «бошевских» коробках, что может косвенно означать переквалификацию бренда в очередного упаковщика.

В ассортименте топливных фильтров Bosch можно найти расходники на автомобили любой марки, включая российский ВАЗ и японские Honda, Suzuki, Mitsubishi и Lexus. Правда, и тут есть один нюанс: всегда внимательно смотрите на страну-изготовителя, поскольку филиалы и предприятия корпорации находятся по всему миру. Предпочтительным выбором будут те фильтры, что выпускаются на территории Европы – на них и требований больше, и контроль качества на выходе гораздо строже. Старайтесь обходить стороной расходники, изготовленные в Китае и других странах вне европейского круга, ибо их качество стабильно низкое.

Purflux

Третья строчка рейтинга с большим отрывом от конкурентов достается компании Pruflux, создающей достаточно дешевые фильтры с высоким номинальным качеством фильтрации и большим запасом рабочего ресурса. Как показывает практика, одного топливного фильтра от этой компании хватает на более чем 25 тысяч километров пробега – очень хороший результат в сравнении с конкурентами.

Примечательны и принципы конструирования, положенные в основу топливных фильтров от Pruflux. Фильтрующий картридж в них всегда занимает все пространство металлического цилиндра с клапанами, в связи с чем имеет большую полезную площадь фильтрации. Бумага, применяемая в изготовлении, также отличается высокой плотностью и отсеивает порядка 90-95% включений. Согласно официальной статистике, уровень стоимости в среднем по ассортименту составляет 260-290 рублей, и по этому показателю Pruflux практически сравнивается с Bosch. К большому сожалению, в последнее время российский рынок испытывает дефицит топливных фильтров этого производителя, поэтому присвоить ему место выше мы не можем.

Knecht

В шаге от лидирующей тройки остановилась компания Knecht – дорогой упаковщик, работающий в паре с немецким производителем Mahle. Средний ценник на топливные фильтры этого бренда составляет 500 рублей, что значительно превышает средний чек на ассортимент вышестоящих конкурентов: и Pruflux, и Bosch, и даже MANN.

Несмотря на дороговизну качественные показатели фильтров Knecht/Mahle весьма высоки. Качество фильтрации позволяет производить замену раз в 20-25 тысяч километров, а надежная работа клапанов и высокая плотность бумаги не провоцируют нагрузки на систему. Основная часть ассортимента рассчитана на японские и немецкие автомобили: в основном на такие марки как Mazda, Suzuki, Mitsubishi и Toyota. Нередки случаи появления в продаже фильтров для KIA и Hyundai, а также для ВАЗ, причем даже для старых моделей. По итогам обзоров недостаток тут один: очень высокие цены, которые и отпугивают большинство отечественных покупателей.

Fleetguard

Торговая марка компании Cummins Filtration, выпускающая фильтрующие элементы для легковых автомобилей, внедорожников и коммерческого транспорта, работающего в тяжелых условиях. Основной метод работы производителя заключается в доработке имеющихся решений, а также интеграции их с собственными разработками. Наибольшую известность в сегменте Fleetguard принес материал StrataPore – синтетический многослойный фильтр, обеспечивающий многоступенчатую очистку топлива и высокую абсорбирующую емкость.

Основное назначение подразделения Fleetguard заключается в создании топливных фильтров для дизельных двигателей, разработка которых ведется параллельно главным штабом Cummins Inc. Таким образом, испытательной площадкой бренда оказывается целый производственный цех. Благодаря такой удачной коллаборации ни один из названных конкурентов не может сравниться с Fleetguard по компоненту эксплуатационного качества. Однако в рамках нашего рейтинга торговая марка может рассчитывать только на 5 место, и причина этому проста: в то время как топливные дизельные фильтры насчитывают более 5000 наименований, бензиновых фильтров в ассортименте нет вообще.

Filtron

Один из самых многочисленных представителей на территории России, соперничать с которым может лишь большая «двойка» нашего рейтинга: компании Bosch и MANN-Filter. Главный офис компании располагается на территории Польши, что является основной причиной популярности бренда как в Европе, так и на постсоветском пространстве. Примерно 35% от всего количества изготавливаемой продукции идет на конвейеры американских (General Motors, Ford), немецких (Volkswagen) и британских (Land Rover) автопроизводителей.

Стоит отметить, что Filtron до недавнего времени пользовалась привилегией одного из самых строгих производителей фильтров, поскольку уровень контроля качества на выходе привел к снижению брака до рекордных 2,3%. Дополнительные затраты на обеспечение контроля окупились с лихвой и вылились в незначительное удорожание продукта. Как итог, средний ценник на топливные фильтры Filtron составляет 300 рублей. Единственная проблема: большой поток подделок в связи с популярностью фирмы, стоимость на которые иногда на 50% меньше, чем на оригинал. Так как отечественный потребитель привык брать товар «подешевле», то и уровень негодования в последнее время значительно увеличился.

Hengst

Седьмое место компании Hengst обусловлено более низкой популярностью продукции на территории России, хотя по качеству она нисколько не уступает фильтрам от Knecht или условной MANN. Они отлично работают с отечественным топливом и обеспечивают надежную защиту топливной системы на длительные временные отрезки. По данным независимых исследований, некоторые представители продвинутых серий фильтров выдерживают до 60 тысяч километров между заменами. Средний же показатель колеблется от 28 до 30 тысяч километров пробега.

Для придания картриджу дополнительной жесткости и фиксации в корпусе Hengst практикует изготовление внешних пластиковых цилиндров. Они не препятствуют прохождению топлива через фильтровальную бумагу, но позволяют избежать люфтов и перекосов картриджа во время работы. Средняя стоимость покупки бензинового фильтра составляет 380 рублей, и это примерно на четверть выше средней цены по рынку.

Champion

За конструкционной простотой фильтров Champion скрывается отточенный технологический процесс изготовления, который обеспечивает великолепную службу картриджей в долгосрочной перспективе. Они являются одними из самых дешевых, но в то же время, как показали отзывы и независимые проверки, одними из самых качественных на отечественном рынке. Фильтровальная бумага плотная, без каких-либо излишков парафина и ворса, загрязняющего топливную систему. Пропускная способность широко варьируется вплоть до отсеивания частиц в 5 микрон, однако и таких допусков часто не хватает для обеспечения требуемой чистоты бензина для ДВС (особенно в России).

Как отмечают пользователи, средний пробег топливных фильтров Champion составляет 30 тысяч километров. При этом премиальные модели могут сохранять работоспособность и в течение 60 тысяч километров, все еще сохраняя минимальный запас рабочего ресурса. Основная проблема ассортимента в России связана с большим процентом подделок французского продукта, но, парадокс заключается в том, что и они порой работают на приемлемом конкурентоспособном уровне.

Sakura

Бренд с японским подтекстом Sakura является официальной торговой маркой ADR Group – индонезийской корпорации по производству недорогих автомобильных запчастей. Ежегодный объем выпускаемой продукции здесь составляет свыше 100 миллионов фильтров, в число которых входят и картриджи для фильтрации топлива (порядка 30%).

В числе достоинств расходников от Sakura пользователи выделяют низкую цену и неплохие показатели фильтрации. Качество, конечно, пониже европейских конкурентов, но вполне соответствует уровню ожиданий от бюджетных фильтров. А вот в числе недостатков многие отмечают высокий уровень фальсификации (по различным данным от 28 до 44% продукции на рынках России – подделка). Чтобы избежать низкосортной покупки, всегда обращайте внимание на упаковочный бокс. Оригинальные фильтры имеют на коробке штрих-код с фирменным префиксом, а также двухцветную печать высокой четкости (если таковой нет, либо она затерта и бледна – лучше откажитесь от приобретения). Еще одно важное отличие – фраза благодарности (приведенная на японском языке) в оригинале не переводится на другие языки.

UFI

Продолжает рейтинг лучших итальянская компания UFI, филиалы которой сосредоточены в Европе и ряде штатов Америки. В числе ее заслуг особым образом выделяется сотрудничество с компанией Ferrari, причем топливные фильтры поставляются не только для сборки серийных автомобилей, но и на болиды элитной гоночной серии «Формула-1». Естественно, качество этих расходников не поддается сомнению: многоуровневый контроль за производственными операциями и использование проверенных материалов позволяют увеличить долговечность эксплуатации оригинальных элементов фильтрующего картриджа.

А вот что касается экспортных партий топливных фильтров, то здесь UFI можно предъявить пару веских претензий. Во-первых, по ценовой политике. Практически весь ассортимент товара имеет цену, в 1,3-1,5 раз превышающую среднюю по рынку. Во-вторых, качественные показатели экспортных фильтров, пусть и немного, но все же уступают таковым у продуктов для внутреннего рынка. Можно упомянуть и определенные проблемы с подделками, однако этот вопрос решается компанией оперативно, путем введения новых мер защиты и идентификации оригиналов. В общем, описание производителя складывается достаточно приятное, однако совокупность негативных факторов не позволяет поставить его выше в общем рейтинге.

SCT-Germany

Былое величие компании SCT, офис которой находится в Германии, стремительно пошло на убыль с момента переноса большинства производственных предприятий в Китай. Начальный план по обеспечению жесткого контроля качества на китайской территории провалился, и на рынок хлынуло то, что теперь принято называть топливными фильтрами от SCT-Germany. Из всей массы продукции лишь 40% обладает заявленными характеристиками, в то время как остальные 60% пригодны разве что в качестве временного расходника. Мягкий корпусной металл, наличие утончений по фильтрующей бумаге (а то и прорывов), перекосы основных конструктивных элементов – это основные недостатки продукции SCT китайского производства.

А вот с немногочисленными европейскими фильтрам все обстоит гораздо лучше. Уровень брака находится на уровне 1,5-2%, подгонка элементов идеальная, да и сама бумага имеет сплошное сечение, без утончений и грубого брака. Так что, если вы решите приобрести топливный фильтр от SCT, обязательно уточните страну его производства.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.>

Рейтинг топливных фильтров

Рейтинг производителей топливных фильтров

Топливные фильтры делает достаточно широкий ряд фирм. В частности, представлены бренды таких стран как: Германия, Япония, Южная Корея, США, Россия, Италия, Франция, Швейцария, Польша и других .

PartReview располагает отзывами о 46 производителях данной запчасти, у 12 из них достаточно отзывов для того, чтобы участвовать в рейтинге. Всего учитываются данные 391 отзыва и 1232 голосов.

Какие топливные фильтры лучше

Выбирая среди аналогов данной запчасти, покупатели хотят выбрать лучших производителей по качеству или цене. В декабре 2019 ТОП-10 лучших топливных фильтров на PartReview выглядел следующим образом:

  1. DELPHI — 88% положительных голосов. Средняя оценка — 4
  2. UFI — 83% положительных голосов. Средняя оценка — 3.9
  3. Mahle — 81% положительных голосов. Средняя оценка — 4
  4. MASUMA — 81% положительных голосов. Средняя оценка — 4
  5. Mann — 78% положительных голосов. Средняя оценка — 3.7
  6. Bosch — 75% положительных голосов. Средняя оценка — 3.7
  7. NIPPARTS — 69% положительных голосов. Средняя оценка — 3.5
  8. Filtron — 62% положительных голосов. Средняя оценка — 3.5
  9. JS ASAKASHI — 59% положительных голосов. Средняя оценка — 3.1
  10. TSN — 58% положительных голосов. Средняя оценка — 2.8

Какие топливные фильтры популярны

Вместе с тем, пользователи часто интересуются, какие хорошие топливные фильтры покупают чаще других. В декабре 2019 ТОП-10 популярных топливных фильтров на PartReview выглядел следующим образом:

  1. Mahle — 61 голос
  2. Mann — 49 голосов
  3. DELPHI — 42 голоса
  4. Bosch — 37 голосов
  5. UFI — 32 голоса
  6. MASUMA — 28 голосов
  7. Purflux — 21 голос
  8. Fleetguard — 18 голосов
  9. Filtron — 17 голосов
  10. BIG FILTER — 15 голосов

Рейтинг топливных фильтров среди авто

Владельцам автомобилей, разумеется, интереснее посмотреть рейтинг топливных фильтров для своего авто. Эти рейтинги не учитывают Оценку PR и строятся только на основании отзывов с указанным автомобилем. Подробности в справке.

Топливный фильтр

Современные двигатели внутреннего сгорания очень чувствительны к любым загрязнениям топлива. Поэтому пренебрежение очисткой бензина или солярки приведет к выходу из строя не только силового агрегата (мотора) но и системы питания. Чтобы избежать этого устанавливают топливные фильтры.

Откуда в топливе грязь

После производства на нефтеперегонном заводе топливо проделывает большой путь, прежде чем попадает к двигателю автомобиля. Его везут в автомобильных и железнодорожных цистернах, доставляют танкерами, перекачивают по трубам и шлангам. Все это время топливо находится в контакте с различными веществами, часть из которых вступает с ним в реакцию и образует нерастворимые соединения.

Со временем нерастворимые соединения оседают на дне цистерн и баков. Когда в емкости заливают новое топливо, струя поднимает грязь со дна и смешивает ее с бензином или соляркой, которую владельцы автомобилей заливают в баки своих машин. В результате халатности, небрежности или злого умысла в топливо нередко попадает вода, которая также участвует в этих процессах. Какая-то часть грязи оседает в топливном баке автомобиля и всплывает при движении по пересеченной местности, резких разгонах или торможениях.

Чем опасна грязь

Чтобы топливо качественно сгорало в двигателе, позволяя ему выдавать максимальную мощность, необходимо обеспечить три условия:

  • распылить топливо до состояния тумана;
  • обеспечить оптимальное для этих оборотов двигателя соотношение топлива и воздуха;
  • качественно перемешать воздух и топливо.

В карбюраторных двигателях для этих операций используют принцип эжектора – воздух с высокой скоростью движения увлекает за собой топливо с меньшей скоростью. Поэтому жиклеры карбюратора изготавливают с точностью до сотых долей миллиметра. Если в жиклер попадает грязь, то количество топлива, которое может утянуть за собой засасываемый в двигатель воздух, изменяется. В результате нарушается режим работы двигателя, падает максимальная мощность и преемистость.

В инжекторных бензиновых и современных дизельных двигателях распыление и смешивание топлива и воздуха происходит непосредственно в цилиндрах мотора. Топливо под давлением в десятки, а в дизельных моторах и сотни атмосфер поступает к форсункам инжектора, которыми управляет контроллер. При подаче сигнала с контроллера клапан форсунки открывается и топливо распыляется в цилиндр, где смешивается с воздухом. Несмотря на высокое давление топлива, нерастворимые вещества (грязь) забивают сопло и канал форсунки, меняя и количество топлива, которое поступает по сигналу от контроллера и качество распыления. В результате топливо-воздушная смесь сгорает не полностью, образуются отложения сажи на клапанах и кольцах двигателя, все это снижает мощность и ресурс мотора.

В дизельных двигателях устаревших моделей использовали особый способ подачи топлива в цилиндры. Необходимое давление для качественного распыления создавал плунжерный насос высокого давления. Его основа – плунжерный механизм, который дозирует подачу топлива в цилиндры. При попадании грязи в плунжерную пару, меняет количество топлива, которое поступает в мотор, что влияет на режим работы. Попадание грязи в форсунку ухудшает распыление топлива и снижает эффективность сгорания воздушно-топливной смеси

Еще одна опасность загрязненного топлива – попав в головку блока цилиндров в составе топливовоздушной смеси, грязь попадает между клапаном и седлом, образуя каверны и снижая компрессию мотора. В результате падают все характеристики мотора, возрастает расход топлива, снижается ресурс и мощность.

Виды топливных фильтров

Все топливные фильтры различают по следующим параметрам:

  • степени очистки (тонкой, грубой);
  • типу корпуса (металл, пластик);
  • рабочему давлению (низкого, высокого);
  • виду топлива (бензин, солярка).
  1. Фильтры грубой очистки устанавливают перед топливным насосом бензиновых двигателей. На дизельных двигателях, если есть вероятность заправки некачественной соляркой, перед топливным насосом высокого давления (ТНВД) устанавливают оба вида фильтров.
  2. Фильтры в пластиковом корпусе применяют для предварительной очистки в топливопроводах низкого давления. Фильтры в металлическом корпусе применяют как в топливных магистрялях низкого давления дизельных двигателей, в которых необходимо обеспечить функцию ручной подкачки топлива, так и в топливопроводах высокого давления.
  3. Фильтры низкого давления применяют только в соответствующих им топливопроводах – перед насосом в инжекторых, а также до и после топливного насоса в карбюраторных двигателях. Наполнение и корпус фильтра не рассчитаны на высокое давление топлива, а также имеют меньшую степень фильтрации. Фильтры высокого давления (до 10 атмосфер) обеспечивают гораздо более качественную защиту, но хорошо работают лишь на своих участках. Установка такого фильтра в участок с низким давлением приведет к серьезному падению количества топлива, которое поступает к насосу или карбюратору.

Где находится топливный фильтр

Расположение топливного фильтра зависит от типа двигателя и модели автомобиля. В карбюраторных моторах фильтр всегда располагают рядом с топливным насосом и карбюратором. В инжекторных автомобилях топливный фильтр устанавливают неподалеку от насоса. Если насос стоит в топливном баке, то и фильтр под кузовом, неподалеку от него. Если насос под капотом, то и фильтр рядом с ним. В дизельных двигателях фильтр тонкой очистки всегда стоит неподалеку от ТНВД и форсунок, а место установки фильтра грубой очистки зависит от модели (не на каждой стоят два фильтра).

На большинстве автомобилей, которые выпущены после 1980 года с завода устанавливается фильтр тонкой очистки, а нередко и фильтр грубой очистки. Поэтому при регулярной замене обоих фильтров установка еще одного не даст никаких преимуществ. Если по каким-то причинам на машине не стоят фильтры, или стоит только один, то установка второго фильтра позволит повысить срок службы и качество очистки топлива. Прежде чем выяснять, нужен ли вашему автомобилю дополнительный топливный фильтр, найдите места установки фильтров в инструкции по эксплуатации или скачанной из интернета схеме. Затем проверьте, стоят ли фильтры там, где необходимо. Если фильтров нет на месте, осмотрите все топливопроводы. Возможно, предыдущий владелец машины установил их в другом месте. Для этой операции понадобится смотровая яма или подъемник. Если фильтров нет, или установлен только фильтр грубой/тонкой очистки, установите недостающий.

Как часто менять топливный фильтр

Если вы используете качественный бензин, который приобретаете у проверенного поставщика, то меняйте фильтр каждые 10–15 тысяч километров. Оптимально делать это при каждой замене масла. Если вы не знаете, какого качества топливо заливаете в машину, меняйте фильтр каждые 5–7 тысяч километров.

Демонтаж топливного фильтра высокого давления

Как поменять топливный фильтр

Существуют правила, которые помогут вам поменять топливный фильтр на любом автомобиле:

  1. При замене фильтра на машине с бензиновым двигателем обязательно отключайте аккумулятор. Если вы не сделаете этого и прольете бензин, то любая искра приведет к пожару.
  2. При замене топливного фильтра инжекторного автомобиля, выждите 30 минут после выключения мотора. Это необходимо, чтобы давление в топливной рампе упало. В противном случае бензин под давлением в десятки атмосфер зальет подкапотное пространство или кузов.
  3. Используйте фильтр, который подходит для установки на этом участке. Фильтр грубой очистки ставьте только до топливного насоса, а фильтр тонкой очистки после.
  4. При замене фильтра обязательно проверяйте состояние топливных трубок и шлангов. При обнаружении трещин или вмятин, меняйте их.
  5. Чтобы заменить фильтр, который установлен под кузовом машины, используйте домкрат и подставки. О том, как безопасно поднимать автомобиль на домкрате читайте в статье (Замена и восстановление амортизаторов).
  6. Перед снятием фильтра откручивайте хомуты (на пластиковых фильтрах) и гайки (на металлических).
  7. После замены фильтра не забудьте закрутить хомуты и гайки.
  8. Поменяв фильтр на машине с инжекторным двигателем, включите зажигание, чтобы запустить топливный насос, но не заводите двигатель. Внимательно осмотрите все соединения на предмет утечки топлива. При обнаружении утечки, устраните причину.
  9. Поменяв топливный фильтр на дизельном автомобиле, обязательно прокачайте его с помощью устройства ручной прокачки. Если вы не удалите воздух из топливной системы, то не сможете нормально завести мотор.
  10. Заведите двигатель, и проверьте все соединения на утечку топлива. Если все нормально, то проверьте еще раз через пять минут.

Замена топливного фильтра – простая операция, которая доступна даже начинающему водителю. Следуйте рекомендациям, которые вы получили в этой статье, не спешите, будьте аккуратны и все у вас получится.

Про топливный фильтр нередко забывают. А зря, именно этот незаметный помощник не дает засориться форсункам, износиться поршням и гильзам цилиндров двигателя, и даже продлевает срок службы катализатора (если он есть, конечно). Учитывая, что в нашем топливе можно найти любые примеси, от пыли до кузнечиков, позаботиться о состоянии фильтра – задача каждого автовладельца. Цена такой заботы – копейки, а пользы «на миллион».

Виды и устройство топливных фильтров

Конструкция и характеристика топливного фильтра зависят от нескольких факторов: вида топлива, для которого он предназначен, рабочего объема двигателя, типа топливной системы, конструкции автомобиля и фантазии инженера. В итоге, появилось довольно много разновидностей топливных фильтров, в которых довольно легко запутаться.

По виду топлива различают бензиновые, дизельные и газовые фильтры.

  1. Бензиновые предназначены для тонкой очистки примесей в бензине. Они отфильтровывают твердые частички, но не задерживают воду.

    Устройство бензинового фильтра

  2. Дизельные – самые сложные по конструкции. Помимо удаления грязи, они могут отфильтровывать воду из топлива, скапливая ее в специальном резервуаре.

    Устройство дизельного фильтра

  3. Газовые отличаются полностью запаянным корпусом.

Общий вид газовых фильтров

По размещению различают погружные и магистральные.

  1. Погружные, как правило, ставятся на бензиновые автомобили. Они входят в единый блок с топливным насосом и датчиком уровня. Устройство погружного насоса с фильтром: 1 – корпус топливного фильтра тонкой очистки; 2 – крышка электробензонасоса; 3 – заглушка топливного фильтра; 4 – прокладка электробензонасоса; 5 – резиновый упор; 6 – фиксирующая шайба; 7 – фильтр грубой очистки топлива (сеточка погружная); 8 – электробензонасос; 9 — провода модуля топливного насоса. Погружной насос с фильтром всборе
  2. Магистральные могут устанавливаться в любой точке топливной магистрали, от бака до ТНВД, карбюратора или инжектора.

Устройство выносного топливного фильтра для инжекторных двигателей

По типу бензинового двигателя.

  1. Для карбюраторных автомобилей – малопроизводительные, предназначенные для небольшого объема топлива.
  2. Для инжекторных двигателей – с большой пропускной способностью, большей степени очистки.

Также разнятся по назначению.

  1. Грубой очистки – это простая нейлоновая сетка, которая устанавливается на входе в топливный насос и задерживает только крупные частички загрязнений, как у погружных фильтрах.
  2. Тонкой очистки – это те самые одноразовые фильтры, о которых идет речь в большинстве случаев.

По конструкции делят на прямоточный, накручиваемый и разборной.

  1. Прямоточный имеет патрубки для соединения с топливной магистралью. Они могут находиться на противоположных сторонах корпуса или на одной.
  2. Накручиваемый по своей конструкции очень похож на масляный фильтр: он подсоединяется к топливной магистрали по тому же принципу. Впускное и выпускное отверстия находятся одно внутри другого, и вся эта конструкция накручивается на специальный разъем.
  3. Разборные – самые экономные. В них меняется только фильтрующий элемент, а корпус получается многоразовым.

Типичная схема топливного фильтра одинаковая для бензиновых и газовых двигателей.

  1. Корпус. Он должен быть достаточно прочным, чтобы выдерживать рабочее давление.
  2. Складчатый фильтрующий элемент, через который проходит топливо, забирает на себя все загрязнения.
  3. Патрубки для подключения и сброса лишнего топлива.

В фильтрах для дизельных двигателей немного другие требования к качеству очистки: они должны удалять из топлива воду, сернистые примеси. Поэтому фильтрующий элемент делается из материала, отличающегося от наполнителя обычных фильтров. Кроме того, в дизельных фильтрах ставится сепаратор, в котором скапливается вода. Наглядно посмотреть их принцип работы можно на видео-уроке, ниже.

Поскольку в дизтопливе всегда есть парафины, замерзающие зимой, во многих моделях автомобилей ставится подогреватель фильтра. Он предназначен для растапливания парафиновых отложений, которые загустевают на холоде и забивают фильтр.

Где находится топливный фильтр?

Погружные фильтры устанавливаются внутри бензобака. Такой модуль удобен тем, что не нужно дополнительно придумывать место для установки фильтра.

Схема системы питания с погружным фильтром и выносным: 1 — топливный бак; 2 — погружной фильтр грубой очистки; 3 — топливный насос; 4 — магистраль подачи топлива; 5 — топливный фильтр тонкой очистки; 6 — регулятор давления; 7 — топливная рампа; 8 — штуцер; 9 — форсунки; 10 — магистраль слива топлива.

Если же фильтр магистральный (выносной, тонкой очистки), располагаться он может либо в подкапотном пространстве недалеко от двигателя, либо под днищем автомобиля.

Расположение выносного фильтра тонкой очистки в подкапотном пространстве

Через сколько нужно менять топливный фильтр?

Все рекомендации по регламентной замене фильтров даются на основании европейских данных. А это значит, рассчитывался интервал замены после работы с качественным топливом, не разбавленным и не загрязненным. Также срок эксплуатации сильно зависит от типа и конструкции фильтра. Также каждый производитель указывает срок годности своей продукции.

Если взять усредненно, то встроенные (погружные) фильтра могут прослужить и 120 тыс.км пробега автомобиля. А если выносные (магистральные) — каждые 20-25 тыс.км для разных автомобилей.

Цены топливных фильтров

Стоимость фильтра зависит от двух параметров: конструкции и бренда. И если с конструкцией фильтра автовладелец ничего не может сделать (что придумали инженеры, то и приходится покупать), то выбор брендов может «свести в могилу» неопытного человека.

Самые качественные и самые дорогие марки – это Delphi (США), Mahle и Mann (Германия). В среднем их цена колеблется от 20 до 100 у.е., но, конечно, всё зависит от модели и объема двигателя автомобиля.

Почетное звание народного бренда по праву заслужил Bosch (Германия), а также Blue Print (Великобритания) и UFI (Италия). Самые ходовые виды фильтров этих брендов можно купить от 10 у.е. Верхняя ценовая планка составляет примерно 80-90 у.е.

Бюджетные бренды, качество продукции которых уступает более дорогим аналогам, но всё-таки не полный треш, это Starline, WIX Filters и Profit. Их цена начинается примерно от 5 у.е., но всё, конечно, зависит от модели автомобиля и самого фильтра. Верхняя планка, как ни странно, всё те же 80-90 у.е.

Какой фильтр лучше выбрать?

Такой вопрос задают специалистам чаще всего, ведь в большинстве случаев необходимый набор запчастей для ТО автовладелец покупает сам.

При выборе в первую очередь нужно найти те фильтры, которые подходят для модели и модификации автомобиля. И лучше не пытаться модернизировать конструкцию автомобиля, установив, например, фильтр для дизеля в бензиновый двигатель.

После этого определиться с выбором бренда. Тут всё просто: хочешь фильтр «для себя», чтобы спокойно ездить и не считать километры – выбирай качественные бренды высшей категории. А хочешь провести последнее ТО перед продажей – подойдут и нормальные бюджетные варианты.

Однако большинство людей предпочитают самые выгодные предложения цены и качества, выбирая бренды средней ценовой группы. К ним относится в первую очередь Бош (Bosch), который давно полюбился покупателям.

Замена топливного фильтра

В принципе, ничего сверхъестественного в замене фильтра своими руками нет. Нужно только найти проветриваемое помещение, позаботиться об огнетушителе и разобраться, где находится сам фильтр.

Посмотрите видео, ниже, что бы наглядно увидеть как меняется фильтр в подкапотном пространстве на примере дизельного Hyundai i30.

Для замены фильтра, установленного в моторном отсеке или на топливной магистрали, порядок действия такой.

  1. Снизить давление топлива, чтобы при снятии фильтра как можно меньше его разлилось вокруг. Для этого нужно вынуть предохранитель топливного насоса, затем завести двигатель и дождаться, пока он не заглохнет, выбрав весь бензин.
  2. Снять минусовую клемму аккумулятора. Это дополнительная гарантия, что во время работы нигде не проскочит искра.
  3. Отсоединить крепления фильтра. Он может фиксироваться крепежной скобой, которую придется снять. И, конечно, отсоединить патрубки, если это не накручивающаяся модель (они могут крепиться защелками, или болтами). Затем снять сам фильтр.
  4. Установить новый фильтр, соблюдая направление тока жидкости, указанное стрелками. Это важно: фильтровальная бумага рассчитана на поток жидкости в определенном направлении.
  5. Поставить на место минусовую клемму, предохранитель топливного насоса и запустить двигатель. Он заведется не с первого раза, это нормально.

Если приходится менять погружной топливный фильтр в сборе, тут будет немного сложней. Также есть видео, ниже, где наглядно показано как менять погружной фильтр грубой и тонкой очистки, если они находятся у бензобака.

  1. Первые два пункта остаются неизменными: безопасность прежде всего.
  2. Поднять заднее сиденье, под которым найти крышку топливного модуля. Выкрутить ее и вынуть модуль.
  3. В пластиковом корпусе установлен топливный насос, фильтр тонкой очистки и фильтр-сетка. Придется разбирать модуль, пока не получится добраться до складчатого фильтра тонкой очистки. Вынуть его и поставить на его место новый.
  4. Модуль собрать обратно, проверить, как работает двигатель.

В этой работе особенно важна техника безопасности: важно не надышаться парами бензина и по привычке не попытаться закурить.

Очистка топливного фильтра

Топливные фильтры не чистят, не моют и не споласкивают, их просто меняют. Фильтровальная бумага имеет сложную структуру, в которой размер пор уменьшается от поверхности в глубину материала. Это значит, что она работает как воронка, эффективно удаляя мусор и при этом медленно засоряясь. Промыть такую бумагу нереально, ее можно только заменить.

Однако есть фильтр, требующий подобного ухода: это фильтр грубой очистки, установленный перед топливным, погружным насосом (погружной). Он представляет собой просто мелкоячеистую нейлоновую сетку, так что проводить его очистку можно.

Заключение

Как правило, наши автолюбители не забывают про замену топливного фильтра. Цена у него не самая большая даже для расходника, а польза от такой замены перевешивает расходы. При этом нужно помнить, что совсем дешевые фильтры могут вообще не дать никакого эффекта, и такая экономия обернется дополнительными расходами на чистку форсунок или даже ремонт двигателя.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*