admin / 20.03.2020

Беспилотные машины Яндекс

Начать работу над беспилотниками в 2018 году поручил премьер-министр Дмитрий Медведев. Первыми регионами, принявшими участие в программе, стали Московская область и Республика Татарстан – здесь за проект взялись «Яндекс» и «КамАЗ». Как сообщает издание «КоммерсантЪ», «Яндекс» сконструировал целых пять моделей таких транспортных средств, а в марте 2020 взялся за тестирование одного из них, созданного на базе Hyundai Sonata. А вот у «КамАЗа» в Татарстане возникли проблемы: оказалось, что воплощение мечты о машине на автопилоте технически невозможно. Далеко не на всех трассах региона есть стабильное интернет-соединение, которое является ключевым элементом в работе системы. Но есть ли перспективы у беспилотных автомобилей в России в принципе?
По мнению экспертов, эра, в которой самостоятельно передвигающиеся авто станут полноправными участниками дорожного движения наряду с другими транспортными средствами, уже не за горами. К 2025 году продажи беспилотников будут занимать до 40% от всего автомобильного рынка, уверяет руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.
Однако это прогнозы для мировой статистики, доля в которой России вряд ли будет высокой в ближайшее время. По данным аудиторской компании KPMG, в 2019 году РФ занимала одно из последних мест по готовности инфраструктуры к беспилотному транспорту. Для подобных автомобилей требуется серьезное техническое оснащение проезжей части: установка сложной системы камер, специальных сенсоров, навигационных датчиков и радаров. Кроме того, вся техника должна взаимодействовать сразу и с машиной, и с системой SLAM, то есть одновременно локализовать беспилотник и быть его глазами, простраивая для бортового компьютера карту местности и навигацию по маршруту, объясняет руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус» Владимир Максимов.
При этом оснащение каждых 100 км трассы таким набором техники обходится примерно в 1 млрд руб., с учетом протяженности российских дорог сумма получается более чем внушительная. Необходимо работать над снижением себестоимости, разрабатывая собственную аналогичную технику и софт.
«В контексте инфраструктурной готовности России к беспилотникам нельзя не упомянуть проблему с предоставлением радиочастотного ресурса для развертывания сетей 5G, на основе которых строится коммуникация беспилотного транспорта и умной дороги. Тут необходим диапазон 3,4–3,8 ГГц, который у нас занят среди прочего средствами связи спецназначения. Пока компромисс в этом вопросе не достигнут», – добавил специалист.
Еще одна сложность для развития рынка беспилотных автомобилей – отсутствие законодательной базы, которая регламентировала бы их участие в дорожном движении. В этой области в России на сегодняшний день существует только один нормативный акт – постановление правительства РФ № 1415 от 26 ноября 2018 г., убежден доктор технических наук, профессор МАДИ Михаил Якимов. По прогнозам экспертов, полноценное юридическое поле по данному вопросу сформируется не ранее чем через 2–3 года.
Впрочем, продолжать работу над внедрением беспилотников отсутствие правового поля не мешает. На данный момент тестирования в Москве и Татарстане завершены, на очереди ряд других регионов, в том числе Санкт-Петербург. В Северной столице этим занимается компания «Беспилотный автомобиль StarLine». Планировалось, что первые испытания на реальных городских дорогах их разработки начнутся уже в апреле, однако из-за эпидемиологической ситуации сроки пришлось скорректировать.
«Сертификацию мы прошли в конце мая и сейчас осталось сделать отметку в ПТС в ГАИ. Мы записаны к ним на 29 июня. После этого планируется тестирование», – сообщила представитель пресс-службы компании Татьяна Парван.
Изменения коснулись и предполагаемой зоны тестирования: если ранее StarLine намеревался выпустить беспилотник на Сампсониевский и Лесной проспекты, то теперь тестировать умный автомобиль будут поездками вокруг Марсова поля.

Анастасия Игонина

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Максим Стулов / Ведомости

Беспилотные автомобили «Яндекса» проехали 1 млн км по дорогам России, США и Израиля, сообщила компания. Основную часть этого пробега машины прошли по дорогам общего пользования, в условиях реального трафика, самую большую часть – в Москве, уточнил руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук. «Первый миллион километров подтвердил, что технология работает и применима в условиях реального городского трафика», – сказал он.

Компания проводит тестирование на дорогах общего пользования с начала 2018 г. Тестирование ведется вне зависимости от времени суток и ситуации на дорогах. С ростом автопарка увеличивается пройденное беспилотниками расстояние: за 2018 г. машины проехали 75 000 км, в августе 2019 г. такое расстояние они проезжали за неделю. Сейчас за один день автомобили под управлением компьютерной программы проезжают суммарно 15 000 км. Пробег одного из самых старых автомобилей парка – «Бернарда» (компания называет тестовые машины именами персонажей сериала «Мир Дикого Запада») – больше 76 000 км.

Компания собирается увеличить тестовый автопарк, чтобы он мог проезжать 1 млн км в неделю. Сейчас в тестовом флоте компании более 50 машин, до конца года компания собиралась довести их число до 100, затем до 1000. «Это позволит нам осваивать больше дорожных сценариев, совершенствовать текущие алгоритмы, учиться действовать в новых редких ситуациях и таким образом развивать технологию еще быстрее», – говорит Полищук.

Размеры тестового флота и его пробег является ключевым показателем в соревновании по разработке беспилотников: чем больше пробег, тем больше накопленных данных для написания алгоритмов, тем больше умеет и понимает управляющая автомобилем программа. Waymo, подразделение разработки беспилотных автомобилей Google, располагает 600 оборудованными для беспилотного передвижения Chrysler Pacifica Hybrid, говорил в июле 2018 г. гендиректор компании Джон Крафчик. В середине прошлого года суммарный пробег беспилотных машин Waymo (проводит испытания с 2009 г.) превысил 8 млн миль (12,87 млн км), а тестовый флот проезжал 25 000 миль в сутки (40 234 км), т. е. к концу лета 2019 г. суммарный тестовый пробег мог достигнуть 29 млн км.

Cruise Automation, подразделение разработки беспилотных автомобилей General Motors в начале этого года отчиталось регуляторам о пробеге 447 000 миль (719 377 км) за 2018 г. против 131 000 миль годом ранее. Подразделение Uber, Advanced Technologies Group (ATG), заявляло о преодолении отметки в 2 млн миль еще в 2017 г., но компания останавливала тестирование беспилотников на 10 месяцев в прошлом году после аварии, в которой погибла пешеход. Тестовый парк самоуправляющихся машин ATG состоит примерно из 250 автомобилей.

Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС Генеральный директор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож прокатил премьера Дмитрия Медведева на беспилотном автомобиле «Яндекса» по территории инновационного центра «Сколково», сообщила пресс-служба компании 1/5 Пресс-служба «Яндекса» В «Сколкове» в эти дни проходит форум «Открытие инновации», где сегодня выступал Медведев. Ранее во вторник «Яндекс» подписал со «Сколково» соглашение о запуске беспилотного такси по территории инновационного центра 2/5 Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС Перед стартом пассажиры пристегнулись 3/5 Пресс-служба «Яндекса» Автомобиль проехал без водителя за рулем. На переднем пассажирском месте был инженер «Яндекса» 4/5 Пресс-служба «Яндекса» «Сколково» станет первой в России тестовой зоной, где беспилотный автомобиль можно вызвать через приложение «Яндекс.Такси», утверждает «Яндекс» 5/5

В российской компании подчеркнули, что конечной целью разработок и испытаний является создание автономного автомобиля «5 уровня». Это значит, что машина сможет ориентироваться на дороге и передвигаться полностью самостоятельно – без какого-либо вмешательство со стороны человека.

Судя по видеоролику, тесты первых беспилотников пока проводятся на закрытом полигоне. При этом в «Яндексе» заявили, что компания рассчитывает начать испытания своих автономных машин на общественных дорогах в следующем году.

На данный момент испытания автомобилей системами автономного управления ведет множество компаний, включая такси-сервисы Uber и Lyft. Компания Waymo, дочернее предприятие Google, ведет тесты беспилотников с участием реальных пассажиров.

Ранее сообщалось, «Яндекс.Такси» планирует запустить в Москве сеть беспилотного транспорта с технологией интеллектуального распределения заказов. Об этом в интервью изданию «M24» рассказала руководитель PR-проектов сервиса Элина Ставинская. По ее словам, компания-перевозчик видит большой потенциал в совмещении беспилотных авто и технологий интеллектуального распределения заказов, таких как учет дорожной ситуации и специальных пожеланий пользователей.

По прогнозам специалистов Высшей школы экономики, первые беспилотные такси и автомобили каршеринга с системами автоматического управления могут появиться в Москве в течение 10 лет.

Яндекс

Яндекс представил четвертое поколение беспилотного автомобиля, которое на этот раз было создано вместе с инженерами Hyundai Mobis. Беспилотник выполнен на базе Hyundai Sonata и оборудован лидарами, в том числе боковыми, новыми камерами с разными фокусными расстояниями, а также радарами, которые теперь установлены и на крыше, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1. Общий пробег беспилотников Яндекса теперь достиг пяти миллионов километров.

Яндекс представил свой беспилотный автомобиль в 2017 году. Тогда инженеры использовали Toyota Prius — этот гибрид часто применяется в качестве платформы для беспилотных автомобилей из-за простоты интеграции компьютеров и другого оборудования для электронного управления автомобилем. Затем компания развернула большую программу испытаний в России, а также запустила два тестовых сервиса беспилотного такси в Иннополисе и Сколково. А в конце 2019 года Яндекс объявил о создании лидаров и блоков камер собственной разработки для использования в беспилотниках.

Компания собирается создать универсальный программно-аппаратный комплекс, который можно будет относительно легко адаптировать к разным моделям автомобилей. Она планирует использовать его в своем будущем сервисе, который будет представлять собой гибрид такси и каршеринга, а также поставлять другим производителям. Предполагается, что одним из них станет Hyundai — в 2019 году компании подписали соглашение о совместной разработке прототипов, а в дальнейшем и полноценных беспилотных автомобилей четвертого и пятого уровней автономности.

Основной блок с датчиками на крыше

Яндекс

Поделиться

Беспилотный автомобиль на базе Hyundai Sonata

Яндекс

Поделиться Теперь компании представили первую совместную разработку — прототип беспилотника с аппаратным комплексом нового поколения, выполненный на базе серийного автомобиля Hyundai Sonata. В новом поколении используется больше камер, причем теперь в машине установлены камеры с разным фокусным расстоянием: широкоугольные камеры для обзора близких объектов и отдельные камеры с более узким полем зрения для отслеживания отдаленных объектов. Также инженеры добавили в основной блок датчиков на крыше радары. Такое расположение позволяет получать данные о других автомобилях на большем расстоянии, чем при стандартном расположении под бампером или других низких элементах. Как и в прошлых прототипах, в новой версии используются лидары, расположенные на крыше, крыльях и спереди на радиаторной решетке. Расположение лидаров спереди и на крыльях позволяет получать данные при поворотах и выезде из дворов еще в момент, когда автомобиль только «высунул» переднюю часть на дорогу.

Яндекс отмечает, что этот прототип стал первым, в котором работали инженеры обеих компаний. Инженеры Hyundai Mobis адаптировали электронные блоки управления под нужды системы управления Яндекса. До конца 2020 года компании собираются создать сто таких автомобилей.

Также представитель Яндекса рассказал N + 1 о состоянии проекта в целом. Парк беспилотников компании стал проезжать большее расстояние. Их суммарный пробег достиг пяти миллионов километров. Для сравнения, осенью 2019 года Яндекс объявил о первом миллионе. Испытания проходят не только в России, но также в Израиле и США. В последней стране компания раньше использовала свои машины для демонстрации технологии на выставке CES в Лас-Вегасе, однако теперь представитель Яндекса рассказал, что разработчики собираются развернуть полноценную программу испытаний с как минимум несколькими автомобилями в штате Мичиган. Одно из его преимуществ заключается в том, что транспортные власти штата разрешают испытывать беспилотники без оператора в салоне. Изначально компания планировала показать автомобили на автосалоне в Детройте, но он был отменен из-за пандемии нового коронавируса.

В России есть и другие разработчики беспилотного транспорта. В области пассажирских беспилотников можно выделить «НПО «Старлайн», которая недавно объявила о скором начале тестирования своего беспилотника в Санкт-Петербурге. В промышленной технике одну из ведущих позиций занимает Cognitive Technologies, автоматизирующая сельскохозяйственную и другую технику. В конце мая компания подписала соглашение на поставку почти 250 беспилотных комбайнов в пять регионов России, причем первые машины поступят на поля уже в июне.

Григорий Копиев

Autonomy — смотрим официальный трейлер фильма о беспилотных автомобилях

Уникальное цветное рекламное видео 1956 года из США — как General Motors видели развитие автоиндустрии с беспилотами

Прошлое беспилотных автомобилей не менее интересно, чем их будущее. Сегодня вопрос господства беспилотов на дорогах уже не обсуждается – он давно решен. Но еще каких-то 40-50 лет назад о том, чтобы передать управление транспортным средством роботу, не могло быть и речи. Эти идеи казались утопическими для всех, кроме пионеров беспилотного автопрома.

Как все начиналось

Все началось еще в далеких 30-х годах ХХ века, когда инженерам компании General Motors пришли на ум две гениальные для того времени идеи.

  • Первая идея состояла в том, что машины будут управляться с помощью радиосигналов. Так они смогут контролировать дистанцию на трассе и избегать аварийных ситуаций.
  • Вторая была более интересной – для реализации беспилотных поездок нужно построить специальные трассы в виде скейтбордных рамп. Автомобили будут ехать посередине, а если их начнет клонить к обочине, сила притяжения вернет их на место, в углубление дороги.

И хотя идеи были встречены скептически, они дали мощный толчок для развития технологий в нужном направлении.

Уже в 50-х технологи General Motors протестировали «умный» автомобиль Firebird II, который кроме новой системы торможения имел магнитные датчики и взаимодействовал с «умной» дорогой (с электро-кабелем под асфальтом). Версия №3 этого концепт-кара оснащалась первой системой автопилота, которая известна сегодня в качестве круиз-контроля. Эта система отвечала за удерживание постоянной скорости и значительно облегчала задачи водителя на дороге. Но до автопилота было еще далеко.

General motors Firebird II — первый автомобиль в мире с системой круиз-контроля

Первые беспилотные эксперименты

В историю беспилотных авто вошел 1961 год, когда учащийся Стэнфорда Джеймс Адамс создал и протестировал первую самоуправляемую тележку. Она управлялась обычным сигналом, посредством кабеля. Но уже второй прототип Стэнфордской тележки был радиоуправляемым.

Этот эксперимент не прошел незамеченным и в 1970-х годах известный ученый-практик Дж. Маккарти внес свои корректировки в устройство тележки, модернизировал ее с помощью системы технологического зрения. Теперь тележка могла передвигаться самостоятельно и ориентироваться при этом на линию белого цвета. Прототип также оснастили дальномером, видеокамерами и 4-мя каналами для сбора данных. Но и этого оказалось мало пытливому уму Маккарти – еще в 70-х он попытался создать трехмерное картографирование местности.

После успехов Маккарти усилия инженеров были брошены на создание 100% автономного транспорта без дистанционного управления. Ученые США и Японии добились значительных успехов, однако настоящий прорыв совершили немецкие исследователи во главе с Эрнстом Дикмансом.

«Умная» машина Дикманса

Это звание присуждается автоматизированному Mercedes-Benz Vario. Внушительные размеры этого фургона позволили поместить огромную компьютерную систему, и силиконовый мозг стал управлять передвижением 5-ти тонного железного монстра. Первый беспилотник Дикманса стал прототипом современных робокаров – здесь впервые были применены вычислительные механизмы и система имитации движения глаз. Эти инновации позволили сформировать модель обучения автомобиля, который самостоятельно оценивает ситуацию и принимает решения.

Автоконцерн Daimler-Benz обратил пристальное внимание на разработки Дикманса и запустил проект «Прометей», основной целью которого было усовершенствование беспилотников и достижение беспрецедентной безопасности на дорогах. Проект взял старт в 1987 году и за время его существования (8 лет) было потрачено больше 1 млрд долларов. «Прометей» вошел в историю как самый дорогой проект в сфере разработок робокаров ХХ века. Однако инвестиции были потрачены не зря.

К середине 90-х миру были представлены два роботизированных беспилотника — VaMP и VITA-2. Они прошли успешное тестирование на полигоне (в области Парижа), в процессе которого:

  • передвигались со скоростью до 130 км/ч полностью на автопилоте;
  • самостоятельно перестраивались и меняли ряд;
  • следили за дистанцией и передвижением других участников движения;
  • обгоняли впереди идущие машины.

Результатами проекта «Прометей» и разработками Дикманса воспользовались для серийного производства Mersedes-ов S-класса 1995 года. Эти машины были оснащены более продвинутой системой круиз-контроля, которая позволяла адаптироваться к средней скорости автомобильного потока и не нарушать дистанцию между авто.

Беспилотное настоящее

  • В 2004 году состоялось первое в истории авто-соревнование с участием робокаров DARPA, где беспилотники настойчиво заявили о себе.
  • В 2010 году мир увидел первый автопилот Google, разработанный на базе модели Toyota. Оснащенный радарами, видеокамерами и системой LIDAR, этот Гуглмобиль мог ориентироваться в пространстве, узнавать дорожные знаки и взаимодействовать с другими участниками автопотока.
  • В 2012 году испытания своего беспилотника провела компания AUDI. Машина на автопилоте развивала скорость до 193 км/ч, отлично вписывалась в повороты и ускорялась на трассе.
  • В 2013 Nissan и Honda доказали эффективность своих запатентованных систем автопилотирования. В планах компаний – начать массовое производство роботизированных авто в 2020 году.
  • В 2014 шведская компания Volvo протестировала первый беспилотник с уникальной системой Drive Me. Успехи испытания позволили прогнозировать серийный выпуск робокаров этой марки уже в конце 2018 года.
  • В 2015 появились первые серийные беспилотники – Tesla Model S, которые передвигаются на дорогах на 100% самостоятельно. Они наравне с Гуглмобилями считаются эталоном беспилотных технологий.
  • 2016-2017 – период, когда все крупные авто-компании заявили о разработках собственных прототипов робокаров и планах на их серийный выпуск.

Перспективы беспилотного транспорта

О том, что искусственный интеллект отберет право у человека на вождение, говорят много и достаточно громко. Сегодня беспилотники признаны самым безопасным способом передвижения, а завтра они станут единственным выбором для человечества. Пройдет 10-20 лет и их господство станет тотальным.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*