admin / 02.04.2020

Электробус КамАЗ 6282

Компания КамАЗ разработала свой первый электробус для использования в Москве. Как сообщает РБК со ссылкой на гендиректора предприятия по пассажирскому транспорту Николая Пронина, стоимость такого транспортного средства составит около 20–30 млн руб. в зависимости от комплектации. По его словам, в декабре власти столицы проведут конкурс на закупку электрических автобусов и в нем также будет учувствовать КамАЗ.

Машины КамАЗ имеют запас хода до 50 км и могут использовать инфраструктуру троллейбусных парков. На зарядку им требуется всего шесть минут. По расчетам транспортников, электробус на треть дороже автобуса с ДВС, но еще эксплуатация дешевле и окупается он через 6-7 лет эксплуатации. Всего электробус способен вместить до 85 человек.

Ранее стало известно, что в Москве к 2020 г. городские автобусы с двигателями внутреннего сгорания будут заменены на общественный транспорт с электрическими моторами. Об этом в своем Twitter-аккаунте написал мэр столицы Сергей Собянин.

«Через 3 года Москва откажется от автобусов на моторном топливе: будем закупать исключительно электробусы. Экология города сильно выиграет», — отметил Собянин. Градоначальник отметил, что осенью столица готовится провести конкурс на первую закупку электрических автобусов.

Первые поставки электробусов могут начаться уже осенью 2018 года. Также на победу в конкурсе будет претендовать ГАЗ, которая представила правительству города уже четвертый вид таких машин.

Я уже начал было мечтать о скором электрическом будущем для общественного транспорта, как вдруг… «Все, приехали, конечная!» — громко сказал водитель и открыл двери. Я вышел на обочину, до настоящей конечной остановки в Сколково оставалось еще метров триста. М-да, а ведь начиналось мое знакомство с электробусом КАМАЗ-6282 неплохо.

Электробус КАМАЗ-6282 на выставке Busworld (фото Федора Лапшина)

Впервые я увидел этот электробус на московской выставке Busworld осенью прошлого года. Это второе поколение камазовских электробусов, воплощенное в кузове с дизайном от ижевского ателье i-Design. Он оснащен литий-титанатными батареями емкостью 70 кВт•ч. Заявленный запас хода — 70 км. Время «медленной» зарядки от сети — 4 часа. Но на крыше КАМАЗа есть и пантограф для ультрабыстрого пополнения заряда всего за восемь минут — прямо как у финского электробуса Linkker, который вместе с отечественным ЛиАЗ-6274 проходит испытания в Москве.

КАМАЗ полностью низкопольный. Его салон рассчитан на 85 пассажиров, что на 10 человек больше, чем может взять на борт ЛиАЗ. Но и полная масса камского электробуса (19 т) на тонну больше. Предполагаемая стоимость на уровне ЛиАЗа — около 25 млн рублей.

О том, что КАМАЗ-6282 будет возить пассажиров по маршруту 818Э до «инновационного центра» Сколково, я узнал случайно на сайте областного перевозчика Мострансавто. Сообщалось, что каждое утро в 8:07 электробус отправляется от метро «Славянский бульвар». И я решил на нем прокатиться.

Толпы людей по утрам отправляются в Сколково. Основной автобус на маршруте — ЛиАЗ-5292 (на фото)

Специально приехал пораньше и очень удивился количеству людей, которые по утрам стремятся в Сколково. Очередь на посадку вытянулась почти до входа в метро, так что я поспешил занять в ней место. Вовремя — вот и электробус. Внешне он кажется чуть меньше обычных ЛиАЗов-5292. Вхожу через переднюю дверь, отдаю водителю 46 рублей за проезд и протискиваюсь в середину к центральной площадке.

Пока стоим, самое время немного оглядеться. Салон практически битком, но стоять не тесно. Интерьер выполнен в спокойных тонах, а пол вообще отделан «под паркет». Картину портят лишь торчащие из поручней головки болтов.

Поехали. Ощущения — будто едешь в троллейбусе. По большим магистралям едем быстро: максимальная скорость — 75 км/ч. Кроме разговоров других пассажиров, которые, кажется, вообще никак не реагируют на электробус, тишину в салоне нарушает тихий вой электродвигателей (их здесь два, по 125 кВт каждый), да «всхлипы» пневмосистемы на торможениях. Говорят, здесь даже есть USB-разъемы для зарядки гаджетов. Но в толпе людей я их не нашел, а когда салон немного освободился…

Салон выполнен в сине-серых тонах

Вот уже и конечная скоро. Электробус заезжает на круговое движение, тормозит — и больше не разгоняется. Водитель выполняет какие-то манипуляции, но все тщетно — с места мы не двигаемся. А дальше происходит описанная в начале история.

Выходя через переднюю дверь, слышу от водителя ключевые слова: «аварийный знак на панели». Пока выбегал и фотографировал, электробус тихонько тронулся с места, прополз-таки мимо конечной и в итоге остановился за высоким забором. Что же произошло?

Найдите на этом фото электробус (подсказка — он спрятался за строительными постройками)

Утверждать наверняка не возьмусь, но мой вариант таков. Остаток заряда в батареях достиг критического значения, на панели загорелся тот самый символ, и это стало сигналом для водителя о высадке пассажиров. Косвенно мою версию подтверждает то, что электробус не обездвижился полностью, а также слова водителя ЛиАЗа, на котором я ехал обратно к метро: мол, электробусу хватает зарядки на один утренний рейс туда-обратно, а это – около 30 км. Маловато.

Похожие цифры на городском маршруте показывал финский Linkker, а вот ЛиАЗ пробегал целых 75 км между зарядками. Видимо, все-таки концепция с «подзарядкой от пантографа» предполагает наличие этой самой подзарядки на маршруте — а ее пока нет, либо она не используется.

Тем не менее, развитие общественного транспорта неуклонно движется в сторону перехода на электротягу. И этот процесс вряд ли остановят такие казусы, как произошедшее с камазовским электробусом в Сколково.

Мосгортранс заключил контракт с КамАЗом на поставку ещё ста электробусов. Официальное сообщение о подписании документов было опубликовано 25 января. Аукцион по процедуре госзакупок должен был состояться в конце 2018 года, но других претендентов, кроме КамАЗа, на получение заказа не было.

Первая партия

В прошлом году Москва заказала по 100 электробусов у «Группы ГАЗ» с Ликинским автобусным заводом и у КамАЗа, в состав которого входит автобусное предприятие в Нефтекамске. Общая сумма контракта составила 12,7 млрд рублей, но в эту сумму включены также сооружение зарядных станций и обслуживание техники и инфраструктуры в течение пятнадцати лет.

Первые машины вышли на линию в сентябре, накануне выборов мэра Москвы. А сейчас в столице работают 40 электробусов (КамАЗ поставил 30 машин, ЛиАЗ — 10). Они обслуживают пять маршрутов, правда, электрические машины ставят, в основном, взамен экологически чистых троллейбусов, а не дизельных автобусов.

Схема маршрутов, на которых используются электробусы: голубым отмечены троллейбусные линии, розовым — автобусные

Аукцион без конкурентов

На конец декабря 2018 года был назначен аукцион на право поставить в Москву ещё 100 электробусов. На этот раз единственным претендентом на получение заказа оказался КамАЗ, «Группа ГАЗ» по неизвестным причинам не подала заявку.

Оспорить проведение аукциона пыталась компания «Тролза», производитель троллейбусов из Саратовской области: после её жалоб процедуру аукциона дважды приостанавливали. Претензия «Тролзы» — в конкурсе не рассматривали другие варианты городского транспорта, например, троллейбусы с автономным ходом, сочетающие преимущества троллейбусов и электробусов.

Троллейбус «Тролза-5256.02 Мегаполис» питается от обычной контактной сети и одновременно заряжает аккумуляторы, которые позволяют проехать до 15 км без «рогов»

В итоге «Мосгортранс» заключил с КамАЗом контракт на поставку 100 электробусов, 36 зарядных станций, а также на обслуживание и ремонт всей техники в течение 15 лет. Общая сумма контракта — 6 млрд 567 млн рублей.

Как устроен электробус

Электробус КамАЗ-6282 — это оригинальная разработка Нефтекамского автобусного завода. Машина рассчитана на перевозку 85 пассажиров, а её дизайн выполнен в соответствии с требованиями «Мосгортранса». Электробус оснащается портальным мостом с двумя электромоторами ZF и батареей, обеспечивающей запас хода до 70 км. Сделав несколько рейсов, машина восполняет запас энергии на станции быстрой зарядки на конечной остановке.

Электробусы КамАЗ и ЛиАЗ схожи по конструкции, и даже внешне выглядят почти одинаково. Но вариант КамАЗа отличается комозитными, а не стальными панелями кузова, а также наличием независимой передней подвески.

На этом фото — электробус ЛиАЗ

Стопроцентно экологически чистым транспортом электробусы считать нельзя: в зимнее время для обогрева салона используется дизельный автономный отопитель. Ещё одна претензия к новому типу транспорта — необходимость выпускать большее количество машин на линию, так как электробусам нужно дополнительное время на подзарядку.

Цена вопроса

Москва закупает электробусы только с условием сервиса и ремонта в течение 15 лет, что не позволяет определить точную цену самой машины. В пересчёте на единицу техники, каждый электробус с обслуживанием обходится бюджету в 65 млн рублей. При этом, как отмечают специалисты, из списка сервисных работ исключена дорогостоящая замена батареи, которая требуется каждые 6–7 лет — за эту услугу Москва будет платить отдельно.

В документации к последнему аукциону указывается, что при плановом пробеге 60 тысяч км в год расчётная стоимость сервисного обслуживания и ремонта одного электробуса составит 3,5 млн рублей в год или 53 млн за пятнадцать лет. Если исходить из этих цифр, цена самой машины составляет 12 млн рублей.

Для сравнения: по данным сайта госзакупок, за городской автобус среднего класса (типа «ЛиАЗ-4292 Курсор») Москва платит 10 млн рублей, а за большую «гармошку» — 17 млн рублей. А сервис и ремонт одного автобуса обходится «Мосгортрансу» примерно в один миллион рублей в год.

Наши новости теперь можно читать в Whatsapp — заходите!

Подпишитесь на наши новости в Яндекс Дзене.

«КАМАЗ» принял участие в 9-й специализированной выставке «ЭлектроТранс 2019», которая проходила в Москве в рамках Российской недели общественного транспорта.

«КАМАЗ» продемонстрировал в своей экспозиции электробус КАМАЗ-6282-012, хорошо известный москвичам. Именно эта модель поставляется сейчас в адрес «Мосгортранса» и активно задействована в пассажирских перевозках. Отметим, что столица России стала лидером по количеству электробусов в Европе – сегодня на улицах Москвы курсирует уже сто единиц этого инновационного вида транспорта, большая часть из которых собрана на «КАМАЗе». «Московский электробус является одним из самых надёжных и технологически оснащенных в мире – это предмет нашей гордости», – считает руководитель департамента транспорта столицы Максим Ликсутов.

Отметим, что «КАМАЗ» начал разрабатывать электрические автобусы более десяти лет назад. Впервые камазовские электробусы появились на выставке «ЭлектроТранс» в 2015 году. Тогда компания представила посетителям модель КАМАЗ-2257Э, которая стала первым российским электробусом особо малого класса, подходящим для перевозки людей с ограниченными возможностями. Помимо него в экспозиции демонстрировался камазовский электробус большого класса – НЕФАЗ-52994Э. Сегодня, спустя четыре года, посетители «ЭлектроТранс-2019» смогут увидеть результат эволюции камазовского электробуса. Теперь это продукт, не уступающий лучшим мировым образцам автотехники подобного рода. В комплектации КАМАЗ-6282-012 применены современные компоненты тягового электрооборудования, в т.ч. электропортальный мост и литий-титанатные (LTO ёмкостью 80кВт*ч) аккумуляторные батареи. На их полную зарядку требуется всего 24 минуты, а для подзарядки достаточно от 8 до 12 минут. Электробус заряжается от станций ультрабыстрой зарядки с помощью полупантографа, в дополнение используется бортовое зарядное устройство, позволяющее заряжать накопитель от трёхфазной сети переменного тока 380 В (так называемая «ночная зарядка», которая занимает в среднем 8 часов).

Революционный электропуск Константин Климов, фото автора

В День знаний, 1 сентября, в Москве состоялся торжественный пуск электробусов на регулярный маршрут. Из 30 обещанных машин перед главным входом на ВДНХ было выставлено три, а работал из них только один. На нём же после официальной презентации нового вида транспорта проехал мэр Москвы Сергей Собянин вместе со студентами технических вузов.

День электробуса

В первый день осени у главного входа на ВДНХ выставили автобусы, троллейбусы и электробус. Экспозиция была разделена на два направления. Прошлое и настоящее. Технику прошлого олицет­воряли автобусы ЗИС-8, ЛиАЗ-677, «Икарус-283» и троллейбусы МТБ-82Д с ЗИУ-682В. Современный этап представлял автобус ЛиАЗ-5292.65, троллейбус БКМ-321-01, а также один из трёх электробусов КАМАЗ-6282. Ещё один такой же электробус упаковали в большую коробку и установили у сцены. Распаковали его днём в присутствии гостей праздника. Москвичам и гостям столицы рассказали о том, что правительство Москвы приняло решение о закупке 300 электробусов ежегодно, начиная с 2018 г., на условиях контракта жизненного цикла, предусматривающего сервисное обслуживание и ремонт в течение 15 лет. Московские электробусы будут манёвренными, экологичными, бесшумными, простыми в управлении…

Символическое право зарядить первый электробус доверили горожанам. Специально для этого установили велосипеды, с помощью которых любой желающий мог сделать свой вклад в зарядку нового вида транспорта. Данные о проценте полученной энергии отображались на установленном тут же мониторе. Тогда же появился соответствующий хаштег – #заряженгородом.

Мэр Москвы приехал на праздник после обеда и в своём интервью поздравил собравшихся с праздником, отметив, что новый инновационный транспорт – электробус на 18% потребляет меньше электроэнергии, чем троллейбусы, отличается от него и тем, что подзарядка идёт не по всему маршруту, а на остановках. Затем мэр с гостями прошёл в салон электробуса и отправился в первый рейс по маршруту 73.

Только наши

О принятом решении можно долго рассуждать, но главным стало то, что эти машины уже не тестовые, а серийные. На официальном сервере Правительства Москвы (https://www.mos.ru/news/item/44682073/) отмечено, что тестирование электробусов проводили не для того, чтобы выбрать конкретную модель, а чтобы определить концепцию, которой должен соответствовать московский электробус. Специалисты решили, что электробус не должен быть чьим-то зарубежным проектом, а при его создании нужно учитывать специфику работы транспорта в российской столице.

Поставщики машин и зарядных станций к ним были определены в мае, после проведения двух аукционов. Победителями стали крупнейшие российские автопроизводители ПАО «КАМАЗ» и Группа ГАЗ. С каждым из них был заключён контракт на поставку 100 электробусов (всего 200) и 31 ультрабыстрой зарядной станции (всего 62). Они же будут отвечать и за работу нового вида транспорта, а также зарядных станций в течение 15 лет. Каждый электробус обойдётся в рекордную для России сумму около 100 млн рублей, в которую вошла цена на сам электробус (~ 33 млн рублей), зарядные станции и сервисное обслуживание в течение заявленного срока службы. Москва выбрала поставщиков, которые фактически не имеют опыта производства электротранспорта. Справедливости ради нужно отметить два эпизода: Ликинский автобусный завод в конце 2000-х годов вёл сборку троллейбусов, но тогда это были машины с реостатно-контакторной системой управления, а сопровождали производство специалисты заводов МТрЗ, а позже ВЗТМ. КАМАЗ, также как и ЛиАЗ с середины 2010-х годов выпустили два поколения электробусов, испытания которых проходили в Москве, а также в других городах России.

В начале сентября, когда стало очевидно, что поставленных в столицу электробусов не хватает на комплектацию даже одного маршрута, в пресс-службе КАМАЗа заявили, что задержки с выпуском машин связаны с невозможностью поставщиков комплектующих осуществить поставки в срок, указанный в контракте. Многие комплектующие не производятся в России и требуют длительных процедур испытаний и сертификации. Сразу нужно перечислить те самые импортные комплектующие, из которых состоит электробус: силовая электроника, передняя независимая подвеска, электропортальный мост, тяговые литий-титанатные батареи, компрессор, кондиционер, информационная система и сам токоприёмник.

7 сентября глава пресс-службы Камаза Олег Афанасьев так прокомментировал ситуацию с частыми поломками поставленных в Москву электробусов: «Никто не умеет и не знает, как эксплуатировать те электробусы, которые мы поставили. Опыта такого ни у одного города, ни у одной эксплуатирующей организации нет. Именно поэтому электробусы постоянно заезжают в парк, для того чтобы ежечасно снимать параметры программного обеспечения и датчиков. На 70–80% идёт работа с программным обеспечением. В электробусе используются комплектующие, которые раньше не производились и не эксплуатировались в транспорте». Без каких-либо комментариев можно оставить и другое его заявление: «Электробусы, которые мы поставили в Москву – это самая сложная транспортная техника в мире. Сложнее на данный момент ничего нет. По большому счёту, это космический корабль на колёсах»!

Глас народа

Несомненно, что всем запомнится загадочный эпизод с пуском первого московского электробуса, когда с мэром на борту он будто сломался недалеко от телецентра Останкино. Сбои в работе, которые были отмечены и позже уже при работе с пассажирами власти назвали «детскими болезнями». Первые дни машины не могли отработать полной смены и возвращались в парк досрочно. Пассажиры жаловались на неработающие кондиционеры, информационные системы из-за которых не объявляли остановки и другую актуальную информацию. Ломались прямо на маршруте, пассажирам приходилось пересаживаться на другой транспорт. Вызывают нарекания и зарядные станции. Ко многим трудно подъехать из-за припаркованных машин. Парковочные места имеют только стандартную разметку, не предоставляющую водителю электробуса информации о корректности парковки, а водителям прочего транспорта – информацию о запрете парковки.

Ещё во время обсуждения того, каким быть московскому электробусу, общественные деятели, специалисты в области транспорта рекомендовали использовать динамический способ зарядки машин. Его отвергли, как неофициально говорят многие причастные к этому проекту сотрудники, из-за политической составляющей, а именно на электробусе не должно быть штанг, аналогичных тех, что стоят у троллейбуса. В конечном счёте, был выбран ультрабыстрый способ зарядки машин с помощью немецкого токоприёмника (пантографа) Schunk SLS102 с подвижной головкой, обеспечивающей возможность поперечного отклонения от оси зарядного устройства 35 см и компенсацию поперечного наклона 4 градуса. Во многом это и является той самой прорывной технологией, которую так рекламируют москвичам.

Новая история

Электробусы в Москве преимущественно запускают по тем маршрутам, где сейчас работают троллейбусы. При этом в отличие от новых электробусов с дизельной системой отопления у «старых» троллейбусов есть полное право называться экологически чистым видом транспорта. До конца года электробусы должны заменить троллейбусы на маршрутах 36, 42, 76, 83 и автобусы по маршруту Т25.

Базируется новый вид транспорта на территории бывшего шестого троллейбусного парка, являющегося сегодня троллейбусным отделением филиала Северо-Восточный. Реконструкция цехов не завершена, установка зарядных станций велась за неделю до пуска первых электробусов, а пока вместе с ними работает почти 175 троллейбусов. Предполагается, что парк до начала лета следующего года будет укомплектован полностью новыми электробусами, а эксплуатация троллейбусов будет прекращена.

С момента начала тестирования электробусов в Москве число одновременно эксплуатируемых на маршруте машин не превышало одной единицы. Все испытания продолжались не более полугода и действительно принятое решение о закупке такого большого числа никем не проверенных машин можно назвать революционным.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*