admin / 10.05.2019

Фединг в психологии

Глава 2. Поведенческое направление

Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х — начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.

В основе данного направления выделяют три классических психологических направления:

1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И.П. Павлова и С. Халла.

2. Теория оперантного научения Б. Скиннера.

3. Теория когнитивного научения.

В настоящее время в бихевиоральной психокоррекции сосуществуют три основные тенденции:

1. Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова.

2. Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения.

3. Мультимодальное программирование.

1. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова явилась фундаментом, на котором было построено современное здание поведенческой коррекции. На основе принципов классического обусловливания созданы такие методики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула и т.д.

И.П. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может стать условным раздражителем

и вызывать такую же реакцию, как и безусловный рефлекс, который протекает автоматически. И.П. Павлов показал, что формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований:

. смежности — совпадению по времени индифферентного и безусловного раздражителей с

некоторым опережением первого; . повторение — многократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей.

Таким образом, один из путей управления поведением — управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение, определенным образом можно формировать определенное поведение человека.

2. Теория оперантного обусловливания связана с именами Э. Торндайка и Б. Скиннера. В отличие от принципа классического обусловливания «стимул — реакция» (S→R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция — стимул» (R→S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты.

При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому особое значение придается этапу функционального анализа, или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих клиента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы. Осуществить это возможно с помощью прямого наблюдения за поведением человека и установлением связи между частотой и интенсивностью проявляемого поведения (зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, происходящими в окружении (независимая переменная).

Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач:

· формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека (например, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка, элементы совместной игры у застенчивого ребенка и др.), для формирования такого поведения используют различные стратегии — «шейпинг», «сцепление», «фединг» и др.;

· закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, положительное и отрицательное подкрепление;

· уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;

· поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

3. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция. В этом направлении центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности. В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когнитивной модификации поведения.

В последние годы это течение находит все больше сторонников. Одно из последних достижений поведенческой психотерапии — снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз. Открытый в 1987 г. (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.

Во главе современных бихевиориальных теорий человека находится представление о том, что человек- продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Существенным отличием от традиционного бихевиоризма является его ориентированность на реальные действия. То есть человек трактуется как деятель, своими действиями изменяющий действительность. Не реакция, а ее акция — таково отличие современной бихевиориальной концепции в ее трактовке человека.

В рамках этого подхода разработан ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:

· построение новых стереотипов поведения;

· угашение имеющихся неадаптивных стереотипов;

· облегчение проявления слабо представленных в репертуаре клиента стереотипов.

Для теории научения характерно выделение двух фаз: приобретение какого-либо стереотипа поведения и исполнение

данного стереотипа. А. Бандура установил, что подкрепление играет существенную роль не в фазе приобретения стереотипа, а в фазе исполнения.

При научении с помощью модели наблюдатель приобретает новый стереотип поведения, который ранее отсутствовал в его репертуаре. Наблюдение за моделью укрепляет или усиливает определенные стереотипы поведения (наблюдение позитивных следствий определенного поведения укрепляет этот стереотип и наоборот); повышает функцию дискриминации раздражителя, имеющего характер положительного или отрицательного подкрепления.

В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее

поведению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, -реальное поведение человека в реальном мире.

Вся бихевиориальная психокоррекция непосредственно связана с научением. Поэтому базисная терминология отражает основные концепции научения. Основными являются следующие понятия: «обусловливание»; «генерализация»; «затухание»; «контробусловливание»; «эффекты частичного подкрепления»; «вызванные эмоциональные реакции»; «реакция избегания»; «конфликт»; «избыточное поведение».

«Обусловливание». Различают два вида обусловливания:

1. Классическое (павловское), когда научение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов.

2. Опврантное (скиннеровское), когда научение происходит путем выбора стимула, сопровождающегося положительным (в противовес отрицательному) подкреплением. Различают также безусловное подкрепление, которое происходит вне специально организованного обусловливания.

«Генерализация». Это понятие отражает феноменологию, относящуюся к стимулу и обобщению воздействия. В начале 50-х годов К. Ноубл, Дж. Лэйси и Р. Смит экспериментально показали, что существует не только моторное, эмоциональное, но и вербальное и также визуальное обобщение.

«Затухание». Это понятие отражает закономерности, связанные с исчезновением реакций, вызванных в результате обусловливания. Можно проследить действие угасания, когда, постепенно снижая неприятный звук при приближении ребенка к животному, можно регистрировать и затухание вызванной реакции страха.

«Контробусловливание». Понятие отражает действие обусловливания, несовместимое с первоначальным обусловливающим воздействием. Так, ежедневно во время приема пищи ребенком перед ним помещали кролика, который вызывал у ребенка страх, на безопасном, но с каждым днем сокращающемся расстоянии.

«Эффект частичного подкрепления». Понятие отражает феномен поведения, при котором подкрепление, хотя и не постоянное, вызывает желаемое действие. Именно на этом психологическом эффекте основано действие игральных автоматов.

«Вызванные эмоциональные реакции». Понятие фиксирует феномен, при котором предъявление безразличного условного стимула в сочетании с болезненным безусловным стимулом вызывает страх при повторении предъявления безразличного условного стимула.

«Реакция избегания». Данное понятие характеризует явление исчезновения эмоций страха, когда субъект научается избегать действия болезненного стимула.

«Конфликт». Под конфликтом понимается противоречие между потребностью и связанной с ней реакцией избегания. Например, реакция избегания, связанная с подавлением сексуальной потребности, вызывает фрустрацию и чувство одиночества.

«Избыточное поведение» (двигательное, эмоциональное или мыслительное) возникает как разновидность реакции избегания, в которой происходит генерализация действий, получивших ранее отрицательное подкрепление или их замещение посредством направленности на другой объект. Например, обжегшись на молоке, — дуешь на воду.

Для поведенческой коррекции характерно следующее:

· стремление психолога оказать помощь клиентам, чтобы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реагирования;

· отсутствие требования изменить эмоциональные отношения и чувства клиента;

· наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия;

· жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия;

· психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий — обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д.

Позиция психолога. В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.

Требования и ожидания от клиента. Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.

Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения. Поскольку коррекции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает формирование оптимальных поведенческих навыков. А психические расстройства различного типа рассматриваются как формы неадаптивного поведения.

73 Техники

1. Методика «негативного воздействия». В ее основе лежит парадоксальное предположение, что от навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее. Согласно павловскому принципу

угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угасанию) условного рефлекса.

К. Денлап предложил прием избавления от навязчивых движений, тиков, некоторых форм заикания, который заключался в том, что человеку предлагалось сознательно воспроизводить нежелательные реакции 15-20 раз подряд.

Если во время беседы психолога с клиентом (тема беседы — свободная) у клиента появляется нежелательная реакция, беседа прерывается и возобновляется только после того, как клиент многократно сознательно воспроизведет весь комплекс реакций. Так, клиенту с заиканием рекомендуют специально заикаться, многократно (15-20 раз) повторяя слово или фразу, которые вызывают затруднение. Клиенту с навязчивыми движениями предлагают по 10- 15 мин специально повторять это движение.

Первая встреча длится около 30 мин, последующие — до 1 ч. Частота встреч — 2-3 раза в неделю.

При высоком авторитете психолога эффективность методики повышается.

2. Методика «скилл-терапии» (предложена Д. Мейхенбаумом, 1976 г.) направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля. Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Программа содержит ряд последовательных этапов:

· Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее.

· Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее решения.

· Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ребенок самостоятельно формулирует задачи, и, проговаривая вслух решение, самостоятельно поощряет себя («Я могу это сделать»; «Я справлюсь»…) и оценивает достигнутый результат.

· «Скрытое» выполнение задачи. Ребенок решает поставленную задачу, проговаривая решение «про себя» (решает задачу во внутреннем плане).

3. Методики формирования поведения. «Шейпинг». Методика применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку. Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели — усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является

первый элемент, который должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит успех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло.

Для облегчения овладения первым элементом желательного стереотипа поведения необходимо создать такие условия, при которых это произойдет быстрее и легче всего. В частности, используется разнообразное подкрепление (как материальное, так и социальное — одобрение, похвала и др.). Например, при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение внимания к яркой одежде.

«Сцепление». Методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения.

Желательный поведенческий стереотип рассматривается как цепь отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом*, запускающим следующий поведенческий акт.

Формирование желательного поведения начинается с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к концу цепи, к цели.

Упражнения продолжаются до тех пор, пока желаемое поведение всей цепи не будет осуществляться с помощью обычных стимулов.

«Фединг» (затухание) — это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. «Фединг» широко применяется в коррекционной работе со страхами. Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов в начале используются слайды с изображением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту демонстрируют слайды, вызывающие успокоение. Такое чередование продолжается до тех пор, пока существенно не снизится уровень тревоги, вызываемый появлением пугающего объекта.

«Фединг» играет важную роль при переходе от упражнений в ситуации психокоррекции (совместно с психологом) к упражнениям, осуществляемым в реальном повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят уже не от психолога, а от других людей.

Вариантом вербального или невербального подкрепления, повышающим у клиента уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения, может быть побуждение. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных на нужных действиях, объектах действия и т.д.

4. Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления. Положительное подкрепление — предъявление стимула, вызывающего у клиента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

Отрицательное подкрепление — удаление стимула, вызывающего негативно окрашенную реакцию и поэтому также приводящего к усилению определенных поведенческих реакций.

Нейтральные стимулы — это стимулы, которые не оказывают воздействия на поведение.

«Положительное подкрепление». Поведение человека направляет и формирует подкрепляющие стимулы, которые могут быть безусловными и приобретенными (условные подкрепляющие стимулы).

Б е з у с л о в н ы е с т и м у л ы (пища, вода, определенный уровень сенсорной стимуляции и др.) вызывают врожденные реакции, не зависят от предшествующего обучения, и их подкрепляющая сила зависит от периода депривации и возрастает при его увеличении.

У с л о в н ы е п о д к р е п л я ю щ и е ст и м у л ы формируются в процессе научения и носят в большинстве случаев социальный характер (внимание, похвала, ласка, одобрение, признание, положительная оценка, слава и т.д.).

Анализ конкретного случая, например появления у ребенка реакций истерического типа, позволяет выявить ситуации, в которых происходит усиление или учащение таких реакций. Как правило, это ситуации, в которых ребенок оказывается в центре внимания. Наблюдение за поведением ребенка позволяет оценить значение других подкрепляющих стимулов.

На основании полученных данных формулируется конкретная гипотеза о характере подкрепляющего стимула. «Выключение»

подкрепляющего стимула позволяет проверить гипотезу. Однако необходимо иметь в виду, что после удаления подкрепляющего стимула всегда существует определенный период, в течение которого нежелательное поведение возрастает как по частоте, так и по силе проявления. В это время ребенок «выжимает» из окружающих нужный ему подкрепляющий стимул, а окружающие не выдерживают «атаки» и обычно идут ему навстречу. Поэтому работа в рамках данной методики строится на основе широкого привлечения к коррекционной работе ближайшего окружения клиента.

«Контроль стимула». Методика преследует цели научить клиента:

1. Идентифицировать дискриминантные и облегчающие стимулы в реальной ситуации и выявлять условия, увеличивающие подкрепление нежелательного поведения, и избегать их. Например, установление связи различных ситуаций с едой (в целях контроля за весом) — еда во время случайных встреч со знакомыми, еда при просмотре телевизора, еда во время прогулки и т.д. — с последующим исключением этих стимулов, т.е. еда только в определенном месте и в определенное время.

2. Укреплять стимулы, связанные с желательным поведением. Например, составление списка продуктов и блюд, имеющих низкую калорийность, и научение клиента определенным правилам использования списка. Так, ежедневный письменный учет калорийности потребленных продуктов позволяет быть еще более последовательным в достижении цели.

3. Манипулировать периодом депривации, не доводя его до уровня потери контроля.

Механизм действия методики строится на положении о том, что связь между некоторыми стимулами и реакциями на них носит достаточно жесткий характер. Появление стимула позволяет точно предсказать ответ, поэтому, контролируя условия появления стимулов и предшествующих реакций, можно добиваться изменения поведения с меньшими затратами времени и сил, чем контролируя результаты самого поведения.

События, предшествующие поведению, группируют следующим образом:

· дискриминантные стимулы, связанные в прошлом с определенным подкреплением;

· облегчающие стимулы, вызывающие определенное поведение. Например, новая прическа и новый стиль одежды могут способствовать появлению желания общаться;

· условия, увеличивающие силу подкрепления (обычно это период депривации какой-либо потребности, например период голода).

«Угашение». Методика служит решению задачи изменения нежелательного поведения и основана на принципе исчезновения положительно подкрепляемой реакции. Она аналогична методике «Положительное подкрепление», содержит ряд этапов, наиболее важным из которых является диагностический, устанавливающий особенности окружения, подкрепляющие нежелательное поведение. «Угашение» предполагает лишение клиента всех положительных подкреплений данного нежелательного стереотипа поведения. Скорость «Угашения» зависит от того, каким образом в реальной жизни подкреплялся этот стереотип.

Методика требует значительного времени, так как нежелательное поведение, прежде чем угаснуть, проходит через период первоначального возрастания по частоте и силе.

Одним из вариантов методики «Угашение» является лишение всех положительных подкреплений. Наиболее эффективным способом лишения всех положительных подкреплений считается изоляция, в реальной жизни она практически сводится к социальной изоляции. Например, ребенка удаляют в другую комнату одного, при этом окружение остается без изменения. Такая изоляция вызывает положительное подкрепление или означает прекращение действия стимула.

«Оценка ответов». Методику называют также методикой «штрафов». Суть ее сводится к уменьшению числа позитивных подкреплений за нежелательное поведение.

Программа составляется таким образом, чтобы уменьшение определенных положительных подкреплений (а в методике используется только положительное подкрепление) не могло быть легко заменено другими положительными подкреплениями.

«Насыщение». Методика основана на том, что даже положительно подкрепляемое поведение имеет тенденцию к самоистощению, если оно продолжается в течение длительного времени (а положительное подкрепление теряет свою силу).

«Наказание». Методика заключается в использовании отрицательного (аверсивного) стимула сразу за реакцией, которую необходимо угасить.

К аверсивному обусловливанию прибегают в случаях антисоциального поведения или вредных для организма привычек

(курение, алкоголизм, обжорство). В противоположность систематической десенсибилизации этот метод заключается в сочетании неприятного воздействия или неприятного состояния с ситуацией, которая обычно доставляет удовольствие. Например, если всякий раз, когда пьяница поднесет стакан с алкоголем ко рту, он будет получать удар электрическим током, то весьма вероятно, что удовлетворение, которое он прежде получал от алкоголя, сильно ослабеет, а после нескольких повторений такого опыта — исчезнет совсем, и сменится условно-рефлекторным отвращением к выпивке.

В методике наказания используются преимущественно социальные стимулы, такие как высмеивание, осуждение, негативная оценка поведения и др., если болезненные стимулы являются практически всеобщими и оказывают воздействие практически стопроцентно, то действие социальных стимулов специфически индивидуально.

Методика эффективна при соблюдении следующих условий:

1. Соблюдение определенного временного интервала между реакцией и стимулом. Эффект наблюдается, если отрицательный стимул применяется непосредственно (с интервалом от десятых долей секунды до нескольких секунд) после ответной реакции. Если применение стимула запаздывает, его эффективность начинает быстро уменьшаться.

2. Использование определенной схемы применения отрицательного стимула. На первом этапе более эффективное подавление нежелательного поведения достигается с помощью постоянного применения отрицательного стимула и лишь спустя некоторое время можно переходить к непостоянной схеме угашения.

3. Наличие в поведении клиента альтернативных ответных реакций. Это условие касается угашения только того поведения, которое имеет целенаправленный характер. В этом случае поскольку цель сохраняет свое значение для клиентов, а имеющийся в репертуаре стереотип ее достижения оказывается заблокированным, то при отсутствии других «желательных» стереотипов поведения это часто вызывает агрессию или другие формы деструктивного поведения.

Все это ограничивает сферу использования данной методики.

В качестве частных приемов коррекции отклоняющегося поведения у детей, основанных на отрицательном подкреплении, используют следующие:

· «Тайм-аут» — удаление из класса или группы, при котором ребенок с отклоняющимся поведением лишается возможности получать положительное подкрепление, связанное с групповой деятельностью. Прием удаления эффективен в коррекции агрессивного деструктивного поведения.

· «Гиперкоррекция» — эффективный прием для коррекции поведения детей и взрослых, нарушающих институциональные нормы. Сущность его в том, чтобы индивид вначале и немедленно восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению среды обитания.

· «Штраф» — прием, широко используемый в коррекции. Следует только точно оговорить иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа за произведенное нарушение.

В поведенческой психокоррекции используют также техники систематической десенсибилизации; тренинги (релаксации, эмоциональные, поведения, общения и т.д.); погружения; аверсивная терапия; символическая экономия или «жетонная» техника.

К преимуществам поведенческой коррекции можно отнести непродолжительность, что позволяет контролировать вызываемые ею эффекты. Методы поведенческой терапии широко применяются при различных формах деструктивного поведения: курении, алкоголизме, фобиях, заикании и т.д.

Психологи, использующие в качестве коррекционного метод поведенческой терапии, ориентируются не на причины нарушения поведения, а на само нарушенное поведение. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми. Объясняется это следующими факторами:

1. Возможностью контроля социальной среды ребенка.

2. Особенностями дезадаптивного поведения детей.

3. Относительной краткостью воздействия, что особенно важно при работе с детьми.

Д. Гельфанд, К. О’Лири, Г. Уилсон считают, что для проведения поведенческой терапии практически нет возрастных границ. Описаны случаи работы с детьми первого года жизни. Многие авторы отмечают широкий диапазон нарушений, при которых целесообразно проведение поведенческой

Источник: https://StudFiles.net/preview/6173113/page:12/

Методики формирования поведения

«Шейпинг». Мето­дика применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку. Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели — усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко диф­ференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит ус­пех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло.

«Сцепление». Методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения. Желательный поведенческий стереотип рассматривает­ся как цепь отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом, запускающим следующий поведенческий акт. Формирование желательного поведения начинается с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к концу цепи, к цели. Упражнения продолжаются до тех пор, пока желаемое поведение всей цепи не будет осуществляться с помощью обычных стимулов.

«Фединг» (затухание) — это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагиро­вать на минимальное подкрепление прежним образом. «Фе­динг» широко применяется в коррекционной работе со стра­хами. Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов в начале используются слайды с изобра­жением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту де­монстрируют слайды, вызывающие успокоение. Такое чере­дование продолжается до тех пор, Пока существенно не сни­зится уровень тревоги? вызываемый появлением пугающе­го объекта. .

Дискриминантный стимул — стимул, предшествующий по времени определенной поведенческой реакции.

«Фединг» играет важную роль при переходе от упражне­ний в ситуации психокоррекции (совместно с психологом) к упражнениям, осуществляемым в реальном повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят уже не от психолога, а от других людей.

Вариантом вербального или невербального подкрепления, повышающим у клиента уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе доведения, может быть побуж­дение. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных на нуж­ных действиях, объектах действия и т.д.

4. Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления.Положительное подкреп­ление — предъявление стимула, вызывающего у клиента по­зитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

Отрицательное подкрепление — удаление стимула, вы­зывающего негативно окрашенную реакцию и поэтому также приводящего к усилению определенных поведенческих ре­акций.

Нейтральные стимулы — это стимулы, которые не ока­зывают воздействия на поведение.

«Положительное подкрепление». Поведение человека на­правляет и формирует подкрепляющие стимулы, которые могут быть безусловными и приобретенными (условные под­крепляющие стимулы).

Безусловные стимулы (пища, вода, определен­ный уровень сенсорной стимуляции и др.) вызывают врож­денные реакции, не зависят от предшествующего обуче­ния, и их подкрепляющая сила зависит от периода депривации и возрастает при его увеличении.

Условные подкрепляющие стимулы форми­руются в процессе научения и носят в большинстве случаев социальный характер (внимание, похвала, ласка, одобре­ние, признание, положительная оценка, слава и т.д.).

Анализ конкретного случая, например появления у ре­бенка реакций истерического типа, позволяет выявить си­туации, в которых происходит усиление или учащение та­ких реакций. Как правило, это ситуации, в которых ребе­нок оказывается в центре внимания. Наблюдение за поведением ребенка позволяет оценить значение других под­крепляющих стимулов.

На основании полученных данных формулируется конк­ретная гипотеза о характере подкрепляющего стимула. «Выключение» подкрепляющего стимула позволяет проверить ги­потезу. Однако необходимо иметь в виду, что после удаления подкрепляющего стимула всегда существует определенный период, в течение которого нежелательное поведение возрас­тает как по частоте, так и по силе проявления. В это время ребенок «выжимает» из окружающих нужный ему подкреп­ляющий стимул, а окружающие не выдерживают «атаки» и обычно идут ему навстречу. Поэтому работа в рамках данной методики строится на основе широкого привлечения к коррекционной работе ближайшего окружения клиента.

«Контроль стимула». Методика преследует цели научить клиента:

1.Идентифицировать дискриминантные и облегчающие стимулы в реальной ситуации и выявлять условия, увеличивающие подкрепление нежелательного поведения, и из­бегать их. Например, установление связи различных ситуаций с едой (в целях контроля за весом)— еда во время случайных встреч со знакомыми, еда при просмотре телеви­зора, еда во время прогулки и т.д. — с последующим ис­ключением этих стимулов, т.е. еда только в определенном месте и в определенное время.

2.Укреплять стимулы, связанные с желательным поведе­нием. Например, составление списка продуктов и блюд, име­ющих низкую калорийность, и научение клиента определен­ным правилам использования списка. Так, ежедневный пись­менный учет калорийности потребленных продуктов позволяет быть еще более последовательным в достижении цели.

3.Манипулировать периодом депривации, не доводя его до уровня потери контроля.

Механизм действия методики строится на положении о том, что связь между некоторыми стимулами и реакциями на них носит достаточно жесткий характер. Появление сти­мула позволяет точно предсказать ответ, поэтому, контро­лируя условия появления стимулов и предшествующих ре­акций, можно добиваться изменения поведения с меньши­ми затратами времени и сил, чем контролируя результаты самого поведения.

События, предшествующие поведению, группируют сле­дующим образом:

—дискриминантные стимулы, связанные в прошлом с определенным подкреплением;

—облегчающие стимулы, вызывающие определенное поведение. Например, новая прическа и новый стиль одеж­ды могут способствовать появлению желания общаться;

— условия, увеличивающие силу подкрепления (обычно это период депривации какой-либо потребности, например период голода).

«Угашение». Методика служит решению задачи измене­ния нежелательного поведения и основана на принципе исчезновения положительно подкрепляемой реакции. Она ана- . логична методике «Положительное подкрепление», содержит ряд этапов, наиболее важным из которых является диагностический, устанавливающий особенности окруже­ния, подкрепляющие нежелательное поведение. «Угашение» предполагает лишение клиента всех положительных подкреплений данного нежелательного стереотипа поведения. Ско­рость «Угашения» зависит от того, каким образом в реаль­ной жизни подкреплялся этот стереотип. Методика требует значительного времени, так как неже­лательное поведение, прежде чем угаснуть, проходит через период первоначального возрастания по частоте и силе.

Одним из вариантов методики «Угашение» является ли­шение всех положительных подкреплений. Наиболее эффек­тивным способом лишения всех положительных подкрепле­ний считается изоляция, в реальной, жизни она практичес­ки сводится к социальной изоляции.

«Оценка ответов». Методику называют также методи­кой «штрафов». Суть ее сводится к уменьшению числа по­зитивных подкреплений за нежелательное поведение. Программа составляется таким образом, чтобы уменьше­ние определенных положительных подкреплений (а в мето­дике используется только положительное подкрепление) не могло быть легко заменено другими положительными под­креплениями.

«Насыщение». Методика основана на том, что даже поло­жительно подкрепляемое поведение имеет тенденцию к самоистощению, если оно продолжается в течение длительно­го времени (а положительное подкрепление теряет свою силу).

«Наказание». Методика заключается в использовании отрицательного (аверсивного) стимула сразу за реакцией,
которую необходимо угасить. К аверсивному обусловливанию пристают в случаях анти­социального поведения или вредных для организма привычек (курение, алкоголизм, обжорство). В противоположность систематической десенсибилизации этот метод заключается, в сочетании неприятного воздействия или неприятного со­стояния с ситуацией, которая обычно доставляет удоволь­ствие.

В качестве частных приемов коррекции отклоняющегося поведения у детей, основанных на отрицательном подкреп­лении, используют следующие:

«Тайм-аут» — удаление из класса или группы, при котором ребенок с отклоняющимся поведением ли­шается возможности получать положительное подкреп­ление, связанное с групповой деятельностью. Прием удаления эффективен в коррекции агрессивного дест­руктивного поведения.

«Гиперкоррекция» — эффективный прием для коррек­ции поведения детей и взрослых, нарушающих инсти­туциональные нормы. Сущность его в том, чтобы инди­вид вначале и немедленно восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя до­полнительные обязанности по сохранению среды оби­тания.

«Штраф»— прием, широко используемый в коррек­ции. Следует только точно оговорить иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа за произве­денное нарушение.

В поведенческой психокоррекции используют также тех­ники систематической десенсибилизации; тренинги (релак­сации, эмоциональные, поведения, общения и т.д.); погру­жения; аверсивная терапия; символическая экономия или «жетонная» техника. К преимуществам поведенческой коррекции можно от­нести непродолжительность, что позволяет контролиро­вать вызываемые ею эффекты. Методы поведенческой те­рапии широко применяются при различных формах дест­руктивного поведения: курении, алкоголизме, фобиях, заикании. Особенно поддаются ей энурез, страхи, рас­стройства сна и аппетита, приступы раздражительности.

28. ВНУШЕНИЕ. Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем В. вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Основным средством В. является слово, речь суггестора (человека, производящего В.). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.

Предлагаются различные классификации В.: В. и самовнушение; В. прямое или открытое, косвенное или закрытое; В. контактное и дистантное. В медицинской практике используются соответствующие приемы В. в бодрствующем состоянии, в состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна.

В. в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы В. обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, работоспособности и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно В. наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного В. и убеждение больного в его эффективности. Эффект В. тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего В. Степень реализации В. определяется также особенностями личности больного, выраженностью «магического» настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов.

В. в состоянии естественного сна путем нашептывания фраз спящему ребенку применяли И. В. Вяземский (1903), Бурдон и др. Оно проводится тихим голосом, но внушающим тоном. Фразы, направленные на углубление сна, чередуются с лечебными В., повторяемыми с паузами. За сеанс проводится до 6 серий таких В. Лечение этим методом трудноосуществимо, что может быть связано со слишком чутким, поверхностным сном, приводящим к легкому пробуждению, резко выраженной ориентировочной реакцией или слишком глубоким сном, при котором добиться суггестивного воздействия не удается. Наиболее широкое применение В. во время естественного сна нашло при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Однако нельзя исключить, что в этих условиях происходит общение со спящим по типу гипнотической коммуникации.

В. в состоянии гипнотического сна в лечебных целях широко распространено.

При использовании методики наркопсихотерапии лечебное действие В. реализуется в условиях искусственно вызванного наркотического сна. К методам, близким к наркопсихотерапевтическим, относится применение с психотерапевтической целью газовой смеси кислорода и закиси азота.

Косвенное В. является основой разработки опосредующей и потенцирующей косвенной психотерапии, получившей развитие в последнее время в работах главным образом курортных психотерапевтов. Разновидностью косвенного В. может считаться плацебо-терапия, при которой назначается плацебо-препарат — безвредный препарат, применяемый под видом какого-либо лекарственного средства.

Самовнушение — это методика В. каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний себе самому. В психотерапевтической практике применяются различные методики самовнушения. Чаще всего они представляют собой варианты давно предложенной методики самовнушения по Куэ. Самовнушение является основой (или одним из существенных механизмов лечебного действия) многих других методов психотерапии (см. Аутогенная тренировка).

Источник: https://studopedia.ru/11_242485_metodiki-formirovaniya-povedeniya.html

«Фейд» ворвался в нашу жизнь! Прогуливаясь по улице, беря в руки журнал или включая телевизор, Вы увидите его на стильных джентльменах. Стрижка «Fade» является одной из самых знаковых и модных стилей среди мужчин, придавая мужественный, но в тоже время аккуратный внешний вид, который идеально подходит для повседневных или профессиональных ситуаций. «Фейд» — это стрижка, при которой создается нечеткий переход от коротких волос на затылке до любой желаемой длины на макушке. Благодаря своей универсальности «Fade» подойдет как мужчинам в деловом костюме, так и спортсменам.

Не каждый может сделать идеальный «фейд», так как стрижка требует предварительного опыта и неимоверной точности. Небольшое изменение длины волос, может изменить общий внешний вид, соответственно меняются и варианты укладки. Эта стрижка требует творческого подхода, многолетнего опыта, точной координации глаз и рук, также внимания к деталям и упорства.

Давайте же рассмотрим, на что нужно обращать внимание, когда Вы решили приступить к стрижке «Fade».

Предварительная подготовка

  1. Подготовка волос. Прежде чем начинать стричь, помойте голову или просто увлажните волосы.
  2. Длина. Важно знать, как коротко должна быть подстрижена короткая часть стрижки и, какая длина должна быть у длинной части.

Технология стрижки Fade

1. «Переход». Каждый человек имеет различные предпочтения, где волосы должны переходить из длинных в короткие. «Фейд», как правило, начинается за ушами и становится короче, вплоть до шеи. «Переход» за ушами, зачастую, подходит для всех форм головы, но вы должны брать во внимание следующие факторы:

  • если волосы у человека тоньше в некоторых местах, то «переход» следует начать там, где изменяется текстура волос (не зависимо от ушей).
  • если у человека есть «вихор», планируйте начать «переход» чуть выше или ниже него.

2. Перемещайте машинку для стрижки по вертикали. Так же, как и при бритье лица, сбривайте волосы в противоположном направлении роста. Начните с височной части головы и двигайтесь по направлению к задней.

  • Если Вы оставляете длинные волосы на макушке, заколите их, чтобы они не мешали, когда Вы делаете линию перехода.
  • Двигайте машинкой для стрижки вверх и вниз, приложите немного усилий, чтобы машинка сбривала все ненужные волосы.
  • Также перемещайте машинку для стрижки в стороны по линии перехода. Не переворачивайте машинку горизонтально, продолжайте держать ее вертикально. Помните, что линия «фейд», это линия, где волосы переходят из одной длины в другую.
  • Когда Вы держите машинку, Ваш большой палец должен бить сверху, все остальные внизу. Легкими движениями перемещайте Ваше запястье вверх.
  • Для того, чтобы линии «фейд» придать плавный переход, держите машинку под углом так, чтобы только нижняя треть или четверть лезвия касалась фактически головы.
  • Та часть лезвия, которая не касаться головы все равно будет сбривать волосы под нужным углом.

3. Медленными движениями сбривайте волосы небольшими участками. Твердые и точные движения. И у Вас не уйдет много времени, чтобы придать стрижке аккуратный внешний вид.

  • На неровностях придавливайте бритву так, чтобы сбривались все волосы.
  • Чтобы убрать волосы за ушами, держите машинку под углом и начинайте сбривать с того места, где ухо сходится с головой.

4. Чтобы продолжить срезать линию перехода, поменяйте насадку. Теперь, когда вы закончили основную часть стрижки, пришло время поменять насадку. Если у Вас в работе была насадка №3, переходите на №2.

  • Используйте ту же самую технику бритья, начиная снизу и продвигаясь вверх.
  • Чтобы переход был плавным, Вам следует определить следующую линию перехода. Это, естественно, зависит от особенностей человека, но Ваша вторая линия «фейд» должна быть выше уха.
  • Смотря, какая линия перехода Вам подойдет, возможно, снова понадобится поменять насадки и снова повторить тот же процесс.
  • Метод «машинка-над-расческой». Возьмите гребешок, образуйте ним угол 45 градусов по отношению к линии «фейд». Гребнем подымите, волосы вверх, машинку поставьте над расческой. Сбривайте волосы, которые находятся над зубьями гребня.
  • Следите за тем, чтобы длина волос была одинакова по всей линии.
  • Если все сделано правильно, Вы должны получить плавную линию перехода, без «лесенки». Волосы должны постепенно укорачиваться по мере приближения к голове.

5. Приступаем к макушке. Если Вы хотите более длинные волосы на макушке, тогда используйте ножницы. Они подойдут в таких стилях как – «квифф», «помпадур» или «месси топ». Если Вы хотите белее короткий вариант используйте машинку для стрижки с соответствующей насадкой. Машинка нужна для таких стилей как «цезарь» или «кру».

  • С помощью пальцев или расчески подымите волосы, понемногу срезая все, что над ними.
  • Примите во внимание угол среза. Состригайте волосы под углом по мере приближения к затылку, чтобы достичь плавного перехода и избежать ровных линий.

В конце все подровнять сделать тушевку и стрижка готова!

Типы фединга

Различают следующие типы фединга:

Многопутевое (интерференционное) замирание

Многопутевое (интерференционное) замирание сигнала появляется вследствие интерференции волн, распространявшихся от передатчика к приемнику по разным переменным траекториям. Возникающие при этом разности амплитуд и фаз, например между прямым и отраженным лучами, способны существенно влиять на громкость звучания приёмника. Возможны также искажения за счет перемодуляции, когда несущая частично или полностью подавлена (замирание несущей). Интерференционные явления наблюдаются также при наложении поверхностных и пространственных волн.

Селективное замирание

Селективное замирание является разновидностью многопутевого, при котором волны разных частот неодинаково ослабляются в пределах полосы передачи. Благодаря интерференции при селективном замирании могут выпадать высокие или низкие звуки. Боковые полосы сигнала подавляются неодинаково (замирание боковой полосы).

Поглощательное замирание

Поглощательное замирание происходит по причине временных вариаций поглощения средой на пути распространения волн, например из-за затухания в слое D.

Поляризационное замирание

Поляризационное замирание вызывается вращением направления поляризации средой на пути распространения волн, особенно в ионосфере. Этот вид замираний характерен для диапазона коротких волн, так как в ионосфере они практически всегда претерпевают изменения поляризации.

Дифракционное замирание

Дифракционное замирание — обусловлено колебаниями напряженности дифракционного поля, которые порождаются временными вариациями градиента показателя преломления в околоземной атмосфере. Такие замирания мешают связи преимущественно на метровых и дециметровых волнах.

Пульсирующее замирание

Пульсирующее замирание относится к интерференционным явлениям и характерно для зон северных сияний. Вызывается малыми неоднородностями в слое F. Принимаемый сигнал пульсирует с частотой 10 — 100 Гц.

Замирание-перескок

Замирание-перескок возникает в результате временного изменения МПЧ. Если при работе линии радиосвязи на частоте, близкой к МПЧ, происходит изменение концентрации электронов, возможно прекращение связи. Вероятность замирания вследствие ухода МПЧ особенно велика на восходе и закате Солнца. Здесь помогает выбор рабочей частоты существенно ниже МПЧ.

Замирание радиосигнала. Фединг

Измерение уровня принимаемого сигнала,носящее случайный и временной характер

Приём коротких радиоволн всегда сопровождается измерением уровня принимаемого сигнала, причем это изменение носит случайный и временной характер. Такое явление называют замираниями (федингом) радиосигнала. В эфире наблюдаются быстрые и медленные фединги сигнала. Глубина фединга может достигать до нескольких десятков децибел.

Основной причиной быстрых замираний сигнала является многолучевое распространение радиоволн. В этом случае причиной федингов служит приход в точку приема двух лучей, распространяющихся путем одного и двух отражений от ионосферы.

Поскольку лучи проходят различные пути по расстоянию, фазы прихода их неодинаковы. Изменения электронной плотности, непрерывно происходящие в ионосфере, приводят к изменению длины пути каждого из лучей, а следовательно, и к изменению разности фаз между лучами. При приходе лучей одного сигнала в точку приёма с одинаковой силой и с разностью фаз на 180°, они полностью компенсируют друг друга, при меньшей разности фаз происходит частичная компенсация. Такие незначительные изменения длины пути могут происходить непрерывно, поэтому, колебания напряженности электрического поля в диапазоне коротких волн являются частыми и глубокими. Интервал их наблюдения в 3—7 минут может составлять на низких частотах КВ диапазона, и до 0,5 секунд на частотах ближе к 30 МГц.

Помимо этого, фединг сигнала вызываются рассеянием радиоволн на не однородностях ионосферы и интерференцией рассеянных волн.

Кроме интерференционных федингов, на коротких волнах, имеют место поляризационные фединги. Причиной поляризационных федингов является поворот плоскости поляризации волны относительно принимаемой антенны. Это происходит при распространении волны в направлении силовых линий магнитного поля Земли, и с изменением электронной плотности ионосферы. Если передающая и приемная антенны представляют собой горизонтальные вибраторы, то излученная горизонтально — поляризованная волна, после прохождения в ионосфере претерпит поворот плоскости поляризации. Это приводит к колебаниям э.д.с., наводимой в антенне, которое имеет дополнительное затухание до 10 дБ.

На практике все указанные причины замираний сигнала действуют, как правило, совместно и подчиняются описанным законом распределения Релея.

Помимо быстрых замираний, наблюдаются медленные замирания, которые наблюдаются с периодом в 40—60 мин в низкочастотной части КВ диапазона. Причиной этих федингов является изменение поглощения радиоволн в ионосфере. Распределение огибающей амплитуды сигнала при медленных замираниях подчиняется нормально логарифмическому закону с уменьшением сигнала до 8-12 дБ.

Для борьбы с замираниями, на коротких волнах применяют метод приема на разнесенные антенны. Дело в том, что увеличение и уменьшение напряженности электрического поля происходят не одновременно даже на сравнительно небольшой площади земной поверхности. В практике коротковолновой связи используют обычно две стационарные антенны, разнесенные на расстояние нескольких длин волн, а сигналы складывают после детектирования. Эффективным является разнесение антенн по поляризации, т. е. одновременный прием на вертикальную и горизонтальную антенны с последующим сложением сигналов после детектирования.

Другим методом борьбы с федингами является применение направленных антенн с большим коэффициентом направленного действия (КНД) для исключения приема сигналов с других направлений.

Указанные меры борьбы действенны только для устранения быстрых замираний, медленные изменения сигнала не устраняются, так как это связано с изменением поглощения радиоволн в ионосфере.

Связанные статьи: Антенна, Короткие радиоволны, Поляризация электромагнитных волн.

Источник: http://www.mobilradio.ru/information/vocabulary/fading.htm

> Терапевтические техники Б.Ф. Скиннера

Последовательная десентивация

Это традиционный метод коррекции нежелательных эмоциональных состояний с помощью воздействия на поведение. Он состоит из нескольких этапов.

· Поведенческий анализ стимулов, вызывающих дискомфортное состояние (например, тревогу) в различных ситуациях. Составление иерархии тревожащих стимулов. Например, у больного выявляется страх высоты — гипсофобия. Психотерапевт составляет «иерархическую шкалу» — перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у больного страх, начиная с самого слабого. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и проходящих машин под балконом и.т.д.

· Обучение клиента релаксации. Этому посвящены первые несколько сеансов. Обычно психотерапевт предлагает клиенту представить себе, красивое спокойное место (например, на берегу моря). Затем клиент учится расслаблять отдельные части тела, начиная с кистей рук, затем шею, плечи, спину, грудную клетку, бедра, нижние конечности. Психотерапевт просит клиента заниматься расслаблением каждый день в течение 30 минут.

· Клиент пребывает в релаксации, глаза закрыты. Психотерапевт описывает ему ситуации, в которых клиент должен представить себя. Ситуации нейтральны. Если клиент остается при этом расслабленным, психотерапевт предлагает ему более тревожную ситуацию. В момент, когда клиент начинает чувствовать тревогу, он дает сигнал психотерапевту, который прекращает процедуру.

· Одновременное предложение стимула, вызывающего релаксацию, и стимула, вызывающего тревогу, повторяется до тех пор, пока релаксация тревоги на этот стимул не угаснет. Тогда предлагается следующий стимул, стоящий на более высоком месте в иерархии тревожащих стимулов.

Лечение считается законченным, когда человек сохраняет расслабленное и умиротворенное состояние во время всех предлагаемых ему ситуациях.

Фединг

«Фединг» (затухание) широко применяется в коррекционной работе со страхами. Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов вначале используются слайды с изображением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту демонстрируют слайды, вызывающие успокоение. Такое чередование продолжается до тех пор, пока существенно не снизится уровень тревоги, вызываемый появлением пугающего объекта. Таким образом, при «фединге» происходит постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. Важную роль играет переход от упражнений в ситуации терапии к упражнениям, осуществляемым в реальном повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят уже не от терапевта, а от других людей.

Источник: https://studbooks.net/671439/psihologiya/terapevticheskie_tehniki_skinnera

Прическа Фейд – универсальная стрижка для мужчин и модный тренд 2018-2019 года. Основное преимущество стрижки заключается в ее универсальности. Подходит для любого типа, длины волос, стиля одежды. Стрижка Fade выглядит аккуратно, придает мужественности, одинаково хорошо сочетается с любым стилем одежды. Fade можно сравнить по популярности с полюбившимся многим андеркатом.

История появления и варианты мужской стрижки Fade

Форма предполагает короткие волосы по сторонам и сзади и боле длинные на макушке. Подобная мужская стрижка была популярна в США еще в 40-х годах двадцатого века. В то время форма была известна как милитари стрижка. С приходом таких кумиров, как Битлз и Элвис популярность фейда резко снизилась. Несмотря на столь резкое снижение популярности, возвращения моды на эту форму не пришлось долго ждать. В восьмидесятых в моду вошел хип-хоп, к девяностым стрижка снова попала в тренд.

Виды мужской стрижки Fade

Есть несколько разновидностей в зависимости от зоны перехода от коротких волос к более длинным.

Низкий фейд. Волосы укорачиваются глубоко на затылке, длина верхней части может быть любой, укладка индивидуальна. Волосы можно аккуратно уложить назад, привести их в легкий беспорядок, уложить набок и т.д.

Средний фейд. В прошлом стрижку носили в основном военные. Эта форма выглядит наиболее мужественно, позволит выделиться из общей массы. Волосы по бокам и сзади снимаются очень коротко, переход начинается над ушами. Общий вид стрижки лаконичный, линии проходят строго и точно. Несмотря на такое выверенное строение, средний фейд позволяет проявить индивидуальность. Челку можно зачесать назад, сделать пробор (можно с выбриванием), можно применять средства для укладки с разным эффектом — гель, воск и другие.

Высокий фейд. Предполагает сильный контраст между короткими и длинными волосами. Вариант модный, смелый, даже экстравагантный. Линия перехода проходит примерно в пяти сантиметрах от макушки или выше, этим и обуславливается название «высокий». Отлично выглядит такая форма у темнокожих мужчин, так как из-за обширной зоны оче6нь коротких волос важно, как выглядит кожа головы и совпадает ли ее цвет с тоном лица.

Фейд ножницами. Требует очень высокого уровня мастерства, так как выполняется ножницами без использования машинки. Выглядит стильно, аккуратно, как и другие варианты фейда может укладываться абсолютно по-разному. Благодаря применяемой технике стрижки форма выглядит очень естественно и не сообщает всем окружающим, что мужчина только что вышел из парикмахерской.

Удлиненный фейд. Чрезвычайно популярная в этом сезоне стрижка, схожая с полюбившимся андеркатом. При такой интерпретации короткие волосы плавно переходят в «ноль» внизу. Стрижка может укладываться низко или высоко, сочетаться с бородой, аккуратной щетиной или гладко выбритым лицом. Люба укладка будет выглядеть отлично.

Кому подходит стрижка Fade

Стрижка отлично смотрится при широких скулах. Укладка на бок будет выглядеть гармонично с деловым костюмом. Легкая растрепанность дополнит повседневный или спортивный образ. Есть несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание при выборе стрижки:

Стиль жизни. Важно учитывать, что некоторые стрижки требуют ежедневной укладки, а иначе выглядят неаккуратно, теряется идея, заложенная мастером. Поэтому тем, кто постоянно находится в состоянии спешки, не стоит обращать внимание на замысловатые формы. Если же время и желание уделить прическе несколько минут утром есть – можно смело экспериментировать и запасаться средствами для стайлинга.

Форма лица, головы. Если лицо круглое, лучше отдать предпочтение асимметричным, многослойным стрижкам. Это визуально удлинит лицо. Если затылок плоский, это не стоит подчеркивать и лучше выбрать низкий фейд или стрижку с укладкой назад.

Тип и качество волос. Если волосы вьются, непослушные, трудно поддаются укладке – лучшим выбором станет каскад с обязательной филировкой. Если на укладку времени нет, стоит обратить внимание на короткие стрижки, которые не будут требовать особого ухода. Слабые, тусклые волосы также лучше подстричь покороче, чтобы не подчеркивать этот недостаток.

В целом стрижка Fade — форма универсальная, с множеством вариаций. Выбор стрижки зависит от предпочтений мужчины, его привычного стиля одежды. Помимо личного видения стоит прислушаться к мастеру. Опыт и знания помогут выбрать форму, которая будет отлично смотреться с учетом типа волос, формы лица и других индивидуальных особенностей.

Источник: https://sborodoy.com/blog/strizhka-borody/muzhskaya-strizhka-fade

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*