admin / 24.07.2019

Где стоит сапун двигателя

Сапунит двигатель: причины и что делать

В этой статье постараемся разобраться в таком вопросе, почему сапунит двигатель, какие могут быть последствия и какие проблемы вылезут наружу при диагностике силового агрегата с подобной неисправностью.

Сразу стоит оговориться, что сапунить может любой, вполне исправный мотор. Это связано с тем, что весь объем сгоревшей топливовоздушной смеси поршневые кольца не в состоянии удержать в цилиндре, и часть воздуха все равно попадет в поддон двигателя. Это в свою очередь создает условия для появления избыточного давления внутри движка, которое будет стараться выдавить масло через сальники и различные соединения, плюс отрицательно скажется на свойствах моторного масла. Но так как на исправном двигателе прорыв газов минимальный, то и давление газов будет минимальным.

Стрелкой отмечен клапан вентиляции картера PCV

Для того, чтобы снизить избыточное давление в картере двигателя была разработана система вентиляции картерных газов. На различных типах двигателей она отличается своей конструкцией, но суть остается одна — это снять излишнее давление внутри двигателя.

Система работает по принципу сапуна (сапун – дыхательный клапан), то есть это такое устройство, которое служит для выравнивания давления в картере с атмосферным.

Схема работы сапуна

Картер двигателя через шланг или металлическую трубку соединен с крышкой клапанов двигателя. При работе мотора, поршня при рабочем ходе создают разряжение, вытягивая в свою очередь воздух из картера, тем самым снимая излишнее давление в поддоне.

Система управляемой вентиляции картера

В крышке клапанов устанавливается маслоотделитель, с помощью которого часть масла, попавшая с воздухом из картера, вновь возвращается в поддон.

Помимо основной системы вентиляции картера через сапун, часть воздуха подтягивается еще и через дроссельный узел, соединенный с полостью клапанной крышки. А так как помимо воздуха втягиваются и пары масла, не осевшие в маслоотделителе, то по мере износа поршневой группы, в дроссельной заслонке начинает скапливаться большое количество нагара, вызывая нестабильную работу двигателя.

Причины, почему сапунит двигатель

ЦПГ

Первой очевидной причиной избыточного давления в двигателе является износ цилиндропоршневой группы. По мере эксплуатации происходит естественный износ стенок цилиндров, поршней и поршневых колец, что способствует увеличению прорыва газов в поддон двигателя.

Цилиндро-поршневая группа

Система вентиляция картерных газов

Процесс вентиляции подразумевает замкнутый цикл движения картерных газов. То есть из картера через сапун газы попадают в маслоотделитель, где освобождаются от капель масла, захваченного воздухом и через выходящий шланг из крышки клапанов, вновь попадают в воздухозаборник, возвращаясь в камеру сгорания двигателя.

В систему вмонтирован клапан, так называемый КВКГ (клапан вентиляции картерных газов), в задачу которого входит открывать систему вентиляции при возникновении излишнего давления в картере. Он работает только на отсос газов, не пуская их обратно. Клапан оснащен мембраной и имеет два отсека срабатывающих при нормальном и повышенном давлением. Если же клапан по какой-либо причине неисправен, то есть заклинит в открытом или закрытом положении, то это сразу отразится на работе двигателя.

Клапан вентиляции картерных газов PCV

Так при заклинивании в открытом положении, часть картерных газов будет постоянно попадать через отсек с нормальным давлением в камеру сгорания двигателя, обедняя смесь, вызывая перебои в работе мотора (возможны пропуски зажигания) и увеличивая расход топлива. Особенно это отрицательно отразится на инжекторных моторах, последнего поколения, где отвод картерных газов врезается уже после узла дроссельной заслонки.

Когда же клапан заклинит в закрытом положении, то в двигателе создастся высокое избыточное давление и масло будет просто пытаться выдавливаться через сальники и различные соединения. Плюс высокое давление будет выдавливать масло в камеру сгорания забрасывая свечи зажигания, наслаиваясь нагаром на тарелках клапанов и даже выдавливать масло через свечи в свечные колодцы. При сильно высоком давлении возможно даже выдавливание масляного щупа из его канала. Как правило, все это сопровождается повышенным расходом моторного масла и как следствие «голодание» коленвала» и других трущихся пар, что может вывести двигатель из строя.

Следствие сгорания масла в цилиндре, попадавшее через систему вентиляции картерных газов

Способы решения проблемы:

1. Ремонт двигателя

В зависимости от состояния, это может быть просто замена колец, либо замена поршней и поршневых колец ремонтных размеров, что связано с расточкой цилиндров блока.

В ГБЦ не должно быть износа направляющих втулок и самих клапанов, в противном случае замена маслосъемных колпачков не решит проблему.

2. Очистка клапана, замена мембраны либо самого клапана вентиляции с прочисткой всей системы вентиляции (бывает полностью забитой грязевым нагаром);

Патрубок системы вентиляции картера

3. Очистка маслоотделителя.

Маслоотделитель

Как проверить состояния вентиляции картера

На заведенном двигателе необходимо снять крышку маслозаливной горловины на крышке клапанов. При исправном двигателе крышка легко снимется, из горловины не будут выплескиваться брызги масло или идти сизый дым. Если и проскочит две-три капельки масла, это нормально и значит поршневая группа, как и система вентиляции картерных газов исправна.

Снять крышку маслозаливной горловины

В противном случае при открытии крышки будет разбрызгиваться масло, воздух будет сапунить и возможно появление выхлопа, как из выхлопной трубы.

Как не стоит решать проблему

Вроде бы решить проблему можно отсоединив шланг вентиляции картера от крышки клапанов и выведя его минуя двигатель под машину. Однако в этом случае шланг вентиляции помимо выброса газов будет являться пылесборником, так как при ходе всасывания поршней, будет подхватывать воздух с улицы. Такая экономия, на решении проблемы. Может закончится быстрым износом как ЦПГ, коленвала и сложным и дорогостоящим ремонтом двигателя. Подобная мера может быть допустима в крайнем случае, когда нужно добраться до гаража с неблизкого расстояния, а мотор закидывает маслом.

Что такое сапун двигателя?

Для функционирования двигателя автомобиля должно соблюдаться ряд условий, среди которых и нормальное давление в картере. И обеспечивает это система отвода картерных газов, одним из основных элементов которой является сапун.

Назначение

Задача сапуна в конструкции автомобиля – соединение подпоршневого пространства двигателя с атмосферой. Дополнительно сапун установлен и в клапанной крышке головки блока.

В процессе работы силовой установки движение узлов, механизмов, смазочного материала приводит к повышению давления внутри картера и под крышкой. Помимо этого, в подпоршневом пространстве скапливаются картерные газы, которые тоже повышают давление.

Поршневые кольца не способны обеспечить полную герметичность камеры сгорания, поэтому часть рабочих газов прорывается и попадает в подпоршневое пространство.

Работа мотора сопровождается перепадами температур, из-за чего внутри образуется конденсат. Скопление влаги внутри мотора недопустимо, поскольку она – основная причина образования коррозии.

Смесь из рабочих газов, прорвавшихся в картер, влаги, частиц масла, которые примешиваются при контакте со смазкой, и называются картерными газами. Возрастание давления внутри картера обычно сопровождается ухудшением работоспособности двигателя, так как газы создают дополнительное сопротивление узлам и механизмам.

Если же газы в подпоршневом пространстве скопляться в большом количестве, то происходит их прорыв через неплотности и «слабые» составные элементы – сальники, щуп, уплотнители и т. д.

Поэтому важно выравнивать давления и отвод газов. И это делает сапун, по сути, являющийся воздушным клапаном. Отметим, что этот элемент используется не только на двигателе, он используется и в КПП, задних мостах.

Помимо поддержания давления в блоке цилиндров, сапун многие автолюбители используют для диагностики мотора. Он помогает определить степень износа цилиндропоршневой группы и залегание колец.

При износе составных частей мотора или закоксовке поршневых колец в подпоршневое пространство попадает большое количество газов. А благодаря сапуну это хорошо заметно по дымности выходящих картерных газов. При хорошем состоянии ЦПГ дыма в картерных газах практически нет.

Конструктивные особенности

Ранее сапун представлял собой обычный штуцер с одетым на него шлангом, отведенным вниз. Такая конструкция обеспечивала отвод картерных газов в атмосферу. Чтобы исключить выброс масла, перед сапуном устанавливался маслоотделитель. Этот элемент изменял траектории движения газов, при этом масло благодаря инерции оседало на стенках маслоотделителя и стекало в поддон.

Система вентиляции картера ВАЗ 2111:
1. Картер двигателя.
2. Сапун.
3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки.
4. Маслоотделитель под клапанной крышкой.
5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки.
6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.
7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе.

В современных авто, для повышения экологичности, используется целая система отвода этих газов. Благодаря ей они выводятся не в атмосферу, а подаются в цилиндры, где и сгорают.

Эта система включает в себя:

  1. Сапун.
  2. Маслоотделители.
  3. Патрубки.

Примечательно, что в системе отвода картерных газов используется несколько маслоотделителей – лабиринтный, центробежный, сеточный.

Размещается сапун в самых разных местах нижней части блока двигателя. Он может быть как отдельным элементом, так и выступать в качестве корпуса для щупа.

Сапун – элемент очень простой по конструкции, но от него зависит работоспособность мотора. Если его заглушить, то уже через несколько минут возросшее давление выдавит масло. Если масло выйдет через щуп, тогда достаточно лишь восстановить уровень смазочного материала и вытереть подкапотное пространство. Но если масло продавливает сальники коленчатого вала, то без их замены не обойтись.

В сапуне нет никаких подвижных частей, поэтому ломаться в нем нечему. Но обслуживания он все же требует. Маслоотделитель не способен уловить все масло и масляные частицы в газах остаются. Часть их оседает на внутренних стенках сапуна вместе с сажей и загрязняющими элементами. Постепенно диаметр трубок уменьшается, что ухудшает вентиляцию картера. В зимнее время к грязи на стенках добавляется замерзшая вода.

На некоторых авто система вентиляции картера предусматривает подачу газа в крышку клапанов, где они дополнительно проходят через маслоуловительную сетку перед тем, как поступят в цилиндры. Соты этой сетки также закупориваются грязью, поэтому пропускная способность снижается. «Выливается» это в продавливание сальников распределительного вала.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Причины запотевания фар и основные способы решения проблемы
  • Какой герметик лучше для системы охлаждения автомобиля
  • Что такое чип тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Обслуживание

Чтобы исключить вероятность продавливания сальников нужно периодически чистить систему вентиляции двигателя. Если удалять загрязнения 2 раза в год, то проблем с проведением работ не возникнет, поскольку грязь удаляется ветошью.

Загрязненный сапун Skoda Octavia

Начинать следует с самого сапуна. В одних двигателях он крепиться при помощи болтов, в других же сапун плотно посажен в посадочное место.

После извлечения стенки сапуна тщательно протираем ветошью. Если загрязнение сильное, то удаляются они проволокой или отверткой. Перед установкой сапуна посадочное место протираем.

Патрубки системы вентиляции промываем и прочищаем шомполом, сделанным из ветоши и проволоки.

Очищать нужно и маслоуловительную сетку, установленную в клапанной крышке. При незначительном ее загрязнении, достаточно лишь протирки.

Если сетка загрязнена отложениями сильно, то удалять все придется при помощи ножа, отвертки, проволоки. Можно также отложения просто выпалить. Для этого на сетку льем немного бензина и поджигаем.

Такие нехитрые действия позволяют содержать систему вентиляции картера, в которую входит сапун, в рабочем состоянии и не допустить продавливание сальников или выдавливания масла через щуп.

Видео: Сапун, что это и зачем?

Сапун двигателя

Некоторых начинающих водителей вгоняет в ступор вопрос «сапун двигателя и что это такое», ведь в рекомендациях по эксплуатации и уходу за автосредством часто упоминается этот важный элемент мотора.

Помимо этого, сапун нередко помогает диагностировать важные проблемы, связанные с силовым агрегатом: дело в том, что проблемы с данным элементом могут впоследствии вызвать неполадки двигателя, что затем может привести к дорогостоящему ремонту.

Именно поэтому владельцу авто просто необходимо знать все аспекты и характеристики прибора, а также иметь представление о том, как правильно предотвращать нарушения в его работе, ведь клапан-сапун, не кажущийся на первый взгляд значительной деталью, имеет большое значение для правильной работы силового агрегата.

В чём его предназначение?

Чтобы понять, что такое сапун, рекомендуется узнать, для чего он нужен, поскольку это находится в прямой связи с его принципом функционирования.

  • Основная задача данного приспособления – снижение давления в двигательном картере.

Во время работы автомобиля в картере собирается множество газов, которые со временем создают высокое давление. Если их вовремя не стравливать, мотор может прекратить работу, поскольку большое давление будет способствовать подпиранию поршней, а газ при этом начнёт выходить через любое другое отверстие. Чтобы такого не случилось, устанавливается этот клапан.

  • Ещё одна значительная функция прибора – снижение температуры внутри двигателя и его вентиляция.

По работе этого агрегата можно делать выводы о проблемах в работе мотора.

Например, при залегших кольцах или поршневых повреждениях, из шланга будет виден характерный серый дым, который можно сравнить с выхлопом.

В нормальном же рабочем состоянии из агрегата виднеется слегка прозрачный, едва заметный дымок. Существуют ситуации, когда двигатель постоянно выбрасывает масло через сапун. Это частая причина не только засорения клапана, но и других технических неполадок.

Клапан-сапун – важный элемент, позволяющий сообщаться со внешней средой закрытой ёмкости. Он позволяет уравнивать давление внутри ДВС: если оно резко понизится, то через клапан внутрь попадёт свежий воздух, который и устранит разницу между внешним, атмосферным, и внутренним давлением, создаваемым в полости картера.

Место установки

Клапан-сапун в автомобиле обычно находится:

  • непосредственно в двигателе;
  • внутри конструкции заднего и переднего моста;
  • в КПП.

Принцип работы

Вне зависимости от места установки функции сапуна остаются прежними.

Важное дополнение – устройство обычно снабжено специальным фильтром, который не пропускает внутрь мотора грязь, пыль и частички влаги.

Иными словами, клапан даёт возможность «дышать» конструктивным узлам авто, из которых не допускается вытекание рабочих жидкостей и в которые не должны попадать мелкие частицы извне.

Во время работы двигателя масло внутри картера имеет свойство нагреваться, что приводит к повышению температуры двигателя. Во время этого воздух в картере начинает расширяться и создаёт давление, которое необходимо сбрасывать. В противном случае масляная жидкость, находящаяся внутри, вылетает сквозь уплотнители, а также сальники и прокладки. Такой принцип характерен и для любых других узлов – мостов, коробки передач и раздатки.

При охлаждении, наоборот, давление в картере быстро падает, из-за чего воздух снаружи пытается прорваться внутрь сквозь любые доступные отверстия. Для того чтобы противодействовать таким явлениям и полностью безопасно выровнять давление на двигатель, устанавливается это приспособление.

Для чего нужна чистка клапана?

Внешние условия, создаваемые при работе клапана-сапуна, часто приводят к тому, что в нём накапливаются пыль и грязь, которые препятствуют его нормальному функционированию. Из-за этого возникает избыточное или, наоборот, недостаточное давление, приводящее к течи масла.

Если возникают ситуации, когда через агрегат кидает масло, в первую очередь следует проверить, не забился ли он. Чтобы масло не выкидывало, нужно снять клапан для чистки или замены.

Менять сапун на новый следует в тех случаях, когда он чересчур загрязнён, а перед установкой нового агрегата рекомендуется тщательно очистить и место его установки, что позволит избежать скорого загрязнения вновь. Сапуны других важных узлов автомобиля тоже подлежат своевременной чистке для профилактики неисправностей авто.

Важно

Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять.

Неисправный клапан может привести к различным нарушениям:

  • риск течи КПП;
  • быстрый износ синхронизаторов и многое другое.

Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.

Сапун на двигателе место расположения. Что такое сапун двигателя и для чего он вообще нужен? Вот такой вопрос

Многих начинающих водителей интересует, что такое сапун двигателя. Ведь часто можно встретить в рекомендациях по уходу за автомобилем упоминания об этой части мотора. Также сапун может играть довольно серьезную роль в диагностике некоторых проблем с силовым агрегатом. При проблемах с ним могут возникать различные негативные последствия для двигателя. Поэтому владельцу машины следует знать все особенности его строения. А также знать и уметь проводить профилактику неисправностей этого элемента мотора.

Это может уберечь вас от более дорогостоящего ремонта. По сути, сапун, хоть и кажется не слишком значительной деталью, на практике имеет огромное значение для здоровья силового агрегата.

Предназначение

Что такое сапун двигателя? Перед ответом на этот вопрос важно понять для чего он предназначается. Это напрямую связано с принципом его работы. Основной задачей этого приспособления является понижение давления в картере мотора. При работе силового агрегата в картере собираются различные газы. Постепенно они скапливаются и создают достаточно большое давление. Если не стравливать их, двигатель может остановиться, давление будет подпирать поршни. При этом газ будет искать выход через любое доступное отверстие. Чтобы не произошло такого и устанавливается сапун.

Также с помощью этого приспособления происходит . Из него удаляются ненужные газы. Таким образом, несколько снижается температура внутри двигателя. На сапуне мотора лежат 2 задачи: вентиляция и сброс излишнего давления. В некоторых случаях по работе сапуна можно судить о наличии проблем в работе двигателя. или повреждениях поршня, из шланга будет вылетать серый дым характерный для выхлопа. Так можно диагностировать эти неисправности без разбора двигателя. В нормальном состоянии из сапуна идет чуть заметный прозрачный дымок.

Строение

Сапун является, по сути, клапаном, стравливающим воздух из двигателя. При повышении давления он начинает пропускать через себя некоторое количество газов. Чем больше давление, тем большее количество воздуха может пройти через него. Для избегания попадания атмосферного воздуха внутрь, клапан способен пропускать только в одном направлении. Но на некоторых автомобилях этот процесс является обоюдным. В таких версиях в клапане установлен фильтр, не дающий пыли попасть внутрь мотора.

Чаще всего сапун расположен рядом с маслозаливной горловиной. Значительно реже можно встретить варианты с расположением его сбоку от блока цилиндров. От выходного патрубка идет шланг, подключаемый к корпусу воздушного фильтра. Такая компоновка характерна для всех автомобилей. Может различаться только небольшими нюансами, обусловленными особенностями кузова. Иногда имеется 2 патрубка, в таком случае второй шланг присоединяется к инжектору.

Неисправности . Самой частой причиной проблем с сапуном является его засоренность. Проявляется это путем выдавливания масла через любые доступные отверстия. Чаще всего страдают сальники коленвала. Именно через них обычно проходит масло. Намного реже встречается продавливание смазки через свечи или под клапанную крышку. Также часто может выбивать щуп.

При повышении давления его «отстреливает» с характерным хлопком. Удар может быть настолько сильным, что останется отметина на капоте. При появлении любых этих признаков нужно прочистить клапан сапуна.

Чистка

Для прочистки нужно снять сапун. После чего очищают его. Производится эта работа в несколько шагов:

  • Производятся подготовительные работы – снимаются шланги. На некоторых моделях потребуется демонтаж воздушного фильтра;
  • Откручивается крышка сапуна. Она может крепиться на 2 или 4 болтах. После снятия ее следует осмотреть на предмет повреждений;
  • Откручивается гайка, находящаяся на шпильке крепления маслоотбойника. На некоторых моделях не рекомендуется снимать ее целиком, одеть обратно ее будут мешать различные элементы конструкции;
  • Прочищают трубку с помощью шомпола. Его можно изготовить из обычного куска проволоки. Возле наружного конца расположен «ершик» его также следует прочистить;
  • Производится обратная сборка сапуна.

После проведения работ необходимо проверить их качество. Для этого заводят двигатель, открывают маслозаливную горловину и накрывают ее полиэтиленовой пленкой. При правильно вычищенном сапуне пленка не должна приподниматься.

Заключение . В автомобильном моторе постоянно происходят различные процессы. Чтобы не испытывать затруднений с диагностикой проблем водителю желательно знать, что такое сапун двигателя. Ведь этот элемент важен для надежной работы силового агрегата. Иногда его рекомендуется чистить от скопившегося там масла. Особенно важно делать это перед зимой. Иначе система вентиляции картера откажет у вас во время первых серьезных морозов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для устранения избыточного давления в резервуарах корпусов редукторов, коробок передач и других механизмов. Сапун содержит ступенчатый корпус 1 с отверстием для выхода воздуха, колпак 6, демпфирующий элемент 5 полусферической формы. В отверстии для выхода воздуха установлен стержень 2. Верхняя часть стержня 2 выполнена с кольцевой канавкой. Нижняя часть стержня 2 выступает за корпус и выполнена конусообразной. Демпфирующий элемент 5 размещен в кольцевой канавке стержня 2. Колпак 6 установлен на корпусе 1 неподвижно и имеет в нижней части прорези 7. Между дном колпака 6 и торцом стержня 2 образован зазор. При достижении избыточного давления стержень поднимается и воздух через образовавшийся зазор между демпфирующим элементом 5 и проходным отверстием корпуса 1, лыску и прорези 7 выходит наружу. Технический результат — повышение надежности работы при эксплуатации и устранение поступления воды внутрь полости механизма при погружении сапуна в водную среду. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для устранения избыточного давления в резервуарах корпусов редукторов, коробок передач и других механизмов.

Известен клапан травления воздуха, содержащий корпус, запорный орган в виде поплавка и седла, выполненного в виде регулировочного винта, компенсатор для гашения гидроудара, выполненный в виде пакета параллельных металлических пластин количеством не менее двух и расположенный в нижней части корпуса (см. свидетельство №16393, МПК 7 F 16 K 17/19).

Наиболее близким из известных к предложенному техническому решению является сапун, содержащий двухступенчатый трубчатый корпус с упорным буртом, размещенным на верхнем торце корпуса, верхняя часть которого перекрыта свободно охватывающим корпус подвижным колпаком с ограничителем подъема в виде усиков, расположенным с возможностью контактирования с упорным буртом, демпфирующий элемент, установленный между подвижным колпаком и упорным буртом (см. патент РФ №2088832, МПК 6 F 16 К 15/02).

Недостатком этого технического решения, как и аналога, является недостаточно высокая надежность работы при эксплуатации, а также не исключена возможность попадания воды или другой жидкости внутрь полости механизма при погружении сапуна в водную среду.

Технической задачей предложенного технического решения является повышение надежности работы при эксплуатации и устранение поступления воды внутрь полости механизма при погружении сапуна в водную среду.

Указанный технический результат достигается тем, что в сапуне, содержащем ступенчатый корпус с отверстием для выхода воздуха, верхняя часть которого закрыта колпаком, демпфирующий элемент, в отверстии для выхода воздуха установлен с образованием кольцевого зазора стержень, имеющий возможность возвратно-поступательного перемещения, верхняя часть стержня выполнена с кольцевой канавкой, а нижняя часть выступает за корпус и выполнена конусообразной, при этом демпфирующий элемент имеет полусферическую форму и размещен в кольцевой канавке стержня, кроме того, колпак установлен на корпусе неподвижно с образованием зазора между дном колпака и торцом стержня, причем колпак в нижней части имеет, по меньшей мере, две равномерно расположенные по окружности прорези и оперт на ступень корпуса большего диаметра, а ступень меньшего диаметра, контактирующая с внутренней поверхностью колпака, выполнена с лыской.

Исключить возможность поступления воды внутрь полости механизма можно следующим образом:

Установить в конструкции сапуна взаимодействующие между собой пружину и подвижный элемент, который плотно закрывает проходное отверстие полости механизма, а открывает его при значительном повышении давления внутри механизма. Однако в этом случае пружина должна устанавливаться предварительно нагруженной, а это создает в полости механизма при его работе значительное давление воздуха, что приводит к резкому выбрасыванию смазочного материала, находящегося в полости механизма в состоянии «масляного тумана», и как следствие обмасливанию снаружи колпака и поверхности механизма. В результате нарушается работоспособность сапуна (накопление пыли и грязи на обмасленной поверхности сапуна и закрытие проходных отверстий для воздуха), что может привести к возгоранию, коррозии и др.;

Соединить полость механизма с атмосферой при помощи устройства, имеющего выходное отверстие, расположенное выше уровня водной поверхности, но при этом значительно возрастет стоимость изделия из-за наличия большого количества крепежных и опорных деталей, сложности монтажа устройства, увеличенных габаритов, а также наличия специальных механизмов система осушки от конденсата, образующегося в устройстве;

Установить элемент, который в процессе быстрого движения воздуха из полости механизма к выходу отделит смазочный материал от воздушной среды, но это приведет к сложным конструктивным схемам, которые существенно повысят стоимость сапуна.

Существует следующее техническое противоречие:

С одной стороны, необходимо иметь открытое отверстие, чтобы перепад давления не вызвал резкого выбрасывания «масляного тумана»;

С другой стороны, необходимо иметь закрытое отверстие, чтобы в механизм не попадала вода при погружении сапуна в водную среду.

В предложенном техническом решении устранение поступления воды в полость механизма при погружении сапуна в водную среду достигается тем, что проходное отверстие корпуса закрыто подвижным элементом и расположено в замкнутом объеме воздуха, образующемся внутренней полостью колпака, что позволило решить указанное противоречие.

Отличительный признак предложенного технического решения, заключающийся в установке в отверстии для выхода воздуха с образованием кольцевого зазора стержня, имеющего возвратно-поступательное перемещение и выполнение верхней части стержня с кольцевой канавкой, в которой размещен демпфирующий элемент полусферической формы, позволяет обеспечить полную герметизацию полости механизма при попадании в водную среду, при этом наличие кольцевого зазора обеспечивает возвратно-поступательное перемещение стержня и свободный проход воздуха из полости механизма при избыточном давлении.

Отличительный признак, заключающийся в том, что нижняя часть стержня выполнена конусообразной формы и выступает за корпус, позволяет обеспечить возврат в полость механизма капель смазочного материала, попавшего внутрь корпуса сапуна и на стержень.

Наличие неподвижно установленного на корпусе колпака предотвращает попадание грязи, воды и т.п. в полость механизма, а зазор, образованный между дном колпака и торцом стержня, обеспечивает срабатывание сапуна.

Наличие в нижней части колпака прорезей и выполнение меньшей ступени корпуса с лыской позволяют обеспечить выход воздуха из колпака.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что предложенное техническое решение соответствует условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».

На фиг.1 изображен сапун в разрезе; на фиг.2 — сапун в разрезе, помещенный в водную среду; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 — сечение Б-Б на фиг.1.

Сапун содержит ступенчатый корпус 1 с отверстием для выхода воздуха (проходное отверстие), в котором установлен стержень 2. Стержень 2 имеет возможность возвратно-поступательного перемещения за счет того, что между стенкой корпуса 1 и стержнем 2 имеется зазор 3, обеспечивающий свободный проход воздуха из полости 4 механизма при избыточном давлении. Верхняя часть стержня 2 выполнена с кольцевой канавкой, в которой размещен демпфирующий элемент 5. Демпфирующий элемент 5 выполнен полусферической формы из эластичного уплотняющего материала, что обеспечивает его плотное прилегание к отверстию для выхода воздуха. Нижняя часть стержня 2 выступает за габариты корпуса 1 и выполнена конусообразной.

Верхняя часть корпуса 1 закрыта колпаком 6. Колпак 6 в нижней части имеет по меньшей мере две равномерно расположенные по окружности прорези 7 и закреплен на корпусе 1 неподвижно путем вдавливания в нескольких местах (не менее трех) нижней части колпака в кольцевую канавку, образованную ступенями корпуса 1. Колпак 6 установлен на корпусе 1 с образованием зазора между дном колпака и торцом стержня 2, при этом минимальная величина этого зазора должна быть такая, чтобы при вертикальном перемещении стержня 2 избыточный воздух из полости 4 беспрепятственно проходил через проходное отверстие в корпусе 1, а максимальная величина зазора должна быть такая, чтобы при значительных вибрациях не нарушалась конструкция сапуна.

Колпак 6 опирается на ступень 8 корпуса 1, которая имеет больший диаметр и в поперечном сечении выполнена шестигранной формы для заворачивания гаечным ключом. Меньшая ступень 9 корпуса 1 размещена внутри колпака 5, являясь его направляющей, и выполнена с лыской 10, обеспечивающей выход воздуха из колпака 6 в атмосферу. В нижней части корпус 1 имеет резьбу для вворачивания в картер вентилируемого механизма.

Сапун работает следующим образом.

В процессе работы механизма возникает повышенное давление воздуха в полости 4, которое создает силу давления, действующую на стенки корпуса 1 и на демпфирующий элемент 5. При достижении в полости 4 избыточного давления стержень 2 поднимается, открывая проходное отверстие в корпусе 1. Воздух через образовавшийся зазор между демпфирующим элементом 5 и проходным отверстием корпуса 1, лыску 10 и прорези 7 выходит наружу.

После выравнивания давления внутри полости 4 механизма стержень 2 опускается под действием своего веса, перекрывая проходное отверстие в корпусе 1, предотвращая попадание мелких частиц пыли внутрь полости 4.

Также в процессе работы механизма, когда возникает вибрация, стержень 2 с демпфирующим элементом 5 начинает совершать возвратно-поступательное перемещение, постоянно стравливая избыточный воздух из полости 4.

При погружении сапуна в воду последняя через прорези 7 стремится заполнить внутреннюю полость колпака 6, выдавливая воздух из внутренней полости колпака 6 в полость механизма. Так как проходное отверстие корпуса 1 закрыто демпфирующим элементом 5, то внутри полости колпака 6 образуется замкнутый объем воздуха (воздушная подушка), который препятствует дальнейшему поступлению водной среды в полость колпака 6 и полость 4 механизма.

Предложенное техническое решение обеспечивает надежность работы сапуна при эксплуатации и позволяет устранить поступление воды внутрь полости механизма при погружении сапуна в водную среду.

Предложенное техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Сапун, содержащий ступенчатый корпус с отверстием для выхода воздуха, верхняя часть которого закрыта колпаком, демпфирующий элемент, отличающийся тем, что в отверстии для выхода воздуха установлен с образованием кольцевого зазора стержень, имеющий возможность возвратно-поступательного перемещения, верхняя часть стержня выполнена с кольцевой канавкой, нижняя часть выступает за корпус и выполнена конусообразной, при этом демпфирующий элемент имеет полусферическую форму и размещен в кольцевой канавке стержня, кроме того, колпак установлен на корпусе неподвижно с образованием зазора между дном колпака и торцом стержня, причем колпак в нижней части имеет, по меньшей мере, две равномерно расположенные по окружности прорези и оперт на ступень корпуса большего диаметра, а ступень меньшего диаметра, контактирующая с внутренней поверхностью колпака, выполнена с лыской.

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно направлено на использование в мобильных машинах, работающих в условиях высокой запыленности окружающей среды, для поддержания атмосферного давления в картере редуктора во время их эксплуатации.

Инструкция

Найдите сапун. Для этого поднимите капот и найдите там квадратную коробочку, к которой подходят два патрубка: один идет от моноинжектора, а другой от фильтра очистки воздуха. В разных машинах он может располагаться по-разному, но суть остается прежней.

Снимите головную часть фильтра очистки воздуха, который в народе называют воздуханом. Предварительно обесточьте автомобиль – выключите зажигание и отсоедините отрицательную клемму с аккумуляторной батареи. Следом снимите впускной коллектор , который находится под воздуханом и увидите нужный вам сапун, который, скорее всего, крепится на два болта.

Отсоедините его и снимите крышку. Вы увидите перед собой отбойник масла, затянутый на шпильку. Открутите гайку на шпильке при помощи длинной головки, но не снимайте ее, потому что она фиксируется при помощи специального кольца к картеру и надеть ее назад в слепую без снятия поддона невозможно. Прочистите трубку при помощи шомпола, который соорудите из проволоки. Проверьте крышку сапуна , прочистите ершик на входе патрубка. Ершик служит для гашения пламени, которое образуется при плохой компрессии.

После прочистки необходима проверка сапуна, которая является элементарной. Заведите мотор и аккуратно снимите маслозаливную пробку, а саму горловину заткните ладонью. Вы должны почувствовать, что никакого давления нет. Попросите помощника нажать на педаль газа, доведите количество оборотов до 3-4 тысяч и опять ладонью проверьте, нет ли давления. В данном случае небольшое давление может иметь место. Если сапун забит, и чистка не принесла результата, то проверьте кольца – они залегли.

Каждый заботливый автолюбитель внимательно следит за техническим состоянием своего железного и старается своевременно производить мелкий ремонт и профилактические работы. Например, необходимо очищать сапун по мере его загрязнения, так как с его помощью газы удаляются из картера двигателя. В автосервисе за эту нехитрую процедуру с вас попросят немалую сумму. Однако зачем платить за то, что вполне можно сделать самому?

Вам понадобится

  • Хлопчатобумажные перчатки, гаечные ключи, отвертки, проволока. полиэтилен.

Инструкция

Для начала выберите место, где вы будете производить процедуру очистки. Если погода сухая, то все можно сделать прямо на улице. Но все же лучше найти гараж с хорошим освещением. Установите автомобиль на стояночный тормоз. Выключите зажигание . Откройте капот и найдите сапун . Для этого можно воспользоваться руководством по эксплуатации вашего автомобиля , где должно быть подробно расписано строение подкапотного пространства. Обычно сапун представляет собой небольшой короб квадратной формы, к которому присоединены два патрубка. Один из патрубков соединяет сапун с моноинжектором, второй – с воздушным фильтром.

Снимите верхний кожух воздушного фильтра . Не забудьте обесточить бортовую систему электропитания. Для этого снимите отрицательную клемму с аккумулятора. Это необходимо для того, чтобы избежать замыкания и удара током. Сняв воздушный фильтр, вы увидите впускной коллектор, его необходимо снять. Под впускным коллектором вы увидите сапун , который как правило крепится на два болтика.

Выкрутите два болтика и аккуратно снимите сапун . Демонтируйте с него крышку. Под ней вы увидите маслоотбойник, который закреплен при помощи шпильки. Вам необходимо открутить небольшую гайку на самой шпильке, но не до конца, так как обратно надеть ее, не снимая поддон, невозможно. Необходимо прочистить трубку. Для этого используйте шомпол. Его можно смастерить из проволоки нужной толщины. Исследуйте крышку сапун а на наличие в ней трещин или других дефектов. На конце патрубка есть небольшой ершик, который гасит пламя при недостаточной компрессии. Его также нужно почистить .

После завершения всех процедур нужно собрать сапун в обратном порядке и проверить его работоспособность. Для этого заведите двигатель. Аккуратно снимите крышечку, которая закрывает маслозаливную гроловину. Плотно закройте ее нетолстым куском полиэтилена и закрепить резинкой чуть ниже. Полиэтилен не должен вздуваться. Иначе это указывает на наличие давления. Если давления нет, то прочистка сапун а прошла удачно. Незначительное давление может создаваться только при нажатии на педаль акселератора.

Владельцы старых отечественных авто после нескольких лет владения могут без проблем написать справочник «болезней» той или иной модели автомобиля. Одной из таких «болячек» является неисправность двигателя, при которой моторное масло выдавливает через сапун. Это явление в народе чаще всего называют просто: «гонит масло через сапун» или «выкидывает масло через сапун».

Проблема довольно неприятная и сопровождается большим количеством проблем, связанных с мотором. Именно об этой проблеме, как вы, наверное, уже догадались, мы и поговорим в данной статье. Вы узнаете почему гонит масло из сапуна, по каким причинам это происходит и как решить данную проблему. Поехали.

Как правило проблема актуальна с наступлением холодов, сапун замерзает и масло выдавливает. Проявляется это в виде масляных потеков, которые видны снаружи двигателя. Несвоевременная реакция на данное явление может привести к серьезным поломкам двигателя.

Принцип работы системы вентиляции картерных газов

Для того, чтобы понять почему масло выдавливает из сапуна, предлагаю вкратце рассмотреть принцип работы масляной системы. Не многие знают, но для правильной работы двигателя необходима вентиляция, так как в процессе его работы в картере собираются газы и речь сейчас отнюдь не о выхлопных. Чтобы обеспечить вывод этих газов в старых автомобилях использовалась так называемая система вентиляции картерных газов, которая спустя некоторое время и стала именоваться не иначе как «сапун». При помощи сапуна инженерам удалось реализовать вентиляцию картера и тем самым обеспечить сброс давления, которое образуется во время работы мотора. Однако система оказалась неэффективной, так как вместе с избыточным давлением и газами в сапун проникали мельчайшие частицы масла.

Частично вопрос проникновения «масляной пыли» в сапун удалось решить посредством специальной сеточки, которая улавливает масляные частицы и не пропускает их в сапун. Однако несмотря на это часть масляных испарений все же проникают дальше, создавая определенные трудности для владельцев. Небольшое количество масла проникшего в сапун не считается чем-либо страшным, однако если масло в сапуна гонит в больших количествах, это повод серьезно задуматься о техническом состоянии мотора.

Причины, по которым гонит масло через сапун

  • Износ ЦПГ. При серьезном износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ) в частности колец, определенное количество выхлопных газов проникают в картер, в результате чего образуется избыточное давление и как результат начинается маслогон. Масло выдавливает под большим давлением и уже никакая сеточка от этого не спасает.
  • Забит маслоотражатель. В случае нарушения вентиляции масляные испарения начинают идти в обход очистителя, в результате чего масло гонит из сапуна.
  • Воздушный фильтр забит. Забитый фильтр не позволяет мотору «дышать», в итоге забор воздуха происходит из альтернативных источников, в том числе и через сапун, только уже вместе с маслом.
  • . Некоторые автомобилисты не соблюдают требований, указанных производителем и предпочитают лить масло по верхний уровень или выше, мотивируя это тем, что масла много не бывает. В итоге лишнее масло как и полагается начинает работать не в пользу, а наоборот, во вред и часть этого масла выдавливает через сапун, кроме того оно появляется и на воздушном фильтре.
  • Клапан сапуна вышел из строя. Неисправный или заклинивший клапан приводит к тому, что в картер начинают проникать отработанные газы, в итоге давление увеличивается и происходит выброс масла через сапун.

Диагностика неисправностей

  1. Первым делом необходимо обратить внимание на цвет выхлопа, сизый или черный дым, признак прогара клапанов или проблем с кольцами. Более детально о том, как определить неисправность по выхлопным газам .
  2. Далее следует проверить компрессию во всех цилиндрах, значение на бензиновых ДВС должно быть в пределах 11-13 МПа. Более подробно о том как проверить компрессию вы можете узнать .
  3. Отсоедините патрубки от крышки клапанов, воздухана и сапуна. Оцените степень загрязнения. Если патрубки сильно грязные или забиты масляным нагаром, воспользуйтесь бензином для очистки или специальным очистителем для карбюратора.
  4. Проверьте состояние маслоотделителя. Открутите требуемые болты, чтобы добраться к этому узлу. Достаньте маслоотделитель и оцените его состояние. При необходимости произведите очистку или промывку с последующей сушкой.
  5. Произведите осмотр и при необходимости промывку клапана сапуна. Случаются ситуации, когда клапан подклинивает, в результате чего выхлопные газы проникают в картер и создают избыточное давление. Достаньте деталь и выполните промывку, в большинстве случаев это позволяет решить вопрос выдавливания масла из сапуна.

Полезный совет! Чтобы отличить залегшие кольца от прогоревшего клапана достаточно произвести несколько манипуляций. После проверки компрессии в цилиндрах определите цилиндр с наименьшим значением. Затем произведите осмотр свечи данного цилиндра, если кольца залегли в этом цилиндре свеча будет покрыта толстым масляным слоем. Если прогорел клапан, свеча будет выглядеть нормально без каких-либо серьезных отклонений.

В заключение…

Проблема с выбросом масла через сапун волнует многих автомобилистов и доставляет массу хлопот, однако при своевременном обнаружении проблемы и правильном подходе серьезных последствий можно избежать. Важно следить за тем, чтобы уровень масла был в норме. Как только вы обнаружите, что , следите за его уровнем и постоянно наблюдайте, чтобы он не упал ниже допустимого. Также уделяйте внимание сапуну и фильтру, масло на воздушном фильтре в больших количествах также не сулит ничего хорошего. Регулярно следите за состоянием мотора и всех систем, и своевременно производите устранение той или иной неисправности, и ненужных растрат.

Сапун (или дыхательный клапан) — это приспособление, при помощи которого ёмкость сообщается с атмосферой, чтобы поддержать равенство давлений. Если говорить «простым» языком, то сапун пускает воздух и газы, которые возникают в результате работы устройств автомобиля, что дает возможность пройти воздуху внутрь, когда работа механизмов автомобиля прекратилась. Это необходимо для того, чтобы восстановить одинаковое давление в двух плоскостях.

Где используются сапуны

В автомобильной практике сапун можно встретить в двигателе, коробке передач, переднем мосту, а также заднем мосту. Но при этом, в любом месте он выполняет одни и те же функции.

Сапун в двигателе

Cапун в двигателе выпускает газы и воздух, проходящие через него, которые возникли вследствие работы цилиндров, тем самым предотвращая утечку из картера.

В случае прекращения работы двигателя давление в пространстве картера и атмосфере выравнивается путем поступления воздуха из атмосферы. Сапун предупреждает попадание грязи и влаги в устройство двигателя. Благодаря этому качеству сегодня сапуны очень часто устанавливают на внедорожниках, ведь они незаменимы при езде по бездорожью.

Но все же не забывайте периодически проверять все сапуны в автомобиле. По причине постоянного движения масла в нем скапливается мусор и пыль. Чтобы от них избавиться, нужно правильно снять и почистить сапуны. В случае сильного загрязнения его придется заменить на новый. Но прежде чем установить новый сапун, тщательно очистите место установки, чтобы избежать дальнейшего загрязнения нового устройства.

Сапун в коробке передач

Достаточно часто, по причине сильного загрязнения сапуна коробки передач, последняя начинает плохо работать. В КПП сапун расположен на крышке картера коробки. Когда грязь и пыль попадает в сапун, то начинает заедать колесо, смонтированное на вторичном валу. Как следствие – повышается риск изнашивания и синхронизаторов. Чтобы избежать этого, нужно при каждом прохождении технического осмотра (а иногда и чаще) очищать сапун. Если клапан будет засорен очень сильно, то в КПП будет повышаться давление, и как результат – масло будет протекать через уплотнители.

Сапуны мостов

Внутри моста, соединяющего колеса, находится масло. А так как внутренняя полость контактирует с внешним миром, то делает она это при помощи сапуна. Благодаря этому клапану предотвращается повышение давления внутри самого моста. Кроме того, сапун выступает в роли «защитника»: он ограждает мост от попадания в него грязи и жидкости, во время преодоления водных преград. А еще внутри моста есть специальное отверстие, по которому стекает масло.

Большего внимания требует сапун картера заднего моста. Он находится в верхней его части, с правой стороны. Если этот клапан засорен, то возможно подтекание масла. Чтобы решить эту проблему, нужно очистить сапун и проверить, чтобы крышка сапуна двигалась во всех направлениях.

После того как крышку сапуна почистили, рекомендуется проверить его после 20-ти километрового пробега. Если вы опять обнаружите следы масла, то это значит, что вам необходимо заменить устройство. Помните, что сапун заднего моста играет важную роль в работе всего автомобиле, а потому следует всегда держать его в исправном состоянии.

Подписывайтесь на наши ленты в

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*