admin / 04.10.2019

Что такое вут на ВАЗ

Содержание

Как заменить вакуумный усилитель тормозов Ваз 2114

ВУТ или вакуумный усилитель тормозов Ваз 2114, безусловно, очень важный механизм тормозной системы автомобиля. Его неисправность может стать источником опасности, поэтому требуется периодическая проверка работоспособности.

Далее речь пойдет о признаках неисправности вакуумного усилителя тормозов на автомобилях ВАЗ 2114 и пошаговой инструкции его замены своими руками.

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов Ваз 2114

Неисправности усилителя тормозов влекут за собой несколько фатальных негативных последствий:

  1. Значительное снижение контроля за автомобилем во время циклов торможения. При отсутствии действия усилителя нагрузка на педаль газа пропорционально увеличивается – педаль идет туго, а эффект от торможения значительно снижается. Для неподготовленного водителя такое поведение автомобиля может стать шоком и привести к дорожно-транспортному происшествию из-за увеличившегося тормозного пути; Автомобиль при неисправности тормозов теряет значительный потенциал в торможении и становится практически неуправляемым;
  2. Тугой ход педали газа. В движении педаль очень плохо поддается продавливанию. Это явный признак неисправности атмосферной камеры диафрагмы корпуса усилителя. В таком случае эксплуатировать машину необходимо с большой осторожностью, так как она потеряла определенную эффективность тормозной системы;
  3. На приборной панели загорается с небольшой периодичностью знак о неисправности тормозной системы. Этот признак может относиться и к иным сбоям в работе тормозов, однако в сочетании с тугой педалью тормоза явно говорит о неисправности усилителя. Электронный блок автомобиля осуществляет постоянный мониторинг всех систем на работоспособность (и хотя на модели ВАЗ 2114 данный блок уже давно не считается современным со своими функциями он справляется на хорошем функциональном уровне и с высокой эффективностью несмотря на немногочисленность датчиков);

Ухудшение тормозных качеств системы наряду с остальными признаками говорит о прямой причастности неисправности усилителя тормозов к опасности возникновения происшествия. Этот признак является главным среди всех остальных, как быто ни было эксплуатировать автомобиль с очень слабой системой тормозов очень опасно – контуры в данном случае не получают дополнительного усилия и не могут эффективно осуществлять торможение.

Устранение неисправности чаще всего заключается в замене неисправного элемента новым узлом – это сэкономит время ремонта, так как реанимация старого изделия потребует не меньше времени и чуть меньшей стоимости деталей. Именно поэтому автолюбители чаще всего прибегают к полной замене вышедшей из строя детали.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов Ваз 2114

Процесс проверки вакуумного усилителя тормозов на Ваз 2114 заключается в следующем:

  1. Жмем тормоз в пол 4-5 раз при незаведенном двигателе. Это создаст однородное давление в двух частях усилителя. Когда вы будете жать тормоз, то клапан сразу покажет себя: если он будет скрипеть, то надо серьезно задуматься.
  2. После того, как давление стало равномерным, заведите четырнадцатую. Но при этом нужно удерживать тормоз в пол. Если у вас все в порядке с системой усиления тормозов, то педаль поднимется после старта движки. Если этого не произошло, то однозначно требуется ремонт.
  3. В случае, когда вы поняли, что с усилком проблемы, требуется посмотреть, чтобы наверняка, как закреплен шланг, в каком состоянии фланец. Если крепления в каком-либо моменте не соответствуют норме, это может повлиять на факт не подъема педали, и грешить на самом деле нужно будет на отдельное неправильное крепление, а не на всю систему в целом.

>Сколько стоит вакуумный усилитель тормозов ваз 2114

Для четырнадцатой модели Ваз стоимость вакуумного усилителя тормозов начинается от 1200 рублей

Вакуумный усилитель тормозов Ваз 2114 – какой лучше, критерии выбора

Для того, чтобы выбрать лучший вакуумный усилитель тормозов на Ваз 2114 рекомендую вам обратить внимание на следующие моменты:

  1. Стоимость. Цена является одним из самых главных критериев выбора вакуумного усилителя. Не следует с целью экономии покупать дешевые китайские варианты, поскольку прослужат они недолго. Желательно отдать предпочтение изделиям средней ценовой категории — не самым дорогим, но и не самым дешевым.
  2. Упаковка. Настоящая упаковка, используемая подлинным производителем, изготавливаетс Точка продажи. Не стоит покупать товар у базарных торговцев. Существует масса хороших, проверенных магазинов автомобильных запчастей в любом городе. Попросите показать сертификаты, документацию на детали.
  3. Этикетка. На этикетке хорошо должны считываться — дата производства детали, номер партии выпуска и название фирмы-производителя.я из гофрированного картона.

>Видео: Замена вакуумного усилителя тормозов Ваз 2114 своими руками

Замена вакуумного усилителя тормозов Ваз 2114 – пошаговая инструкция

Для замены вакуумного усилителя тормозов Ваз 2114 вам потребуется определенный набор инструментов и материалов. В него входят:

  • Набор отверток;
  • Пассатижи;
  • Накидной ключ на 13 и 17 миллиметров;
  • Специальный ключ для тормозных трубок;
  • Новые заглушки;
  • Новые штуцеры.

И, так приступаем к самому процессу замены:

  1. Демонтаж вакуумного усилителя может быть осложнен из-за тормозного цилиндра. Потому советуем его снять предварительно. Другой вариант — отсоединить от тормозного цилиндра патрубки и сдвинуть в сторону на время. Тут уже сами решайте, как вам удобнее.
  2. Цилиндр является не главной проблемой. Тяжело справиться с креплением вакуумного усилителя. Просто делать это не очень удобно. Такая уж конструкция у ВАЗ 2114.
  3. Начните с клапана — уберите от него крепежи шланга, извлеките опорную втолку, после чего вы сможете вытащить палец тормоза.
  4. Далее с помощью ключа на 13 миллиметров демонтируются все четыре крепежа вакуумного усилителя.
  5. После всех неудобств проведенной работы, можно будет снять элемент и приготовиться ставить на его место новый усилок.
  6. Для этого вам придется установить специальную крепежную раму. Закручивается рама ключом на 17 миллиметров, после чего устанавливается новый компонент внутрь авто.
  7. Если вы хотите максимально возможно облегчить самому себе работу, не забудьте в первую очередь при обратной сборке соединить педаль тормоза с усилителем с помощью пальца. Уже после этого намного легче справиться с обратной установкой вакуумника на место.

Выполняя замену вакуумного усилителя, обязательно одновременно с этим поменяйте старый вакуумный шланг. Этот элемент далеко не вечный, потому по мере износа он будет негативно влиять на качество и эффективность работы нового вакуумника

Регулировка вакуумного усилителя тормозов Ваз 2114 – видео

Тормозная система автомобиля подвергается постоянным нагрузкам, а при так называемом спортивном стиле езды по городу – еще и перегрузкам. Происходит это регулярно даже при размеренном и неторопливом ритме – от данной проблемы никуда не денешься.

Поэтому этот узел должен подвергаться регулярному тестированию, чтобы обеспечивать водителю и пассажирам максимальную безопасность езды. Так и в истории с вакуумным усилителям для тормозов.Как правило, неполадки в его работе происходят из-за выхода из строя специальной диафрагмы, расположенной внутри устройства. Она лопается, трескается, перестает выполнять возложенные на нее обязанности – нагнетать вакуум. Иногда сбои дает и выпускной клапан – именно по этим причинам вакуумный усилитель тормозов начинает шипеть.

Замена вакуумного усилителя тормоза на ВАЗ 2114

Вакуумный усилитель тормозов четырнадцатой представляет из себя кожух с клапаном внутри. Он разбит на две части резиновой прослойкой – диафрагмой – одна часть атмосферная, а вторая представляет пространство вакуума, которая соединена с трубой впуска от двигателя.

Вакуумный усилитель

Клапан усилителя представляет собой пластмассовый кожух, в котором содержатся основные детали, подвергающиеся износу и доставляющие неприятности водителю в виде дребезжания КПП. Состав следующий: на втулке опоры находится шток, который соседствует с поршнем и собственным буфером. Собственно, сам клапан на его толкателе и пружинках возврата вместе с фильтром.

Функционирует усилитель вакуума следующим образом: вы жмете тормоз в пол, в это время сдвигается поршень и толкатель клапана таким образом, что это открывает пространство между двумя отделениями агрегата. Затем, в это пространство продвигается вакуумное отделение и забирает воздух. Воздух давит на заслонку между двумя частями усилителя, создавая разный уровень давления в одной и второй его частях. За счет этой разницы перемещается сам клапан и шток, соответственно. Опуская педаль, все части возвращаются на свои места, система перестает функционировать.

Как и все, что касается частей системы любого автомобиля, ремонт вакуумного усилителя тормозов неизбежен. Для того, чтобы определиться с ремонтными работами – будет ли это гаражный ремонт своими руками или следует поехать в сервис – предварительно необходимо определить признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2114.

Устройство вакуумного усилителя тормозов ваз 2114

Устройство вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2114

Причины замены усилителя тормозов

Тормоза – это целая система. По сему, как только вы проверили усилитель, не поленитесь и проверьте, не течет ли тормозная жидкость, в порядке ли сама педаль. Может быть, стоит посмотреть главный тормозной цилиндр и вообще скататься на диагностику. И если, все-таки, вы не обнаружили проблем в системе тормоза, то можно подумать как поменять вакуум на ВАЗ 2114.

Важно понимать, что замена вакуума на ВАЗ 2114 или на любой другой модели ВАЗа – это обязательный процесс. Если агрегат работает неисправно, то движка, соответственно, тоже. От правильного функционала усилка зависит мощность, котрую двигатель будет выдавать. А какой русский не любит быстрой езды? Как говорится, любишь кататься, люби и вакуум менять.

Как провести замену?

Для этого процесса вам понадобится следующие инструменты:

  • Простая отвертка
  • Пассатижи
  • Накидные ключи 13, 17
  • Специфический ключ, чтобы отвинчивать тормозные трубы
  • Купить стоит новые штуцеры и заглушки

Вопрос, как поменять вакуумный усилитель на ВАЗ 2114, очень распространенный. Если восприятие текста недостаточно точное для вас, всегда можно опереться на нашу эту статью.

Пошаговый процесс:

  1. Снимать усилок будет мешать тормозной цилиндр. По сему, вы можете сначала снять его, или просто отсоединить от него трубки-штуцеры и отодвинуть его в сторонку. Это как ваша душа пожелает.
  2. Но цилиндр – это не главное препятствие. Отвинтить крепеж усилителя, в принципе, дело непростое, или, скорее, неудобное. Начинаем с клапана: убираем крепление шланга, вытаскиваем опорную втулку и вытаскиваем палец тормоза.
  3. Потом берем ключ на 13 и начинаем отворачивать 4 крепления усилителя.
  4. Перетерпев неприятности и неудобства, готовимся к установке нового на прежнее место. Но сначала на купленный усилок требуется поставить специальную раму крепежа. Ее будим закручивать ключом на 17. и только уже потом ставить внутрь тачки.
  5. последовательность сборки нехитрая, но, важном моментом с точки зрения удобства является первоочередное действие соединения тормоза (педали) и усилителя (это все с помощью как раз пальца). А потом уже крепить весь агрегат в четырнадцатую.

Как рекомендацию можно принять следующую инфу: с заменой усилителя тормоза нужно поменять шланг вакуума. Он тоже не вечный, и его изношенность может плохо сказаться на качестве работы нового уилителя.

Стоимость агрегата

О том, сколько стоит вакуумный усилитель тормозов на ВАЗ 2114, лучше узнавать напрямую у магазинов. Так как регионы разные, ценовые категории разные и ориентироваться проще на местности, локально. Примерная стоимость составляет от 2 000 до 3 000 рублей. Установка его в сервисе обойдется в треть, а то и в половину, собственно, стоимости. Несмотря на труднодоступность агрегата и некоторое неудобство, гораздо проще самому поменять усилок. Частота поломок или замены напрямую зависит от качества трассы, манеры вождения и общего износа деталей машины, в частности, ходовой части. По этому, трудно сказать, что существует какой-то определенный нормативный период. Единственное, что нужно помнить, это о своевременной диагностике: стоит иногда заморочиться и пробежаться по своей четырнадцатой глазом заботливого хозяина. Ну и, конечно, не стоит затягивать с ремонтом или заменой агрегата.

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) является важным элементом в устройстве тормозной системы и представляет собой широко распространенное устройство на авто различных марок и моделей.

Если просто, усилитель тормозов создает усилие при нажатии на педаль тормоза, благодаря чему тормоза срабатывают более эффективно, водителю проще использовать тормозную систему и т.д. Далее мы рассмотрим, как устроен и работает ВУТ.

Усилитель вакуумный: устройство

Итак, работает указанный усилитель за счет разрежения. Благодаря тому, что в системе образуется вакуум, тормозной усилитель создает дополнительное усилие. В плане конструкции вакуумный усилитель интегрирован в общий блок с ГТЦ (главный тормозной цилиндр).

Общая конструкция предполагает следующий набор элементов, из которых состоит вакуумный усилитель:

  • корпус;
  • диафрагма;
  • следящий клапан;
  • толкатель;
  • шток поршня ГТЦ;
  • возвратная пружина;

Хотя на разных моделях автомобилей устройство может несколько отличаться, общая схема характерна как для отечественных авто разных лет выпуска, так и иномарок (например, вакуумный усилитель тормозов ВАЗ или авто иностранного производства).

Сам корпус вакуумника условно делится на две части при помощи диафрагмы. Такое разделение формирует две камеры. Одна камера обращена к ГТЦ и называется вакуумной камерой, тогда как вторая, ближняя к педали тормоза, является атмосферной камерой.

В двух словах, вакуумная камера соединяется посредством обратного клапана с областью во впускном коллекторе за дроссельной заслонкой. Это и есть источник разряжения для ВУТ.

Также для того, чтобы вакуумный цилиндр более точно и четко работал на разных режимах работы ДВС, в качестве источника разряжения может быть использован вакуумный электрический насос. Как правило, данное решение используется в авто с дизельным мотором, так как разряжение во впускном коллекторе таких ДВС небольшое.

Что касается обратного клапана, он разъединяет вакуумный усилитель и источник разряжения во время остановки мотора или при выходе из строя вакуумного насоса. В свою очередь, атмосферная камера соединена при помощи следящего клапана с вакуумной камерой и атмосферой. Когда клапан находится в исходном положении, камера атмосферная соединяется вакуумной камерой. Если же водитель нажимает на педаль тормоза, тогда камера соединена с атмосферой.

Функцией толкателя является перемещение следящего клапана. Толкатель связан с педалью тормоза в салоне. Также диафрагма соединена со стороны вакуумной камеры со штоком поршня ГТЦ.

Именно благодаря тому, что диафрагма движется, осуществляется перемещение поршня, в результате чего тормозная жидкость под давлением нагнетается в рабочие тормозные цилиндры на колесах. По окончании торможения диафрагма возвращается в исходное положение за счет возвратной пружины.

Еще добавим, что на современных авто для экстренного торможения в общую схему может быть интегрирована система экстренного торможения. Данная система предполагает наличие дополнительного электромагнитного привода штока.

Еще можно выделить решение под названием активный усилитель тормозов, который способен работать в отдельных случаях без необходимости нажимать на педаль тормоза. Такой активный усилитель тормозов необходим для работы системы ESP.

Как работает вакуумный усилитель тормоза

Рассмотрев, как устроены вакуумные тормоза, необходимо изучить принцип работы вакуумного усилителя. Если просто, ВУТ работает за счет разницы давлений в вакуумной, а также атмосферной камере.

Когда педаль тормоза не нажата, давление в камерах одинаковое и является таким, которое создает источник разряжения. Если же нажать на педаль, усилие передается через толкатель на следящий клапан. Этот клапан перекроет канал, который соединяет атмосферную камеру и вакуумную.

Далее, при последующем движении клапана, атмосферная камера через канал будет соединена с атмосферой, в то же время разряжение в атмосферной камере понизится. В свою очередь, разница давлений будет оказывать воздействие на диафрагму. После того, как усилие пружины будет преодолено, произойдет перемещение штока поршня ГТЦ.

При этом общая конструкция вакуумного усилителя позволяет создать дополнительное усилие на штоке поршня ГТЦ, причем усилие пропорционально той силе, с которой водитель жмет на педаль тормоза. Получается, чем сильнее нажатие, тем активнее работает усилитель.

После того, как водитель отпустит педаль тормоза, произойдет соединение атмосферной и вакуумной камеры, давление в обеих камерах выровняется и диафрагма перейдет в начальное положение за счет усилия возвратной пружины.

Примечательно то, что полное дополнительное усилие, которое позволяет получить тормозной вакуум, от трех до пяти раз выше того усилия, которое прикладывает водитель, нажимая на педаль тормоза. Кстати, возможно получить и большее дополнительное усилие при такой необходимости. В таком случае в конструкции ВУТ используют большее количество камер, а также устанавливают большую диафрагму.

Само собой, наличие усилителя тормозов значительно облегчает процесс управления ТС, так как торможения при езде приходится применять часто и активно. Также повышается безопасность, так как водитель получает возможность быстро затормозить, практиковать импульсное торможение, точнее дозировать усилие на педали, причем, не прикладывая особых физических усилий. Вполне очевидно, что большую часть работы при торможении делает ВУТ.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов

В процессе эксплуатации ТС вакуумный усилитель тормозов изнашивается и может выйти из строя. Если усилитель перестанет работать, тормоза полностью не пропадут, однако потребуется прикладывать большие усилия на педали тормоза для того, чтобы добиться эффективного торможения.

По этой причине важно знать, какие признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов указывают на проблемы с данным элементом, а также как проверить ВУТ.

Как правило, проблемы зачастую связаны с механическим повреждением соединения шланга, который соединяет усилитель и впускной коллектор. На деле, трещины резинового шланга приводят к тому, что в рабочей камере нет вакуума.

Еще в устройстве ВУТ со временем залипает клапан, не редко обнаруживается, что повреждена рабочая поверхность диафрагмы и т.д. Основные признаки поломок проявляются в виде ухудшения торможения, требуется сильнее нажимать на тормоз, во время торможения слышно шипение и скачут обороты двигателя. В некоторых случаях мотор троит или даже глохнет при нажатии на тормоз.

Так или иначе, проверка вакуумного усилителя тормозов может быть произведена быстро и без его снятия. Есть три простых способа диагностики ВУТ.

  • Первый предполагает то, что машину заводят, далее двигатель работает на холостом ходу около 5 минут, затем машину глушат и водитель полностью нажимает на педаль тормоза.

Это нужно, чтобы создать вакуум в усилителе. Далее педаль нужно отпустить и снова выжать. Если ВУТ неисправен, при втором качке ход педали тормоза заметно уменьшится (вакуум не создается). В норме педаль не должна становиться «дубовой», как минимум, первые 3-4 качка и более при заглушенном моторе.

  • Следующий способ проверки сводится к тому, что педаль на заглушенном ДВС сначала нажимается 5-6 раз, затем выжимается до упора и удерживается. Не отпуская педаль, мотор заводят. Если нет неполадок вакуумного усилителя тормозов, при запуске двигателя появится разряжение (вакуум), мембрана надавит на шток, тот потянет за собой толкатель, соединенный с педалью. Рекомендуем также прочитать статью о том, почему педаль тормоза стала твердой или мягкой. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым меняется жесткость педали тормоза, педаль тормоза «дубеет» или же педаль тормоза проваливается.

В результате выжатая педаль опустится еще ниже после пуска двигателя. Если этого не произошло, можно считать, что в системе нет вакуума, то есть ВУТ частично или полностью не работает.

  • Еще один способ позволяет проверить механизм на предмет возможной утечки воздуха. Сначала мотор следует завести, после чего выжать педаль тормоза до упора и заглушить ДВС, не отпуская самой педали. Удерживая тормоз нажатым около 30-40 сек., нужно проследить, не произошло ли отклонения педали от положения, которое было изначально, то есть на момент остановки ДВС.

Если отклонений нет, значит, все в порядке. Если же педаль изменила положение, в системе есть утечка. Также при отпускании педали она под действием возвратной пружины может начать принимать обратное положение. Это указывает, что имеет место неисправность, приводящая к тому, что давление в рабочей камере растет.

Подведем итоги

Как видно, вакуумник ВАЗ или любой другой машины является важным и ответственным элементом. От качества его работы напрямую будет зависеть усилие, которое водитель должен прикладывать при торможении. Само собой, любые неполадки в системе тормозов требуют немедленной диагностики и устранения. Также признаки, рассмотренные выше, позволяют определить возможные проблемы ВУТ, что позволяет вовремя выявить неисправность.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему скрипят тормоза при торможении. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам появляется скрип тормозов, а также что делать водителю в подобной ситуации и как устранить скрипы. В качестве итога отметим, что вся тормозная система нуждается в регулярной проверке, а также своевременном обслуживании. Следует правильно подходить к выбору тормозных колодок, замечать случаи, когда педаль тормоза стала твердой или мягкой, обращать внимание на скрип при торможении, вовремя смазывать направляющие суппортов, менять тормозную жидкость, прокачивать тормоза и т.д.

Только такой подход позволяет утверждать, что тормозная система обслужена и находится в исправном состоянии. Также исключительно в сочетании с правильно подобранной резиной/дисками и полной работоспособностью всех дополнительных систем (например, ABS) водитель получает полный контроль над авто и максимальную безопасность при езде и торможении.

Усилители тормозов

Для снижения усилия, прилагаемого водителем на тормозную педаль, в гидравлическом приводе получили распространение специальные устройства — усилители. Усилители, устанавливаемые в гидравлический привод в качестве постороннего источника энергии, позволяют использовать энергию сжатого воздуха (пневмоусилители); разрежение, образующееся во впускном трубопроводе работающего двигателя или создаваемое вакуумным насосом (вакуумные усилители); или энергию давления рабочей жидкости, создаваемого насосом высокого давления (гидроусилители). В последнее время также разработаны конструкции электроусилителей. Усилители значительно облегчают тормозное управление. Неработающий усилитель не препятствует штатному торможению автомобиля от педали.

Схемы гидропривода тормозов с вакуумным усилителем (а):
А — атмосферная полость;
Б — вакуумная полость;
1 — бачок главного тормозного цилиндра;
2 — запорный клапан;
3 — вакуумная камера;
4 — диафрагма;
5 — воздушный фильтр;
6 — шток педали тормоза;
с пневматическим (гидравлическим) усилителем (б):
1 — подвод воздуха;
2 — шток;
3 — педаль;
4 — тормозные механизмы;
5 — главный цилиндр;
6 — силовой цилиндр;
7 — следящий клапан (распределитель)
На рисунке изображены схемы гидропривода тормозов с вакуумным и пневматическим (гидравлическим) усилителями.
Также встречаются усилители гидровакуумного типа, которые по принципу действия являются разновидностью усилителей вакуумного типа. В отличие от вакуумных, которые всегда установлены между тормозной педалью и главным цилиндром, гидровакуумные усилители могут размещаться в любом месте, что облегчает их компоновку на автомобиле.
Наибольшее распространение получил вакуумный усилитель (а). Он имеет камеру, разделенную резиновой диафрагмой на две полости: вакуумную Б и атмосферную А. Вакуумная полость Б соединена трубопроводом с источником разрежения, и давление в ней ниже атмосферного. Атмосферная полость А через следящий клапан соединяется либо с вакуумной камерой в расторможенном состоянии, либо с атмосферой при торможении.
Диафрагма с одной стороны соединена со штоком для привода поршня главного цилиндра, а с другой стороны через следящий клапан в нее упирается толкатель от тормозной педали. В исходном положении давление в обеих камерах усилителя одинаковое и равно давлению источника разрежения. Имеется возвратная пружина, которая отводит в первоначальном положении диафрагму со штоком от поршня главного цилиндра.
При нажатии педали тормоза усилие от нее передается через толкатель к следящему клапану усилителя, который сначала закрывает вакуумное отверстие и отсоединяет атмосферную камеру А от источника разрежения, а затем соединяет ее через открывшееся атмосферное отверстие клапана с атмосферой. Давление в полостях А и Б оказывается различным, в результате диафрагма перемещается в сторону меньшего давления, а на ее штоке появляется сила, которая суммируется с усилием толкателя педали и перемещает поршень главного цилиндра. Усилитель устроен таким образом, что дополнительное усилие всегда пропорционально усилию на толкателе. Чем сильнее водитель воздействует на педаль, тем эффективнее работа усилителя. Максимальное дополнительное усилие в 3–5 раз превосходит усилие ноги водителя. Его дальнейшее увеличение возможно только за счет увеличения числа камер или диаметра диафрагмы.
При растормаживании атмосферная камера А через следящий клапан вновь соединяется с источником разрежения, давление в камерах А и Б выравнивается, диафрагма возвращается в исходное положение.
В трубе, соединяющей вакуумную камеру Б с источником разрежения, устанавливают обратный клапан. Он разъединяет усилитель и источник разрежения при остановке двигателя или отказе вакуумного насоса. Вследствие этого в камере усилителя поддерживается разрежение, которое позволяет произвести 3–4 эффективных торможения даже при неработающем двигателе или насосе.
Пневматический усилитель (б) имеет баллон с запасом сжатого воздуха, следящий клапан и силовой цилиндр с поршнем или диафрагмой. Шток силового цилиндра приводит в движение поршни главного тормозного цилиндра. При торможении толкатель педали воздействует на шток, который передает усилие одновременно на шток силового цилиндра и на следящий клапан. Последний открывается и пропускает воздух под давлением из баллона в полость силового цилиндра.
Гидравлический усилитель имеет гидронасос, бачок с запасом рабочей жидкости, следящий распределитель, соединенный со штоком и поршнем силового цилиндра. Как и в пневмоусилителе, шток силового цилиндра воздействует на поршень главного тормозного цилиндра. Иногда поршень силового цилиндра отсутствует и его функции выполняет непосредственно поршень главного цилиндра.
Если торможение не осуществляется, нагнетаемая насосом жидкость проходит через каналы распределителя и сливается обратно в бачок. При нажатии педали в распределителе перекрывается слив жидкости в бачок и открывается его проход в полость силового цилиндра. Усилия на штоке от педали и от давления жидкости на поршень силового цилиндра складываются и передаются на поршень главного тормозного цилиндра.
При торможении происходит динамическое перераспределение воздействующих на переднюю и заднюю оси нагрузок, заключающееся в увеличении доли общей нагрузки на передние колеса и уменьшении на задние. Это может часто приводить к тому, что тормозные силы на задних колесах превышают силы сцепления шин с дорогой, в результате чего происходит блокировка и скольжение колес. Наличие регулятора давления снижает вероятность этого явления.
Регулятор тормозных сил автомобиля автоматически изменяет давление жидкости в приводе задних тормозов в зависимости от нагрузки на заднюю ось. При этом ограничивается возрастание тормозных сил на задних колесах при частичной загрузке автомобиля с целью установить желаемую очередность блокирования колес. Для предотвращения заноса автомобиля при торможении желательна следующая очередность блокирования колес: сначала передние, а затем задние. Уменьшение возможности блокировки задних колес повышает безопасность движения.
Степень снижения давления в контуре задних колес относительно передних устанавливают пропорционально величине загрузки автомобиля, которую определяют по загрузке задней подвески. Но полностью защитить колеса от блокировки и скольжения регулятор тормозных сил все-таки не может.

Вакуумный усилитель тормозов – всё, что необходимо знать об эксплуатации и ремонте

Структурно вакуумный усилитель вместе с главным тормозным цилиндром формируют монолитный блок. Вакуумник неделимо соединяет в себе: корпус, диафрагму, следящий клапан, толкатель, шток поршня главного тормозного цилиндра, возвратную пружину.

Диафрагма разделяет корпус усилителя тормозов на две камеры.

  • Вакуумная камера размещена со стороны главного тормозного цилиндра.
  • Атмосферная камера — противоположна вакуумной, и находится ближе к педали тормоза.

Вакуумная камера сообщается с источником разряжения с помощью обратного клапана. Таким источником, чаще всего, выступает зона во впускном коллекторе двигателя, расположенная после дроссельной заслонки. Также для этой цели может использоваться вакуумный электрический насос, обеспечивая бесперебойную работу вакуумного усилителя, независимо от режима работы автомобиля.

Важно, что для дизельных моделей двигателей, использование вакуумного насоса обязательно. Обусловлено это тем, что разряжение во впускном коллекторе малосущественно. При экстренной остановке двигателя или отказе вакуумного насоса — обратный клапан размыкает источник разряжения и усилитель.

Атмосферная же камера, в исходном положении, при помощи следящего клапана, сообщается с вакуумной камерой, а в случае нажатия педали тормоза — с атмосферой.

Толкатель взаимодействует с педалью тормоза и отвечает за движение следящего клапана.

Со штоком поршня головного тормозного цилиндра диафрагма объединяется со стороны вакуумной камеры. Перемещение диафрагмы обуславливает движение поршня и инжекцию тормозной жидкости к колёсным цилиндрам.

По окончании процесса торможения, возвратная пружина отправляет диафрагму в начальное положение.

Тормозная система в целом требует к себе достаточно пристального внимания. Эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой категорически запрещена! Вакуумный усилитель тормозов является неотъемлемой частью конструкции тормозной системы большинства автомобилей, и может иметь следующие технические неисправности:

  • Дефекты следящего клапана усилителя.
  • Нарушения целостности вакуумного шланга.
  • Неполное разряжение во впускном коллекторе.

Все из вышеперечисленных неисправностей в большей или меньшей мере понижают эффективность торможения транспортного средства, тем самым повышая вероятность создания аварийной ситуации на дороге.

Причинами неисправностей тормозной системы могут являться:

  • Неудовлетворительное качество деталей.
  • Нарушение периодичности обслуживания.
  • Неудовлетворительное качество тормозной жидкости.
  • Воздействие внешних факторов.

Любые отклонения от нормы в работе тормозной системы могут свидетельствовать о наступлении неисправностей.

К тревожным признакам неисправностей вакуумного усилителя тормозов, можно отнести:

  • Увеличение тормозного пути — применяя прежнее усилие на педаль тормоза, автомобиль стал хуже тормозить.
  • Автомобиль начал «троить».
  • Увеличение расхода топлива, при работе в обычном порядке.
  • Присутствие шипящих звуков при нажатии на педаль и одновременное увеличение оборотов двигателя.
  • Свечи зажигания перестали «срабатывать».

Диагностика ВУТ

Самостоятельная диагностика вакуумного усилителя тормозов — не сложная процедура, даже для начинающего автолюбителя, которая проводится в три этапа:

Первый этап

Заводим автомобиль и позволяем ему поработать на холостых оборотах 5-7 минут. Затем глушим двигатель, и полностью выжимаем педаль тормоза, создавая таким образом вакуум в усилителе. Далее педаль отпускаем и снова выжимаем.

При наличии проблем в работе вакуумника, при повторном нажатии педали, ее ход будет значительно меньше, так как вакуум больше не может быть создан.

В случае, когда второе нажатие на педаль, не отличается от первого, можно сделать вывод, что система исправна, или продолжить проверку, для получения дополнительного проверочного результата.

Второй этап

При заглушенном двигателе автомобиля, необходимо 6-8 раз нажать педаль тормоза. Затем педаль выжимается до максимума, и двигатель заводится.

При отсутствии проблем в работе вакуумника, педаль в момент нажатия, даже при условии, когда она выжата до конца, слегка опустится ещё ниже. Это обусловлено тем, что в системе начнет создаваться вакуум. Мембрана давит на щиток, а он, в свою очередь, тянет за собой толкатель, соединённый механизмом с педалью.

Если же педаль не сдвинулась с места, за этим следует вывод, что вакуум в системе создан не был, и это указывает на наличие неисправностей, препятствующих этому процессу.

Третий этап

Этот этап определяет, имеется ли утечка воздуха из системы.

Для проведения диагностики следует завести двигатель, выжать педаль тормоза до упора, а затем заглушить двигатель.

В случае, когда педаль не отклонилась от максимально выжатого состояния в течение 30 секунд, проблем с вакуумным усилителем тормозов нет. Если же педаль после отпускания, под действием возвратной пружины, начинает принимать обратное положение, это показатель того, что давление внутри рабочей камеры растет, а значит механизм неисправен.

Особенности ремонта и замены ВУТ

При производстве, части корпуса вакуумного усилителя соединяются методом вальцовки. В не заводских условиях повторить соответствующее качество, конечно, невозможно. Неточности и зазоры в местах прилегания частей корпуса могут стать причиной негерметичности системы. Поэтому в случае поломки, рекомендуется комплексная замена.

Перед началом замены вакуумного усилителя тормозов стоит внимательно осмотреть вакуумный шланг на наличие механических повреждений. Вероятно, причина неисправностей кроется именно в негерметичности вакуумной магистрали.

В случае же полной замены детали своими руками, важно хорошо понимать не только устройство ВУТ, а и общую конструкцию тормозной системы. Усилитель крепится к моторному щиту и соединяется только с главным тормозным цилиндром и рычагом педали.

При замене вакуумного усилителя тормозов нет необходимости разбирать тормозной цилиндр, что обуславливает отсутствие необходимости прокачивать тормозную систему по окончанию выполнения ремонтных работ.

В целом, конструкция системы довольно однообразна, поэтому произвести замену детали нижеприведенным способом, возможно на многих моделях автомобилей.

  1. Необходимо отсоединить разъем датчика низкого уровня тормозной жидкости.
  2. Открутить два болта крепления тормозного цилиндра (ключ 17) к корпусу усилителя. Шланги откручивать необходимости нет, достаточно немного отодвинуть в сторону сам цилиндр с бачком.
  3. Отсоединить вакуумный шланг от обратного клапана. Соединить его с новым усилителем.
  4. Открутить четыре болта крепления усилителя к моторному щиту. Совет: используйте удлинитель, удлиненную головку и трещотку для удобства, так как рабочее пространство в зоне педального узла со стороны салона ограничено.
  5. Отключить разъем датчика включения тормозов.
  6. Вытащить усилитель в комплекте с кронштейном крепления и педалью тормоза.
  7. Извлечь стопорную пластинку оси вращения рычага педали с помощью пассатижей.
  8. Вытащить»палец», который фиксирует толкатель усилителя в рычаге.
  9. Открутить две гайки, которые скрепляют корпус усилителя и кронштейн.

Остаётся только установить новый вакуумный усилитель тормозов, и собрать все элементы в порядке, обратном к демонтажу.

Следует обратить внимание на плотность и правильность прилегания уплотнительной прокладки между цилиндром и корпусом, если таковая присутствует в конструкции.

В некоторых случаях для замены вакуумника необходимо предварительно отсоединить толкатель усилителя от рычага в салоне автомобиля. Сделать это можно двумя способами:

  • Открутить болт крепёжного элемента, который соединяет рычаг педали и толкатель.
  • Ослабить регулировочную гайку и выкрутить толкатель из крепёжного элемента. В этом случае, следует обратить внимание, что толкатель после замены следует завернуть на аналогичное количество витков. Для этого можно измерить расстояние от края толкателя до регулировочной гайки или просто посчитать количество витков.

Если вследствие замены положение толкателя всё же изменилось, необходимо отрегулировать свободный ход педали тормоза.

Вылет штока — очень важный параметр для правильной работы тормозной системы. Он определяет расстояние между регулировочным болтом и буфером штока.

Недостаточный вылет штока увеличивает свободный ход штока.

Слишком большой — подклинивание определенных контуров.

Вылет штока устанавливается при производстве. В случае замены, необходимости в дополнительной регулировке нет, однако, при желании, можно проверить этот параметр. Замерить его можно при помощи штангенциркуля, а узнать нормативное значение — из технической документации к Вашему автомобилю.

Вакуумный усилитель тормозов значительно облегчает нам не только процесс торможения, но и жизнь в целом, обеспечивая дополнительную безопасность.

Регулярно проверяйте, вовремя меняйте и ремонтируйте любой из элементов тормозной системы автомобиля, и не забывайте, что второго шанса на починку, может и не представится.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*