admin / 29.04.2020

Где собирают фиат дукато?

Как порой близкие родственники похожи друг на друга внешне, однако кардинально различаются характерами, так и автомобили, построенные на общей платформе, могут иметь подобный вид и разное содержание. Если вы посмотрите на Peugeot Boxer или FIAT Ducato нового поколения, закрыв эмблемы, вы с первого раза не сможете правильно угадать марку транспортного средства. Однако разница в содержании принципиальна. В то время как Пежо стремится угодить крупным корпоративным автопаркам, Фиат больше нацелен на водителей-индивидуалистов.

Peugeot Boxer и FIAT Ducato — так похожи внешне и такие разные внутри

Экономичность или удобство?

Несмотря на техническое родство обоих автомобилей, они не являются полностью идентичными — это касается и используемых силовых агрегатов. На Пежо устанавливается плод кооперации итальянских и французских инженеров — современный турбодизель Puma, мощность которого может составлять 100, 130 или 150 л. с. при объёме 2,2 литра. Его расход топлива великоват — в городских условиях величина потребления нередко доходит до 10 литров/100 км, однако для коммерческого транспорта это является вполне приемлемым. Куда важнее то, что предельное значение крутящего момента устанавливается на 2000 об/мин — это позволяет сделать привод максимально эластичным и экономичным при движении в смешанном цикле.

Автомобиль Peugeot Boxer имеет качества присущие коммерческому транспорту

Если сравнивать Дукато и Боксер, то второй предоставляет больший выбор вариантов двигателя — Фиат предполагает установку единственного силового агрегата собственной разработки. При объёме, равном 2,3 литра, он развивает 130 л. с., что сопоставимо с показателем соплатформенного Боксера. Куда важнее, что он может сотрудничать не только с пятиступенчатой МКПП, но и с роботизированной трансмиссией. Такая коробка передач снабжена электромеханическим актуатором, который позволяет избавиться от педали сцепления, а также имеет шестую передачу. Несмотря на некоторые задержки в переключении, она действительно повышает комфортабельность рабочего места водителя, а также помогает экономить топливо, снижая средний уровень его потребления.

Автомобиль FIAT Ducato, в свою очередь, ориентирован на потребности конкретного водителя

А что внутри?

Грузовые отсеки автомобилей не претерпели никаких изменений — неудивительно, ведь эта пара уже несколько лет удерживает лидерство по их объёму в своём классе. Этот показатель варьируется в зависимости от выбранной модификации коммерческого транспорта, однако максимальное значение для Peugeot Boxer и FIAT Ducato составляет 17 кубических метров. Высота отсека может достигать 217 см, а ширина — 187 см, что даёт возможность укладывать внутрь достаточно крупногабаритные грузы. Допустимая нагрузка не изменилась — она также варьируется в разных модификациях и может равняться до 1,5 тонн.

Салон Пежо и Фиата обновился исключительно косметически — никаких существенных отличий его структуры от предыдущего поколения не наблюдается. Однако нельзя говорить о полном отсутствии изменений — первым новым элементом, бросающимся в глаза, является мультимедийный комплекс на центральной консоли. Он обладает дисплеем, диагональ которого составляет 5 дюймов. Подобный экран на Дукато и Боксер предназначен для управления мультимедиа, просмотра изображения с задней камеры, а также использования навигационных карт.

В салоне автомобиля Peugeot Boxer появилось множество полезных новшеств

Кроме того, в салон Боксера и Дукато добавлен бокс, в который спокойно помещается ноутбук диагональю 15 дюймов, а также папка с документами и транспортными накладными. Эти бумаги можно уложить и на специальный планшет, оснащённый зажимом, однако для его выдвижения необходимо очень большое усилие. Наконец-то появился и порт USB для подключения внешних устройств, однако его расположение совсем неудобно — он находится под консолью, и искать его в темноте придётся с фонариком. Ткань сидений на новых Peugeot Boxer и FIAT Ducato выполнена износостойкой, что продлевает срок службы отделки салона.

Оснащенность салона FIAT Ducato позволяет водителю чувствовать себя комфортно в длительной поездке

Помощь отовсюду

На волне всеобщего развития систем безопасности постарались и компании-партнёры. При этом нет смысла рассуждать, что лучше — Боксер или Дукато — оба получат одинаковый набор электроники, а также возможность заказа дополнительных опциональных устройств. В частности, всем водителям пригодится обновлённая система обеспечения курсовой стабильности ESP, адаптирующаяся под нагрузку. Как на Фиате, так и на Пежо теперь нельзя будет полностью деактивировать противобуксовочное приспособление — при необходимости оно включится автоматически.

Тест-драйв автомобиля Peugeot Boxer:

Также необходимо отметить наличие автоматического помощника при затяжных спусках — он поддерживает постоянную скорость, регулируя давление в тормозной системе. Однако стоит быть осторожным — приспособление самостоятельно выключается при скорости 30 км/ч и выше. Также покупателям Фиата и Пежо будут доступны:

  • Система слежения за разметкой.
  • Датчик света с автоматическим переключением режима работы фар.
  • Ограничитель скорости движения.
  • Круиз-контроль.

Тест-драйв автомобиля FIAT Ducato:

Выбираем…

Несмотря на то что Peugeot Boxer и FIAT Ducato очень похожи, они нацелены на различных потребителей. Для Пежо более важны корпоративные автопарки, интересующиеся снижением стоимости транспорта, а для Фиата — индивидуальные перевозчики, стремящиеся обеспечить максимальную комфортабельность для себя. Однако фактически различий достаточно мало — обе машины являются надёжными, безопасными и эффективными в своей области.

Российское представительство французского бренда, кажется, уже смирилось со своей почти полной потерей отечественного рынка легковушек. Стабильно невысокий спрос остается лишь на локализованный седан 408 да на линейку коммерческих моделей. На последние — главная ставка и надежда французов из альянса PSA. Проверяем на рестайлинговом фургоне, оправданна ли она?

«Трое из ларца» хорошо и давно знакомы отечественным перевозчикам — Fiat Ducato, Citroën Jumper и Peugeot Boxer, которые в целях евроэкономии выпускаются под единым крылом итало-французского альянса, как и еще пара коммерческих моделей. Единственное исключение — «каблучок» Fiat Doblo, который пошел своей дорогой, в отличие от «близняшек» Partner и Berlingo.

Несмотря на скептическое отношение россиян к французским и итальянским автопроизводителям, их коммерческие автомобили у нас всегда пользовались уважением и, соответственно, спросом. Все дело было в относительной финансовой доступности как самих автомобилей, так и стоимости их обслуживания при неплохой надежности и простоте. На фоне желанных Мерседесов и Фольксвагенов фургоны Peugeot (равно как и Citroën/Fiat) были заметно дешевле как в автосалоне, так и на вторичном рынке, а значит, и значительно быстрее «отбивались» в бизнесе.

С последнего поколения для Peugeot Boxer стало актуально еще и такое понятие, как «дизайн». Эффектная кабина с мощным выступающим бампером и крупные фары с фирменным раскосом особенно хорошо смотрелись вместе с ярким окрасом.

После рестайлинга машина стала выглядеть, само собой, свежее и еще эффектнее. Даже как-то непривычно использовать для развозного фургона штампованный термин «агрессивный стиль», но это именно он. Правда, по традиции класса, за передними боковыми дверьми дизайн заканчивается.

В кабине обновленного Peugeot Boxer изменения тоже есть, но в основном косметические. В первую очередь это касается цветовой гаммы обивки кресел и пластика, который из серого превратился в черный. Щиток приборов получил итальянские черты в дизайне циферблатов. Экран бортового компьютера может быть крупнее при выборе дорогих версий.

Главный в кабине Boxer, конечно, водитель. Именно поэтому все удобства в машине в основном у него: кресло регулируется по всем возможным направлениям, руль — по вылету. Под правой рукой персональный подлокотник, короткий удобный рычаг механической коробки — точно под кистью. Над ним справа — откидной фиксатор для бумаг.

Экспедитору и грузчику на двоих положена «скамеечка», намертво прикрученная к полу. Двум мужикам в плотной одежде на ней, конечно, тесновато, а в дальней дороге не очень удобно из-за почти вертикальной спинки. Хочется комфорта сиденья водителя? Придется заказывать отдельное кресло, но тогда кабина станет двухместной.

Зато перед пассажирами огромное количество бардачков. Всего в машине их пять: центральный — огромных размеров, а самый верхний — охлаждаемый при наличии кондиционера или климат-контроля.

Зато дефицит с подстаканниками — на центральной консоли он всего один. А те, что откидываются вместе со столиком из центрального кресла, слишком неглубокие — на наших дорогах кофейные стаканы в них не держатся.

Линейка Peugeot Boxer представлена в России тремя типами кузова: шасси, фургон и микроавтобус. Фургоны могут быть в шести типоразмерах с полезным объемом от 8 до 17 куб. метров, каждый из которых имеет свое обозначение — от L1H1 до L4H3.

Наш тестовый автомобиль маркируется L3H2 — это означает третий уровень длины и второй — высоты крыши. Грузовой отсек объемом 13 кубометров имеет габариты 3705×1870×2172 мм. Параметры широченной боковой двери — 1250×1755 мм. Задние двери (параметры 1562×2030 мм) могут открываться на 90 или 180 градусов. Поворотные механизмы дверей на 270 градусов нужно заказывать за доплату. Грузоподъемность — 1525 кг.

Все модификации фургона Peugeot Boxer попадают под категорию «B» (до 3500 кг). Исключение — версии L4, на них нужны «грузовые» права.

Из трех ранее предлагавшихся моторов у Boxer остался всего один, но самый сбалансированный и оттого самый популярный — турбодизель 2.2 HDI, получивший прибавку в мощности до 130 л. с. В паре с ним — только 6-ступенчатая «механика».

Баланс возможностей двигателя и коробки выдающийся. Здоровенный фургон порожняком в динамике ничуть не уступает любой среднестатистической легковушке, а малолитражки уделывает что со светофора, что со средних скоростей. Причем можно трогаться и со второй передачи: первая — короткая, для троганья в натяг. Boxer легко достигает предельных магистральных 120–130 км/ч, но контролировать фургон становится сложнее — при ветре мешает сильная парусность, да и расход топлива повышается значительно. Наиболее комфортный дальнобойный режим — 100 км/ч. При загрузке динамика, конечно, падает, но не критично, да и устойчивость возрастает.

Ездовой комфорт в Peugeot Boxer относительный. Шумоизоляция в целом неплохая, особенно на грузовых шинах. Но подвеска жесткая — пустой фургон имеет свойство козлить. Для пущей плавности лучше ездить груженым.

Управление подобной машиной не намного сложнее, чем обычным крупным внедорожником или микроавтобусом. Главная проблема — габариты. Длина под шесть метров вынуждает заходить в повороты как на фуре, по большому радиусу, чтобы не зацепить кормой никого и ничего. Кроме того, «длинную» баранку приходится крутить заметно активнее. Зато обзор со «второго этажа» — как с капитанской рубки: видно все до горизонта. А боковые двусоставные зеркала почти полностью компенсируют отсутствие салонного.

Каков итог?

Даже если вы в первый раз сядете за руль подобного автомобиля, понадобится от силы час на привыкание к размерам. Современные коммерческие фургоны по простоте управления и комфорту мало чем отличаются от обычных крупных легковых авто. Peugeot Boxer — одно из лучших тому доказательств. Ну а с точки зрения выполнения прямых обязанностей тут вообще полный порядок. Выбирай для своих целей любую из массы модификаций. Даже если что-то не подойдет, дилеры готовы помочь с дооборудованием машины под все необходимости.

Одна беда — за время кризиса всегда выгодный Boxer подорожал… в два раза! Теперь базовая «короткая низкая» версия стоит от полутора миллионов. Но! Это все равно минимум на пятьсот тысяч дешевле сопоставимых немецких конкурентов. Так что звание одного из выгодных сподвижников бизнеса у французов сохранилось.

Редакция журнала «Движок» выражает благодарность компании «АвтоПремиум», официальному дилеру Peugeot в Санкт-Петербурге, за предоставленный автомобиль.

Калужский завод «ПСМА Рус» запустил полный цикл производства среднеразмерных фургонов Peugeot Expert и Citroen Jumpy. Россия стала второй страной, где Группа PSA наладила выпуск этих легких коммерческих автомобилей.

Михаил Ожерельев

Церемония старта производства на заводе «ПСМА Рус» в Калуге: Николя Фебе, генеральный директор «ПСМА Рус»; Кристоф Бержеран, исполнительный вице-президент Группы PSA, операционный директор Группы PSA в регионе Евразия; Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области.

Решение о расширении модельного ряда автомобилей, производимых в России, соответствует стратегическому плану Push to pass («Нажми, чтобы обогнать») и направлено на укрепление позиций Группы PSA на местном рынке. Фокус на сегмент легкого коммерческого транспорта обусловлен более оптимистичной ситуацией в этой части авторынка. «Мы начинали развивать новую бизнес-модель в России еще в период кризиса, чтобы быть впереди, когда дела пойдут хорошо, — отметил Кристоф Бержеран, исполнительный вице-президент Группы PSA, операционный директор Группы PSA в регионе Евразия. — Есть планы сделать из завода в Калуге более существенный актив, наращивая местное производство».

НАБИРАЯ ОБОРОТЫ

Cборка новых фургонов дополняет производство текущих моделей Группы PSA: Citroеn C4 Седан и Peugeot 408 — локомотивов продаж марок со значительной долей в общем объеме сбыта Группы PSA в России. К середине года, с началом выпуска микроавтобусов Citroеn SpaceTourer и Peugeot Traveller, число автомобилей Группы PSA, выпускаемых в Калуге, возрастет до шести. Все автомобили будут собираться на одной линии.

Сборка в режиме CKD предусматривает сварку кузова из штамповок, поставляемых из Франции.

К слову, общая площадь завода «ПСМА Рус» (совместного предприятия PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors Corporation) в Калужской области составляет 130 тыс. м2. Производство, рассчитанное на выпуск 125 тыс. автомобилей в год (сегодня объем выпуска составляет всего 20 тыс. машин), включает сварочный и сборочный цеха, участок окраски, офисные и вспомогательные помещения. По соседству с линией седанов, где собирают все французские автомобили, располагается производство кроссоверов Mitsubishi Outlander и нового Pajero Sport. Всего на заводе работают 2300 человек.

В процессе подготовки производства новых моделей коммерческих фургонов существующая сборочная линия подверглась модернизации. В частности, были расширены габариты постов на конвейере (российские версии фургонов на 10 см выше и на 60 см длиннее европейских), а логистика перестроена так, чтобы обеспечить всю необходимую номенклатуру комплектующих для более гибкого процесса (номенклатура деталей выросла в два раза). Также были соответствующим образом адаптировано все настроечное и испытательное оборудование. Важно, что все эти трансформации были реализованы калужской командой без привлечения зарубежных специалистов.

Фургоны делят сборочный конвейер с легковыми автомобилями.

Производство в режиме CKD предусматривает местную сборку кузовов из отдельных деталей — штамповки поставляют в Россию из города Валансьен, Франция. Полный цикл изготовления автомобиля длится около 40 часов. А начинается все на линии формирования кузова, где на специальных стендах-кондукторах собирают воедино элементы силовой структуры, пол, колесные арки, моторный отсек. Затем в нижней части кузова монтируются резьбовые шпильки. Сварочные работы выполняются как в ручном, так и в автоматическом режиме, всего насчитывается около 960 сварных точек. Далее свое место занимают боковины, а после приварки крыши кузов в металле приобретает законченную форму, на нем появляется российский VIN.

Все покидающие сварочный цех кузова проходят аудит качества — визуальный и тактильный контроль. А несколько готовых изделий, выбранных в течение смены в случайном порядке, отправляются на координатно-измерительный комплекс, где проверяется не только геометрия, но и качество сварных точек, включая прочностные характеристики.

Все готовые кузова проходят визуальный аудит качества, выборочно — инструментальный контроль.

На заводе в основном используется европейское и корейское оборудование. А вот новая окрасочная камера — российского производства. В Калуге об этом упоминают не без гордости. Покраска фургона длится в общей сложности примерно 9 часов. За это время на кузов наносится 6 килограммов лака, краски, мастик и антикоррозионных материалов. Разумеется, используются экологически чистые акриловые эмали на водной основе.

В главный сборочный цех кузова поступают на подвесном конвейере. Седаны и фургоны компонуются группами по 12 единиц. Гибкое производство позволяет перестроить конвейер от модели к модели без остановок. Сборка начинается с укладки шумоизоляции, жгутов электропроводки и монтажа приборной панели. Затем при помощи манипулятора вклеивается ветровое стекло, собираются элементы внутренней отделки. И фургон перемещается на пост «свадьбы», где кузов соединяется с силовым агрегатом. Далее окончательная сборка подкапотного пространства, укладка резиновых прокладок и уплотнительных соединений, установка колес.

В настоящее время уровень локализации производства достигает 40 %, и это не предел.

В данный момент уровень локализации на заводе в Калуге составляет около 40 %. В частности, локализованы такие детали, как бампер и пластиковые элементы обвеса передка, шины и колесные диски, панель приборов, сиденья, отделка кабины, включая пластиковые элементы, коврики и все стекла. На будущее стоит задача удвоить количество компонентов, производимых в России. Решается вопрос о местном производстве силовых установок, по примеру Volkswagen и Mercedes-Benz. Производство двигателей — важнейший момент, чтобы марка полностью воспринималась как российская, отмечают в компании.

Длина сборочной линии К0 превышает 1 км, всего на ней порядка 90 постов. По мере перемещения от поста к посту автомобиль заправляется маслами, техническими жидкостями, топливом и реагентом AdBlue. Попутно проверяется герметичность тормозной системы. Перед входом в световой тоннель выполняется финальная регулировка зазоров дверей, капота и багажника. Далее полный аудит внешнего вида готового автомобиля, регулировка фар, запуск двигателя. Оживший фургон отправляется своим ходом сначала на стенд схода-развала, затем в тропический душ и на испытательный трек, где, помимо прочего, замеряется внутренний шум. В случае успешного прохождения всех стадий контроля автомобиль отправляется заказчику или производителю надстроек

ДВЕ ДЛИНЫ, ОДНА ВЫСОТА

Для локального производства были выбраны оптимальные и наиболее востребованные рынком спецификации. Собираемые в Калуге фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy предлагаются в двух вариантах длины (L2 — 4,95 м и L3 — 5,30 м), с одной высотой кузова (до 1948 мм) и длиной колесной базы (3275 мм). Каждый из указанных типов кузова доступен в двух вариантах полной массы: до 2,5 т (версии для эксплуатации в мегаполисах, где въезд в центр для грузовых автомобилей ограничен) и более 3,0 т. Объем грузового отсека варьируется от 5,8 до 6,6 м3, в зависимости от модификации. В моторной гамме два дизельных двигателя — объемом 1,6 и 2,0 л, мощностью 90 и 150 л. с. (крутящий момент 215 и 370 Нм) соответственно. Экологический уровень Евро-5 достигается за счет использования технологии SCR. Оба дизеля работают в паре с механической КП. Цены на фургоны (2,5 т, объем грузового отсека 5,3 м3) стартуют с 1 469 500 рублей. Чтобы автомобили были доступны более широкой массе клиентов, Группа PSA совместно с PSA Bank подготовила специальное лизинговое предложение, действующее на всей территории России.

В штатное оснащение входят противотуманные фары.

Базовое оснащение фургонов Peugeot Expert и Citroen Jumpy с российским VIN включает усиленную подвеску и увеличенный дорожный просвет, защиту картера двигателя, предпусковой непрограммируемый догреватель, обогрев зоны покоя стеклоочистителей и АКБ увеличенной емкости. В отличие от импортируемых версий, локальные модели получили штатные противотуманные фары и подогрев сидений, а также дополнительный уровень оснащения (Business и Premium Pack), который отличается наличием в стандарте системы Moduwork (лючок в перегородке, откидывающееся сиденье пассажира для транспортировки длинномеров), кондиционера, парковочных сенсоров, датчиков дождя и света. Российская спецификация предполагает усиленную подвеску, увеличенный дорожный просвет (175 мм) и заводскую защиту картера.

Российские версии фургонов на 10 см выше и на 60 см длиннее европейских.

Более того, благодаря локальной сборке для фургонов марки открываются новые рынки, новые каналы продаж. А запланированное расширение гаммы за счет разработки полного модельного ряда трансформаций позволит удовлетворить запросы новых клиентов и организаций. Так, на базе коммерческих фургонов Peugeot Expert и Citroen Jumpy запланирована разработка пассажирских (8+1; 9+1) и грузопассажирских (4+1; 5+1) модификаций, рефрижераторов, бронированных автомобилей инкассации, передвижных лабораторий, автомобилей социальной и скорой медицинской помощи. Конверсионные решения на базе французских фургонов предлагают нижегородская ПГ «Самотлор-НН», петербургский завод бронированных автомобилей «ГАС», подмосковная фирма «Кросси».

«Конверсия позволит не только расширить ассортимент продукции и построить автомобиль, в точности соответствующий пожеланиям заказчика, но и охватить новые сферы бизнеса», — сказал Александр Мигаль, управляющий директор Peugeot, Citroen, DS в России. В 2018 году Группа PSA планирует занять 8 % рынка LCV в России, реализовать около 6000 фургонов. Для справки: в 2017 г. по маркам Peugeot Business и Citroen Business в стране было суммарно реализовано 3448 автомобилей (данные агентства «Автостат»).

Кристоф Бержеран, исполнительный вице-президент Группы PSA, операционный директор Группы PSA в регионе Евразия

Локализация — это, прежде всего, повышение конкурентоспособности продукции. Именно поэтому последние несколько лет Группа PSA активно работает над расширением модельного ряда и повышением уровня локализации. Peugeot и Citroеn в сегменте LCV являются высококонкурентным и наиболее прибыльным продуктом Группы PSA во всем мире. Мы уверены, что локальная сборка коммерческих фургонов позволит нашим маркам укрепить позиции на российском рынке. Позже модельный ряд будет расширен за счет пассажирских версий: Peugeot Traveller и Citroеn Space Tourer.

Ни для кого не секрет, что своим появлением Волжский завод обязан итальянским промышленникам, которые в середине 60-х практически «под ключ» продали нам аналог своего предприятия в Турине, а также передали разрешение на производство Fiat 124, который превратился в легендарную «копейку». Однако не все знают, что чуть позже похожую сделку итальянцы заключили и с турками, после чего в городе Бурса также появился завод, выпускавший все те же «124-е» «фиаты». Обозреватель журнала «Движок» побывал на этом предприятии и оценил, как развивался и к чему пришел завод, начинавший с того же, что и АвтоВАЗ.

Предприятие Turk Otomobil Fabrikası A.S, или просто Tofas, появилось в 1969 году благодаря стараниям известного предпринимателя Вехби Коча, основателя одного из крупнейших концернов Турции Koс Holding. На данный момент завод находится в совместной собственности Fiat Chrysler Automobiles и Koс Holding, которые владеют по 38% акций компании. Еще 24% — в руках миноритариев.

Завод в Бурсе — единственная автосборочная площадка в Турции, где собирают как легковые, так и легкие коммерческие машины. Неудивительно, что штат сотрудников предприятия насчитывает примерно 7 тыс. человек. За 2018 год с конвейера завода сошло более 300 тыс. автомобилей. Благодаря этим цифрам завод входит в пятерку крупнейших индустриальных центров Турции и производит 20% от всей автомобильной продукции страны. Самое интересное, что предприятие нацелено на экспорт: три четверти производимых моделей отправляется на иностранные рынки. В абсолютных цифрах — это 243 832 машины, уехавшие за границу за 2018 год.

С момента основания завод неустанно развивался и увеличивался в размерах. В 1972 году, когда предприятие начало полноценно функционировать, его предельная мощность составляла только 20 тыс. машин. Спустя 40 лет завод вышел на проектную мощность в 450 тыс. автомобилей в год. На данный момент он 14-й в мире по производственным объемам и 8-й по производству легких коммерческих моделей.

Сейчас Tofas выпускает пять моделей. За легковую линейку отвечают три машины: Fiat Egea Sedan, Fiat Egea Hatchback и Fiat Egea SW. За коммерческую — Fiat Doblo и Fiat Fiorino. По сути, все легковое семейство составляет Egea в различных кузовах. Однако малый ассортимент с лихвой компенсируется объемами производства, ведь модель весьма популярна во многих странах. В России эта машина не представлена, но наши соотечественники могут помнить ее прошлое поколение, которое продавалось у нас под названием Fiat Linea.

Линейка коммерческих машин представлена не только в варианте фургонов, но и в пассажирских исполнениях. Автомобиль Fiat Fiorino неизвестен российскому потребителю, а вот с «каблуком»-компакт-вэном Fiat Doblo россияне прекрасно знакомы. И если последнего поколения таких машин на наших дорогах пока немного, то вот прошлое встречается очень и очень часто.

Однако завод Tofas — это не просто автосборочное предприятие. В Бурсе расположен крупнейший научно-исследовательский центр FCA в Европе: 500 сотрудников на территории почти 18 кв. км разрабатывают передовые технологии в области автомобилестроения. В лабораториях и на тестовой трассе инженеры анализируют продукцию, чтобы создать автомобиль, полностью удовлетворяющий потребностям клиентов в каждом регионе планеты.

Кроме того, завод гордится высоким уровнем охраны труда и безопасностью производства. Эталонная цель — нулевой уровень происшествий. Европейское агентство безопасности бизнеса награждало завод премиями в 2013, 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. Кроме того, предприятие всегда поддерживает спортивные увлечения сотрудников. Прямо на территории завода находится несколько теннисных кортов и баскетбольных площадок. В целом по показателям охраны труда завод Tofas признан лучшим и в Турции, и внутри группы FCA.

Помимо этого, как завод, который во многом позиционируется как предприятие будущего, Tofas очень много времени уделяет корпоративно-социальной ответственности. Под его патронатом существует спортивный клуб Tofas, предприятием осуществляется финансовая поддержка природного и культурного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Древний город Иераполис и источники Памуккале».

Отдельно стоит отметить, что завод открыт для посещения. Абсолютно любой человек может попасть на предприятие в «туристические дни» два раза в неделю. Причем цена билета — сугубо символическая, да и то все доходы идут на благотворительность.

Несмотря на то что ВАЗ и Tofas начинали одинаково, судьба предприятий сложилась по-разному по вполне объективным причинам — сравнивать их напрямую сложно. Отечественный автогигант фактически купил у итальянцев лицензию и документацию и дальше шел своей, полностью автономной социалистической дорогой, причем довольно успешно: ВАЗ в свое время был единственным автозаводом такого масштаба в мире, который полностью окупился за восемь лет. Да, все происходило в закрытом рыночном пространстве при отсутствии конкуренции, а завод, можно сказать, до последнего момента выпускал модификации одной модели образца 1966 года, да и ту купить было непросто. Однако все это не мешало создавать сотни тысяч рабочих мест, технологические институты, инженерные школы и, кстати, рекреационные объекты для сотрудников, которыми сегодня хвастаются многие мировые автоконцерны.

Tofas, несмотря на то что глубоко интегрирован в турецкую экономику и во многом является именно турецким предприятием, все равно остается частью американо-итальянского концерна FCA, то есть, по сути, внешним центром обеспечения региона и окружающих рынков локализованными автомобилями марки Fiat. В этом плане у предприятия куда больше общего не с АвтоВАЗом, а с отечественным заводом АЗЛК, который превратился в обрусевшее производство Renault.

Само же предприятие Tofas в очередной раз доказало, что просто заниматься сборкой чужих машин — дело не самое интересное и выгодное для страны. Куда перспективнее сразу создавать научно-производственный комплекс с полным обучением и обеспечением сотрудников, в том числе социальной инфраструктурой. Собственно, как это изначально и было задумано в головных европейских автопроизводственных компаниях, под крылом одной из которых и находится Tofas.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*