admin / 07.10.2018

Из чего состоит колонка?

Содержание

Что такое автозвук и как грамотно построить аудиосистему в своем автомобиле

Очень сложно найти сегодня авто, в салоне которого не будет звучать музыка. И это абсолютно объяснимо, ведь очень приятно находиться в машине под ритмы любимых песен, особенно при качественном звучании. Хороший звук делает поездку незабываемой не только для водителя, но и для пассажиров транспортного средства. Но что такое «автозвук» и, как говориться, «с чем его едят»?

Автозвук – это не просто музыка, это весьма сложное понятие. Оно представляет собой целую науку о характеристиках компонентов, строении и составе аудиосистемы; один из разделов автотюнинга. Данная дисциплина имеет свои определенные требования и правила: к подбору составляющих, правильному построению системы воспроизведения музыки и ее установке. От правильного подбора компонентов аудио комплекса напрямую зависит точность и четкость звучания мелодий. Раньше car audio интересовались лишь единицы автолюбителей-фанатиков. Сейчас же, это современное развлечение затронуло сердца многих. С каждым годом все больше людей начинают интересоваться данным направлением, появляются новые товары в индустрии автоаудио. Давно прошли времена, когда пределом хорошего саунда в автомобиле считался набор «фирменная магнитола + два стандартных динамика». Сейчас этим мало кого удивишь, и современные водители обычно сами укомплектовывают свою аудиосистему для достижения оптимального для них качества звука.

Итак, из каких же частей состоит автомобильная аудиосистема?

Современный автозвук может иметь несколько состовляющих элементов, среди которых: магнитола, акустика, сабвуфер, звуковой процессор и усилитель. Это все может быть в разных комбинациях, с наличием одних и отсутствием других компонентов, или с одновременной установкой всех.

Автомагнитола выступает головным устройством, так как без нее априори невозможно представить автозвук в целом. Именно она считывает информацию с носителей и выводит на акустику машины.

Акустическая система – второе обязательное условие для автозвука. Устанавливается для вывода саунда с автомагнитолы. Существует два основных вида акустической системы: компонентная (отдельно устанавливаются низко-, средне- и высокочастотные динамики), коаксиальная (динамики разных частот собраны как одно целое). Компонентные динамики дают лучшее качество звука по отношению к коаксиальным, но и стоимость их, как правило, намного дороже.

Следующая составляющая автоаудио – звуковой процессор. Он не является обязательным и устанавливается в системах довольно высокого уровня. Используется для коррекции негативного влияния несимметричности и недостаточного объема салона на качество воспроизведения музыки в авто.

Сложно представить современный аудиозвук без усилителя. Он существенно улучшает качество естественного звучания даже при тихом прослушивании на низких частотах. Это происходит за счет большого количества встроенных регулировок и фильтров, которые позволяют точно настроить воспроизведение музыки в машине. Не является неотъемлемой частью аудио комплекса в автомобиле, но, тем не менее, уровень искажения дополнительного усилителя существенно ниже по сравнению с усилителем встроенным в автомагнитолу.

Наличие сабвуфера добавляет к звуковому фону чистый бас. Это позволяет улучшить акустическое оформление автомобиля, сделать саунд более объемным и качественным. По техническим характеристикам сабвуфер представляет собой отдельный динамик, больше остальных по размеру, который имеет свойство воспроизводить низкие частоты. Бывает двух видов: активный (с усилителем) и пассивный (требует дополнительного усилителя). Устанавливается в задней части салона с целью исключить появление искажений фронтальной акустики.

Сегодня на рынке аудиосистем имеется огромный выбор всех компонентов автозвука. Они отличаются производителями, ценой и качеством. Это нужно учитывать при построении собственной картины звука в авто. Прежде всего, важно знать то, что все составляющие должны сочетаться между собой. Обязательное условие хорошего и качественного звука – тотальная вибро- и шумоизоляция салона. В противном случае — гарантировано дребезжание стекол, обшивки и номерного знака, срабатывание сигнализации окружающих автомобилей при грохоте Вашей музыки. Это не доставляет желаемого удовольствия от прослушивания, а наоборот – вызывает негативное впечатление от получаемого результата. Поэтому очень важно тщательно подойти к вопросу построения своей аудиосистемы и кропотливо отнестись к выбору желаемых элементов воспроизведения звука в авто и подготовке автотранспорта к их установке. При этом первым делом необходимо определиться со своим бюджетом, а именно, с той суммой, которую Вы готовы истратить на аудиокомплекс, поскольку верхней ценовой планки практически не существует, а качественный аудио продукт может легко сравниться со стоимостью иного средства передвижения.

Для каждой машины существует свой собственный оптимальный комплекс автозвука, что зависит от объема и размеров автомобиля. При этом он должен быть правильно инсталлирован. Установку можно произвести как самостоятельно, так и с помощью специалистов, но при неудачной инсталляции даже самые дорогие компоненты не дадут желаемого результата, и звучание будет некачественным.

Сам процесс построения грамотного звука в машине достаточно сложный и состоит из нескольких этапов.

  1. Первый этап определяет конфигурацию будущей системы, комбинацию подключаемых компонентов.
  2. Второй этап предусматривает продумывание схемы расположения и число динамиков в системе. Наиболее распространенными схемами расположения динамиком являются: «фронт + тыл», «фронт + сабвуфер», «фронт + тыл + субвуфер». Схема «фронт + тыл» — самый бюджетный вариант, за весь частотный диапазон отвечают динамики. «Фронт + сабвуфер» — дороже в цене, но более благозвучна. При самой сложной схеме «фронт + тыл + субвуфер» тыловые динамики изолируют от сабвуфера, чтобы его работа не влияла на них.
  3. Третий этап – настройка. Учитывая то, что она может состоять из большого количества элементов, которые работают в одной связке, — это очень важный процесс. Правильная настройка гарантирует сбалансированное звучание, защищает оборудование от перегрузки и дает возможность получить качественное звучание.
  4. Четвертый этап является дизайнерским. Он определяет, как визуально будет выглядеть Ваша система. При этом существует два подхода, диаметрально разных по внешнему виду. Первый – stock, который в максимальной мере сохраняет интерьер автомобиля. Второй – сustom, где компоненты выставляются напоказ, что сильно изменяет изначальный вид салона. Однако необходимо понимать, что при значительной перекомпоновке аудиосистемы по сравнению со штатной, интерьер салона в любом случае изменится.

Подводя итог, можно сказать, что звук в автомобиле напрямую зависит от желания получить качественную систему, усердия в подборе нужных компонентов и их установке, а также от достаточности времени и средств, выделенных на всё это.

Желаем удачи в построении собственного аудиокомплекса, и пускай звук Вашего авто станет более острым, басовитым, пикантным и проникающим, доставляя неимоверное удовольствие при прослушивании любимой музыки.

Источник: https://winauto.ua/articles/car-audio/what-is-car-sound-and-how-to-build-correctly-a-sound-system-in-your-car/

>Что такое Автозвук и, как грамотно построить аудиосистему в своем автомобиле?

Что такое панч в автозвуке. Хороший панч: советы любителям автозвука

Важно помнить, что чем ниже частота сигнала, тем больший объём воздуха необходимо «протолкнуть» динамику, чтобы получить одну и ту же громкость. Вот почему среднечастотники крупнее твитеров, мидбасы крупнее среднечастотников, а сабвуферы — крупнее мидбасовых динамиков.

Мидбасовый диапазон, который как раз и ответственен за панч, обычно приходится на «стык» между мидбасом и сабвуфером. И вот какие сложности тут подстерегают.

1. Прочность крепления динамиков
В классических системах за диапазон 100-200 Гц полностью ответственен мидбасовый динамик. Он работает в достаточно напряжённом режиме — поскольку диффузор имеет небольшой размер, ему приходится двигаться с большой амплитудой. Соответственно, динамик создаёт большие нагрузки на основание, на которое он крепится. Поэтому тут особенно важно сделать для динамиков прочные и не подверженные вибрациям подиумы. Недостаточная жёсткость — это причина гулкости, паразитных призвуков и потеря энергетики звучания. Кстати, чаще всего желательно «подрезать» динамик по частоте снизу (60-90 Гц), чтобы избавить его от попыток воспроизведения слишком низкочастотного сигнала. Это значительно улучшает звучание на более высоких частотах, в том числе делает панч более чётким.

2. Акустическое оформление
Это особенно важно в «эстрадных» системах. Большинство «эстрадных» динамиков — это среднечастотники с высокой резонансной частотой. Но даже модели с низкой Fs в большинстве своём не подразумевают большой ход диффузора. Поэтому при обычной установке в двери эффективное воспроизведение у таких моделей начинается в лучшем случае с 250-300 Гц.

И тут можно пойти по двум путям. Во-первых, подобрать динамики с невысокой (для «эстрады») резонансной частотой, но моторы которых допускают больший ход, чем у типичной «эстрады». Высокая чувствительность у таких динамиков обычно достигается применением более серьёзных магнитов.

Второй вариант — толкать воздух не только диффузором динамика, а подключить к этому процессу фазоинвертор, настроенный (в зависимости от динамика) на частоту 100-120 Гц. В общем-то, так строятся многие профессиональные сценические акустические системы. В этом случае можно подобрать динамики с невысоким Vas и низкой добротностью Qts. Фазоинверторное акустическое оформление значительно повысит отдачу в мидбасовом диапазоне и позволит получить настоящий жёсткий панч уже безо всяких оговорок.

3. «Энергетика», «скорострельность» усилителя, контроль нагрузки.
Об этом часто забывают, а напрасно. Дело в том, что если усилитель не будет хорошо контролировать нагрузку, то это приведёт к тому, что вместо чёткого панча получится неприятное гудение — усилитель будет «толкать» диффузор, но у него не будет хватать контроля, чтобы «возвращать» его обратно.

Схемы построения автозвука. Схемы построения автозвука

Любое нормальное дело начинается с планирования. Думаю с этим все согласятся! Ведь значительно проще составить заранее план и потом воплощать в жизнь его пункты, чем пытаться что-то сделать даже не понимая что, кидаясь из стороны в сторону-). Автозвук не исключение.

Первое что нужно сделать – составить схему построения аудиосистемы в своём авто. На сегодняшний день можно выделить три основных схемы построения звука в автомобиле:

1. «Классическая» — где звук воспроизводиться спереди, как бы со «сцены».
2. «Дискотечная» или «клубная» — где звук играет со всех сторон.
3. «Мультимедийная» — это как в системах «домашнего кинотеатра», т.е. система окружающего многоканального звука.

Теперь остановимся и рассмотрим вышеуказанные схемы более подробно. Выясним плюсы и минусы так сказать!

Схема №1 — «Классическая»

Такая схема, где весь звук идёт спереди (со «сцены») в мире caraudio считается наиболее правильной и для звука и для слушателя. Сразу скажу, что в соревнованиях по автозвуку применяется только она. И не зря! Человек всегда старается посмотреть в сторону источника звука. Разговаривая с собеседником, мы смотрим в его сторону. На концерте или спектакле мы ведь тоже не садимся спиной к сцене, правильно? Так уж устроены и взаимосвязаны наши органы чувств – зрение и слух. Поэтому в автомобиле вполне естественно стремление получить в результате звук «со сцены».

«Сценой» принято называть пространство в районе лобового стекла над приборной панелью автомобиля. В очень хороших аудиосистемах виртуальное пространство сцены выходит за пределы салона, и певица вполне может петь на краю вашего капота! Добиться этого тяжело, но возможно.

Любое нормальное дело начинается с планирования. Думаю с этим все согласятся! Ведь значительно проще составить заранее план и потом воплощать в жизнь его пункты, чем пытаться что-то сделать даже не понимая что, кидаясь из стороны в сторону-). Автозвук не исключение.

Итак «классическая» схема, как видно на рисунке, это фронтальная (передняя) акустика плюс сабвуфер. Вот тут первая проблема! Дело в том, что сабвуфер (это такой большой ящик литров на 20-30 с большим НЧ динамиком, вдруг кто-то ещё не знает), весьма проблематично расположить в передней части салона, зачастую единственное место — багажник. Но, а как же главный принцип «классической» схемы, где всё должно играть спереди, спросите вы? Дело в том, что человеческое ухо не в состоянии локализовать (определить местоположение) частоты ниже 130-150Гц. Вот она «палочка-выручалочка»! Т.е. располагая сабвуфер в багажнике, при правильной настройке и хорошей фронтальной акустики мы чётко будем слышать бас спереди! Сделаю ударение на фронтальной акустике! Многие этому совершенно не уделяют внимание, но основной спектр (рисунок) БАСА играет именно ФРОНТАЛЬНАЯ АКУСТИКА, а не саб. Сабвуфер просто дополняет то, что уже фронт отыграть не в состоянии по физическим причинам. Более подробно об этом расскажу в следующих статьях!

Пока, на сегодняшний день (думаю и в ближайшем будущем) вся музыка, которую мы слушаем, записана в СТЕРЕО формате. Т.е. всего лишь два канала (правый и левый). Только-только начинают появляться записи с многоканальным звуком (как в фильмах). Но их количество пока просто ничтожно. Тем не менее, стереозапись позволяет при помощи двух разных каналов создать «панорамное» звучание, где мы четко можем определить, где расположен, допустим тот или иной инструмент или певец, т.е. определить КИЗ (кажущийся источник звука). Вот это и есть главная цель «классической» схемы — создание чёткого, объёмного стереозвучания.

Есть ещё одна проблема. В отличие от дома, где мы можем расположиться на одинаковом расстоянии между двумя колонками, в автомобиле мы всегда смещены от центра. Поэтому звук с ближних динамиков «долетает» до нас быстрее, чем с дальних. Из-за этого происходит перекос и разрущение стереообраза. Тем не менее, существует несколько вариантов борьбы с этой проблемой. Начиная от расположения динамиков, заканчивая применением DSP-процессора (процессор временных задержек).

Схема 2 — «Дискотечная»

До недавнего времени, да и сейчас у многих аудиосистема построена по этой схеме. Т.е. «фронт + тыл». Причем, зачастую, спереди стоит какая-то невразумительная акустика 10-13 см, зато сзади гордо возлежат многополосные овалы («блины», динамики 6”x9”). Либо вообще динамики в неограниченных количествах устанавливаются во всевозможные места в салоне автомобиля, по принципу – куда влезут. В результате – звук отовсюду и ниоткуда. Преимуществом такой системы является простота установки, недостатком – отсутствие «стереокартинки», невозможность определить месторасположение исполнителя и т.п. Вследствие чего наш бедный мозг, который так устроен, с сумасшедшей скоростью пытаясь определить, где же все-таки поёт певец, начинает «закипать»! Ну не понимает он, почему он (певец) мечется по всему салону!

Такая схема имеет право на жизнь при прослушивании электронной музыки типа «бум-бум», либо на автотусовках, где музыку в слушают возле машины, а не в ней! Так же при мощном тыле хорошо глушить задних пассажиров (девчёнок), ведь вам (водителю) хочется БАСА, а им бедным этот динамик орёт в 10-20 см от уха! А когда к овалам ещё и добавляют сабвуфер – наступает «разрыв мозга»-))) Уверен, что фраза «сделай потише», от задесидящих, звучала неоднократно!-) . Также часто приходилось слышать фразы типа «я люблю звук вокруг». Но простите, это не «звук вокруг», это просто стереозапись где фронтальные (передние) два канала, просто продублированы на тыл. И всё! Это не «квадро» и не «домашний кинотеатр»! Вы где-нибудь видели, чтобы на концерте колонки располагались сзади слушателей? А эффект объёмности звучания достигается совсем другими способами. Для этого достаточно несколько маломощных динамиков, которые будут воспроизводить кусочек СЧ-диапазона (более подробно читайте в нашей БАЗЕ ЗНАНИЙ, статья «ВОПРОСЫ ТЫЛА»).

Друзья, включайте мозги и ломайте стереотипы! Да-да, именно стереотипы, которые нам навязали автопроизводители. Рекомендую перечитать «Схему №1». При грамотном подходе можно и её организовать для автотусовок! Но кроме этого вы сможете и в машине слушать правильный звук!

Схема 3 – Мультимедийная

Как и писал в начале статьи – это система многоканального звука. Что это означает? Это когда каждый канал (минимум 5.1) записывается отдельно и несёт свою (отдельную) звуковую информацию. Такая схема пришла из систем «домашнего кинотеатра», где с помощью звука создаётся «эффект присутствия». В авто эта схема набирает обороты в основном для любителей посмотреть кино в машине. Есть и музыка в формате DTS (Digital Theater System). Возможно за ней будущее, но пока она очень мало распространена.
«5.1» -означает: 5 каналов (2 фронт, 2 тыл, 1 центральный) плюс 1 канал сабвуфера.

Вот и подошли к концу. Хотя правильней сказать… к началу большого и интересного пути!

Что такое фронт в автозвуке.

Всем привет) Решил я построить громкий фронт в свою новую машинку. Много читал, смотрел искал. И вот пришли новые СЧ фирмы Air Tone Audio серии PRO-80. Диаметр СЧ 20 см, максимальная мощность 400W, также прикупил ВЧ рупорного типа Kicx DTC 36 и колоночки Урал АК74.С. Аиртоны с ВЧ в итоге будут играть через кроссы мостом от усилителя. Так же купил четырех канальник MYSTERY MK 4.80, да, хоть и бюджетный вариант, но зато лучший в своей ценовой категории.

Так же взял установочный комплект проводов, 4 кг стекломата(400) и 4 кг полиэфирной смолы для будущих подиумов, которые будут вживлены в дверные обшивки, а так же новенький валик для выгонки воздуха.

Снял дверные обшивки, с сеток снял размеры. Нашел листы фанеры, и из них начал вырезать круги под инсталляцию динов.На каждый дин вырезал по два комплекта колец, одни больше, другие меньше, что бы колонки были утоплены внутрь. вырезав кольца соединил все воедино. Под рупора выпилил по одному кольцу под каждый, так как посчитал что не утопленными, они будут выглядеть красивее. Под 16-ые колонки взял уже готовые круги со старых дверных обшивок. Инсталлировал это все на обшивки с помощью саморезов и аллюминевого профиля для крепежа.

Когда все было установлено и подогнано, начал обтягивать все колготками, так как другого материала которые очень хорошо тянется и имеет большую прочность на растяжение — я не знаю. Обтянул, предал форму, закрепил. Осталось пропитать все полиэфирной смолой, что бы все отвердело, для дальнейшего наращивания слоя, и повышения прочности конструкции. Разбавил необходимое количество смолы с отвердителем, размешал, пропитал, оставил сохнуть до следующего дня.

выложив стекломат поверх «отвердевших колготок», Размешал смолу с отвердителем и начал все постепенно пропитывать. Пропитав волокно, начал раскатывать смолу специальным валиком, выгоняя из материала воздух(воздух — враг!).Закончив со всем этим делом, и убедившись что все легло ровно, очистил инструмент от смолы, оставил карты сохнуть.

После того как все затвердело, заполнил лишние пустоты монтажной пеной, и опять все убрал до подсыхания. Выпучившиеся излишки обрезал ножиком. В ближайшее время — времени возиться не будет. Поэтому решил поставить все в авто, чтоб и акустика разыгралась и чтоб видеть как все примерно будет выглядеть.

Как появятся время и финансы — отшкурю все поровнее и обтяну черной эко-кожей на паралоновой подложке. но это все ближе к Маю)) пока погоняю так))) Надеюсь изложил все подробно и внятно на радость читающим)) жду в гости) Скоро новые отчеты в сообщество))

Что такое Автозвук.

Всем хой!

Сегодня новый вопрос к читателям:) Ответившим — подарочек, но об этом ближе к концу поста.

Автозвук — очень обширная тема. Она под собой объединяет людей, слушающих музыку в автомобиле с совершенно разными привычками и предпочтениями.

Я уважаю таких «гуру», как Кирилл Дудкин, Сергей Сергеич, Карен Григорян, Саша Пастухов и многих других. Это — люди, уже много лет в автозвуке, строящие чемпионские машины, постоянно участвующие в соревнованиях… Их мнение в основном сводится к тому, что всё, что компромисс и дёшево — слишком далеко от абсолюта. Что нельзя применять полумеры, что надо строить изначально систему максимально качественно. Я это мнение целиком уважаю и поддерживаю… Но!

Моя практика общения с клиентами и настройки реальных машин (также как и практика знакомых мне установщиков), позволяет сделать следующие выводы:
1) Далеко не все люди готовы к такому звуку. Во-первых, многие просто не понимают и не слышат всех нюансов. Во-вторых, часть из них привыкли к «кривому» звуку и хотят получить именно его
2) Далеко не все люди готовы платить много за аудиосистему в автомобиле
3) Есть отдельная категория людей, которые просто не знают, как правильно может звучать дорогая автомобильная система.

Как я уже писал в одном из недавних постов, чтобы понять и осознать всю прелесть дорогой, качественно собранной аудиосистемы, большинству нужно пройти ПУТЬ через разного уровня системы, чтобы ОСОЗНАТЬ и на собственном опыте понять все прелести «правильного» звука. Путь этот — как восхождение по ступеням. От системы к системе уровень готовности вкладываться повышается, повышается и уровень требований. Да, затраты на достижение конечного результата при этом возрастают в разы и если всё посчитать, то понимаешь, что если бы сразу сделал «вот так», то сэкономил бы не одну сотню тысяч рублей. Но настоящая цена этим затратам — опыт и удовольствие, которое получаешь на пути.

Я помню историю становления многих ребят, окружавших меня на форумах и здесь, на драйве. Я видел изменения систем тех парней, с которыми прошёл через этапы соревнований. И я вам могу сказать так — на каждом этапе они сначала кайфовали и только потом ставили новую цель и шли к ней.

Полный размер

merrsonn, Рома, спасибо за картинку:)

Прикол в том, что «лестница к идеальному звуку» у каждого своя. Также как и первые шаги. Кто-то, влезая в автозвук, кроме плеера и наушников никакого другого устройства воспроизведения музыки не себе не испытывал. Кто-то прошёл путь в домашке, кто-то выучил всю свою коллекцию, слушая её на древних S90. Отдельные ступени этой «лестницы» у разных людей похожи, но следующие «ступени» могут различаться. Например, кто-то, послушав недорогую, «правильную» двухполоску на 80м пионере через какое-то время уходит в «давку», потом возвращается к «правильному звуку» на заметно более дорогих компонентах. Кто-то с «давильных» машин сразу начинает. Кто-то обязательно проходит этап со штаткой с подключенным отдельно сабом, кто-то сразу строит систему на свдоенных мидбасах.

Полный размер

Ром, и за эту тоже)))

Всё это многообразие путей к ЗВУКУ порождает поистине сумасшедшее многообразие различных вариантов решения основной задачи любителя автозвука — Получить кайф от музыки.
Среди таких вариантов и простая доработка штатки Audi, которую практикует kfsound , и доработка штатки Volvo, которую делаю я . И OEM инсталляции БМВшников, которых скопилось великое множество благодаря тому, что lademr в своё время доказал, что такие конфигурации могут действительно круто звучать. И очень много громких систем на эстрадке.
И всё это имеет место быть, несмотря на то, что пользователи одних вариантов аудиосистем, готовы разорвать в клочья (или залить килотоннами овна) пользователей других, «не верных» вариантов аудиосистем.

Меня всегда интересовало реальное отношение к автозвуку разных людей. Я всегда с удовольствием прислушиваюсь к мнению клиентов, «гуру», просто любителей звука. Но также мне всегда хотелось собрать какую-то статистику, понять реальное положение дел в автозвуке. Я долго думал, как это реализовать и в итоге у меня родился этот пост.

Вот ссылка на опросник: goo.gl/forms/xHFk4j7sNjscxkqI3
Я буду вам очень благодарен за участие в этом опросе. Вопросов там немного, но в конце опроса вас ждёт благодарность от меня: архив с моим настроечным диском и красивой музыкальной подборкой, собранной из «тестовых» дисков, которые собирали различные участники автозвукового движения. В архиве вся музыка будет лежать сразу в трёх форматах:
1) WAV
2) FLAC
3) MP3 320kbit, подготовленный мною лично специально для этой подборки, для тех, кто не имеет возможность прослушивать lossless форматы.

Кроме того, для того, чтобы повысить охват и объективность этого опроса я прошу вас сделать максимальный репост . Обработанные обезличенные результаты я обязательно опубликую!

Что такое рез в автозвуке.

Эту юбилейную 50ю запись я решил посвятить не своей машине а знаниям которые я получил с ее помощью.Цель записи не поумничать, а описать элементарные основы гарантирующие результат при установки элементарной аудио системы.Многие устанавливая магнитолу в машине упускают не хитрые мелочи и в итоге теряют качество звука.

Очень надеюсь что кому то ниженаписанное поможет. 🙂 итак…

1) Общее.
при установке звука в машину необходимо строго соблюдать 3 правила:
-Надежность
-Безопасность
-Аккуратность
Соблюдать следует везде и во всем, как можно тщательнее.Никаких скруток, прикрученных клемм и т.д. Все должно быть тщательно пропаяно и надежно заизолировано и хорошо спрятано.Скрутки будут работать но не долго и не надежно, плюс на них будут ощутимые потери, ну и пожаробезопасность я думаю самый главный вопрос в вашем любимом авто. Так что не делайте на соплях, каждая ваша халтура рано или поздно вылезет и придется к ней возвращаться чтоб переделыват и процесс этот бесконечен 🙂

2) питание.
Запитывать магнитолу нужно НАПРЯМУЮ от клеммы аккумулятора, с обязательной установкой предохранителя на плюсовой провод как можно ближе к клемме. В идеале от клем аккумулятора провести и + и -. Сечение провода не меньше 2.5 мм2. Забудте о прикуривателях и врезках в штатную сеть, это все зло. Провода питания уложите в автомобильную гофру.Нельзя укладывать провода питания рядом с акустическими.

3) Динамики.Комплектные провода идущие вместе с динамиками подлежат немедленной утилизации 🙂 Для подключения динамиков необходимы провода в силиконовой изоляции сечением не менее 1.5 мм2

Динамики в передние двери.
Их нужно устанавливать ТОЛЬКО компонентные.(те у которых идут в комплекте отдельные пищалки.)

К пищалкам особых претензий нет, устанавливайте на стойки и настраивайте направление на свой вкус.Мидбасовые динамики устанавливаются в двери в штатные места либо на подиумы. В любом случае Динамики должны садится плотно в железо и максимально жестко. Рядом с динамиком не должно быть щелей. Если ставите подиумы то изготовьте колечки под декор, через которые подиумы жестко притянутся к железу, колечки должны проводить звук от динамика во внутренне пространство двери а не под декор.

Даже если машина не имеет шумоизоляции имеет смысл проклеить двери в которых установлены динамики STP или аналогичной.

Она закроет технологические окна и значительно добавит басов в звучание передних динамиков.

Динамики в заднюю полку.
Тут все проще. Чем жестче полка, чем жестче она закреплена и чем герметичнее пространство багажника отделено от пространства салона тем лучше будет играть тыл.

4) сабвуферы и усилители.
Что касается этого оборудования то тут уже нужно исходить из бюджета, типа кузова, и предпочтений. С технической стороны советы можно давать только относительно какой то конкретно отдельно взятой конфигурации.Но это уже огромная и отдельная тема, такая система уже выходит за рамки элементарной :):).

Единственные советы, которые можно отнести ко всем типам усилителей такие:
— провода питания должны быть качественными, и достаточного сечения.
— все клеммы питания должны иметь максимально надежный контакт.
Эти 2 пункта относятся даже не столь к качеству звука, сколько к безопасности. Их не соблюдение может привести к выходу из строя усилителей и (или) динамиков которыми они нагружены.

— не экономьте на межблочных кабелях. Если уж вы решили устанавливать усилитель в систему то обойдите стороной дешевые межблоки и комплекты подключения усилителей. Сэкономив на них вы гарантировано потеряете 1/3 мощности и качества даже бюджетного усилителя. Лучше изготовьте кабели самостоятельно на основе хороших проводов, или обратитесь к людям дружащим с паяльником. Не тратьте деньги впустую.

Вот в принципе и все основы. Поправки и вопросы категорически приветствуются, тема не закрыта и необходимое будет добавляться. Красивого вам звука :):):)

>Видео Что такое правильный автозвук?

Что такое моноблок в автозвуке. Чем отличается моноблок от усилителя

Большинству автовладельцев по прошествии незначительного времени с момента покупки автомобиля штатной аудиосистемы становится недостаточно. Мощность автомагнитолы оставляет желать лучшего, и тогда встает вопрос об использовании внешнего усилителя, увеличивающего мощность системы ради улучшения качества звука и повышения громкости. Чем отличается моноблок от усилителя. Чем отличается моноблок от усилителя.В процессе выбора усилителей можно столкнуться с представленными на витринах моноблоками и усилителями с указанием числа каналов (чаще всего четыре, чуть реже два, все меньше три, пять, шесть).

— в контексте применения в автоакустике представляет собой прибор для усиления звуковой частоты за счет усиления электрических колебаний. Моноблок — в контексте применения в автоакустике представляет собой одноканальный усилитель звуковой частоты.

Разница между моноблоком и усилителем

Разница между моноблоком и усилителем представляется разницей между общим и частным. Моноблок — такой же усилитель, как двухканальные и четырехканальные (наиболее популярные) усилители, но обладающий рядом собственных характеристик. Моноблоком одноканальный усилитель называют из-за возможности применять приставку “моно”, что однозначно указывает на единственный канал устройства.Моноблоки, в отличите от других видов усилителей, используются для подключения сабвуферов, и усиливают низкочастотные басы. Поэтому одноканальные усилители часто называют басовыми. Моноблоки рассчитаны на низкоомную — в 1 Ом — нагрузку, именно при соблюдении этого условия на выходе получается высокая мощность при минимальной нагрузке на электросеть автомобиля. Для 2 Ом и 4 Ом низкочастотные усилители приобретать уже менее целесообразно. К моноблоку не подключают колонки, другие виды усилителей при наличии достаточного числа каналов позволяют комбинировать подключение колонок и сабвуферов.В соответствии с классификацией электроусилителей, моноблоки сегодня характеризуются классом D, то есть отличаются высокой мощностью и низким качеством звука. Для подключения сабвуфера качество звука может считаться совершенно незначительной характеристикой. Другие усилители в бюджетном сегменте имеют класс AB (среднего уровня показатели), в сегменте hi-end — класс A (высокое качество звука и малая мощность).

TheDifference.ru определил, что отличие моноблока от усилителя заключается в следующем:

Чем отличается моноблок от усилителя

Моноблок — это один из видов усилителя.Моноблок предполагает один канал подключения, другие виды усилителей — несколько.К моноблоку подключается только сабвуфер, к усилителям — колонки и сабвуфер.Моноблок усиливает басы.Класс моноблока преимущественно D, класс усилителей — A или AB.

Источник: https://zdorovaya-eda.com/pravila-zdorovogo-pitaniya/chto-takoe-avtozvuk-i-kak-gramotno-postroit-audiosistemu-v-svoem

Построение музыкальной системы в автомобиле

Построение музыкальной системы в автомобиле состоит из следующих этапов: прослушивание и выбор компонентов, установка выбранных компонентов в машину, настройка установленной системы. Рассмотрим каждый этап поподробнее.

Прослушивание и выбор компонентов

Для начала, необходимо определиться в музыкальных предпочтениях, а также на бюджете. На практике существует мало систем, способных отыграть материал любого жанра, и стоят они немало.
Кроме фирменных черт звучания того или иного бренда, существует масса других критериев, по которым их следует отбирать. Кроме банальных габаритных размеров, желательно обратить внимание на наличие как минимум двух пар линейных выходов, а также на внешний вид самого аппарата, его сочетание с общим дизайном салона. Я осознанно не перечисляю особенности звучания тех или иных головных устройств, акустики и усилителей, т.к. восприятие звукового тракта у каждого человека индивидуально.
Кроме музыкальных предпочтений, при выборе акустики надо определиться как с размером покупаемой акустики, так и с местом её установки. В настоящее время наиболее популярной является установка акустики в подиумы на двери. Не меньшую роль при покупке играет типоразмер и установочная глубина акустики — нередко бывает, что дверь, её внутреннюю начинку и обшивку приходится долго и мучительно подгонять под купленные компоненты.
Мои рекомендации при выборе акустики — хорошие 2-компонентные динамики, известного бренда. Выбор сабвуфера осуществляется по тем же критериям, наиболее значимые из которых — особенность звучания, диаметр и установочная глубина.
Усилитель — неотъемлемое звено любой, грамотно построенной системы. Выбирать усилитель следует только среди продукции именитых фирм-производителей. Такие, как правило, сделаны из более качественных комплектующих, имеют защиту от перегрузки и перегрева, обеспечивают более качественное звучание.
Не менее важную роль играют и провода для автозвука. Они подразделяются на силовые, акустические и межблочные. Силовые провода обеспечивают питанием головное устройство и усилитель. Сечение силового провода должно быть приблизительно 4 Ga, акустического — 8 Ga, однако это не является стандартом, а скорее зависит от предполагаемой номинальной мощности инсталлируемой системы. Межблочные провода продаются стандартного сечение, различаются лишь длиной и наличием/отсутствием управляющего провода.
Бытует мнение, что дорогие провода лучше. Это актуально только для проводов высшей ценовой категории, которую мы рассматривать не будем. Хорошо зарекомендовали себя провода Daxx, Stinger и Чернов.
Многие добавляют в свою систему конденсатор. При выборе конденсатора нужно учитывать, что на 500 Вт номинальной мощности системы, достаточно конденсатора емкостью 0,5 Ф. Ориентироваться лучше на модели с автоматикой, для того чтобы избежать проблем при подключении.
В принципе, конденсатор в систему устанавливают для того, чтобы избежать просаживания баса при пиковых нагрузках, когда энергии аккумулятора и генератора становится недостаточно. Я лично такого не встречал и явных преимуществ использования конденсатора в системе не заметил.
Перед приобретением компонентов необходимо выбрать схему, по которой вы будете осуществлять установку выбранных компонентов. Приведу наиболее распространенные схемы:
1. Головное устройство — фронт — сабвуфер — 4-канальный усилитель на фронт и сабвуфер. Это классическая схема подключения, по которой осуществляется приблизительно 80% всех инсталляций. В её основе лежит бюджетность, простота настройки и установки. Немаловажен и тот факт, что такая инсталляция экономит место в автомобиле за счет компактности расположения компонентов. Особенностью звучания является невысокая мощность системы. Однако качество звучания при этом теряет несильно, и на слух неискушенного меломана абсолютно незаметно.
2. Головное устройство — фронт — тыл — сабвуфер — 5-канальный усилитель на фронт, тыл и сабвуфер. В основе этой схемы подключения, лежит описанная выше, сохраняя её достоинства и недостатки. Сюда добавлена подзвучка тыла, на отсутствие которой часто жалуются пассажиры, сидящие сзади. Отмечу, что в настройке такая система сложнее, чем первая и не всегда удается добиться желаемого результата. Я не рекомендую такую установку для легковых машин малого и среднего (бизнес) классов.
3. Головное устройство — фронт — сабвуфер — 2-канальный усилитель на фронт — 2-канальный усилитель на сабвуфер. Данная схема подойдет любителям мощного, напористого баса. Включив мостом на сабвуфер двухканальный усилитель, мы получим заведомо большую мощность, чем в вышеописанных вариантах.
4. Головное устройство — фронт — сабвуфер — 4-канальный усилитель на фронт — 2-канальный усилитель на сабвуфер. В данной ценовой категории эта схема будет стоять на вершине, как по стоимости, так и по качеству звучания. Она позволит отказаться от кроссоверов, входящих в комплект фронтальной акустики и использовать кроссоверы внешнего усилителя. Т.е. осуществить так называемое поканальное усиление. Это заметно отразится на качестве и мощности звучания системы.
После того, как выбранные компоненты приобретены, перед установкой их в машину, следует произвести её шумовиброизоляцию (как сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками).

Настройка музыкальной системы

После подключения, инсталлированную систему необходимо грамотно настроить. Под настройкой подразумевается установка на усилителе частот среза для акустики и сабвуфера, установка входящей и исходящей чувствительности, настройка звукового процессора (если такой имеется).
Априори будем считать, что фильтры в усилителе намного лучше, чем в головном устройстве, поэтому настройку будем проводить при выставленных на головном устройстве настройках в «0».
Шаг первый. Устанавливаем на усилителе фильтр для сабвуферного канала в положение «LPF». Частоту среза кроссовера устанавливаем в диапазоне 50-70 Гц.
Шаг второй. Устанавливаем на усилителе фильтр для фронтального канала в положение «HPF». Частоту среза кроссовера устанавливаем в диапазоне 70-90 Гц.
Шаг третий. Настройку чувствительности производим следующим образом: на усилителе ставим настройку в «0», на головном устройстве увеличиваем громкость до максимального значения. Затем поворачиваем регулятор чувствительности на усилителе в сторону увеличения, до появления заметных искажений в звучании системы. Немного убавляем — чувствительность настроена.
Если бас локализован сзади, т.е. привязан к сабвуферу, то подключаем сабвуфер в противофазе. Для этого, если на усилителе имеется плавная регулировка фазы, поворачиваем регулятор на 180 градусов. Если таковой нет — меняем местами «+» и «-» провода подключения сабвуфера.
Если при включении магнитолы в сабвуфере раздаются щелчки, а в динамиках треск — значит, имеют место наводки. Смотрим, как проложены все провода, при необходимости прокладываем их в другом месте.

Источник: https://Real-avto.com/blog/tyuning-avtomobiley/postroenie-muzykalnoy-sistemy-v-avtomobile/

​Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно — после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение — ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.

PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.

При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.

Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.

В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.

Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело — труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.

Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора — 24 дБ/окт.

В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный — 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще — достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.

Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.

Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.

Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.

Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай — стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.

Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.

Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.

Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.

Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

Компоненты

Внизу отмечены основные элементы из которых состоит сабвуфер.

Подвес — крепит диффузор к корзине. Совместно с длиной обмотки катушки влияет на величину хода динамика, а от материала зависят эластичность и прочность.

Монтажное кольцо — выполняет роль уплотнителя, в некоторых моделях может крепить подвес к корзине.

Вывод проводов — современным решением является выведение проводов от катушки по центрирующей шайбе, что исключает возможность повреждения и посторонних звуков во время работы.

Клемма — к клеммнику подключаются акустические провода от усилителя, в некоторых моделях может отсутствовать, предлагая обладателю прямое подключение, либо соединение через терминал корпуса.

Звуковая катушка — располагается в зазоре между керном и верхним фланцем, там где образуется магнитное поле. Катушка это цилиндр (гильза), на который намотан тонкий медный провод (обмотка катушки). Гильза соединена с диффузором, за счет чего он и приводится в движение.

Корзина является корпусом динамика и каркасом для всех элементов.

Пылезащитный колпак — препятствует попаданию пыли в зазор звуковой катушки.

Диффузор — площадь, создающая колебания воздуха, которые мы слышим как звук.

Центрирующая шайба — центрует и удерживает катушку в зазоре.

Магнитная система. Магнит изготавливается из особых сплавов или же магнитной керамики — специальным способом спрессованных и «спечённых» порошков. От массы и материала магнита зависит мощность динамика.

Магнит расположен вокруг керна и закреплен между верхним и нижним фланцами. Все это вместе составляет магнитную систему сабвуфера.

Вентиляционные отверстия и канал для отвода воздуха используются для выведения тепла и защиты катушки от перегрева. Охлаждение бывает пассивное и активное, оба варианта используются в динамиках. При пассивном охлаждении тепло рассеивается за счет теплопередачи материалов, а при активном горячий воздух отводится за счет движения диффузора, соответственно при ускорении или увеличении диапазона движения повышается и интенсивность охлаждения.

Типы акустических систем

На сегодняшний день оборудование, которое обеспечивает автозвук, делят на два основных вида:

  • Компонентный;
  • Коаксиальный.

Современные водители отдают большее предпочтение компонентным системам, поскольку считают их более совершенными. Коаксиальные установки уходят в прошлое, поскольку они не способны обеспечить действительно качественное звучание.

Видеосюжет об автомобильной акустической системе:

Компонентная система

Такая автоакустика состоит из динамиков, размещенных отдельно друг от друга. Если корректно установить колонки в салоне, можно добиться эффекта “присутствия” (то есть появится возможность различать игру отдельных инструментов). Даже если купить не слишком дорогую аудиосистему, она сможет обеспечить довольно качественное звучание музыки в салоне.

Самая простая компонентная акустика состоит из двух низко-среднечастотных динамиков (мидбасов) и двух высокочастотных (пищалок). Более дорогие комплекты оснащаются дополнительными низкочастотными динамиками большого размера (их называют сабвуферы). Их может быть несколько, но бывают колонки с одним сабвуфером.

В случае компонентной системы динамики устанавливаются раздельно

Коаксиальная система

Подобные системы отличаются тем, что все динамики компонуются в одной колонке. Самые простые из них состоят всего из одного большого динамика. Перед его диффузором закрепляются маленькие динамики. Основное достоинство коаксиальных аудиосистем — простота их монтажа. Также покупателей привлекает их невысокая стоимость.

Акустика данного типа становится все менее популярной. В основном она используется теми автомобилистами, для которых качество звучания не столь важно. Чаще всего коаксиальные системы можно встретить в салонах грузовых машин, маршруток, недорогих “легковушек”.

Пример коаксиальной системы Pioneer

Секреты правильного монтажа

На качество воспроизведения звука также влияет корректная установка акустической системы. Например, мидбасам вредны сильные вибрации. Поэтому они должны быть крепче закреплены, чтобы обеспечить хорошее звучание. Если вы осуществляете монтаж динамика в дверцах машины — заранее позаботьтесь о вибро- и шумоизоляции. Это позволит избавиться от дребезжания и достичь качественного звучания басов при высокой громкости. При установке динамиков в задней области автомобиля, необходимо оставить место между ними и сабвуферами.

Оптимальный вариант размещения элементов системы — мидбасы на задних дверях, сабвуферы в багажнике. Среднечастотные динамики и “пищалки” лучше всего расположить в передней части авто. От установки тыльных динамиков рекомендуется отказаться. Для обеспечения качественного звучания в салоне достаточно двух фронтальных динамиков и “пищалок”, расположенных в передних стойках.

Также советуем установить “пищалки” поближе к мидбасу. Но в большинстве случаев для этого придется перекраивать обшивку. В такой ситуации можно подключить высокочастотные динамики возле зеркал, в нижней зоне передней стойки. Они должны быть направлены диффузорами внутрь (либо на ветровое стекло). В задней части салона стоит располагать только сабвуфер.

Монтаж акустической системы

ТОП-10 аудиосистем

Предлагаем вашему вниманию список самых лучших, на наш взгляд, акустических систем. Отметим, что “лучшие” не означает “самые громкие”, поскольку слишком громкое звучание может повредить слух. Кроме того, это противоречит установленным законодательным нормам о шуме. Некоторые из представленных систем выпускаются как стандартные в некоторых моделях авто, а некоторые необходимо покупать отдельно.

Bose Media System

(есть в Феррари 612 Scaglietti)

Считается, что в спортивных автомобилях шум двигателя заглушает звучание акустики. Однако ту систему, которую мы рассматриваем, заглушить невозможно. Она отличается исключительно качественным звучанием, которое обеспечивает в салоне.

Аудиосистема Bose Media System в автомобиле Феррари

Boston Acoustics

(есть в Chrysler 300C)

Данная акустическая система мощностью 368 ватт обеспечивает прекрасное звучание при любых дорожных условиях. Она комплектуется 7 динамиками, которые имеют специальные фильтры. Для полного звука оснащается сабвуфером.

Boston Acoustics — прекрасная аудиосистема

Rockford Fostage

(есть в Mitsubishi Lancer Evolution)

Мощность колонок составляет 650 ватт. Система оснащена девятью динамиками и 10-дюймовым сабвуфером (располагается в багажнике). Отличается способностью умелой обработки звучания. Данная акустика чувствительна к изменению скорости и может выравнивать объем звука.

Акустическая система Рокфорд Фосгейт

THX 2

(есть в Lincoln MKX)

Очень чистая аудиосистема. Обрабатывает бас так же, как и остальные диапазоны звучания. Оснащена 14 динамиками и имеет мощность 600 ватт.

Качественная аудиосистема для автомобиля Линкольн

Dynaudio

(есть в Volvo S80)

Аудиосистема использует настройки известной датской компании “Dynaudio”. Комплектуется 12 динамиками. Каждый из них имеет собственный фильтр, что делает звучание необычайно чистым. Мощность акустики — 650 ватт.

Dynaudio — известная акустика

Bose 5.1 Cabin

(есть в Cadillac CTS)

Колонки оборудованы десятью динамиками. Они обеспечивают точную полноту звука. Качество звучания не меняется, независимо от скорости движения автомобиля.

Bose 5.1 Cabin — акустическая система, установленная в автомобиле Cadillac CTS

Harman

(есть в Мерседесе — класс CL)

Не каждый может позволить себе автомобиль Мерседес. А вот акустическую систему, которая устанавливается на такие модели, можно постараться приобрести. Она обеспечивает объемное цифровое звучание. Благодаря точной настройке обеспечивается мощность 600 ватт. Система состоит из четырнадцати динамиков.

Интерьер автомобиля Мерседес с акустикой Harman

Bowers & Wilkins

(есть в Jaguar XF)

Мощность акустики — около 440 ватт. Объемное звучание колонок обеспечивают 13 динамиков и мощный сабвуфер. Качество продукции считается очень высоким.

Аудиосистема автомобиля Jaguar XF

Mark Levinson Refrence

(есть в Lexus LS)

Мощность системы составляет 450 ватт. Коэффициент искажений звука — менее 0,1 %. Благодаря диапазону 20-20000 герц вы не сможете упустить ни звука. Система оснащена жестким диском (8 гигабайт).

Интерьер Лексус ЛС и его акустика

Bang & Olufsen Advanced

(есть в Audi A8)

Аудио-система оснащена 14 динамиками и впечатляет качеством своего звучания. Также включает сабвуфер (12 дюймов). Все динамики имеют собственный усилитель. Мощность — 1100 ватт. Колонки оборудованы акустическими линзами, которые сжимаются и удлиняются.

Одна из самых качественных аудиосистем установлена в автомобиле Ауди А8

Напоследок отметим, что если монтаж не будет осуществлен грамотно — это сведет на нет достоинства любой качественной аудиосистемы. Поэтому рекомендуется устанавливать динамики, обратившись к специалистам. В этом деле есть множество тонких нюансов, доступных только профессионалам.

Источник: https://rating-avto.ru/tovar/dinamiki-dlya-avtomobiley.html

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*