admin / 12.10.2019

Чистка дроссельной заслонки 3s fe

3S-FE регулировка холостого хода

3S-FE является довольно распространенным двигателем, самым массовым в своей серии. Этим мотором оснащались многие модели Toyota (Avensis, Caldina, Carina, Celica, Corona, Nadia и др.) с середины 80-х до начала 2000-х годов. В этом материале разберем работу датчика холостого хода 3S-FE, процедуры демонтажа и чистки, а также некоторые нюансы регулировки клапана холостого хода 3S-FE.

Система холостого хода 3S-FE

Датчик (или как его еще называют — клапан) холостого хода на двигателе внутреннего сгорания предназначен для регулировки оборотов двигателя автомобиля во время работы на холостом ходу. Регулировка происходит за счет изменения количества воздуха, поступающего в цилиндры по дополнительному каналу («байпас», обводной канал), минуя закрытую дроссельную заслонку. Количество поступающего воздуха учитывается датчиком массы расхода воздуха. В свою очередь, это информация поступает в блок управления двигателем, который распоряжается подачей соответствующего количества топлива.

Таким образом двигатель поддерживает постоянные обороты в режиме ХХ. Пропускная способность канала определяется расположением золотника клапана, который приводится в движение за счет катушек (соленоидов) регулятора ХХ. Создаваемое ими магнитное поле позволяет отклонять золотник на необходимый для нормальной работы мотора угол.

На случай отказа электромагнитного элемента системы предусмотрен механический способ открытия канала. Основными элементами этого механизма являются пружина (биметаллическая спираль) и рычаг клапана. Особые свойства пружины позволяют ей реагировать на температуру жидкости в охлаждающей системе, изменяя свою жесткость. Таким образом происходит изменение положения упора и угол установки золотника. При такой ситуации обороты двигателя на холостом ходу будут повышенными. Получается, пружина дублирует функции датчика холостого хода двигателя 3S-FE, чтобы в случае отказа автомобиль не заглох.

Снимаем воздушный фильтр

Также стоит учитывать, что изменение жесткости пружины вызывается исключительно изменением температуры охлаждающей жидкости. Поэтому в отличие от исправного датчика ХХ, она не может реагировать на подключение в бортовую сеть потребителей. При проверке регулировки данного механизма стоит обратить внимание на обороты (при отключенном разъеме ДХХ они должны составлять 1000-1200 об/мин).

Демонтаж

Чтобы демонтировать на 3S-FE клапан холостого хода, сначала необходимо снять крышку воздушного фильтра, предварительно ослабив хомут и отключив датчик температуры. После — снять патрубок, ведущий к блоку дроссельной заслонки, также ослабив хомут и вытащив трос и шланги.

Освобождаем патрубок от крепящихся тросиков и шлангов перед снятием

Снять кожух троса, ослабить болты его крепления, после чего снять патрубки охлаждающей жидкости (заниматься демонтажем только на остывшем двигателе!) и шланг «вакуума». Отключить фишки с датчика холостого хода и датчика положения ДЗ, затем откручиваем болты и гайки крепления ДЗ. Наконец, снимаем обмотку датчика холостого хода, а затем и сам клапан (обратите внимание на прокладку, старайтесь ее не повредить).

Чистим клапан ХХ

Для чистки клапана холостого хода 3S-FE понадобятся кисть и обыкновенный «карбклинер» (жидкость для очистки карбюратора). Основным загрязнением клапана является нагар (налет) на внутренней его части. Можно замочить клапан на несколько часов в очистительной жидкости.

Приготовьте затычки, чтобы предотвратить вытекание охлаждающей жидкости

После процедуры вращение клапана должно быть очень легким и беспрепятственным. Заодно стоит очистить и механизм дроссельной заслонки: разбирать его не стоит. Смочив жидкостью для очистки необходимо аккуратно очистить узел ветошью или зубной щеткой. Сборка осуществляется в обратном порядке. Перед прикручиванием на место на электромагнит стоит нанести тонкий слой герметика.

Настройка

Если обороты автомобиля плавают на холостом ходу, или того больше, автомобиль на ХХ просто глохнет или обороты слишком завышены — стоит задуматься о регулировке датчика холостого хода. Поскольку его работа тесно связанна с БДЗ, начать необходимо именно с него.

Положение ДЗ

Для начала необходимо обратить внимание на зазор между упором привода дроссельной заслонки и упорным винтом. В закрытом положении заслонки зазора не должно быть. Обращаем внимание, что с помощью этот винт не регулирует холостые обороты двигателя, а просто предотвращает износ заслонки.

Отсоединяем фишки и откручиваем болты крепления ДЗ

Не удивляйтесь, если обнаружите головку винта спиленной. На многих автомобилях это предусмотрено с завода. Исправная и отрегулированная заслонка двигается плавно, без рывков при старте и не нуждается в дополнительных силах при сдергивании с места.

Датчик положения дроссельной заслонки

Регулировку датчика положения дроссельной заслонки можно произвести не снимая его.

  • ослабляем болты крепления;
  • щупом 0.7 зацепляемся к контактам IDL – E2;
  • слабыми постукиваниями молотком необходимо поймать момент, когда сопротивление по мультиметру будет равно бесконечности (то есть проводимость пропадет);
  • затягиваем болт верхнего крепления датчика, проверяем все по мануалу;
  • затягиваем нижний болт и проводим контрольную проверку всеми щупами по всем контактам.

Клапан холостого хода

Стоит отметить, что сопротивление на контактах IDL – E2 само по себе значения не имеет, главное — чтобы оно не превышало допустимый предел по мануалу (2,3 кОм).

Регулировка пружины

На двигателе 3S-FE клапан холостого хода устроен таким образом, что «шторка» может открываться как электромагнитным соленоидом, так и пружиной, без применения электроники. Как уже отмечалось, сделано это для того, чтобы в случае отказа электромеханизма двигатель не заглох, а продолжил свою работу на ХХ.

Для правильного срабатывания пружины необходимо, чтобы она была правильно установлена. Для проверки правильности работы пружинки необходимо отключить фишку датчика холостого хода. При правильной установке двигатель будет поддерживать обороты 1000-1200, а не 700-800, как при работающей электронике. Происходит это из-за неспособности пружины осуществлять регулировку количества подаваемого воздуха в зависимости от нагрузки на двигатель. Таким образом образуется запас мощности на случай включения электрооборудования (света, вентилятора охлаждения и пр.). Соответственно, по мере повышения нагрузки обороты двигателя будут уменьшаться.

Пружина

Пружинка должна быть выставлена таким образом, чтобы без соленоида она поддерживала необходимые 1000-1200 оборотов, никаких хитростей здесь больше нет. Наиболее удобный способ регулировки:

  • прогреть мотор до рабочей температуры;
  • заглушить двигатель и демонтировать катушку;
  • ослабить болты пружины и запустить двигатель;
  • подобрать и установить положение пружины, соответствующее оборотам 1050-1150 об/мин;
  • затянуть болты крепления и закрепить катушку на месте;
  • регулировка завершена.

Рекламные ссылки. Показывается только незарегистрированным пользователям
Симптомы:
Неусточивый холостой ход на «P» в основном ниже нормы.
Низкие прогревочные обороты
Вибрация двигателя на «D+тормоз» и большой провал оборотов
КХХ — Клапан холостого хода
БДЗ — Блок дросельной заслонки
TPS — Датчик положения дросельной заслонки
ISCV — Электромагнитная катушка управления КХХ
Наша цель:
Вложение:
БДЗ 3S-FE.JPG
1. Корпус дроссельной заслонки.
2. Датчик положения дроссельной заслонки.
3. Клапан холостого хода (КХХ).
4. Прокладка корпуса дроссельной заслонки и КХХ.
5. Прокладка корпуса дроссельной заслонки и впускного коллектора.
Готовим операционное поле. Двигателю желательно быть холодным или остывшим.
Снимаем:
— подводящий патрубок от фильтра к впускному колектору
— крышку воздушного фильтра и воздушный фильтр
— тросики газа и и автомата
— две вакумные трубки(промаркируйте их чтобы потом не перепутать)
— трубку отсоса газов из под клапанной крышки
— Так же можно снять трамблер (сделайте метку как он был установлен) будет намного удобней
— отсоединяем разъемы TPS и ISCV
— отсоединяем две трубки подводящие охлаждающую жидкость,немного вытечет. Если двигатель горячий может вытечь больше, но не критично.
— отсоединяем трубку идущую, как я подозреваю, из картера двигателя.
— если мешает еще что-то это тоже можно отсоеденить ))


Стрелками показал заткнутые шланги подогрева, болтиками чтоб не вытекало. По снятию-то, я думаю, не должно быть вопросов. Всё снимается, всё сдёргивается. Единственное, я сразу открутил обмотку КХХ на не снятом БДЗ, удобно снимать будет шланги подогрева.

БДЗ крепится на двух болтах сверху и на двух шпильках снизу(Ключ , головка на 12).Рекомендую побрызгать ВДшкой на гайки на шпильках, они часто закисшие. Откручиваем гайки и болты. Между БДЗ и впускным коллекторос прокладка бумажная, аккуратно не повредите ее, при сняти отделите ее тонким лезвием, лучше пусть останется на впускном колекторе, целее будет. Но если повредите, не страшно, можно вырезать новую из прокладочного картона или тонкого паронита или герметик вам в руки))
Собственно снятый БДЗ. Грязный и прокопченный.

Разбираем далее.
Не надо откручивать большой черный блочек, он же TPS! Этим вы собьете себе положение датчика и поимеете проблемы. Фото того что не надо откручивать, если вы не знаете зачем вам ЭТО.
Теперь о том что надо откручивать. Это электромагнитная катушка, с помощью нее ЭБУ управляет оборотами. Ставим метки и откручиваем два винта. Аккуратно снимаем, она будет сопротивлятся ибо магнит ))

C обратной стороны от него, строго на против есть металлическая крышка с двумя винтами. Стой!! Отложи отвертку!! Поставь метки!!! И не одну а две или более и не маркером, а ножом или шилом, чтобы потом со стопроцентной точностью поставить как было. Иначе прогревные будут не такими как раньше. Теперь откручиваем винты и снимаем крышку. НЕТОРОПИМСЯ. Не сбейте положение клапана. Аккуратно снимаем крышку и видим на крышке биметаллическую пластинку, а внутри пластиковый сепаратор с прорезью.

Вытаскиваем его так же аккуратно. Теперь очень важный момент, придерживая от поворота за вторую сторону клапана,нужно поставить метки(нацарапать) на клапане холостого хода. Метки должно быть две и разных, чтобы вы потом не перепутали положение клапана, так как он вращается на 360 градусов, то поставить его можно в двух положениях, одно из которых неправильное. Нацарапать нужно потому, что очиститель разъест любой маркер. Если соберете не правильно, машина после прогрева будет то повышать то понижать обороты с определенной переодичностью.

Если не откручиваются болты КХХ — не мучайтесь!

Вот снятый клапан ХХ
Видите, сколько сажи? ЧИСТИМ!
К сожалению, не сфоткал грязь в самом блоке заслонки… Вот только уже почищенную смотрите —
Обратите внимание — чёрная точка, внутри, это не грязь и не пылинка, это маленькая дырочка . При той забитости котороая была до чистки её не видно вообще! Слой мм 2 сажи лежал.
Всё, теперь все страшное позади)) Можно приступать собственно к чистке, вооружившись балончиком любого очистителя для карбюраторов, форсунок, инжекторов и тд. А вот еще, перед тем как крутить клапаночек, попробуйте его из того состояния в котором он стоит, покрутить слегка в обе стороны, если будет подзаедать значит точно причина в КХХ.
Очиститель хорошо брызгать в среднюю трубку(в две остальные собственно бессмысленно), тряпкой вычищать нагары и отложения. Со стороны где стояла биметалическая пластинка скорее всего будет выходить нагар из подшипника, чистить нужно пока он от туда не перестанет выходить.
В результате получится должно что-то вроде этого.
Сборка в обратном порядке.Не забудьте подключить все разъемы и трубки в правильном порядке))
Так же рекомендую вытащить предохранитель EFI(минут на 5) для того чтобы после чистки ЭБУ переобучился. Первое время обороты ХХ будут скорее всего выше че надо, но примерно через сутки(у некоторых дольше) эксплуатации они должны устаканится.
Если это не произошло, значит у вас скорее всего уже накручен винт ограничении оборотов ХХ. (На старых моделях 4S) Его нужно выкручивать, обороты будут падать.
Когда эл. магнит КХХ ставить будете, смажте его небольшим количеством герметика. Так же в качестве опыта, после чистки я немного смазал подшипники, на которых вращается КХХ аналогом ВДшки в небольшом колличестве. Потому как при чистке вымывается вся смазка, а так хоть что то будет у подшипников внутри.
Конечно, ушла вибрация на D . Повысились прогревочные обороты. Остальное — резвее, динамичнее — скорее плацеба . Да, когда сам грязищу эту увидишь, не пожалеешь, что разобрал.
Хочу ленивых предупредить — чистить без снятия, брызгая на заведёном в «дуло» БДЗ не рекомендую. Я видел эту грязь, и не хочу чтобы она туда летела. Уж лучше снять, почистить, просушить.
Работы примерно на час.
После завершения работы не забудьте стереть ошибки и статистику с блока управления:
Вложение: Комментарий к файлу: Стирание ошибок с блока управления
Clip_5.jpg
Материал подготовлен по ссылкам:
http://forums.drom.ru/toyota-ipsum-nadi … 35558.html
http://toyota-club.net/files/06-01-10/0 … c_iscv.htm
http://www.vistaclub.ru/modules.php?nam … C7&start=0
http://www.vistaclub.ru/modules.php?nam … highlight=
http://forums.drom.ru/toyota-caldina-ca … 68458.html
http://toyota-club.net/files/06-01-10/0 … scv-4s.htm
http://www.vistaclub.ru/modules.php?nam … highlight=

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*